Открытый урок по предмету «Основы светской этики» Класс 4 Тема : Жизнь священна
план-конспект урока (4 класс) по теме
Познакомить уч-ся с понятиями: жизнь человека, единые общечеловеческие ценности;
-учить формулировать вопросы и отвечать на них, структурировать учебный материал по предложенному плану, работать с разнообразными источниками информации, планировать и контролировать учебные действия, оформлять и представлять результаты труда, оценивать свою деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_etike.odt | 24.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по предмету «Основы светской этики»
Класс 4
Тема : Жизнь священна
Цели: -дать представление о понятиях: жизнь человека, единые общечеловеческие ценности;
-учить формулировать вопросы и отвечать на них, структурировать учебный материал по предложенному плану, работать с разнообразными источниками информации, планировать и контролировать учебные действия, оформлять и представлять результаты труда, оценивать свою деятельность;
Личностные результаты:
-развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
Предметные результаты:
-осознание ценности человеческой жизни.
Метапредметные результаты:
-освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий;участвовать в беседе, дискутировать, аргументированно обосновывать свою точку зрения.
Оборудование:
- Компьютер.
- Проектор.
- Мультимедийный экран.
- Слайды.
- Комплект карточек для учителя и учащихся
Ход урока
1.Работа в тетрадях. Слайд №1
- Прочитайте слова. Одинаковый ли отклик вызывают они или разный?
- Почему?
- Выпишите 5 наиболее значимых для вас понятий .
- Объясните свой выбор.
- (после высказываний уч-ся учитель делает обобщение) Видите, каждый из вас выбрал слова, которые наполняют вашу жизнь радостью, смыслом, украшают её, что дорого вашей душе, что вам важно. Вы обозначили то, в чём наиболее выражены ваши потребности, без чего не могли бы обойтись. Подумаем, с чем это связано?
- ЧЕЛОВЕКУ ВАЖНЫ РАЗНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ.
2.Знакомство с видами потребностей. Слайд №2
- Посмотрите на слайды и скажите , что изображено. Для чего они нужны человеку? Почему сохраняем?
- Вывод: существует два основных различия между потребностями человека: материальные и духовные.
Приведите свои примеры.
- Посмотрите на свои выписанные слова, на какие потребности пал ваш выбор, что руководило вами? К чему стремится душа?
3.Знакомство с понятиями ДУХ-ДУША- ДУХОВНОСТЬ Слайд№3
- Прочитайте слова. Близкие понятия?
Обратимся к словарям. Слайд №4
Толковый словарь Ушакова
Дух-бодрость, моральная сила, готовность к действию.
Душа - совокупность психических явлений, переживаний, основа психической жизни человека.
Духовность - отрешенность от низменных, грубо чувственных интересов, стремление к внутреннему совершенствованию, высоте духа
Словарь Ожегова
Духовность — свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными
Дух- внутренняя, моральная сила
Душа- внутренний, психический мир человека, его сознание
-Духовность человека как стремление к высоким, высшим смыслам своей жизни обобщает эти понятия, передаёт главный для человека смысл его чувств и действий.
-Как вы думаете, от каких потребностей развивается и совершенствуется жизнь, рождается искусство, создаются книги, делаются научные открытия, совершаются подвиги?
-Можно ли сказать, что это духовные достижения как конкретного человека, так и человечества?
4.Притча «Сосуд жизни» ( можно наглядно продемонстрировать)
Как-то один мудрец, стоя перед своими учениками, взял большой стеклянный сосуд и наполнил его до краев большими камнями. Проделав это, он спросил учеников, полон ли сосуд. Все подтвердили – да, полон.
Тогда мудрец взял коробку с мелкими камушками, высыпал ее в сосуд и несколько раз легонько встряхнул его. Камушки раскатились в промежутки между большими камнями и заполнили их. После этого мудрец снова спросил учеников, полон ли сосуд теперь. Они снова подтвердили – полон.
И наконец мудрец взял со стола коробку с песком и высыпал его в сосуд. Песок, конечно же, заполнил последние промежутки между камнями.
- Теперь, - обратился мудрец к ученикам, я хотел бы, чтобы вы смогли увидеть в этом сосуде свою жизнь.
Крупные камни олицетворяют важные вещи в жизни: ваш путь, ваша вера, ваша семья, ваш любимый человек, ваше здоровье, ваши дети – те вещи, которые, даже не будь всего остального, все еще смогут наполнить вашу жизнь.
Мелкие камушки представляют менее важные вещи.
Песок – это жизненные мелочи, повседневная суета.
Если вы наполните ваш сосуд вначале песком, то уже не останется места для более крупных камней. Так же и в жизни: если вы всю вашу энергию израсходуете на мелкие поступки, то для больших уже ничего не останется. Поэтому обращайте внимание, прежде всего, на важные вещи, находите время для ваших детей и любимых, следите за своим здоровьем. У вас остается еще достаточно времени для работы, для дома, для празднований и всего остального.
Следите за вашими большими камнями – только они имеют цену, все остальное песок…
-Так в чём же истина?
Слайд №5
Истина: ИЩИТЕ В ЖИЗНИ ВЫСОКОГО, ГЛАВНОГО, что наполняет человеческую жизнь глубоким смыслом.
5.Определение темы урока.
-Что же может стать для человека главным и высоким?
-Каков главный смысл понятия жизнь?
-К чему стремится человек? ( к созидательству)
-Назовите противоположное значение . (разрушение) Любое разрушение вокруг или внутри себя уничтожает саму жизнь. Разве к этому стремится человек?
-Какая же простая нравственная истина становится главной?
Слайд №6 - ЖИЗНЬ СВЯЩЕННА.
-Жизнь и человек являются наивысшей ценностью. Что из этого следует?( жизнь неприкасаема )
6.Работа с изречениями. Слайд №7
ЖИЗНЬ- ЕДИНСТВЕННОЕ БЛАГО, ДАННОЕ ЧЕЛОВЕКУ ОТ РОЖДЕНИЯ.
Сенека
ЖИЗНЬ ДОРОЖЕ БОГАТСТВА И ПОЧЕСТЕЙ ВСЕХ.
Омар Хайям
-Подумаем над тем, что призывает нас понять о жизни человеческий опыт.
7.Работа в тетрадях.
- -Запишите, что вы считаешь в жизни главным для себя. Что для вас жизнь?
8. Домашняя работа.
-Найди и запиши изречения народной мудрости о значимости жизни и полезности.
Литература.
- Интернет
- Журнал «Этическое воспитание» № 3, 2010г А.И. Шемшурина д.п.н., профессор, зав. Лабораторией аксиологических основ воспитания Института семьи и воспитания РАО
- Словари Ожегова,Ушакова
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое занятие по предмету "Основы светской этики"
Тема занятия: "Милосердие - закон жизни" 4 классТип урока: комбинированный.Цели:1. Формировать у учащихся нравственные ценностные ориентации.2. Развивать у учащихся способность к размышлению, ум...
Открытый урок по основам светской этики на тему: "Дружба"
Данный урок содержит подробный конспект урока, презентацию, приложения к уроку....
Урок по теме «Дружба» по предмету «Основы светской этики» комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Формирование представлений о дружбе и качествах, необходимых для настоящего друга; на основе примеров и жизненного опыта детей показать важность и ценность настоящей дружбы....
Использование интерактивных методов обучения на уроках по предмету «Основы светской этики» в 4 классе
в современном обществе для системы образования все более характерными становятся такие принципиально новые черты как динамизм и вариативность. Все большее значение в жизни приобретают коммуникативные ...
Технологическая карта открытого урока ОРКСЭ. Основы светской этики для 4 класса Тема: «Красота этикета»
Цель урока: "Формирование культуры поведения учащихся начальной школы, убеждений и привычек культурного образа жизни, расширение знания о правилах вежливости, выработка практических навыков...
открытый урок по основам светской этике 4 класс .Тема "Честь и достоинство"
Тип урока: урок «открытия» новых знаний.Формы: фронтальная, групповая, в парах, индивидуальная.Цель: способствовать формированию мотиваций к осознанному нравственному поведению...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Литературное чтение на родном языке» для обучающихся 1-4 классов РАБОЧАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ учебного предмета «ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» для 4 класса
Рабочая программа по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль Светская этика) для 4 класса (предметная область "О...