Проблема: Вызвать детей на доверительный и дружеский разговор, цель которого — не навязать детям ту или иную нравственную ценность, а помочь им понять, почему нужно стремиться к добру и избегать зла, что нравственное отношение к жизни является основой развития человеческого общества и счастливой жизни. Цели и задачи урока: - формировать у учащихся правильное представление об основных понятиях этики;
- формировать ценностное отношение к морали, ее общечеловеческим нормам и идеалам;
- содействие улучшению взаимоотношений
детей и родителей; - понять, почему отказ от своих желаний (самоотверженность) может приносить духовную радость;
- развитие творческого потенциала ребенка;
- учить детей высказывать свои мысли, работать в группе.
Основные понятия: добро, зло.
Предварительная подготовка к уроку: - Анкета для учащихся:
Продолжи высказывания: - Добрый человек, это тот, который ….
- Злой человек, это тот, который ….
Из приведённых ниже прилагательных подчеркни те, которые, по твоему мнению, никак к тебе не относятся: умный, глупый, злой, добрый, дружелюбный, жадный, грубый, ябеда, правдивый, завистливый, отзывчивый.
- Образ «добра и зла» в сказках, мифах, легендах, мультфильмах (конкурс рисунков)
Ход урока: - Проверка домашнего задания.
Обсуждение анкет, выводы.
- Выступление представителей групп перед классом
Продолжи высказывания: - Добрый человек, это тот, который ….
- Злой человек, это тот, который ….
(В это время учитель на доске кратко записывает предложенные детьми варианты ответов)
Дети распределяют рисунки в таблицу, вспоминают сюжеты сказок, характеризуют героев, обращается внимание на цветовую гамму.
• Представьте, что добрая волшебница подарила вам ларец с дарами доброты. Перечислите эти дары. Что досталось каждому участнику группы? (Хороший характер, очаровательная улыбка, светлая мечта, любовь к людям, умение прощать, хороший друг и т.д.) • Если бы волшебница попросила вас подарить вашим родным самые драгоценные из этих даров, какие из них вы им подарили бы, и почему?
Нам всем знакомо выражение “В сказках Добро всегда побеждает Зло”. Что же это такое – Добро и Зло? Вам необходимо найти в толковом словаре значение этих слов. (Ученик зачитывает определения терминов из толкового словаря ) «Добро – это то, что хорошо, полезно, нужно человеку, с чем связаны надежды людей, представления о свободе и счастье. Зло всегда имеет отрицательный смысл и обозначает плохое, влекущее за собой беды, страдания, горе, несчастье” (Школьный философский словарь) “Добро – в духовном значении благо, что честно и полезно, все чего требует от нас долг человека Зло – худое, лихое. Злой человек – причиняющий зло другим: вредный, пагубный” (Словарь живого русского языка Владимира Даля) Можем ли мы утверждать, что добро и зло являются противоположными понятиями?
- Игра «Добрый дождик»
Дети встают в круг. Все они добрые дождинки, в середине круга стоит — мама туча. Этому ребенку дается чашечка с волшебной водой доброты. Включается веселая музыка, и все дождинки танцуют и кружатся вокруг мамы тучи. Когда музыка обрывается, все дождинки останавливаются, а мама туча по очереди брызгает водой из чашечки на каждого в круге и спрашивает у дождинок, кому они помогли. Каждая дождинка должна придумать ответ. Например: я увидела цветочек, зачахший от жары, и напоила его; я увидела на дороге грязную машину и помыла ее; я развеселила детей и т.д
- Работа со сказкой А. Неелова
Вспахал крестьянин свою полоску, заборонил ее и посеял. С утра до позднего вечера работал крестьянин в поле, чтобы было чем осенью прокормиться. Хороши были у крестьянина всходы, быстро поднялась рожь и выгнала колос. Но тут на беду слишком рано наступила жара, начал колос желтеть и не давать зерну роста. «Ну, — думает крестьянин, — пропал мой урожай, как-то я проживу теперь с детишками?» И что ни день, все в поле ходит, на небо посматривает — не пошлет ли Бог дождичка. Вот как-то раз стоит он на своей полоске и горюет. Увидели его две маленькие дождевые капельки, и говорит одна капелька другой: - Жаль мне мужичка, сколько труда приложил, а без дождя пропадает его рожь. Как бы помочь ему. - Так то так, — ответила другая капелька, — да что ты можешь сделать. Посмотри, какая ты крошечная — тебе не смочить и самой маленькой травки. - Правда твоя, — согласилась капелька, — а все же, может быть, хоть немного утешу беднягу. Посмотрела ей вслед другая капелька и подумала: - Не хочу от нее отставать, пойду и я за ней. И вот упали обе капельки — одна крестьянину на лоб, другая — на колос ржи. - Слава тебе, Господи, дождь собирается, — обрадовался крестьянин; — не останусь я теперь без хлеба. Тем временем собралось много-много дождевых капелек и принялись толковать о том, как обрадовался крестьянин их подружкам. - Пойду и я порадую мужичка, — надумала, наконец, одна из капелек. - И я! И я! ИI я! — послышалось со всех сторон и капельки дружно брызнули на землю. Поправилась рожь, стала хорошо наливать зерно, снял крестьянин со своей полоски богатый урожай. Да, не пожалей его маленькая дождевая капелька и не собрать бы ему и семян со своей полоски, Пришлось бы всю зиму с семьей голодать.
- Обсуждение прочитанного:
• Почему капелька пожалела крестьянина? • Расскажите, о чем говорят между собой капельки и колоски. • Какими качествами должен обладать хороший земледелец? • Представьте, что одна капелька, попавшая на ржаное зернышко, была волшебной, и из него вырос колосок доброты. Расскажите, как этот колосок поможет людям. • Какой была туча — мама добрых капелек? Чему и как она учила своих деток?
В жизни все происходит гораздо сложнее, мы не можем разделить людей на добрых и злых. В душе каждого человека наблюдается противостояние добра и зла. Ведь мы совершаем и добрые поступки, и злые. Любим, желаем добра, здоровья. И тут же завидуем, обижаемся и даже, бывает, ненавидим. В жизни всегда есть 2 чаши: добра и зла. У каждого есть выбор, какую чашу пополнить своими поступками. В каждом человек много качеств. Какие из них ложатся в чашу зла? ( Лесть, грубость, зависть, лицемерие, ложь…) А какие пополняют чашу добра? (Любовь, трудолюбие, честность, сострадание, нежность…) Я не случайно сказала, что на чашу зла они ложатся, а чашу добра они пополняют. Задумайтесь и сделайте свой выбор. Именно от человека зависит, станет он морально добрым или злым, пойдет по пути добродетели или по пути порока. Человек должен сам, читая книги, соблюдая законы государства, в котором он живет, слушая родителей и учителей, научиться отличать добро от зла, хорошее от плохого. Познавая мир и общаясь с другими людьми, человек учится выбирать моральные нормы, следуя которым он сделает жизнь окружающих его людей, а значит, и свою жизнь лучше.
- Работа по учебнику (с 12-13).
Дифференциация задания: (девочки ищут ответ на вопрос «Что такое «добро» и что входит в понятие добра»; мальчики пытаются найти ответ на вопрос «Что такое «зло» и какие есть наиболее распространённые его проявления?»
- Творческое задание «Добрый путь»
Прочитайте детям пословицу: «За Богом пойдешь, добрый путь найдешь». Попросите детей закрыть глаза, вспомнить о чем-то добром, что произошло в их жизни или, что они могут сделать друг для друга, чтобы им всем жилось интереснее. Каждый добрый поступок, о котором расскажут дети, дарит цветку новый лепесток.
А вот как пишет о проблеме добра и зла протодиакон Андрей Кураев: «Чтобы у людей было ясное основание, по которому можно различать добро и зло в своих поступках и намерениях, существуют заповеди. Заповеди повелевают: человек, не превращай всю свою жизнь только в поиск удовольствий для себя, раскрой свое сердце для других людей, будь милосердным». «Добро – это то, что помогает росту души человека, помогает другим людям, радует Бога. Зло – то, что удаляет от этих добрых целей. У слова зло в православии есть синоним грех. Грех – это недоброе движение чувства, мысли или воли человека. Греховное движение идет против голоса совести и заповедей. На грех человеку указывает его собственная совесть… Поэтому самое главное в жизни человека – быть в ладу со своей совестью. Надо уметь ее слышать и поступать по ее подсказкам, исправляя свои ошибки… Если совесть стала досаждать нашей памяти и уму, то обратиться можно только к одному лекарству. Оно называется раскаяние… Когда речь идет о злых поступках, при покаянии нужно не просто признать свою ошибку, а даже разозлиться на нее. Кающийся человек именно ненавидит свой недавний поступок. Выталкивает его из своей жизни и из своего сердца. Даже плачет… Но после таких слез приходит радость. Ведь теперь между душой, совестью, Богом и друзьями больше нет постыдной тайны»
- Домашнее задание на выбор учащихся.
- Ответить на вопросы и задания с.13 учебника.
- Рисунок «Дерево доброты»
(Попросить детей нарисовать дерево доброты. На дереве должно быть столько плодов, сколько добрых людей в своей жизни дети вспомнят) - Написать сочинение-рассуждение на тему «Зачем творить добро?»
- «Детские песни – источник добра».
Подбор, прослушивание, исполнение детских песен по теме урока. (Песни, как и сказки, учат прописным истинам морали: что хорошо и плохо, где добро и зло) - Выводы.
Доброта творит чудеса. Доброта слабых делает сильными, сильных великодушными, а весь мир чище и ярче. Поэтому, самым ценным в человеке является доброе сердце и добрые поступки. Настоящая доброта, в чем она проявляется? (Ожидаемые ответы учащихся: помощь родителям, играть с младшими, сходить за хлебом, за лекарством, ….) - Что такое добро? Это все хорошее, красивое. Например: солнце, весна, улыбка, мама, папа,…. Добро – это когда люди содействуют, помогают, дарят нам возможность почувствовать себя богаче, счастливее, увереннее в жизни. А что есть зло? Это нечто противоположное добру: дурное плохое, беда, несчастье, война, ….. Добрый человек – это тот, кто любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь, любит природу и бережет ее, вежлив в общении, уважителен к взрослым и младшим, любит птиц, помогает им выжить в зимнюю стужу. Добрый человек замечает в других, прежде всего хорошее, злой – дурное.
В жизни по-разному можно жить. В горе можно. И в радости. Вовремя есть. Вовремя пить. Вовремя делать гадости. А можно и так: на рассвете встать И, помышляя о чуде, Рукой обожженною солнце достать И подарить его людям. (С. Островой) |
Работа в группах.
Сказка А.Неелова «Даром ни одно доброе дело не пропадает» .
Обмен полученной информацией, дискуссия.
( На доске вырастает большой «цветок доброты» с серединкой в виде сердца)
Дополнение таблицы, которую дети заполняли в начале урока, новыми мыслями.
|