Урок по ОРКСЭ "Добро и зло" (светская этика)
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему
Цель: создать условия для понимания значения понятий «добро» и «зло» в жизни человека; учить детей анализировать как свои поступки, так и поступки окружающих и делать нравственный выбор в пользу добра.
Задачи:
1. Формировать основы морали – осознание обучающимися необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле.
2. Формировать потребность совершать добрые дела.
3. Воспитывать чувство ответственности за совершаемые поступки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_orkse.docx | 22.49 КБ |
urok_po_orkse_svetskaya_etika_kursy.pptx | 1.42 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок ОРКСЭ (светская этика) в 4 классе: «Добро и зло»
Рябухина Татьяна Михайловна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение средняя общеобразовательная
школа № 156 г.о. Самара
Цель: создать условия для понимания значения понятий «добро» и «зло» в жизни человека; учить детей анализировать как свои поступки, так и поступки окружающих и делать нравственный выбор в пользу добра.
Задачи:
- Формировать основы морали – осознание обучающимися необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле.
- Формировать потребность совершать добрые дела.
- Воспитывать чувство ответственности за совершаемые поступки.
Оборудование: компьютер, проектор, учебник «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика. 4 класс. Под редакцией Р.Н. Бунеева, Д.Д. Данилова, И.И. Кремлёва, 2012, ООО «БАЛАСС»», презентация к уроку.
Ход урока
- Организационный момент.
Дружно за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Всем, всем добрый день
И работать нам не лень.
- Создание проблемной ситуации.
Рассмотрите изображения. Назовите сказочных героев. Как, одним словом, можно охарактеризовать этих сказочных героев. Распределите их на 2 группы.
Назовите тему урока. Давайте поставим цели и задачи к уроку.
- Введение в тему урока.
Притча о Добре и Зле
Добро и Зло с далёких пор
Ведут свой древний, давний спор
Кто наяву, а не во сне
Сильней и крепче на земле?
«Сильнее Я» сказало Зло:
«Кто служит мне, тем повезло
Я щедро отблагодарю
Земные блага подарю
Машины, деньги, мощь и власть
Пусть насладятся жизнью всласть!»
Добро сказало: « Может быть,
Но только я могу любить
Хоть за душою ни гроша
Для всех людей важна душа
Я виллы, яхты не дарю
Зато я душу сохраню
Друзей, родных, детей и дом
И много счастья в доме том
Не знаю, что ещё сказать…
Остаться с кем, самим решать
Добро и Зло с далёких пор
Не оставляют этот спор.
- Что такое добро?
- Что такое зло?
- Какие качества им присущи?
- Попробуйте дать определение.
- Изучение нового материала.
1) Словарная работа. ( исследовательская работа)
- Заглянем в книгу мудрости – в толковый словарь С.И. Ожегова.
С.И.Ожегов: «Добро – всё положительное, хорошее, то, что полезно людям и обществу, способствует его сохранению; то, что предотвращает вражду».
С.И.Ожегов: «Зло – нечто дурное, вредное, беда, несчастье, неприятность, досада, злость»
Добро – это нравственная ценность, которая относится к человеческой деятельности, образец поступков людей и отношений между ними.
Зло – противоположность добра, это то, что мораль стремится устранить.
- Ребята, как вы думаете, всегда ли существовало зло на Земле?
2)Рассказ учителя о трактовке происхождения добра и зла в разных религиях, у разных народов.
Разные народы и религии по-своему объясняли появление добра и зла на Земле. Но во все времена люди разных национальностей должны бороться со злом, искоренять зло и прежде всего в себе.
В древних религиях многих народов существовали добрые и злые боги, боги равные по силе, появившиеся одновременно с миром.
Древние греки считали, что на Земле существовало добро. А зло пришло позже, когда женщина по имени Пандора открыла ящик (ларец), в котором находилось зло.
В православии добро – это то, что способствует росту души человека, помогает другим людям, радует Бога. Зло – это то, что удаляет от добрых целей. У слова «зло» в православии есть синоним – «грех». Всякое преступление есть грех. Человеку на его грех указывает его собственная совесть.
Библия (иудаизм и христианство) говорит о том, что Бог создал рай на Земле, в котором все было прекрасно, зла не было. Бог просил первых людей выполнять правила установленные им на Земле. Но человек нарушил заповедь Бога, связь между богом и людьми нарушилась. Мир стал изменяться, стал жестоким и страшным, то есть на Земле появилось зло.
Делать добро, с точки зрения мусульманина, означает проявлять веру и любовь к Аллаху. Он четко указал людям в Коране, что есть добро, а что есть зло, и повелевал людям следовать путем добра и справедливости.
В буддизме зло – это страдания, которые сопровождают человека с первых дней жизни и до последних. Между добром и злом идет постоянная борьба.
Добро и Зло – два вечных спутника,
Идут по жизни с нами до конца.
Как разделить их, чтоб не мучиться,
И не болела по ночам душа.
Добро – такое теплое, как солнышко,
А зло – оно холодное, как лед.
- Физминутка – игра.
Я буду называть имя сказочного героя, если вы считаете, что этот герой добрый, то хлопайте в ладоши, а если злой – то топайте: Шапокляк, кот Леопольд, Бармалей, Снежная королева, Герда.
- Работа по учебнику.
Работа с текстом на с. 16 – 17.
- Что удивляет Игоря и что непонятно Оле?
- Оля была удивлена, что Игорь не поздоровался с ней?
- Чтобы знать, что правильно, а что неправильно, надо знать, как определить правила, общие для всех.
- Как определить, какой поступок хороший, добрый, а какой – злой?
- Сравните мнения Оли и Игоря о правилах поведения людей.
(Мнение Оли: «Люди живут по определённым правилам и приучают к ним детей с раннего возраста».
Мнение Игоря: «Откуда взрослые знают эти правила? Может быть, их исполнение совсем необязательно»).
- Какие вопросы возникают в этой ситуации?
- По каким правилам живут люди?
- Кто их придумал?
- Обязательно ли всем их соблюдать?
- На чём основаны правила поведения людей?
- Откуда они берутся?
- Закрепление изученного материала.
«Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку жизненную истину:
- В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, эгоизм, амбиции, ложь…
Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность…
Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:
- А какой волк в конце побеждает?
Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:
- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.»
- Ребята, а какого волка вы кормите и чем?
- Расскажите о добром поступке, который совершили вы сами или такой поступок оставил добрую отметину в вашем сердце, или видели, или слышали о людской доброте?
- Как вы считаете, трудно ли быть добрым? Надо ли учиться доброте?
- Что человека делает добрым или злым?
- Как вы понимаете слова, написанные на кадре (слайд № 9)?
- Рефлексия.
Проверим чего больше в нашем классе добра или зла.
Обучающимся раздаются карточки. На них дети должны написать (1 качество) какие качества преобладают в нашем классе.
Складывание карточек в две стопки «добро» и «зло».
- Что нужно делать, чтобы вокруг нас было как можно больше добра?
- Какие правила надо соблюдать, чтобы вокруг было как можно больше добра?
- Можно стать добрым человеком? Как?
«Добрый человек – не тот, кто умеет делать
добро, а тот, кто не умеет делать зло»
(В.О.Ключевский)
«Я не знаю, что такое добро. То, что люди ценят во мне, и есть мои достоинства. Я не знаю, что такое зло. То, что люди не любят во мне, -вот это и есть мои пороки» (древнекитайское изречение)
- Итог урока
ПОМНИ:
Попробуй не наступить, а уступить.
Не захватить, а отдать.
Не спрятать, а поделиться.
Не кричать, а выслушать.
Не разорвать, а склеить.
Не кулак показать, а протянуть ладонь.
- Домашнее задание.
Выбери то домашнее задание, которое тебе нравится и выполни его:
- Нарисовать рисунок на тему «Улица добра».
- Составить памятку «Как стать добрым человеком?»
- Найти пословицы и мудрые мысли великих людей о добре и зле.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Добро Зло
Что такое добро ? «Добро – нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу» «Доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим» из Толкового словаря Ожегова
Что такое зло? Зло – понятие нравственности, противоположное понятию добра, означает намеренное, умышленное, сознательное причинение кому-либо вреда, ущерба, страданий «Зло – нечто дурное, вредное, противоположное добру» из Толкового словаря Ожегова
Физкультминутка
Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку жизненную истину: - В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, эгоизм, амбиции, ложь… Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность… Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил: - А какой волк в конце побеждает? Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил: - Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.»
«Я не знаю, что такое добро. То, что люди ценят во мне, и есть мои достоинства. Я не знаю, что такое зло. То, что люди не любят во мне, -вот это и есть мои пороки» ( древнекитайское изречение ) «Добрый человек – не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зло» (В.О.Ключевский)
Лишь добро одно бессмертно , Зло подолгу не живёт! Ш.Руставели
Домашнее задание Выбери то домашнее задание, которое тебе нравится и выполни его: Нарисовать рисунок на тему «Улица добра». Составить памятку « Как стать добрым человеком?» Найти пословицы и мудрые мысли великих людей о добре и зле.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс. Модуль светская этика.
Предлагаю свою версию проведения урока по предмету Основы религиозной культуры и светской этики.Презентация прилагается....
Конспект урока по ОРКСЭ 4 класс. Модуль светская этика.
Предлагаю свою версию проведения урока по предмету Основы религиозной культуры и светской этики.Презентация прилагается....
Конспект урока курса "Основы религиозных культур и светской этики" по теме "Добро и зло"
План-конспект урокаТема: Добро и злоПрогнозируемые результаты: дети научатся осознанно различать главные моральные понятия жизни – добро и зло, будут стремиться поддерживать добрые отношения друг с др...
Урок по Основам религиозных культур и светской этики 4 класс. Модуль: Основы светской этики.Тема урока: Урок ».Добро и зло " Зачетная работа. Урок скорректирован под свой класс из многих конспектов других учителей.
Технологическая карта урока Предмет _ Основы светской этики ________________________ Класс _____4____________________ Базовый учебник ___«Основы светской этики» А. Я.Данелюк____________________...
Конспект урока по основам религиозных культур и светской этики Тема: обобщающий урок к главе «Как отличить добро и зло?» 4 класс
На данном уроке обучающиеся учаться отличать добро от зла: собирают пословицы на данную тему, учатться делать сравнительный анализ двух деревьев, стараются ответить на вопрос "Что олицетворяет одно де...
ОРКСЭ. Модуль «Светская этика». Урок №2 «Знакомство с учебником «Основы светской этики»
ОРКСЭ. Модуль «Светская этика». Урок №2 «Знакомство с учебником «Основы светской этики»...
Методическая копилка «Использование приёма «Фишбоун» на разных этапах уроков курса «Основы религиозных культур и светской этики» 4 класс. Пояснительная записка к методической копилке «Использование приёма «Фишбоун» на разных этапах уроков курса "ОРКСЭ"
В данном пособии приводятся примеры использования приема фишбоун на разных этапах уроков ОРКСЭ (4 класс)....