«Технологические карты урока «Основы светской этики»
учебно-методический материал по орксэ (4 класс)
«Технологические карты урока «Основы светской этики» 4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskie_karty_uroka_osnovy_svetskoy_etiki.docx | 35.12 КБ |
Предварительный просмотр:
«Технологические карты урока «Основы светской этики»»
1. Общая часть | ||||||||
Предмет | ОРКСЭ. Основы светской этики | Класс | 4 | |||||
Тема урока | Россия – наша Родина | |||||||
Планируемые образовательные результаты | ||||||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||||||
Усвоение понятий «Отечество», «Родина», «малая родина», «культурные традиции», «народные традиции», «нравственные ценности». | П. Структурирование знаний, поиск и выделение информации; использование знаково-символических средств; извлечение необходимой информации из прослушанного объяснения учителя; осуществление поиска необходимой информации в разных источниках; анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация, подведение под понятие, установление причинно-следственных связей; осознанное и произвольное построение речевого высказывания, построение логической цепи рассуждений, доказательство; подведение под понятие; определение основной и второстепенной информации; структурирование знаний; осознанное и произвольное, построение речевого высказывания. Р. Адекватная оценка выполненных действий; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; принятие и сохранение учебной задачи; контроль (сличение с эталоном), коррекция; оценивание своей работы, умение адекватно воспринимать высказывания учителя или товарищей, содержащие оценочный характер. К. Использование критериев для обоснования своего суждения; аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учет разных мнений; использование критериев для обоснования своего суждения; умение слушать друг друга, обмениваться мнениями, строить понятные речевые высказывания, задавать вопросы; умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач; формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации; достижение договоренностей и согласование общего решения; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций; умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения. | Формирование у учащихся представления России как Родины, огромного многонационального государства с великой историей и народными традициями; воспитание в учащихся чувства патриотизма, гордости за свою Родину, за то, что каждый гражданин России является её наследником и продолжателем культуры. | ||||||
Цель урока | Формирование у учащихся представления о России как о многонациональном и многоконфессионном государстве, воспитание патриотизма | |||||||
Основные понятия, изучаемые на уроке | «Отечество», «Родина», «малая родина», «культурные традиции», «народные традиции», «нравственные ценности» | |||||||
Средства ИКТ, используемые на уроке | Компьютер, проектор, экран, электронная презентация | |||||||
Ресурсы (информационные, литературные, музыка, искусство), используемые на уроке | Стихотворение М. Матусовского «С чего начинается Родина…»; рассказ М. Пришвина «Моя Родина»; стихотворение В. Степанова «Что мы Родиной зовём?»; песня «Родина моя» Давида Тухманова и Роберта Рождественского, картина А. Васнецова «Родина»; презентация со слайдами государственных символов (флага и герба России), карта России, гимн России | |||||||
Организационная структура урока | ||||||||
Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала | ||||||||
Длительность этапа | Основные формы работы учителя и учащихся | Формируемые УУД | ||||||
5 минут | Проверка готовности к уроку. Учитель предлагает детям образовать однокоренные слова от слова РОД (родители, родные, родина, …) - Попробуйте представить каждое из этих слов в виде шара. Какой шар будет самым большим и почему? (Родина, т. к. это обобщающее слово ко всем остальным). Формулировка учащимися темы урока. | Регулятивные УУД: «Сбор информации». | ||||||
Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе усвоения материала. Организация обратной связи | ||||||||
Длительность этапа | Основные формы работы учителя и учащихся | Формируемые УУД | ||||||
10 минут | Слайды с видами России - А что для вас Родина? ( дом, страна, город…) - Вы правы, ребята, всё это и есть наша большая Родина, которая складывается из маленьких частей (моя семья, мой дом, мой город). - Как называется наша Родина (страна)? Россия. - Закройте глаза, произнесите это слово. Что вы почувствовали, какие картинки представились вам, какие звуки услышали? Прослушивание стихотворения М. Матусовского «С чего начинается Родина…» С чего начинается Родина? С картинки в твоем букваре, С хороших и верных товарищей, Живущих в соседнем дворе. А может, она начинается С той песни, что пела нам мать. С того, что в любых испытаниях У нас никому не отнять. С чего начинается Родина? С заветной скамьи у ворот. С той самой березки, что во поле, Под ветром склоняясь, растет. А может, она начинается С весенней запевки скворца И с этой дороги проселочной, Которой не видно конца. С чего начинается Родина?.. - Сравните ваши ощущения и представления о Родине и автора. Как ещё можно назвать Родину? Почему? (Отечество) От какого слова образовалось слово Отечество? (отец) Наши предки: отцы, деды, прадеды… создавали нашу страну, учились, работали в ней, защищали её. Работа с картой РФ Из чего состоит наша страна? (Из городов и сёл, из рек, озёр, гор, лесов и степей) Россия – уникальная страна! Уникальна она не только природными богатствами, достопримечательностями. Она включает в себя многообразные народы. Каждый народ нашей страны живёт на своей земле, т.е. на «малой родине». Где находится ваша малая родина? Работа с картой Подмосковья, Дмитровского района, Дмитрова. Малая родина - это и то место на земле, где человек родился и рос, где находятся могилы его предков, где он познал первые радости и неудачи. Не случайно в трудные минуты своей жизни люди вспоминают место, где родились, то есть свою малую Родину. | Личностные УУД: Визуализация «Вижу, слышу, чувствую» Познавательные УУД: «Визуализация понятия». Познавательные УУД: «Прием информации». | ||||||
Этап 3. Практикум | ||||||||
Длительность этапа | Основные формы работы учителя и учащихся | Формируемые УУД | ||||||
15 минут | Слайды с изображением разных народностей, их традиций под стихотворение В. Степанова «Что мы Родиной зовём?» Что мы Родиной зовём? Нас окружает богатый материальный мир: вещи, предметы, явления природы… Но есть и другой мир – духовный. Как вы думаете, что в него входит? Духовный мир – это знания и информация, содержащаяся в книгах, произведениях искусства и кино, отношения между людьми, чувства. Его ещё называют миром культуры. Духовный мир образует внутренний мир человека. Работа с репродукцией картины А. Васнецова «Родина» -Как вы думаете, художник в своём произведении какой мир больше показывает, духовный или материальный? Для русских людей духовность всегда была превыше всего: вера, надежда, любовь, милосердие … Чтение рассказа М. Пришвина «Моя Родина» Самостоятельная работа учащихся с учебником и обсуждение новых понятий. Чтение 4-5 с. учебника. Обсуждение. - Как вы поняли слова внутренний мир человека? - Как называют дороги в духовном мире? - Какие традиции существуют в вашей семье? - Для чего хранят и соблюдают традиции? Работа с пословицами о Родине в малых группах. Объяснение смысла пословиц. Продолжи пословицу: Родная сторона мать, а чужая (мачеха). Для Родины своей ни сил ни жизни не (жалей). Кто за Родину горой, тот (герой). В гостях хорошо, а дома (лучше). Родина - мать, умей за нее (постоять). | Коммуникативные УУД: «Распознавание эмоций» | ||||||
Этап 4. Проверка полученных результатов. Коррекция | ||||||||
Длительность этапа | Форма проверки полученных результатов, осуществление коррекции | Формируемые УУД | ||||||
10 минут | Творческая работа. Рисование мандал на тему «Родина» под песню «Родина-мать» Игоря Матвиенко | Познавательные УУД: Рисунок (мандала) | ||||||
Этап 5. Подведение итогов, домашнее задание | ||||||||
Длительность этапа | Рефлексия по достигнутым или недостигнутым образовательным результатам | Формируемые УУД | ||||||
5 минут | -Что нового вы узнали на уроке? -Что бы вы еще хотели узнать по этой теме? -Какой момент урока вам понравился больше всего? -Изменилось ли ваше настроение и как? С чем это связано? | Коммуникативные УУД: Форма групповой рефлексии | ||||||
Домашнее задание | Написание ЭССЕ «Что я Родиной зову?». |
1. Общая часть | |||||||
Предмет | ОРКСЭ. Основы светской этики | Класс | 4 | ||||
Тема урока | Любовь и уважение к Отечеству | ||||||
Планируемые образовательные результаты | |||||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |||||
Овладение понятиями: Отечество, долг, подвиг, патриотизм | П. Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; целеполагание, понимание информации, представленной в неявном виде; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; интерпретация и обобщение информации, извлечение необходимой информации из текстов, анализ и объяснение прочитанного. Р. Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности; принятие и сохранение учебной задачи; планирование своих действий. К. Готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную, излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; планирование учебного сотрудничества с учителем; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; учет разных мнений, аргументация своего мнения; достижение договоренностей и согласование общего решения. | Формирование у учащихся понятий: Отечество, долг, подвиг, патриотизм. Принятие данных понятий (ценностей) | |||||
Цель урока | Показать учащимся, что любовь к Родине, Отечеству проверяется в сложных моральных ситуациях, связанных с риском для жизни. | ||||||
Основные понятия, изучаемые на уроке | Отечество, патриотизм, долг, подвиг | ||||||
Средства ИКТ, используемые на уроке | Компьютер, проектор, экран, электронная презентация, таблицы, картинки, плакаты | ||||||
Ресурсы (информационные, литературные, музыка, искусство), используемые на уроке | Стихотворение Р. Рождественского «Реквием» (Разве погибнуть ты нам завещала, Родина…), кинофильм Л. Быкова «Аты-баты, шли солдаты...», плакаты времён Великой Отечественной войны, песня Б.Окуджавы «Бери шинель, пошли домой!» | ||||||
Организационная структура урока | |||||||
Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала | |||||||
Длительность этапа | Основные формы работы учителя и учащихся | Формируемые УУД | |||||
5 минут | Проверка готовности к уроку Стихотворение Р. Рождественского «Реквием» (Разве погибнуть ты нам завещала, Родина…) Разве погибнуть ты нам завещала, Родина? Жизнь обещала, любовь обещала, Родина. Разве для смерти рождаются дети, Родина? Разве хотела ты нашей смерти, Родина? Пламя ударило в небо! - ты помнишь, Родина? Тихо сказала: «Вставайте на помощь...» Родина. Славы никто у тебя не выпрашивал, Родина. Просто был выбор у каждого: я или Родина. Самое лучшее и дорогое - Родина. Горе твоё - это наше горе, Родина. Правда твоя - это наша правда, Родина. Слава твоя - это наша слава, Родина! Слайды с плакатами Великой Отечественной войны. - Ребята, вам понравились стихи? Чем? - Что вы чувствовали, когда слушали это стихотворение? - О чём это стихотворение? - Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке? По ходу урока мы попробуем ответить на вопрос: «Почему любовь к Родине проявляется в ситуациях, связанных с риском для жизни?» | Личностные УУД: «Вижу, слышу, чувствую» | |||||
Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе усвоения материала. Организация обратной связи | |||||||
Длительность этапа | Основные формы работы учителя и учащихся | Формируемые УУД | |||||
10 минут | «Визуализация понятия» работа в малых группах. Просмотр отрывков из кинофильма «Аты-баты, шли солдаты...» С какими понятиями связаны данные отрывки из кинофильма? Ребята, давайте подумаем над формулировкой понятий «Отечество» («долг, честь, подвиг, патриотизм»). Чувство, которое мы выражаем в общении с близкими, друзьями. Общность людей, объединённых родством и имеющих общую фамилию. Это переживание осуждения или одобрения собственного поступка, даже если он только задуман. Человек, любящий свою Родину, свой народ, готовый ради них на жертвы, трудовые и ратные подвиги. Место, где ты родился, где родились и долго жили твои предки. Осознание своих прав, своей моральной ценности и уважение к себе. Достойные уважения и гордости моральные качества личности, доброе имя человека, его незапятнанная репутация. Отношения, основанные на взаимной привязанности и личных интересах. Добудьте знания в народной мудрости. Дополните каждую пословицу Родина-мать,… Береги землю родимую,… Человек без родины,… Вся семья вместе,… На свете всё сыщешь,… Соберите их по смыслу. …что соловей без песни; …как мать любимую; …умей за неё постоять; …кроме отца с матерью; …так и душа на месте. Сравните результаты. Работа в малых группах. | Познавательные УУД: «Визуализация понятия» Личностные УУД: «Вижу, слышу, чувствую» Коммуникативные УУД: форма групповой рефлексии | |||||
Этап 3. Практикум | |||||||
Длительность этапа | Основные формы работы учителя и учащихся | Формируемые УУД | |||||
15 минут | Написание эссе на тему «Это подвиг» | Познавательные УУД | |||||
Этап 4. Проверка полученных результатов. Коррекция | |||||||
Длительность этапа | Форма проверки полученных результатов, осуществление коррекции | Формируемые УУД | |||||
5 минут | - Напомните мне вопрос, который я задала в начале урока? Почему любовь к Родине, Отчизне проверяется в ситуациях, связанных с риском для жизни? - Давайте посмотрим, появились ли у вас изменения после сегодняшнего обсуждения? - Подумайте снова над понятием «Отечество, подвиг, долг, патриотизм». - Попробуйте на экране внутреннего взора увидеть главную мысль, стоящую за понятием в виде образа. Каковы форма, размер, цвет этого образа? Проверьте свои телесные реакции. | Познавательные УУД: «Визуализация понятия» | |||||
Этап 5. Подведение итогов, домашнее задание | |||||||
Длительность этапа | Рефлексия по достигнутым или недостигнутым образовательным результатам | Формируемые УУД | |||||
10 минут | Творческая работа. Составьте синквейн со словом «патриот». Работа по группам. Просмотр окончания фильма «Аты-баты, шли солдаты...», прослушивание песни Б.Окуджавы «Бери шинель, пошли домой!» | Познавательные УУД: «Синквейн» Личностные УУД: «Вижу, слышу, чувствую» Коммуникативные УУД: форма групповой рефлексии | |||||
Домашнее задание | Просмотр фильмов о Великой Отечественной войне: «В бой идут одни старики», «Дом, в котором я живу», «Добровольцы»…. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок основы светской этики
Урок по курсу ОРКиСЭ. Тема: "Род и семья - исток нравственных отношений".4- 5кл. Урок воспитывает уважение к своей семье, к своим родственникам, знакомит со своей родословной....
презентация к уроку "Основы светской этики"
Тема презентации "Нравственные идеалы"...
Кроссворд "Нравственность"к уроку Основы светской этики
Кроссворд помогает вспомнить, что такое поступок, мотив, цель, стыд, высказывания великих мыслителей....
Технологическая карта урока основы светской этики. 4 класс.
В матариале предлагается технологическая карта урока основы светской этики по теме: " Семейные ценности"....
Конспект урока «Основы светской этики» по теме « Дружба» в 4 классе.Рахимова Фарзана фаритовна МБОУ СОШ №4
Цель: 1. Расширение знаний детей о дружбе.2.Учить детей видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других, мотивировать, объяснять свои суждения..Развивать речевые умения.3.Воспитывать дружеские в...
Технологическая карта урока по светской этике в 4 классе по теме "Свобода и ответственность"
Мною представлена разработка урока по светской этике в 4 классе. Цель урока: подвести учащихся к осознанию того, что все несут ответственность (даже будучи свободными) за последствия свобод...
Технологическая карта урока основы светской этики.Тема "Чистый ручеек нашей речи". УМК "Школа России" (4 класс)
Тип урока: открытие «нового» знанияЦель урока: формирование понятий о речевом этикете, и представлений о речи как о важнейшем средстве общения, обменемыслями и чувствами между людьмиЗадачи...