Добро и зло (Основы Светской этики)
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Цель: формировать представление о добре и зле.

Задачи: раскрыть смысл понятий "добро" и "зло" на жизненных примерах и деятельности реальных людей, героев мультипликационных мультфильмов, сказок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_dobra_word.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая карта урока

Предмет: ОРКСЭ, модуль «Светская этика».

Класс: 4.

Тема урока: «Добро и зло».

Тип урока: комбинированный.

Учитель: Макогон Е.В.

Техническое оснащение урока:

1. Компьютер.

2. Мультимедийный проектор.

3. Учебник «Светская этика», 4-5 класс, автор Данилюк А.Я.

Методы, применяемые на уроке: 

  • Словесные (рассказ, беседа, объяснение, выступления учащихся)
  • Наглядный (презентация учителя, наблюдения учащихся)
  • Частично-поисковый
  • Проблемный

Формы организации работы на уроке:

  • Фронтальная.
  • В парах.
  • Групповая.
  • Коллективная

Цель урока:

Формирование у детей представления о понятиях «добро» и «зло».

Задачи:

  • раскрыть смысл понятий «добро», «зло», на жизненных примерах и деятельности реальных людей, героев мультипликационных фильмов, сказок.
  • формировать у учащихся понимание качеств личности, присущих «доброму» человеку .
  • Развитие умения анализировать, делать выводы,  работать с разнообразными источниками информации.
  • научиться видеть и исправлять отрицательные качества
  •  развивать умение правильно оценивать человеческие  поступки.
  • воспитание эмоционально-ценностного отношения к миру.

Ожидаемые результаты: у учащихся будут сформированы такие понятия как доброта, щедрость, отзывчивость, сформированы понимания положительных и отрицательных качеств человека.

План  урока:

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний. Видеосюжет

III. Основная часть:

Задание 1 Групповая работа – оформление коллажа.(Мировое дерево)

Задание 2 Групповая работа  - дать характеристику поступков героев сказок.(Цветик-семицветик)

Задание 3 Из представленных  фрагментов составить пословицу.

IV. Физминутка

V. Задание 4 Работа над  заполнением таблиц

VI. Рефлексия  - «Корень зла»

VII.  Домашнее задание: вместе с родителями найдите в литературе интересные примеры представлений людей о добре и зле в разные исторические эпохи.

  1. Организационный  момент.

1.–С каким настроением вы пришли сегодня на урок? Покажите (на доску прикрепляют карточки «солнышко» или «тучки»).
– Я желаю Вам сохранить хорошее настроение весь урок, а у кого плохое настроение, пусть оно улучшится.

2.Проверка д/з эссе « Я и мои поступки»(Что такое «эссе»?)-Корнейчук А.

ТВОРИ ДОБРО

Твори добро —
Нет большей радости.
И жизнью жертвуй,
И спеши
Не ради славы или сладостей,
А по велению души.
Когда кипишь, судьбой
                              униженный,
Ты от бессилья и стыда,
Не позволяй душе обиженной
Сиюминутного суда.
Постой.
Остынь.
Поверь — действительно,
Все встанет на свои места.
Ты сильный.
Сильные не мстительны.
Оружье сильных — доброта.

Т. Кузовлева

II. Актуализация знаний.

1.Какова тема сегодняшнего урока?

2.На какие вопросы вы бы хотели получить ответы?

1. Сегодня тема нашего урока « Добро и Зло».

Видеосюжет «Два волка»

Прослушаем ответы  обучающихся.

  1. Основная часть:

-Что значит быть добрым для вас?

-Давайте вспомним определения добра и зла с точки зрения предмета.

2. Добро – это нравственная ценность, которая относится к человеческой деятельности, образец поступков людей и отношений между ними.

Совершать моральные(добрые)  поступки сознательно, бескорыстно, а не с расчетом на выгоду или награду – значит делать добро.

Добро:

- поступки, которые помогают преодолеть разобщенность между людьми, способствует утверждению гуманности.

- поступки, которые помогают развиваться самому человеку и окружающим людям

Если человек совершил поступок для того, чтобы получить похвалу , или под страхом получения  наказания– это плохой поступок небескорыстный.

-Какой орган отвечает за доброту?(сердце)

-Расскажите о сердце с точки зрения анатомии. (Саша Л)

-Но ведь сердце у всех одинаковое! Тогда от чего зависит доброта? (от души, душа живет в сердце)

-Как нужно делать добро?

(Коллективная работа)

Игра «Доброе сердце» 

Учитель: Предлагаю вам выбрать из предложенных вариантов тот, который вам по сердцу. Ведь самое главное в человеке — это сердце. Именно в сердце берет начало наша любовь к людям, сердцем мы чувствуем друг друга.

Доброе дело настоящее, если делается

По принципу

«Ты мне, я тебя»

«Бескорыстно»

«Ради получения денег»

 «Незаметно для других»

«Чтобы гордиться собой»

«Не ради себя, а ради Бога»

«Из любви к ближнему»

 «Потому что заставили»

3. Зло – это противоположность добра, это то, что мораль стремится устранить и исправить.

Зло:

_ сознательное унижение человека, неуважение, нетерпимость.

- обман.

- насилие, которое подавляет свободу человека, лишает самостоятельности, или делает его недобрым.

Задание 1 Групповая работа – оформление коллажа.

Ребята разделите  слова на две группы и прикрепите к ватману «злые дела» и « добрые дела»

Ссориться

улыбаться,

поджигать костры

пожелание доброго утра,  

воровать,

быть благодарным

драться,

быть вежливым

быть жадным

помогать родителям

рвать цветы

слушать маму

ловить птенцов

беречь природу

предать

быть терпимым

оскорблять

любить родину

порядочность

сердечность

   вредность                      

Задание 2 Индивидуальная работа: Перед вами представлены герои различных мультфильмов и сказок . Какие герои совершали добрые поступки, а какие злые?

Баба Яга,  Серый волк и три поросенка, Карлосон, Снежная королева и Кай, Дюймовочка и крыса, Доктор Айболит, девочка Женя.

Учитель: Прочитайте высказывание А. Грина. «Доброта – солнечный свет, под которым распускается цветок добродетели».

Учитель: Как понимаете эти слова? Учитель: Как называется сказка о волшебном цветке, кто ее автор? («Цветик-семицветик» В.Катаев)Учитель: Кому и как помогла девочка в этой сказке? (Женя помогла мальчику Вите вылечить больные ноги, тем самым она подарила ему здоровье.)

б).Индивидуальная работа обучающихся.

Учитель: А на какое доброе дело потратили бы вы волшебный цветок? Задумайтесь и напишите об этом на цветочке, который лежит у вас на парте.

Задание 3 Из представленных  фрагментов составить пословицу.

Не ищи красоты -

Не одежда красит человека,

Кто добро творит,

В ком добра нет,

Доброе слово

Ищи доброты.

А его добрые дела.

                                       В том и правды мало.

Того бог отблагодарит.

И кошке приятно

                                                         Физминутка

(муз. Сопровождение «Песня кота Леопольда»)

Поскачите, попляшите

Поскачите, попляшите,

Сядьте тихо, полежите.

Поднимитесь, распрямитесь,

Потянитесь и согнитесь.

Встаньте прямо, улыбайтесь,

Быть хорошими старайтесь.

Задание 4 Работа над  содержанием высказывания К.Боуви,  как вы его понимаете?        

Доброта — язык, на котором немые могут говорить и который глухие могут слышать.

К. Боуви

Задание 5 Групповая работа. Заполнить таблицу

Мои  добрые дела дома

Добрые дела друзей

Добрые дела людей вообще

6.Рефлексия:«Мировое дерево» (связь с литературой, вспомнить информацию о мировом дереве)- работа с раздаточным материалом.

 -Как вы думаете, ребята, чего на земле больше: добра или зла?

-Пред нами дерево, которое выросло из корня зла. Чтобы победить зло, надо постараться, чтобы отрубить корень зла, а вырастить дерево добра. Давайте вспомним, какие добрые дела вы совершили, совершают люди вокруг вас, и будем рубить этот корень зла. Называйте слова добра.

-Вот видите, ребята, как можно победить зло. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеёк, ручейки – в реку, реки – в море добра. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след.

7.Домашнее задание: вместе с родителями найдите в литературе интересные примеры представлений людей о добре и зле в разные исторические эпохи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики» Тема урока: «Добро и зло»

Цель урока:создание  условий  для понимания  значения  понятий добра и зла.Основные термины и понятия:  добро и зло как  основные  этические понятия....

«Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики» Тема урока: «Добро и зло»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА КУРСА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» МОДУЛЬ «СВЕТСКАЯ ЭТИКА» ПО ТЕМЕ «ДОБРО И ЗЛО»  В.И.Манзебур, учитель начальных классовМБОУ «Гимназия №1», г. Ноя...

«История традиционных религий» Разработка урока по теме: «Добро и зло» (основы светской этики)

Урок для курса "Основы светской этики". Материал можно использовать во внеурочной деятельности и на классном часе в начальной школе (нравственно - эстетическое направление)...

«Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики», тема урока: «Добро и зло»

Добро и зло! Это особые слова. Что такое добро? И что такое зло? Над этими вопросами люди размышляют на протяжении всей истории....

Урок по Основам религиозных культур и светской этики 4 класс. Модуль: Основы светской этики.Тема урока: Урок ».Добро и зло " Зачетная работа. Урок скорректирован под свой класс из многих конспектов других учителей.

Технологическая карта урока Предмет _ Основы светской этики ________________________ Класс _____4____________________ Базовый учебник ___«Основы светской этики» А. Я.Данелюк____________________...

Урок по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». Модуль «Основы светской этики» Тема урока:«Добро и зло»

Вашему вниманию предлагается конспект урока с презентацией по ОРКСЭ в 4-м классе по теме "Добро и зло".Цели урока:1. Обучающая: формирование у детей представления о добре и зле, о хороших, добрых пост...

Технологическая карта по ОРКСЭ по теме "От добрых правил – добрые слова и поступки" (4 класс) УМК: Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики: 4 класс, А.И. Шемшурина. М.: Просвещение, 2014

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у учащихся представлений об основных этических понятиях «добро» и «зло».Задачи урокаДидактические:Дать п...