Технологическая карта урока ОРКСЭ по теме "Дружба"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Данная работа содержит технологическую карту к  уроку,  прописаны УУД. материал интересен. Его можно использовать и для классного часа по данной теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka.docx33.18 КБ

Предварительный просмотр:

                                                            Технологическая карта урока № 14               Учебник А. Я.  ДАНИЛЮК

Общая часть

Предмет

ОРКСЭ.

Основы светской этики

Класс

4

Тема урока

Дружба

Планируемые образовательные ресурсы

Предметные

Метапредметные

Личностные

Усвоение понятий, «друг», «дружба», «избирательность», «»бескорыстность».

П. Умение ставить задачи, овладевать учебными навыками, выполнять логические операции,

Р. Навык целеполагания, саморефлексии, самокоррекции.

К. Навык публичного выступления, аргументирование собственной точки зрения, понимание собеседника, передача чувств    с помощью вербальных и невербальных средств общения, умение работать в команде.

Формирование у детей необходимости дружбы, её важности в семье и в общественной жизни

 воспитание в  детях чувства доброжелательности, эмоциональной отзывчивости, понимания  и умения  сопереживать чувствам других людей.

Развитие умение анализировать свои поступки и соотносить их с общечеловеческими ценностями;

Развитие навыка  сотрудничества со сверстниками.

Цель урока

Раскрытие значения   дружбы и нравственной ценности в жизни каждого человека

Основные понятия,

изучаемые на уроке

 Друг, дружба, нравственные ценности, избирательность, взаимная симпатия, общность интересов

Средства ИКТ,

используемые на уроке

Компьютер, проектор, экран, презентация.

Ресурсы (информационные, литературные, музыка, искусство), используемые на уроке

Стихотворение,  песни о дружбе, загадка, пословицы. 

Организационная структура урока

Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Длительность этапа

Основные формы работы

учителя и учащихся

Формируемые УУД

5 минут

Эмоциональный настрой. Проверка готовности к уроку.

Слово учителя

Разве любы нам хмурые лица?

Или чья – то сердитая речь?

Ты улыбкой сумей поделиться

И заветную искру зажечь!

Проверка готовности к уроку.

Присоединение к теме. Слушание песни о дружбе. (М. Пляцковсий «Улыбка») Беседа.

- Ребята, вам понравилась песня? Чем?

- Что вы чувствовали, когда слушали эту песню?

-  О чём эта песня?

Регулятивные УУД:

«Смайлики»

Личностные компетенции:

 «Вижу, слышу, чувствую».

Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе усвоения материала

Организация обратной связи

Длительность этапа

Основные формы работы

учителя и учащихся

Формируемые УУД

10 минут

Самостоятельная формулировка учащимися темы урока. 

- Назовите тему урока.

- Предположите, что вы узнаете на уроке?

- Откройте в учебнике страницу 32 и прочитайте, правильно ли вы предположили цели?

Слово учителя. 

- Дружба – это золотая нить, связывающая все людей в мире.

-Что такое дружба? Это каждый знает! Может спрашивать смешно…

Ну а всё же, что обозначает это слово? Значит что оно? 

Высказывание детей.   

Работа с дополнительными источниками информации (словари, интернет)

Обратитесь к словарям. Слайд.5

Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. (Ожегов)

Дружба – бескорыстная, стойкая приязнь. (В.И. Даль)    

Прочитайте на с. 32 определение слова «Дружба».

Произнесите это слово вслух. Что вы почувствовали в его звучании?

- Слово «дружба». Какие родственные слова можно подобрать к  нему?

- Какое родственное слово произносил кот Леопольд? Слайд6.

Слайд. Родственные слова

Самостоятельное выполнение действий учащимися

1.Запись  в тетради:

Термины «дружба», «друг»

2.Задание на карточках: ЗАКОНЧИ ПОСЛОВИЦЫ (по выбору)  Сверка с образцом. Слайд7

  1. Нет друга – ищи, а…
  2. Не имей сто…
  3. Старый друг лучше…
  4. Друзья познаются в…
  5. Человек без друзей, что…
  6. Дружба не гриб, в лесу…

Обсуждение новых понятий с использование метода беседы. Самостоятельная работа учащихся с учебником (с.32)

Слово учителя:  Мы уже говорили про  материальный и духовный мир, отмечали, что духовный мир отражается в человеке и сказывается на   отношениях между людьми. Живя в обществе, человек находится в разных отношениях с другими людьми.

Работа с опорой на учебник. Слайд 8.

-Какие отношения могут быть?

 - Какими качествами должен обладать друг? 

 - А каждый ли человек может быть другом?

Анализ ситуации.

Однажды Саша принес в школу     игру «Хоккей».К нему тут же подбежал Максим и закричал: “Мы же с тобой друзья, давай вместе играть!”

– Давай, – согласился Саша. Подошли и другие ребята, но Максим заслонил от них игру.

– Я Сашин друг! Гордо сказал он. – Я один буду с ним играть.

На другой день Денис принес в класс новый конструктор. И опять первым возле него оказался Максим.

– Я – твой друг! – опять произнес он. – Будем играть вместе.

Но тут подошел Саша.

– И меня примите.

– Нет, не примем, – сказал Максим.

– Почему? – удивился Саша. – Ты же мой друг, сам вчера говорил.

– То вчера, – Объяснил Максим, – Вчера у тебя игра была, а сегодня у него  конструктор.

Сегодня я с Денисом дружу.

- Что вы можете рассказать об этих друзьях?

- Какое правило дружбы нарушил Максим? Бывает ли так в нашем классе?

- Максим дружил только с тем, от кого он получал пользу. Это называется корысть.

- В дружбе ценится бескорыстность. Бескорыстие предполагает готовность помочь друг другу, делает отношение между друзьями благородными и чистыми.

- А теперь прочитайте, как в статье учебника объясняется, что такое бескорыстность.

Регулятивные УУД:

«Сбор информации».

Коммуникативные УУД:

форма групповой рефлексии.

Познавательны УУД:

«Прием информации»

Этап 3. Практикум

Длительность этапа

Основные формы работы

учителя и учащихся

Формируемые УУД

15 минут

                                                1

Совместное обсуждение учащимися темы в парах. Слайд 9

Используется специально подобранный ряд КАРТИНОК «ДРУЖБА»

 Обсудите в парах, что это  объединяет все эти картинки?

Обмен мнениями.

Слово учителя. Слайд 10

Послушайте загадку:

Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья?
Ваша дружная...

Издавна в России в каждом народе особенно уважали дружные семьи.

-Как вы понимаете, что значит дружная семья?

 - Подумайте, что вам хотелось сделать, чтобы ваша семья стала ещё дружнее?

 Физкультминутка. Слайд 11

Встаньте дети, встаньте в круг, 
Я твой друг и ты мой друг.
Влево, вправо повернитесь
И друг другу улыбнитесь.
Слово учителя Дружба связывает не только отдельных людей, но и целые коллективы, классы.

 -Зачем человеку друг?                              

                                            2.

Чтение стихотворения учителем и изучение содержания. Слайд12

Обсудите стихотворение

Много у меня друзей:
Лена, Танечка, Сергей.
С Леной песенки поём,
С Таней мы гулять пойдём,

В школе дружно мы живём:
Вместе учимся, растём,

Узнаём про всё на свете,
О других таких же детях,
Как они живут и чем
Заниматься им не лень.

Всем дружить необходимо –
Ане, Вите, Насте, Диме,
Все мы – лучшие друзья,
Друг без друга нам нельзя.

Мы умнеем и растём,
В школе весело живём.
Пусть учительница верит –
Мы её не подведём!

Бережная Виолетта

Слайд 13 . (Дом дружбы)

Между кем ещё должна быть дружба?

Высказывания детей

                                        3.

Работа в малой группе. Совместное выполнение действий.

Заполните анкету.

Слайд 14. Анкета

1.Как ты считаешь, дружба – это

а) Смотреть вместе мультфильмы;

б) желание быть всегда вместе;

в) доверять друг другу секреты.

2.Каким должен быть настоящий друг?

а) Честным;

б) добрым;

в) красивым.

3.Хороший друг всегда

а) поможет в трудную минуту;

б) предложит вкусную конфету;

в) расскажет смешную историю.

Защита выполненной работы.

Познавательные УУД:

«Визуализация понятия»

Коммуникативные УУД:

«Распознавание эмоций»

и «Вербализация эмоций»

Познавательные УУД:

«Визуализация понятия»

Этап 4. Проверка полученных результатов. Коррекция

Длительность этапа

Форма проверки полученных результатов, осуществление коррекции

Формируемые УУД

5 минут

Творческая работа

- Дома вам предстоит написать стихотворение или сочинение-миниатюру  « Что значит для меня друг». Для этого мы выполним упражнение «Слово – магнит» и заполним речетворческую карту.

Упражнение «Слово- магнит»

- Какие слова «притягиваются к слову «дружба»? (Ассоциации- семья, дом, мама, родители, друзья, одноклассники, соседи, собака.

- Запишите в тетрадь. (Дети дополняют друг друга).

Речетворческая карта

- Какой у дружбы цвет? (Цвет: яркий, радужный)

 - А какой у дружбы звук? (Звук:  детский смех, ласковый мамин голос, голос любимой собачки, мяуканье кота,  звук голосов одноклассников и т.д.)

- Какой характер у дружбы (Характер: добрый, любящий, миролюбивый,  радостный, уважительный, бескорыстный)

- Какая дружба по размеру? (Размер:  безграничная)

Познавательные УУД:

«Визуализация понятия» в форме групповой рефлексии.

Этап 5. Подведение итогов, домашнее задание.

Длительность этапа

Рефлексия по достигнутым или недостигнутым образовательным результатам

Формируемые УУД

10 минут

Практическая итоговая работа. Сотрудничество в группе.

Обсудите и вычеркните те слова, которыми не должен обладать настоящий друг.

Доброжелательность, грубость, лживость, честность. Порядочность, терпимость,  уступчивость, хвастливость. Эгоизм, подлость, драчливость, завистливость, вредность, ответственность, щедрость.

Посадите свое дерево дружбы. Напишите  каждый на своей ладошке только одно слово. Прикрепите ладошку к  дереву. Разместите ваши деревья  на нашей аллее.Слайд15.

Прослушивание учащимися песни « Если с другом вышел в путь» Слова М. Танича, музыка В. Шаинского),

Слайд 16.  

Рефлексия

Какими качествами должен обладать настоящий друг?

Что такое дружба?

Почему дружелюбие важно для всего нашего класса?

 - Поднимите руку те, у кого есть настоящий друг – такой, которому можно доверять?

 - Кто в нашем классе может быть настоящим другом?

 - Какие выводы вы для себя сделали?

 - Какие качества характера вы будете стремиться воспитывать в себе?

 - Получилось ли у нас то, что мы задумали обсудить? Почему вы так считаете?

-Оцените свою работу и всего класса на уроке (оценочные листы лежат на партах)

- Продолжите предложения…

Мне было легко…

Мне помогло…

Было трудно…

В будущем я бы хотел (а)…

Слайд 17

- Вам понравился наш урок? Подарите друзьям свои улыбки и тепло ваших ладошек! Спасибо за дружную работу!

Коммуникативные УУД:

форма

групповой  рефлексии

Домашнее задание        (по выбору)       1. Написать сочинение – миниатюру « Что значит для меня друг».

                                                                       2. Выполнить рисунок «Мой  друг»

                                                                         Чтение соответствующего  раздела учебного пособия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока ОРКСЭ (модуль основы православной культуры) № 7 "Христос и Его крест"

Тема: Христос и Его КрестТип урока: открытие нового знания Опорные понятия: Богочеловек, Боговоплощение, Крест.  Цель урока:формирование понимания значения креста для христиан....

Технологические карты уроков ОРКСЭ Основы светской этики.

Технологические карты пяти уроков в 4 классе....

Технологическая карта урока ОРКСЭ

Данный урок является 14 в модуле "Основы религиозных культур и светской этики" в 4 классе.Технологии урока - личностно-ориентированная, сотрудничества, здоровьесберегающа, деятельностный подход.При ра...

Технологическая карта урока ОРКСЭ "Нравственный образец богатыря", конспект урока, презентация

Это конспект урока, направленного на формирование понятия о нравственных идеалах. Конспект урока по ОРКСЭ в 4 классе модуль «Основы светской этики» на тему «Богатырь и рыцарь как нравственные и...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОРКСЭ "НРАВСТВЕННЫЙ ПОСТУПОК"

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОРКСЭ "НРАВСТВЕННЫЙ ПОСТУПОК"...

Технологическая карта урока ОРКСЭ. Тема урока: «Совесть и раскаяние» , УМК «Перспектива» (4 класс)

Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: Формирование представление о совести и роли покаяния в духовной жизни человека.Задачи урокаДидактические:Научить различать добро и зло ...

Технологическая карта урока ОРКСЭ "Что значит быть моральным?" (Учебник ОРКСЭ 4-5 класс)

Тип урока: общеметодологической направленностиЦель урока: обобщение моральных норм и ценностей современного общества.Задачи урока:Дидактические:Готовность к нравственному самосовершенствованию, духовн...