Программа курса ОПК
рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему

Киселева Ольга Львовна

Программа курса и календарно-тематическое планирование модуля Основы православной культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_kursa_opk_4_klass.doc109 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 464

«

Рабочая программа

по курсу ОРКСЭ

Модуль «Основы православной культуры»

для базового уровня класс 4

Разработчик программы: Киселева О.Л., учитель начальных классов


СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………………………………………………………………   3

Пояснительная записка……………………………………………………………….    4

Место учебного курса в учебном плане. Используемые методы, технологии, приёмы обучения и воспитания, формы ……………………………………………………… 7

Средства обучения……………………………………………………………………...  8

Планирование курса «Основы православной культуры» 4 класс…………….....  9

Список используемой литературы…………………………………………………..  10

Список используемых электронных ресурсов……………………………………..  11

Введение

 

      Если у вас план на год, сейте рис, пшеницу,

                                                                                 если на десятилетия, сажайте деревья,                    

                                                                                 если на всю жизнь, растите детей.

                                                              Народная (китайская)  мудрость

      Любить надо Родину свою и знать её.

      Всякое новое поколение имеет свои особенности жизни, свою новую историческую обстановку, переживает новые этапы в развитии мышления, языка и цивилизации, многое кажется устаревшим, отжившим и уже более  ненужным. Но нет ни одного растения, которое бы не имело корней. Корнями любого народа являются те духовные и материальные богатства, которые были собраны предыдущими поколениями. Культура России исторически формировалась под воздействием Православия, произведения которой до сих пор высоко оцениваются во всём мире.

Авторы как теоретических, так и практических разработок, в качестве важнейшего компонента национального содержания образования указывают на Православие, которое является историеобразующим, культурообразующим, смыслообразующим элементом жизни русского народа. Православная церковь направляла и объединяла деятельность семьи, народа и государства и обеспечивало духовное единство народа.

      "Духовное единство народа - объединяющие нас моральные ценности - это такой же важный фактор экономической стабильности. Убежден, общество лишь тогда способно решать поставленные задачи, когда у него есть общая система нравственных приоритетов" (из заявления В.В.Путина Федеральному собранию)

      Путь к познанию основ Православия лежит через нравственность, утверждается  через  семью и начальную школу. Преподавать основы христианских ценностей в виде уроков духовно-нравственной культуры православия, значит постепенно открывать перед учениками и их родителями всю красоту и доброту христианских жизненных ценностей, которые лягут в основу их созидательного мировоззрения.  

    В помощь родителям и детям В соответствии с ФГОС  предлагается учебное пособие к курсу «Основы православной культуры»  для учащихся 4-5 классов: «Добрые уроки наставления» (Сатисъ, Санкт-Петербург 2010). Авторы – священник Алексий Мороз, педагог

Т. А. Берсенева  и  «Основы православной культуры» 4-5 классы - учебное пособие для общеобразовательных учреждений – Москва «Просвещение», 2010. Автор - А. В. Кураев. 

                 

Пояснительная записка

        Актуальность изучения основ православной культуры в общеобразовательных учреждениях обусловлена необходимостью комплексного и эффективного решения проблемы духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения.

       « От нравственного состояния новых поколений зависит будущее России, не в меньшей степени, чем от политики или экономики. На фоне разрушительного влияния некоторых средств массовой информации, общего морального кризиса никто не заменит слова учителя – слова настойчивого , убедительного, подкреплённого личным примером и объясняющего детским душам, что порок всегда разрушителен, а верность незыблемым нравственным нормам приносит человеку истинное благо и подлинное счастье»

                                                                            Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

        Возможно, что сегодня духовно-нравственный кризис общества, обусловлен именно отрывом от национальных основ. Как говорится в концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, в период смены ценностных ориентиров в 90-е годы нарушилось духовное единство общества, произошло разрушение ценностей старшего поколения и искажение традиционных для страны моральных норм и нравственных установок, поспешное механическое неадаптированное копирование западных форм  жизни. Национальное начало может и должно стать тем фундаментом, опираясь на который можно будет преодолеть и государственный кризис, и школьный кризис. По определению академика И.П.Павлова, воспитание - это и есть механизм обеспечения сохранения исторической памяти популяции.

Наше будущее зависит от того, сумеем ли мы  восстановить историческую преемственность русской жизни, осознать себя продолжателями, хранителями и защитниками духовных сокровищ тысячелетней российской истории или окончательно произойдет угасание самосознания одного из величайших народов, а с угасанием самосознания распадется государство и исчезнет народ. Болью отзываются сегодня  слова канцлера Германии Бисмарка, сказанные им ещё в прошлом веке: «Русских невозможно победить, в этом мы убедились за века, но можно привить им ложные ценности и тогда они победят себя сами».

        В нравственном становлении личности немаловажное место принадлежит культуре. Изучение русской культуры невозможно без основ православия, составившего его основу и стержень. Все богатейшее наследие православной культуры пронизано духом красоты и несет в себе огромное воспитательное содержание.

Нормативно-правовая база:

 Концепция Духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, разработана в соответствии с Конституцией РФ, Законом  РФ «Об образовании» ст.9, п.1, на основе ежегодных посланий Президента РФ собранию РФ. В соответствии с п.6 ст. 9 и п.2 ст.14 Закона РФ «Об образовании», п.1 ст.4 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ», п.1 ст.63 Семейного кодекса РФ.

Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» вводится по поручению Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632) и на основании Распоряжения Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632).

     Целью  проведения уроков является духовно - нравственное развитие и воспитание мл. школьников посредством их приобщения к российской духовной традиции, формирование у младшего школьника основ мировоззрения в его духовных, нравственных, личностно значимых измерениях, установок и ценностей, обеспечивающих осознанный нравственный выбор. Традиционные ценности, усваиваемые обучающимися, являются для них средствами осознанного различения добра и зла. Первоисточником духовной традиции в религиозном значении является Бог, а в светском – морально-нравственный опыт предшествующих поколений, культура народа.

     Основные задачи  курса:

1. Приобщать школьника к традиционным морально-нравственным ценностям, идеалам, нормам православной культуры: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, бережное отношение к природе, забота о слабых и младших, почитание старших и понимание их как основы традиционной культуры русского народа.

2. Развивать представления школьника о значении нравственных норм и традиционных ценностей народа для достойной жизни человека, семьи, общества.

3. Формировать у мл. школьников начальные представления о российской духовной традиции

4. Формировать у учащихся представление о том, во имя каких идеалов, на основе каких ценностей должен жить нравственный человек

5. Познакомить учащихся с примерами людей, следующих в своей жизни нравственным ценностям

6. Развивать в детях навык совестной реакции, нравственного самоанализа.

7. Учить детей с любовью и уважением относиться к отечественной православной культуре и уважать каждую из традиционных российских религиозных культур.

8. Дать детям представление об уникальном  опыте российского сотрудничества  христиан и мусульман.

9. Показать детям их глубокую личную причастность к великим ценностям Православия, которые были созданы предками детей, русским народом и его государством, законными наследниками которых и являются теперешние дети: на них лежит ответственность за сохранение и развитие этой культуры.

Ожидаемый результат:

Предполагается, что усвоение курса сформирует у младшего школьника мотивацию к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций  русского народа, уважении к ним, диалогу с представителями других культур и мировоззрений. А также установлению духовной, творческой атмосферы в классе, развитию совести и высоконравственной гражданской позиции детей, воспитании благоразумных стремлений к добродетелям и желания одолеть свои пороки.

Конкретный результат:

Создание учащимися творческих работ.

В ходе изучения курса учащиеся будут знать:

  • Историю возникновения христианства на Руси
  • Основы христианского образа жизни, мировоззрения
  • Роль православной культуры в судьбе России
  • Православные культурные, духовные  традиции и ценности русского народа
  • Образцы церковной архитектуры и живописи, церковной музыки и пения.

Учащиеся будут уметь:

  • Соотносить опыт православной традиции и свой собственный опыт
  • Формулировать вопросы, обобщать информацию, делать выводы
  • Делать осознанный нравственный выбор
  • Связывать мир духовной и социальной жизни русского народа с миром русской природы
  • Обнаруживать тесную связь духовной жизни конкретного человека и жизни всего человечества.

           Место учебного курса в учебном плане.

 «Основы православной культуры» изучаются в рамках  курса ОРКиСЭ 1ч. в неделю в 4 классе. Всего 33 часа.

Используемые методы, технологии, приёмы обучения и воспитания.

  • Технологии диалогового взаимодействия (по Казачкова Т.Б.)

-технология рефлексивного чтения,

-технология обсуждения проблем,

-технология взаимного обмена заданиями.

  • Познавательно-исследовательские методы: беседа-распознавание, диалог-сравнение, исследовательский проект
  • Методы обратной связи: интерпретация загадки-притчи, проблемная пресс-конференция, разговор с замещённым собеседником
  • Игровые и деятельностные методы: игра-испытание, ролевая игра, продуктивный труд (по Зелинский К.Б., Черникова Т.В.)

                        Формы обучения

  • Классноурочные занятия
  • Внеклассные занятия – общеклассные семейные праздники,  

                        помощь нуждающимся людям, забота о младших, и т.п.

  • В ходе изучения курса предусмотрена презентация творческих работ учащихся на  основе изученного материала и освоение материала в деятельностной,  творческой форме.
  • Посещение музыкальных концертов. Просмотр и обсуждение спектаклей и

фильмов. Посещение отдела народного творчества Русского музея. Экскурсия «Великий Новгород»- Софийский собор, Ярославо дворище, памятник 100-летию крещения Руси, музей деревянного зодчества.

                      Средства обучения

    Предполагается использовать:

1. Учебное пособие «Основы православной культуры» А.В.Кураев

2. Учебное пособие «Добрые уроки-наставления» священника Алексия Мороза, педагога Т.А.Берсеневой

             Глава I «Мир и человек каким его понимают христиане» с дополнительным материалом «Символ Веры» даёт основные и религиозные понятия и представления. Это возможность постепенно перейти от первых смутных представлений ребёнка о Боге к понятиям, позволяющим логически с научной достоверностью объяснить детям явления духовной жизни.

  Глава II «Жизнь по христианским добродетелям» с дополнительным материалом «Заповеди блаженств». Даёт образцы жизнеописания святых. Показаны примеры  жизни наших соотечественников по заповедям Божиим. Необходимо излагать о них материал так, чтобы дети могли сделать вывод, что эти люди жили не так уж давно, чтобы  создавался эффект реальности событий.

            Глава III «Православные и семейные праздники» с дополнительным материалом «Двунадесятые праздники, Пасха». Православные праздники – неиссякаемый источник традиций и обрядов русского народа.

Знание праздников вводит в литургический православный круг, связывая мир духовной и социальной жизни русского народа с миром русской природы. Это дает возможность ребенку оставаться включенным в жизнь общества и природы и в то же время обнаруживать тесную связь духовной жизни конкретного человека и жизни всего человечества.

 3. Образцы житийной литературы, дающие примеры моральных исканий человека, проявления его гражданской сути: защита Отечества - Дмитрий Донской и Александр Невский, просвещение - Феодосии Печерский, Сергий Радонежский, верность Родине - патриарх Гермоген, семейные добродетели - Петр и Ефросинья Муромские, родители Сергия Радонежского и др. Непреходящее значение имеют жития и с точки зрения формирования нравственных устоев подрастающего человека.
4. Фрагменты церковной музыки и пения, образцы церковной архитектуры и живописи.

5. Методические рекомендации по ОРКСЭ, модуль ОПК.

     Учебный курс «Основы православной культуры» рассматривается в рамках культурологического подхода.

Планирование курса «Основы православной культуры» - 33 ч.

Тема урока

Дата

1

Россия  - наша Родина.

4.09

2

Культура и религия.

11.09

3

 Что говорит о Боге  и мире православная  культура

18.09

4

 Что говорит о человеке православная культура

25.09

5

Во что верят православные христиане

2.10

6

Спаситель. Жертвенная любовь

9.10

7

Библия и Евангелие

16.10

8

 Добро и зло в православной традиции

23.10

9

Заповеди. Десятисловие

30.10

10

Заповеди. Десятисловие

13.11

11

Заповеди блаженств. Святость и святые люди.

20.11

12

Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему.

27.11

13

Добродетели и страсти.

4.12

14

Добродетели и страсти.

11.12

15

Православный календарь. Рождество Христово

18.12

16

Православный храм (иконы, фрески, церковное пение,

прикладное искусство)

25.12

17

Православные святыни

15.01

18

Почитание святых

22.01

19

Православная молитва

29.01

20

Православные таинства

5.02

21

Совесть, покаяние. Таинство исповеди. Таинство причастия

12.02

22

Долг и ответственность. Милосердие и сострадание

19.02

23

Христианская семья

26.02

24

Отношения в семье. Родители и дети

4.03

25

Семейные праздники. Именины и день рождения

11.03

26

Монастырь. Духовный подвиг

18.03

27

Христианское отношение к природе

1.04

28

Христианское отношение к труду

8.04

29

Пасха

15.04

30

 Любовь и уважение к Отечеству. Защита Отечества

22.04

31

Подготовка творческих проектов.

29.04

32

 Выступление учащихся со своими творческими работами: «Как я понимаю православие», «Значение религии в жизни человека и общества», «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг»,  и т.д.

6.05

33

34

 Выступление учащихся с презентацией своих творческих работ.

13.05

20.05

Литература:

1. Ильин И.А. Путь к очевидности. - М.,1993

 Книга раздумий и тихих созерцаний (из 2-х частей «Поющее сердце» и «Вглядываясь в жизнь»). – М.,2010. Основы христианской культуры. М., Эксмо. 2011.
2. Проблемы гуманизации дополнительного образования детей и формирование нравственных отношений в семье. Программы. - М., 1995.

3. Лихачев Д. С. Великое наследие. - М., 1970

4. Иоанн Кронштадтский. Христианская философия. - М., 1992.
5. Библия.

6. Антоний Сурожский. Быть христианином. – 2010

7. Священник Алексий Мороз,Т. А. Берсенева.  «Добрые уроки наставления». Сатисъ, Санкт-Петербург. 2010.

8. Святитель Лука Войно-Ясенецкий. Дух, душа и тело. – Киев. 2009

9. Жития святых.

10. Святая Русь. Подросткам о Русской Православной церкви.Минск, 2009

11.  Б.А.Ганаго. Детям о вере. Минск. 1997.

12. Иеромонах Иоанн (Кологривов). Очерки по Истории Русской Святости. Изд. Жизнь с Богом. Брюссель. 1961.

            13. В. Маттельмяки, Б.Арапович. Библейские рассказы в картинках. Институт перевода  

             Библии. Стокгольм. 1990.

14. К.Д.Ушинский. Детский мир и хрестоматия. СПб. Диомат. 1998

15. В. И. Даль. Словарь живого великорусского языка. (дореволюционное издание)

16. В помощь начинающему педагогу ОРКСЭ. Методические раздаточные материалы к Рабочей тетради учителя.- Санкт-Петербург, 2011.

            17. Е.А.Дьякова. Перед праздником: Рассказы для детей о Православном Предании и  

            народном календаре России. М. 1996.

            18. Протоиерей Максим Козлов. Детский катехизис. М., МГУ, 2001.

            19. В.Поляков, А.Кашкадамов. Детская энциклопедия. Мировые религии. М.1997.

            20. А. Гармаев. Обрести себя. Духовность как ответственность. Минск, Лучи Софии. 2002.

            21. Собеседник православных христиан. СПб, Изд. Л.С.Яковлевой. 1999.

            22.  Л. Зотова. Семейные шпаргалки. СПб, Радио «Град Петров», 2010.

            23. Л. В. Сурова. Искание высот. Сборник статей по вопросам духовного воспитания и  

            развития  личности. Клин, «Православная жизнь». 2004.

            24.  Стрижев А. Православная икона. Канон и стиль. – М., 1998

Список используемых электронных ресурсов

1. http://www.patriarchia.ru/ -  Русская православная церковь. Официальный сайт  

     Московского Патриархата.

2.  http://media.otdelro.ru    - Отдел религиозного образования и катехизации Русской

     Православной Церкви.

3.  www.diak-kuraev.livejournal.com    - А.Кураев «Основы православной культуры»

  1. http://www.pravoslavnoe-obrazovanie.ru 
  2. http://www.orkce.ru  - Основы религиозных культур и светской этики. Электронный ресурс.
  3. http://www.pravmir.ru/osnovy-pravoslavnoj-kultury  - Полный текст учебника «Основы православной культуры» для 4 класса. Кураев А. В.
  4. http://dnkultura.ortox.ru  - Уроки духовно-нравственной культуры, авт. Осадчая О.О
  5. www.experiment-opk.pravolimp.ru/lessons  - Профессиональная методичка.
  6. http://www.svetoch/ucoz/ru  – Основы православия в презентациях.
  7. http://azbyka.ru/ - Азбука веры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса «Окружающий мир» разработана на основе авторской программы Н. Ф. Виноградовой 2 класс

Рабочая программа курса "Окружающий мир", разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта, Примерной программы по окружающему миру, авторской программы Н. Ф. Виноградово...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательст

Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» для 1 класса  составлена на основе авторской программы курса «Изобразительное искусство» С.Г. Ашикова  (Сборник программ на...

Рабочая программа к модифицированной программе курса "По дороге к азбуке" (подготовка дошкольников к обучению письму).

Пояснительная записка к модифицированной программе курса «По дороге к Азбуке» (подготовка к обучению письму) Модифицированная дополнительная образовательная программа подготовки к обучению п...

Рабочая программа учебного курса «Технология» для 1 класса по технологии и авторской программы курса «Технология» Н. А. Цирулик по ФГОС

Программа учебного курса «Технология» для 1 класса   по технологии  и авторской программы  курса «Технология»  Н. А. Цирулик по ФГОС...

Рабочая программа учебного курса «Технология» для 2 класса по технологии и авторской программы курса «Технология» Н. А. Цирулик по ФГОС

Рабочая программа учебного курса «Технология» для 2 класса   по технологии  и авторской программы  курса «Технология»  Н. А. Цирулик по ФГОС...

Рабочая программа курса «Азбука нравственности» (в рамках курса ОРКСЭ)

Рабочая программа курса "Азбука нравственности "( в рамках курса ОРКСЭ) для Внеурочной деятельности в 1 классе....