Межвозрастной урок Основы православной культуры в 4 классе и ОДНКНР в 5 классе по теме "Семья и семейные ценности".
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Марина Анатольевна Мальцева

Данный урок проведён врамках кустового методического семинара по теме "Внедрение ФГОС ООО второго поколения". Наша школа малокомплектная. Наполняемость классов низкая. Проведение таких уроков позволяет организовать различные формы и методы работы с учащимися.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_urok_2.docx28.27 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_k_uroku.ppt2.01 МБ

Предварительный просмотр:

Межвозрастной урок: ОПК 4 класс - ОДНКНР 5 класс.

Тема урока

4 класс – «Христианская семья».

5 класс - "Семья и семейные ценности."

Тип урока

Изучение нового материала

Цель, задачи

Цели:

4 к.- Обобщение знаний о природе семьи как источника передачи ценностей и нравственности.

5 к. - Формирование представления о  семье – как о ячейки  общества; об основной общественной, культурной, государственной составляющей, носителе исторических  традиций.

Задачи:

Образовательные – представление об общем и различном в традиционном понимании  народами России общественной роли семьи,  закрепить и расширить знания учащихся о форме и характере своей семьи, дать определение, что такое семья; закрепить ценности, которые передаются в семье;

Развивающие – развитие мышления, речи, диалоговых навыков, умения слушать собеседника.

Воспитательные – осознание себя частью общего целого – семьи, общества, народа; воспитание уважительного  отношения друг к  другу, культуре и традициям различных народов.

Планируемые  результаты урока

Личностные:

-ступенька в развитии самосознания

- присвоение коллективного опыта

- развитие рефлексии

Предметные; Овладение представлением о (традиционной) семье и ее культурной роли.

Метапредметные(регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД): осознание и принятие учебной задачи, способов и хода ее решения: осуществление деятельности, направленной на решение поставленной задачи; анализ достигнутых результатов.

 Учить добывать информацию из иллюстраций, текста, таблиц; использовать жизненный опыт; работать с дополнительной литературой; формировать умение извлекать фактическую информацию; развивать умение интерпретировать и обобщать полученную информацию, делать выводы, развивать навык умения работы в коллективе.

 

Необходимое оборудование

Учебник, мультимедийное оборудование, экран

Дидактическое обеспечение

 Раздаточный материал,

 презентационный материал учащихся и учителя..

Этап

Время

Активный метод обучения (прием, способ, техника)

Подробное описание АМО (приема, способа, техники)

Инициация

1 мин

Приветствие

Вхождение или погружение в тему

2-3 мин

Загадки.

1. То сидит носочки вяжет, то пирог нам испечет. На ночь сказочку расскажет или песенку споет. ( бабушка)

2.Вместе с бабушкой живет он уже немало лет. Знаем все мы без сомненья это самый лучший …(дед)

3.В гараже кто пропадает, меры времени не знает, говорит приду сейчас, ждем его четвертый час.(папа)

4.Доброе слово, нежные руки тебя приласкают, возьмут на поруки, Учит нас правде, поступкам красивым, как стать человеком добрым и сильным.(мама)

5. Он для деда лучший друг, потому что это…(внук)

6.Мамина помощница рядом день и ночь. Кто же эта умница? Эта наша …(дочь)

Как назвать одним словом всех этих людей?

Формирование ожиданий учеников

1 мин

Назовите тему урока.

Ребята, как вы думаете, о  чем мы сегодня будем говорить?  ( Учитель уточняет, говоря, что речь пойдет о семейных ценностях)  

Погружение в проблему

1 мин.

Слово учителя.

Как вы понимаете слово семья?  Семейные ценности?

Семейные ценности – это не дорогие украшения, костюмы, платья, бытовая техника или квартира – это все материальные ценности. Семейная духовная  ценность – это то, что отличает одну семью от другой, служит достоянием для потомков, предметом гордости и уважения к старшим поколениям. Идеальная семья немыслима без любви. Любовь – важнейшая семейная ценность. Семейными ценностями являются верность, уважение, память предков, традиции семьи. Семейные ценности  нужно воспитывать с раннего детства, через рассказы о прошлом семьи, её истории, отраженной и запечатленной в семейном архиве. Семья является хранителем традиционной русской культуры быта; через нее осуществляется историческая связь поколений, разрушив которую общество превращается в «Иванов, не помнящих родства». Поэтому семья – это первооснова родины.

Проработка содержания темы

5 мин.

Интеракция. Метод «Мозговой штурм»

Работа по учебникам.

На территории нашей страны живут люди разного вероисповедания.  Совпадают ли представления о семейных ценностях в разных религиозных культурах? Давайте сравним. Каждый читает и анализирует материал, посвященный одной религии.

Выбирают по значку. В учебнике  4 класс. – стр.92   5 класс. – стр.  74-78.      

Зафиксируем основные ценности семейной жизни в таблице. Вам необходимо проставить + в тех графах, которые соответствуют тому, что вы найдете в тексте. Совпадают ли представления о семейных ценностях в разных религиозных культурах? (приложение №1)
– Как вы считаете, почему эти представления одинаковы?
Дети приходят к выводу, что семья – это свято для всех!

Обряд венчания. Выступает Кондаурова Ульяна.

Эмоциональная разрядка (разминка)

1-2 мин

Мы семья – всегда мы вместе,

Нам нельзя стоять на месте

И друг другу если можем

Мы всегда во всем поможем.

Маме дружно помогаем

С полок пыль мы вытираем,

Моем гладкие окошки

Со стола смахнем все крошки,

Протрясем половики, чисто вымоем полы.

Потрудились, отдохнули.

Сели разом за столы.

Взяли книжки, взяли ручки,

И дождались тишины.

3 мин

Работа над притчей.

Раздаю листы с притчей. Читают притчу самостоятельно.

Один человек пришел к старцу и сказал:

- Отче, родители мои все плачутся да бормочут, жить спокойно не дают. Видно, от старости у них ум за разум зашел. Не могу я больше этого выносить! Не отправить ли их в богоугодное заведение?

- Понимаю, трудно тебе, - покачал головой старец, — но подумай, когда ты был в люльке, ведь тоже небось день и ночь хныкал, да и большим умом не отличался. А отец с матерью брали тебя на руки и ласкали нежно, с любовью. Они скорее с жизнью бы расстались, нежели с тобой. И чем же ты теперь хочешь им отплатить?

О чём эта притча? -Назовите главную мысль данной притчи! Какую  заповедь  она напомнила?

5 мин.

Составление семейных заповедей.

 А как звучит пятая заповедь? (Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо, и чтобы продлились дни твои на земле, которую даёт тебе Господь Бог твой.) Давайте попробуем составить свои семейные заповеди.

( Ответы детей)

Уважайте мнение всех членов семьи.

Старайтесь понять каждого и если надо простить.

Никогда не смейтесь над кем-то.

Уважайте родственников.

Почитайте родителей. И т. д.

Защита проектов учащихся.

« Семья – главная ценность»

10 мин

Презентации проектов.

Выступления учащихся.

Отрадно то, что в ваших проектах  вы отразили ваши семейные традиции.  О нравственном здоровье семьи, ее духовных ценностях можно судить по установившимся в ней традициям. Узаконенные временем и проверенные практикой, семейные традиции оказывают огромное влияние на всех членов семьи. Прежде всего потому, что существующие традиции скрепляют семью, создают стабильный строй жизни. Одной из таких традиций является празднование  праздников.

5 мин

Рассказ о Петре и Февронии.

Показ ролика.

- Ребята, как вы думаете, а есть ли в России праздник, посвящённый семье? (ответы)

Да, в России есть праздник «День семьи, любви  и верности», который отмечается летом – 8 июля. В этот день в городах России проходят праздничные мероприятия, концерты, особенно чествуются пары, вступившие в брак именно 8 июля. А также в этот день особенно почитаются Святые Пётр и Феврония.  Кто может рассказать о них.

(Однажды в городе Муроме в давние годы правил князь Пётр со своею супругой Февронией, которая когда-то исцелила его от страшной болезни. И с тех пор они были неразлучны.)

Посмотрим видеоклип – историю  Петра и Февронии

- О каких семейных ценностях повествует история Петра и Февронии?

В жизни Петра и Февронии воплощаются черты, которые все традиционные религии России всегда связывали с идеалом супружества, а именно: благочестие, взаимная любовь и верность, совершение дел милосердия и попечение о различных нуждах своих сограждан.

3 мин

Я думаю, вы уже догадались какой цветок является символом любви и верности? (ромашка)                 Посмотрите на ромашки на ваших столах. Представьте, что ромашка-это ваша семья. Что в семье должно быть главным? Напишите это на лепестках  ромашки. (индивидуальная работа) Прикрепим ромашки на доску.

3 мин.

Составление синквейна.

1 существительное (что?)

СЕМЬЯ

2 прилагательных  (какая?)

3 глагола  (что делает?)

Предложение .

Синоним  существительному.

  Синквейн – это стихотворение, из 5 строк, где:

Первая строка. 1 слово – понятие или тема (существительное).

Вторая строка. 2 слова – описание этого понятия (прилагательные).

Третья строка. 3 слова – действия (глаголы).

Четвертая строка. Фраза или предложение, показывающее отношение к теме (афоризм)

Пятая строка. 1 слово – синоним, который повторяет суть темы.  

Подведение итогов

5 мин.

Рефлексия

Приём «Незаконченное предложение».

На слайде записаны незаконченные предложения.

 Мама и папа для меня самые…

Свою семью я считаю…

Родным я хочу пожелать…

Я желаю, чтобы вы помнили основные принципы христианской семьи, делали всё, что от вас зависит. Оберегали здоровье родных, уважали и любили. Учиться надо в родительском доме, иначе любовь не приживётся и в ваших будущих семьях. Если наши семьи будут прочными и счастливыми, то и Родина будет крепкой и богатой.

Берегите друг друга,

Добротой согревайте.

Берегите друг друга

Обижать не давайте

Берегите друг друга

Суету позабудьте

И в минуту досуга

Рядом вместе побудьте.

Пусть в вашем доме всегда царит теплота, уют и взаимопонимание, свято храните честь своей семьи.

Просмотр клипа «Гимн семье».

Д/ з

1 мин.

  1. Подобрать пословицы о семье и семейных ценностях разных народов.
  2.  Поговорить с родителями о ценностях своей семьи.
  3. Прочитать статьи в учебниках. 4 класс. – стр.92 -96.  5 класс. – стр.  74-78.  Ответить на вопросы.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

УЛЫБНИСЬ НОВОМУ ДНЮ!

Слайд 2

А все вместе? Бабушка Дед Папа Мама Внук Дочь

Слайд 3

Тема урока: « Христианская семья». Семья и семейные ценности».

Слайд 5

Православная семья Исламская семья Иудейская семья Буддийская семья

Слайд 7

ФИЗМИНУТКА

Слайд 9

Почитай отца твоего и мать твою, чтобы тебе было хорошо, и чтобы продлились дни твои на земле, которую даёт тебе Господь Бог твой.

Слайд 10

Уважайте мнение всех членов семьи. Старайтесь понять каждого и если надо простить. Никогда не смейтесь над кем-то. Уважайте родственников. Почитайте родителей. Семейные заповеди:

Слайд 11

Проект Городинского Максима . Проект Махановой Олеси. Проект Кондауровой Ульяны. Проект Шурановой Алины. Проект «Семья – главная ценность»

Слайд 13

Уважение к старшим Дружба Трудолюбие Взаимопомощь Терпение Верность Доброта Отзывчивость Откровенность ЛЮБОВЬ

Слайд 14

Мама и папа для меня самые… Свою семью я считаю… Родным я хочу пожелать… «Закончи предложение»

Слайд 15

Берегите друг друга, Добротой согревайте. Берегите друг друга Обижать не давайте. Берегите друг друга Суету позабудьте И в минуту досуга Рядом вместе побудьте. Гимн семье

Слайд 16

Домашнее задание: Подобрать пословицы разных народов о семье и семейных ценностях. Поговорить с родителями о ценностях своей семьи. Прочитать статьи в учебниках. 4 класс. – стр.92 -96. 5 класс. – стр. 74-78. Ответить на вопросы.

Слайд 17

Храни вас Господь!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Основы православной культуры" по теме "Православное учение о человеке"

Задачи занятия: Дать понятие о душе человека, о внутреннем мире человека. Учить детей «думать о душе». Закреплять умения работать в группе, составлять кластеры, презентовать свои работы. Воспита...

Проект урока по "Основам мировых религий и светской этики" (модуль "Основы православной культуры") 4 класс

Тема: «Христос и Его Крест» Тип урока: комбинированный Цель урока: формирование понимания значения Креста для христиан. ТДЦ: 1. Образовательная. Раскрыть смысл Креста как символа православной ...

Технологическая карта урока. Основы православной культуры, 4 класс. Тема урока: «Зачем творить добро?»

Цель урока: помочь учащимся осмыслить нравственные христианские основы добра....

КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОСНОВАМ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ, 4 КЛАСС. ПРАВОСЛАВНЫЕ ПРАЗДНИКИ

Уважаемые гости! Дорогие ребята. 21 сентября, по новому стилю, торжественно празднуют один из великих православных праздников – РОЖДЕСТВО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ. Этот праздник считается в церковно...

Технологическая карта открытого урока по ОРКСЭ модулю «Основы православной культуры» 4 класс Урок №28 Тема: «Защита Отечества»

Урок подготовлен для обучающихся в 4 классе. Используя учебник А.В. Кураева ,учебник «Основы православной культуры», «Просвещение», 2012. - с. 88-91.  и другую дополнитель...

Методическая разработка урока из курса ОРКиСЭ. Модуль «Основы православной культуры». 4 класс. Тема урока: «Православный храм».

Конспект урока из курса ОРКиСЭ.Модуль «Основы православной культуры». Тема урока: «Православный храм»Урок 16.Тип урока: традиционный, изучение нового материала.Цель урока:...

Урок основы православной культуры: "Отношение христианина к природе", 4 класс

Урок основы православной культуры.  А.В.Кураев  «Основы духовно-нравственной культуры народов России» («Основы православной культуры»)...