Урок ОРКСЭ для 4 класса
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему
Урок ОРКСЭ для 4 класса на тему "Храм. Устройство православного храма". В разработке описаны устройство православного храма, что позволяет:
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ОРКСЭ для 4 класса | 2.67 МБ |
Предварительный просмотр:
Фамилия, имя, отчество | Маркина Валентина Юрьевна |
Должность | Учитель начальных классов |
Место работы | Негосударственное общеобразовательное учреждение религиозной организации «Арзамасская православная гимназия имени святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии» |
Район | г .Арзамас |
Название модуля курса ОРКСЭ | Основы православной культуры |
Тема урока: | Храм. Устройство православного храма. Урок № 14. |
Цели: | сформировать целостное представление о православном храме и его внутреннем и внешнем устройстве. |
Задачи: | Образовательные (предметный результат) – обобщить знания о назначении и устройстве православного храма; дать представление о формах и цветовом решении храма и его внутреннем устройстве. Развивающие (метапредметный результат) – развить интерес к знаниям о храме, сформировать мотивацию к изучению православной культуры; обогатить и активизировать историко-культурный словарь учащихся. Воспитательные (личностное развитие) – воспитать ценностное отношение к храму как духовному, историческому и культурному наследию; сформировать уважительное отношение к нормам, правилам и запретам, хранящимся в православной культуре; усвоить правила поведения в храме; осознать, что в культуре православного народа имеются запреты, выполнение которых способствует развитию внутреннего мира человека. |
Оборудование | Интерактивная доска, компьютер, мультимедийный проектор, презентация слайдов, толковый словарь С.И.Ожегова, таблицы «Знаю, слышал, хочу узнать», нетбуки для детей. |
Формы организации образовательной деятельности | коллективная, фронтальная, групповая, работа в парах, индивидуальная |
План урока с хронометражем
- Организационный момент. Самоопределение к деятельности (2 мин.)
- Постановка учебной цели (2 мин.)
- Актуализация опорных знаний. Подготовка к восприятию нового материала (5мин.)
- Восприятие нового материала (13 мин.)
- Физкультминутка (1 мин.)
- Дальнейшее восприятие нового материала (13 мин.)
- Первичное закрепление изученного (4 мин.)
- Итог урока. Рефлексия (3 мин.)
- Домашнее задание (2 мин.)
Ход урока
1.Организационный момент. Самоопределение к деятельности.
Учитель: Ребята, настройте себя на рабочий лад, улыбнитесь друг другу. Давайте начнем наш урок, как обычно, с молитвы.
Пение молитвы хором: «Царю Небесный..»
2. Постановка учебной цели.
Учитель: А сейчас давайте послушаем запись и попытаемся определить тему нашего урока.
Звучит музыка: «Иже херувимы» (Обиходная) Жуковский церковный хор. (отрывок)
Учитель: Скажите, ребята, где вы могли услышать такое пение?
(Такое пение мы слышали в храме, это Херувимская песнь).
Учитель: Ребята, как вы считаете, о чем мы сегодня будем говорить, какова тема сегодняшнего урока?
Прием «Дерево предсказаний» - ребята высказывают свое мнение.
(Тема нашего урока «Храм». Можно поговорить о видах храма, его устройстве, о поведении в храме).
Учитель: Молодцы, открываем тетради, записываем число и тему урока «Храм».
3. Актуализация опорных знаний. Подготовка к восприятию нового материала.
Учитель: Знаете ли вы значение слова «храм»? Давайте поработаем по группам.
Работа со словом «храм» по группам.
- Найдите значение слова «храм» в словаре С.И.Ожегова.
- Запишите, как вы сами понимаете значение этого слова.
- Нарисуйте храм (компьютерная графика- работа с нетбуками).
Учитель: Посмотрим, что у нас получилось.
(Ребята представляют результаты работы в группах)
Учитель: Молодцы, все хорошо поработали, с заданием справились верно. Все значение этого слова поняли правильно. А сейчас я предлагаю подобрать к слову храм слова-синонимы и записать их в тетрадь. Будет очень хорошо, если вы подберете к данным словам и имена прилагательные.
(Учащиеся работают в парах: белокаменная церковь, красивый храм, златоглавый собор, дом Божий, часовня, святилище, молельный дом,…)
Проверка задания.
Учитель: Я знаю, что вы очень любите разгадывать кроссворды и у меня есть для вас кроссворд в виде храма, который позволит нам повторить некоторые сведения о его устройстве.
Кроссворд «Храм» (автор - Дворнякова О.Н.).
Вопросы:
- Ступеньки, ведущие в храм (Паперть).
- Он похож на пламя горящей свечи (Купол).
- Самая «громкая» часть храма (Колокольня).
- Он находится на «макушке» храма (Крест).
- Название большого храма (Собор).
Учитель: Посмотрите, пожалуйста, еще раз на изображение храма на кроссворде. Сколько куполов имеет данный храм? (один купол) Что символизирует одноглавая церковь?
(Эта форма символизирует единого Бога).
Учитель: Давайте вспомним, сколько еще глав может завершать здание храма и что они символизируют.
(Две главы – два естества Христа – Божеское и человеческое.
Три главы – три Лица Святой Троицы.
Пять глав – Иисуса Христа и четырех евангелистов.
Семь глав – 7 таинств и 7 вселенских соборов.
Девять глав – 9 чинов ангельских.
13 глав – Иисуса Христа и 12 апостолов.
33 главы – 33 года земной жизни Христа).
- Восприятие нового материала.
Учитель: Форма купола также имеет символический смысл. Шлемовидный купол напоминает о воинстве, духовной брани и силами тьмы. Форма луковицы – символ пламени свечи и слова Христа, обращенные ко всем верующим: «Вы – свет миру».
А важен ли цвет купола и если важен, то какое имеет значение? Давайте подумаем. Посмотрите в окно, какого цвета купола на арзамасских храмах?
(Золотого цвета купола Благовещенского храма и Казанской церкви (это символ небесной славы); синие купола со звездами на храме Николаевского женского монастыря (посвящены Богородице, потому что звезда напоминает о рождении Христа от Девы Марии); зеленого цвета купола церкви в честь Смоленской иконы Божией матери, Спасо-Преображенского собора (это цвет Святого Духа, обычно зеленые купола украшают Троицкие храмы).
Учитель: А сейчас давайте посмотрим презентацию «Православный храм» и сделаем вывод: «Какие виды храмов бывают и что они обозначают?».
Просмотр I части презентации.
Учитель: Назовите, с какими видами православных храмов мы познакомились? Что символизирует каждый вид храма?
(Шатровые, ярусные, церкви – ротонды (в виде круга – символ вечности; вечность Царствия Небесного); в виде креста ( посвящен распятому за нас на Кресте Господу);в виде корабля (корабль в Царство Небесное, по образу Ноева Ковчега).
Учитель: Какие храмы нашего родного города вы увидели в презентации? Назовите их форму. (Воскресенский собор – форма креста; церковь в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник» - в форме корабля; церковь в честь Рождества Христова – шатровый храм).
А какие по форме храмы мы посетили во время наших паломнических поездок?
Обращение к классному альбому. Прием «Телеграммы».
Учитель: Продолжаем нашу работу и давайте опять обратимся к презентации, которая нас познакомит с внутренним устройством храма. Но перед началом работы, давайте вспомним, как устроен храм. Мы ведь часто бываем в храме и его устройство вам немного знакомо. Возьмите в руки листы с таблицами «Знаю, слышал, хочу узнать» и заполните его первую графу «Знаю», вписав в неё те части храма, о которых вам известно.
(Дети самостоятельно заполняют 1 графу таблицы: алтарь, иконостас, клирос…)
Таблица «Знаю, слышал, хочу узнать»
Знаю | Слышал | Хочу узнать |
Учитель: В ходе просмотра презентации заполняем другие графы таблицы, вписывая во 2 графу те названия, о которых вы слышали, но забыли вписать в 1 графу, то есть еще не прочно усвоили эти понятия. В 3 графу впишите те названия частей храма, которые вам не были известны совсем.
Просмотр II части презентации. Работа с таблицей.
Проверка результатов работы – зачитывают 1-2 человека.
5.Физкультминутка.
Учитель: Чтобы продолжить работу, давайте немного отдохнем и проведем физкультминутку. Встаньте, пожалуйста, рядом с партами.
Поработали мы дружно,
Отдохнуть немного нужно.
Дружно встанем, тихо сядем
И закроем все глаза.
Наступает, наступает, наступает тишина.
Снова в храм идти пора.
6. Дальнейшее восприятие нового материала.
Учитель: В храме существуют не только особые правила поведения, называющиеся церковный этикет, но и правила чтения молитв. Многие считают, что наши просьбы не всегда доходят до Бога, а почему? Давайте попробуем ответить на этот вопрос после просмотра отрывка из притчи «Немая молитва».
Просмотр отрывка из притчи «Немая молитва».
Учитель: Ребята, вы поняли, что важно не просто придти в храм, но и от всего сердца молится за своих близких, друзей, за родную страну, за себя. Эта молитва должна исходить от сердца, быть «пламенной». И тогда, если просьба угодна Богу и будет полезна для души человека, она обязательно будет услышана.
7.Первичное закрепление изученного.
Учитель: Мы попутешествовали по храму, узнали, как называются его внутренние части, а теперь поиграем и заодно проверим свои знания.
Игра «Доскажи словечко»:
Храм на три части разделен.
Сначала входим мы в … (притвор).
Затем пройдем в другую часть.
Народ здесь молится, крестясь.
И хорошо известно нам,
Что это собственно есть … (храм)
Между второй и третьей частью
Стоит высокая стена.
Она украшена прекрасно –
На ней и крест, и образа.
Ответьте громко мне сейчас:
Это стена - … (иконостас).
Там престол, где Господь восседает,
Иерей службу там совершает.
И святится то место, как в старь,
И мы знаем, что это … (алтарь).
Учитель: Ребята, а теперь скажите, каким, ложным или правдивым, является следующее высказывание: «Я не скажу – и никто не узнает, я совершу – и никто не увидит». Так ли это?
(Это высказывание ложное, так как Бог все видит и все слышит).
8. Итог урока. Рефлексия.
РАБОЧИЙ ЛИСТ УЧАСТНИКА
Меня зовут_______________________________________________________
Я работал в группе с _______________________________________________
У меня хорошо получилось_________________________________________
_________________________________________________________________
Мне понравилось__________________________________________________
__________________________________________________________________
Мне не понравилось________________________________________________
__________________________________________________________________
Главные идеи ______________________________________________________
__________________________________________________________________
Я узнал___________________________________________________________
__________________________________________________________________
Меня удивило, что__________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________Мне нужно больше узнать о__________________________________________
__________________________________________________________________
Мои вопросы______________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Учитель: Ребята, все молодцы, работали хорошо, все повторили, надеюсь, дома вы так же продуктивно поработаете.
9.Домашнее задание (по микрогруппам)
Класс делится на микрогруппы и каждая получает своё домашнее задание:
- Учебник, стр. 48 – 51 - читать и отвечать на вопросы; поделиться своими знаниями о храме с друзьями и родителями и взять у них интервью, что нового они узнали, что им понравилось.
- Подготовить исследовательские работы на темы:
- «История строительства (реставрации) православного храма в нашем городе» (по выбору).
- «Православный храм нашего города».
- «Что полезного я могу сделать для храма».
- Подготовить выставку поделок, рисунков, фотографий, книг, икон,…
- Подготовить презентацию о наших паломнических поездках по святым местам Нижегородской области.
Список литературы:
1. Основы религиозной культуры и светской этики. Основы православной культуры 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательного учреждений/А.В. Кураева - М.: Просвещение, 2010.
2. Бородина А.В. История образования на основе традиций отечественной культуры. Лекции по ОПК, ИРК, истории педагогики.- Изд-е 2-е.-М.:ОПК, 2007.
3. БородинаА.В. Основы православной культуры: Словарь-справочник.-М.: ОПК,2008
4. Сурова Л.В. Мироведение. Комплекс методических разработок. Христианская жизнь. - Клин, 2004.
5.Миллер С. Психология игры/ С. Миллер. – СПб.: Речь, 1999.
6.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: учебное пособие/ Г.К. Селевко. – М., 1994.
7.Актуальные проблемы современного обучения и воспитания. Выпуск 3. -Арзамас, АГПИ, 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок ОРКСЭ 4 класс Тема "Нравственные идеалы"
Урок по ОРКСЭ по теме "Нравственные идеалы. Джентльмен и леди"...
Урок ОРКСЭ 4 класс. Тема: "Дружба"
Урок ОРКСЭ 4 класс. Тема: "Дружба"...
Конспект урока ОРКСЭ. 4 класс
Конспект урока ОРКСЭ по теме "Семья" 4 класс...
План-конспект урока ОРКСЭ. 4 КЛАСС. Тема урока:"Добро и зло"
Тема урока «Зачем творить добро. Добро и зло. Совесть и раскаяние»Цель урока: сформировать представление учащихся о добре и зле, что долг и совесть – важнейшие морально-этические регуляторы поведения ...
Методическая разработка «Использование современных педагогических технологий на уроках ОРКСЭ» Мастер-класс: Современные образовательные технологии на уроках ОРКСЭ: технологии организации самостоятельной деятельности.
Дання методическая разработка представляет собой этап актуализации знаний на уроке "Добро и зло.граница между добром и злом" .Модуль ОРКСЭ – « Светская этика».Т...
Урок "ИКОНА" Работа с иллюстрацией на уроках ОРКСЭ 4 класс
Урок "Икона". Рекомендации для педагогов ОРКСЭ по работе с иллюстрацией....
Конспект урока ОРКСЭ 4 класс Тема урока: «Церковнославянский язык». Модуль Основы православной культуры.
Коспект урока ОРКСЭ. Модуль "Основы православной культуры" по теме "Церковнославянский язык" разработан для обучающихся 4 класса УМК: «Основы православной культуры»...