Рабочая программа "Делай добрые дела"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс) по теме
Рабочая программа внеурочной деятельноси начального образования художественного - эстетического направления "Делай добрые дела" (1 - 4) срок реализации 4 года. Данная программа реализуется в рамках ГПД. (титульный лист, проткол, приказ)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
delay_dobrye_dela_1.docx | 55.65 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Чтобы появились дружные ростки нужно потрудиться…
Предлагаемая программа курса по ОПД разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, главной задачей которой является представить учащимся целостную широкую картину мира средствами изучения окружающего мира, непосредственного познания и изменения его. Она дополняет и расширяет интегрированные курсы «Технология» и «Окружающий мир».
Данная программа учитывает психологические закономерности формирования общих трудовых и специальных знаний и умений, а также возрастные особенности учащихся младшего школьного возраста.
Общественно полезный труд - составная часть учебно-воспитательного процесса, важнейшее средство всестороннего развития младшего школьника.
Его основными задачами являются формирование осознанной потребности в труде, уважения к людям труда, заботливого и бережного отношения к общественному достоянию, родной природе, трудовой активности и дисциплины, творческого отношения к труду.
Главным направлением общественно полезного труда является трудовая деятельность, имеющая общественно полезную значимость для школы, класса, охраны природы, самообслуживания.
Общественно полезный труд младших школьников организуется в строгом соответствии с правилами и нормами охраны труда детей, безопасности труда и производственной санитарии.
Общественно полезный труд должен решать общеобразовательные задачи способствовать трудовому и нравственному воспитанию. Младшие школьники должны осознать необходимость и целесообразность своего труда, понимать, что их труд необходим обществу.
Особое внимание следует обращать на развитие творческих способностей детей, их трудовой активности, самостоятельности, стремления сделать работу как можно лучше и своевременно. Труд детей должен быть строго дозированным, разнообразным как по характеру, так и по объёму, посильным для детей данной возрастной группы, требовать от них известного напряжения в достижении цели.
Общественно полезная трудовая деятельность организуется во внеурочное время, но должна быть тесно связана с уроками трудового обучения и другими предметами.
Программа рассчитана на 135 часов, с проведением занятий 1 час в неделю.
Программа включает в себя разнообразный набор содержания и форм подготовки младших школьников к труду благодаря чему обеспечивается интеграция различных видов деятельности, необходимых для достижения учащимися целей обучения.
Цель программы
- развитие познавательных способностей учащихся на основе создания максимально разнообразных впечатлений о мире профессий
- формирование первоначальных навыков трудового воспитания, рациональной организации индивидуальной и коллективной работы, умения организовать своё рабочее место, бережного отношения к материалам, инструментам и оборудованию;
- удовлетворении потребностей детей в познании природы, воспитании гуманной, социально-активной, творческой личности, способной к сознательной природоохранной практике своей местности и родного края; способствовать формированию экологического сознания, заложить основы природоохранного поведения.
Задачи курса:
- воспитание любви к своей школе, к своему селу, к своей Родине;
- формирование осознанной потребности в труде, уважения к людям труда и различных профессий, заботливого и бережного отношения к общественному достоянию, родной природе, трудовой активности и дисциплины, творческого отношения к труду.
- формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде;
- развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира;
- развитие творческого мышления внимания, воображения, памяти;
- экологизация быта и семейных традиций.
Особенности программы:
1 класс - «Мир профессий»
2 класс – «Личная гигиена и гигиена жилища. Самообслуживание»
3 класс - «Растения в доме. Выращивание цветочно-декоративных растений»
4 класс – «Работа с природным материалом. Обработка бумаги и картона»
Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:
- занимательность;
- научность;
- сознательность и активность;
- наглядность;
- доступность;
- связь теории с практикой;
- индивидуальный подход к учащимся.
Программа позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся.
Формы проведения занятий:
- практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов.
Программа разработана на 4 года обучения. Занятия проводятся в ГПД, один час в неделю (продолжительность занятий 35 минут) .
Содержание программы расширяет и углубляет круг представлений о живой природе, о труде и профессиях людей, о сезонных изменениях в природе и в жизни людей. При реализации программы предусматривается тесное взаимодействие педагога с родителями детей.
В конце учебного года с целью проверки усвоения детьми программного материала проводится тестирование на итоговом занятии.
1 класс - «Мир профессий»
О множестве профессий школьники практически не имеют информации, поэтому знакомство с миром профессий начинается в начальной школе.
Курс «Мир профессий» реализует общеинтеллектуальное направление во внеурочной деятельности в 1 классе в рамках апробации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования второго поколения.
Цель курса: развитие познавательных способностей учащихся на основе создания максимально разнообразных впечатлений о мире профессий.
Задачи:
- познакомить обучающихся с разнообразием мира профессий;
- формировать конкретно-наглядные представления о существенных сторонах профессии;
- развивать интеллектуальные и творческие возможности детей.
Содержание определяется возрастными особенностями младших школьников.
Каждое занятие имеет тематическое наполнение, связанное с рассмотрением определенной профессии. Учащиеся имеют возможность расширить свой кругозор, представления о мире профессий, а также исследовать свои способности применительно к рассматриваемой профессии.
Курс занятий построен таким образом, что представляет возможность учащимся тренировать различные виды своих способностей .
В данном курсе игровая мотивация превалирует, перерастает в учебную. Ребенок становится заинтересованным субъектом в развитии своих способностей.
Занятия, проводятся в активной форме: игры, дискуссии, конкурсы, викторины, с элементами творчества и самостоятельного поиска знаний. Это способствует формированию учебно-познавательных мотивов, потребности в творческой деятельности, развитию кругозора у учащихся.
Структура занятий
1. Разминка (задания, рассчитанные на проверку сообразительности, быстроты реакции, готовности памяти).
2. Знакомство с профессией, которой посвящен урок (коллективное обсуждение):
- что я знаю об этой профессии;
- что должны уметь люди, занимающиеся этой профессией;
- какие изучаемые предметы помогают обрести эту профессию;
- что нового я узнал об этой профессии от родителей, знакомых, из книг, телепередач.
3. Выполнение развивающих упражнений в соответствии с рассматриваемой способностью и профессией.
4. Рефлексия. Самооценка своих способностей (что получилось, что не получилось и почему).
Объем программы:
На реализацию курса «Мир профессий» в 1 классе отводится 33 ч в год ( 1 час в неделю)
Ожидаемые результаты прохождения курса:
- участие в различных видах игровой, изобразительной, творческой деятельности;
- расширение кругозора о мире профессий,
- заинтересованность в развитии своих способностей,
- участие в обсуждении и выражение своего отношения к изучаемой профессии,
- возможность попробовать свои силы в различных областях коллективной деятельности, способность добывать новую информацию из различных источников.
Используемая литература:
- Сухаревская Е.Ю. «Мир профессий», Ростов-на Дону, издательство ИПК и ПРО,
2008 г
- Психология. Учебное пособие для начальной школы./ под ред. проф. Дубровиной И.В., Москва, «Гардарика» 1998г./
- Развитие интеллектуальных способностей школьника.
Тихомирова Л.Ф., Ярославль, «Академия развития» 1996г.
- Развитие творческого мышления детей. Симановский А.Э., Ярославль, «Академия развития» 1996г.
- Сборник тестов и упражнений для развития ваших творческих способностей. Винокурова Н., Москва, «ИМПЭТО» 1995г.
- Методическая газета для педагогов-психологов «Школьный психолог». Издательский дом «Первое сентября», 2004г.
Содержание курса
№п/п | Раздел | Кол-во часов | Планируемые результаты |
Опыт коллективно-творческой деятельности | |||
Введение в мир профессий | 5 |
| |
Профессии в школе | 3 | ||
Знакомство с различными профессиями | 12 | ||
Проект «Азбука профессий» | 6 | ||
Профессия моих родителей | 5 | ||
Викторина «Что мы узнали?» | 1 | ||
Праздник «Все профессии важны, все профессии нужны!» | 1 | ||
Итого | 33 час. |
Тематическое планирование занятий
Дата | № | Тема занятия | Кол-во часов | Основное содержание | Ресурсы, оборудова ние |
Введение в мир профессий 5 ч | |||||
Зачем человек трудится? | 1 | Разминка. Проблемная ситуация: зачем человек трудится? Понятия: «труд», «профессия». Игра «Собери пословицу о труде» | Презентация Разрезные карточки с пословицами | ||
Какие профессии ты знаешь? | 1 | Разминка. Проблемная ситуация: какие профессии ты знаешь? Мини-рассказ учащихся о некоторых профессиях. Игра «Угадай профессию!» | Презентация | ||
Мир интересных профессий | 1 | Разминка. Рассказ учителя о необычных профессиях: дегустатор, дрессировщик, спасатель. | Презентация | ||
Чем пахнут ремесла? | 1 | Разминка. Чтение учителем произведения Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?» Дискуссия: почему бездельник не пахнет никак? | Презентация | ||
Кем я хочу стать? | 1 | Разминка. Чтение учителем отрывка из произведения В. Маяковского «Кем быть?». Галерея рисунков «Кем я хочу стать?» | Листы, краски, иллюстрации с изображением людей различных профессий | ||
Профессии в школе 3 ч | |||||
Профессия - учитель | 2 | Разминка. Кто такой учитель? Проблемная ситуация: каким должен быть учитель? Сценка «На уроке» Конкурс загадок на тему «Школа» | Презентация — клип «Учитель» | ||
Профессия -библиотекарь | 1 | Экскурсия в школьную библиотеку. | |||
Знакомство с различными профессиями 12 ч | |||||
Профессия - продавец | 2 | Разминка. Заочное путешествие в магазин. Сюжетно-ролевая игра «В магазине» | Презентация Весы | ||
Профессия - парикмахер | 2 | Разминка. Знакомство с профессией парикмахера. Экскурсия в парикмахерскую | |||
Профессия - повар | 2 | Разминка. Знакомство с профессией повара. Интервьюирование школьного повара . | |||
Профессия - почтальон | 2 | Разминка. Знакомство с профессией почтальона. Экскурсия на почту. | |||
Профессия - врач | 2 | Разминка. Знакомство с профессией врача. Пресс-конференция со школьной медсестрой. Сюжетно-ролевая игра «В больнице» | Презентация Халат врача, аптечка. | ||
Профессия - художник | 2 | Разминка. Знакомство с профессией художника. Викторина «Какие предметы нужны художнику?» Конкурс рисунков «Я-художник» | |||
Проект «Азбука профессий» 6ч | |||||
Организационное занятие. Предъявление заданий группам | 1 | Разминка. Коллективная работа: составление азбуки профессий. | |||
Представление мини-проектов на буквы А-Д | 1 | Разминка. Представление мини-проектов: рассказы учащихся о профессиях на буквы А-Д | |||
Представление мини-проектов на буквы Е-К | 1 | Разминка. Представление мини-проектов: рассказы учащихся о профессиях на буквы Е-К | |||
Представление мини-проектов на буквы Л-Р | 1 | Разминка. Представление мини-проектов: рассказы учащихся о профессиях на буквы Л-Р | |||
Представление мини-проектов на буквы С-Я | 1 | Разминка. Представление мини-проектов: рассказы учащихся о профессиях на буквы С-Я | |||
Оформление результатов проекта | 1 | Создание папки «Азбука профессий». | |||
Профессия моих родителей 5 ч | |||||
Кем работают мои родители? | 4 | Защита мини-проектов «Профессия моих родителей» | |||
Встреча с родителями | 1 | Пресс-конференция с родителями на тему «Чем интересна Ваша профессия?» | |||
Итоговые занятия 2 ч | |||||
Викторина «Что мы узнали?» | 1 | Разминка. Викторина «Что мы узнали?» | Презентация | ||
Праздник «Все профессии важны, все профессии нужны!» | 1 | Праздник для родителей «Все профессии важны, все профессии нужны!» |
2 класс – «Личная гигиена и гигиена жилища. Самообслуживание» - 34ч (1 час в неделю)
Данный курс направлен на то, чтобы дать учащимся необходимые теоретические знания и практические умения в самообслуживании, продолжать учить второклассников жить в коллективе, вместе выполнять поручения, заниматься интересным делом, уметь распределять обязанности внутри классного коллектива. Необходимо прививать навыки поведения за столом. Соблюдение личной гигиены.
ДАТА | Тема | Теоретические сведения | Практические | |
Умения | Работы | |||
1. Вводное занятие. Режим дня школьника. | Значение здорового образа жизни. Необходимость соблюдать режим дня. | Соблюдение режима труда и отдыха. Выполнение распорядка дня. | Составление распорядка дня. | |
2 - 6. Личная гигиена. | Чистота тела — основное требование гигиены. Правила личной гигиены. Влияние закаливания на здоровье человека. Виды закаливания. | Соблюдение правил личной гигиены. Закаливание (хождение босиком, игры на воздухе). | Выполнение приемов личной гигиены. Игры на воздухе. | |
7 - 8. Гигиена классной комнаты. Организация дежурства в классе. | Санитарно-гигиенические требования к классу. Особенности строения классной комнаты. Деление учащихся на группы. Распределение обязанностей дежурных в группах. Необходимость проветривания помещения. | Содержание в чистоте и порядке класса, рабочего места. Сухая уборка. Работа дежурных по классу в группах. | Сухая уборка классной комнаты. Проветривания помещения. Подготовка класса к уроку. | |
9 - 10. Правила поведения за столом. | Правила поведения за столом. Пользование салфеткой. (Ролевые игры). | Приготовление к приему пиши. Пользование салфеткой. Общение за столом. Прием пищи. Окончание приема пищи. | Упражнения в выполнении правил поведения за столом. | |
11- 12. Правила пользования столовыми приборами. | О назначении столовых приборов Правила пользования ими. | Пользование ложкой, вилкой, ножом. | Упражнения в пользовании столовыми приборами. | |
14 - 15. Сервировка стола. | Расположение посуды и приборов на столе. Их назначение. | Простейшая сервировка стола. | Сервировка стола перед принятием пищи. | |
16 - 19. Гигиена одежды и обуви. | О необходимости бережного отношения и ухода за одеждой. Чистка одежды, обуви. | Чистка одежды и обуви. Стирка мелких предметов одежды. Общие и сезонные требования к одежде. | Чистка одежды, обуви. Упражнение в соблюдении правил гигиены труда. | |
20 - 21. Гигиена труда. | Организация рабочего места. Влияние освещения на зрение. | Содержание в чистоте и порядке рабочего места. Правильное освещение. | Сухая уборка рабочего места. | |
22 - 23. Уборка территории школьного двора. | О необходимости содержать в чистоте прилегающую к школе территорию. Правила поведения в школьном дворе. | Пользование необходимым инвентарем | Уборка территории | |
24 - 26. Содержание в порядке своих книг и тетрадок. | О необходимости бережного отношения и ухода за своими тетрадями и учебниками. | Общие требования к ведению ученических тетрадей, содержание в чистоте учебников. | Оборачивание ученических тетрадей и учебников. Подклеивание. | |
27 - 30. Мелкий ремонт книг в классной библиотеке. |
Свойства бумаги. Приемы работы по шаблону, резание ножницами. | Вклеивание выпавших листов в книгу. | Мелкий ремонт книг | |
31 – 32. Порядок в школьном портфеле. | О необходимости бережного отношения и ухода за своими учебными вещами. | Общие требования к содержанию учебных вещей в порядке. | Раскладывание учебных вещей правильно в портфель. | |
33 – 34. Занятие – игра «КВН – знатоки труда» | Закрепление знаний о труде. |
3 класс – «Растения в доме. Выращивание цветочно-декоративных растений» 34ч (1 час в неделю)
В школе созданы условия для занятий по данному курсу. На территории нашего школьного двора произрастают хвойные культуры, виды лиственных и около 20 цветочно-декоративных растений. В школе есть свой пришкольный участок.
Именно поэтому курс «Растения в доме» включает больше всего часов.
Основная задача курса «Растения в доме» состоит в том, чтобы ученикам 3-го класса дать минимальный объём теоретических сведений о комнатных и цветочно-декоративных растениях, привить простейшие практические умения выращивания растений. Эти знания помогут в 4 классе расширить представления детей о комнатных и цветочно-декоративных растений растениях.
В 3 классе основной задачей этого курса является привитие интереса к выращиванию растений и дать для этого необходимые знания. Курс также направлен на развитие чувств учащихся: чувства прекрасного, любви к живому растению, к своей школе, к своей малой Родине. В рамках курса необходимо дать учащимся теоретические и практические навыки о частях растений, их размножении путём черенкования, листом, делением куста и т. д. Данный курс также даёт практические умения в данной области. Изучение этого раздела предполагает большое количество экскурсий в природу.
ДАТА | Тема | Теоретические сведения | Практические | |
Умения | Работы | |||
1- 4. Комнатные растения в доме. | Значение комнатных растений для здоровья человека, украшения жилища. Многообразие комнатных растений. | Распознавание комнатных растений. | Определение названия комнатных растений. | |
5 - 9. Строение растений. Условия жизнедеятельности. | Части растения (наземные, подземные). Влиянии света, тепла и влаги на жизнедеятельность растений. Правила ухода. | Уход за комнатными растениями: полив, опрыскивание водой, рыхление почвы, удаление засохших листьев. | Наблюдение за влиянием света, тепла и влаги на жизнедеятельность растений. | |
10 - 12. Сбор семян декоративных растений (календулы, петуньи, тагетиуса и т.д.) в школьном дворе и размещение их на хранение. | Представление о семени. Отличительные признаки семян выращенных растений. Приёмы заготовки семян и их хранение. | Осуществление сбора семян растений, очистка, просушка сортировка, упаковка в пакетики семян, маркировка. | Сбор семян растений и их хранение. | |
13 - 15. Выращивание растения из его частей (черенков). Высадка саженцев тополя в почву. | Понятие о стеблевом и листовом черенке. Приемы заготовки черенков, посадки и ухода за ними. | Черенкование растений. Посадка черенков. Уход за растениями. | Наблюдение за ростом растений. Черенкование. | |
15 - 18. Выращивание растения из его подземных частей. (На примере хризантем). Высадка корневищ петрушки, лука и семян салата в подготовленную почву. | Понятие о размножении растений корневыми отпрысками и делением куста. | Деление куста, выкапывание корневых отпрысков. | Размножение растений делением куста. Наблюдение за их ростом. | |
19 - 23. Выращивание растений луковицами (тюльпаны) и клубнями (канны, гергины). Выгонки зелёных культур (лук, чеснок). | Приемы посадки луковиц и клубней. Уход за растениями. | Выполнение приемов посадки луковиц и клубней. Уход за растениями. | Выращивание растений из луковиц и клубней. | |
24 - 29. Пересадка комнатных растений. | Понятие о пересадке, о ее влиянии на рост и развитие растений. Приемы пересадки. | Осуществление пересадки. | Пересадка комнатных растений. Наблюдение за растениями. | |
30 – 34. Выращивание декоративных растений из семян на клумбе школьного двора. | Представление о размножении растений семенами. Правила и основные приемы ухода за растениями. Названия растений. | Разметка делянок, посев семян. Уход за растениями. Засушивание цветков, растений. Составление букетов и композиций. | Разметка делянок для посева семян. Посев семян. Уход за растениями (полив, рыхление). |
4 класс – «Работа с природным материалом. Обработка бумаги и картона»34 ч (1 час в неделю)
В изучение этого курса вводятся сведения о природном материале, способов его хранения и обработки. Основной задачей курса является развитие творческих способностей учащихся, фантазии. Необходимо дать учащимся теоретические и практические умения и навыки, которые помогут выполнить изделия из природного материала. В рамках этого курса предполагается изучение приемов вырезания, склеивания, закрепление материала при помощи ниток, пластилина. Курс развивает внимание уч-ся, наблюдательность и аккуратность в работе.
ДАТА | Тема | Теоретические сведения | Практические | |
Умения | Работы | |||
1. Сбор природного материала. Экскурсия. | Правила сбора, хранения природного материала. | Заготовка, обработка материала. | Подготовка материала к работе. Правильное хранение природного материала. Засушивание растений. | |
2-5. Аппликационные работы (листья, цветы) Составление панно, картины. | Композиция, сочетание цветов. Приемы работы ножницами, клеем. Способы подготовки материала к работе. | Свободное вырезывание и разметка по шаблону. Составление композиции Резание ножницами. Приклеивание деталей. | Работа по шаблону, вырезание, приклеивание. | |
6-9. Аппликационные и мозаичные работы (сережки клена, ясеня, семена растений, листья и цветы, солома и яичная скорлупа) | Приемы обработки. Способы крепления материала на бумажной основе | Составление композиции. Закрепление материала на основе с помощью ниток и клея. Высушивание растений | Составление букетов и композиций. Закрепление материала. | |
10-16. Изделия из шишек, желудей каштанов, скорлупы орехов, корней, веток, мха, ракушек камешков | Инструменты. Способы соединения деталей | Составление композиций. Соединение деталей пластилином, клеем. | Выполнение изделия. |
Обработка бумаги и картона.
Курс направлен на развитие у детей таких качеств как аккуратность, внимательность, умение чётко следовать инструкции при выполнении работы. Также курс призван развивать у учащихся творческие качества. В изучение этого курса вводятся сведения о бумаге и картоне, приёмы их разметки по шаблону. Необходимо дать учащимся теоретические знания, практические умения и навыки, которые помогут выполнить изделия из бумаги и картона. В рамках этого курса предполагается изучение приемов вырезания, склеивания, закрепление материала при помощи ниток, пластилина.
ДАТА | Тема | Теоретические сведения | Практические | |
Умения | Работы | |||
1 - 2. Изготовление изделий из заготовок прямоугольной формы сгибанием. Изготовление коробочек для семян по группам. | Виды бумаги: Писчая бумага (белая), тетрадная– ее использование. Свойства бумаги; пластичность, упругость, прочность. Приемы сгибания бумаги. | Сгибание прямоугольника в разных направлениях. Разрыв бумаги. Резание бумаги ножницами. | Деление прямоугольника на равные и неравные части. Получение одинаковых деталей сгибанием. Изготовление коробочек. | |
3 - 7. Изготовление аппликаций из деталей разной формы. Украшение коробочек для семян аппликаций. Изготовление поздравительных открыток для бабушки и дедушки ко Дню пожилого человека. Изготовление открыток к празднику Победы ветеранам войны. | Бумага цветная, бархатная, ее использование. Свойство бумаги – отношение к влаге. Приемы разметки по шаблону, резание бумаги ножницами, склеивание. | Разметка деталей по шаблону. Резание бумаги ножницами. Склеивание деталей | Деление геометрических форм па части. Экономное расходование материала. Оформление изделий (по образцу, с внесением отдельных изменений, по замыслу, по условиям). | |
8 -18. Изготовление плоских изделий из деталей правильной геометрической формы Изготовление ёлочных игрушек: фонарик, снежинка, гирлянда и т.д. Изготовление кормушек для птиц. Изготовление игрушек для игры «Больница». | Бумага рисовальная, чертежная – ее использование. Свойства бумаги: плотность, прочность. Картон, его свойства: ломкость, плотность, отношение к влаге. Приемы резания тонкого картона ножницами. | Разметка деталей по шаблону. Резание бумаги и картона ножницами. Склеивание. | Изготовление ёлочных игрушек, кормушек для птиц, игрушек для игры «Больница». Экономное расходование материала. Оформление изделий (по образцу, с внесением отдельных изменений, по замыслу, по условиям). |
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Личная гигиена и гигиена жилища. Самообслуживание.
Формы занятий: практическое выполнение изделий, беседа, ролевая игра, подвижная игра, экскурсии в библиотеку, по школе, просмотр компьютерных презентаций «Мойдодыр»;
Основные методы - по источникам получения знаний: практические, словесные, наглядные;
в зависимости от основных дидактических задач - методы приобретения знаний, формирования умений и навыков, по характеру руководства мыслительной деятельностью учащихся - объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, по организации учебно-воспитательного процесса: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный связаны с усвоением готовых знаний, которые сообщаются учителем и затем воспроизводятся учащимися.
Им соответствуют такие приемы, как поэтапный показ выполнения работ учителем, рассказ, объяснение, демонстрация видеофильмов, презентаций.
Одним из видов деятельности учащихся также является поисково-исследовательский.
Большое внимание в этом модуле уделяется практическим работам.
Дидактический материал, техническое оснащение занятий:
Раздаточный материал на занятия: салфетки, столовые приборы, цветная бумага, книги и т.д.
Форм подведения итогов: конкурс рисунков, тестирование по теме.
Растения в доме. Выращивание цветочно-декоративных растений.
Формы занятий: практические работы, объяснения учителя, экскурсии по школьному двору, в теплицу школы, конкурсы;
Основные методы организации учебно-воспитательного процесса демонстрация и иллюстрация, в этом блоке удачно сочетаются с практическими методами обучения.
Остаются также такие методы, как объяснительно-иллюстративный, репродуктивный и поисково-исследовательский. Им соответствуют такие приемы, направленные на практическое выполнение заданий учениками: уход за комнатными растениями, черенкование, посадка луковиц и т.д.
Задача учителя состоит в том, чтобы приучать первоклассников к самостоятельному выполнению отдельных элементов практического задания.
Дидактический материал, техническое оснащение занятий:
Комнатные растения, черенки растений, луковицы тюльпанов, гиацинтов и т.д., цветочные горшки, садовый инвентарь;
Формы подведения итогов: выращивание растений из черенков, семян, луковиц, выставки работ учащихся, проверка знаний учащихся по теме, соревнования.
Работа с природным материалом
Формы занятий: практические работы, конкурсы, рассказ учителя, экскурсия по школьному двору, в теплицу школы.
Основные методы организации учебно-воспитательного процесса: методы демонстрации и иллюстрации сочетаются с практическими методами обучения.
Остаются также такие методы, как объяснительно-иллюстративный, репродуктивный и поисково-исследовательский. Им соответствуют приемы, направленные на практическое выполнение заданий учениками: работа по шаблону, вырезание, приклеивание, составление букетов;
Задача учителя состоит в том, чтобы приучать первоклассников к самостоятельному выполнению отдельных элементов практического задания.
Дидактический материал, техническое оснащение занятий:
Природный материал, ножницы, клей, бумага и т.д.
Формы подведения итогов: правильное выполнение заданий по образцу, выставки работ уч-ся.
Обработка бумаги и картона
Формы занятий: практические выполнение изделия из бумаги, беседа и объяснение учителя.
Основные методы организации учебно-воспитательного процесса связаны с практическими методами обучения. Остаются также такие методы, как объяснительно-иллюстративный, репродуктивный и поисково-исследовательский. Им соответствуют приемы, направленные на практическое выполнение заданий учениками: работа по шаблону, вырезание, приклеивание, составление композиций;
Дидактический материал, техническое оснащение занятий:
Ножницы, клей, бумага, картон и т.д.
Формы подведения итогов: правильное выполнение заданий по образцу, инструкционной карте, выставка работ учащихся.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Литература, используемая педагогом для разработки программы и организации образовательного процесса:
1. Программа по Технологии 1—4 классы Науч. рук. Ю. Л. Хотунцев – докт. физ. - мат. наук, проф. МПГУ; В. Д. Симоменко — член-корр. РАО, докт. пед. наук, проф. Брянского ГПИ, 2006.
2. Н.Я. Дмитриева Мы и окружающий мир - М.: Учебная литература, 2004.
3. Методика ознакомления детей с природой в детском саду под ред. П.Г. Саморуковой, М.: Просвещение, 1998.
4. В союзе с природой. Эколого-природоведческие игры-занятия с детьми. Под ред. Греховой Л.И., Ставрополь, 1998.
5. Малые формы работы С. Афанасьев, А Тимонин, Л. Тимонина – М.: «Вариант», 2000.
6. . Молодова Л.П. Игровые экологические занятия с детьми - Минск, 1996.
7. Т.А.Маркова Воспитание трудолюбия у дошкольников - Москва: Просвещение, 1998.
8. С. Стейнберг Смастерим из бумаги – Таллин: «Валгус», 1998.
9. Журнал «Начальная школа» №10 1995 г.
10. Газета «Начальная школа» 3 36 2005 г.
11. Природоведение. 5 кл. Материалы к урокам (стихи, викторины, кроссворды) – Волгоград, – Изд. Учитель, 2008.
12. Экологические сказки. Пособие для учителей. 1–6 кл. – Волгоград, Изд. Учитель, 2007.
13. Экскурсии в природу по югу России. Осень 1-4 кл. – Волгоград, Изд. Учитель, 2008.
14. Экскурсия в природу по югу России. Весна. 1–4 кл. – Волгоград, Изд. Учитель, 2008.
15. Как человек исследует, изучает природу. 2–3 кл. (для проведения уроков, внеклассной и кружковой работы) – Волгоград, Изд. Учитель, 2008.
16. Энциклопедия комнатных растений авт. сост. С.Л. Быховец – М.: АСТ,2000.
17. Комнатные растения мини-энциклопедия: пер. с итал. - М.: АСТ, 2006.
Литература, рекомендуемая для детей и родителей по данному спецкурсу:
1. Хоровод- круглый год (инсценировки, песни, танцы; для д. /садов) – Волгоград, Изд. Учитель, 2006.
2. От осени до лета (стихи, загадки, пословицы, православные праздники, народные обычаи и поверья для д. /садов) - М.: Просвещение, 1998.
3. В гости праздник к нам пришел - М.: Просвещение, 2000.
4. Иванова С. Н. Всё о цветах - Волгоград, Изд. Учитель, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Спешите делать добрые дела"
Я создала этот классный час для того чтобы учащиеся были добрее и умели совершатьдобрые поступки....
Конспект классного часа в 1 классе "Мы умеем делать добрые дела"
Классный час был проведен в 1 классе совместно с учителем православной культуры. На занятии рассматривалось понятие "добродетель". Занятие проходило в форме живого общения с детьми в сочетании с актив...
Агитбригада "Делай доброе дело"
Ребята выступали на районном слете волонтеров "Нести добро и радость людям"....
Классный час "Спешите делать добрые дела"
Классный час "Спешите делать добрые дела" для 4 класса...
Долгосрочный проект "Спешите делать добрые дела"
Цель:создание условий для воспитания бережного отношения к природе как необходимого условия нравственного воспитания; вызвать желание совершать добрые поступки....
Рабочая программа «Добрые дела - добрые сердца»
Процесс социализации ребенка, его формирования и развития, становления как личности происходит во взаимодействии с окружающей средой, которая оказывает на этот процесс решающее влияние....