Конспект урока по ОРКСЭ "Подвиг"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Харитонова Светлана Александровна

Общая информация Модуль - Основы православной культуры УМК - Школа России Тема урока - «Подвиг» Тип урока - Комбинированный Цель, задачи - Формирование знаний детей о понятии «подвиг» Задачи:учить детей осознавать значимость понятия «подвиг»,развивать мыслительную деятельность,умение работать коллективно,умение анализировать свои поступки,воспитание нравственных качеств детей. Необходимое оборудование - Компьютер ,проектор,экран. Дидактическое обеспечение - Карточки с афоризмами,компьютерная презентация:текст притчи,кроссворд,фотографии,слайды,словарь Ожегова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon podvig.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

КАСКАДНАЯ МОДЕЛЬ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ ПО КУРСУ ОРКСИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯ

  1. Сведения об авторе

Фамилия, имя, отчество (полностью)

Харитонова Светлана Александровна

Район

Городецкий

Место работы

МБОУ « Аксентисская ООШ»

Должность

Учитель начальных классов

  1. Общая информация

Модуль

Основы православной культуры

УМК

Школа России

Тема урока

«Подвиг»

Тип урока

Комбинированный

Цель, задачи

Формирование знаний детей о понятии «подвиг»     Задачи:учить детей осознавать значимость понятия «подвиг»,развивать мыслительную деятельность,умение работать коллективно,умение анализировать свои поступки,воспитание нравственных качеств  детей.

Необходимое оборудование

Компьютер ,проектор,экран.

Дидактическое обеспечение

Карточки с афоризмами,компьютерная презентация:текст притчи,кроссворд,фотографии,слайды,словарь Ожегова.

  1. Планируемые результаты  урока
  • личностные

Формирование внимания к соотношению поступка и внутреннего состояния человека, к нравственному содержанию поступков;эмоционального отношения к собственным переживаниям  и переживаниям других людей.

  • предметные
  • Формирование умения  высказывать своё отношение к героям произведения,опираясь на личный опыт.

  • метапредметные
    (регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД)
  • Формирование умения  совместного выполнения заданий в паре,группе; оценивать правильность выполнения задания,высказывание собеседника;сотрудничать с учителем ;ставить учебную задачу и удерживать её в процессе работы.

Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения*

Кроссворд,составление пословицы.

  1. Литература и Интернет-ресурсы

Основная

  • Учебник. «ОПК»

Дополнительная

  • Словарь Ожегова,учебник «Литературное чтение»

Интернет-ресурсы

  • Афоризмы,притча.

ЭОРы


  1. План проведения занятия с обоснованием выбора  технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся

  1. Этап урока
  1. Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы
  1. Деятельность обучающихся с указанием форм организации
  1. Формируемые УУД
  2. (с указанием конкретных действий)

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), выделения содержательной области («могу»).

  Орг.момент.

Проверка домашнего задания:

-Какие хорошие поступки вы совершили в своей жизни?

-Легко ли было вам в этот момент?

-Какие чувства вы испытывали ,что чувствовали?

-Зачем мы совершаем хорошие поступки?(показ слайда).

(Дети рассказывают о своих поступках и чувствах.)

Личностные.

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; тренировку соответствующих мыслительных операций; создание затруднения в индивидуальной деятельности учащихся, фиксируемое ими самими.

-Послушайте притчу, которую я приготовила для вас дома:(слайд)

     «Однажды старик решил открыть своему внуку одну жизненную истину. И сказал он ему:

    - В каждом человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, гнев, отчаяние, страх, обиду, эгоизм, ложь. Другой волк представляет добро: гармонию, мир, любовь, надежду, истину, доброту и помощь, отдачу.

    Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался,а потом спросил:

     - А какой волк в конце побеждает?

    Старик улыбнулся и ответил:

    - Всегда побеждает тот, которого ты кормишь».

    - Можно ли сказать, какого волка мы кормим, когда совершаем хороший поступок?

(Чтение и обсуждение притчи в группах.)

Предметные,

межпредметные,

личностные.

3. Выявление места и причины затруднения. Этап предполагает выявление и фиксацию учащимися места, шага, где возникло затруднение; определение причины затруднения – каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа.

-Чтобы узнать ,какую тему мы будем сегодня обсуждать, нам надо разгадать кроссворд

(Вопросы для кроссворда.)

  (У каждого обучающегося карточки с кроссвордом )  

-Скажите, можно ли совершать каждый день хорошие поступки?

-А легко ли это делать?

(Задание в парах:составить пословицу)

-Одна из русских пословиц гласит: «В жизни всегда есть место подвигу».(слайд)

-В конце урока мы вернёмся к объяснению этой пословицы.

         

птимизм.

         -Доброта.

     -Гордыня.

-Вежливость.

     -Учтивость.

           -Грубость.

(Ключевое слово: подвиг.)

   -Нет.

-Не всегда.

(Обсуждение пословицы в группах.)

Личностные

4. Построение проекта выхода из затруднения («открытие» детьми нового знания). Этап предполагает обдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий: постановку цели, построение плана достижения цели, выбор метода и средств разрешения проблемной ситуации (алгоритмы модели, учебник).

    -Вспомним снова о наших добрых поступках. Как вы чувствовали себя после их совершения? Вы сами становились лучше или хуже?

   -Попробуйте сами объяснить смысл слова «подвиг».(слайды)

   (Подведение итога.)

(Обсуждение в группах.)

-Защитить кого-то, спасти…

Личностные.

Метапредметные.

Предметные.

5.Реализация построенного проекта. Этап предполагает решение исходной задачи (обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта); фиксацию преодоления затруднения; уточнение характера нового знания.

 -Вы дали свои определения значения этого слова. а теперь узнаем значение этого слова из словаря Ожегова.(слайд)

   -Прочитайте определение.

(Работа со словарём.)

-Подвиг – героический, самоотверженный поступок.

(Обсуждение.)

метапредметные

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Этап предполагает усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтально, в парах или группах).

(Работа с учебником.)

-Откройте свои учебники и найдите подтверждение наших рассуждений на с.62-63.

   -Ради кого совершался подвиг в ваших добрых поступках?

   -Какие чувства вы испытывали при этом?

(Работа в паре.)

(Ответы детей)

-Человеку, которому мы помогали было приятно, и  мы сами становились в этот момент чище, лучше, выше.

-И когда мы совершаем добрые поступки ради себя, мы тоже становимся лучше.

Личностные

метапредметные

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Этап предполагает самостоятельное выполнение учащимися задания с использованием нового способа действия, самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

(Работа с афоризмами.) (слайд,у каждой группы карточки с афоризмами)

   «Невозможно всегда быть героем, но всегда можно оставаться человеком».

                                И.В.Гёте

    «Герой – это человек, который в решительный момент делает то, что нужно делать в интересах человеческого общества».

                               

 Юлиус Фучик

   --Как часто можно совершать подвиг? Легко ли сделать правиль

ный выбор?

Физ.минутка.

   -Вспомним рассказ Артюховой «Трусиха». (Учитель организует анализ текста.)

   -Почему главную героиню рассказа все называли трусихой?

   -Кто остался защищать маленького мальчика при виде грозной опасности?

   -Страшно ли ей было?

   -Почему же она не убежала, как все?

   -Трусиха ли она?

   -Можно ли сказать, что она совершила подвиг?

    -Когда человек совершает подвиг на войне ради других людей: близких, просто знакомых и даже незнакомых, - ему бывает страшно?

   -Ему страшно, но он преодолевает страх.

   Если бы подвиг было совершать так легко, то у нас были бы одни герои. Но их очень мало. Например, наш земляк Иошин Алексей, закончивший нашу школу, закрыл своим телом молодых солдат, для которых он был командиром.(слайд)

   Может быть вы сами знаете таких героев,которые совершили какие-то поступки?

(Обсуждение в группах.)

Вывод: подвиг совершается ради других людей.

(Самостоятельное чтение рассказа»Трусиха» на карточках.)

-Она всего боялась.

-«Трусиха».

-Очень.

-Она понимала,что никто не поможет её братику.

-Нет.

-Да.Она преодолела свой страх.Она жертвовала собой ради брата.

 (Ответы детей)  

   

 

 

 

(Ответы детей)

Личностные

Метапредметные

предметные

8. Включение в систему знаний и повторение. Этап предполагает выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.

     -Но есть ещё один вид подвига. Прочитайте о нём в учебнике на с.63.

   -О каком виде подвига вы прочитали?

   -О каких людях вы здесь прочитали?

   -Каких людей можно назвать святыми и почему?

    -Много ли среди нас святых?

-А можно ли стремиться к святости?

   Какие произведения вы читали о подвигах? (слайды)

(Работа с учебником.)

   -Жертва Богу.

-О святых и подвижниках.

-Кто выполняет заповеди Бога, живёт по ним.

-Нет. Люди часто ошибаются.

-Да. Совершая хорошие поступки.

(Ответы детей.Жизненный опыт).

Личностные

Метапредметные

предметные

9. Рефлексия учебной деятельности. Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания.

  Вернёмся к нашей пословице: «В жизни всегда есть место подвигу».

   Согласны ли вы с этой пословицей?

   Домашнее задание:

Спросить  у родителей, совершали ли они в жизни подвиг?

Найти пословицы про подвиг.

 

   Вывод: да. У нас всегда есть выбор: как поступить. От этого и будет зависеть, какой поступок мы совершаем: хороший или плохой. Чтобы совершить хороший поступок, мы делаем усилие над собой – это и есть небольшой подвиг.

личностные

ГБОУ ДПО «НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...