Рабочая программа по ОРКСЭ (модуль Православная культура)
рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему
Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики (модуль «Православная культура») разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, программы «Основы православной культуры», автор Л.Л. Шевченко (издательство «Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества»), 2010г.
Курс ОРКСЭ направлен на формирование у школьников ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов, развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей в жизни личности, семьи, общества, развитие способностей подростков к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Цели курса отражают требования российского законодательства к содержанию образования и ориентированы на:
-приобретение культурологических знаний;
-обеспечение самоопределения личности, создания условий её самореализации;
-воспитание гражданственности, патриотизма, культуры межнационального общения, любви к Родине, семье, согражданам;
-интеграцию личности в национальную и мировую культуру;
-формирование патриотических чувств и сознания граждан на основе исторических ценностей как основы консолидации общества.
Цель модуля - знакомство школьников с историей, культурой и основными ценностями православного христианства.
Задачи курса ОРКСЭ:
-дать современным школьникам знания об истории христианской православной культуры и ее связи с историей родной земли;
-способствовать осознанию себя потомками славного прошлого, о котором они узнали, пройдя маршрутами духовного краеведения;
-дать знания о христианском понимании смысла добра и зла его воплощения в жизни святых и героев Отечества;
-научить детей беречь святыни родной земли.
Используемый УМК
Шевченко Л.Л. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры 4 класс, учебник для учащихся начальных классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. - М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2013.-112 с.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_orkse_bredihina.doc | 289.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2 с углубленным изучением отдельных предметов» города Губкина Белгородской области
«СОГЛАСОВАНО» Заместитель директора по УВР МАОУ «СОШ № 2 с УИОП» _____________Фунтикова Г.Д. «20» июня 2015 г. | РЕКОМЕНДОВАНА к использованию Педагогическим советом МАОУ «СОШ № 2 с УИОП» Протокол №10 от «29» августа 2015 г. | «УТВЕРЖДАЮ» Директор МАОУ «СОШ №2 с УИОП» ___________Евсюкова В.Е. Приказ №398 от «31» августа 2015г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по учебному курсу
«Основы религиозных культур и светской этики»
(модуль «Православная культура»)
Начальное общее образование: 4 класс
(ФГОС)
Срок реализации: 1 год
.
Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики (модуль «Православная культура») разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, программы «Основы православной культуры», автор Л.Л. Шевченко (издательство « Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества», 2010).
Составитель рабочей программы:
Бредихина Елена Викторовна,
учитель начальных классов
Губкин
2015 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативно-правовые документы,
на основе которых разработана рабочая программа
Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики (модуль «Православная культура») разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, программы «Основы православной культуры», автор Л.Л. Шевченко (издательство « Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества»), 2010г.
Цели курса в контексте начального общего образования
Цели отражают требования российского законодательства к содержанию образования и ориентированы на:
-приобретение культурологических знаний, необходимых для личностной самоидентефикации и формирования мировоззрения школьников;
-обеспечение самоопределения личности, создания условий её самореализации;
-воспитание гражданственности, патриотизма, культуры межнационального общения, любви к Родине, семье, согражданам;
-интеграцию личности в национальную и мировую культуру;
-формирование патриотических чувств и сознания граждан на основе исторических ценностей как основы консолидации общества.
Изучение предмета «Основы православной культуры» в составе комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» направлено на решение следующих задач:
-передача современным школьникам знаний о духовно—нравственной культуре России
(христианской православной культуре);
-формирование базовой культуры личности на основе традиционных культурных
ценностей.
Опыт преподавания предмета «Православная культура» в разных регионах страны показывает, что современная образовательная ситуация требует постепенного введения школьников в область знаний духовно-нравственного характера, так как зачастую, по разным причинам, они оказываются неготовыми к их непосредственному восприятию.
Изучение отечественного историко-педагогического наследия (К.Д.Ушинский, В.А. Сухомлинский и др.), святоотеческих трудов показывает, что для того, чтобы решить задачи духовно-нравственного образования, необходимо вначале открыть для детей в их собственных сердцах то доброе, что они уже знают и любят, требуется возрождать в ребенке запрос на красивое, светлое, доброе, погашенный примитивностью и нередкой жестокостью современной цивилизации). Для этого предстоит научить школьников через знакомые им образы и реальности окружающего мира замечать и самим стремиться к доброму и красивому. Прекрасное пробуждает доброе. Умение детей видеть прекрасное возрождает в них нравственные качества: доброты, сочувствия, заботы о красивом мире. Все доброе и красивое, что они уже встретили, став понятным, поможет учителю дать знания о христианском понимании смысла указанных понятий в социокультурном контексте развития отечественной истории, показать проявление духовности в явлениях окружающей жизни (православная культура): в красоте, гармонии, разумности устройства мира, в произведениях религиозного искусства, в православных праздниках и традициях жизни христиан.
Постепенно школьник может быть подведен к пониманию того, как в течении почти десяти веков в традициях добрососедства и веротерпимости русская история слагалась христианами. Великие русские люди, которые и по сей день остаются для всех лицом истории нашего Отечества, строили и благоукрашали христианские храмы. Монастыри на протяжении почти всех периодов русской истории являлись центрами не только духовной, но и культурной жизни. История древнерусского искусства неразрывна с историей Русской Православной Церкви. Невозможно постижение этого смысла тому, кто не имеет представления о христианской культуре. Выдающиеся церковные деятели всегда играли одну из первых ролей в истории Российского государства как мыслили, что любили? Не зная этого, невозможно понять ни отечественной истории. Без знания родной культуры человек не может быть назван культурным.
Цель модуля - знакомство школьников с историей, культурой и основными ценностями православного христианства. Изучение данного модуля не только расширяет кругозор обучающихся, но и оказывает воспитательное воздействие на процесс формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего её культурные традиции, готового к межкультурному, межэтническому и межконфессиональному диалогу. Преподавание знаний об основах православной культуры играет существенную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе, способствующем формированию порядочного, честного, достойного гражданина своего Отечества.
Задачи курса ОРКСЭ:
-дать современным школьникам знания об истории христианской православной культуры и ее связи с историей родной земли;
-способствовать осознанию себя потомками славного прошлого, о котором они узнали, пройдя маршрутами духовного краеведения;
-дать знания о христианском понимании смысла добра и зла его воплощения в жизни святых и героев Отечества;
-научить детей беречь святыни родной земли.
Используемый УМК
Шевченко Л.Л. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры 4 класс, учебник для учащихся начальных классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. - М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2013.-112 с.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА
Учебный курс ОРКСЭ позволяет школьникам узнать о том, что во все века составляло славу России: о ее святых, героях, о памятниках христианской культуры, о духовных корнях русской культуры, о праве ценностях жизни людей.
Вводя своих учеников в мир православной культуры, учитель идет путем ответственной педагогической работы: он учится любить своих учеников, стремится передать им тот свет любви, какой несет в себе православная культура. От него потребуется тщательная подготовка к каждому уроку. Для этого необходимо понять сущностную основу предмета и его специфику.
Методологической основой учебного курса является святоотеческое наследие (св. Василия Великого, св. Иоана Златоустого- толкование Священного Писания; св. Григория Богослова, св. Григория Нисского, преп. Максима Исповедника-учение о человеке; св. Климента Александрийского- о соотношении знания и веры; о чувстве (ощущении) как одном из четырех компонентов доказательства; о сущности и способах «детовождения»; преп. Григория Синаита- о внутреннем совершенствовании человека; св. Тихона Задонского - о формах морального назидания; преп. Серафима Саровского- о соответствии способов и содержания беседы учителя уровню духовно-душевного развития ученика; св. Игнатия Брянчанинова - о доступности изучаемого источника восприятию ученика; об использовании разных форм изложения духовного материала для активизации положительных душевных состояний (например, о возбуждении воли к покаянию средствами поэзии); св. Феофана Затворника - о принципах отбора содержания и систематизации материала Священного Писания и формах его освоения; св. прав. Иоана Кронштадтского - о содержательной основе активизации законах творчества, категории прекрасного и законах Божественного действия; о направлениях и задачах педагогической работы; о выделении богословского ядра при отборе материала); труды богословов (С. Л. Епифановича, С.М. Зарина, А.И. Осипова, П.А. Флоренского и др.) - об аскетическом пути духовного воспитания; философов (М.М. Бахтина, В.В. Зеньковского, Л.П. Карсавина, И.Н. Ильина, Н.О. Лосского и др.) о сущности христианской культуры; культурологов, искусствоведов ( П.А. Гнедича, Л.А. Успенского, Ф.И. Успенского и др.); психологов (Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, С.Л. Рубинштейна и др.); педагогов (В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского и др.); специалистов в области художественного (эстетического) воспитания.
Содержание курса включает 6 тематических линий:
- .Христианское мировоззрение (Историко-культурное содержание Библии);
- .Нравственно-этическая культура православия;
- .История православной культурной традиции России (образ жизни);
- .Письменные источники православной культуры;
- .Христианское искусство;
- .Православная культура и религиозные культуры мира.
Преподавание курса основано на принципах: содержательных обобщений,
концентризма и повторяемости, личностно-ценностного соответствия и включает шесть интегративных блоков тем, в рамках которых произведено раскрытие тем уроков:
Россия - наша Родина.
Культура и религия в жизни человека.
Священное Писание.
Христос Спаситель. Христианское учение о спасении.
Православные традиции России.
Почитание святых в православном календаре.
Форма представления учебного материала носит культурологический характер: понятия религиозной культуры, и содержание священной истории школьники осваивают в контексте знакомства с феноменами отечественной и мировой культуры, их отражающими - произведениями литературы, духовной поэзии, музыкального изобразительного искусства, иконописи, памятников зодчества и др.
Формой закрепления и текущей проверки усвоения являются проблемные задания рубрики «Обсуждаем-размышляем», творческие проектные работы учащихся - маршруты духовного краеведения по темам содержания учебного пособия.
Формой итогового контроля является коллективный творческий проект «Диалог культур и поколений. Сохраняем культурное наследие, святыни России», который не только позволяет учителю контролировать усвоение материала курса, но актуализирует для школьников полученные знания, показывая им преемственность духовных культурных православных традиций, отраженных как в феноменах культуры, так и в жизни современных россиян.
В качестве домашнего задания могут быть использованы задания из уроков учебного пособия. Начиная с темы 23 (Святая Русь), на основе домашних заданий в форме творческих проектных работ - «Маршруты духовного краеведения» («Путешествия по святым местам России») организуется подготовка выставки итоговых творческих проектов «Диалог культур и поколений. Сохраняем культурное наследие, святыни России». Учитывая возможности восприятия современных школьников, в содержание заданий рубрики «Обсуждаем-размышляем» введены проблемные темы этического характера, позволяющие осмыслить нравственные ценности христианской культуры в жизни современного человека. Их тематика—«О мудрости», «О челе смысле и счастье жизни», «О человеке гордом», «Мои поступки», «Мои таланты и дела», «Человек счастливый», «О добродетелях человека» «Доброта человека и его добрые дела», «О христианских добродетелях», «О вечной жизни», «О вере и верности», «О подвигах», «О любви», «О свободе и ответственности», «О чудесной пол жизни человека», «О наследстве и богатстве», «Что я хочу передать в наследство школьникам 22 века?», «Золотая цепь святых и мои предки», «Сохраняем культурное наследие, святыни России».
Особенностью изложения является представление всех проблемных тем на основе изучения феноменов православной текстов, русской классической и современной литературы, духов русских святых, знакомства с историческими и архитектурным ведениями иконописи, музыкального искусства. Это позволяет не только познакомить школьников с основами христианского мировоззрения, но и показать его укорененность в православных традициях жизни и феноменах русской культур.
МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Курс «Основы религиозных культур и светской этики» изучается в объеме 34 ч. в год (1 час в неделю).
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Курс ОРКСЭ направлен на формирование у школьников ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов, развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей в жизни личности, семьи, общества, развитие способностей подростков к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
ЛИЧНОСТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ И МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
Требования к уровню подготовки учащихся представлены в виде номенклатуры знаний о православной культуре, изложенных на общеобразовательном уровне в соответствии с уровнями обучения. Уровни выражены через действия, которые учащиеся должны выполнять для оценки подготовленности. Представленные действия легко контролируемы и измеряемы.
В рамках требований учащиеся должны:
-называть и показывать;
-определять и измерять, фиксировать;
-описывать, составлять;
-объяснять;
-прогнозировать (простейшие действия).
Показателями освоения учебного материала курса , помимо знаний и умения школьников охарактеризовать термины и понятия в содержательном плане, является способность оценки и навыки анализа духовно-нравственных явлений и категорий, как в общем культурно-историческом, так и в конкретном социокультурном российском контексте, а также умение организовывать и строить свои отношения с окружающими людьми в соответствии с нравственными нормами российского общества.
В связи с этим, критериями оценки образовательно-воспитательных результатов изучения школьниками курса являются: критерий факта (что, в каком объеме и на каком уровне усвоено из предъявленного материала), критерий отношений (как ученик, используя полученные знания, организует: себе, окружающим людям, значимым социальным ценное и учреждениям) и критерий деятельности (какие виды де полученными знаниями, предпочитает и преимущественно проводит). Критерии имеют специфические особенности: альтернативность ответа, право морального выбора, необходимость нравственной характеристики цели и результата деятельности.
Требования к личностным результатам:
- формирование основ российской гражданской идентичности, развитие чувства гордости за свою Родину;
- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; воспитание доверия и уважения к представителям разных народов и вероисповеданий, уважительного и бережного отношения к их культуре;
- становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; осознание ценности человеческой жизни;
- формирование национальной и гражданской самоидентичности, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
- развитие самостоятельности и ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах и общечеловеческих ценностях, социальной справедливости и свободе;
- развитие этических чувств как регулятора морального поведения;
- воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания;
- развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний и рефлексии;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов, искать компромиссы в спорных ситуациях и договариваться о конструктивном решении спорных вопросов;
- развитие мотивации к продуктивной созидательной деятельности;
- формирование бережного отношения к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
- овладение способностью понимания и сохранения целей и задач учебной деятельности, поиска оптимальных средств их достижения;
- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять и находить наиболее эффективные способы достижения результата, вносить соответствующие коррективы в процесс их реализации на основе оценки и учёта характера ошибок, понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
- совершенствование умений в различных видах речевой деятельности и коммуникативных ситуациях; адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
- совершенствование умений в области работы с информацией, осуществления информационного поиска для выполнения учебных заданий;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- формирование готовности слушать собеседника и вести диалог, готовности признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную, умений излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- совершенствование организационных умений в области коллективной деятельности, умения определять общую цель и пути её достижения, умений договариваться о распределении алей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Требования к предметным результатам:
- знание, понимание и принятие личностью ценностей: Отечество, семья, религия — как основы религиозно-культурной традиции многонационального народа России;
- знакомство с общечеловеческими нормами морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
- понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
- формирование первоначальных представлений о традиционных религиях, об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального и многоконфессионального народа России;
- формирование умений устанавливать связь между религиозной культурой и повседневным поведением людей, анализировать жизненные ситуации, нравственные проблемы и сопоставлять их с нормами религиозной культуры; формирование личностной и гражданской позиции по отношению к различным явлениям действительности;
- знакомство с описанием содержания священных книг, с историей, описанием и архитектурно-художественными особенностями священных сооружений, с историей и традициями основных религиозных праздников;
- осознание места и роли буддийской культуры в истории России;
- формирование умения проводить параллели между различными религиозными культурами на основе понимания общечеловеческих духовных и этических ценностей;
- развитие эстетической сферы, способности к эмоциональному отклику на произведения искусства, ценностного отношения к памятникам истории и культуры; формирование обще культурной эрудиции;
- формирование умений устанавливать связь между культурой, моралью и повседневным поведением людей, анализировать жизненные ситуации, нравственные проблемы и сопоставлять их с нормами культуры и морали; формирование личностной и гражданской позиции по отношению к различным явлениям действительности.
Содержание учебного курса
Россия — наша Родина. Обращение к детям. О духовных ценностях жизни людей.
Культура и религия. О вере, знании и культуре. О чем рассказывает религиозная культура? Культура, культурный человек, историческая память, тура. Ценности жизни христиан. Любовь к Родине. Отечеств в жизни людей. Религиозные представления разных народов. Традиционные религии России. Христианство - одна из основных религий мира. Во что верят православные христиане. Иисус Христос. Православие - основная религия в России.
Священное Писание. О чем рассказывает Библия? Христианское понимание происхождения знания о Боге. Священное Писание. В какой книге написано о сотворении мира? Библия. Книги, входящие в состав Библии. Смысл жизни Сотворение мира. Шесть дней творения. Обращение к Богу – молитва. Знаменитые люди о Библии.
Священное Писание. Что говорит о Боге православная культура.
Библия рассказывает о том, что Бог открыл о Себе людям. Христианское Откровение о Святой Троице. Явление Троицы Аврааму. Размышления святых о тайне Святой Троицы.
Добро и зло. Добро и зло в православной традиции. Добро и зло в ангельском мире. Добрые и злые ангелы. Ангел Хранитель.
Что говорит о человеке православная культура. Священная история рассказывает о Боге, мире, человеке: Бог - Творец красивого мира; как Бог создавал мир; сотворение человека; Адам - любимое чадо Божие; общение человека с Богом. Жизнь в Раю. Правила, данные человеку для жизни. Как зло появились в мире. Искушение Евы. Изгнание из Рая. Взаимосвязь христианских понятий «послушание - радость».
Что говорит о человеке православная культура. О талантах и душе человека. Размышление маленького христианина о человеке: рождение; рост; развитие; смерть; душевные способности; способность воображения; внутренние воля; вера в Бога; желание стать умнее и добрее; душа человека - свободная и разумная бессмертная, желающая добра, верящая в Творца; сердце человека. Притча о талантах. Что такое талант? Ответственность человека за полученный дар. Чуткость, сострадательность к людям как самые главные дары Божии. Где они скрыты в человеке? Человек – образ и подобие Божие. Какими качествами украшается душа человека?
Христианское учение о спасении. Спасение. Пророки. Пророк Моисей. Как Бог спасал людей: десять заповедей. Царь Соломон.
Спаситель. Священное Писание рассказывает о Рождестве Христовом. Рождество в вертепе. Явление Ангелов. Поклонение волхвов. Почему Спаситель пришел в мир не грозным Судьей или земным Царем, а кротким Младенцем? О дарах волхвов, которые они принесли Христу: как они выглядят, где хранятся.
Христианская этика. Чему Иисус Христос учил людей. Заповеди блаженства. Что нужно человеку для счастливой жизни? Учение Христа. Заповеди блаженства. Блаженство - счастье. Нагорная проповедь. Радость выполнения заповедей. Апостолы и евангелисты Матфей, Марк, Лука, Иоанн. Радостная весть. Божественная благодать.
Христианская этика. Золотое правило жизни христиан. Главное правило христианской жизни: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними». Почему это правило можно назвать «золотым» правилом? Какие еще правила дал Христос людям (повторение заповедей Блаженства). Доброта моей души. Чем я могу поделиться? Следует ли мне ожидать ответного добра от людей? Что означают слова « круговая порука добра»? Понятия ответственности и обязанностей.
Христианская этика. Добродетели и страсти. Какой я? Что помогает и что мешает человеку подниматься по небесной лестнице? Добродетели и страсти. Как растет в человеке доброе? Притча о сеятеле. Препятствия на пути движения человека к добру. Что это такое? Какие бывают добродетели, какие - страсти. Как научиться бороться со страстями. Где находятся препятствия: внутри человека или вовне? Какие из них сильнее? «Доброе сердце - злое сердце» - как понимать это выражение. Поэма святителя Иосафа Белгородского о сражении семи добродетелей с семью грехами. Какие добродетели с какими страстями борются? Отношение к труду. Труд души. Рассказ об этом средствами иконописи («Лествица» преподобного Иоанна Лествичника) - представление иконы; средствами светской и духовной поэзии. Древо талантов - добродетелей христианина.
Христианская этика. Милосердие. Кто мой ближний? Доброта и милосердие христианина. Притча о милосердном самарянине. Какой он – христианин? Долг и ответственность христианина. За что должен отвечать человек? Милость, милосердие, сострадание христианина. Евангельская притча о милосердном самарянине. Отражение темы милосердия в духовной поэзии (стихотворения Я.П. Полонского и М.Ю. Лермонтова).
Спаситель. Жертвенная любовь. Крестная Жертва. Христианское почитание Креста. Тайная Вечеря. Предательство Иуды. Смерть на Кресте. Погребение. Стража у гроба. Апостол Павел о любви.
Спаситель. Победа над смертью. Самый великий праздник православного календаря. События праздника и его духовный смысл. Пасха – переход от смерти к жизни. Воскресение Христово. Русские поэты и писатели рассказывают о Воскресении Христовом. Исторические свидетельства описанных в Евангелиях событий. Туринская Плащаница. Библия о будущих судьбах мира. Страшный суд. Ответственность христианина.
Православный храм. Православные традиции жизни. Православный христиан. Храм - дом, посвященный Богу. Православный храм, его духовное значение. Духовная красота. Внешняя красота храма и духовная красота его создателя. Основные части храма. Колокола. Виды звона ( перезвон, благовест, трезвон, набат). Символический смысл храма. Иконостас, четверик, алтарь. Престол. Скиния—первый храм. Изгнание Христом из храма торговавших там. Русские поэты рассказывают о православных храмах, их устройстве, богослужении, колокольном звоне, христианской радости.
Православные Таинства. Православный храм и Таинства православной церкви. Начало христианской жизни в Таинстве Крещения. Крёстные родители. Таинство Причастия—центр духовной жизни христиан. Тайная Вечеря. Установление Таинства Крещения и Причастия. Таинство Исповеди. Православное богослужение. Литургия. Евхаристия - благодарение. Духовный смысл Литургии. Правило веры символ православной веры. Православный храм в традициях жизни православной семьи: крестины, венчание, отпевание. Московский Кремль - сердце; Вера русских князей и традиции почитания святынь. Успенский собор – самый главный собор Московского Кремля. Венчание на царство Русских государей. Восхождение на церковный престол Патриархов. Правила поведения в храме.
Священные образы. О чем рассказывает икона. Символический язык православной культуры. Как человек воспринимает красоту окружающего мира? Христианская религия о мире материальном и нематериальном. Икона - окно в мир невидимый. Икона - христианская святыня. Кому посвящались христианские иконы? Что означает почитание иконы? Почему икона является священным изображением? История создания первой иконы. Спас Нерукотворный. Иконописные изображения. Фреска. Мозаика. Словарик иконописца. Иконография Христа. Духовная красота иконы. Картина и икона. Христианское искусство.
Христианская семья. Родина. Отчий дом - самое родное место на земле. Семья. Члены семьи. Предки и потомки семьи. Родительская любовь. Дар любви. Служение близким. Ценности жизни христианской семьи. Чему учат христиан заповеди Божии? Поучения Евангелия о любви к ближним. Добрые дела любви. Священная история о почитании родителей. Дети Ноя. Христос Отрок. Его жизнь в Назарете. Традиции освящения христианского дома. Молебен. Иконы Спасителя и Богородицы.
Православный календарь и праздники. История церковного календаря. Устроение Церковью жизни христиан по церковному календарю. Чему посвящены православные праздники? Православные традиции жизни. Библия о посвящении седьмого дня недели Богу. Двунадесятые праздники. Какой праздник празднуется христианами чаще всего? Иконы праздников. Пост - подготовительные дни к празднику. В чем заключается православный пост? О духовном и телесном воздержании. Радости православного поста.
Почитание святых в православном календаре. Православие в России Святая Русь. Христианские святые. Что означает почитание святых? Христианский подвиг святых. Как христианство пришло на Русь. Лики святых. О святых юных мученицах Вере, Надежде, Любови и матери их Софии. Изображение святых в иконописи. Икона «Все святые, в Земле Российской просиявшие». Отражение подвигов святых в духовной поэзии.
Православный календарь. Почитание святых. Верность. Сыновья князя Владимира - святые братья -князья. Христианский подвиг святых князей Бориса и Глеба. За что они прославлены? Добродетели, явленные святыми. О вере и верности. Мученики - страстотерпцы. Пример кротости и послушания Богу, показанный Христом. Евангельский рассказ «В саду Гефсиманском»). Любовь к Богу, кротость, любовь к ближнему - заповеди, выполнение которых святые князья засвидетельствовали мученической смертью. Рассказ о подвиге святых в житиях, иконописи, поэзии. Чтение евангельского текста и его соотнесение с подвигом святых Бориса и Глеба: «Не бойтесь же не могущих убить» (Мф. 10,28). Как почтили память святых Бориса и Глеба? Архитектурные памятники в честь святых, храмы, названия городов, поселков, улиц в разных городах.
Православный календарь. Почитание святых. Смирение. О святом Преподобном Сергии Радонежском в истории Руси. Детские годы Преподобного. Послушание родителям. Основание монастыря—центра духовной жизни Руси. Смиренный чудотворец. В чём проявляется добродетель смирения? Размышляем о добродетели смирения в жизни современного человека. О добродетели смирения рассказывают произведения духовной поэзии. Смирение—это сила или слабость? Объединение русских князей. Чему учил Преподобный Сергий русских князей. подобный Сергий русских князей. Защита Отечества. Благословение князя Димитрия Донского на битву. Святые воины - схимонахи Троицкой Лавры Александр Пересвет и Родион Ослябя. Что защищали святые воины? Как преподобный Сергий помогал русским воинам на Куликовом поле. Ученики преподобного Сергия. Христианские добродетели, которые воспитывал в князьях Преподобный. О святых учениках преподобного Сергия. Представление иконы: «Видение Сергию множества птиц» (фреска). Паломничество в Троице-Сергиеву лавру.
Православный календарь. Почитание святых. Ратный подвиг. Святые вожди в земле Русской. Защитники Отечества. Преподобный Илья Муромец. Как Илья Муромец богатырем стал. Что он защищал, с чем сражался. Святой богатырь, преподобный монах. Какие христианские добродетели почитались на Руси. Князь Димитрий Донской. Князь Александр Невский. О святом князе Александре Невском. Паломничество в Александро-Невскую Лавру. Святой Александр Невский на фреске собора Московского Кремля. О словах князя «Не в силе Бог, а в правде». В чем заключался подвиг князя? Защитник Отечества в наше время. Какие добрые дела во славу своего Отечества может совершить человек сегодня? Какие качества души ему для этого необходимы?
Православный календарь. Почитание святых. Мужество. Защитник русской земли святой Патриарх Ермоген. Его послания к русским людям. Оборона Троице-Сергиевой Лавры. Мученическая смерть Патриарха Ермогена. Из истории Троице-Сергиевой Лавры. Как почтили память монахов - защитников Троице-Сергиевой лавры: архимандрита Дионисия и келаря Авраамия Палицына? Надпись на гробнице Авраамия Палицына на Соловках. О мужестве в наше время. В каких делах оно проявляется?
Православный календарь. Почитание святых. Христианская радость. О святом преподобном Серафиме Саровском. Христианская радость. Отличается ли радость христианская от обычной, житейской? Что означают слова «радость о Господе» ? Явления Пресвятой Богородицы преподобному Серафиму. Какую главную христианскую добродетель проявил святой Серафим Саровский? Христианское прощение. Почему Серафим Саровский всегда радостно встречал людей? Что питало его любовь к людям? Изображение жития преподобного Серафима в иконописи. Представление житийной иконы. Почитание христианских святынь. Паломнический маршрут в Серафимо-Дивеевский монастырь. Троицкий собор. Канавка Божией Матери.
Православный календарь. Почитание святых. Подвиг веры. Что такое подвиг? Как его объяснить в христианском значении? Русская Голгофа. Новомученики Российские. Что помогало Новомученикам сохранить мужество перед лицом злобы? Представление иконы: «Собор Новомучеников и Исповедников Российских». Как разрушили храм Христа Спасителя. Добро и зло в душе человека: созидателя - православного зодчего; разрушителя святынь - вандала.
Любовь и уважение к Отечеству. Как сохранить красивый мир? Святыни России. Что такое чудотворная икона? Почему на Руси сложились традиции почитания икон Пресвятой Богородицы? Из истории христианской культуры. «Тихвинская», «Казанская», «Владимирская», «Смоленская», «Донская», «Почаевская» иконы Божией Матери. История о том, как была спасена Москва от войск завоевателя Тамерлана. Словарик иконописца: основные иконографические типы изображений Богоматери - Умиление, Одигитрия, Оранта. Почему на Руси сложились традиции почитания икон Пресвятой Богородицы?
Творческие проекты «Диалог культур и поколений: сохраняем духовное, культурное наследие России».
Сохраняем святыни России. Сокровища духовные. Духовные завещания. Поучение князя Владимира Мономаха детям. Какие сокровища завещали родители детям в 17-18 веках? Духовное завещание святого Митрофана Воронежского. Наставления святого Тихона Задонского своим духовным детям. Какие добрые дела может выполнять современный человек, учитывая наставления святых?
Обращение к школьникам 22 века: «Желаю тебе». Какие ценности я хотел бы передать в наследство школьникам 22 века? Какие добрые дела может выполнять современный человек, учитывая наставления святых?
По святым местам моей Родины—России. «Герои России», «Русские святые», Золотая цепь святых. Мои предки».
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование раздела и тем | Часы учебного времени | Характеристика основных видов деятельности ученика |
4 класс (34 ч) | |||
Культура и религия в жизни человека | 2 ч | Овладевать знаниями об истории возникновения и распространения православной культуры культуры | |
Священное Писание | 5 ч | Воспринимать и эмоционально оценивать основные содержательные составляющие основ духовной традиции православия. Определять основные понятия православной культуры Устанавливать взаимосвязь между религиозной (православной) культурой и поведением людей | |
Христос Спаситель. Христианское учение о спасении. Христианская этика | 10 ч | Воспринимать и эмоционально оценивать основные содержательные составляющие священных книг, шедевры священных сооружений, религиозные праздники и святыни православной культуры. Описывать различные явления православной духовной традиции и культуры. Излагать свое мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества Излагать свое мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества. | |
Православные традиции России | 5 ч | Уметь приводить примеры развития православной культуры в истории России. Воспринимать и эмоционально оценивать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры (православной). | |
Православный календарь. Почитание святых | 8 ч | Осваивать универсальные умения о ценностях основ духовной традиции православия. Определять основные понятия православной культуры | |
Творческий проект «Диалог культур и поколений» | 4 ч | Осваивать универсальные умения слышать собеседника и излагать свое мнение. Взаимодействовать в парах и группах при выполнении творческих проектов. | |
Итого: | 34 ч |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Литература
- Библейские легенды. М.: Детская литература, 1991.
- Большой путеводитель по Библии. М.: Республика, 1993
- Жития святых для детей. Изд. Сретенского монастыря, 1997.
- История Христианства. СПб: 2012
- Пещерка Святого Иосафа. Белгород-2011.
- Подшивка журналов «Божий мир» 2010-2013 г.
- Подшивка журналов «Православные монастыри» 2008 г.
- Православная энциклопедия в 4-х томах. 1997.
- Православный Святитель Иосаф Белгородский. Белгород-2011.
- Русские монастыри в 5-ти томах. Изд. Троица, М.: 2005.
- Святое Белогорье. Фотокнига. 1995
Цифровые образовательные ресурсы
- Электронное приложение «Основы православной культуры» 4-5 класс (диск СД-ROM)
- Краткий толковый словарь православной этики
- Видеоматериалы по темам курса
Материально – техническое обеспечение
- Аудиторная доска с набором приспособлений для крепления карт и таблиц – 2 шт.
- Экспозиционный экран –2 шт.
- Магнитно-маркерная доска – 1 шт
- СПАК– 2 шт.
- Проектор – 2 шт.
- Интерактивная доска Smart Board – 1 шт.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по ОРКСЭ Основы православной культуры 4 класс
Настоящая рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. А также на осн...
Рабочая программа по ОРКСЭ, модуль "Православная культура"
В образовательном учреждении МБОУ «Романовская СОШ» на основе образовательных, культурных и религиозных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), а также возможностей организа...
Рабочая программа по ОРКСЭ. Модуль "Православная культура"
Рабочая программа по ОРКСЭ. Модуль "Православная культура"...
Рабочая программа по ОРКСЭ /основы православной культуры/ для 4 класса
Данный материал поможет в разработке своей рабочей программы по ОРКСЭ/Основы православной культуры/ для 4 класса...
Рабочая программа курса ОРКСЭ "Основы Православной Культуры"
Данная программа подготовлена к учебнику для 4 класса общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры» (авторы: O.JI. Янушкявичене, Ю.С. Васеч...
Рабочая программа по ОРКСЭ (Основам православной культуры). 4класс.
Пояснительная записка по ОРКСЭ (Основам православной культуры). 4класс. "Школа России"...
Рабочая программа курса ОРКСЭ Модуль: Православная культура
Задачи учебного курса:Знакомство обучающихся с основами православной культуры;Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, об...