Технологическая карта урока ОРКСЭ. Основы светской этики.
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Ассаулова Оксана Юрьевна

В материале представлена технологическая карта урока и методический материал к уроку светской этики по теме: "Дружба".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл druzhba.docx37 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Общая часть

Предмет

ОРКСЭ. Основы светской этики

Класс

4

Тема урока

Дружба.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Понимание и принятие дружбы, как «ценности».

П. Умение поставить учебную задачу,  выполнять логические действия, овладение общеучебными навыками.

Р. Осознание и проявление своих эмоциональных состояний, самостоятельная постановка проблемных задач и наиболее эффективное их решение.

К. Умение вести диалог, не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, готовность слушать мнение собеседника.

Воспитание доброжелатель-ности и эмоционально- нравственной отзывчивости.

Формирование ответственности за друзей, за поддержание дружеских отношений, умение прощать.

Цель урока

Формирование ответственности за поддержание дружеских отношений.

Основные понятия, изучаемые на уроке

Друг. Дружба. Друзья. Доверие.

Обида. Прощение.

Средства ИКТ, используемые на уроке

Компьютер,классная доска с магнитамидля крепления таблиц, картинок.

Ресурсы (информационные, литературные, музыка, искусство), используемые на уроке

Стихи Бориса Заходера, «Мы друзья», А. Барто «Ссора», Э. Мошковской «Обида». «До первого дождя» В. Осеевой.

Песни «Настоящий друг» стихи М. Пляцковского,     музыка Е. Крылатова; «От улыбки» стихи

М. Пляцковского, музыка В. Шаинского.

                                     Организационная структура урока

Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

5 минут

 Организация деятельности учащихся (звучит песня «Настоящий друг», музыка Е. Крылатова, слова М. Пляцковского) входят уч-ся и садятся, разделившись на две группы.

- Вспомните, о чем говорилось в песне?

Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем занятии?

- Ребята!  Сегодня  поговорим с вами о дружбе, доброте  и отзывчивости – о тех  человеческих качествах, которые помогают каждому из нас обрести друзей, найти взаимопонимание, стать настоящим Человеком.

Дети становятся в круг.

-Давайте поприветствуем друг друга.  

Упражнение “Аплодисменты по кругу.

- Я называю одного из вас по имени, приветствую аплодисментами, затем он выбирает кого-нибудь из учеников, и мы уже вдвоем приветствуем аплодисментами. Эта тройка выбирает следующего претендента на аплодисменты. Таким образом, игра продолжается, и аплодисменты звучат все громче и громче. Нарастает и напряжение среди тех, кому еще не аплодировали, поэтому последнему играющему следует адресовать такие слова “ А самые громкие аплодисменты достаются …” (После приветствия все садятся на свои места.)

На доске написано предложение:

« Друг – это тот, кто…..»

- Продолжите предложение.

 -Друг, приятель товарищ. Чем отличаются эти слова?

Что такое дружба? (словарь)

- А теперь прочитаем что такое дружба в учебнике.

2. Работа в группах.

Напишите на листе, что вы понимаете под словом «дружба»

Дружба:

1.

2.

3.

Рассмотрите иллюстрацию в учебнике. Что вы можете по ней рассказать?

- «Шагни» сам в иллюстрацию. Что слышишь? Представь себя героем сюжета. Что ощущаешь?

Чтение текста учебника.

- Продолжить читать текст и сделать пометки на полях:

«+» - знаю

«V» - новое

- О чем прочитали?

- Назвать черты дружбы? Запишем на доске.

- Что нового определили для себя из текста?

- Давайте поработаем с иллюстрациями. С кем дружит мальчик?

- Как догадались, что они друзья?

- Кого  видим на иллюстрации справа? Что можете о них рассказать?

- Можно ли сказать о детях,что они друзья? Почему?

- Давайте обратимся к жемчужинам народного творчества.

- Что же говорил народ о дружбе и о друзьях. Прочтите на странице учебника. Как понимаете?

- Какие знаете пословицы и поговорки?

Работа в группах.

(Учитель раздает карточки с пословицами, необходимо собрать их.)

1 группа. Собрать пословицу и объяснить смысл 1 пословицы.

  • Друг верен, во всем измерен.
  • Друг познается при рати да при беде.
  • Друг- ценный клад, недругу никто не рад.
  • Друга иметь – себя не жалеть.

2 группа. Собрать пословицу и объяснить смысл 1 пословицы, разыграв мини- сценку.

  • Друга ищи, а найдешь – береги.
  • Друга на деньги не купишь.
  • Дружба что стекло: сломаешь – не починишь.
  • Дружный табун волков не боится.

Личностные компетенции:

«Позитивная установка».

Коммуникативные УУД: форма групповой рефлексии или работа в малой группе.

Коммуникативные УУД: «Войти в образ героя».

Коммуникативные УУД: форма групповой рефлексии.

Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе усвоения материала. Организация обратной связи

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

10  минут

Чтение рассказа В. Осеевой «До первого дождя».

- Почему воспитательница сказала девочкам: «Ваша дружба до первого дождя»?

- Почему покраснели Маша и Таня?

- Чья из пословиц групп выражает главную мысль рассказа?

- Подумайте и  назовите проблемы, которые возникают в процессе дружбы, а я открою на экране те, что записаны у меня и запишу  на доске то, что вы назовете.

Примерные варианты:

  1. Один считает себя выше другого.
  2. Долго обижаются друг на друга.
  3. Один подговаривает другого, а попадает тому, кто делал.
  4. Я хочу дружить с ним, а он дружит еще с кем-то.
  5. Часто ругаются дуг с другом. Долго обижаются друг на друга.
  6. Один готов отдавать, а другой только брать.

- Мы с вами обозначили проблемную зону, для формулировки проблемы нужно чтобы стоял проблемный вопрос: КТО? КАК? ГДЕ? ПОЧЕМУ и т.д.

- Перестройте  предложения так, чтобы они стали звучать как вопросы.

Варианты:

  1. ЧТО ДЕЛАТЬ, если один считает себя выше другого?
  2. ЧТО ДЕЛАТЬ, чтобы долго не обижаться и помириться?
  3. КАК СДЕЛАТЬ так, чтобы научиться думать самому?
  4. КАК НАУЧИТЬСЯ общаться правильно?
  5. КАК БЫТЬ, если один готов отдавать, а другой  только брать.

- Мы с вами попробуем ответить на эти вопросы.

- Я сейчас прочитаю стихи на тему дружбы, а вы попытайтесь побыть на месте героев стихотворения. Мы сейчас приведем стихотворные примеры плохого настроения и исследуем свои состояния, которые у нас бывают.

Чтение стихотворения Б. Заходера «Мы – друзья».

- Я буду читать стихотворение, а вы представляйте себе все, о чем в нем говориться.

- Подумайте о том, когда вы чувствовали нечто подобное и вспомните, что произошло потом.

Чтение стихотворения А. Барто «Ссора».

- Вот еще одно стихотворение

Я буду его читать, а вы представляйте себе все, о чем говориться и мысленно отвечайте на вопросы:

  • что вы видите, слышите, чувствуете, когда воспринимаете это стихотворение?

- Подумайте о том, происходило ли такое с вами и что вы чувствовали при этом, что произошло потом.

- Давайте соединим сформулированные проблемы с сюжетами стихотворений.

- Как вы думаете, что заставило мальчиков подраться в первом стихотворении?

(Ответ: пункт №1 – один хотел быть выше другого, а тот не дался).

- Что произошло  во втором стихотворении?

(Ответ: пункты №3 и №4 – кто-то брат или сестра подговаривают друг друга, и им попадает).

Чтение стихотворения Э. Мошковской «Обида».

- Сейчас я прочитаю вам еще одно стихотворение, а вы подумайте, с какой из сформулированных проблем соотносится сюжет стихотворения.

(Ответ: пункты №2долго обижаются друг на друга).

- Сейчас попробуйте ответить на вопрос что такое дружба, и кого мы называем другом. Эту работу вы будете выполнять в группах.

Коммуникативные УУД: форма групповой рефлексии.

Регулятивные УУД:

«Сбор информации» (проблемный вопрос)

Коммуникативные УУД: «Войти в образ героя».

.

Личностные УУД:

«Вижу, слышу, чувствую».

Этап 3. Практикум

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

15 минут

- Наш практикум будет состоять из двух блоков.

В первой части вы дадите самостоятельное определение понятию друг, а во второй поработаете с техникой прощения другого человека, в частности друга.

I

  • Проведите в малой группе технику «Визуализация понятия» к слову «друг», и сделайте короткие записи своих мыслей и образов.
  • Сделайте общий рисунок. Рисунок «друга» должен содержать все основные идеи вашей группы.

II

- Ребята, а сейчас мы будем учиться прощать другого человека, в частности нашего друга.

- Что значит простить?  

не таить обиду;

не сердиться;

не упрекать, первым помириться.

-Как вы думаете, какая черта характера поможет вам простить обиду?

(Смелость, любовь, сострадание, уважение, великодушие, чувство ответственности.)

- А сейчас назовите  то ощущение, которые вы испытываете, когда  сумели простить обиду.(Удивление, облегчение, радость, счастье, желание начать новую жизнь и др.)

        Демонстрация опыта.

Сейчас я вам покажу волшебную силу ПРОЩЕНИЯ.  В стакан с водой закапать по 1 -2 капли пищевых красителей: желтый - обида; зеленый - зависть; синий - злоба. Понаблюдаем, как все это проникает в наше «сердечко», огорчает его. Затем туда же добавляю 1 чайную ложку отбеливателя (можно больше). Отбеливатель разъедает красители. Вывод: Так же ПРОЩЕНИЕ начисто смывает обиду, зло, укрепляет дружбу, очищает душу.

Давайте положим еще одну недостающую часть в наше «строение»- характер - умение прощать. Умение прощать сохраняет, сберегает любовь, дружбу, родственные отношения.

Не ждите пока к вам подойдут просить прощения, — делайте сами первый шаг. Не носите в себе обиды: они ранят нашу душу. Постарайтесь скорее помириться. Прощайте любые обиды, не осуждайте других, не гордитесь, не хвастайтесь ни тем, что у вас есть, ни тем, что вы делаете; помогайте друг другу, будьте добрыми сердцем, берегитесь от злых дел и от нехороших мыслей, не завидуйте, учитесь послушанию.  Тогда вы сами заметите, как будут меняться ваши отношения с людьми. Будьте внимательны к своим друзьям, одноклассникам, учителям и родителям. Не забывайте, золотое правило: как вы хотите, чтобы поступали с вами, так и вы поступайте с другими.

Если научишься прощать, тебя уже никто не обидит.

Выполнение медитативной техники «Поделись улыбкою своей…»

Под музыку «От улыбки» стихи

М. Пляцковского, музыка В. Шаинского.

(5 – 7 минут)

Коммуникативные УУД: «Распознавание эмоций» - индивидуальная и групповая работа

Познавательные УУД: «Визуализация понятия».

Познавательные УУД: «Рисунок».

Этап 4. Проверка полученных результатов. Коррекция

Длительность этапа

Форма проверки полученных результатов, осуществление коррекции

Формируемые УУД

8   минут

Каждая из групп рассказывает о выполнении задания I

- Итак, что вы нарисовали, какие основные качества выделили у друга (честность, дружелюбие, оказание помощи, схожесть интересов и взглядов на жизнь и т.п.).

- Кто не является другом (человек, который тебя подговаривает, старается быть выше тебя, дерется и т.п.).

- Что дружбе способствует, а что ее разрушает?

(альтруистическое поведение – с одной стороны, основанное на уважении и принятии другого человека и эгоистическое поведение – с другой).

- Почему с некоторыми ребятами многие хотят дружить (они добрые, хорошие, альтруистичные).

- Почему мы больше всего обижаемся на друзей? (потому что мы доверяем им свои мысли, планы, рассчитывая на их поддержку и солидарность; они про нас больше всех знают и очень обидно, если тебя предали и т.п.).

- Кто в паре (или среди нескольких друзей) несет ответственность за то, чтобы у нас были хорошие, доверительные отношения? (это всегда «я», потому что несу ответственность за свою жизнь и отношения с другими людьми).

- Если что-то произошло, кто должен мириться первым и почему? (лучше, если это буду я, потому что не хочу копить в себе обиду).

Коммуникативные УУД: форма групповой рефлексии.

ровень знания – знакомства и знания – копии).

(Уровень знания – понимания).

(Уровень знания – трансформации).

Этап 5. Подведение итогов, домашнее задание

Длительность

этапа

Рефлексия по достигнутым или недостигнутым образовательным результатам

5 минут

- Поднимите руку те, у кого есть настоящий друг – такой, которому можно доверять?  

-Кто, по-вашему, в нашем классе может быть настоящим другом?

- Может ли взрослый (родитель, учитель) быть вашим другом?

« Цветик – семицветик».

-  У меня на руках ромашка. Все, наверное, помнят сказку про волшебный цветок. Каждый возьмет по одному лепестку и напишет пожелание своему другу. И пусть как в доброй сказке исполнятся ваши пожелания.

- Оцените свою работу и всего класса  на уроке (оценочные листы лежат на партах)

Характерные черты:        

        

                                    Я                  Класс

Добросовестно        

Аккуратно        

Кое-как        

Старательно        

Небрежно        

Без интереса        

Увлеченно        

Спустя рукава        

С любовью        

По приказу        

  Ритуал прощания.

- Встанем все в круг. Возьмемся за руки, почувствуем поддержку друг друга. Улыбнемся друг другу. Вместе мы сила, потому что мы ДРУЗЬЯ! Скажем вместе слова:

Дружба настоящая в школе начинается,

Чтобы не кончаться никогда.

Дружба настоящая сердцем проверяется

И остаётся с нами навсегда.

- Все молодцы, переходим к домашнему заданию.

Познавательные УУД: «Синквейн».

Домашнее задание

2 минуты

 Напишите небольшой рассказ о своем друге. Следующий урок с обобщающий, поэтому задание у нас с вами будет большое. Вам нужно будет вспомнить определения понятий: этика, мораль, нравственность, добро и зло, добродетель и порок, свобода и моральный выбор, моральный долг, справедливость, альтруизм и эгоизм.

Методический материал к уроку

Борис Заходер

МЫ - ДРУЗЬЯ

С виду мы

Не очень схожи:

Петька толстый,

Я худой,

Не похожи мы, а все же

Нас не разольешь водой!

Дело в том

Что он и я –

Закадычные друзья!

Все мы делаем вдвоем.

Даже вместе

Отстаем!

Дружба дружбою,

Однако

И у нас случилась драка.

Был, конечно, важный повод.

Очень важный повод был!

Помнишь, Петя?

- Что-то, Вова,

Призабыл!

- И я забыл…

Ну, неважно! Дрались честно,

Как положено друзьям:

Я как стукну!

- Я как тресну!

- Он как даст!

- А я как дам!..

Скоро в ход пошли портфели.

Книжки в воздух полетели.

Словом, скромничать не буду –

Драка вышла хоть куда!

Только смотрим – что за чудо?

С нас ручьем бежит вода!

Это Вовкина сестра

Облила нас из ведра!

С нас вода ручьями льется,

А она еще смеется:

- Вы действительно друзья!

Вас водой разлить нельзя!

Агния Барто

ССОРА

Идут спокойно люди,

Текут спокойно реки,

А мы с Петровой Людой

Поссорились навеки…

Мне б сказать спокойно надо:

«Слушай, ты же не права!»

Но взяла меня досада,

Те, что надо и не надо,

Я выкрикивал слова.

И теперь хожу по саду,

Похожу, на лавку сяду,

Просто пухнет голова!

Как загладить те слова?

Идут спокойно люди,

Текут спокойно реки,

А мы с Петровой Людой

Поссорились навеки.

                                                                                                        В. ОСЕЕВА

ДО ПЕРВОГО ДОЖДЯ          

Таня и Маша были очень дружны и всегда  ходили в детский сад вместе. То Маша  заходила за Таней, то Таня – за Машей. Один раз, когда девочки шли по улице, начался  сильный дождь. Маша была в плаще, а Таня – в одном платье. Девочки побежали.

- Сними свой плащ, мы накроемся вместе! – крикнула на бегу Таня.

- Я не могу, я промокну! – нагнув вниз голову с капюшоном, ответила ей  Маша.

В детском саду  воспитательница сказала:

- Как странно, у Маши платье сухое, а у тебя, Таня, совершенно мокрое. Как же это случилось? Ведь вы же шли вместе?

- У Маши был плащ, а я шла в одном платье, - сказала Таня.

- Так вы могли бы укрыться одним плащом, - сказала воспитательница и, взглянув на Машу, покачала головой.

– Видно, ваша дружба до первого дождя!

Обе девочки густо покраснели: Маша за себя, а Таня за Машу.

Эмма Мошковская

ОБИДА

Я ушёл в свою обиду

И сказал, что я не выйду.

Вот не выйду никогда!

Буду жить в ней все года!

И в обиде

я не видел

ни цветочка, ни куста...

И в обиде я обидел

и щеночка, и кота...

Я в обиде

Съел пирог

и в обиде

я прилёг,

и проспал в ней два часа.

Открываю я глаза...

А она куда-то делась!

Но искать

не захотелось.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологические карты уроков ОРКСЭ Основы светской этики.

Технологические карты пяти уроков в 4 классе....

Методическая разработка урока ОРКСЭ (основы светской этики) по теме "Совесть" 4й класс

Данная разработка включает в себя полный конспект урока основы светской этики в 4 классе на тему "Совесть" и презентацию к нему. Целью урока является формирование представления о  совести, как нр...

Технологическая карта урока ОРКСЭ (модуль светская этика) Тема: "Добро и зло"

Представлена технологическая карта урока "Добро и зло"...

Технологическая карта открытого урока ОРКСЭ. Основы светской этики для 4 класса Тема: «Красота этикета»

Цель урока:  "Формирование культуры поведения учащихся начальной школы, убеждений и привычек культурного образа жизни, расширение знания о правилах вежливости, выработка практических навыков...

Урок ОРКСЭ (основы светской этики) 4 класс для дистанционного обучения Тема: Жизнь человека – высшая нравственная ценность.

Тема: Жизнь человека – высшая нравственная ценность.Цель урока: Формировать понятие у обучающихся , что жизнь – это высшая нравственная ценность.Задачи:Обучающая -  познакомить с поня...

Технологическая карта интегрированного урока ОРКСЭ (Основы светской этики) и английского языка в 4 классе

Данная разработка описывает интегрированный урок английского языка в 4 классе на тему "Дружба и порядочность. Модальный глагол "должен"...

Технологическая карта урока модуль «Основы светской этики» "Милосердие – закон жизни"

технологическая карта урока по курсу ОРКСЭ "Основы светской этики" по теме "Милосердие - закон жизни". В разработке присутсвует кроссорд, притчи. В ходе урока проводится просмотр в...