Технологическая карта урока ОРКСЭ (модуль светская этика) Тема: "Добро и зло"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Представлена технологическая карта урока "Добро и зло"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_egorova_e.a.docx45.43 КБ

Предварительный просмотр:

Ф.И.О.  Егорова Елена Александровна
Предмет:  ОРКСЭ (модуль светская этика)
Класс:  4
Тип урока: знакомство с новым материалом

Тема

Добро и зло

Цель

Сформировать представления о добре и зле

Подвести учащихся к осознанию важности добродетели как характеристики личности, по которой его оценивают другие люди.

Формирование нравственных убеждений, нравственных чувств, нравственных отношений на основе понятий  добро и зло.

Задачи

Образовательные:

- Формировать представления о понятиях добро и зло как об основополагающих в этике; умение рассуждать на тему

морали и этики с привлечением личного опыта; умение правильно оценивать себя и других.

 Развивающие:

- Создавать условия для развития логического мышления, внимания, памяти; культуры речи и эмоций учащихся;

развивать познавательный интерес к предмету.

Воспитательные:

- Содействовать воспитанию гуманности, добропорядочности, неравнодушного отношения к окружающему миру,

чтобы поступки были сознательные, добровольные, бескорыстные.

УУД

  • Познавательные УУД

1. Извлекать информацию из текста.

2. Работать с информацией, представленной в разных формах (текст, таблица, схема).

3. Строить речевое высказывание в устной форме.

4. Объяснять понятия: добро, зло.

  • Регулятивные УУД

1. Принимать и сохранять учебную задачу.  

 2. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

  • Коммуникативные УУД

1. Слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Договариваться о правилах общения и поведения.

5. Формулировать своё мнение, свою позицию.

  • Личностные УУД

1. Сопоставлять положительные и отрицательные поступки людей.

2. Делать выводы, анализировать свои и чужие поступки с точки зрения общечеловеческих норм.

Планируемые результаты

Предметные: Знание понятий «добро» и «зло». Понимание ответственности человека за свои поступки.

Метапредметные:

Познавательные:  Формирования умений найти, выделить новую информацию в тексте, использовать различные источники для поиска информации.

Регулятивные: Развитие самооценки учащихся. Способность анализировать свои поступки и отслеживать действия своих товарищей. Развитие способности принимать и сохранять учебную задачу. Умение диагностировать свое психоэмоциональное состояние и корректировать его.

Коммуникативные Формулирование своего собственного мнения. Развитие речи учащихся, способности пополнять свой словарный запас с целью более точного выражения своих мыслей.

Личностные: Развитие самостоятельности и ответственности за свои поступки, совершаемые на основе морального выбора. Воспитание доброты и милосердия, доброжелательного, отношение друг к другу и окружающим.

Технологии, методы

 Технология проблемного диалога, сотрудничества

Методы: проблемно-поисковый, практический, словесный.

Формы деятельности

- Фронтальная

- Индивидуальная

- Групповая

Средства обучения

Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики: учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений / М.Т. Студеникин. М.: Русское слово, 2014

Рабочая тетрадь к учебнику М.Т. Студеникина «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики» для 4 класса общеобразовательных организаций. М.Т. Студеникин. М.: Русское слово, 2015

Толковый словарь С.И. Ожегова

Раздаточный материал

 

Этапы урока

Задачи

ЭОР

Учитель

Ученики

УУД

1.

Организацион

ный

Создание эмоционального настроя на совместную коллективную деятельность.

Презентация

Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться: «Доброе утро!».

«Доброе утро солнцу и птицам!

Доброе утро улыбчивым лицам!».

И каждый становится добрым, доверчивым,

Доброе утро длится до вечера.

Рада приветствовать вас на уроке светской этики. Давайте улыбнёмся друг другу, поздороваемся с нашими гостями и начнём урок с хорошим настроением.

Парами берутся за руки, здороваются.

Эмоциональный настрой

2

Повторение

ранее изученного, актуализация знаний  

Создание условий для постановки учебной задачи через проблемный диалог; активизация мыслительной деятельности учащихся, заинтересованность в предстоящей работе.

Вспомним, с какими основными понятиями курса мы познакомились.

Перед вами термины и их определения, такие же записи есть на карточке 1. Соедините стрелками  термины и определения.

Карточка 1.

Философия

Любовь к мудрости

 Этика

философское исследование морали и нравственности. Первоначально смыслом слова этос было совместное жилище и правила, порождённые совместным общежитием, нормы, сплачивающие общество

 Мораль

общепринятые традиции, негласные правила) — принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения....

Добро

положительное нравственное качество человека

Зло

недостаток нравственный, духовный; все, что противно истине и добру; зло и ложь, как свойство, качество человека; всякое нравственное искаженье; наклонность к худу, к дурной жизни.

Культура

Совокупность достижений человечества в производственном, духовном и общественном отношении. 2. Образ жизни, обычаи, традиции и верования, духовное и материальное богатство народов мира.

Сверим свою работу с работой группы у доски

Формулируют основные понятия курса, определив границы знания и незнания

Ответы учащихся

Познавательные УУД:

- логические:  установление причинно-следственных связей, выбор оснований и критериев для сравнения

- самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели, формулирование проблемы

Регулятивные УУД:

- целеполагание

Личностные УУД:

- интерес к изучению предмета

Коммуникативные УУД:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

3

Работа по теме

Создание условий для активизации знаний через размышление и выполнение практического задания

Как называются хорошие и плохие поступки,  об этом вы узнаете сегодня на уроке.

На доске записаны слова.

Драчливый, заботливый, грубый, справедливый, обаятельный,

щедрый, верный, мстительный, милосердный, трусливый, внимательный

Какое задание вы бы предложили сделать с данными словами?

Подумайте для чего выделены в словах буквы? Какое слово зашифровано?

-А можете ли вы объяснить значение этого слова?

-Сегодня на уроке наша задача разобраться и понять, что такое добро.

Учитель вывешивает карточку- вопрос на доске.

1.Что такое добро?

- Где мы можем найти определение этому слову?

Так что же такое добро? Найдите определение этому понятию в учебнике на с.39.

Запишите определение в тетрадь.

Сергей Ожегов дал такое определение этому слову:  «Добро - нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу; добрый поступок», а «доброта - это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим".

-Рядом с добром всегда шагает его противоположность. О чем это я?

Учитель вывешивает карточку- вопрос на доске.

2. Что такое зло?

Найдем определение в словаре Ожегова.

Зло – это несовершенство, это незнание, это невежество, это слабость, и поэтому зло старается показать себя сильным, запугать, потому что само должно обороняться от света, от добра . У зла мало друзей, и зло осуждается всем миром, и конечном результате всегда побеждает добро.

Самостоятельная работа

разделить на 2 группы: положительные и отрицательные качества

Дети по буквам отгадывают слово ДОБРО.

В словаре, в учебнике

Ответы учащихся (учебник, словарь)

Зло

В словаре Ожегова – «Зло - нечто дурное, вредное, противоположное добру; злой поступок»

Познавательные УУД:

- решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование

Коммуникативные УУД:

- инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

- умение отвечать на поставленный вопрос, аргументировать

4

Работа с притчей

Создание условий для выявления обучающимися новых знаний о добре и зле, развития умений находить ответы на проблемные вопросы

Работа с притчей.

- Что такое притча?

- Притчи- это вековая мудрость народов всего мира. Зло и добро, мир и война, любовь и ненависть, глупость и мудрость, лень и трудолюбие. Все это темы притч. Притча – это маленькая сказка – быль, а всем известно, что сказка ложь, да в ней намек,- добрым молодцам урок!

«Пуговица»

Жил один человек, и жил он не очень хорошо, путано. Решил взяться за ум, делать добрые дела, спасать душу. Делал их, делал, а особенного изменения в себе к лучшему не замечал. Как-то он шел по улице, видит — у одной старушки пуговица с пальто оборвалась и упала на землю. Увидел, и думает: «Да чего там! Пуговиц у нее еще хватит. Не поднимать же! Ерунда какая!» Но все-таки, кряхтя, поднял пуговицу, догнал старушку, отдал ей пуговицу и забыл об этом. Потом он умер, и видит — весы: слева - его зло лежит, тянет вниз, а справа — ничего нет, пусто! И зло перетягивает. «Эх, — говорит себе человек, — и здесь не повезло!» Смотрит, Ангелы пуговицу кладут... (пауза)

- Как вы думаете, что произошло дальше? Продолжение чтения

И чаша с добрыми делами перевесила. «Неужели одна эта пуговица все мои злые дела перетянула? — удивился человек. — Сколько добрых дел я сделал, а их и не видно!» И услышал, как Ангел говорит ему: (пауза)

- Что мог сказать ему ангел?

Продолжение чтения

«Из-за того, что ты гордился своими добрыми делами, они и пропали! А вот именно этой пуговицы, о которой ты забыл, хватило, чтобы ты от гибели спасся!»

- О чём эта притча?

- Кто герой этой притчи?

- К какой категории людей (хороших или плохих) вы отнесёте этого человека? Почему?

- Как жил это человек?

- Что значит путанно?

 - Как он решил изменить свою жизнь?

- О каком добром деле он забыл?

 - Как вы понимаете последние строки притчи?

- Как можно назвать положительные поступки  человека? (варианты высказываний детей фиксируются на доске)

- А как отрицательные? (варианты высказываний детей фиксируются на доске)

- Чему учит нас эта притча?

-Какое бы вы название придумали этой притче?

 - Человек рано или поздно задумывается, по какому пути он идет: по дороге “добра” и “света” или по дороге “зла” и “тьмы”. У доброго человека и слова, и дела добрые. А может ли в одном человеке уживаться и добро, и зло? Нет! Не может! Как не может быть одновременно в одном кувшине сладкая и горькая вода. “Каждый кувшин изливает то, что содержит”, - гласит пословица. Если сердце наполнено добром, то и изливается добро, и наоборот.

Поучительный рассказ или сказка

Ответы детей

Ответы детей

 

О добрых  и плохих поступках. За всё приходится отвечать

Человек

жил он не очень хорошо, путано

легкомысленно; бестолково

решил делать добрые дела

о пуговице для бабушки

человека оценивают по его делам

 совершая хорошие поступки, человек учится быть добрым, становится добродетельным, а совершая плохие  поступки –порочным.

Человек ценен в своих поступках. Доброе дело дорого стоит. Доброе дело само себя хвалит.

 

Познавательные УУД:

- умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить высказывания

- решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование

- усвоение понятий «добро» и «зло»

Коммуникативные УУД:

- инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

Личностные УУД:

- самоопределение

5

Первичное закрепление

Самостоятельная работа с последующей самопроверкой и самооценкой.

Создание условий для освоения способа действия с полученными знаниями в практической деятельности

Добро и зло – особые слова.

Работа в группах

 

Добро

Зло

Цвет

 

 

Слово

 

 

Чувство

 

 

Сказочный  герой

 

 

Поступок

 

 

Поиграем в «Ассоциации». Перед вами на листочках таблица. Напишите, какой цвет, слово, поступок у вас ассоциируется с добром, а какой со злом.

-Посмотрим, что у вас получилось.

 -Что проще: говорить о добре или делать добро?

Работа в группах

Задание1  

Прочитайте истории. Допишите их. Определите главную мысль.

1.В классе появилась новая ученица. Она сильно заикалась. Когда девочка отвечала, ребята смеялись. Учительница сказала: ____________

2. Миша бежал из школы. Дверь подъезда была открыта. В её проеме стояла инвалидная коляска. Мужчина никак не мог выехать из подъезда: колесо застряло в щели пола. Миша попытался помочь мужчине, но сил приподнять коляску не хватало.– Сейчас я позвоню папе. Он дома, придет, поможет, – сказал мальчик инвалиду. Через несколько минут все было в порядке.– Спасибо большое, – негромко произнёс инвалид. И добавил: – Правильный у вас сын растет! В ответ папа улыбнулся и сказал Мише: __________________.

3. У Миши пропали деньги. Ребята решили, что взял их Петя. Мальчик это отрицал, но одноклассники ему не верили. Они прижали мальчика в углу и стали грозить ему… Петя молчал и плакал. А потом деньги нашлись, оказывается Миша положил их в учебник. Петя сказал ребятам: ____________.

Подсказка

Великодушие; несправедливость, непорядочность.

-Проверяем, что у вас получилось.

Задание 2.

Собери пословицы, закрасив начало и окончание каждой одним цветом (рабочая тетрадь стр. 18).

В чем смысл пословиц?  

Учащиеся выполняют работу

Группы зачитывают свои ответы

Говорить легче, а делать добро трудно. Надо преодолевать страх, насмешки, думать о других.

Работа в группах.

Ответы учащихся.

Ответы учащихся.

Регулятивные УУД:

- контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

Личностные УУД:

- самоопределение

6

Рефлексия деятельности (итог урока)

Создание условий для рефлексии

Сформулируйте правила доброты.

Правила доброты.

1.Совершать хорошие дела просто так, из хороших побуждений.

2.Призывать окружающих к хорошим взаимоотношениям

3.Делать добро для близких, друзей

4.Не завидовать

5.Не вредничать

6.Не грубить

Составь синквейн на тему «Добро и зло».

Памятка по составлению синквейна.

Первая строчка-1 существительное

Вторая строчка-2 прилагательных

Третья строчка-3 глагола

Четвёртая строчка-фраза из 4-х слов

Пятая строчка-синоним существительное.

-Что нового вы узнали на уроке?

Оцените свою работу.

Добро

Справедливый, милосердный

Дружить, любить, помогать

Доброе дело дорого стоит.

Порядочность

7

Домашнее задание

Создание условий для активизации познавательной деятельности через дифференцирован

ное творческое домашнее задание

Предлагает дифференцированное задание

- Можно выбрать одно или два задания,  по вашему усмотрению.

- Нарисуйте символы добра и зла. Попросите родителей, бабушек, дедушек помочь вам в этом.

- Найдите мудрые мысли, высказывания о добре и зле.

Создание альбома: «Ими гордится Россия».

Мини-сочинение: «Как я помогаю людям».

Интервью с членами семьи по вопросам из пособия стр. 16-19

Учащиеся выбирают задание с учетом индивидуальных возможностей

Регулятивные УУД:

-оценка, самооценка

собственной деятельности на уроке


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологические карты уроков ОРКСЭ Основы светской этики.

Технологические карты пяти уроков в 4 классе....

Технологическая карта урока ОРКСЭ. Основы светской этики.

В материале представлена технологическая карта урока и методический материал к уроку светской этики по теме: "Дружба"....

ОРКСЭ, модуль " Светская этика" Тема: " Добро и зло"

Урок " Добро и зло"  разработан в рамках модуля " Основы мировых религиозных культур» авторы Беглов А. Л., Саплина Е. В., Токарева Е. С.Целью урока является формирование у уч...