УУД | 1. Извлекать информацию из текста. 2. Работать с информацией, представленной в разных формах (текст, таблица, схема). 3. Строить речевое высказывание в устной форме. 4. Объяснять понятия: добро, зло. 1. Принимать и сохранять учебную задачу. 2. Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. 1. Слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Договариваться о правилах общения и поведения. 5. Формулировать своё мнение, свою позицию. 1. Сопоставлять положительные и отрицательные поступки людей. 2. Делать выводы, анализировать свои и чужие поступки с точки зрения общечеловеческих норм. |
| Этапы урока | Задачи | ЭОР | Учитель | Ученики | УУД | 1. | Организацион ный
| Создание эмоционального настроя на совместную коллективную деятельность. | Презентация | Придумано кем-то просто и мудро При встрече здороваться: «Доброе утро!». «Доброе утро солнцу и птицам! Доброе утро улыбчивым лицам!». И каждый становится добрым, доверчивым, Доброе утро длится до вечера. Рада приветствовать вас на уроке светской этики. Давайте улыбнёмся друг другу, поздороваемся с нашими гостями и начнём урок с хорошим настроением. | Парами берутся за руки, здороваются.
| Эмоциональный настрой | 2 | Повторение ранее изученного, актуализация знаний | Создание условий для постановки учебной задачи через проблемный диалог; активизация мыслительной деятельности учащихся, заинтересованность в предстоящей работе. |
| Вспомним, с какими основными понятиями курса мы познакомились. Перед вами термины и их определения, такие же записи есть на карточке 1. Соедините стрелками термины и определения. Карточка 1. Философия | Любовь к мудрости | Этика | философское исследование морали и нравственности. Первоначально смыслом слова этос было совместное жилище и правила, порождённые совместным общежитием, нормы, сплачивающие общество | Мораль | общепринятые традиции, негласные правила) — принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения.... | Добро | положительное нравственное качество человека | Зло | недостаток нравственный, духовный; все, что противно истине и добру; зло и ложь, как свойство, качество человека; всякое нравственное искаженье; наклонность к худу, к дурной жизни. | Культура | Совокупность достижений человечества в производственном, духовном и общественном отношении. 2. Образ жизни, обычаи, традиции и верования, духовное и материальное богатство народов мира. |
Сверим свою работу с работой группы у доски | Формулируют основные понятия курса, определив границы знания и незнания
Ответы учащихся
| Познавательные УУД: - логические: установление причинно-следственных связей, выбор оснований и критериев для сравнения - самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели, формулирование проблемы Регулятивные УУД: - целеполагание Личностные УУД: - интерес к изучению предмета Коммуникативные УУД: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | 3 | Работа по теме
| Создание условий для активизации знаний через размышление и выполнение практического задания
|
| Как называются хорошие и плохие поступки, об этом вы узнаете сегодня на уроке. На доске записаны слова. Драчливый, заботливый, грубый, справедливый, обаятельный, щедрый, верный, мстительный, милосердный, трусливый, внимательный
Какое задание вы бы предложили сделать с данными словами?
Подумайте для чего выделены в словах буквы? Какое слово зашифровано? -А можете ли вы объяснить значение этого слова? -Сегодня на уроке наша задача разобраться и понять, что такое добро. Учитель вывешивает карточку- вопрос на доске. 1.Что такое добро? - Где мы можем найти определение этому слову? Так что же такое добро? Найдите определение этому понятию в учебнике на с.39. Запишите определение в тетрадь. Сергей Ожегов дал такое определение этому слову: «Добро - нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу; добрый поступок», а «доброта - это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим".
-Рядом с добром всегда шагает его противоположность. О чем это я? Учитель вывешивает карточку- вопрос на доске. 2. Что такое зло? Найдем определение в словаре Ожегова. Зло – это несовершенство, это незнание, это невежество, это слабость, и поэтому зло старается показать себя сильным, запугать, потому что само должно обороняться от света, от добра . У зла мало друзей, и зло осуждается всем миром, и конечном результате всегда побеждает добро. | Самостоятельная работа
разделить на 2 группы: положительные и отрицательные качества Дети по буквам отгадывают слово ДОБРО.
В словаре, в учебнике
Ответы учащихся (учебник, словарь)
Зло
В словаре Ожегова – «Зло - нечто дурное, вредное, противоположное добру; злой поступок»
| Познавательные УУД: - решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование Коммуникативные УУД: - инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации - умение отвечать на поставленный вопрос, аргументировать
| 4 | Работа с притчей
| Создание условий для выявления обучающимися новых знаний о добре и зле, развития умений находить ответы на проблемные вопросы |
| Работа с притчей. - Что такое притча? - Притчи- это вековая мудрость народов всего мира. Зло и добро, мир и война, любовь и ненависть, глупость и мудрость, лень и трудолюбие. Все это темы притч. Притча – это маленькая сказка – быль, а всем известно, что сказка ложь, да в ней намек,- добрым молодцам урок! «Пуговица» Жил один человек, и жил он не очень хорошо, путано. Решил взяться за ум, делать добрые дела, спасать душу. Делал их, делал, а особенного изменения в себе к лучшему не замечал. Как-то он шел по улице, видит — у одной старушки пуговица с пальто оборвалась и упала на землю. Увидел, и думает: «Да чего там! Пуговиц у нее еще хватит. Не поднимать же! Ерунда какая!» Но все-таки, кряхтя, поднял пуговицу, догнал старушку, отдал ей пуговицу и забыл об этом. Потом он умер, и видит — весы: слева - его зло лежит, тянет вниз, а справа — ничего нет, пусто! И зло перетягивает. «Эх, — говорит себе человек, — и здесь не повезло!» Смотрит, Ангелы пуговицу кладут... (пауза) - Как вы думаете, что произошло дальше? Продолжение чтения И чаша с добрыми делами перевесила. «Неужели одна эта пуговица все мои злые дела перетянула? — удивился человек. — Сколько добрых дел я сделал, а их и не видно!» И услышал, как Ангел говорит ему: (пауза) - Что мог сказать ему ангел? Продолжение чтения «Из-за того, что ты гордился своими добрыми делами, они и пропали! А вот именно этой пуговицы, о которой ты забыл, хватило, чтобы ты от гибели спасся!»
- О чём эта притча?
- Кто герой этой притчи? - К какой категории людей (хороших или плохих) вы отнесёте этого человека? Почему? - Как жил это человек?
- Что значит путанно?
- Как он решил изменить свою жизнь?
- О каком добром деле он забыл?
- Как вы понимаете последние строки притчи? - Как можно назвать положительные поступки человека? (варианты высказываний детей фиксируются на доске) - А как отрицательные? (варианты высказываний детей фиксируются на доске) - Чему учит нас эта притча?
-Какое бы вы название придумали этой притче?
- Человек рано или поздно задумывается, по какому пути он идет: по дороге “добра” и “света” или по дороге “зла” и “тьмы”. У доброго человека и слова, и дела добрые. А может ли в одном человеке уживаться и добро, и зло? Нет! Не может! Как не может быть одновременно в одном кувшине сладкая и горькая вода. “Каждый кувшин изливает то, что содержит”, - гласит пословица. Если сердце наполнено добром, то и изливается добро, и наоборот. | Поучительный рассказ или сказка
Ответы детей
Ответы детей
О добрых и плохих поступках. За всё приходится отвечать
Человек
жил он не очень хорошо, путано
легкомысленно; бестолково
решил делать добрые дела
о пуговице для бабушки
человека оценивают по его делам
совершая хорошие поступки, человек учится быть добрым, становится добродетельным, а совершая плохие поступки –порочным.
Человек ценен в своих поступках. Доброе дело дорого стоит. Доброе дело само себя хвалит.
| Познавательные УУД: - умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задания, умение осознанно и произвольно строить высказывания - решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, выдвижение гипотез и их обоснование - усвоение понятий «добро» и «зло» Коммуникативные УУД: - инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации Личностные УУД: - самоопределение
| 5 | Первичное закрепление Самостоятельная работа с последующей самопроверкой и самооценкой.
| Создание условий для освоения способа действия с полученными знаниями в практической деятельности
|
| Добро и зло – особые слова. Работа в группах | Добро | Зло | Цвет | | | Слово | | | Чувство | | | Сказочный герой | | | Поступок | | |
Поиграем в «Ассоциации». Перед вами на листочках таблица. Напишите, какой цвет, слово, поступок у вас ассоциируется с добром, а какой со злом.
-Посмотрим, что у вас получилось.
-Что проще: говорить о добре или делать добро?
Работа в группах Задание1 Прочитайте истории. Допишите их. Определите главную мысль. 1.В классе появилась новая ученица. Она сильно заикалась. Когда девочка отвечала, ребята смеялись. Учительница сказала: ____________ 2. Миша бежал из школы. Дверь подъезда была открыта. В её проеме стояла инвалидная коляска. Мужчина никак не мог выехать из подъезда: колесо застряло в щели пола. Миша попытался помочь мужчине, но сил приподнять коляску не хватало.– Сейчас я позвоню папе. Он дома, придет, поможет, – сказал мальчик инвалиду. Через несколько минут все было в порядке.– Спасибо большое, – негромко произнёс инвалид. И добавил: – Правильный у вас сын растет! В ответ папа улыбнулся и сказал Мише: __________________. 3. У Миши пропали деньги. Ребята решили, что взял их Петя. Мальчик это отрицал, но одноклассники ему не верили. Они прижали мальчика в углу и стали грозить ему… Петя молчал и плакал. А потом деньги нашлись, оказывается Миша положил их в учебник. Петя сказал ребятам: ____________. Подсказка Великодушие; несправедливость, непорядочность. -Проверяем, что у вас получилось.
Задание 2. Собери пословицы, закрасив начало и окончание каждой одним цветом (рабочая тетрадь стр. 18). В чем смысл пословиц?
|
Учащиеся выполняют работу
Группы зачитывают свои ответы
Говорить легче, а делать добро трудно. Надо преодолевать страх, насмешки, думать о других.
Работа в группах.
Ответы учащихся.
Ответы учащихся. | Регулятивные УУД: - контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения Личностные УУД: - самоопределение
| 6 | Рефлексия деятельности (итог урока)
| Создание условий для рефлексии
|
| Сформулируйте правила доброты. Правила доброты. 1.Совершать хорошие дела просто так, из хороших побуждений. 2.Призывать окружающих к хорошим взаимоотношениям 3.Делать добро для близких, друзей 4.Не завидовать 5.Не вредничать 6.Не грубить
Составь синквейн на тему «Добро и зло». Памятка по составлению синквейна. Первая строчка-1 существительное Вторая строчка-2 прилагательных Третья строчка-3 глагола Четвёртая строчка-фраза из 4-х слов Пятая строчка-синоним существительное. -Что нового вы узнали на уроке? Оцените свою работу. |
Добро Справедливый, милосердный Дружить, любить, помогать Доброе дело дорого стоит. Порядочность
|
| 7 | Домашнее задание
| Создание условий для активизации познавательной деятельности через дифференцирован ное творческое домашнее задание |
| Предлагает дифференцированное задание - Можно выбрать одно или два задания, по вашему усмотрению. - Нарисуйте символы добра и зла. Попросите родителей, бабушек, дедушек помочь вам в этом. - Найдите мудрые мысли, высказывания о добре и зле. Создание альбома: «Ими гордится Россия». Мини-сочинение: «Как я помогаю людям». Интервью с членами семьи по вопросам из пособия стр. 16-19 | Учащиеся выбирают задание с учетом индивидуальных возможностей
| Регулятивные УУД: -оценка, самооценка собственной деятельности на уроке |
|