Технологическая карта урока основы светской этики. 4 класс.
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Ассаулова Оксана Юрьевна

В матариале предлагается технологическая карта урока основы светской этики по теме: " Семейные ценности".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semeynye_tsennosti.docx26.84 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Общая часть

Предмет

ОРКСЭ. Основы светской этики

Класс

4

Тема урока

Семейные праздники.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Понимание семьи, как союза близких родственников, которые дарят друг другу любовь, заботу

и  через семейные традиции воспитывают в детях лучшие человеческие качества..

П. Осуществлять информационный поиск для выполнения учебной задачи. Выбор способов решения этических задач, построение рассуждений.

Р. Осознание и контролирование своих эмоциональных состояний, связанных с этическими переживаниями 

К. Осознанное построение речевых высказываний, умение работать в команде, определять общую цель групповой деятельности, и путей ее достижения, умение договариваться и распределять роли.

Формирование осознания роли и значения семейных праздников; умения ценить семейные праздники и традиции.

Цель урока

Формирования понимания  нравственных устоев семьи (любовь, забота, уважение и помощь старшим и  младшим членам семьи, ответственность).

Основные понятия, изучаемые на уроке

Семейные традиции. Праздник. Подарок.

Средства ИКТ, используемые на уроке

Классная доска с набором магнитов для крепления таблиц, картинок. Компьютер.

Ресурсы (информационные, литературные, музыка, искусство), используемые на уроке

Песня «Золотая свадьба» стихи И. Резника, музыка Р. Паулса;

Картина Маковского «Поцелуйный обряд», Кустодиева «Масленица».

                                     Организационная структура урока

Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

10 минут

        Обсуждение результатов выполнения домашнего задания

- Тема сегодняшнего урока: Семейные праздники.

 -Что же такое праздник?

-Давайте посмотрим в словаре В.Даля определение праздника.

«Праздник – день, посвящённый отдыху, не деловой, не работный, противоположный – будень; день, празднуемый, по уставу церкви, или же по случаю и в память события гражданского, государственного или по местному обычаю, по случаю, относящемуся к местности, к лицу».

(обсуждение с детьми этого понятия)

-Как вы думаете, а чему могут быть посвящены праздники?

-  Какие современные праздники вы знаете?

- Какие семейные праздники вы могли бы назвать?

  - Как в праздниках семьи проявляется историческая память народа?

 - Как вы думаете, у жителей других стран такие же семейные праздники, как у нас? Чем вы могли бы это объяснить?

-Прочтите текст в учебнике.

- Как вы поняли выражение «Праздники – это историческая память человечества»?

(Ответы).

-Все праздники можно разделить на несколько групп:

Государственные

Общественные

Семейные

Школьные

Религиозные

 -К государственным праздникам относятся праздники, которые официально установлены государством. Даты государственных праздников выделены красным цветом в календаре. В нашей стране к ним относятся: 1 января – Новый год, 23 февраля – День защитника Отечества,  8 марта – Международный женский день, 1 мая – Праздник весны и труда, 9 мая – День Победы, 12 июня – День России, 22 августа – День Государственного флага России, 1 сентября – День знаний, 4 ноября – День народного единства, 12 декабря – День Конституции Российской Федерации.

 -К общественным праздникам относятся: День медицинского работника, День учителя, День города и т.д.

Звучит песня «Золотая свадьба»

- О каком празднике поется в песне?

-А какие еще праздники относятся к семейным праздникам: день рождения, свадьба.

-Может в ваших семьях есть ещё какие-то даты, которые принято отмечать всем родственникам? Ответы .

  -К школьным праздникам относятся: праздник «День знаний», праздник Последнего звонка, праздник Посвящения в первоклассники и много других.

 -К религиозным праздникам относятся: Рождество, именины, Пасха, Масленица и т.д.

-Какие религиозные праздники принято отмечать в ваших семьях?

Коммуникативные УУД: форма групповой рефлексии.

Регулятивные УУД: «Сбор информации».

Познавательные УУД: «Прием информации».

Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе усвоения материала. Организация обратной связи

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

5  минут

- А чем, ребята, отличается праздничное мероприятие от обычного (собрание, классный час, урок)? (ритуалом). Рассмотрим подробнее, что такое ритуал. Ритуал (Порядок обрядовых действий) во время праздника сохранился до сегодняшних дней. Это могут быть концерты, выступления праздничных персонажей, вступительное слово, игра….

Обсуждение картины Кустодиева «Масленица». 

Бори́с Миха́йлович Кусто́диев (23 февраля (7 марта) 1878 — русский художник. Борис Михайлович Кустодиев родом из семьи преподавателя гимназии, начал учиться живописи в Астрахани у П. А. Власова в 1893—1896 годах.

- Что изображено на картине?

- Какое настроение передает картина?

- Как празднуют масленицу у вас в семье? (ответы детей).

Обсуждение картины Маковского "ПОЦЕЛУЙНЫЙ ОБРЯД"

Константин Егорович Маковский (родился 20 июня (2 июля) 1839 года - умер 17 сентября 1915 года) - один из известнейших русских живописцев.

Вопросы к картине:

- Что изображено на картине?

-  Как одеты люди, какого они сословия?

- Что означает подношение?

- По каким признакам вы можете определить, что это праздник?

- Конечно же, в праздники принято дарить подарки. Древнейшая традиция приношения даров божествам сохранилась в подарках. Купленный от души или сделанный своими руками, красиво упакованный подарок говорит о внимании, дружбе и любви. Выбирая подарок, надо учитывать увлечения и вкусы человека, которому вы хотите его подарить.

- У каждого праздника есть свои символы. Подумайте и назовите символы рождества, нового года, масленицы, 8 марта.

Личностные компетенции:

«Позитивная установка».

Этап 3. Практикум

Длительность этапа

Основные формы работы учителя и учащихся

Формируемые УУД

15 минут

I

В малой группе проведите обсуждение по вопросам:

- чем семейные праздники отличаются от праздников государственных, народных, общечеловеческих;

- семейные праздники кем отмечаются, в каких ситуациях, зачем это делается, какие обряды могут сопутствовать празднику, что дарится, как себя ведут люди;

- какой лично вам семейный праздник дорог и почему?

II

Напишите в тетради индивидуально 3 самых счастливых праздника, которые были в вашей жизни.

-  Что вы тогда чувствовали, думали, хотели?

III

У вас на столе все необходимое для того, чтобы в течение пяти минут создать подарки-символы для празднования:

1 группа: Нового года; 2 группа: Масленицы;

Познавательные УУД: «Рефлексия» в малой группе.

Коммуникативные УУД: «Распознавание эмоций».

Этап 4. Проверка полученных результатов. Коррекция

Длительность этапа

Форма проверки полученных результатов, осуществление коррекции

Формируемые УУД

8   минут

-Давайте посмотрим, что приготовили группы для подарков.

(Презентация своих поделок группами).

- Спасибо, вы все очень хорошо справились с заданием. Теперь подумаем над тем, что мы чувствуем, когда получаем подарок? Конечно же, мы становимся чуточку счастливее, чувствуем тепло любимых людей, становимся ближе друг другу. Каждый человек приходит в этот мир, чтобы быть счастливым и успешным. Только удается это немногим.

- Как вы думаете, ребята, как стать счастливым?

Ответы (Быть добродетельным, любить себя и других, мечтать о хорошем, быть оптимистом, уметь радоваться, сделать из жизни праздник, чаще радовать своих близких, дарить им хорошее настроение…).

   

- Ребята, вы писали в тетради о трех самых лучших праздниках в своей жизни. Кто может поделиться со всем классом своими переживаниями? (ответы ребят)

- А теперь вспомните, когда, вам удалось создать праздник другим? (Участие в праздниках в детском саду, школе, других детских организациях). Какую роль вы там исполняли? Какое тогда у вас было настроение?

Понравилось ваше выступление родителям? Кто испытал чувство гордости за вас?

Коммуникативные УУД: форма групповой рефлексии.

Этап 5. Подведение итогов, домашнее задание

Длительность

этапа

Рефлексия по достигнутым или недостигнутым образовательным результатам

5 минут

Обобщение учителя

-Как сделать праздник? (У праздника должен быть порядок, ритуал)

- Чтобы праздник удался, нужно  выполнить несколько полезных советов:

Полезные советы по проведению праздника

Красиво оформленные приглашения

Украшение дома

Встреча гостей

Продуманное меню

Игры и развлечения

Призы

Время праздника

Проводы гостей

(выводятся на экран).

Подведение итогов в форме устной рефлексии по пунктам:

1. Сегодня я узнал (а).

2. Я понял (а)…

3. Я почувствовал (а)…

4. Я научился (лась)…

5. Я смог (смогла)…

6. Было интересно…

7. Меня удивило…

8. Мне захотелось…

9. Урок дал моей жизни…

Познавательные УУД: «Визуализация понятия»

Коммуникативные УУД: форма групповой рефлексии.

Домашнее задание

2 минуты

  • Расскажи членам семьи и друзьям о семейных праздниках жителей других стран. Если они затрудняются ответить, помоги им (самостоятельно или прочитай текст из пособия).
  • Разработайте вместе с родителями памятку каким должен быть настоящий праздник.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок основы светской этики

Урок по курсу ОРКиСЭ. Тема: "Род и семья - исток нравственных отношений".4- 5кл. Урок воспитывает уважение к своей семье, к своим родственникам, знакомит со своей  родословной....

Открытый урок по предмету «Основы светской этики» Класс 4 Тема : Жизнь священна

Познакомить уч-ся с понятиями: жизнь человека, единые общечеловеческие ценности;-учить формулировать вопросы и отвечать на них, структурировать учебный материал по предложенному плану, работать с раз...

презентация к уроку "Основы светской этики"

Тема презентации "Нравственные идеалы"...

Конспект урока «Основы светской этики» по теме « Дружба» в 4 классе.Рахимова Фарзана фаритовна МБОУ СОШ №4

Цель: 1. Расширение знаний детей о дружбе.2.Учить детей видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других, мотивировать, объяснять свои суждения..Развивать речевые умения.3.Воспитывать дружеские в...

Технологическая карта урока по светской этике в 4 классе по теме "Свобода и ответственность"

Мною представлена разработка урока по светской этике в 4 классе. Цель урока: подвести учащихся к осознанию того, что все несут ответственность (даже будучи свободными)  за последствия свобод...

Технологическая карта урока основы светской этики.Тема "Чистый ручеек нашей речи". УМК "Школа России" (4 класс)

Тип урока: открытие «нового» знанияЦель урока: формирование понятий о речевом этикете, и представлений о речи как о важнейшем средстве общения, обменемыслями и чувствами между людьмиЗадачи...

«Технологические карты урока «Основы светской этики»

laquo;Технологические карты урока «Основы светской этики» 4 класс...