Конспект урока «Основы светской этики» по теме « Дружба» в 4 классе.Рахимова Фарзана фаритовна МБОУ СОШ №4
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Цель: 1. Расширение знаний детей о дружбе.

2.Учить детей видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других, мотивировать, объяснять свои суждения..Развивать речевые умения.

3.Воспитывать дружеские взаимоотношения доброжелательности, уважения друг к другу. 4. Формирование нравственных качеств обучающихся: умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе.

Предварительная работа.

Анкетирование детей.

Тест на выявление лидера в группе.

Чтение рассказов о дружбе: Осеева «три товарища», «Хорошее». «Синие листья» и др.

  • Изготовление подарков другу.
  • Рисование на тему «Портрет моего друга».
  • Заучивание стихов, песен, пословиц о дружбе.

Оборудование:

1. Грамзапись В.Шаинского “О дружбе”.

2. Карточки со словами: друг, приятель, товарищ.

3 .Памятка по составлению «синквейна»

4.Звездочки для обозначения настроения.

Структура  урока:

·         Вызов

·         Реализация (осмысление)

·         рефлексия

Формы работ – тест, устная, письменная ; индивидуальная, коллективная,в парах.

При разработке урока использованы приемы технологии ТРКМ: синквейн ,прием «Дерево предсказаний», прием « ключевые термины», прием «толстые-тонкие вопросы»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка урока  «Основы светской этики» по теме « Дружба» в 4 классе.

Учитель: Рахимова Фарзана Фаритовна

Тема: «Дружба»

Цель: 1. Расширение знаний детей о дружбе.

2.Учить детей видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других, мотивировать, объяснять свои суждения..Развивать речевые умения.

3.Воспитывать дружеские взаимоотношения доброжелательности, уважения друг к другу. 4. Формирование нравственных качеств обучающихся: умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе.

Предварительная работа. 

Анкетирование детей.

Тест на выявление лидера в группе.

Чтение рассказов о дружбе: Осеева «три товарища», «Хорошее». «Синие листья» и др.

  • Изготовление подарков другу.
  • Рисование на тему «Портрет моего друга».
  • Заучивание стихов, песен, пословиц о дружбе.

Оборудование:

1. Грамзапись В.Шаинского “О дружбе”.

2. Карточки со словами: друг, приятель, товарищ.

3 .Памятка по составлению «синквейна»

4.Звездочки для обозначения настроения.

Структура  урока:

  • Вызов
  • Реализация (осмысление)
  • рефлексия

Формы работ – тест, устная, письменная ; индивидуальная, коллективная,в парах.

При разработке урока использованы приемы технологии ТРКМ: синквейн ,прием «Дерево предсказаний», прием « ключевые термины», прием «толстые-тонкие вопросы»

                                                  Ход урока:

I. Орг. Момент(2 мин.)

Учитель: Я рада вновь видеть ваши лица, ваши глаза. И думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи!

-Каким бы вы хотели видеть наш сегодняшний урок? С каким настроением вы его начинаете? «Просигнальте» мне, пожалуйста.  (Дети поднимают карточку – «настроение» .)

II. Проверка знаний.(10 мин.)

  1. а)Фронтальный опрос
  2. Учитель:С кем из членов семьи вы поделились о полученных знаниях об эгоистах и                                 альтруистах?
  3. Учитель: Кем они видят себя?

б) Проверка выполнения домашнего задания

Проводится конкурс сочинений: «Кто такой ЭГОИСТ и АЛЬТРУИСТ? » 

Учитель: Какое сочинение вам понравились в большей степени? Почему?

в) Тест «Эгоист или альтруист?"» (Microsoft Office Excel «Тест «Эгоист или альтруист?"»)

Учитель: Вам нужно выполнить тест. Откройте программу Microsoft Office Excel

Тест "Эгоист или альтруист?" (слайд 1)

1. В коллективной работе для меня важнее, чтобы дело было

сделано хорошо,а не чтобы победила моя точка зрения

            Всегда

Иногда

Никогда

2. Я бываю благодарен близким за критические замечания,

 ведь это шанс что-то изменить в себе к лучшему

            Всегда

Иногда

Никогда

3. Мне больше нравится дарить, чем получать подарки

            Всегда

Иногда

Никогда

4. После ссоры или конфликта я жду первого шага к примирению

от партнера

            Всегда

Иногда

Никогда

5. Я готов уступить в споре, если аргументы партнера убедительно

 заставляют признать мою неправоту

            Всегда

Иногда

Никогда

III. Стадия вызова. (8мин)

  1. Сообщение темы и цели урока.

Учитель:

А чтобы тему урока узнать,

Нужно нам  кроссворд отгадать.

Кроссворд (слайд 2):

1.Хозяин лесной

Просыпается весной,

А зимой под вьюжный вой

Спит в избушке ледяной.

                   2.Одной ручкой всех встречает,а другой провожает.

3.В лесу у пня с утра беготня,

Народ рабочий с утра хлопочет

                    4.С неба звездой,в ладошку –водой.

5.Стоит Антошка на одной ножке.

                     6.Из горячего колодца через нос водица льется

м

е

д

в

е

д

ь

д

в

е

р

ь

м

у

р

а

в

ь

и

с

н

е

ж

и

н

к

а

г

р

и

б

ч

а

й

н

и

к

Ответ:дружба

  • Учитель: Молодцы! Тема нашего урока «Дружба». А эта картинка подходит к теме нашего урока?Почему?(Приложение №1)
  • Как вы думаете, на какие вопросы мы с вами должны будем ответить ?

2.Прием «Дерево предсказаний» (слайд 3)

Учитель просит учащихся озвучить идеи и предположения. Все версии (правильные и неправильные) учитель записывает на доску, задавая при этом вопрос: все ли согласны с этими идеями? Если появляются противоречивые мнения, на доске фиксируются и альтернативные идеи.

Звучит песня В.Шаинского “ Дружба крепкая не сломается”.

Учитель: Каким должен быть настоящий верный друг?

Учитель: Разгадали кроссворд и восстановите предложения «… - это счастье!
                                                                                                               … - это боль!
                                                                                                         … - это радость!
                                                                                                               … - это всё!»

                  Дружба - это счастье!(слайд 4)
                 Дружба - это боль!
                 Дружба - это радость!
                 Дружба - это всё!

Учитель: Обратимся к толковому словарю Ожегова и узнаем значение слова дружба

ДРУЖБА. Близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.. Не в службу, а в дружбу (не по обязанности, а из дружеского расположения;) разг(слайд 5)

4. Этап осмысления. (20 мин)

А)ФРОНТАЛЬНАЯ РАБОТА

Учитель: На доске слова: друг, приятель, товарищ.

– Прочитайте слова. Чем они отличаются друг от друга?

Учитель: Как вы, ребята, понимаете слово “ДРУЖБА”?

Учитель:Случается, что ради дружбы необходимо поступиться своими личными интересами. Говоря о дружбе, нельзя не сказать и о таком важном понятии, как порядочность. Порядочность лежит в основе многих человеческих поступков. Заступиться за младшего, которого обижают, уступить место в автобусе, прийти на помощь старому человеку – все это проявления порядочности. Лишь у  доброжелательного человека могут быть настоящие, верные, надежные друзья. Друзья на всю жизнь.

Б) РАБОТА В ГРУППАХ.(СЛАЙД 6)

Учитель: Подобрать пословицу по ключевым словам.

Каждая группа выбирает  ключевые слова и объясняет её смысл.

  • … – ищи ,а нашел – …
  • Не имей … … ,а имей … ….
  • Человек без  …… ,что дерево без ….
  • … – как стекло разобьешь – не ….
  • Недруг поддакивает, а …спорит.

ЗАСЛУШИВАНИЕ ОТВЕТОВ ГРУПП.( Прокомментировать пословицу.)

Учитель: О каких секретах дружбы говорится в пословицах?

Физминутка:  Встаньте  дети,  встаньте  в  круг,(слайд 7)

                           Я  твой  друг  и  ты  мой  друг.

                           Влево, вправо  повернитесь

                            И  друг  другу  улыбнитесь.

                            Руки  к  солнцу  протянули,

                            Лучики  поймали  и  к  груди скорей  прижали.

                            С  этим  лучиком  в  груди 

                            Ты  на  мир  ясней  гляди

Учитель:Что свойственно дружеским отношениям?

В) РАБОТА В ГРУППАХ.(СЛАЙД 8)

Поиграем в игру«Ромашка» .   Игра-тренинг «Ромашка»

Учитель: У каждой группы 5 лепестков. Каждый из вас назовёт необходимое качество для дружбы и запишет его на лепестке ромашки. Каждый предлагает своё качества, но прежде чем записать прислушивается к оценке товарищей. 

Правило: записать одно  самое необходимое качество для дружбы.

(Группы по очереди выходят к доске, куда прикрепляют свою ромашку и называют качества необходимые для дружбы.

Учитель:Какими качествами должен обладать человек,умеющий дружить?

Лепестки ромашки:(не бросать друга в беде,умеет хранить секреты,честный,должен уметь дружить,заступаться друг за друга)

Г) РАБОТА В ПАРАХ.(СЛАЙД 9)

Учитель: Составьте по 3 толстых и 3 тонких вопроса в тетради о дружбе.

Учащиеся  составляют по 3 толстых и 3 тонких вопроса в тетради. (7 мин)

Например:

Толстые

Тонкие

Что отличает дружных людей, что присуще их отношениям?

Что несвойственно дружеским отношениям?

Что бы ты сделал ради дружбы?

Кого человек вправе назвать своим другом?

Порядочность проявляется когда?

 Нужна ли тебе дружба?

Эти вопросы будут использоваться на следующем уроке для взаимоопроса.

6.Рефлексия ( 5 мин)

Учитель: Наш урок подходит к концу. Давайте подведем итоги.
Учитель:  кого вам хочется поблагодарить за работу на уроке?

Составьте синквейн по нашей теме урока. Лучший вариант я размещу на доске:

          Дружба (слайд 10)

Настоящая, лживая.

Создается, укрепляется, разрушается.

Улей дружбой крепок

             Друг

7.Задание на дом: Напишите небольшой рассказ о своем друге. Обсудите его с родителями.

А на следующем уроке узнаем ,что значит быть моральным и умеет ли такой человек дружить.

 Выберите из конверта звездочку такого цвета, каким бы вы обозначили свое настроение в конце урока.

Приложение №1

01_banner_love-save[1]


Приложение №2

Правила написания синквейна: 

1. Первая строка – тема стихотворения, выраженная ОДНИМ словом,  именем существительным;

2. Вторая строка – описание темы в ДВУХ словах- именами прилагательными;

3. Третья строка – описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами- глаголами;

4. Четвертая строка – фраза из ЧЕТЫРЕХ слов, выражающая отношение автора к данной теме;

5. Пятая строка – ОДНО слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или философско-обобщенном уровне повторяющее суть темы.

Литература:

1. Видео@Mail.Ru: * RELAX * :... Дружба крепкая не сломается:)

2. ДРУЖБА — Яндекс.Словари

 3.Кон И.С., Дружба. (психолого-этический очерк), М 1987.

 4.Фридман Л.М., Кулагина И.Ю., Психологический справочник учителя., М 1991.

15.Т.Н.Максимова Классные часы 4 класс Москва «Вако», 2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока для 4 класса по курсу ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" по теме "Дружба"

Данный конспект занятия подходит не только для урока по курсу ОРКСЭ, но прекрасно можно использовать и во внеклассной работе . Тема дружбы занимает большое значение в жизни каждого человека,не зависим...

Конспект урока по ОРКСЭ, модуль "Светская этика" по теме "ДРУЖБА".

Конспект урока по ОРКСЭ, модуль "Светская этика" по теме "ДРУЖБА"....

Открытый урок по основам светской этики на тему: "Дружба"

Данный урок содержит подробный конспект урока, презентацию, приложения к уроку....

Технологическая карта урока светской этики по теме:" ДРУЖБА"

Полная технологическая карта урока светской этики по теме "Дружба"....

Конспект урока по ОРКСЭ (модуль «Основы светской этики) по теме: «Дружба» в 4 классе ОБОШИ «Лицей-интернат №1» г. Курска Учитель начальных классов: Конева Л.Н.

Конспект урока по ОРКСЭ (модуль «Основы светской этики)   Тема: «Дружба» 4 классНа уроке идёт формирование представлений о настоящей дружбе, друзьях, добродетельности в  дружеских отнош...

Методическая разработка урока по курсу ОРКСЭ (модуль "Светская этика") по теме "Дружба", 4 класс, + презентация к уроку

Методическая разработка урока по курсу ОРКСЭ (модуль "Светская этика") по теме "Дружба", 4 класс, + презентация к уроку...

Конспект урока по "Основам религиозных культур и светской этики" по теме "Дружба"

Формирование у младших школьников понятий "друг" и "дружба"....