Рабочая программа по ОРКСЭ /основы православной культуры/ для 4 класса
рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему
Данный материал поможет в разработке своей рабочей программы по ОРКСЭ/Основы православной культуры/ для 4 класса
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 38.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по основам православной культуры
Пояснительная записка
Рабочая программа по Основам православной культуры для 4 класс составлена на основе «Программы духовно-нравственного просвещения в общеобразовательных учреждениях Воронежской области», утверждённой приказом Главного управления образования №375 от 27.12.2001года.Документы разработаны Татьяной Васильевной Дорофеевой, кандидатом исторических наук, доцентом Воронежского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования; руководителем Отдела религиозного образования и катихизации (ныне руководитель Издательского отдела Воронежской и Борисоглебской епархии Русской Православной Церкви) протоиереем Андреем Изакаром; главным специалистом Главного управления образования Администрации Воронежской области А.С. Шушарьяном. Преподавание ОПК в 4 классе осуществляется по учебнику Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры. 4-5 классы автора А.В. Кураева.
Программа разработана на 35 часов в год, по 1 часу в неделю.
Законодательная база духовно-нравственного просвещения.
- Конституция РФ, ст. 28, ст. 29 (о свободе совести и о свободе информации);
- Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» (ст. 3, п. 1, ст. 5, п. 4);
- Национальная доктрина образования;
- Международная конвенция о правах ребенка 1989 г.;
- Решение расширенного заседания правления ассоциации«Образование Черноземья» от 11.05.2000 г.;
- Договор о сотрудничестве Областного комитета образования и Воронежского епархиального управления (апрель 2000 г.);
- Договор о сотрудничестве ВОИПКиПРО и Воронежского епархиального управления (март 1998 г.).
Все эти юридические документы утверждают гарантии прав ребенка получать знания и воспитываться в соответствии с теми культурно-историческими традициями, которые являются для него родными. Для русского человека эти традиции коренятся в Православии – государствообразующей и культурообразующей духовной среде России. Школа является государственным учреждением для передачи детям традиций того общества, в котором они родились и формируются как личности. Как писал великий русский педагог К.Д. Ушинский, «прежде чем перейти к твердой пище, ребенок вскармливается молоком матери, прежде чем учить ребенка любить другие страны и другие народы, надо его научить уважать свою страну и свой народ». Воспитание должно быть культуросообразным, тогда только можно сформировать гражданина и патриота своей страны.
Цель программы:обеспечить системный подход к созданию условий для становления и развития высоконравственного, ответственного, компетентного гражданина России,оказать содействие семье, обществу и государству в подготовке детей к жизни в современном мире.
Задачи программы:
формировать основы гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, уважения к истории и культуре народа;
воспитывать трудолюбие, уважение к правам и свободам человека, любовь к окружающей природе, Родине, семье;
воспитывать нравственные качества личности ребёнка;
способствовать освоению ребёнком основных социальных ролей, моральных и этических норм;
приобщать детей к культурным традициям своего народа, общечеловеческим ценностям в условиях многонационального государства;
- знакомить с основами православной культуры;
- раскрывать её значение и роль в жизни людей – в формировании личности человека, его отношения к миру и людям, поведения в повседневной жизни.
Требования к уровню подготовки обучающихся
1. Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся начального общего образования: личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.
2. Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:
I) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
3. Основы духовно-нравственной культуры народов России:
1) готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
2) знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
3) понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
4) формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
5) первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;
6) становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
7) осознание ценности человеческой жизни.
4. Искусство
Изобразительное искусство:
1) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека.
Формы контроля
Основной формой контроля учащихся являются опросы, беседы, тестирование. По предмету оценки не выставляются.
Учебно-тематический план
№ п/п | Содержание | Кол-во часов |
1 | Россия – наша Родина. | 1 |
2 | Культура и религия. | 1 |
3 | Человек и Бог в православии. | 1 |
4 | Православие и молитва. | 1 |
5 | Библия и Евангелие. | 1 |
6 | Проповедь Христа. | 1 |
7 | Христос и его крест. | 1 |
8 | Пасха. | 1 |
9 | Православное учение о человеке. | 1 |
10 | Совесть и раскаяние. | 1 |
11 | Заповеди. | 1 |
12 | Милосердие и сострадание. | 1 |
13 | Золотое правило этики. | 1 |
14 | Храм. | 1 |
15 | Икона. | 1 |
16 | Творческие работы учащихся. | 1 |
17 | Подведение итогов. | 1 |
18 | Как христианство пришло на Русь. | 1 |
19 | Подвиг. | 1 |
20 | Заповеди блаженств. | 1 |
21 | Зачем творить добро? | 1 |
22 | Чудо в жизни христианина. | 1 |
23 | Православие о Божием суде. | 1 |
24 | Таинство Причастия. | 1 |
25 | Монастырь. | 1 |
26 | Отношение христианина к природе. | 1 |
27 | Христианская семья. | 1 |
28 | Защита Отечества. | 1 |
29 | Христианин в труде. | 1 |
30 | Любовь и уважение к Отечеству. | 1 |
31 | Творческие работы учащихся. | 1 |
32-33 | Экскурсия в храм. | 2 |
34-35 | Подведение итогов года. | 2 |
Итого: | 35 | |
Основное содержание учебно - тематического плана
Тематические занятия | Количество часов | Использован ИКТ | Использован проектной деятельност | Использован исседовател деятельности |
1 | Россия – наша Родина. 1 |
2 | Культура и религия. 1 |
3 | Человек и Бог в православии. 1 |
4 | Православие и молитва. 1 |
5 | Библия и Евангелие. 1 |
6 | Проповедь Христа. 1 |
7 | Христос и его крест. 1 |
8 | Пасха. 1 |
9 | Православное учение о человеке.1 |
10 | Совесть и раскаяние. 1 |
11 | Заповеди. 1 |
12 | Милосердие и сострадание. 1 |
13 | Золотое правило этики. 1 |
14 | Храм. 1 |
15 | Икона. 1 |
16 | Творческие работы учащихся. 1 |
17 | Подведение итогов. 1 |
18 | Как христианство пришло на Русь. 1 |
19 | Подвиг. 1 |
20 | Заповеди блаженств. 1 |
21 | Зачем творить добро? 1 |
22 | Чудо в жизни христианина. 1 |
23 | Православие о Божием суде. 1 |
24 | Таинство Причастия. 1 |
25 | Монастырь. 1 |
26 | Отношение христианина к природе. 1 |
27 | Христианская семья. 1 |
28 | Защита Отечества. 1 |
29 | Христианин в труде. 1 |
30 | Любовь и уважение к Отечеству. 1 |
31 | Творческие работы учащихся. 1 |
32-33 | Экскурсия в храм. 1 |
34-35 | Подведение итогов года. 1 Итого: 100% |
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Оборудование | Ключевые понятия | Дата проведения урока | ||||
план | фактически | |||||||||
1 | Россия – наша Родина. | 1 | Комбинированный | 1.Презентация по теме урока. 2.Детская Библия. 3.Разнообразная литература по теме урока. | Знать: понятия «Духовный мир», «Культурное наследие». Уметь: рассказать о культурный традициях семьи. | 04.09 | ||||
2 | Культура и религия. | 1 | Комбинированный | 1.Презентация по теме урока. 2.Детская Библия. 3.Разнообразная литература по теме урока. | Знать: истоки русской культуры в православной религии. Уметь: работать с рабочей тетрадью. | 11.09 | ||||
3 | Человек и Бог в православии. | 1 | Комбинированный | 1.Презентация по теме урока. 2.Детская Библия. 3.Разнообразная литература по теме урока. | Знать: что представляет собой человек и Бог в православии. Уметь: работать с тетрадью. | 18.09 | ||||
4 | Православие и молитва. | 1 | Комбинированный | 1.Презентация по теме урока. 2.Детская Библия. 3.Разнообразная литература по теме урока. | Знать: что такое молитва и какие бывают молитвы. Уметь: делать выводы из изученной темы. | 25.09 | ||||
5 | Библия и Евангелие. | 1 | Комбинированный | 1.Презентация по теме урока. 2.Детская Библия. 3.Разнообразная литература по теме урока. | Знать: кто такие христиане, что представляет собой Священное писание Библия и Евангелие. Уметь: отвечать на вопросы. | 2.10 | ||||
6 | Проповедь Христа. | 1 | Комбинированный | 1.Презентация по теме урока. 2.Детская Библия. 3.Разнообразная литература по теме урока. | Знать: чему учил Христос, что такое Нагорная проповедь, какое сокровище нельзя украсть. Уметь: делать выводы из изученной темы. | 9.10 | ||||
7 | Христос и его крест. | 1 | Комбинированный | 1.Презентация по теме урока. 2.Детская Библия. 3.Разнообразная литература по теме урока. | Знать: как Бог стал человеком, почему Христос не уклонился от казни, какова символика креста. Уметь: делать выводы. | 16.10 | ||||
8 | Пасха. | 1 | Комбинированный | 1.Презентация по теме урока. 2.Детская Библия. 3.Разнообразная литература по теме урока. | Знать: что такое Пасха, как празднуют Пасху. Уметь: работать с тетрадью. | 23.10 | ||||
9 | Православное учение о человеке. | 1 | Комбинированный | 1.Презентация по теме урока. 2.Детская Библия. 3.Разнообразная литература по теме урока. | Знать: чем Бог одарил человека, когда болит душа, что такое образ Божий в человеке. Уметь: отвечать на вопросы. | 30.10 | ||||
10 | Совесть и раскаяние. | 1 | Комбинированный | 1.Презентация по теме урока. 2.Детская Библия. 3.Разнообразная литература по теме урока. | Знать: какие заповеди даны людям, что общего у убийства и воровства, как зависть гасит радость. Уметь: делать выводы. | 13.11 | ||||
11 | Заповеди. | 1 | Комбинированный | 1.Презентация по теме урока. 2.Детская Библия. 3.Разнообразная литература по теме урока. | Знать:какие заповеди даны людям, что общего у убийства и воровства, как зависть гасит радость. Уметь: работать с тетрадью. | 20.11 | ||||
12 | Милосердие и сострадание. | 1 | Комбинированный | 1.Презентация по теме урока. 2.Детская Библия. 3.Разнообразная литература по теме урока. | Знать: чем милосердие отличается от дружбы, кого называют ближним, как христианин должен относиться к людям. Уметь: работать с тетрадью. | 27.11 | ||||
13 | Золотое правило этики. | 1 | Комбинированный | 1.Презентация по теме урока. 2.Детская Библия. 3.Разнообразная литература по теме урока. | Знать: главное правило человеческих отношений, что такое неосуждение.. Уметь: работать с тетрадью. | 4.12 | ||||
14 | Храм. | 1 | Комбинированный | 1.Презентация по теме урока. 2.Детская Библия. 3.Разнообразная литература по теме урока. | Знать: что люди делают в храмах, как устроен православный храм. Уметь: использовать разнообразную литературу для расширения кругозора. | 11.12 | ||||
15 | Икона. | 1 | Комбинированный | 1.Презентация по теме урока. 2.Детская Библия. 3.Разнообразная литература по теме урока. | Знать: почему икона так необычна, зачем изображают невидимое. Уметь: работать с тетрадью. | 18.12 | ||||
16 | Творческие работы учащихся. | 1 | Комбинированный | 1.Презентация по теме урока. 2.Детская Библия. 3.Разнообразная литература по теме урока. | Знать: как выполняются творческие работы. Уметь: использовать разнообразную литературу и материал по выбранной теме. | 25.12 | ||||
17 | Подведение итогов. | 1 | Комбинированный | 1.Презентация по теме урока. 2.Детская Библия. 3.Разнообразная литература по теме урока. | Знать: как выполняется праздничный проект. Уметь: использовать разнообразную литературу и материал по выбранной теме. | |||||
18 | Как христианство пришло на Русь. | 1 | Комбинированный | 1.Презентация по теме урока. 2.Детская Библия. 3.Разнообразная литература по теме урока. | Знать: что такое Церковь, что такое крещение. Уметь: работать с тетрадью. | 15.01 | ||||
19 | Подвиг. | 1 | Комбинированный | 1.Презентация по теме урока. 2.Детская Библия. 3.Разнообразная литература по теме урока. | Знать:чо такое подвиг, о человеческой жертвенности. Уметь: рассказать в чём суть подвига. | 22.01 | ||||
20 | Заповеди блаженств. | 1 | Комбинированный | 1.Презентация по теме урока. 2.Детская Библия. 3.Разнообразная литература по теме урока. | Знать: Что такое Нагорная проповедь Христа, Заповеди Блаженств. Уметь: рассказать в чём суть проповедей. | |||||
21 | Зачем творить добро? | 1 | Комбинированный | 1.Презентация по теме урока. 2.Детская Библия. 3.Разнообразная литература по теме урока. | Знать:как подражают Христу, чему радуются святые. Уметь: рассказать в чём суть добра. | |||||
22 | Чудо в жизни христианина. | 1 | Комбинированный | 1.Презентация по теме урока. 2.Детская Библия. 3.Разнообразная литература по теме урока. | Знать: о Святой Троице, о христианских добродетелях. Уметь: рассказать в чём суть чуда в жизни христианина. | |||||
23 | Православие о Божием суде. | 1 | Комбинированный | 1.Презентация по теме урока. 2.Детская Библия. 3.Разнообразная литература по теме урока. | Знать: как видеть в людях Христа, почему христиане верят в бессемертие. Уметь: рассказать. | |||||
24 | Таинство Причастия. | 1 | Комбинированный | 1.Презентация по теме урока. 2.Детская Библия. 3.Разнообразная литература по теме урока. | Знать: что такое Причастие, что такое церковное таинство. Уметь: работать с тетрадью. | |||||
25 | Монастырь. | 1 | Комбинированный | 1.Презентация по теме урока. 2.Детская Библия. 3.Разнообразная литература по теме урока. | Знать: почему люди идут в монахи, от чего отказываются монахи. Уметь: отвечать на вопросы по новой теме. | |||||
26 | Отношение христианина к природе. | 1 | Комбинированный | 1.Презентация по теме урока. 2.Детская Библия. 3.Разнообразная литература по теме урока. | Знать: что делает человека выше природы, какую ответственность несёт человек за сохранение природы. Уметь: отвечать на вопросы по новой теме. | |||||
27 | Христианская семья. | 1 | Комбинированный | 1.Презентация по теме урока. 2.Детская Библия. 3.Разнообразная литература по теме урока. | Знать: что такое венчание, что обозначают христианские кольца. Уметь: пользоваться разнообразной литературой по новой теме. | |||||
28 | Защита Отечества. | 1 | Комбинированный | 1.Презентация по теме урока. 2.Детская Библия. 3.Разнообразная литература по теме урока. | Знать: о том, когда война бывает справедливой, о святых защитниках Родины. Уметь: работать с тетрадью. | |||||
29 | Христианин в труде. | 1 | Комбинированный | 1.Презентация по теме урока. 2.Детская Библия. 3.Разнообразная литература по теме урока. | Знать: о том, какой первый грех людей, какой труд напрасен. . | |||||
30 | Любовь и уважение к Отечеству. | 1 | Комбинированный | 1.Презентация по теме урока. 2.Детская Библия. 3.Разнообразная литература по теме урока. | Знать: о любви и уважении к Отечеству. Уметь: рассказать. | |||||
31-32 | Экскурсия в храм. | 2 | Комбинированный | 1.Презентация по теме урока. 2.Детская Библия. 3.Разнообразная литература по теме урока. | Знать: о Преображенском храме, знать устройство храма. Уметь: рассказать об увиденном. | |||||
34-35 | Подведение итогов года. | 2 | Комбинированный | 1.Презентация по теме урока. 2.Детская Библия. 3.Разнообразная литература по теме урока. | Знать: об основах духовной нравственности и культуры народов России. Уметь: приводить примеры из жизни. |
Информационно-методическое обеспечение
Для учителя:
1 А.В.Кураев/ Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры 4-5 классы: учебник для общеобразовательных учреждений – 2 издание//М.: Просвещение, 2012
2.А.Я.Данилюк Программы 4-5
3.Книга для учителя. Издательство "Просвещение" Москва 2012г.Под редакцией В.А.Тишкова,Т.Д.Шапошниковой
4. Электронное приложение к учебнику "основы православной культуры"А.В.Кураева 2012г.
5.Учебно - методические материалы по основам православной культуры и духовно - нравственному воспитанию. Русская Православная церковь Покровская и николаевская епархия. 2012 г.
Для учащихся:
А.В.Кураев/ Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры 4-5 классы: учебник для общеобразовательных учреждений – 2 издание//М.: Просвещение, 2012
Обеспеченность материально-техническими и информационно-техническими ресурсами
№ п/п | Предмет | Класс | Автор | Название ЭОР | Год | |
1 | ОПК | 4 | ОАО «Издательство «Просвещение» | Электронное приложение к учебнику «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы Православной культуры для 4-5 классов общеобразовательных учреждений/А.В.Кураев | 2012 |
Интернет - сайты:
www.experiment-opk.pravolimp.ru
www/smolensk-seminaria.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по ОРКСЭ Основы православной культуры 4 класс
Настоящая рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. А также на осн...

рабочая программа по предмету "Основы православной культуры" 4 класс Кураев А. В.
тематическое планирование по предмету "Основы православной культуры" 4 класс ,постановка целей,задач,учебный материал...

Рабочая программа курса ОРКСЭ "Основы Православной Культуры"
Данная программа подготовлена к учебнику для 4 класса общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры» (авторы: O.JI. Янушкявичене, Ю.С. Васеч...

Рабочая программа по ОРКСЭ (Основам православной культуры). 4класс.
Пояснительная записка по ОРКСЭ (Основам православной культуры). 4класс. "Школа России"...

Рабочая программа по ОРКСЭ. Основы православной культуры. 4 класс.
Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4 класс.Кураев А. В....

Рабочая программа по курсу «Основы православной культуры» 2 класс
В основе учебно-воспитательного процесса внеурочной работы по курсу «Основы православной культуры» заложены базовые национальные ценности патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья,...

Рабочая программа по ОРКСЭ Основы православной культуры
Рабочая программа по ОРКСЭ модуль "Основы православной культуры" был скачан из интернета и доработан/изменён для нашей школы....