Программа кружка « Дорогой добра» Пояснительная записка В законодательстве Российской Федерации в части 1 статьи 5 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» установлено: «Каждый имеет право на получение религиозного образования по своему выбору индивидуально или совместно с другими». (Православная культура. Концепции, учебные программы, библиография. Издательство «Покров» Москва, 2003.) Понятие «Религиозное образование» включает в себя целенаправленный процесс обучения и воспитания, осуществляемый на основе определённого вероучения в интересах религиозного объединения и личности, сопровождающийся получением знаний о религиозном вероучении, религиозной практике, культуре, формированием качеств личности и образа жизни человека на основе соответствующего религиозного вероучения, в том числе присущих ему нравственных ценностей. (Православная культура. Концепции, учебные программы, библиография. Издательство «Покров» Москва, 2003.) В соответствии с этим законом в настоящее время в нашей стране возрождаются традиции духовного образования. Во многих школах преподаётся предмет «Основы православной культуры». В базовый курс истории России включено некоторое количество часов, связанных с историей Русской Православной Церкви. Православная история тесно связана с историей нашего государства. Это и отражение нашествия внешних врагов, укрепление государственности, а также культурное и духовное достояние народа, развитие национального самосознания. В Российской Федерации подавляющее большинство населения – православные люди по убеждению, по воспитанию, по своей бытовой культуре. Приобретая новые знания по истории православия в России, мы лучше узнаём культуру собственного народа, историю Отечества. На уроках истории, литературы, при посещении музеев ребята сталкиваются с историческими сюжетами, требующими наиболее полного освещения, что не всегда возможно в рамках урока. Программа кружка рассчитана на один год и предназначена для учащихся 9 - 11 лет. Программа состоит из теоретических и практических творческих занятий по изготовлению поделок, рисунков, альбомов, книжек- раскладушек и др., а также включает посещение экскурсий. Предполагается участие детей в проведении бесед, театрализованных представлениях, выставках и конкурсах. Программа состоит из 5 частей: 1. Библейская история. Включает в себя сюжеты из Ветхого и Нового заветов, жизнь Иисуса Христа. 2. Православные праздники. Годовой круг праздников на Руси как системообразующий элемент православной культуры. Рождество Богородицы, Покров Пресвятой Богородицы, Рождество Христово, Крещение Господне, Сретение Господне, Благовещение, Пасха. 3. Православные святые, мученики, преподобные, блаженные, проповедники, богословы. Святые Саратовской области 4. Духовно-нравственные ценности Православия. Вера в Бога, духовная жизнь, грехопадение, понятия добра и зла, основные заповеди Божии, нравственное отношение верующего человека к окружающему миру, основные правила христианской жизни. 5. Святые места, монастыри и храмы. Программа рассчитана на 35часов по 1 час в неделю. ЦЕЛЬ программы: способствовать приобретению новых знаний об истории Отечества через изучение истории Православия, духовное оздоровление подрастающего поколения, благодаря высокому нравственному потенциалу предмета. ЗАДАЧИ программы: -ОБУЧАЮЩИЕ: изучение истории Православия, приобретение знаний о культуре собственного народа. -РАЗВИВАЮЩИЕ: развитие познавательного интереса к истории Отечества, истории православной культуры, развитие творческих способностей через изучение основ Православия, формирование потребности в самопознании. знание предмета обогащает личность, затрагивает глубинные вопросы, которые волнуют любого человека – о смысле жизни, о ценностях, о проблемах бессмертия. Так как православная вера зиждется на требовании нравственного совершенствования через идею борьбы с грехом, знание предмета развивает ответственность за свои поступки и мысли, формирует потребность в самопознании. -ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: формирование ценностного отношения к окружающему миру, обогащение внутреннего мира учащихся, воспитание толерантности, культуры общения и поведения в обществе. ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: после прохождения программы учащиеся должны знать: - какую роль в истории Отечества сыграло православие; - основные термины и понятия курса; - иметь представление о православных праздниках, традициях, нравственных нормах; -иметь представления о святых местах, о жизни Иисуса Христа и святых праведниках; - знать правила поведения в православном храме; - уметь отличать Православную Церковь от других христианских вероисповеданий, в том числе от сектантских толков, суметь уберечься от влияния тоталитарных сект. Программа выполняется посредством тесного сотрудничества с церковью Покрова Пресвятой Богородицы (с. Стригай), церковью Рождества Христова (с. Старая Жуковка) , а также районным историко-краеведческим и художественным музеем, школьной и сельской библиотекой. Для обеспечения программы используется следующая методическая база: Святыни православной России. Санкт Петербург «Весь» 2012г Основы Православной культуры. Учебное пособие. Москва просвещение 2012г. Малая церковь. Православный семейный календарь Москва 2008. Православная культура в школе. Учебно-методическое пособие для учителей общеобразовательных школ. Москва 2012г. Православный календарь. – «Азбука Православия», Церковные песнопения, Полная псалтирь. Валаамский монастырь.
Планирование занятий дата | № тема | К-во часов | 04.09 | 1. Вводное занятие. Красота Божьего мира. | 1 | 11.09 | 2. Литературная композиция «12 святых Саратовской области» (с приглашением отца Валерия и матушки Маргариты) | 1 | 18.09 | 3. Сотворение мира и первых людей. Жизнь первых людей в раю. | 1 | 26.09 | 4. Мир видимый и мир невидимый. | 1 | 02.10 | 5. Экскурсия в церковь Покрова Пресвятой Богородицы Устройство православного храма | 1 | 14.10 | 6. Литературно- музыкальная композиция «Покрова Пресвятой богородицы»( в церкви для прихожан) | 1 | 16.10 | 7. Ценность каждой жизни (растения, животного). | 1 | 23.10 | 8. Смысл жизни – служение Богу и людям. | 1 | 30.10 | 9. Первые православные храмы на Руси. | 1 | 15.11 22.11 | 10-11Подготовка к театральной постановке «Дорога к храму» | 2 | 29.11 | 12. «Дорога к храму». Литературно- музыкальная композиция | 1 | 06.12 | 13 Почитание родителей в христианстве. | 1 | 13.12 | 14 Составление собственной родословной. | 1 | 20.12 27.12 | 15 -16 Подготовка к празднованию Рождества Христова | 2 | 08.01 | 17. « РождествоХристово»- выступление в церкви перед прихожанами | 1 | 15.01 | 18. Оформление выставки «Рождество Христово» | 1 | 22.01 | 19. Крещение Господне. Богослужение в храме. Правила поведения верующих. | 1 | 29.01 | 20. Святые защитники земли русской: Александр Невский, Дмитрий Донской, Федор Ушаков. | 1 | 05.02 | 21. Нагорная проповедь | 1 | 12.02 | 22. Грехопадение и последствия грехопадения. | 1 | 19.02 | 23. Библейские притчи. | 2 | 26.02 | 24 Чудеса Господни. Как Иисус помогал людям. | 1 | 04.03 | 25 | 1 | 11.03 18.03 | 26-27. Подготовка к празднованию Благовещения | 2 | 01.04 | 28. « С нами чудо из чудес – Благовещение с небес» выступление в детском саду «Вишенка» | 1 | 08.04 | 29 Подготовка к празднованию Светлой Пасхи. | 1 | 15.04 | 30 Пасхальный колобок. Театральная постановка | 1 | 22.04 | 31. Богослужение в храме. Правила поведения верующих | 1 | 29.04 | 32. Учители и отцы Церкви: Василий великий, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст. | 1 | 06.05 | 33 - 34. Составление исторической справки о церкви Покрова Пресвятой Богородицы | 2 | 13.05 | 35. Праздник Троицы | 1 |
|