Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся.
материал по теме
ФГОС. Содержательный раздел ООП НОО. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_duhovno-nravstvennogo_razvitiya.doc | 112.5 КБ |
Предварительный просмотр:
3. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования
3.1. Пояснительная записка
Программа духовно-нравственного воспитания и развития учащихся разработана в соответствии с требованиями Закона «Об образовании», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Концепции УМК и опыта реализации воспитательной работы МКОУ Краснозёрской школы № 2 имени Ф.И. Анисичкина.
Программа направлена на воспитание в каждом ученике гражданина и патриота, на раскрытие способностей и талантов учащихся, подготовку их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Программа реализуется образовательным учреждением в постоянном взаимодействии и тесном сотрудничестве с семьями учащихся, с социальными партнерами школы.
Цель: воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Задачи:
создание условий для эффективного духовно-нравственного воспитания учащихся;
формирования гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
воспитание нравственных чувств и этического сознания;
воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
воспитание ценностного отношения к природе;
воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.
укрепление взаимодействия семьи и школы в вопросах духовно-нравственного воспитания и развития младших школьников.
Принципы программы:
принцип ориентации на идеал;
принцип следования нравственному примеру;
принцип целостности учебно-воспитательного процесса;
принцип природосообразности;
принцип сотрудничества;
системно-деятельностный подход;
личностно-ориентированный подход;
принцип целостности картины мира.
Ценностные установки духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальной школы согласуются с традиционными источниками нравственности, которыми являются следующие ценности:
патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);
социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);
гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);
семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);
труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);
наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);
традиционные российские религии (учитывая светский характер обучения в государственных и муниципальных школах, ценности традиционных российских религий принимаются школьниками в виде системных культурологических представлений о религиозных идеалах);
искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);
природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля);
человечество (мир во всем мире, многообразие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество).
Планируемые результаты
приобретение социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни;
получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;
получение опыта самостоятельного общественного действия;
появление значимых эффектов воспитания и социализации детей – формирование у школьников коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности и социокультурной идентичности в ее национально-государственном, этническом, религиозном, гендерном и других аспектах.
3.2. Основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания
3.2.1.Создание социально открытого пространства
Реализация программы предполагает создание социально открытого пространства, когда каждый педагог, сотрудник школы, родители разделяют ключевые смыслы духовных и нравственных идеалов и ценностей, положенных в основание данной программы, стремясь к их реализации в практической жизнедеятельности:
в содержании и построении уроков;
в способах организации совместной деятельности взрослых и детей в учебной и внеучебной деятельности; в характере общения и сотрудничества взрослого и ребенка;
в опыте организации индивидуальной, групповой, коллективной деятельности учащихся;
в специальных событиях, спроектированных с учетом определенной ценности и смысла;
в личном примере ученикам.
Организация социально открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, нравственного уклада жизни обучающихся осуществляется на основе следующих принципов:
нравственного примера педагога – нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам;
социально-педагогического партнерства – целесообразные партнерские отношения с другими субъектами социализации: семьей, общественными организациями и традиционными российскими религиозными объединениями, учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта, СМИ;
индивидуально-личностного развития – педагогическая поддержка самоопределения личности, развития ее способностей, таланта, передача ей системных научных знаний, умений, навыков и компетенций, необходимых для успешной социализации;
интегративности программ духовно-нравственного воспитания – интеграция духовно-нравственного развития и воспитания в основные виды деятельности обучающихся: урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную;
социальной востребованности воспитания – соединение духовно-нравственного развития и воспитания с жизнью, реальными социальными проблемами, которые необходимо решать на основе морального выбора.
Программа реализуется в рамках урочной, внеурочной, внешкольной деятельности, социальных и культурных практик, в семейном воспитании.
Усиливается роль классного часа. Он становится воспитательным часом - системой планомерной организации жизни детского коллектива. Классный руководитель обеспечивает: педагогическую поддержку решения школьниками межпредметных воспитательных задач; подготовку и проведение внеклассных и внешкольных воспитательных мероприятий; участие в добровольных детских разновозрастных организаций различной направленности; координацию программ семейного и школьного воспитания; содействие в решении индивидуальных проблем духовно-нравственного развития детей.
3.2.2.Реализация программы в урочной деятельности
В содержание учебников УМК « Начальная школа 21 века» и «Школа России» заложен огромный воспитывающий и развивающий потенциал, позволяющий учителю эффективно реализовывать целевые установки, заложенные в «Программе духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».
Отбор содержания учебного материала осуществлен с ориентацией на формирование базовых национальных ценностей. Средствами разных предметов в детях воспитывается благородное отношение к своему Отечеству, своей малой Родине, своему народу, его языку, духовным, природным и культурным ценностям, уважительное отношение ко всем народам России, к их национальным культурам, самобытным обычаям и традициям, к государственным символам Российской Федерации. Дети знакомятся с образцами служения Отечеству, постигают причастность каждого человека, каждой семьи к жизни России, осознают значимость усилий каждого для благополучия и процветания Родины, чтобы уже в этом возрасте почувствовать себя маленькими гражданами великой страны.
Важное место занимают курсы «Основы духовно-нравственной культуры народов России» и «Основы религиозных культур и светской этики». Курсы решают задачи формирования у младших школьников мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
3.2.3.Организация работы с детьми
Основные направления | Содержание деятельности | Формы занятий |
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека | Получение первоначальных представлений о Конституции России, ознакомление с государственной символикой – Гербом, Флагом Российской Федерации, символикой Новосибирской области и Краснозёрского района. | Оформление стендов с государственной символикой; беседы; чтение книг; тематические классные часы; уроки мужества; викторины; конкурсы и др.; уроки окружающего мира и основ духовно-нравственной культуры народов России. |
Знакомство с героическими страницами истории России, жизнью выдающихся людей, с правами и обязанностями гражданина. | Беседы, экскурсии, совместные мероприятия с художественно-краеведческим и школьным музеями, библиотечные уроки, просмотр фильмов, классные часы, уроки окружающего мира и литературного чтения. |
Знакомство с историей и культурой родного края, народным творчеством, культурными традициями, фольклором, особенностями быта народов России. | Уроки музыкального и изобразительного искусства, окружающего мира, литературного чтения, основ духовно-нравственной культуры народов России. Экскурсии в музеи; творческие конкурсы; концерты; выставки; фестивали; праздники. Мульпросмотры. |
Знакомство с важнейшими историческими событиями в истории нашей страны, содержанием и значением государственных праздников | Уроки окружающего мира, основ духовно-нравственной культуры народов России. Классные часы; участие в конкурсах; совместные мероприятия с художественно-краеведческим музеем и районной детской библиотекой; подготовка докладов; встречи с интересными людьми. |
Воспитание нравственных чувств и этического сознания | Получение первоначальных представлений о базовых ценностях отечественной культуры, традиционных моральных нормах российских народов | Уроки окружающего мира, литературного чтения, основ духовно-нравственной культуры народов России. Тематические классные часы, этические беседы. |
Ознакомление с деятельностью традиционных религиозных организаций (с согласия законных представителей) | Встречи, экскурсии, беседы, праздники. |
Приобретение опыта ролевого нравственного взаимодействия | Классные часы, игровые программы, круглые столы; тренинги; часы общения; дни вежливости. Внеурочная деятельность: «Этика: азбука добра», «Все цвета, кроме чёрного» |
Знакомство с основными правилами поведения в школе, общественных местах, обучение распознаванию хороших и плохих поступков. | Беседы; классные часы; наблюдение и обсуждение в педагогически организованной ситуации поступков, поведения разных людей; встречи с социальным педагогом; тренинги. |
Посильное участие в делах благотворительности, милосердия | Участие в акциях «Доброе сердце», «Подари игрушку». Декада добрых дел. |
Расширение опыта позитивного взаимодействия в семье | Участие в семейных праздниках, выполнение и презентация совместно с родителями творческих проектов; проведение мероприятий, раскрывающих историю семьи, воспитывающие ценностное отношение к семье. |
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни | Знакомство с профессиями своих близких. Умение творчески применять знания, полученные при изучении учебных предметов, на практике. | Уроки технологии, окружающего мира. Творческие проекты; классные часы; встречи с родителями; презентации; экскурсии на предприятия. |
Приобретение начального опыта участия в различных видах общественно-полезной деятельности | Трудовые акции |
Воспитание ценностного отношения к природе | Усвоение элементарных представлений об экокультурных ценностях, традициях этического отношения к природе в культуре народов России, других стран, нормах экологической этики. | Уроки окружающего мира; беседы; классные часы; конкурсы; библиотечные уроки; виртуальные путешествия; КВН. |
Получение первоначального опыта эмоционально-чувственного непосредственного взаимодействия с природой, экологически грамотного поведения | Экскурсии, походы |
Получение первоначального опыта участия в природоохранительной деятельности | Акции; участие в конкурсах; проектная деятельность. |
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях | Получение элементарных представлений об эстетических идеалах и художественных ценностях культуры России, культур народов России | Уроки изобразительного и музыкального искусства, окружающего мира, технологии, основ духовно-нравственной культуры народов России; выставки; совместные мероприятия с художественно-краеведческим музеем; детской школой искусств; классные часы; просмотр фильмов; просмотр и постановка спектаклей. |
Ознакомление с эстетическими идеалами, традициями художественной культуры родного края, с фольклором и народными художественными промыслами. | Уроки технологии, изобразительного искусства. Классные часы, выставки, заочные путешествия, фестивали народного тверчества. |
Обучение видеть прекрасное в окружающем мире, природе родного края; понимать красоту окружающего мира через художественные образы | Участие в конкурсах, беседы, экскурсии, чтение литературных произведений |
Получение первоначального опыта самореализации в различных видах творческой деятельности | Проектная деятельность; участие в творческих конкурсах; участие в эстетическом оформлении класса, школы. |
3.2.5. Повышение педагогической культуры родителей
Педагогическая культура родителей – один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации младших школьников. Уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов нравственного уклада жизни младшего школьника. В силу этого повышение педагогической культуры родителей необходимо рассматривать как одно из важнейших направлений воспитания и социализации младших школьников.
Формы повышения педагогической культуры родителей (законных представителей) обучающихся: родительское собрание, родительская конференция, организационно-деятельностная и психологическая игра, собрание-диспут, родительский лекторий, семейная гостиная, встреча за круглым столом, вечер вопросов и ответов, семинар, педагогический практикум, тренинг для родителей и др.
Тематика родительских собраний.
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
Обязанности родителей, нормативно-правовая база. Развитие фантазии и воображения. | Эстетическое воспитание ребёнка. Родительский авторитет: истинный и ложный. | Атмосфера семьи как фактор формирования личности ребёнка. | Традиции семьи, их роль в воспитании. Роль отца в воспитании. |
Совместные мероприятия: праздники, защита проектов, конкурсы и др.
Выпуск памяток для родителей по теме семейного воспитания.
Встречи с социальным педагогом, психологом по вопросам семейного воспитания.
Выставки научно - методической литературы.
Индивидуальные консультации психолога, социального педагога, заместителя директора школы по воспитательной работе.
3.3. Мониторинг достижения планируемых результатов
Основные результаты духовно-нравственного развития и воспитания учащихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, в которых ведущими методами будут: экспертные суждения (родителей, партнеров школы); анонимные анкеты, позволяющие анализировать (не оценивать) ценностную сферу личности; различные тестовые инструменты, созданные с учетом возраста; самооценочные суждения детей.
Инструментарий мониторинга:
Диагностика нравственной воспитанности по методике М.И. Шиловой
Анкета «Необитаемый остров», «Настоящий друг» (А.С. Прутченков)
Тест «Хороший ли ты сын/дочь» (Л.И. Лаврентьева)
Самооценка личности младшего школьника
Проектная методика «Автопортрет»
Изучение удовлетворённости школьной жизнью по методике А.А. Андреева.
Социометрия.
Определение социальной активности школьника (методика Е.Н. Степанова)
Диагностика уровня воспитанности (Н.П. Капустина)
Тест «Размышления о жизненном опыте» (Е.Щуркова)
Диагностики: нравственная самооценка, этика поведения, отношение к жизненным ценностям. и др.
Список использованной литературы
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М. : Просвещение, 2010.
Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2009.
Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования // Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / [сост. Е.С. Савинов]. – М.: Просвещение, 2010.
Методические рекомендации по разработке «Основной образовательной программы образовательного учреждения». Бродовская З.В., Волчек М.Г., Дмитриенко З.И., Колесова С.Н., Молокова А.В., Погребняк Е.В., Смолеусова Т.В.
Основная образовательная программа образовательного учреждения, начальная школа: практический аспект / Методические рекомендации // Л.П. Барылкина, Н.С. Махина, Е.А. Лукина. – Воронеж: ВОИПКиПРО, 2011.
Дереклеева Н.И. Родительские собрания. 1-4 классы. М.: Вако,2004.
Косачёва И. П. Нравственное развитие младшего школьника в процессе обучения и воспитания. Москва, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»
ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...
ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»
ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...
ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»
ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...
ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»
ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...
ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»
ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...
Программа ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ОБУЧЕНИЯ и ВОСПИТАНИЯ
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по ФГОС...