Педагогический проект: «Укрепление здоровья детей дошкольного возраста через духовно- нравственное воспитание»
проект по физкультуре
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №78 комбинированного вида»
городского округа Саранск
ПРИНЯТО на педагогическом совете протокол № ___ от «___» __________ 20___г. | УТВЕРЖДЕНО Заведующая МДОУ «Детский сад №78 комбинированного вида» _________________Т. Н. Власова «___»___________ 20____г. Приказ №___ от «___» ___________ 20___г. |
Педагогический проект:
«Укрепление здоровья детей
дошкольного возраста через духовно- нравственное воспитание»
(срок реализации 2 года)
Разработала: инструктор
по физической культуре
Куркова Т.И.
Саранск, 2022-2024 уч.год
Актуальность проекта
Проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения в последние годы приобретает все большую актуальность. Перед детским садом в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и в целом физическому развитию детей, как фундаментальной составляющей общечеловеческой культуры.
Двигательная активность дошкольников является важнейшим компонентом их образа жизни и поведения. Она зависит от организации физического развития и воспитания детей, от уровня их подготовленности, от условий жизни, индивидуальных особенностей и функциональных возможностей растущего организма. Также установлена прямая зависимость между уровнем двигательной активности детей и их словарным запасом, развитием речи, мышлением.
Поэтому искусству сохранения и укрепления здоровья, формирования осознанной потребности в здоровом образе жизни должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном возрасте. Кроме этого, именно в этом возрасте отмечается более тесная связь ребенка с семьей, что помогает наиболее эффективно воздействовать не только на ребенка, но и на членов его семьи.
Анализ анкетирования показывает, что во многих семьях потребность дошкольников в движении удовлетворяется далеко не полностью, предпочтение отдается просмотру телепередач, компьютерным играм, занятиям статического плана и малоподвижным играм. Большая загруженность родителей ведет к сокращению прогулок на свежем воздухе, тем самым естественная потребность ребенка в движении в семье пусть неосознанно, но подавляется. Основными причинами таких результатов является то, что родители недооценивают роль двигательной активности, обеспечивающей здоровую жизнедеятельность ребенка, недостаточно осознанно подходят к процессу физического воспитания детей, занижая свою роль в этом процессе и перекладывая основную нагрузку на образовательное учреждение. И как следствие не понимают важности всех критериев, способствующих формированию здорового образа жизни у детей.
Забота о здоровом образе жизни - это основа физического и нравственного здоровья, а обеспечить укрепление здоровья можно только путем комплексного решения педагогических, медицинских и социальных вопросов.
Проблема: В последние годы проблема нравственно воспитания детей дошкольного возраста приобрела особую значимость. Это вызвано обновлением содержания образования и воспитания дошкольного детства и необходимостью более ранней ориентации и творческого саморазвития личности дошкольника. Нравственно воспитание – одна из актуальных и сложнейших проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям.
Гипотеза: если мы в процессе организованной, оздоровительной деятельности будем формировать у воспитанников осознанное отношение к своему здоровью, понимать значение и преимущество хорошего самочувствия, то это поможет сохранению, укреплению, оздоровлению детей.
Так появилась необходимость введения в жизнь детей проекта «Укрепление здоровья детей дошкольного возраста через духовно- нравственное воспитание»
Цель проекта: создание необходимых условий воспитания и развития ребёнка, направленных на сохранение и укрепление физического и нравственного здоровья детей.
Формирование у всех участников проекта мотивации к занятиям физической культурой и спортом, а также потребности в новых знаниях о способах сохранения и укрепления здоровья.
Задачи проекта:
Образовательные:
- совершенствовать здоровьесберегающее пространство;
- расширять и обогащать опыт детей по способам и правилам сохранения его здоровья;
- продолжать приобщать родителей к активной совместной работе и объединять совместные усилия по оздоровлению, воспитанию и физическому развитию воспитанников;
- расширять и обогащать опыт родителей по способам и правилам сохранения здоровья детей.
- прививать привычку повседневной физической активности;
Оздоровительные:
- проанализировать состояние здоровья воспитанников на момент начала проекта;
- сохранять и укреплять здоровье детей на основе комплексного и системного использования доступных для детского сада средств физического воспитания, оптимизация двигательной деятельности при помощи нетрадиционных форм и методов;
- способствовать укреплению сердечно – сосудистой, дыхательной систем, стимулировать нервно – мышечную систему;
- использовать нетрадиционные методы оздоровления воспитанников;
- повышать сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям;
- улучшать психоэмоциональное состояние детей.
Развивающие:
- содействовать развитию физических качеств (ловкости, быстроты, гибкости, равновесия, глазомера, силы и выносливости);
- повышение активности и общей работоспособности;
Воспитательные:
- формировать интерес к занятиям физической культуры;
- воспитывать дружеские чувства;
- воспитывать интерес к физкультуре и спорту;
- способствовать выработке у детей привычки соблюдения режима дня, потребности в ежедневных физических упражнениях и играх.
Успешное решение поставленных задач возможно лишь при усвоении комплексного использования всех средств физического воспитания.
Объектом проекта:
является сохранение и укрепление здоровья, развитие физических качеств у детей дошкольного возраста.
Предмет проекта:
особенности взаимодействия с родителями в процессе развития физических качеств у детей через использование современных здоровьесберегающих технологий.
Участники проекта:
дети 5-7 лет, инструктор по физической культуре, воспитатели, музыкальный руководитель, учитель – логопед, родители.
Тип проекта:
оздоровительный, информационно – игровой, практический, поисковый, групповой.
Продолжительность проекта:
долгосрочный.
Срок реализации проекта:
I этап 01.09.2022 – 31.05.2023 учебный год.
II этап 01.09.2023 – 31.05.2024 учебный год.
Практическая значимость проекта:
- внедрена в практику модель организации работы по физическому развитию;
- обновлена и пополнена развивающая предметно – пространственная среда в соответствии с требованиями ФГОС ДО;
- разработано примерное перспективное планирование по физическому развитию детей 5 - 7 лет;
- подготовлены методические материалы по теме (конспекты НОД, сценарии спортивных праздников, досугов и развлечений, презентации, доклады, консультации для родителей и педагогов и другое).
Ожидаемые результаты проекта:
- создание модели организации работы по физическому развитию детей;
- обновление и пополнение развивающей предметно – пространственной среды в соответствии с требованиями ФГОС ДО;
- разработка примерного перспективного планирования по физическому развитию детей 5 - 7 лет, методических разработок;
- разработка методических материалов по теме (конспектов НОД, сценариев спортивных праздников, досугов и развлечений, видеопрезентаций для детей и родителей, консультаций для родителей и педагогов и другое).
- совершенствование уровня профессионального мастерства педагогов по физическому развитию детей дошкольного возраста;
- использование в образовательном процессе инновационных форм работы с детьми;
- повышение качества воспитательно – образовательной работы с детьми.
Предполагаемые результаты проекта:
- увеличить количество детей с высоким уровнем физической подготовленности;
- снизить заболеваемость;
- у дошкольников сформировать желание вести здоровый образ жизни;
- появление у детей возможности активного и постоянного участия во всех мероприятиях общеобразовательного процесса;
- сформировать элементарные представления о пользе занятий физической культурой и освоения культурно-гигиенических навыков;
- дети знают большое количество упражнений, много подвижных игр, пальчиковых, дыхательных, зрительных, артикуляционных гимнастик;
- активизировать участие родителей в физкультурно-оздоровительном процессе;
- повышение педагогической компетентности родителей в вопросах физического развития, здоровья и нравственного воспитания детей.
Механизмы реализации проекта:
Проект реализуется через интеграцию физкультурно - оздоровительного развития с использованием современных информационно-коммуникативных технологий и применением современных методик для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса и достижения позитивного результата. Используется комплексный подход к оздоровительной работе вместе с другими направлениями воспитания в детском саду, что отвечает современным ФГОС ДО к общеобразовательной программе.
Реализация современных педагогических технологий:
- Физкультурно-оздоровительные технологии - направлены на физическое развитие и укрепление здоровья дошкольников: развитие физических качеств, двигательной активности и становления физической культуры дошкольников, закаливание, дыхательные гимнастики, воспитание привычки к повседневной физической активности и заботе о здоровье.
Здоровьесберегающие технологии:
народные игры, подвижные игры, спортивные игры,
игровые упражнения, игровые задания, гимнастика коррегирующая,
гимнастика пальчиковая, динамическая пауза, релаксация, прогулка, утренняя гимнастика, закаливание,
бодрящая гимнастика, индивидуальная профилактическая работа,
свободная двигательная активность.
- Информационно-коммуникационные технологии (подбор и создание информационных продуктов, подбор готовых образовательных медиа ресурсов, создание собственного продукта (презентационного, обучающего);
- Использования игровых технологий (игры, эстафеты, соревнования)
- Медико-профилактические технологии (мониторинг здоровья дошкольников, организация и контроль физического развития дошкольников)
Главные принципы работы по физическому развитию по реализации проекта:
- Принцип активности и сознательности — определяется через участие педагогов и родителей в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению себя и детей. Обеспечение высокой степени инициативы и творчества всех субъектов образовательного процесса.
- Принцип систематичности и последовательности в организации здоровьесберегающего и здоровьеобогащающего процесса. Принцип предполагает систематическую работу по оздоровлению и воспитанию валеологической культуры дошкольников, постепенное усложнение содержания и приемов работы с детьми на разных этапах педагогической технологии, сквозную связь предлагаемого содержания, форм, средств и методов работы;
- Принцип «Не навреди» - Это принцип является первоосновой в выборе оздоровительных технологий в детском саду, все виды педагогических и оздоровительных воздействий должны быть безопасны для здоровья и развития ребенка.
- Принцип доступности и индивидуализации – оздоровительная работа в детском саду строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
- Принцип оздоровительной направленности — нацеленна укрепление здоровья воспитанников. Оздоровительную направленность должны иметь не только физкультурные мероприятия, но и в целом вся организация образовательного процесса в детском саду.
- Принцип взаимосвязи с семьей - соблюдение единых требований ДОУ и семьи в воспитании здорового ребенка и вовлечение в здоровьесберегающие и оздоровительные мероприятия и их оценка
Формы работы с детьми по данному направлению разнообразны:
1. Специально организованная деятельность:
- гибкий режим дня и оптимальная организация режимных моментов;
- гимнастика (сюжетная, с предметами, из подвижных игр, ритмическая, на свежем воздухе и т.д.);
- занятия по физической культуре в зале и на свежем воздухе (игровые, сюжетные, тематические, комплексные, контрольно-диагностические, тренирующие с пособиями);
- подвижные игры, спортивные эстафеты, ОРУ, основные движения;
- оздоровительный бег, босохождение;
- динамические паузы;
- бодрящая гимнастика (включающая коррегирующие упражнения на профилактику плоскостопия, нарушения осанки; дыхательную, артикуляционную, зрительную, пальчиковую гимнастику, развитие речевого дыхания, гимнастику на развитие слухового внимания, упражнения на напряжение и расслабление, игровой массаж)
- закаливающие мероприятия (босохождение, облегченная одежда, хождение по массажным коврикам, обильное мытье рук, утренний прием на улице, солнечные ванны);
- массаж;
- рациональное питание;
- проектная деятельность;
- прием детей на улице в теплое время года;
- оснащение спортинвентарем, оборудованием, наличием спортзала, спортплощадки, спортивных уголков в группах;
2. Совместная деятельность с детьми:
индивидуальная здоровьесберегающая работа, подвижные игры, праздники и развлечения, участие в соревнованиях, кружковая работа, коммуникативные игры, походы, минута тишины, музыкальные паузы, игровые беседы с элементами движений, Дни здоровья.
3. Самостоятельная деятельность детей:
в спортивном уголке, на спортплощадке с использованием пиктограмм основных движений, схем наблюдения за поведением ребенка.
4. Интеграция с другими образовательными областями:
познавательное развитие, речевое развитие, художественно - эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие.
Все формы работы позволят повысить двигательную активность детей.
Методы и приемы:
Словесные:
- Рассказ инструктора
- Рассказ ребенка
- Блиц–опрос детей старшего дошкольного возраста «Зимние виды спорта».
- Разучивание стихов о Родине.
- Консультации.
Наглядные:
- Наблюдения;
- Рассматривание предметных картинок, иллюстраций, открыток т.п.
- Демонстрация презентаций, мультфильмов, познавательных видеороликов.
Практические:
- Подвижные игры с правилами
- Игры-импровизации
- Соревнования
- Круговые тренировки
Реализация образовательных областей:
1. Физическое развитие
2. Речевое развитие
3. Социально-коммуникативное развитие
4. Художественно-эстетическое развитие
5. Познавательное развитие
Этапы реализации проекта
Подготовительный этап | Основной этап | Заключительный этап |
Изучение теоретических вопросов по физическому развитию | Внедрение разработанных программ в воспитательно – образовательный процесс. | Оценка эффективности реализации проекта |
- определение темы и проблемы будущего проекта, постановка цели и задач; - изучение и подборка литературы по данной теме; -диагностика детей и анкетирование родителей; - подбор и изготовление дидактического материала, нестандартного спортивного оборудования (совместно с родителями), картотеки игр и упражнений, разработка конспектов мероприятий; - оформление стенда для родителей с информацией по проведению мероприятий данного проекта; - подготовительная работа с родителями воспитанников и сотрудниками ДОУ. | - проведение с детьми бесед: «О спортсменах», «Что такое Олимпиада», «Разговор о правильном питании», «Здоровье и польза утренней гимнастики», «Мы любим спорт». - проведение спортивных мероприятий: игровых занятий; дидактических игр и упражнений, праздников, досугов, развлечений, веселых стартов, эстафет, викторин по ознакомлению детей с Российской Армией и флотом, пограничниками, событиями ВОВ, трудом взрослых; - чтение детям художественной литературы по теме: «Я здоровье берегу, сам себе я помогу», заучивание стихов, загадок, пословиц и поговорок о спорте; - слушание музыкальных произведений о зарядке, здоровье, физкультуре и спорте; - рассматривание картин и иллюстраций; - выставка рисунков, составление альбомов и мини – сборников; - просмотр мультфильмов и художественных фильмов на спортивную тематику; - просмотр спортивных соревнований, передач. | - проведение спортивных праздников: «День защитника отечества» и «Супер – мама» с участием родителей воспитанников, «Олимпийские игры»; - создание с детьми и их родителями видеопрезентаций: «Моя спортивная семья»; - фото выставки, выставки детских рисунков на тему: «Спорт наш друг». - оформление стен газеты: «Спорт – это здорово!»; - участие в спортивных соревнованиях: «Готов к труду и обороне». |
Дорожная карта проекта
(план работы по реализации проекта на 2022-2023 учебный год)
Месяц | Тема НОД | Задачи | Связь с другими видами деятельности (Образовательных областей) |
Сентябрь | 1. «Осанка – зеркало души». | Пропаганда здорового образа жизни. Развитие личности ребёнка на основе овладения физической культурой и спортом. | Образовательные области: «Речевое развитие» - беседы на тему: «Осанка – зеркало души». |
2. «Мы любим спорт». | Пропаганда здорового образа жизни. Развитие личности ребёнка на основе овладения физической культурой и спортом. | Образовательные области: «Речевое развитие»: - беседы на тему: «Мы любим спорт»; | |
3. Участие в спортивных соревнованиях «Веселые старты» | Воспитание чувства коллективизма, товарищества, взаимовыручки, ловкости, смелости, быстроты. | Образовательные области: «Социально – коммуникативное развитие»: - организация команды детей на участие в спортивном празднике. «Речевое развитие»: - разучивание девиза: «Мы команда просто класс»; приветствия командам, повторение пословиц и поговорок о спорте. | |
Октябрь | 1. «Здоровье и польза утренней гимнастики». | Выявить отношение детей к занятиям утренней гимнастикой. | Образовательные области: «Речевое развитие»: - беседа «Здоровье и польза утренней гимнастики»; |
2. «Путешествие на планету здоровья». | Закреплять знания детей о влиянии на здоровье двигательной активности Воспитывать желание быть здоровым. | Образовательные области: «Речевое развитие»: - беседа: «Здоровье и болезнь»; «Социально – коммуникативное развитие»: - сюжетно – ролевая игра: «Больница». | |
3. «В стране витаминов и полезных продуктов». | Закрепить знания о пользе витаминов и полезных продуктах, формировать потребность в двигательной активности. | Образовательные области: «Речевое развитие»: - беседа: «О витаминах и полезных продуктах»; - разучивание стихов о пользе витаминов; «Познавательное развитие»: - дидактическая игра: «Полезные и вредные продукты» | |
Ноябрь | 1. Физкультурно – логопедический досуг для детей группы компенсирующей направленности | Совершенствовать умение свободно выполнять упражнения, направленные на укрепление мышц и суставов, профилактику плоскостопия и осанки. Укреплять дыхательную систему, согласовывать движения с речью и музыкой. Привлечь мам к участию в развлечении с проведением эстафет, конкурсов, совместных игр. | Образовательные области: «Речевое развитие»: - разучивание чистоговорок, скороговорок; - изготовление атрибутов для подвижных игр: |
2. Спортивное развлечение «Супер – мама» посвященное Дню матери. | Формировать гармоничную личность (чувство уважения, доброты к близким людям). | Образовательные области: «Речевое развитие»: - заучивание стихов о маме; - составление рассказа»; - «Мамины помощники»; - беседа: «Мамочка любимая»; «Художественно – эстетическое развитие»: - изготовление подарков для мам; - разучивание и пение песен о маме. | |
3. «Мамина - улыбка». | Воспитывать уважительное отношение к маме, познакомить с праздником «День матери» вызвать у детей положительные эмоции во время изготовления газеты. | Образовательные области: «Речевое развитие»: - беседа – интервью «Моя мама»; | |
Декабрь | 1. Неделя здоровья «Здоровым быть – здорово!». | Формирование основ здорового образа жизни. | Образовательные области: «Речевое развитие»: - беседа: «Если хочешь быть здоров – закаляйся»; «Познавательное развитие»: - дидактическая игра: «Азбука здоровья». |
2. Зимние спортивные игры-соревнования «Эх ты, зимушка-зима». | Закрепление знаний о зимних видах спорта, воспитывать желание заниматься спортом. | Образовательные области: «Речевое развитие»: - составление рассказа о зимних видах спорта; - рассматривание иллюстрации: «Игры зимой»: | |
3. «Спорт в картинках». | Развивать у ребят интерес к спорту, понимать значение спорта вжизни человека. | Образовательные области: «Речевое развитие»: - рассматривание картинок о спорте; «Познавательное развитие»: - дидактическая игра «Спортсмены». | |
4. Спортивное развлечение «Веселые старты». | Развивать физические качества: выносливость, быстроту способствовать развитию положительных эмоций. Воспитывать чувства коллективизма, товарищества, взаимовыручки. | Образовательные области: «Речевое развитие»: - рассказывание детей по теме: «Кто занимается спортом»; «Познавательное развитие»: - дидактическая игра: «Собери картинку». | |
Январь | 1. Беседа «Как я буду закаляться?» | Познакомить детей с доступными видами закаливания и их влиянием на детский организм. | Образовательные области: «Речевое развитие»: - рассматривание иллюстраций о разных видах закаливания; - разучивание пословиц и поговорок о здоровье. |
2. «Вечер подвижных игр». | Формирование двигательной активности детей, направленной на укрепление осанки и координации движений. | Образовательные области: «Художественно – эстетическое развитие»: - изготовление атрибутов к подвижным играм; - музыкально – ритмические игры: «Марафон – топотунчик», «То, что нужно». | |
Февраль | 1.Спортивно музыкальное развлечение «Поиграем в профессии». | Формировать представления о разных профессиях, воспитывать уважение к труду взрослых, развивать физические качества. | Образовательные области: «Речевое развитие»: - беседа: «Профессия моих родителей»; «Художественно – эстетическое развитие»: - изготовление альбома: «Мир профессий»; - музыкально – ритмическая игра «Все профессии важны, все профессии нужны». |
2. Проведение спортивных праздников 23 февраля: « День защитника отечества», «Будем сильными расти», «Мы, как только подрастем, в армию служить пойдем» | Расширять знания о Российской Армии: - сформировать чувство патриотизма, гордости за свое Отечество, за воинов российской армии, за их доблесть, смелость; - воспитывать желание быть похожими на них. | Образовательные области: «Речевое развитие»: - беседа на тему: «Нашей Родине служу»; «Художественно – эстетическое развитие»: - изготовление атрибутов для игр: «Пограничники», «Моряки»; - изготовление подарочных открыток для пап; - слушание песен военно – патриотической тематике. | |
3. Выставка - парад военной техники. | Познакомить детей с современной военной техникой, воспитывать чувство гордости за Российскую Армию. | Образовательные области: «Речевое развитие»: - рассматривание иллюстраций с изображением военной техники; «Познавательное развитие»: - просмотр телепередач, военный парад на Красной площади; «Художественно – эстетическое развитие»: - изготовление макетов военной техники. | |
Март | 1. Развлечение « Широкая Масленица». | Приобщать детей к народной культуре, познакомить с историей праздника. Формировать основные виды движений, воспитывать чувство уверенности в своих силах, доброжелательное отношение друг к другу. | Образовательные области: «Речевое развитие»: - беседы: «Традиции народных гуляний намасленичной недели»; «Художественно – эстетическое развитие»: - создание альбома: «Широкая масленица»; - слушание и пение народных песен. |
2. Спортивный досуг «Как стать Неболейкой». | Побуждать детей сознательно относиться к собственному здоровью, знакомить с доступными способами его укрепления. | Образовательные области: «Речевое развитие»: - беседа: «Личная гигиена»; - загадывание загадок о здоровом образе жизни; «Познавательное развитие» - мини – викторина: «Здоровье и болезнь»; «Художественно – эстетическое развитие»: - изготовление атрибутов к сюжетно – ролевой игре «Больница». | |
Апрель | 1. «Спортивно -танцевальный марафон 2022». | Совершенствовать двигательные умения и навыки детей,развивать интерес к спортивным играм и танцам. | Образовательные области: «Речевое развитие»: - заучивание стихов и загадок о спорте; - составление рассказов о видах спорта; «Художественно – эстетическое развитие»: - музыкально – ритмические игры: «Чика – рика»; «Буратино» и т.д. |
2. Создание альбома:«Солнце, воздух и вода мои лучшие друзья». | Развивать потребность в выполнении профилактических упражнений, игр и занятий на свежем воздухе. | Образовательные области: «Речевое развитие»: - беседа: «На воде, на воздухе, на солнце»; «Познавательное развитие»: - игры и эксперименты с водой; «Художественно – эстетическое развитие»: - рисование «Солнце, воздух и вода мои лучшие друзья». | |
Май | 1. Развлечение: «Путешествие в мир танцев». | Развивать танцевально - исполнительскую культуру детей. Повысить интерес к занятиям ритмики. Воспитывать доброту и взаимовыручку в команде. Развивать творчество и выразительность движений. | Образовательные области: «Художественно – эстетическое развитие»: - танцевальные игры и упражнения. |
Июнь | 1. Праздник «День защиты детей». | Расширить представления о празднике – Дне защиты детей; способствовать формированию двигательной активности детей - развивать быстроту, ловкость, умение работать в команде. | Образовательные области: «Художественно – эстетическое развитие»: - конкурс рисунков на асфальте «Детям нужен мир»; - заучивание и пение песен о детстве и мире; «Познавательное развитие»: - просмотр видеороликов и видео презентаций. |
2. Спортивный досуг: «Веселые эстафеты». | Укреплять физическое здоровье детей, формировать привычку к здоровому образу жизни. | Образовательные области: «Художественно – эстетическое развитие»: - музыкально – ритмические игры. |
Дорожная карта проекта
(план работы по реализации проекта на 2023 – 2024 учебный год)
Месяц | Тема НОД | Задачи | Связь с другими видами деятельности (Образовательных областей) |
Сентябрь | 1. Участие в спортивном празднике. | Формировать волевые качества: целеустремлённость выдержку, силу, ловкость, воспитывать желание побеждать и сопереживать. | Образовательные области: «Социально – коммуникативное развитие»: - организация команды детей на участие в спортивном празднике; «Речевое развитие»: - разучивание девиза: «Художественно – эстетическое развитие»: - слушание и пение песен о дружбе и спорте. |
2. Участие в конкурсе соревновании юных велосипедистов: «Безопасное колесико». | Закрепить правила дорожного движения, умение ездить на велосипеде, сохраняя равновесие. | Образовательные области: «Речевое развитие»: - беседа: «Внимание, дорожные знаки!»; - отгадывание загадок о ПДД; «Познавательное развитие»: - викторина: «Волшебный семицветик»; | |
3. Спортивный праздник «Папа, мама, я - спортивная семья». | Развивать ловкость в выполнении заданий эстафеты, закрепить двигательные навыки, воспитывать чувство команды. | Образовательные области: «Речевое развитие»: - заучивание стихов о семье, занятиях спортом; «Познавательное развитие»: - дидактическая игра: «Собери Олимпийский флаг»; «Художественно – эстетическое развитие»: - изготовление эмблемы команды; - музыкально – ритмическая игра: «Собрались на празднике все мои друзья»». | |
Октябрь | 1. «Наши верные друзья-витамины». | Закрепить знания о пользе витаминов. | Образовательные области: «Речевое развитие»: - Беседа: «Где живут витамины»; «Познавательное развитие»: - дидактическая игра: «Овощи и фрукты»; «Социально – коммуникативное развитие»: - сюжетно – ролевая игра: «Овощной магазин». |
2. Физкультурное развлечение: «День бегуна» . | Совершенствовать навыки бега. Развивать быстроту, ловкость, выносливость. Развивать волевые качества, стремление к победе. | Образовательные области: «Речевое развитие»: - заучивание спортивного девиза: «Заниматься не ленись!», стихотворений о закаливании и спорте; - беседа: «Как победить микробы»; «Познавательное развитие»: - сложи пазлы: «Виды спорта»; | |
Ноябрь | 1. «Сердце для мамы», посвященное Дню матери. | Формировать у детей целостное представление образа матери, воспитывать уважение к маме. | Образовательные области: «Речевое развитие»: - беседа: «Поклонение женщине – матери, хранительнице семейного очага»; «Художественно – эстетическое развитие»: - изготовление атрибутов для игр: «Маленькая хозяйка», «Мамины помощники»; - оформление альбома «Секреты бабушкиного сундука»; «Социально – коммуникативное развитие»: - акция: « Не забудь поздравить маму». |
2. Спортивное развлечение: «Будьте здоровы!». | Укреплять физическое здоровье детей, воспитывать бережное отношение к своему здоровью. | Образовательные области: «Речевое развитие»: - викторина: «Ситуации» «Социально – коммуникативное развитие»: - сюжетно – ролевая игра «Аптека». | |
1. «Спорт – наш друг». | Приобщать детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни. | Образовательные области: «Речевое развитие»: - беседа: «Спорт – это здоровье!»; «Художественно – эстетическое развитие»: - оформление фотогалереи: «Спорт – наш друг». | |
2. «Если хочешь быть здоров - закаляйся!» | Приобщение детей к различным видам закаливания. | Образовательные области: «Речевое развитие»: - беседа: «Виды закаливания»; «Познавательное развитие: - видео презентация: «Закаливание в детском саду». | |
Январь | 1. Спортивный досуг: «Чемпионами станут лучшие – здоровыми будут все». | Развивать ловкость в выполнении заданий эстафеты, закрепить двигательные навыки, воспитывать чувство команды. | Образовательные области: «Речевое развитие»: - беседа: «Как стать чемпионом»; |
2. Физкультурный досуг: «Зимние забавы». | Формировать желание участвовать в играх , эстафетах на свежем воздухе. Развивать двигательную активность, ловкость, меткость, быстроту. | Образовательные области: «Речевое развитие»: - отгадывание загадок о зиме, зимних видах спорта; «Художественно – эстетическое развитие»: - изготовление снежного спортивного городка на территории ДОУ. | |
Февраль | 1. Физкультурно - развлекательный досуг: «Взятие снежной крепости». | Развивать быстроту, ловкость, выносливость. | Образовательные области: «Речевое развитие»: - беседа: «Зима и зимние забавы»; - рассматривание дидактических картинок «Зима», «Зимние виды спорта» «Художественно – эстетическое развитие»: - лепка: «Снежная крепость». |
2. Спортивно - игровые развлечения, посвященные Дню Защитника Отечества: «Будем в армии служить»; «А ну – ка, мальчики!»; «Олимпийский калейдоскоп». | Помочь родителям и детям ощутить радость от совместной двигательной деятельности, установить эмоционально – тактильный контакт. | Образовательные области: «Речевое развитие»: - беседы о празднике 23 февраля; - рассматривание иллюстраций о военных профессиях; «Художественно – эстетическое развитие»: - приготовление подарков папам и дедушкам; - приготовление атрибутов к празднику; - пение: Песня «Наша Родина сильна». | |
Март | 1. Развлечение: «Необыкновенное путешествие в Африку» | Создать праздничное спортивное настроение, привлечение учителя логопедаи родителей к спортивным формам семейного досуга. | Образовательные области: «Речевое развитие»: - разучивание чистоговорок со звуками {ч – щ}; «Художественно – эстетическое развитие»: - танец «Чунга-Чанга». |
2. Физкультурная игровая программа на территории ДОУ: «От проталинки к проталинке доберемся до завалинки». | Воспитывать интерес к спорту и физическим упражнениям. | Образовательные области: «Речевое развитие»: - беседа: «Пробуждение весны»; «Познавательное развитие: - дидактическая игра «Времена года»; «Художественно – эстетическое развитие»: - пение песни «Весенняя капель». | |
Апрель | 1. Спортивный праздник: «Спорт – это здоровье, сила, красота, смех». | Улучшать взаимоотношение родителей и детей. Повышать интерес к физкультуре и спорту. Развитие физических качеств. | Образовательные области: «Художественно – эстетическое развитие»: - выставка стен газет: «Любим спортом заниматься». |
2. Весенняя спартакиада: «Разноцветные шары». | Закрепить навыки в беге, метании, прыжках. Развивать стремление к победе. Воспитывать чуткое и дружеское отношение друг к другу. | Образовательные области: «Речевое развитие» - беседа о воздушном шарике, его назначении; - заучивание стихотворений о воздушном шарике; | |
3. Спортивный досуг: «Прыгалки – скакалки». | Повысить интерес к занятиям физической культурой. Учить выполнять упражнения со скакалкой. | Образовательные области: «Речевое развитие»: - беседа «Откуда появилась скакалка»; «Художественно – эстетическое развитие»: - музыкальная «Степ-зарядка со скакалкой»; | |
Май | 1. Физкультурный праздник «Вот и лето пришло!». | Развивать волевые качества, стремление к победе. | Образовательные области: «Речевое развитие»: - отгадывание загадок и заучивание стихов о лете; «Художественно – эстетическое развитие»: - подготовка атрибутов и оформление спортивной площадки для проведения физкультурного праздника. |
Июнь | 1. Спортивный праздник, посвящённый Дню Защиты детей. | Создать у детей радостное настроение желание участвовать в спортивных играх. | Образовательные области: «Художественно – эстетическое развитие»: - исполнение песен «Солнечный круг», «Детство»; «Познавательное развитие»: - видео презентация «Права ребенка»; |
2. Спортивное развлечение: «Мой друг - мяч» | Развивать двигательные навыки, физические качества, желание заниматься спортом. Научить родителей играть со своими детьми в мяч, пропаганда здорового образа жизни. | Образовательные области: «Речевое развитие»: - ситуативный разговор: «История появления мяча»; - отгадывание загадок о мяче; «Художественно – эстетическое развитие»: - «Танец дружбы»; - фотовыставка: «Мой друг - мяч». |
Научно - методическое обеспечение проекта
Условия реализации проекта по развитию физического развития детей
- Создание благоприятного психологического климата в коллективе.
- Оптимизация оздоровительной деятельности в ДОУ путем организации здоровьесберегающего педагогического процесса, соответствующего возрастным и индивидуальным возможностям, использующего адекватные технологии развития и воспитания и способствующего усвоению детьми ценностей здоровья и здорового образа жизни.
- Соблюдение рационального режима дня, обеспечивающего смену разнообразной деятельности и отдыха.
- Использование современных методов и приемов оздоровления.
- Создание условий для удовлетворения потребности детей в движении
- Реализация различных форм систематической работы с родителями, ее модернизацию и совершенствование ее качества.
- Создание условий для проявления положительных эмоций.
- Формирование на доступном уровне необходимых знаний в области гигиены, медицины, физической культуры.
- Единые требования к предметно – развивающей среде развития ребенка, учитывающие запросы субъектов образовательного пространства – педагогов, родителей, детей, учитывается принцип интеграции.
- Использование системы мониторинга (педагогической диагностики): сочетание разнообразных методов (наблюдений, бесед, экспертной оценки, тестов), обеспечивающих объективность и точность получаемых данных.
Развивающая – предметно пространственная среда:
В спортивном зале создана развивающая – предметно пространственная среда, которая рассматривается как система, представляющая собой обогащающий фактор детского развития, способствующая физическому развитию дошкольников. Развивающая – предметно пространственная среда структурирована с учетом интересов и потребности ребенка, предоставляет возможность ребенку продвигаться в своем развитии.
Развивающая предметно-пространственная среда спортивного зала содержательно насыщена и соответствует возрастным возможностям детей. Образовательное пространство спортивного зала оснащено в соответствии с требованиями образовательных программ, реализуемых в дошкольном учреждении и создано таким образом, что дает возможность эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности.
Для основных видов движения: гимнастическая скамейка, доска с ребристой поверхностью, дорожка – змейка (канат, коврик массажный, скакалки, маты гимнастические, гимнастический мяч (фитбол, кегли, кольцеброс, мешочек с грузом, мяч набивной, мячи большие, мячисредние, мячи малые, мяч для волейбола, мяч для футбола, мяч для баскетбола, мишени для метания настенные, кольцо баскетбольное, стенка гимнастическая деревянная, дуга большая, дуга средняя, дуга малая, туннель.
Для общеразвивающих упражнений: флажки, кубики, ленточки, платочки, гимнастические палки, кегли, теннисные мячики, мячики массажные (обручи, султанчики, мячи средние, мячи малые, гантели).
Для подвижных игр и эстафет: Маски, шапочки, кольца, обручи, кегли, ориентиры, кубики, мячики, клюшки, шайбы, ворота, платочки, прищепки, (пальчиковая гимнастика, муляжи овощей и фруктов, ракетки для бадминтона, маленькие мячики: футбольный, баскетбольный, волейбольный, теннисные мячи (настольный, для большого тенниса). Маски из бумаги, ориентиры для эстафет из бросового материала, маленькие мячики: футбольный, баскетбольный, волейбольный.
Все пространство предметно-пространственной среды и оборудование спортивного зала безопасное, эстетически привлекательное, здоровьесберегающее, развивающее, соответствует санитарно-гигиеническим требованиям и требованиям пожарной безопасности, с учетом свободного доступа детей к местам эвакуации. Спортивное оборудование зала соответствует возрасту и росту детей.
Дети могут легко пользоваться любым спортивным инвентарем и пособиями, которые находятся в свободном доступе детей разных возрастных групп. Использование мягких красочных модулей помогает трансформировать пространство, а полифункциональность материалов помогает изменить его в зависимости от образовательной ситуации. Все пособия спортивного зала полифункциональны и пригодны для использования в разных видах детской активности.
Организация предметно-пространственной среды в спортивном зале построена в соответствии с возрастными и гендерными особенностями воспитанников.
Особенности взаимодействия педагогов с родителями детей в ДОУ
В основе новой концепции взаимодействия семьи и ДОУ лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все другие образовательные учреждения призваны помочь, поддержать, направить, дополнить их воспитательную деятельность.
Поэтому признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».
Взаимодействие с семьей по оптимизации физкультурно-оздоровительной работы
Как инструктор по физической культуре для достижения положительного результата, в своей работе я сочетаю разные формы работы с семьёй, такие как:
- Открытые физкультурные занятия для родителей: дают возможность наглядно продемонстрировать состояние физического развития детей и их физическую подготовленность. Родители знакомятся с различным перечнем доступных упражнений и подвижных игр, способствующих развитию у детей двигательных навыков. Осваивают методы обучения упражнениям, чтобы в результате повторений закрепить приобретенные навыки.
- Физкультурные праздники: способствуют приобщению детей и родителей к физической культуре и спорту, совершенствованию движений, воспитывают у детей дисциплинированность, ответственность, дружбу. А также совместная двигательная деятельность способствует созданию положительных эмоций, бодрого настроения, что является важным условием активного отдыха.
- День открытых дверей в спортивном зале: помогают детям совместно с родителями удовлетворить потребность в двигательной активности по своему выбору, отдавая предпочтения своим любимым упражнениям, а родителям узнать предпочтения своего ребенка в выборе движения и уровне его освоения, а также получить положительные эмоции при совместной двигательной активности детей.
- Беседы индивидуальные и групповые: в основном носят индивидуальный характер. Беседы лаконичны, значимы для родителей, побуждают собеседника к высказыванию. Обсуждаются характерные особенности ребенка, возможные формы организации совместной деятельности дома, на улице, а так же рекомендуется литература по развитию движений у детей.
- Консультации (по запросу родителей): целью консультаций является
- Усвоение родителей определенных знаний и умений, помощь им в разрешении проблемных вопросов.
- Разработка и оформление стендовой информации: позволяет познакомить родителей с задачами физического воспитания, с вопросами, касающимися здорового образа жизни, правильного питания, организации режима, закаливания, подбора физкультурного инвентаря и др.
- Анкетирование: необходимо для выявления значимости отдельных факторов, предусматривающие получение разнообразных данных, сведений и характеристик. Они позволяют изучить культуру здоровья семьи, выявить индивидуальные возможности детей для построения дальнейшей работы с ними и внедрения эффективных программ физкультурно – оздоровительной направленности в семью.
План работы с родителями на 2022-2023 учебный год
Месяц | Формы работы | Ответственный | |
Сентябрь |
| Инструктор по физической культуре | |
Октябрь |
| Инструктор по физической культуре | |
Ноябрь |
| Инструктор по физической культуре | |
Декабрь |
| Инструктор по физической культуре | |
Январь |
| Инструктор по физической культуре | |
Февраль |
| Инструктор по физической культуре | |
Март |
| Инструктор по физической культуре | |
Апрель |
| Инструктор по физической культуре | |
Май |
| Инструктор по физической культуре | |
Июнь |
|
План работы с родителями на 2023-2024 учебный год
Месяц | Формы работы | Ответственный |
Сентябрь |
| Инструктор по физической культуре |
Октябрь |
| Инструктор по физической культуре |
Ноябрь |
| Инструктор по физической культуре |
Декабрь |
| Инструктор по физической культуре |
Январь |
| Инструктор по физической культуре |
Февраль |
| Инструктор по физической культуре |
Март |
| Инструктор по физической культуре |
Апрель |
| Инструктор по физической культуре |
Май |
| Инструктор по физической культуре |
Программно-методическое обеспечение реализации проекта:
.
- «Детство»: основная общеобразовательная программа дошкольного образования, авт: Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, З.А. Михайлова и др. - СПб; ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕММ», 2011.
- Букварь здоровья /Л.В. Баль, В.В. Ветрова, 1995 г
- Мы в Мордовии живём: примерный региональный модуль программы дошк. образования / [О.В. Бурляева и др.]. – Саранск: Мордов
- Здоровьесберегающие технологии воспитания в ДОУ /Т.С. Яколева, 2006 г /
- Развивающая педагогика оздоровления /В.Т. Кудрявцева, Б.Б. Егоров – М., Линка-пресс, 2000 г./
- Современные методики оздоровления детей дошкольного возраста в условиях ДОУ /Л.В. Кочеткова – М, МДО, 1999 г./
- Физическая культура дошкольника /Т.В. Кудрявцева/
- Развитие быстроты и координации движений у детей 4-6 лет. Теория и практика физической культуры, практическое пособие /В. Бальсевич – М, Просвещение, 1986 г./
- Театр физического развития и оздоровления детей дошкольников: методическое пособие /Н.Н. Ефименко – М, Линка-пресс, 1999 г./
- Воспитание ребенка-дошкольника: развитого, организованного, самостоятельного, инициативного, коммуникативного. Росту здоровым [текс] программ. Методическое пособие для дошкольников образовательных учреждений /В.И. Зимонина – М, ВЛАДОС, 2003 г./
- Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. Учебное пособие /Э.Я. Степаненкова – М, Академия, 2001 г./
- Двигательная активность ребенка в детском саду: пособие для педагогов ДУ /М.А. Рунова – М, Мозаика-Синтез, 2000 г./
- Педагогический контроль за состоянием физической подготовленности дошкольников. Тест-программа Москвы для дошкольников. Методические рекомендации – М, 1999 г.
- «Занятия по физкультуре с детьми 3-7 лет» И.Е. Варенин, С.Г. Кудрявцева
- «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Л.В. Гаврючина
- «Игры, которые лечат» Е.А. Бабенкова
- «Зеленый огонек здоровья» М.Ю. Картушина
- «Азбука физкультминуток для дошкольников» В.И. Ковалько
- «Скороговорки и чистоговорки» О.А. Новикова
- «Давайте чистым воздухом дышать» Д/в 1999 № 7
- «Развитие звуковой культуры речи у детей» Е.В. Колесникова
- Дополнительная литература
Интернет – источники:
- http://www.nauka-shop.com/mod/shop/productld/50722/
- http://www.teoriya.ru/
- http://www.dissercat.com/content/razvitie-dvigatelnykh-sposobnostei-detei-starshego-doshkolnogo-vozra
Журналы:
- Дошкольное воспитание
- Ребенок в детском саду
- Инструктор по физической культуре
- Дошкольная педагогика
Ресурсы интернета.
Картотеки:
- Картотека игр
- Картотека эстафет
- Картотека ОРУ
- Подвижные мордовские народные игры.
Наглядно-дидактические пособия:
- Сценарии праздников, мероприятий.
- Конспекты занятий. консультации.
- Дидактические игры, подвижные народные игры.
Материально-техническое:
- Изготовление атрибутов.
- Оформление спортивного зала.
- Аудиозаписи.
- Фотографии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта учителя начальных классов«Активизация познавательной деятельности через духовно-нравственное воспитание» обобщение опыта
Я рассказываю ребёнку о том, как жили его предки много сотен лет, ввожу детей в жизнь традиции, стараюсь воспитывать на традициях русской культуры.Считаю, что школа, сберегающая и воспитывающая эти це...
Выступление на тему" Духовно-нравственное воспитание младших школьников через внеклассную работу.Воспитание детей через воспитание родителей"
Конспект выступления...
Системно-целевой проект " Взаимодействие семьи и школы в духовно-нравственном воспитании младшего школьника через приобщение к чтению"
Цель работы:Духовно-нравственное формирование личности ребёнка и воспитание зрелого читателя, который будет читать всю жизнь....
«Формирование коммуникативной компетентности младших школьников через духовно-нравственное воспитание»
Предлагаю Вам рекомендации по формированию коммуникативных качеств у детей младшего школьного возраста. Статья может быть полезна учителям начальных классов....
Духовно - нравственное воспитание детей младшего школьного возраста через персонажи литературных произведений"
Обобщение опыта учителя МОБУ «Восточненская СОШ» Гончаровой Н. М.по теме «Духовно - нравственное воспитание детей младшего школьного возраста через персонажи литературных ...
Проект по духовно-нравственному воспитанию «Воспитание духовно-нравственных качеств личности через национальные русские традиции посредством социально-педагогического взаимодействия»
Создание условий для духовно-нравственного развития детей дошкольников и младших школьников в тесном взаимодействии ДОУ и СОШ с семьями и объектами социума....
Доклад "Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного возраста через сказку"
В докладе раскрывается роль русской народной сказки в духовно-нравственном воспитании дошкольников....