«Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики», тема урока: «Добро и зло»
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему
Добро и зло! Это особые слова. Что такое добро? И что такое зло? Над этими вопросами люди размышляют на протяжении всей истории.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Модуль «Основы светской этики», тема урока: «Добро и зло» | 27.49 КБ |
Предварительный просмотр:
«Основы религиозных культур и светской этики»
модуль «Основы светской этики»
Тема урока: «Добро и зло»
Класс: 4
Цель: формирование основ морали – осознанной необходимости определенного поведения, обусловленного в обществе представлениями о добре и зле.
Задачи:
- формирование этических форм поведения в обществе и общения друг с другом;
- развитие умения анализировать собственные поступки и соотносить их
с общечеловеческими ценностями;
- повышение уровня сплоченности, взаимопонимания и согласованности действий в коллективе;
4) развитие навыка определения прямого и переносного смысла русских пословиц, посвященных теме добра и зла;
5) воспитание стремления к добру и неприятие зла как сознательную жизненную позицию.
1.Организация деятельности учащихся.
-Итак, друзья, внимание –
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь поудобнее –
Начнём скорей урок.
2.Актуализация знаний.
-В ходе исторического развития менялись общество и культура. Менялись и представления о многих этических понятиях. Послушайте четверостишье и скажите о чём мы будем беседовать сегодня на уроке.
…Крошка-сын к отцу пришел,
и спросила кроха:
- Что такое хорошо
и что такое плохо?
-Знакомы ли Вам эти строки?
-Определите тему сегодняшнего урока…
3.Сообщение темы урока.
-Добро и зло! Это особые слова. Что такое добро? И что такое зло? Над этими вопросами люди размышляют на протяжении всей истории. Тема нашего урока «Добро и зло».
4.Подготовка к изучению нового материала.
-Добро со злом неразделимы.
Борьба идет под плач и смех,
Но жаждет каждый видеть зримо,
Когда добро одержит верх.
Заслужит только тот награды,
Кто испытание пройдет.
Кувшинчик с кладом он откроет,
И в мир добра он с ним войдет.
-Уже в древние времена считалось, что отступление от нравственности, неумение различать добро и зло ведут к разрушению человеческой личности.
-Как существует добро, так есть и зло, которое всегда желает помешать добру, уничтожить его. Тема добра и зла звучит даже в сказках. И в сказках всегда добро побеждает зло. Мне бы хотелось, чтобы на сегодняшнем уроке каждый для себя выработал уникальный критерий для добра и зла.
5. Новая тема.
а) - Понятны ли вам слова добро и зло?
-Каких людей вы называете добрыми, а каких – злыми?
б) - Прочитайте рассказ В.А.Сухомлинского «Обыкновенный человек» и ответьте на вопрос «Кто поступил хорошо , по-доброму?»
В жаркой сухой степи колодец. Возле колодца изба, в ней живут дед с внуком. У колодца на длинной веревке ведро. Идут, едут люди – заворачивают к колодцу, пьют воду, благодарят деда.
Однажды ведро оторвалось и упало в глубокий колодец. Не было у деда другого ведра. Нечем воды достать и напиться.
На другой день утром подъезжает к дедовой избе мужик на телеге. Под соломой у него ведро. Проезжий посмотрел на колодец, глянул на деда с внуком, ударил кнутом лошадей и поехал дальше.
-Что это за человек? – спросил внук деда.
-Это не человек, - ответил дед.
В полдень проезжал мимо дедовой избы другой хозяин. Он достал из-под соломы ведро, привязал к веревке, достал воды и напился сам, дал напиться деду и внуку; вылил воду в сухой песок, спрятал ведро опять в солому и поехал.
-Что это за человек? – спросил внук деда.
-И это еще не человек, - ответил дед.
Вечером остановился у дедовой избы третий проезжий. Он достал из телеги ведро, привязал к веревке, набрал воды, напился. Поблагодарил и поехал, а ведро оставил привязанным у колодца.
-А это что за человек? - спросил внук деда.
-Обыкновенный человек, - ответил дед.
-Что вы можете сказать о главных героях рассказа? Какие они? Почему?
-Согласны ли вы с той характеристикой, которую давал дедушка проезжим?
-Какое отношение вызывают у вас злые люди?
в) -Как вы думаете, что такое добро и зло?
«Добро и зло»- главные моральные понятия в жизни. Именно этими понятиями руководствуются люди, совершая поступки.
- Добро-это нравственная ценность, которая относится к человеческой деятельности, образец поступков людей и отношений между ними.
С.И.Ожегов: «Добро – всё положительное, хорошее, то, что полезно людям и обществу, способствует его сохранению; то, что предотвращает вражду».
- Доброта бывает разная. Существует три понятия доброты.
- Самая маленькая доброта – пассивная. Человек не ударит слабого, не заденет самолюбия легкоранимого. Но пройдёт мимо зла, не поспешит сделать добро.
- Бывает доброта активная, когда человек совершает добрые дела, но тоже проходит мимо зла. Может, он делал добро другим для своей выгоды?
- И наконец, доброта созидательная. Это самое ценное, что может быть в человеке. Такая доброта выбирает себе хозяина – человека с чувством обострённого достоинства, который защитит Слабого, поможет в беде, по-настоящему почувствует несправедливость, унижение одного человека другим и способен бороться со злом.
- Зло - противоположность добра,это то, что мораль стремиться устранить и исправить.
С.И.Ожегов: «Зло - нечто дурное, вредное, беда, несчастье, неприятность, досада, злость. Оно уродует личность и отношения между людьми, побуждает совершать плохие поступки, разжигает вражду».
- Зло – это несовершенство, это незнание, это невежество, это слабость, и поэтому зло старается показать себя сильным, запугать, потому что само должно обороняться от света, от добра. У зла мало друзей, и зло осуждается всем миром, и конечном результате всегда побеждает добро.
6.Оздоровительная минутка «Солнышко».
-Закройте глаза, вытяните руки. Представьте, что на ладошках у вас лежат маленькие солнышки. Через пальчики, как лучики солнышка, идёт тепло по всей руке. Руки успокоились, отдыхают. Переключаем внимание на ноги. Солнечные лучики согревают стопы, пальцы ног. Усталость проходит, мышцы отдыхают.
-Представьте живот как шарик или мячик. На вдохе мячик слегка поднимается, на выдохе опускается. Дыхание успокаивается, становится плавным, равномерным. Откройте глаза. Улыбнитесь друг другу, скажите добрые слова.
7.Работа в парах.
1 группа:
- Прочитайте притчу и расскажите, о какой жизненной истине старик рассказал внуку?
Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:
— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность. Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:
— А какой волк в конце побеждает? Старик улыбнулся и ответил:
— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
2 группа.
-Пословицы недаром появляются.
Без них прожить никак нельзя,
Они великие помощницы
И в жизни – верные друзья.
Порой они нас наставляют,
Советы мудрые дают,
Порой чему-то научают
И от беды нас берегут.
- Народная мудрость воплощена во многих пословицах и поговорках. Прочитайте их и расскажите, как вы их понимаете?
- Доброе слово лечит, а злое калечит.
- Доброе слово человеку, что дождь в засуху.
- Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.
- Худо тому, кто добра не делает никому.
- Добро помни, а зло забывай.
3 группа.
- Выберите правильный ответ и объясните свой выбор:
Что считается добрым поступком?
а) решить за друга задачу;
б) опоздать на неинтересную встречу;
в) помочь соседу разобрать задачу;
г) забыть о неприятной просьбе.
Как творят добрые дела?
а) чтобы избежать наказания;
б) в надежде на вознаграждение;
в) в надежде на похвалу;
г) бескорыстно и сознательно.
Укажи поступки, которые одобряет общество:
а) взаимопомощь;
б) насилие;
в) унижение;
г) обман.
Что является последствием злых дел?
а) вражда;
б) радость;
в) мирное сосуществование;
г) дружба.
Проверка выполненной работы.
8. Закрепление понятий.
-Что такое добро?
-Что такое зло?
9.Итог урока.
- Что узнали о добре и зле?
- Над чем вы задумались на сегодняшнем уроке?
- Почему важно бороться со злом?
-Добрый человек, привет!
Будь со мною много лет,
Охраняй меня от зла,
Чтобы в жизни все смогла.
Чтобы все преодолела
И от бед не заболела.
Будь со мной везде и всюду!
– Хорошо, конечно, буду!
10. Дом.задание.
- Найдите рассказы писателей о добрых поступках людей, приготовьте краткий пересказ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики» Тема урока: «Добро и зло»
Цель урока:создание условий для понимания значения понятий добра и зла.Основные термины и понятия: добро и зло как основные этические понятия....
«Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики» Тема урока: «Добро и зло»
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА КУРСА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» МОДУЛЬ «СВЕТСКАЯ ЭТИКА» ПО ТЕМЕ «ДОБРО И ЗЛО» В.И.Манзебур, учитель начальных классовМБОУ «Гимназия №1», г. Ноя...
Курс: Основы религиозных культур и светской этики Модуль: Основы светской этики Тема урока "Этикет"
Урок по теме «Этикет» разработан в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы светской этики») для учащихся 5 класса. Дата проведения: 19.11.2011 г. (вторым уроком). Те...
Предмет «Основы религиозных культур и светской этики». МОДУЛЬ «Основы светской этики» Тема урока: Дружба 4 класс
Современная школа осуществляет решительный поворот к личности школьника, он становится действительно субъектом своего развития, а не средством, с помощью которого педагоги реализуют отчуждённые от дан...
Разработка урока по курсу основы религиозных культур и светской этики (модуль «Основы светской этики») тема "Совесть"
Цель: формирование представления о совести, стыде, как о нравственной ценности. Задача учителя: помочь раскрыть и сопоставить понятия «совесть», «стыд» через анализ художест...
Урок по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». Модуль «Основы светской этики» Тема урока:«Добро и зло»
Вашему вниманию предлагается конспект урока с презентацией по ОРКСЭ в 4-м классе по теме "Добро и зло".Цели урока:1. Обучающая: формирование у детей представления о добре и зле, о хороших, добрых пост...
Предмет. Основы религиозных культур и светской этики.Модуль. Основы светской этики.Урок 5.Тема. Добро и зло.
Тема урока: Добро и зло.На уроке предусматривается работа с текстом учебника, работа с иллюстративным рядом, самостоятельная работа....