Открытый урок по основам светской этики на тему: "Дружба"
учебно-методический материал (4 класс) по теме
Данный урок содержит подробный конспект урока, презентацию, приложения к уроку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_orkse.rar | 2.85 МБ |
druzhba_prezentatsiya.rar | 1.79 МБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок в 4 классе
Тема: Дружба.
Цель: создать условия для формирования представления о дружбе как о важнейшей нравственной ценности, дать возможность детям учится дружески общаться в коллективе, соблюдать правила дружбы.
Задачи:
- Формирование нравственных качеств обучающихся: умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе.
- Рассмотрение роли друга в жизни каждого из нас.
- Расширение знаний детей о взаимоотношениях людей, о дружбе.
- Воспитание доброжелательности, уважения друг к другу, толерантности.
Предметные результаты:
-формирование важнейших нравственных понятий и ценностей: честность, доброта, порядочность, бескорыстие; понимание ценности дружбы.
Метапредметные результаты:
-участвовать в работе группы, договариваться друг с другом, предвидеть последствия коллективных решений;
-умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; построение логической цепи рассуждений;
-формировать готовность к преодолению трудностей, формирование установки на поиск способов решения трудностей.
Личностные результаты:
- развивать умения анализировать собственные поступки и признавать собственные ошибки, уметь отличать их ложные проявления.
Ход урока.
I. Организационный момент.
- Я рада видеть вас. И думаю, что сегодняшняя встреча принесет нам всем радость общения друг с другом. Возьмите за руку своего соседа по парте, улыбнитесь, посмотрите ему в глаза и скажите: «Желаю тебе сегодня на уроке …»
II.Актуализация знаний
(Слайд 1) ДРУГ, ПРИЯТЕЛЬ, ТОВАРИЩ.
– Прочитайте слова. Что их объединяет? (Дружба)
III. Определение цели и задачи урока.
(Слайд 2)Вставьте слово в высказывание Джозефа Аддисона (Толкователь слов: Аддисон Джозеф, английский поэт и сатирик, жил в 17 веке)
Доска « Смысл истинной …………… в том, что радость она удваивает, а страдание делит пополам ».
- Что мы сегодня должны узнать, чему научится? Для чего?
(Слайд 3)– Молодцы! Тема нашего урока «Дружба».
На какой главный вопрос мы должны ответить? - Что такое дружба.
(Слайд 4) – Сегодня мы с вами мы выясним:
- Что такое дружба?
- Настоящий друг – кто он?
- Какими качествами должен обладать настоящий друг?
- Почему важно дружелюбно относиться друг к другу?
- Почему дружелюбие важно не только для меня, но и для всего нашего класса?
IV. Работа над понятием «дружба».
(Слайд 5) Дружба в нашей жизни встречается постоянно: названия населенных пунктов, лагерей отдыха, садовых участков, горные переходы, (Слайд 6) названия фонтанов, (Слайд 7)есть даже орден Дружбы народов.
Послушаем стихотворение Агнии Барто "Требуется друг!" (читает ученица):
Все живут, не тужат,
А со мной не дружат.
Предлагаю Ильиной:
"Ты дружи со мной одной!"
Есть разряд у Ильиной
И девчонок свита.
Подружусь я с Ильиной-
Стану знаменитой.
Все пятёрки до одной
У Светловой Нади.
Я прошу "Дружи со мной!
Подружись хоть на день!
Будешь ты меня спасать -
Дашь контрольную списать"
А девчонка на дыбы
Говорит: "Молчала бы"
Не вставать же на колени
Уговаривать подруг
Напишу я объявление:
"Срочно требуется друг!"
- Как вы думаете, какими качествами должен обладать друг? (Ответы детей).
Работа в группах
Игра «Собери пословицу и объясни смысл».
Учитель раздает карточки с пословицами, необходимо собрать их. (Приложение 1)
1 группа.
Друг верен, во всем измерен.
Друг - ценный клад, недругу никто не рад.
Кто любит лгать, того нельзя в друзья брать.
Новых друзей наживай, а старых не забывай.
2 группа.
Дружба что стекло: сломаешь – не починишь.
Друга ищи, а найдешь – береги.
Не тот друг кто мёдом мажет, а то, кто правду скажет.
Какую дружбу заведёшь – такую и жизнь проживёшь.
3 группа.
Друга на деньги не купишь.
Дружный табун волков не боится.
Птицы сильны крыльями, а люди дружбой.
Гору разрушает ветер, а людскую дружбу слово.
Самопроверка (Слайд 8)
Что такое дружба? Каждый знает.
Может быть, и спрашивать смешно.
Ну а всё же, что обозначает
Это слово? Значит что оно?
– Что значит «дружба» и зачем она нужна людям? (ответы детей)
Работа с толковым словарем
– Дайте определение понятию дружба (Слайд 9)
– Обратимся к толковому словарю Ожегова. (Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. Друг – это тот, кто связан с кем-нибудь взаимным доверием, преданностью, любовью)
(Слайд 10)– Владимир Иванович Даль в своём знаменитом «Толковом словаре» приводит такое определение дружбы: «Дружба – …это бескорыстная приязнь». На первое место знаменитый учёный и писатель ставит бескорыстие. Ты дружишь с человеком не для того, чтобы он тебе что-нибудь хорошее сделал, не потому, что это выгодно. Ты дружишь с человеком потому, что он близок тебе, близки его интересы, взгляды.
- Найдите определение понятия дружбы в учебнике с. 32. Сравните с данными определениями. Какое понятие для вас ближе.
- А сейчас минутка отдыха.
Физминутка «Дружба»
Мы похлопаем в ладоши
Дружно, веселее.
Наши ножки постучали
Дружно и сильнее.
По коленочкам ударили
Тише, тише, тише.
Наши ручки поднимайтесь
Выше, выше, выше.
Наши ручки закружились,
Ниже опустились,
Завертелись, завертелись и остановились.
– Вот молодцы, как дружно выполнили физминутку.
Работа в парах
– Давайте разобьем слова (записаны на карточках) на две группы: что помогает дружбе и что дружбе мешает. (Приложение 2)
Понимание, деликатность, мелочность, близость взглядов, неуверенность, зависть, прощение, доброта, равнодушие, благородство, самокритичность, болтливость, сдержанность, обдуманность фраз и поступков, нахальство, раздражительность, искренность, приветливость, честность
– Прочитайте слова первого столбика. Какие слова вы бы еще
дописали? Почему именно эти слова? (учитель записывает слова на доске)
Работа с учебником
– Что дружеские отношения отличает от других отношений (приятельских, товарищеских)?
– Прочитайте ответ учебника на с 32-33 и сравните со своим ответом
V. Работа над понятием «друг».
Беседа (Слайд 11)
- Кто такой друг?
– Какими качествами должен обладать человек, умеющий дружить?
– Для чего нужны друзья?
– Каждый ли человек может быть другом?
– А может ли дружба распасться? По каким причинам?
– Послушайте стихотворение и подумайте, можно ли этого героя назвать настоящим другом и почему?
– Каким не должен быть настоящий друг?
– Может ли дружба сделать человека лучше, избавить от недостатков?
(читает ученик)
Друг напомнил мне вчера,
Сколько делал мне добра:
Карандаш мне дал однажды,
(Я в тот день забыл пенал),
В стенгазете, чуть не в каждой,
Обо мне упоминал.
Я упал и весь промок –
Он мне высохнуть помог.
Он для милого дружка
Не жалел и пирожка:
Откусить мне дал когда-то,
А теперь представил счёт.
Не влечёт меня, ребята,
Больше к другу не влечёт.
(Слайд 12)
- Можно ли героя назвать настоящим другом?
- Каким должен быть настоящий друг?
- Может ли дружба сделать человека лучше, избавить от недостатков?
(Слайд 13) Послушаем рассказ Валентины Осеевой «До первого дождя».
Таня и Маша были очень дружны и всегда ходили в детский сад вместе. То Маша заходила за Таней, то Таня – за Машей. Один раз, когда девочки шли по улице, начался сильный дождь. Маша была в плаще, а Таня – в одном платье. Девочки побежали.
- Сними свой плащ, мы накроемся вместе! – крикнула на бегу Таня.
- Я не могу, я промокну! – нагнув вниз голову с капюшоном, ответила ей Маша.
В детском саду воспитательница сказала:
- Как странно, у Маши платье сухое, а у тебя, Таня, совершенно мокрое. Как же это случилось? Ведь вы же шли вместе?
- У Маши был плащ, а я шла в одном платье, - сказала Таня.
- Так вы могли бы укрыться одним плащом, - сказала воспитательница и, взглянув на Машу, покачала головой. – Видно, ваша дружба до первого дождя!
Обе девочки густо покраснели: Маша за себя, а Таня за Машу.
“Друзья”. (Сценку разыгрывают ученики класса).
Однажды Саша принес в школу электронную игру “Футбол”. К нему тут же подбежал Максим и закричал: “Мы же с тобой друзья, давай вместе играть!”.
– Давай! – согласился Саша.
Подошли и другие ребята, но Максим заслонил от них игру.
– Я – Сашин друг! – гордо сказал он. – Я буду с ним играть.
На другой день Денис принес в класс трансформеров. И опять первым возле него оказался Максим.
– Я – твой друг! – опять произнес он. – Будем вместе играть.
Но тут подошел Саша.
– И меня примите.
– Нет, не примем, - сказал Максим.
– Почему? – удивился Саша. – Ты же мой друг, сам вчера говорил.
– То вчера, – объяснил Максим. – Вчера у тебя игра была, а сегодня у него роботы. Сегодня я с Денисом дружу!
– Считаете ли вы Максима настоящим другом? Почему?
«Законы дружбы» (Слайд 14)
– Какие «Законы дружбы мы могли бы составить»?
Повесим эти законы в нашем классном уголке и постараемся соблюдать их:
- Не выдавай чужие секреты;
- Всегда будь честным с другом;
- Не бойся попросить прощения;
- Не груби;
- Не меняй друзей;
- Не ябедничай. Если друг в чем-то не прав, скажи сразу об этом, останови, если он занимается чем-то плохим;
- Если ты за что-то обиделся на своего друга, постарайся поскорее забыть об этом и простить ему свою обиду. Не злись!
- Если твой друг просит у тебя какую-нибудь игрушку или посмотреть – почитать книгу, не отказывай ему. Не жадничай!
- Если ты сам взял у друга книгу или игрушку, обращайся с этими вещами аккуратно и не забудь вернуть их вовремя.
Молодцы! Эти законы надо помнить всегда, даже если друга нет рядом.
VI. Рефлексия. (Слайд 15)
По мере ответов на вопросы появляются герои мультфильма.
- - Получены ли на уроке ответы на поставленные вопросы?
- Настоящий друг – кто он?
- Какими качествами должен обладать настоящий друг?
- Почему важно дружелюбно относиться друг к другу?
- Что такое дружба?
- Почему дружелюбие важно не только для меня, но и для всего нашего класса?
VII. Подведение итогов работы на уроке.
- Для кого урок пролетел быстро? Почему?
- Для кого он показался долгим? Почему?
Ритуал прощания.
- Встанем все в круг. Возьмемся за руки, почувствуем поддержку друг друга. Вместе мы сила потому, что мы ДРУЗЬЯ! Скажем вместе слова:
(Слайд 14)
Дружба настоящая в школе начинается,
Чтобы не кончаться никогда.
Дружба настоящая сердцем проверяется
И остаётся с нами навсегда.
Дети поют песню «Дружба крепкая не сломается» (Приложение 3)
VIII. Домашнее задание.
Слайд 15
Взять интервью у родителей на тему «Невыдуманные истории о дружбе» или написать рассказ о своем друге.
Подписи к слайдам:
Джозеф Аддисон:
«Смысл истинной ……….. в том, что радость она удваивает, а страдание делит пополам».
Тема урока:
ДРУЖБА
Что такое дружба?Настоящий друг – кто он?Какими качествами должен обладать настоящий друг?Почему важно дружелюбно относиться друг к другу?Почему дружелюбие важно нетолько для меня, но и для всего нашего класса?
Населённые пункты
Лагеряотдыха
Садоводческие кооперативы
Горные переходы
ФонтанДружбы народов
ОрденДружбы народов
ДРУЖБА
Фонтан Дружбы народов в г. Москва
Самопроверка
Друг верен, во всём измерен.Друг – ценный клад, недругу никто не рад.Кто любит лгать, того нельзя в друзья брать.Новых друзей наживай, а старых не забывай.Дружба что стекло: сломаешь не починишь.Друга ищи, а найдёшь – береги.Не тот друг кто мёдом мажет, а тот, кто правду скажет.Какую дружбу заведёшь – такую и жизнь проживёшь.Друга на деньги не купишь.Дружный табун волков не боится.Птицы сильны крыльями, а люди дружбой.Гору разрушает ветер, а людскую дружбу слово.
С. И. Ожегов Толковый словарь русского языка
ДРУЖБА. Близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
В. И. Даль «Толковый словарь живого великорусского языка»
Дружба - взаимная привязанность двух или более людей, тесная связь их; бескорыстная, стойкая приязнь, основанная на любви и уважении;
ДРУГ
Можно ли героя назвать настоящим другом?Каким должен быть настоящий друг?Может ли дружба сделать человека лучше, избавить от недостатков?
«Законы ДРУЖБЫ»
1. Не выдавай чужие секреты;2. Всегда будь честным с другом;3. Не бойся попросить прощения;4. Не груби;5. Не меняй друзей;6. Не ябедничай. Если друг в чём-то не прав, скажи сразу об этом, останови, если он занимается чем-то плохим;7. Если ты за что-то обиделся на своего друга, постарайся поскорее забыть об этом и простить ему свою обиду. Не злись!8. Если твой друг просит у тебя какую-нибудь игрушку или посмотреть-почитать книгу, не отказывай ему. Не жадничай!9. Если ты взял у друга книгу или игрушку, обращайся с этими вещами аккуратно и не забудь вернуть во время.
Дружба настоящая в школе начинается,Чтобы не кончаться никогда.Дружба настоящая сердцем проверяетсяИ остаётся с нами навсегда.
Домашнее задание
По выбору:Взять интервью у родителей на тему «Невыдуманные истории о дружбе»Написать рассказ о своём друге
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока для 4 класса по курсу ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" по теме "Дружба"
Данный конспект занятия подходит не только для урока по курсу ОРКСЭ, но прекрасно можно использовать и во внеклассной работе . Тема дружбы занимает большое значение в жизни каждого человека,не зависим...
Конспект урока по ОРКСЭ (модуль «Основы светской этики) по теме: «Дружба» в 4 классе ОБОШИ «Лицей-интернат №1» г. Курска Учитель начальных классов: Конева Л.Н.
Конспект урока по ОРКСЭ (модуль «Основы светской этики) Тема: «Дружба» 4 классНа уроке идёт формирование представлений о настоящей дружбе, друзьях, добродетельности в дружеских отнош...
Конспект урока «Основы светской этики» по теме « Дружба» в 4 классе.Рахимова Фарзана фаритовна МБОУ СОШ №4
Цель: 1. Расширение знаний детей о дружбе.2.Учить детей видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других, мотивировать, объяснять свои суждения..Развивать речевые умения.3.Воспитывать дружеские в...
Поурочный план по ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" на тему "Дружба"
В поурочном плане даны цели, задачи урока, поэтапный план урока....
Урок в 4-ом классе учебного модуля "Основы светской этики" по теме "Дружба"
Технологическая карта урока учебного модуля "Основы светской этики" по теме "Дружба"Цель урока: формирование у обучающихся представления о дружбе как о важнейшей нравственной ценно...
Технологическая карта открытого урока ОРКСЭ. Основы светской этики для 4 класса Тема: «Красота этикета»
Цель урока: "Формирование культуры поведения учащихся начальной школы, убеждений и привычек культурного образа жизни, расширение знания о правилах вежливости, выработка практических навыков...