Технологическая карта урока модуль «Основы светской этики» "Милосердие – закон жизни"
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

технологическая карта урока по курсу ОРКСЭ "Основы светской этики" по теме "Милосердие - закон жизни". В разработке присутсвует кроссорд, притчи. В ходе урока проводится просмотр видео роликов, работа в парах. Ущащиеся знакомятся с профессиями, которые можно назвать милосердными. Домашнее задание носит дифференцированный подход.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Технологическая карта урока91.44 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                         Технологическая карта урока

Учитель: Репина Марина Васильевна

Класс: 4

Модуль: «Основы светской этики»

Тема учебного занятия: Милосердие – закон жизни.

Тип: Усвоение новых знаний

Цель: Формировать у учащихся нравственные ценностные ориентации;

Развивать у учащихся способность к размышлению, умению аргументировать свою точку зрения, способность формирования нравственного суждения

Воспитывать уважительное отношение к людям, наблюдательность и положительные эмоции. .

 Задачи урока:

1.Образовательные:

- формировать знания о понятиях милосердие, сострадание, сочувствие, сопереживание, милостыня как об основополагающих в этике;

-умение рассуждать на тему морали и этики с привлечением личного опыта

2.Развивающие:

-развивать познавательный интерес к предмету;

-развивать коммуникативные навыки и культуру выражения мысли;

-развивать логическое мышление, воображение, эмоциональную сферу;

-развивать творческие способности.

3.Воспитательные:

-формировать положительное отношение к нравственным поступкам;

-формировать навыки милосердия, ответственности, доброжелательности, уважения к другому человеку, адекватной самооценки;

-воспитывать добропорядочность, неравнодушное отношение к окружающим людям.

Технологии: 

- Проблемный диалог

- ИКТ

- Продуктивное чтение.

- Ситуативное обучение.

- Здоровьесберегающие

Методы обучения: 

- Проблемно-поисковые

- Практические

- Словесные

Формы организации познавательной деятельности:

- Фронтальная

- Индивидуальная

- Групповая

Ресурсы для проведения урока: Учебник «Основы светской этики», мультимедиа проектор, ПК, аудиозаписи, словари В.Даля и С.И.Ожегова.

Основные понятия: милосердие, сострадание, сочувствие, сопереживание, милостыня.

Планируемые результаты:

Предметные:

-задумаются над понятиями милосердие и сострадание;

-узнают, что одно из дел милосердия - милостыня;

-познакомятся с притчами о милосердии.

Метапредметные:

Познавательные: перерабатывать полученную информацию, делать выводы в результате совместной работы всего класса, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, удерживают цель деятельности  до получения её результата, адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей, планируют свои действия.

Предметные: научатся осознанно воспринимать притчи, получат возможность научиться понимать нравственное содержание прочитанного, высказывать суждения о произведении и поступках героев, отвечать на вопросы по содержанию.

Коммуникативные: признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и оценку событий, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, ставить вопросы, обращаться за помощью к информационным источникам, учителю, одноклассникам.

Личностные: 

-давать самооценку учебной деятельности на основе критериев успешности,

-формировать представление о милосердии, позитивное отношение к людям.

п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание (Планируемые результаты)

1.

1.Актуализация опорных знаний.

Цель: создание эмоционального настроя на совместную коллективную деятельность.

- Ребята, давайте настроимся на хорошую, благодатную работу на уроке. Закройте, пожалуйста, глаза. Вспомните, какой добрый поступок сегодня совершил ваш друг или близкий человек. Улыбнитесь этому поступку, порадуйтесь за своего друга. А теперь вспомните, какой добрый поступок совершили сегодня вы. Улыбнитесь ему, порадуйтесь за себя.

- А теперь откройте глаза. Я очень рада была видеть, что не осталось ни одного равнодушного лица. Наш класс просто расцвёл от улыбок.

А сейчас послушайте одну притчу и подумайте о поступке этого героя.

Приветствуют друг друга и учителя.

Эмоциональный настрой

Познавательные УУД:

- логические:  установление причинно-следственных связей, выбор оснований и критериев для сравнения

2.

Постановка учебной задачи

 Цель: Создание условий для постановки учебной задачи через проблемный диалог; активизация мыслительной деятельности учащихся, заинтересованность в предстоящей работе.

Создание проблемной ситуации.

  Чтение притчи  «Морские звезды» учителем

Однажды мудрец шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. Он подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звезды. Они окружали его со всех сторон, берег был буквально усеян ими на много километров.

— Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? - спросил он мальчика, подходя ближе.

— Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут, ответил мальчик, не прекращая своего занятия.

— Но оглянись, здесь миллионы морских звезд, думаешь, ты что-то можешь изменить?

Мальчик поднял следующую морскую звезду, бросил ее в море и сказал:

— Да, я могу изменить очень много... для этой звезды!

Пауза видео

Обсуждение прочитанного.

- Какое впечатление произвела на вас притча?

-Почему человек сначала посчитал мальчика глупым?

Тогда человек тоже поднял звезду и бросил её в море. Потом ещё одну. К ночи на пляже было множество людей, каждый из которых поднимал и бросал в море звезду. И когда встало солнце, на пляже не осталось ни одной неспасённой души.

Тот, кто ждет возможности сделать сразу много хорошего, никогда ничего не сделает. Жизнь состоит из мелочей. Очень редко появляется возможность сделать сразу очень многое. Истинное величие состоит в том, чтобы быть великим в мелочах.

-Почему человек изменил своё мнение?

-Какие черты характера проявились в поступке мальчика?

- Как вы думаете, чему будет посвящён урок? (урок будет посвящён одному из нравственных правил — бескорыстной помощи другим)

- Как вы думаете, человеку приятно это видеть по отношению к себе? (Возможно, нет)

- А какое чувство будет более действенным? (сочувствие)

Слайд 3

-Как вы понимаете слово сочувствие? (высказывания детей)

Слайд 4

- О чем мы будем говорить на уроке? Прочитайте

 тему урока?

Слайд 5

- В чем главный смысл притчи?

-Главный смысл заключается в том, что надо быть милосердным. Милосердие в нашей жизни никто не отменял. Милосердие и душа тесно связаны между собой. Милосердие – это потребность души сделать что-то хорошее.

-Давайте определим задачи урока. Что мы должны сегодня узнать, чему научиться? Для чего?

(Узнаем, что такое милосердие, почему нужно стремиться, чтобы это понятие стало законом жизни?)

Слушают, отвечают на вопросы

Формулируют тему и цели урока, определив границы знания и незнания

Записывают тему урока в тетрадь.

Познавательные УУД:

- самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели, формулирование проблемы

Регулятивные УУД:

- целеполагание

Личностные УУД:

- интерес к изучению предмета

Коммуникативные УУД:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

3

Физминутка

Цель: Создание условий для снятия утомляемости учащихся, их релаксации

Слайд 7

 (Дети рисуют в воздухе сердце. Сначала маленькое, затем больше, больше… и символически отдают его  людям. )

Выполняют движения под музыку

4

Актуализация знаний

Цель: Создание условий для активизации знаний через размышление и выполнение практического задания

В начале урока мы говорили о том, что одинокий человек вызывает жалость.

- Почему важно не унижать человека жалостью?

-Что значит проявлять участие в делах и переживаниях другого человека?

-Каким людям свойственно милосердие?

Просмотр мультфильма  «Пальто»

Обсуждение , вывод

А теперь давайте попробуем понять, из чего же состоит милосердие, разгадав кроссворд.

 

1. Группа живущих вместе родственников.

2. Самое ценное, что есть у человека.

3. Самоотверженная, искренняя привязанность.

4. Проявление внимания к ближнему.

5. Чувство ответственности за свое поведение перед окружающими людьми.

6. Почтительное отношение, основанное на признании чьих-либо достоинств.

7. Жалость, сочувствие, вызываемое несчастьем другого человека.

8. Отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

9. Вера в искренность и добросовестность кого-нибудь.

10. Место обитания всех этих чувств.

Попробуем разобраться, как получилось слово «милосердие»  Запишите его в тетерадь

.Назовите корень слова.

 (Дети отвечают, что в слове два корня)

-Умнички! Итак, корень «мил» и корень  «серд».

- Что значит быть милосердным?

Размышляют

Смотрят , анализируют и высказывают своё мнение

Работают со словарями

Письменная работа

Коммуникативные УУД:

- инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

- умение отвечать на поставленный вопрос, аргументировать

Познавательные УУД:

- решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование

5.

Работа по теме

Цель:  Создание условий для выявления обучающимися новых знаний о милосердии, людях, избравших милосердие профессией, развития умений находить ответы на проблемные вопросы

Исследовательская работа через создание проблемной ситуации.

Учитель

 Кто знает, что означает данное слово?

Где мы можем найти значение данного слова?

Дети: в словаре.

Правильно. Обратимся за помощью к словарям.

 «Милосердие – сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому, милостливость, мягкосердость». Даль

А в словаре Сергея Ожегова можно прочитать следующее определение слову: «Милосердие – это готовность помочь кому-нибудь, простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия».

МИЛОСЕРДИЕ (милое сердцу, хорошее, доброе)

Милосердие – сострадательное, доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому человеку.( Энциклопедия «Кругосвет»)

Милосердие – готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается.

(Толковый словарь русского языка Ушакова)

Милосердие –  готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.

Учитель Какое из определений вам ближе? А вы бываете милосердны? Часто? Объясните свою позицию милосердного или немилосердного поведения.

Дети: ответы детей (спокойно и уважительно выслушивать разные мнения детей, не выказывая несогласия, поддерживая позицию искренности)

    Итак, слово милосердие. Оно говорит о сердце, которое милует, любит и жалеет.

Милосердие подвигает нас на доброделание. Помогая другим, ты помогаешь себе, потому что творение добра приносит благо и радость для тебя самого. Быть милосердным – значит жить в радости.

Можно искать радости во внешнем – играть в футбол, ходить в кино, лакомиться сладостями... Но, как вы думаете, надолго ли такая радость остается в нашем сердце? (дети отвечают)

    Такая внешняя радость быстро проходит, она не поселяется в нашем сердце. А когда бескорыстно помогаешь другому человеку, душа озаряется светом и этот свет остается в твоем сердце навсегда. И чем больше ты совершаешь добра, тем светлее у тебя на сердце.

     

    Чувствовать вместе, т.е. разделять чувство другого человека, находясь вместе с ним.

- Обратимся к себе и подумаем, часто ли мы разделяем чувства другого человека?

Там, где вы написали эти понятия в столбик, поставьте рядом с ними вопрос – КОМУ?

 и напишите ответ.

- В этих ответах ваш опыт милосердия.

Работают в группах.

Читают статью в учебнике и по ходу чтения анализируют воспринимаемый материал.

Записывают вывод в тетрадь

Познавательные УУД:

- умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить высказывания

- решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование

Коммуникативные УУД:

- инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

6.

7

8.

Первичное закрепление

Цель: Создание условий для освоения способа действия с полученными знаниями в практической деятельности

Закрепление основных этических понятий

Цель: выявить наиболее распространенные проявления милосердия, углубить сущность известных понятий

Итоги урока

Цель: выяснение достигнутых результатов

 

Существует мнение, что самый большой человеческий порок - неблагодарность. Сейчас вы посмотрите мини-фильм  «Особый момент»

Какие чувства испытали?

-Как бабушке и внучке помогли ,и кто?

-В чем проявилось милосердие?

-Что произошло 25 лет спустя?

-В каком поступке мы почувствовали уважение к прошлому?

Работа в парах

 Ребята, у вас на карточках записаны слова:

Сочувствовать

Сопереживать

Сострадать

- Есть ли между ними разница? Какая?

обсудите в паре и расположите их по мере увеличения чувства сопричастности переживаниям другого человека?

-Какое слово выражает самое сильное чувство?

Сострадать. Мера стремления разделить с другим человеком его чувства, состояние души здесь наивысшая.

- А что означает приставка «СО», общая в выделенных понятиях?

    Чувствовать вместе, т.е. разделять чувство другого человека, находясь вместе с ним.

- Обратимся к себе и подумаем, часто ли мы разделяем чувства другого человека?

Там, где вы написали эти понятия в столбик, поставьте рядом с ними вопрос – КОМУ?

 и напишите ответ.

- В этих ответах ваш опыт милосердия.

- Она означает «ВМЕСТЕ». Что это значит?

Чувствовать вместе, т.е. разделять чувство другого человека, находясь вместе с ним.

 Выполнить задания в парах.

  Работа в парах

Задание 1. Вычеркните те утверждения, которые нельзя отнести к милосердию.

Подать милостыню; прощать от сердца обиды; накормить голодного; дать из-за боязни показаться другим жадным; предупредить об опасности; подарить то, что самому негоже; утешить печального, плачущего; не мстить за зло; напоить жаждущего; дать в обмен на что-то; одеть бедного; сделать доброе ради похвалы или благодарности; помочь немощному по хозяйству; отдать игрушку брата; поделиться последним куском хлеба; творить добро не на показ; посетить больного; дать добрый совет.

Определите, в чём больше всего нуждается каждый из следующих людей.

(Больной, сирота, обиженный, нищий, провинившийся)

(Здоровье, хлеб, утешение, приют, покаяние, прощение)

2.Что лучше?

(Ответ подчеркните в каждой паре глаголов)

Выслушать – закричать

Поделиться – отобрать

Позавидовать – порадоваться

Поссориться – уступить

Обидеться – простить

Протянуть ладонь – показать кулак

Утешить – промолчать

3.Из перечисленных слов выберите те, которые могут рассказать о милосердном человеке:

Добросердечный, равнодушный, безразличный, доброжелательный, бессердечный, щедрый, сострадательный, благодушный, завистливый, терпеливый.

(проверка)

Слайд 14

Сегодня на уроке мы много говорили о милосердии.  .

В настоящее время милосердие находится в одном ряду с такими понятиями, как гуманизм, альтруизм, толерантность, сочувствие, сопереживание, доброта, любовь, человечность, человеколюбие, эмоциональная отзывчивость.

Путешествие по дороге добра не заканчивается на нашем уроке. Путь к милосердию долгий и трудный, на котором человека ожидают взлеты, падения, крутые подъемы и стремительные спуски. Быть милосердным очень трудно. Человек должен чаще размышлять о совершенных поступках.

Работа на карточках

Составьте список профессий милосердия

- Любая профессия требует от человека особых знаний и умений, которые приобретаются в учебных заведениях. Но любви к людям, милосердию, отзывчивости нигде не учат, нет таких дисциплин в учебных планах, ни одного учебного заведения.

- А что бы вы сказали о людях, которые избрали милосердие своим основным делом жизни?

- Профессии, каких людей вы бы назвали?

Спасатели, врачи, медсёстры, священнослужители, сёстры милосердия в монастырях, бескорыстно стремящиеся помочь человеку в беде и болезни, печали и несчастии.

Говоря о милосердии я не могу не затронуть тему «Сестра милосердия».  Это они  в войну ценой собственной жизни спасали солдат, вытаскивали их с поля боя, чтобы перевязать им раны. И занимались они этим не за деньги.

В России орден сестер милосердия организовала Елизавета Федоровна Романовна. Великая княгиня родилась и воспитывалась в Германии, а замуж вышла за русского Великого князя. Она не просто «приняла Православие».  Велась   переписка с родными, когда она просила их благословения, чтобы принять Православие. Она писала, что когда она видит мужа, КАКИМ он приходит домой после литургии и причастия, она тоже хочет разделить с ним эту радость. Бедные москвичи, которым она помогала, называли её «московский ангел».

 В 1904 году после  начала  русско-японской войны Елизавета Федоровна во многом помогала фронту, русским воинам. Трудилась она до полного изнеможения. Она организовывала детские приюты, больницы.

Слайд 9(видеокадр)

 ( В ночь с 17 на 18 июля 1918 года к зданию Напольной школы в Алапаевске подъехала конная группа рабочих и, усадив пленников в экипажи ( в  числе  пленников  была  и  Елизавета), вывезла их в лес к старой шахте. Кто  сопротивлялся,  того  расстреляли. Остальных живыми бросили в шахту. Когда сталкивали в шахту великую княгиню, она повторяла вслух молитву Спасителя: «Господи, прости им, ибо не ведают, что творят». Елизавета.

  Федоровна упала не на дно шахты, а на выступ на глубине 15 метров. Рядом с ней потом  нашли   человека   с перевязанными ранами. Великая княгиня и здесь не перестала милосердствовать и облегчать страдания других, хотя сама была с многочисленными переломами и сильнейшими ушибами головы.  Так  она  могла  откликаться  на  чужую  боль.)

Запомни, когда ты проявляешь милосердие к другим людям, весь мир становится добрее!

  - Как вы думаете, ответили мы на вопросы, поставленные в начале урока?

А в завершении урока я хочу прочитать притчу.

Дети выполняют задания в парах

Слушают, анализируют, отвечают на вопрос

Регулятивные УУД:

- контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

Личностные УУД:

- самоопределение

9.

Домашнее задание

Цель: Создание условий для активизации познавательной деятельности через дифференцированное творческое домашнее задание

Домашнее задание учебник стр 118 - благотворительность

Дифференцированное задание на дом:

Или:- Найдите мудрые мысли, высказывания о милосердии.

Или: Написать мини-сочинение на тему «Почему милосердие мило сердцу?».

Учащиеся выбирают задание с учетом индивидуальных возможностей

11.

Рефлексия деятельности

(итог урока)

Цель: Создание условий для рефлексии

Если милосердие и любовь к врагам обнаружились в жизни некоего человека - христиане считают, что он получил Божию благодатную помощь. А, значит, этот человек близок с Богом и потому может даже считаться святым.

 Делами милосердия можно достичь очень многого! Торопитесь делать добро! Умейте прощать, желайте примирения, побеждайте зло ДОБРОМ!  В духовной и моральной поддержке, в добром слове утешения отказывать никому нельзя, особенно   если человек действительно в этом нуждается. Ребята, я уверенна, что вы вырастите добрыми, вежливыми, гуманными людьми. Понятия милосердие всегда будут востребованы. Не забывайте об этом.

- Обратитесь мысленно к себе. Кому бы вы сказали слова благодарности за помощь, поддержку, сочувствие, милосердие? Напишите на сердечке.

Все ли наши поступки и действия носят сострадательный и милосердный характер к другим людям. На доске дерево добра. Оцените себя и свою работу на уроке и наполните его цветными сердечками:

Слайд 18, 19 Красное – отлично, все понравилось

Желтое – хорошо, но не все было понятно и интересно

Зеленое – плохо, мне ничего не понравилось!

Слайд 17.

Мы продолжим на следующем уроке разговор о милосердии. Я благодарю вас за теплый разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе. Пусть эпиграфом к нашему следующему уроку станет стихотворение

 Е.Влади «Раскрой ладонь»

Приходим в мир мы – сделать жизнь светлее,
Хотя б на малый, скромный огонек,
Тот, что в ладонях пронести сумеем
Сквозь мрак и ветер жизненных дорог.
Не ждать взамен похвал или награды, -
Даря добро, нельзя таить корысть.
Так дарит нам весна – цветенье сада,
Так небо дарит – голубую высь.
"Бог посылает дождь и на плохих и добрых…”
Воды живой всем подает глоток.
Так солнце согревает души скорбных
И даже самый маленький цветок.
И нам нельзя пройти свой путь иначе.
Ведь мир велик и каждый – странник в нем.
Ты слышишь? Кто-то у дороги плачет…
Раскрой ладонь – и одари теплом!

-Давайте закончим наш урок песней, которая звучала в начале урока «Дорогою добра»

Слайд 18.

-Спасибо за урок!

Учащиеся вместе поют песню

Регулятивные УУД:

-оценка, самооценка

собственной деятельности на уроке

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Сказка «Урок добра»
Автор:
Ирис Ревю

Жила-была птица пеночка. И были у неё детишки – такие маленькие птенцы, которые умели говорить только: «Пи-пи-пи».

Птенцы высовывали из гнезда свои крохотные головы. Они знакомились с окружающим миром. Мама-пеночка учила их всему:

— Сейчас светлый день, а бывает темная ночь. Самые высокие в лесу – это деревья, самые голосистые – птицы, самые крупные – звери. Жужжат в лесу пчелы и осы, а гудят шмели.

Ещё мама-пеночка рассказывала детям о том, что самая вкусная еда – это насекомые. Но за ними нужно летать. Поэтому какое-то время малыши будут находиться без присмотра мамы и папы.

Но вот однажды, когда пеночка улетела за насекомыми, дети её потеряли. Её долго не было. А случилось вот что. Пролетая над старой елью, пеночка услышала, как пищат где-то рядом какие-то птенцы. По голосу она поняла, что это не её малыши. Она полетела на незнакомое «пи-пи-пи» и на ветке увидела гнездо с птенцами. Что это были за птицы?

Дело в том, что пеночка не знала, что это были за птицы. Да и какая разница, кто это – корольки или малиновки, было понятно, что птенцы очень голодны. Их писк был писком отчаяния. Пеночка поделилась с ними насекомыми и полетела к своим детям. Накормив их, она направилась к сороке.

— Уважаемая сорока, вы в нашем лесу самая разговорчивая и общительная. Попросите птиц помочь мне выкормить незнакомых птенцов. Гнездо находится на старой корявой ели.

Получив согласие сороки, не медля ни секунды, пеночка полетела кормить своих и чужих детей. А вскоре появились и другие крылатые помощницы.

— Куда же делась мать незнакомых птенцов? Этого никто не знал. Может, попалась в лапы хищной птицы, может, ещё что приключилось.

Пока найденные птенцы не окрепли, пеночка и другие мамы кормили и не оставляли их без присмотра. Потом пеночка научила малюток ориентироваться в лесу, показала, как добывать себе пищу. К концу лета птицы окрепли, и многое стали делать самостоятельно.

Они искренне поблагодарили добрую пеночку за проявленное милосердие.

— Ты, пеночка, наша мама, твою доброту мы никогда не забудем!

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 Притча о мальчике, бросившем камень в машину.

Ехал один молодой человек на новом сверкающем «ягуаре» в прекрасном настроении, напевая какую-то мелодию. Вдруг увидел он детей, сидящих у дороги. После того, как он, осторожно объехав их, собрался снова набирать скорость, он вдруг услышал, как в машину ударился камень. Молодой человек остановил машину, вышел из неё и, схватив

одного из мальчишек за шиворот, начал его трясти с криком:

Паршивец! Как ты  посмел бросить в мою машину камень! Ты знаешь, сколько стоит эта машина?!...

-Что вы скажите про этих ребят?

-Зачем они бросили камень?

Послушайте продолжение:

Простите меня, мистер, - ответил мальчик.

-У меня не было намерения причинить вред вам и вашей машине. Дело в том, что мой брат -инвалид, он вывалился из коляски, но я не могу поднять его, он слишком тяжёл для меня. Уже несколько часов мы просим помощи, но ни одна машина не остановилась. У меня не было другого выхода, кроме как бросить камень, иначе вы бы тоже не остановились.

Молодой человек помог усадить инвалида в кресло, пытаясь сдержать слёзы и подавить подступивший к горлу ком. Затем он пошёл к своей машине и увидел вмятину на новенькой блестящей двери, оставшуюся от камня. Он ездил многие годы на этой машине, и всякой раз говорил «нет» механикам на предложение отремонтировать эту вмятину на дверце, потому что она каждый раз напоминала ему о том, что если ты проигнорируешь шёпот, в тебя полетит камень.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Притча

Однажды слепой человек сидел на ступеньках одного здания со шляпой возле его ног и табличкой с надписью: «Я слепой, пожалуйста, помогите».

Один человек проходил мимо и остановился. Он увидел инвалида, у которого было всего лишь несколько монет в его шляпе. Он бросил ему пару монет и без его разрешения написал новые слова на табличке. Он оставил её слепому человеку и ушёл.

К концу дня он вернулся и увидел, что шляпа полна монет. Слепой узнал его по шагам и спросил, не он ли был тот человек, что переписал табличку. Слепой также хотел узнать, что именно он написал. Тот ответил:

-Ничего такого, что было бы неправдой. Я просто написал её немного по-другому.

Он улыбнулся и ушёл.

Новая надпись на табличке была такая: «Сейчас весна, но я не могу её увидеть».

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Притча

Вырос в поле цветок и радовался: солнцу, свету, теплу, воздуху, дождю, жизни… А еще тому, что Бог создал его не крапивой или чертополохом, а таким, чтобы радовать человека.
Рос он, рос…
И вдруг шел мимо мальчик и сорвал его.
Просто так, не зная даже зачем.
Скомкал и выбросил на дорогу.

Больно стало цветку, горько.
Мальчик ведь даже не знал, что ученые доказали, что растения, как и люди, могут чувствовать боль.
Но больше всего цветку было обидно, что его просто так, без всякой пользы и смысла сорвали и лишили солнечного света, дневного тепла и ночной прохлады, дождей, воздуха, жизни…
Последнее, о чем он подумал – что все-таки хорошо, что Господь не создал его крапивой. Ведь тогда мальчик непременно обжег бы себе руку.
А он, познав, что такое боль, так не хотел, чтобы еще хоть кому-нибудь на земле было больно…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока (модуль Основы светской этики) 4 класс Тема: «Совесть»

Цель и задачи урока:помочь учащимся осознать чувство совести,  как одно из морально-этических ценностей в обществе, учить соотносить понятия «стыд» и «совесть»Предметные результаты: усвоени...

ОРКСЭ Конспект урока модуль «Основы светской этики» Тема: «Добро и зло»

ОРКСЭ «Основы светской этики»    тема: «Добро и зло»...

Технологические карты уроков ОРКСЭ Основы светской этики.

Технологические карты пяти уроков в 4 классе....

Технологическая карта урока ОРКСЭ. Основы светской этики.

В материале представлена технологическая карта урока и методический материал к уроку светской этики по теме: "Дружба"....

«Нравственное воспитание гражданина в курсе ОРКСЭ на уроках модуля «Основы светской этики»».Рахимова Фарзана Фаритовна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №4

Доклад по теме "Нравственное воспитание гражданина в курсе ОРКСЭ на уроках модуля«Основы светской этики"«Самая страшная из грозящих нам катастроф  это не столько атомная, тепловая и тому подобные...

Технологическая карта урока по основам религиозных культур и светской этике, УМК «Основы религиозных культур и светской этики», 4 класс, тема: «Справедливость»

Цель урока: создание условия для формирования у учащихся представлений о справедливости, справедливом поступке.Задачи урока:Дидактические:1) познакомить обучающихся с моральными правилами;2) проанализ...