Конспект урока ОПК "Пасха"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Тема урока
Праздник Святой Пасхи.
Базовый учебник: Основы православной культуры. Автор: А.В.Кураев « Москва «Просвещение»-2012
Тип урока: урок комплексного применения новых знаний
Цель урока: пополнить и обобщить знания учащихся о празднике Светлой Пасхи и его значении в русской православной культуре.
Задачи урока:
Образовательные: познакомить с некоторыми пасхальными традициями, обычаями, играми;
пробудить интерес к старинным русским обрядам;
Развивающие: развивать познавательную активность
Воспитательные: помочь учащимся осознать, что пасхальная радость в православной культуре воспринимается выше других радостей в жизни.
Планируемые результаты:
Личностные | Метапредметные | Предметные | ||
регулятивные | познавательные | коммуникативные | ||
Обладают знаниями о религиозных обычаях и традициях и необходимости бережного отношения к ним; | Используют навыки извлечения существенной информации из различных источников; | Пользуются навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров. Строят речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации. Составляют текст в устной и письменной формах. | Участвуют в коллективном обсуждении вопросов урока | имеют представление о понятии Пасха |
Педагогический инструментарий достижения планируемых результатов (технологии, формы, методы и приемы):
Образовательные технологии
- ТПО- технология проблемного обучения
- ТРО – технология развивающего обучения
- ИКТ-информационно- коммуникационные технологии
- ПСОТР- педагогика сотрудничества
- ТРКМ – технология развития критического мышления
Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая
Методы: репродуктивный, проблемный, интерактивный,
Приемы: беседа, словарная работа, работа со справочной литературой и текстом.
Средства обучения:
Оборудование учителя | Оборудование учащихся |
Учебник, экран, мультимедийный проектор, иллюстрации, фотографии, слайды, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием модуля, индивидуальная карточка для самопроверки. | Учебники, тетради |
Содержание участия родителей и(или) других субъектов образовательного процесса в уроке:
Межпредметные связи: ИЗО, литературное чтение, родительское собрание.
Этапы | Время (в мин.) | Цели этапа | Пед инструментарий | Содержание | УУД | Оценка (педагогическое наблюдение, самооценка, взаимооценка и др.) | |
Деятельность уч-ля | Деятельность уч-ся | ||||||
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), выделения содержательной области («могу»). | 2мин. | 1.1. Создание благоприятного эмоционально-психологического фона урока. 1.2. Формирование у учащихся желания работать на уроке и уверенности в своих силах. | Беседа | Учитель приветствует детей: предлагает всем встать в круг и поздороваться друг с другом по очереди. Учитель задает вопрос : «Ребята, вы любите праздники? Какие христианские праздники вы знаете?» | Дети выполняют просьбу учителя, Отвечают на вопрос, обозначая свою эрудицию. | К.: развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости. Р.:понимать цель выполняемых действий | Подводя итог упражнению, выражает надежду, что полученные положительные эмоции помогут каждому ученику решить задачи сегодняшнего урока |
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. учащихся, фиксируемое ими самими. | 5-7 мин. | Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; тренировку соответствующих мыслительных операций; создание затруднения в индивидуальной деятельности | используя игровой прием «Знаешь ли ты, что…»(учитель говорит начало фразы, обучающиеся завершают её) | Проверяет домашнее задание, Подводит итог игры | Обучающиеся обдумывают ответы и завершают продолжение фразы. | 1.3. П.: умеют объяснить смысл понятий «Иисус Христос и его Крест». Р.: оценивать правильность выполнения задания, высказывания. К.: внимательно слушать собеседника, понимать его высказывания; выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью. | Предлагает наградить правильно ответившего ученика аплодисментам |
3. Выявление места и причины затруднения. | 5мин | Этап предполагает выявление и фиксацию учащимися места, шага, где возникло затруднение; определение причины затруднения - каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа. | проблемную ситуацию | Обращает внимание учащихся к теме урока - «Пасха», - Слово это, несомненно, вам, ребята, знакомо, вы его много раз слышали. Какие словосочетания приходят вам на ум, когда вы слышите или видите перед собой слово «Пасха»? А можете ли вы дать ответ на вопрос: Что такое Пасха? Какое есть иное определение слова «Пасха»? Как вы думаете, почему слово Пасха связано с жизнью Иисуса Христа? | Учащиеся приводят словосочетания со словом «Пасха», высказывают свои предположения по сути вопросов, поставленных учителем. Дети обозначают тему урока. | Р.: в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу. К.:внимательно слушать собеседника, понимать его высказывания; выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью | |
4. Построение проекта выхода из затруднения ("открытие" детьми нового знания). | 2мин. | Этап предполагает обдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий: постановку цели, построение плана достижения цели, выбор метода и средств разрешения проблемной ситуации. | Предлагает учащимся сформулировать задачи урока. Корректирует вопросы, предложенные учениками. Сообщает план действий : 1. Знакомство с новыми понятиями и беседа по их содержанию. 2. Изучение текста учебника. 3. Составление ответов на главные вопросы урока. | Формулируют задачи урока: 1. Узнать, что такое «Пасха Христова?» (Как религия отвечает на вопрос «Что такое Пасха?» Как религия характеризует понятие «Пасха?») 2. Как связаны между собой «Пасха» и Иисус Христос? | П.: поиски способов решения проблемы Р.: в сотрудничестве с учителем ставить учебную задачу К.: выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью. | ||
5.Реализация построенного проекта. | 10мин. | Этап предполагает решение исходной задачи (обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта); фиксацию преодоления затруднения; уточнение характера нового знания. | Презентация | 1. Объясняет новый материал. 2.Организует беседу по содержанию нового материала: Что нового о «Пасхе» вы узнали для себя? 3. Организует чтение текста учебника о взаимосвязи «Пасхи» и Иисуса Христа. | 1. Внимательно слушают учителя. 2. Отвечают на вопросы учителя. 3. Под руководством учителя читают текст учебника(стр.). . | П.: умение выделять существенную информацию из различных источников. Р.: удерживать учебную задачу в процессе работы. К.: участие в коллективном обсуждении учебной проблемы | |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. | 5мин | Этап предполагает усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтально, в парах или группах). | Кластер | 1. По вопросам, связанным с понятием «Пасха»:Что необходимо взять из содержания нового материала, чтобы ответить на вопрос «Как религия характеризует понятие «Пасха»?» а) предлагает составить кластер «Пасха»; б) дать определение понятия «Пасха» и краткую характеристику праздника. 2. По вопросу взаимосвязи «Пасхи» и Иисуса Христа.
| 1. Под руководством учителя составляют кластер «Пасха». Отвечают на вопрос «Как религиозная наука определяет понятие «Пасха»? Дают характеристику праздника в соответствии с полученной информацией 2. Участвуют в обсуждении вопроса о взаимосвязи «Пасхи» и Иисуса Христа. Дают ответ на вопрос в соответствии с полученной информацией | П.: понимать информацию, представленную в виде схем. Р.: определение правил составления кластера К.: участвовать в коллективном обсуждении проблемы | |
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | 6мин | Этап предполагает самостоятельное выполнение учащимися задания с использованием нового способа действия, самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность | Кроссворд Тест | 1.Учитель предлагает учащимся кроссворд по теме Пасха и маленький тест , разделив детей на группы(приложение). |
| П..:группировать предметы по существенным признакам. Р.: оценивать правильность выполнения задания, К.: внимательно слушать собеседника и понимать его высказывание | Самопроверка |
8. Рефлексия учебной деятельности. | 5мин. | Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания. | Синквейн | 1. Обращает внимание обучающихся на вопросы, поставленные ими в начале урока, предлагает соотнести задачи урока с его результатами: на все ли вопросы был получен (дан) ответ; остались ли неразрешенные моменты. 2. Предлагает каждому оценить своё участие в уроке и удовлетворенность своей деятельностью. 3. Дает инструктаж по выполнению домашнего задания. 4. Итак, ребята, на этом наш урок закончен. Спасибо всем вам за работу. Все хорошо трудились. Молодцы! До свидания! | 1. Сопоставляют результаты изучения темы с задачами, делают вывод о достижении цели урока.(в таблице) 2. Оценивают своё участие в уроке. 3. Записывают домашнее задание в дневник. 4. составление синквейна по теме урока. | П. Р.: оценивать достигнутые результаты общей и собственной деятельности; удерживать учебную задачу на всем протяжении урока. К.:быть терпимым к другим мнениям, учитывать их в совместной работе. |
Какой для вас самый радостный день в неделе? Нет таких ребят, кто понедельники любит больше, чем воскресенья? Понятно, что люди любят воскресенье за то, что это день отдыха и праздника. Но почему именно в этот день было решено отвлекаться от обычных забот? Ответ дается в самом названии этого дня. Вос-кресенье. Приставка «вос» означает повтор, восстановление. А древний славянский корень «крес» означает жить, сиять, сверкать. Воскресение – день возобновления жизни. Значит, кто-то накануне ушел из жизни, но в этот день вырвался от смерти и вернулся в мир живых. В памяти и в языке многих народов нашей Земли таким «победителем смерти» стал человек, которого зовут Иисус Христос. Людей обрадовало не просто то, что он вернулся к жизни. Его ученики и друзья были поражены тем, как изменилось его тело. Оно стало сияющим, как бы «воздушным», неподвластным силе земного притяжения. Оно могло мгновенно появляться и исчезать, проходить через стены и двери. Ученики Христа называются «христиане». Они верят в то, что с ними однажды произойдет то, что произошло со Христом. Их смерть окажется просто приключением, очередной главой в их развитии.
- Отмечается праздник Пасхи в "светлое" воскресенье, следующее за весенним равноденствием и полнолунием. Это праздник Воскресения Иисуса Христа, который дарит людям веру в жизнь вечную, веру в победу добра над злом, света над тьмой. Это очень красивый и добрый праздник.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«ПАСХАЛЬНАЯ РАДОСТЬ» игра
Что означает слово «ПАСХА»? Возрождение Слёзы Весна
Символом православной Пасхи является… Праздничная одежда Крашеное яйцо Тюльпан
Как называется традиционное пасхальное блюдо? Кулич Блины Печенье
В праздник Пасхи это разрешается делать всем желающим Петь в храме Звонить в колокола Громко разговаривать в общественных местах
Какой музыкальный коллектив сопровождает пасхальную церковную службу? Хор Оркестр Ансамбль скрипачей
Молодцы
Работа в парах Кроссворд по теме «Пасха» 1 Х В О С К Р Е С Е 2 И 3 С 4 Т 5 О 6 С Самый главный православный праздник. Как называется булочка, которую пекут и освящают к Пасхе? То, что нам дается при крещении и мы его носим на груди. Как называется огонь, который зажигается чудесным образом в Иерусалиме в храме Воскресения Христова? 5. Что называется символом жизни и обязательно освящают к Пасхе? 6. Что соблюдают православные христиане в течение семи недель перед празднованием Пасхи?
1 п а с х а в о с к р е с е 2 к у л и ч 3 к р е с т и к 4 б л а г о д а т н ы й 5 я й ц о 6 п о с т
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний. Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...
Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.
В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...
План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры
Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...
План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"
Урок литературного чтения в 1 классе «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...
Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса
Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема: Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...
План-конспект урока математики по теме "Сложение вида 61+7 и соответствующие случаи вычитания; план-конспект урока чтения по теме "Е. Пермяк. Случай с кошельком"
Возможно, урок в помощь начинающему педегогу коррекционной школы....