Рабочая программа по ОРКСЭ. Модуль "Православная культура"
рабочая программа (4 класс) по теме
Рабочая программа по ОРКСЭ. Модуль "Православная культура"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_pr.kultura.doc | 246.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет администрации Романовского района по образованию
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Романовская средняя общеобразовательная школа»
«Согласовано» Руководитель ШМО ________/О.Г. Сидоренко Протокол № ____ от «___» _________20__ г | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МБОУ «Романовская СОШ» _________/ Н.А.Усик «___» __________ 20__г | «Утверждаю» Директор МБОУ «Романовская СОШ» ____________/ Н.П.Савченко Приказ № ___ от «___» _______ 20 ___ г. |
Рабочая программа для 4 класса по ОРКСЭ
модуль «Основы православной культуры»
Предметная область – Основы религиозных культур и светской этики
Срок освоения программы 2013-2014 учебный год
Составитель:
Даниленко Маргарита Анатольевна
учитель ОРКСЭ первой
квалификационной категории
с. Романово 2013 г
Пояснительная записка
Нормативной базой для составления данной рабочей программы являются:
- Конституция РФ ст.43;
- Федеральный закон от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632);
- Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632);
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.02.2012г. N МД 102/03 «О введении курса ОРКСЭ с 1 сентября 2012 года» - приложение № 4;
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.10.2011г. N МД - 1427/03 «Об обеспечении преподавания комплексного учебного курса ОРКСЭ»;
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.07.2011г. N МД - 883/03 «О направлении методических материалов ОРКСЭ»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.01.2012г. № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.02.2012 г. N МД - 172/03 «О федеральных перечнях учебников»,
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации Департамента государственной политики в сфере общего образования от 22.08. 2012 года № 08-08-250 «О введении учебного курса ОРКСЭ»;
- Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования;
- Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы./ Данилюк А.Я. – М. .: Просвещение, 2012г.
Рабочая программа разработана на основе программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики ./ Данилюк А.Я. – М., Просвещение, 2012г. и в соответствии с методическими рекомендациями к УМК А. В.Кураева «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры 4-5 класс. М., Просвещение 2012 г., включённого в Федеральный перечень учебников на 2013-2014 учебный год. Рабочая программа для 4 класса разработана на 34 учебных часа (1 час в неделю) с учетом требований государственного образовательного стандарта, базисного учебного плана.
Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всём мире и в нашей стране в частности. Вполне очевидно, что воспитательную составляющую наряду с научными знаниями, информацией об обществе, его интересах и законах, культуре и искусстве невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного ущерба для качества образования, становления личности.
Вопросы, связанные с введением в школьную программу информации об основах религиозной культуры, рассматриваемой в рамках культурологического подхода, имеют сегодня большое значение, поскольку характер светской школы определяется, в том числе и её отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Запрос на современное образование, решающее помимо прочего, задачи духовно-нравственного воспитания граждан России, достаточно высок, чтобы остаться без ответа.
В то же время преподавание основ религиозной культуры в общеобразовательной школе приводит к необходимости решения труднейших культурологических, этических, правовых, психологических, дидактических и воспитательных проблем.
В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», модуля «Основы православной культуры» опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции.
Цель курса «Основы православной культуры»: формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Основные задачи курса «Основы православной культуры»:
- Знакомство обучающихся с основами православной культуры. Развитие представлений учащихся о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
- Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
- Развитие способностей младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Освоение школьниками учебного содержания данного модуля, входящих в учебный курс, должно обеспечить:
- Понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;
- Формирование первоначальных представлений об основах религиозных культур и светской этики;
- Формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям;
- Знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;
- Укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развития культурных и духовных ценностей.
Учебно-тематический план
Название разделов, тем | Количество часов |
1-ое полугодие | |
Россия – наша Родина | 1 |
Культура и религия | 1 |
Человек и бог в православии | 1 |
Православная молитва | 1 |
Библия и Евангелие | 1 |
Проповедь Христа | 1 |
Христос и Его Крест | 1 |
Пасха | 1 |
Православное учение в человеке | 1 |
Совесть и раскаяние | 1 |
Заповеди. | 1 |
Милосердие и сострадание. | 1 |
Золотое правило. | 1 |
Храм | 1 |
Икона | 1 |
Творческие работы учащихся. | 1 |
2-е полугодие | |
Подведение итогов | 1 |
Как христианство пришло на Русь | 1 |
Подвиг | 1 |
Заповеди блаженств | 1 |
Зачем творить добро? | 1 |
Чудо в жизни христианина | 1 |
Православие о Божьем суде | 1 |
Таинство причастия | 1 |
Монастырь | 1 |
Отношение христианина к природе | 1 |
Христианская семья | 1 |
Защита Отечества | 1 |
Христианин в труде | 1 |
Любовь и уважение к Отечеству | 1 |
Итоговая презентация проектов обучающихся | 4 |
Содержание тем учебного курса
Тема | Содержание |
Россия – наша Родина (1ч.) | Богатство России. Малая Родина Россия. Родина. Патриот. Отечество. Столица. Президент. Государственные символы. Духовные традиции. |
Культура и религия (1ч.) | Знакомство с историей возникновения и распространения православной культуры. Родина. Христианство. Православие. Культура. Религия. |
Человек и бог в православии (1ч.) | Знакомство с основами духовной традиции православия. Бог. Творец. Мир. Культура. Православная культура. Любовь |
Православная молитва (1ч.) | Священное писание. Священное предание. Православие. Молитва. Молитва - славословие. Благодать. |
Библия и Евангелие (1ч.) | Знакомство с определениями основных понятий православной культуры. Библия. Евангелие. Ветхий Завет. Новый Завет. Христианин. Откровение. |
Проповедь Христа (1ч.) | Вера. Нагорная проповедь. Православие. Христиане. Учатся устанавливать взаимосвязь между религиозной (православной) культурой и поведением людей |
Христос и Его Крест (1ч.) | Учатся устанавливать взаимосвязь между религиозной (православной) культурой и поведением людей Православная культура. Воплощение. Рождество Христово. Боговоплощение. Жертва Христа. Голгофа. Распятие. Символика креста. |
Пасха (1ч.) | Русская пасха. Пасха Христова. Пасхальная полночь. Пасхальный гимн. Пасхальное яйцо. |
Православное учение в человеке (1ч.) | Знакомство с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь православной культуры. |
Совесть и раскаяние (1ч.) | Раскаяние. Совесть |
Заповеди. (1ч.) | Заповеди. Моисей. |
Милосердие и сострадание. (1ч.) | Самарянин. Милосердие. Сострадание. Милостыня. |
Золотое правило. (1ч.) | Грех. Неосуждение |
Храм (1ч.) | Икона. Благословение. Иконостас. Алтарь. Знакомство с устройством храмов. |
Икона (1ч.) | Икона. Святые. Лик. Нимб. Молитва. Знакомство с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь православной культуры. |
Творческие работы учащихся. (1ч.) | Учатся излагать своё мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества. |
Подведение итогов (1ч.) | Подведение итогов за первое полугодие |
Как христианство пришло на Русь (1ч.) | Крещение. Святая Русь |
Подвиг (1ч.) | Подвиг. Характеристика подвигов |
Заповеди блаженств (1ч.) | Нагорная проповедь. Знакомство с творчеством Смоктуновского |
Зачем творить добро? (1ч.) | Знакомство с притчей о дикаре и царе. |
Чудо в жизни христианина (1ч.) | Знакомство и анализ картины А. Рублева «Троица» |
Православие о Божьем суде (1ч.) | Знакомство и анализ иконы «Успенской Богоматери» |
Таинство причастия (1ч.) | Христианские таинства, их значение в жизни христианина |
Монастырь (1ч.) | Женский и мужской монастыри. Одежда монаха. |
Отношение христианина к природе (1ч.) | Знакомство с репродукциями картин Айвазовского |
Христианская семья (1ч.) | Знакомство с таинством венчания |
Защита Отечества (1ч.) | Какие поступки недопустимы на войне |
Христианин в труде (1ч.) | Знакомство с репродукциями картин Нестерова. |
Любовь и уважение к Отечеству (1ч.) | Государственные символы России |
Итоговая презентация проектов обучающихся (4ч.) | Подбор иллюстраций, материала для создания проекта. Защита проекта. |
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе
Обучение детей по программе курса «Основы православной культуры» должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.
Требования к личностным результатам:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
- формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей, развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Требования к метапредметным результатам:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
- формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определить наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учетом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
- готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
- овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Требования к предметным результатам:
- знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
- осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.
В процессе изучения курса предусмотрена подготовка и презентация творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его в творческой, деятельностной форме.
Виды деятельности младших школьников:
- Индивидуальная учебная деятельность (самостоятельная работа с использованием дополнительных информационных источников)
- Игровая деятельность
- Творческая деятельность.
- Проектная деятельность.
- Свободное общение (дискуссия, беседа, самопрезентация)
Согласно письму Министерства образования и науки Российской Федерации Департамента государственной политики в сфере общего образования от 22 августа 2012 года № 08-08-250 «О введении учебного курса ОРКСЭ», оценивание предмета «Основ религиозных культур и светской этики» безотметочное.
Программно-методическое и дидактическое обеспечение преподавания ОРКСЭ, модуля «Основы православной культуры»
Основная литература для учителя
- Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы./ Данилюк А.Я. – М. .: Просвещение, 2012г.
- Учебник А. В.Кураев « Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры 4-5 класс. М., Просвещение 2012 г.
- Электронное приложение к учебнику А.В.Кураева «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы православной культуры 4-5 классы». М., Просвещение, 2012 г.
Дополнительная литература для учителя:
- Дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет–ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса.
Литература для учащихся:
- Энциклопедическая и справочная литература
- Интернет-ресурсы для подготовки творческих работ:
Список литературы, используемый для составления рабочей программы
- Федеральный закон от 29 декабря 2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632);
- Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632);
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.02.2012г. N МД 102/03 «О введении курса ОРКСЭ с 1 сентября 2012 года» - приложение № 4;
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.10.2011г. N МД - 1427/03 «Об обеспечении преподавания комплексного учебного курса ОРКСЭ»;
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.07.2011г. N МД - 883/03 «О направлении методических материалов ОРКСЭ»;
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.01.2012г. № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.02.2012 г. N МД - 172/03 «О федеральных перечнях учебников»,
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации Департамента государственной политики в сфере общего образования от 22.08. 2012 года № 08-08-250 «О введении учебного курса ОРКСЭ»;
- Федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования;
- Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений 4-5 классы./ Данилюк А.Я. – М. .: Просвещение, 2012г.
Приложения к программе
Примерные темы творческих работ обучающихся:
1.Храмы России.
2.Православные иконы.
3.Православные праздники.
4.Отражение заповедей в литературных произведениях для детей.
Обучающиеся могут выбрать собственную тему для творческих работ в рамках изученного материала
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Дата | Тема урока | Количество часов | Оснащение | Требования к уровню подготовки | Формы и методы |
1-е полугодие | ||||||
1 | 05.09.13 | Россия – наша Родина | 1 | Выставка книг о России, флаг, герб, карта, портреты государственных деятелей, героев России, аудиозапись песни «С чего начинается Родина» Компьютер Мультимедиа проектор | Знать: - что такое духовный мир человека - что такое культурные традиции и для чего они существуют Развивать умение эстетического восприятия: видеть и слышать красивое. Уметь: Объяснить, что такое духовный мир человека. Рассказать о традициях своей семьи. Рассказать, какие ценности лежат в основе своей семьи. | Объяснительно-иллюстративный Использование ИКТ |
2 | 12.09.13 | Культура и религия | 1 | Фотографии и изображения православных храмов, репродукции картин: К. Юон «Купола и ласточки», А.Рябушкин «Семнадцатый век. Женщины в церкви» Компьютер Мультимедиа проектор | Знать: Что такое культура, и как она создаётся. Что такое религия. Что такое православие. Уметь: Выразить слова благодарности в разнообразных формах. Понимать взаимосвязь русской культуры и православия. Рассказать о традициях русской православной культуры XVII века | Объяснительно-иллюстративный Использование ИКТ |
3 | 19.09.13 | Человек и бог в православии | 1 | Компьютер Мультимедиа проектор | Знать: Кого православная культура называет Творцом. Какие дары получили от Творца люди. Уметь: Понимать, как вера влияет на поступки человека, и рассказать об этом. | Объяснительно-иллюстративный Использование ИКТ |
4 | 26.09.13 | Православная молитва | 1 | Компьютер Мультимедиа проектор | Знать: Что такое молитва, и чем она отличается от магии. Какие бывают виды молитв. Что значит «благодать». Кто такие святые. Уметь: Рассказать, что значит «молиться», и чем отличается молитва от магии. Объяснить слово «искушение», и зачем людям посылаются испытания в жизни. Объяснить выражение «Знать, как «Отче наш». | Объяснительно-иллюстративный Использование ИКТ |
5 | 03.10.13 | Библия и Евангелие | 1 | Иллюстративный материал-фотография книги Священного Писания, фотография Храма Христа Спасителя Компьютер Мультимедиа проектор | Знать: Кто такой христианин. Кто такие пророки и апостолы. Что такое Библия и Евангелие. Что такое Откровение Божие. Уметь: Объяснить, что такое Священное Писание, и из каких частей оно состоит. Объяснить связь слов Христос – христианство – христианин. Объяснить, как переводится слово «Евангелие», и почему оно так называется. Рассказать об апостолах Христовых | Объяснительно-иллюстративный Использование ИКТ |
6 | 10.10.13 | Проповедь Христа | 1 | Символы веры, фотографии святых мест, репродукции картин: 1.Исцеление расслабленного. Мирожский монастырь. 12 в. Компьютер Мультимедиа проектор | Знать: Что такое проповедь (Нагорная проповедь). Как христиане относятся к мести, и почему. Уметь: Объяснить, чему учил Христос. Объяснить, что является духовными сокровищами. Рассказать, какое богатство христиане считают истинным и вечным. | Объяснительно-иллюстративный Использование ИКТ |
7 | 17.10.13 | Христос и Его Крест | 1 | Изображение православного Креста Компьютер Мультимедиа проектор | Знать: Что такое «воплощение» («Боговоплощение»), Голгофа. Кто такой Богочеловек. В чём состояла жертва Иисуса Христа. Уметь: Рассказать о Рождестве Христове. Объяснить, что такое Боговоплощение. Объяснить, почему Христос не уклонился от распятия. Объяснить, почему крест стал символом христианства, и какой смысл христиане вкладывают в этот символ. | Объяснительно-иллюстративный Использование ИКТ Демонстрация православного креста |
8 | 24.10.13 | Пасха | 1 | Иллюстрации: «Александр Иванов. Явление Воскресшего Христа Марии Магдалине. XIX в.» Компьютер Мультимедиа проектор | Знать: Что такое Пасха (Воскресение). Как празднуют Пасху. Как звучит пасхальное приветствие. Как звучит пасхальный гимн. Что такое христианский пост. Уметь: Объяснить, почему Иисуса Христа называют Спасителем. Объяснить, как христиане связывают свою судьбу с воскресением Христа. Рассказать, в чём состоит смысл пасхального гимна. Рассказать, в чём состоит смысл христианского поста. | Объяснительно-иллюстративный Использование ИКТ |
9 | 31.10.13 | Православное учение в человеке | 1 | Компьютер Мультимедиа проектор | Знать: Чем человек отличается от животного. Что такое «внутренний мир» человека. В чём заключается свобода для христианина. Как Библия рассказывает о происхождении души христианина. Уметь: Объяснить выражение «внутренний мир» человека. Составить рассказ на тему «Как Бог подарил человеку душу». Объяснить выражение «болезни души». Объяснить, в чём заключается свобода для христианина. | Объяснительно-иллюстративный Использование ИКТ |
10 | 14.11.13 | Совесть и раскаяние | 1 | Компьютер Мультимедиа проектор, репродукция картины Рембрандта «Возвращение блудного сына». | Знать: Что христиане считают добром, злом, грехом, что такое совесть, раскаяние, покаяние Уметь: Рассказать, как совесть подсказывает человеку правильный выбор в поступках. Объяснить выражение «Человек – это животное, умеющее краснеть». Объяснить связь между выражениями «бессовестный человек» и «мёртвая душа». Рассказать, почему покаяние называют «лекарством души». | Объяснительно-иллюстративный Использование ИКТ |
11 | 21.11.13 | Заповеди. | 1 | Компьютер Мультимедиа проектор | Знать: Что такое «заповедь», «скрижали». Какие заповеди были даны людям через пророка Моисея. Уметь: Рассказать, что такое «Десять заповедей» или «Закон Моисея». Рассказать, что общего у воровства и убийства. Рассказать, как зависть гасит радость. Отличать 10 заповедей Моисея от заповедей блаженств Иисуса Христа. | Объяснительно-иллюстративный Использование ИКТ |
12 | 28.11.13 | Милосердие и сострадание. | 1 | Компьютер Мультимедиа проектор Иллюстрация «Христос в образе нищего у ворот монастыря. Фрески церкви Успения на Волотовом поле. XIV в.». | Знать: Кого христиане называют «ближним». Как христианин должен относиться к людям. Что такое «милосердие», «милостыня». Уметь: Объяснить, можно ли за милосердную помощь брать плату, и почему. Рассказать, что нужно делать человеку, чтобы стать милосердным. Рассказать, какие существуют дела милосердия | Объяснительно-иллюстративный Использование ИКТ |
13 | 05.12.13 | Золотое правило этики | 1 | Компьютер Мультимедиа проектор Репродукция картины В.Д.Поленова «Христос и грешница» | Знать: Что такое «этика». Главное правило человеческих отношений. Что такое «неосуждение». Уметь: Объяснить, почему главное правило этики называется «золотое». Сформулировать своё мнение: как уберечься от осуждения других людей. Рассказать по картине В.Поленова «Грешница», как Христос защитил женщину. | Объяснительно-иллюстративный Использование ИКТ |
14 | 12.12.13 | Храм | 1 | Компьютер Мультимедиа проектор», иллюстрации соборов | Знать: Для чего людям нужен храм, что они там делают. Как устроен православный храм. Что такое «алтарь», «Царские врата», «икона», «иконостас», «канун», «поминание», «благословение». Что такое «церковно-славянский язык». Знать: Для чего людям нужен храм, что они там делают. Как устроен православный храм. Что такое «алтарь», «Царские врата», «икона», «иконостас», «канун», «поминание», «благословение». Что такое «церковно-славянский язык». для чего они нужны. | Объяснительно-иллюстративный Использование ИКТ |
15 | 19.12.13 | Икона | 1 | Компьютер Мультимедиа проектор | Знать: В чём состоит отличие иконы от обычной живописной картины, и почему. Зачем христианам нужны иконы, и как на иконах изображается невидимый мир. Уметь: Объяснить, как понятие света связано с пониманием Бога в христианстве. Объяснить, почему христиане считают возможным изображать невидимого Бога. Рассказать, кому молятся христиане, стоя перед иконой. Объяснить слова «нимб» и «лик». | Объяснительно-иллюстративный Использование ИКТ |
16 | 26.12.13 | Творческие работы учащихся. | 1 | интернет-ресурсы для подготовки творческих работ | Знать: Как готовится творческая работа, какие существуют виды творческих работ. Как пользоваться литературой и другими источниками информации, как правильно отобрать нужную информацию и сделать выводы. Уметь: Искать требующуюся литературу. | Практический Проектный |
2-е полугодие | 2-е полугодие | 2-е полугодие | ||||
17 | 16.01.14 | Подведение итогов | 1 | Творческие работы детей | Знать: Из чего складывается оценка творческой работы Уметь: Представить свою творческую работу для обсуждения. Отстаивать свою точку зрения. Аргументировать свой ответ. | Объяснительно-иллюстративный Проектный |
18 | 23.01.14 | Как христианство пришло на Русь | 1 | Географическая карта, компьютер мультимедиа проектор, иллюстрации: храм Софии в Константинополе, памятник Владимиру в Киеве, икона Крещения Христа, картина Виктора Васнецова «Крещение Руси» | Знать: Что такое Евангелие, Пасха, храм и икона. Кто такой Иисус Христос. Узнать: что такое Церковь и крещение. Как Русь стала христианской страной. Уметь: Отличать православный храм от других, узнавать изображение Иисуса Христа и Пасхи на иконах. Рассказать историю проникновения христианства в древнерусские земли и крещения Руси. | Объяснительно-иллюстративный Использование ИКТ |
19 | 30.01.14 | Подвиг | 1 | Компьютер Мультимедиа проектор Эл. пособие «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры» | Знать: Что такое подвиг, что такое жертвенность. Пример подвижнической жизни архиепископа Луки Войно-Ясенецкого. Уметь: Объяснить слово «подвижник», «жертвенность» и употреблять их в речи. Различать ценности, ради которых люди жертвуют своим временем, здоровьем, даже жизнью. Рассказать о герое | Объяснительно-иллюстративный Использование ИКТ |
20 | 06.02.14 | Заповеди блаженств | 1 | Компьютер Мультимедиа проектор Эл. пособие, Евангелие, Библия мультимедиа проектор иллюстрации: «Мучения апостола Петра» Микеланджело Караваджо, «Мучения апостола Андрея» | Знать: Что такое «заповедь», «блаженство», что делает христианина счастливым. Уметь: Объяснить, почему христиане благодарны Иисусу Христу. Читать текст Заповедей Блаженства с полным пониманием. Приводить примеры исполнения этих заповедей христианами. | Объяснительно-иллюстративный Использование ИКТ |
21 | 13.02.14 | Зачем творить добро? | 1 | Компьютер Мультимедиа проектор Эл. пособие, иллюстрации | Знать: В чём, как и почему христиане подражают Христу, чему радуются святые Уметь: Нарисовать кресты Иисуса Христа, апостолов Петра и Андрея. Правильно употреблять в речи слово «смирение». Объяснить выражение «Даром приняли – даром давайте». | Объяснительно-иллюстративный Использование ИКТ |
22 | 20.02.14 | Чудо в жизни христианина | 1 | Компьютер Мультимедиа проектор Эл. пособие | Знать: В чём состоит христианское учение о Святой Троице. Что такое христианские добродетели и в чём они проявляются Уметь: Отличать на иконе изображение Святой Троицы. Объяснить связь слов «вера» и «верность». Рассказать, какие добродетели видит учащийся в самом себе и своих одноклассниках | Объяснительно-иллюстративный Использование ИКТ |
23 | 27.02.14 | Православие о Божьем суде | 1 | Компьютер Мультимедиа проектор Эл. пособие, иллюстрации: «Леонардо да Винчи. Тайная вечеря, 1495—1497». | Знать: В чём состоит представление христиан о Божием суде. Почему христиане верят в бессмертие. творению добра. Уметь: Рассказать, как вера в Божий суд влияет на поступки христиан. Перечислить мотивы, поощряющие христиан к творению добра. | Объяснительно-иллюстративный Использование ИКТ |
24 | 06.03.14 | Таинство причастия | 1 | Компьютер Мультимедиа проектор Эл.пособие | Знать: Что такое Причастие, что такое церковное Таинство. Что происходит в храме во время Литургии. Уметь: Рассказать, чем отличается история Ветхого Завета от истории Нового. Объяснить, как главная надежда христиан связана с Литургией. Рассказать, в чём главное назначение Церкви. | Объяснительно-иллюстративный Использование ИКТ |
25 | 13.03.14 | Монастырь | 1 | Компьютер Мультимедиа проектор Эл. пособие, иллюстрации «Успенский собор», «Колокольня», презентация «Монастыри» | Знать: Кто такой монах, и почему люди идут в монахи. Что представляет собой монастырь. Какие монастыри и лавры существуют на территории России. Уметь: Объяснить, что приобретает человек, став монахом, и от чего он отказывается. Рассказать, какие крупные и известные монастыри действуют на территории России | Объяснительно-иллюстративный Использование ИКТ |
26 | 20.03.14 | Отношение христианина к природе | 1 | Компьютер Мультимедиа проектор Эл. Пособие. | Знать: Какие качества делают человека «выше» природы. Какую ответственность несёт человек за сохранение природы. В чём проявляется милосердное отношение к животным. заботится о нём. Уметь: Вести диалог на тему «Почему человек стал оказывать губительное воздействие на природу?». Рассказать о своём домашнем питомце и о том, как ребёнок заботится о нём. | Объяснительно-иллюстративный Использование ИКТ |
27 | 03.04.14 | Христианская семья | 1 | Компьютер Мультимедиа проектор Эл. пособие, иллюстрации. | Знать: Почему заключение брака в церкви называется «венчание». Что означает венец над молодожёнами. Что означает обручальное кольцо. Уметь: Рассказать, какие традиции есть в семье обучающегося. Обсудить вопрос: «Позволяет ли совесть бросать постаревшего или заболевшего супруга?» | Объяснительно-иллюстративный Использование ИКТ |
28 | 10.04.14 | Защита Отечества | 1 | Компьютер Мультимедиа проектор Эл. пособие, иллюстрации: «Памятник Петру I. Санкт-Петербург», «Памятник А. В. Суворову (1801 г.). Санкт-Петрбург». | Знать: Имена и подвиг святых защитников Родины. Когда война бывает справедливой. Когда против общих недругов России вместе сражались разные народы. Уметь: Объяснить, какие поступки недопустимы даже на войне. Рассказать, какие слова вдохновили Пересвета и Ослябю на участие в Куликовской битве. | Объяснительно-иллюстративный Использование ИКТ |
29 | 17.04.14 | Христианин в труде | 1 | Компьютер Мультимедиа проектор Эл. Пособие Фото | Знать: Какие заповеди получили первые люди от Творца. Что такое первородный грех. Что такое пост, и для чего он нужен христианину. Уметь: Рассказать, какие заповеди получили первые люди от Творца. Объяснить выражение «работать на совесть». Составить устный рассказ на тему: «Какой труд вреден для человека». | Объяснительно-иллюстративный Использование ИКТ |
30 | 24.04.14 | Любовь и уважение к Отечеству | 1 | Компьютер Мультимедиа проектор Эл. пособие, символика России, карта России, иллюстрация «Могила Неизвестного Солдата и Вечный Огонь», | Знать: Главные ценности для человека, к какой бы национальности или религиозной культуре он себя ни относил, – Родина, семья, жизнь, культура. Уметь: Объяснить выражение «жизнь положить за други своя». Рассказать, какие дела может совершать человек (даже ребёнок) на благо других людей, на благо своей Родины | Объяснительно-иллюстративный Использование ИКТ |
31-34 | 08.05.14 15.05.14 22.05.14 29.05.14 | Итоговая презентация проектов обучающихся | 4 | Интернет-ресурсы для подготовки творческих работ http://lib.pstgu.ru/icons/, http://pravolimp.ru http://zakonbozhiy.ru, http://azbyka.ru/tserkov/ Творческие работы детей | Знать: Как готовится творческий проект. Какие виды творческих проектов существуют. Всесторонне тему, по которой готовит выступление учащийся. Уметь: Искать нужную информацию, систематизировать её, сделать выводы из проведённого исследования, разработать творческий проект. Владеть красивой, грамотной речью, уметь отвечать на поставленные по теме выступления вопросы, аргументировать и отстаивать свою точку зрения. | Практический Проектный |
Итого: | 34ч. |
Лист внесения изменений
№ п/п | Дата | Класс | Характеристика изменений | Реквизиты документа, в котором закреплены изменения | Подпись сотрудника, внёсшего изменения |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по ОРКСЭ Основы православной культуры 4 класс
Настоящая рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования. А также на осн...
Рабочая программа по ОРКСЭ (модуль "Основы православной культуры")
Рабочая программа по ОРКСЭ ( модуль"Основы православной культуры") для 4 класса на 2012-13 уч.год...
Рабочая программа по ОРКСЭ, модуль "Православная культура"
В образовательном учреждении МБОУ «Романовская СОШ» на основе образовательных, культурных и религиозных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), а также возможностей организа...
рабочая программа по ОРКСЭ модуль "Основы мировых религиозных культур"
Рабочая программа составлена на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и авторской программы «Основы духовно-нравственной ...
Рабочая программа по ОРКСЭ /основы православной культуры/ для 4 класса
Данный материал поможет в разработке своей рабочей программы по ОРКСЭ/Основы православной культуры/ для 4 класса...
Рабочая программа по ОРКСЭ (православная культура)
УМК "Планета знаний"...
Рабочая программа по ОРКСЭ (православная культура) 4 класс на 2021/2022 уч.год
Рабочая общеобразовательная программа по основам религиозных культур и светской этики для 4 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образ...