«История традиционных религий» Разработка урока по теме: «Добро и зло» (основы светской этики)
план-конспект урока по истории (4 класс) по теме

Урок для курса "Основы светской этики". Материал можно использовать во внеурочной деятельности и на классном часе в начальной школе (нравственно - эстетическое направление)

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                   ГОУ СИПКРО

             Курсы по заказу Министерства образования                                            

                               Самарской области

             «История традиционных религий»

                             

Тема зачётной работы:

Разработка урока по теме:

«Добро и зло»

(основы светской этики)

                                                                               

                                                            Выполнила: Шубина И.В.

                                                            учитель начальных классов

                                                            ГБОУ СОШ №33 г. Сызрань

                                                            Самарской области.

                                          Проблема:

Вызвать детей на доверительный и дружеский разговор, цель которого — не навязать детям ту или иную нравственную ценность, а помочь им понять, почему нужно стремиться к добру и избегать зла, что нравственное отношение к жизни является основой развития человеческого общества и счастливой жизни.

                               Цели и задачи урока:

  • формировать у учащихся правильное представление об основных понятиях этики;
  •  формировать ценностное отношение к морали, ее общечеловеческим нормам и идеалам;
  • содействие улучшению взаимоотношений  

            детей и родителей;

  • понять, почему отказ от своих желаний (самоотверженность) может приносить духовную радость;
  •  развитие творческого потенциала ребенка;
  •  учить детей высказывать свои мысли, работать в группе.

Основные понятия:  добро,  зло.

Предварительная подготовка к уроку:

  1. Анкета для учащихся:

           Продолжи высказывания:

  1. Добрый человек, это тот, который ….
  2.  Злой человек, это тот, который ….

Из приведённых ниже прилагательных подчеркни те, которые, по твоему мнению, никак к тебе не относятся:  умный, глупый, злой, добрый, дружелюбный, жадный, грубый, ябеда, правдивый, завистливый, отзывчивый.

  1. Образ «добра и зла» в сказках, мифах, легендах, мультфильмах (конкурс рисунков)

                                       Ход урока:

  1. Проверка  домашнего задания.

Обсуждение анкет, выводы.

  1. Выступление представителей групп перед классом

       Продолжи высказывания:

  1. Добрый человек, это тот, который ….
  2.  Злой человек, это тот, который ….

(В это время учитель на доске  кратко записывает предложенные детьми варианты ответов)

ДОБРО

ЗЛО

Дети распределяют рисунки в таблицу, вспоминают  сюжеты сказок, характеризуют героев, обращается внимание на цветовую гамму.

• Представьте, что добрая волшебница подарила вам ларец с дарами доброты. Перечислите эти дары. Что досталось каждому участнику группы?

 (Хороший характер, очаровательная улыбка,  светлая мечта, любовь к людям, умение прощать, хороший друг и т.д.)

 • Если бы волшебница попросила вас подарить вашим родным самые драгоценные из этих даров, какие из них вы им подарили бы, и почему?

Нам всем знакомо выражение “В сказках Добро всегда побеждает Зло”. Что же это такое – Добро и Зло? Вам необходимо  найти в толковом словаре значение этих слов.

(Ученик зачитывает определения терминов из толкового словаря )

«Добро – это то, что хорошо, полезно, нужно человеку, с чем связаны надежды людей, представления о свободе и счастье.

Зло всегда имеет отрицательный смысл и обозначает плохое, влекущее за собой беды, страдания, горе, несчастье” (Школьный философский словарь)

“Добро – в духовном значении благо, что честно и полезно, все чего требует от нас долг человека

Зло – худое, лихое. Злой человек – причиняющий зло другим: вредный, пагубный” (Словарь живого русского языка Владимира Даля)

 Можем ли мы утверждать, что добро и зло являются противоположными понятиями?

  1. Игра «Добрый дождик»

 Дети встают в круг. Все они добрые дождинки, в середине круга стоит — мама туча. Этому ребенку дается чашечка с волшебной водой доброты. Включается веселая музыка, и все дождинки танцуют и кружатся вокруг мамы тучи. Когда музыка обрывается, все дождинки останавливаются, а мама туча по очереди брызгает водой из чашечки на каждого в круге и спрашивает у дождинок, кому они помогли. Каждая дождинка должна придумать ответ.

 Например: я увидела цветочек, зачахший от жары, и напоила его; я увидела на дороге грязную машину и помыла ее; я развеселила детей и т.д

  1. Работа со сказкой А. Неелова

 Вспахал крестьянин свою полоску, заборонил ее и посеял. С утра до позднего вечера работал крестьянин в поле, чтобы было чем осенью прокормиться. Хороши были у крестьянина всходы, быстро поднялась рожь и выгнала колос. Но тут на беду слишком рано наступила жара, начал колос желтеть и не давать зерну роста. «Ну, — думает крестьянин, — пропал мой урожай, как-то я проживу теперь с детишками?» И что ни день, все в поле ходит, на небо посматривает — не пошлет ли Бог дождичка.

 Вот как-то раз стоит он на своей полоске и горюет. Увидели его две маленькие дождевые капельки, и говорит одна капелька другой:

 - Жаль мне мужичка, сколько труда приложил, а без дождя пропадает его рожь. Как бы помочь ему.

 - Так то так, — ответила другая капелька, — да что ты можешь сделать. Посмотри, какая ты крошечная — тебе не смочить и самой маленькой травки.

 - Правда твоя, — согласилась капелька, — а все же, может быть, хоть немного утешу беднягу.

 Посмотрела ей вслед другая капелька и подумала:

 - Не хочу от нее отставать, пойду и я за ней.

 И вот упали обе капельки — одна крестьянину на лоб, другая — на колос ржи.

 - Слава тебе, Господи, дождь собирается, — обрадовался крестьянин; — не останусь я теперь без хлеба.

 Тем временем собралось много-много дождевых капелек и принялись толковать о том, как обрадовался крестьянин их подружкам.

 - Пойду и я порадую мужичка, — надумала, наконец, одна из капелек.

 - И я! И я! ИI я! — послышалось со всех сторон и капельки дружно брызнули на землю.

 Поправилась рожь, стала хорошо наливать зерно, снял крестьянин со своей полоски богатый урожай. Да, не пожалей его маленькая дождевая капелька и не собрать бы ему и семян со своей полоски, Пришлось бы всю зиму с семьей голодать.

  1. Обсуждение прочитанного:

 • Почему капелька пожалела крестьянина?

 • Расскажите, о чем говорят между собой капельки и колоски.

 • Какими качествами должен обладать хороший земледелец?

 • Представьте, что одна капелька, попавшая на ржаное зернышко, была волшебной, и из него вырос колосок доброты. Расскажите, как этот колосок поможет людям.

 • Какой была туча — мама добрых капелек? Чему и как она учила своих деток?

В жизни все происходит гораздо сложнее, мы не можем разделить людей на добрых и злых. В душе каждого человека наблюдается противостояние добра и зла. Ведь мы совершаем и добрые поступки, и злые. Любим, желаем добра, здоровья. И тут же завидуем, обижаемся и даже, бывает, ненавидим.

В жизни всегда есть 2 чаши: добра и зла.  У каждого есть выбор, какую чашу пополнить своими поступками. В каждом человек много качеств. Какие из них ложатся в чашу зла? ( Лесть, грубость, зависть, лицемерие, ложь…)

 А какие пополняют чашу добра?

(Любовь, трудолюбие, честность, сострадание, нежность…)

 Я не случайно сказала, что на чашу зла они ложатся, а чашу добра они пополняют. Задумайтесь и сделайте свой выбор.

Именно от человека зависит, станет он морально добрым или злым, пойдет по пути добродетели или по пути порока. Человек должен сам, читая книги, соблюдая законы государства, в котором он живет, слушая родителей и учителей, научиться отличать добро от зла, хорошее от плохого. Познавая мир и общаясь с другими людьми, человек учится выбирать моральные нормы, следуя которым он сделает жизнь окружающих его людей, а значит, и свою жизнь лучше.

  1. Работа по учебнику (с 12-13).

Дифференциация задания:

(девочки ищут ответ на вопрос «Что такое «добро» и что входит в понятие добра»;

мальчики пытаются найти ответ на вопрос «Что такое «зло» и какие есть наиболее распространённые его проявления?»

  1. Творческое задание «Добрый путь»

 Прочитайте детям пословицу: «За Богом пойдешь, добрый путь найдешь».

 Попросите детей закрыть глаза, вспомнить о чем-то добром, что произошло в их жизни или, что они могут сделать друг для друга, чтобы им всем жилось интереснее. Каждый добрый поступок, о котором расскажут дети, дарит цветку новый лепесток.

А вот как пишет о проблеме добра и зла  протодиакон Андрей Кураев:

 «Чтобы у людей было ясное основание, по которому можно различать добро и зло в своих поступках и намерениях, существуют заповеди. Заповеди повелевают: человек, не превращай всю свою жизнь только в поиск удовольствий для себя, раскрой свое сердце для других людей, будь милосердным». «Добро – это то, что помогает росту души человека, помогает другим людям, радует Бога. Зло – то, что удаляет от этих добрых целей. У слова зло в православии есть синоним грех. Грех – это недоброе движение чувства, мысли или воли человека. Греховное движение идет против голоса совести и заповедей. На грех человеку указывает его собственная совесть… Поэтому самое главное в жизни человека – быть в ладу со своей совестью. Надо уметь ее слышать и поступать по ее подсказкам, исправляя свои ошибки…  Если совесть стала досаждать нашей памяти и уму, то обратиться можно только к одному лекарству. Оно называется раскаяние… Когда речь идет о злых поступках, при покаянии нужно не просто признать свою ошибку, а даже разозлиться на нее. Кающийся человек именно ненавидит свой недавний поступок. Выталкивает его из своей жизни и из своего сердца. Даже плачет… Но после таких слез приходит радость. Ведь теперь между душой, совестью, Богом и друзьями больше нет постыдной тайны»

  1.  Домашнее задание на выбор учащихся.

  • Ответить на вопросы и задания  с.13 учебника.
  • Рисунок «Дерево доброты»

 (Попросить детей нарисовать дерево доброты. На дереве должно быть столько плодов, сколько добрых людей в своей жизни дети вспомнят)

  • Написать сочинение-рассуждение на тему «Зачем творить добро?»
  • «Детские песни – источник добра».

 Подбор, прослушивание, исполнение детских песен по теме урока. (Песни, как и сказки, учат прописным истинам морали:  что хорошо и плохо, где добро и зло)

  1. Выводы.

Доброта творит чудеса.  Доброта слабых делает сильными, сильных великодушными, а весь мир чище и ярче. Поэтому, самым ценным в человеке является доброе сердце и добрые поступки.

Настоящая доброта, в чем она проявляется?

(Ожидаемые ответы учащихся: помощь родителям, играть с младшими, сходить за хлебом, за лекарством, ….)

- Что такое добро? Это все хорошее, красивое. Например: солнце, весна, улыбка, мама, папа,…. Добро – это когда люди содействуют, помогают, дарят нам возможность почувствовать себя богаче, счастливее, увереннее в жизни.

 А что есть зло? Это нечто противоположное добру: дурное плохое, беда, несчастье, война, …..

 Добрый человек – это тот, кто любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь, любит природу и бережет ее, вежлив в общении, уважителен к взрослым и младшим,  любит птиц, помогает им выжить в зимнюю стужу. Добрый человек замечает в других, прежде всего хорошее, злой – дурное.

 В жизни по-разному можно жить.

 В горе можно. И в радости.

 Вовремя есть. Вовремя пить.

 Вовремя делать гадости.

 А можно и так: на рассвете встать

 И, помышляя о чуде,

 Рукой обожженною солнце достать

 И подарить его людям.

                                                                               (С. Островой)

Работа в группах.

Сказка А.Неелова

«Даром ни одно доброе дело не пропадает» .

Обмен полученной  информацией, дискуссия.

( На доске вырастает большой «цветок доброты» с серединкой в виде сердца)

Дополнение таблицы, которую дети заполняли в начале урока, новыми мыслями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока №1 по курсу ОРКСЭ, модуль Основы светской этики

Урок №1 по Основам светской этикитема "Россия - наша Родина"учебник издательства Просвещение...

Методическая разработка урока по теме «Совесть». «Долг» (модуль «Основы светской этики»)

Формирование представлений о совести, формирование мотивации к осознанному нравственному поведению детей через знакомство с понятиями «совесть», «долг»...

Урок по курсу ОРКСЭ по модулю «Основы светской этики». «Смысл жизни и счастье»

Познакомить учащихся с основными понятиями: смысл жизни, счастье, притча. Создать условия для правильного представления о смысле человеческой жизни и счастье. Воспитывать умение анализировать свои пос...

Презентация к уроку по теме "ДОБРОДЕТЕЛИ И ПОРОКИ" Основы светской этики.

Презентация используется на уроке светской этики....

Урок с презентацией по ОРКСЭ (модуль "Основы светской этики") по теме "Совесть"

Урок построен в соответствии с современными требованиями: работа в группах, актуализация знаний, использование методов развития критического мышления. Работа на уроке сопровождается презентацией.Учени...

Добро и зло (Основы Светской этики)

Цель: формировать представление о добре и зле.Задачи: раскрыть смысл понятий "добро" и "зло" на жизненных примерах и деятельности реальных людей, героев мультипликационных мультфильмов, сказок....

Урок по теме «Дружба» по предмету «Основы светской этики» комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»

Формирование представлений о дружбе и качествах, необходимых для настоящего друга; на основе примеров и жизненного опыта детей показать важность и ценность настоящей дружбы....