Конспект урока на тему "Добро и зло"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Подготовила: Волкова Анна Александровна
Предмет «Основы религиозных культур и светской этики».
МОДУЛЬ «Основы светской этики»
Урок №5
Тема урока: Добро и зло (урок первый).
Цели:
1)образовательные цели: ознакомить, что такое добро и что входит в понятие добра; что такое зло и какие есть наиболее распространенные его проявления; ознакомить с терминами «добро», «зло»; углубить сущность известных понятий, пополнить словарный запас учащихся;
2)развивающие цели: развитие мышления, способностей к умозаключению и выводам;развитие устной речи, творческих способностей, внимания и памяти;
3)воспитательные цели: продолжать воспитание нравственного, толерантного отношения к людям, любовь к изучению предмета; продолжать работу по развитию навыка самостоятельной работы на уроке, уважения к другим учащимся и учителю во время дискуссий, работа над самооценкой учащихся, воспитание культуры речи.
Оборудование урока: басня Л.Н.Толстого «Волк и белка»; у учащихся: рабочая тетрадь, учебник, цветные карандаши или фломастеры.
Задачи : подвести учащихся к пониманию основных категорий морали – добро, зло, гуманность; формирование умений работать с учебником, словарем; делать выводы; способствовать воспитанию у учащихся умения общаться, тактичности, вежливости и уважения к собеседнику.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: беседа с элементами дискуссии и использованием игровых приёмов обучения.
Методы: проблемно - поисковый; репродуктивный, работа.
Оборудование: учебник, словари Ожегова, мультимедийная установка, карточки «добро», «зло», жетоны, заготовки для композиции, зеркала.
Основные термины и понятия: добро, зло, гуманность.
Ход урока.
- Организация деятельности учащихся, психологический настрой.
(звучит песня «Дорогою добра»)
Придумано кем-то просто и мудро
при встрече здороваться
Доброе утро! Доброе утро солнцу и птицам,
Доброе утро приветливым лицам!
- Тема, цель, задачи урока.
Ребята, о чем эта песня? Догадайтесь, о чем будем говорить на уроке?
А кто назовет антоним к слову добро, противоположное по значению добру слово?
Тема нашего урока «Добро и зло». (слайд 1)
Давайте определим задачи урока. Что мы должны сегодня узнать, чему научиться? Для чего?
(высказывания детей)
Добро и зло. Это особые слова. Что такое добро? И что такое Зло? (слайд2)
Над этими вопросами люди размышляют на протяжении всей истории.
Добро обычно ассоциируют со светом, светлым, белым. (слайд3)
Зло — с тьмой, тёмным, чёрным. (слайд 4,5)
- Подготовка к изучению нового
Ребята, а мир враждебен? Или он несёт человеку благо?
“…Давным-давно жил великий шах. Он приказал построить прекрасный дворец. Там было много чудесного. Среди прочих диковин во дворце была зала, где все стены, потолок, двери и даже пол были зеркальными. Кроме того, стены этой залы были устроены так, чтобы создавать эхо. Спросишь: “Кто ты?” - и услышишь с разных сторон в ответ: “Кто ты? Кто ты? Кто ты?..”
Однажды в залу забежала собака и в изумлении застыла посередине - целая свора собак окружила её со всех сторон, сверху и снизу. Собака испуганно оскалила зубы - и все отражения ответили ей тем же самым.
Перепугавшись и ощетинившись, собака зарычала - тысячи собак зарычали на неё. Собака залаяла - эхо не отставало. Собака металась туда и сюда, в попытках укусить злых собак, но… лишь кусала воздух. А её отражения тоже носились вокруг, щёлкая зубами.
На утро слуги нашли несчастную собаку бездыханной в окружении сотен отражений издохших собак. В зале не было никого, кто мог бы причинить ей хоть какой-то вред. Собака погибла…”.
А наследующий день во дворец забежал ребёнок...и со всех сторон его окружили улыбки и радость…
Подумайте, ребята, и скажите где в этой притче зло, где добро?
Отчего умерла собака? А что произошло с ребенком? Сравните?
Мир сам по себе не несет ни добра, ни зла. Он нейтрален.
Всё происходящее вокруг нас есть всего лишь отражение наших собственных мыслей, чувств и желаний. Мир - это большое зеркало.
А благодаря всем нам это «зеркало» отражает добро и зло, любовь и ненависть, взаимопомощь и равнодушие, радость и страдание…
Мир именно таков, каким мы его делаем…»
- Изучение нового.
Встаньте, ребята, возьмите зеркало . Подарите себе свою улыбку. А теперь сделайте злое выражение лица. Что вам приятнее увидеть? А теперь, чтобы настроение наше было хорошим, давайте, еще раз улыбнемся себе, друг другу и вместе все похохочем. (плакат ха-ха-ха)
Мир – это большое зеркало и улыбаясь кому-то, ваша улыбка будет возвращаться к вам с радостью.
Где мы можем узнать определение понятий добра и зла? (учебник, словарь)
5. Самостоятельная работа
У нас 4 группы: сейчас с помощью жетонов мы определим то понятие, над которым вы будете работать. (жетоны: черные и белые полоски)
- Первая группа ищет, что такое добро, вторая – что такое зло, третья и четвертая группы работают со словарями Ожегова: третья группа – добро, четвертая – зло. Ищем определения. (слайд 6+ музыка)
Итак: (слайд 9)
- Добро – то, что способствует моральному совершенствованию человека и спасению его души.
- Зло – то, что способствует моральной деградации человека, толкает к дурным поступкам.
- Согласны ли вы с теми определениями добра и зла, которые даны в учебнике? Почему?
- Как вы поняли, что входит в современное понятие добра? (ответы учащихся).
На доске высказывание о добре и зле («Иногда большее значение имеет не сделать добро, а не допустить совершения зла»).
- Прочитайте высказывание о добре и зле. Согласны ли вы с этим утверждением? Приведите примеры, которые могут подтвердить вашу точку зрения (ответы учащихся).
На доске высказывание Г. Гегеля: «Чтобы мой поступок имел моральную ценность, с ним должно быть связано мое убеждение. Аморально делать что-то из страха перед наказанием или для того, чтобы приобрести у других хорошее мнение о себе».
- Почитайте, пожалуйста, что по этому поводу думает Г. Гегель.
- Согласны ли вы с таким мнением? Почему? (ответы учащихся).
- Первичное закрепление. (слайды 12-16)
- Перед вами картинки. Разделите эти картинки на две группы. Как вы их разделите?
Обсуждение картинок.
- Чаша (слайд 17)
Как вы думаете чего на земле больше? Добра или зла? Нам помогут определить это чаши весов.
( Идет процесс чтения и комментирования пословиц: ученик читает пословицу, объясняет ее смысл, определяет, о чем она - о добре или о зле, и выбирает для нее камень соответствующего цвета – черный или белый. Камень укладывают на определенную чашу.
Пословицы. (слайд 18)
* Худо тому, кто добра не делает никому. ( Про зло).
*Доброе дело само себя хвалит. ( Про добро).
* Доброе слова и железные воРота открывает.
*Доброе слово и кошке приятно. ( Про добро).
* Злоба лишает человека силы. ( Про зло).
* За недобрым пойдешь - на беду набредешь. (Про зло).
Ребята добро перевешало зло. Вот так и должно быть. Потому что Зло разрушает взаимоотношения людей, распространяет вражду между ними. Злые поступки приносят людям беды и страдания.
8. Напишите на листочке слово «добро» по букам, располагая их вертикально. Запишите слова или словосочетания на каждую букву , с которой начинается новая строка, как вы понимаете это слово. Выберите вариант для чтения всему классу. 9. Прочитайте определение понятия добра в учебнике на стр. 12 и сравните с вашими ответами. Как изменилось или дополнилось ваше представление о добре? Запишите понятие «добра» в тетрадь.
- Физминутка
Поиграем в игру «Топаем – хлопаем»
Если поступок добрый – хлопаем, плохой – зло – топаем.
Приготовились. (слайд 19)
Закрепление
Формирование умений и навыков.
1) Работа с устным народным творчеством (материал для работы: басня Л.Н.Толстого «Белка и волк»). У каждого ученика на отдельном листе напечатана басня.
Л.Н.Толстой.
Белка и волк.
Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и хотел ее съесть. Белка стала просить:
- Пусти меня.
Волк сказал:
- Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там вверху все прыгаете и прыгаете.
Белка сказала:
- Пусти меня прежде на дерево, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя.
3. Как вы думаете , чем закончилась сказка? Отпустил ли Волк Белку? Что Белка ответила Волку? Напишите своё продолжение этой сказки. ( Работа в группах) 4. Поделитесь с классом , зачитайте ваши ответы. 5. Сравните свои варианты продолжения сказки с авторским.
Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала:
- Тебе скучно оттого, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы веселы оттого, что мы добры и никогда зла не делаем.
6. Чем похожи и чем отличаются ваши ответы и ответ Белки? Что общего во всех ответах? Учитель фиксирует ответы детей и выделяет на доске ключевые слова, относящиеся к понятию «добро». 7. В чём же главная причина хорошей жизни белок? Что такое «добро»?
- Найдите мораль басни (учащиеся обсуждают правильность выбора).
2) Творческая работа (выполняется в тетрадях).
- Когда мы читаем сказки про животных или басни, мы подразумеваем людей. Я предлагаю в тетради нарисовать белочку из басни «Белка и волк», которую вы представили бы в облике человека.
- Какие черты лица будут говорить о ее доброте?
- Какого цвета у нее будет одежда?
Учащиеся выполняют творческую работу самостоятельно. На этом этапе работы возможны различные формы работы (работа в паре, работа по группам). Самостоятельная творческая работа предполагает дальнейшее развитие.
Добрый человек: _______________________________ _______________________________ _______________________________ _______________________________ _______________________________ _______________________________ _______________________________ |
4. Домашнее задание.
- Я предлагаю дома закончить эту работу следующим образом. Рядом с получившимся у вас изображением человека запишите слова, которые можно отнести к доброму человеку. Также слова могут записать и ваши родные и близкие, ваши знакомые и друзья. Расскажите им о нашем сегодняшнем уроке, беседе, поделитесь своим мнением о добре и зле.
5. Итог урока.
- Пора подвести итог нашему уроку.
- Как вы считаете, что нового и интересного вы узнали на уроке? (ответы учащихся и коррекция ответов учителем).
6. Оценка знаний.
- Оцените, пожалуйста, свою работу на уроке.
- Работа со сказками (работа в группах)
Все вы любите сказки. В них встречаются и добрые герои, и злые. Назовите их.
Какие добрые дела можно совершить дома, в школе, в транспорте, на природе?
Как здорово, что у вас есть доброта. Она нужна и вам самим, и близким вам людям, друзьям, просто тем, кто вас окружает.
Почему нужно стремиться к добру и избегать зла? (Слайд 21)
Вывод. Итак, добро и зло являются основными понятиями этики. Они служат нам ориентиром при освоении мира. Моральный человек строит свою деятельность таким образом, чтобы увеличивать добро и уменьшать зло.
А теперь возьмитесь за руки, скажите друг другу добрые слова. (слайд 22). Поделитесь добротой.
Вот так и продолжайте говорить друг другу добрые слова, делать добрые дела. Ведь капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеек, ручейки – в речку, реки в море любви. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след.
Один мудрец заметил, человек прожил жизнь не зря, если построил дом, вырастил сад и воспитал ребенка.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний. Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...
Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.
В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...
План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры
Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...
План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"
Урок литературного чтения в 1 классе «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...
Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса
Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема: Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...
План-конспект урока математики по теме "Сложение вида 61+7 и соответствующие случаи вычитания; план-конспект урока чтения по теме "Е. Пермяк. Случай с кошельком"
Возможно, урок в помощь начинающему педегогу коррекционной школы....