Рабочая программа "Азбука добра"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа «Азбука добра» составлена на основе программы для внеурочной деятельности младших школьников духовно-нравственного направления «Этика: азбука добра» И.С.Хомяковой, В.И.Петровой в соответствии с требованиями ФГОС.
Необходимость нравственного образования в школе, начиная с начальных классов, основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки. Нравственное взросление младших школьников связано, прежде всего, с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы общения – наиболее интересны для детей данного возраста.
Основная цель – формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, основ мировоззрения и самовоспитания.
Задачи:
- развитие личности, обладающей качествами воспитанного человека– добротой, честностью, бережливостью, аккуратностью, трудолюбием, ответственностью;
- расширение знаний о нормах и правилах отношений со сверстниками, родными и близкими и просто окружающими людьми;
- воспитание уважения к людям, традициям;
- усвоение норм и правил поведения в школе, на улице, в общественных местах.
Общая характеристика
Нравственное развитие личности школьника как приоритетная цель начальной школы предполагает организацию нравственного образования младших школьников как в процессе изучения учебных предметов («Литературное чтение», «Окружающий мир», «Основы духовно-нравственной культуры народов России»), так и во внеурочной деятельности школьников в форме факультатива «Краски жизни».
Принцип гуманизмалежит в основе отбора содержания нравственного образования, методов его реализации в учебно-воспитательном процессе. Оно направлено, прежде всего, на развитие нравственного сознания как основы морального поведения, его мотивации, эмоциональной отзывчивости; на формирование умения осуществлять нравственный выбор.
Для этого используются разнообразные методы работы с детьми:
- личностно - направленные, когда содержание становится актуальным для каждого ребёнка;
- стимулирующие, когда через диалог поддерживается свобода высказываний, что способствует раскованности, пробуждению у детей интереса к нравственным проблемам и созданию общественного мнения;
- развивающиенравственное сознание;
- активизирующие, пробуждающие творческие способности личности, его эмоциональную сферу.
Содержание ориентировано на игровые, творческие формы, проектную деятельность, работу с фольклорной и художественной литературой. Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребёнка представления о внутреннем мире человека: его переживаниях, мотивах, сопровождающих выбор действия и являющихся двигателями поступков. Всё это в реальной жизни скрыто от внимания ребёнка, а использование художественного произведения позволит учителю использовать эмоционально образную форму народных произведений и художественной детской литературы в целях развития личностно значимого поведения.
Описание места учебного курса в плане.
Программа «Краски жизни» рассчитана на учащихся 1-4 классов. Занятия проводятся один раз в неделю. Во 2-4 классах всего 34часа в год. В 1 классе всего 33 часа в год.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
Содержание программы раскрывает правила нравственного поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка, т.е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятности). Развитие нравственного сознания младшего школьника идёт от класса к классу в следующей логике:
1 класс. Развитие способности увидеть нравственную ситуацию. Осознание нравственных правил как ориентира поступка: ситуация – поведение – правило; от правила – к поведению. Оценка нравственных поступков.
2 класс:Внутреннее принятие правил и норм нравственного поведения. Стремление к выполнению норм. Переход от социального контроля (учитель, родители, дети) к самоконтролю. Формирование у детей понимания, что их нравственное взросление идёт от поступка к нравственным качествам на основе правил.
3 класс. Ознакомление с внутренней сутью нравственного поступка – мотивом. Третьеклассники подводятся к пониманию ответственности за выбор поведения, ознакомлению с нравственными качествами человека, формирующимися на основе поведения по нравственным нормам.
4 класс. Систематизация, обобщение работы по осмыслению мотивов поведения, качеств личности, нравственного выбора. Норма как стимул нравственного поведения и опора торможения нежелательных (безнравственных) действий.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
В процессе освоения материалов ученик получает знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника. Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, младшие школьники начинают осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда. Обсуждение сказок, их инсценировка; обсуждение произведений художественной литературы – всё это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых (понятия добра и зла, значение «слов вежливости», правил вежливого поведения и их мотивации), развитие их эмоционального восприятия. Система вопросов и заданий, носящая диагностический и тренинговый характер, позволяет решать задачи самооценки и самопроверки, повторять, уточнять и формировать начальные нравственные представления, знакомить с нравственными понятия (например, «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой ситуации?Как её изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни?»).
Для овладения метапредметными результатами (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей) в материалах содержатся упражнения, способствующие активизации интеллектуальной деятельности учащихся. В них предлагается установить соответствие поступков нравственным правилам; сопоставить, сравнить героев, их поведение; классифицировать материал по разным основаниям (определить группы пословиц по теме – о добре, трудолюбии, отношении к учёбе); сравнить иллюстрации с текстом для определения эмоционального состояния героев.
В целях формирования коммуникативных УУД (ведение диалога, признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения; уважительное восприятие других точек зрения) в материалах для занятий представлены задания, их формирующие. Так, с учащимися организуются коллективные обсуждения, предлагаются вопросы «открытого» типа, например: «Почему?.. Как?..», которые помогают детям высказывать свою точку зрения, выслушать мнение одноклассников, т.е. работать коллективно или в группах, парах, а также задания на выбор ответа, альтернативного решения и др. Использование художественной литературы и работа в библиотеке помогает обучаемым учиться использовать различные способы поиска информации в библиотеке, Интернете. Тематика заданий этой рубрики позволяет учащимся научиться работать в библиотечном пространстве с целью решения информационных и коммуникативных задач.
К 4-ому классу учащиеся полностью умеют ориентироваться в школьной библиотеке, находить нужную информацию по нравственной тематике с помощью различных каталогов.
Учебно - тематическое планирование
Класс | № | Название разделов | Количество часов | |||
Теория | Практика | Всего | ||||
1 класс | 1 | Школьный этикет | 4 | 2 | 6 | |
2 | Правила общения | 5 | 6 | 11 | ||
3 | О трудолюбии | 3 | 2 | 5 | ||
4 | Культура внешнего вида | 3 | 2 | 5 | ||
5 | Внешкольный этикет | 3 | 3 | 6 | ||
Итого: | 18 | 15 | 33 |
2 класс | 1 | Школьный этикет | 4 | 3 | 7 |
2 | Правила общения | 4 | 3 | 7 | |
3 | О трудолюбии | 5 | 3 | 8 | |
4 | Культура внешнего вида | 4 | 2 | 6 | |
5 | Внешкольный этикет | 4 | 2 | 6 | |
Итого: | 21 | 13 | 34 |
3 класс | 1 | Школьный этикет | 2 | 2 | 4 |
2 | Правила общения | 5 | 4 | 9 | |
3 | О трудолюбии | 3 | 3 | 6 | |
4 | Культура внешнего вида | 3 | 2 | 5 | |
5 | Внешкольный этикет | 6 | 4 | 10 | |
Итого: | 19 | 15 | 34 | ||
4класс | 1 | Школьный этикет | 3 | 4 | 7 |
2 | Правила общения | 3 | 4 | 7 | |
3 | О трудолюбии | 4 | 3 | 7 | |
4 | Культура внешнего вида | 3 | 3 | 6 | |
5 | Внешкольный этикет | 4 | 4 | 7 | |
Итого: | 17 | 17 | 34 | ||
Итого: | 73 | 62 | 135 |
Содержание учебного курса
Школьный этикет (понятие об основных правилах поведения в школе).
Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход вшколу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество.
Школьные перемены как время активного отдыха, игры.
Поведение в столовой, правила поведения за столом.
Универсальные учебные действия:
- воспроизводитьправила поведения в конкретной жизненной ситуации.
- оцениватьсвоё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене).
Правила общения (взаимоотношения с другими людьми).
Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков при помощи художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям ситуаций жизни (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике «вежливых» слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими.
Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения кродителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, безконфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины).
Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), их оценивание.
Универсальные учебные действия:
- использовать в речи слова вежливости.
- участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания.
- высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений).
- создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный), описывать сюжетную картинку (серию).
- оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты.
- самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.
О трудолюбии.
Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника, виды труда детей в школе и дома (начальные представления).Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная ценность человека.
Элементы культуры труда. Стимулирование оценки учащихся собственного отношения к труду. Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей.
Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности).
Анализ и оценка своих действий во время приготовления уроков, труда, дежурства.
Универсальные учебные действия:
- проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его.
- оценивать свои действия по подготовке домашних заданий, труда, дежурств.
Культура внешнего вида.
Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке.
Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия.
Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации.
Универсальные учебные действия:
- воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях.
- оценивать внешний вид человека.
Внешкольный этикет.
Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте, во время прогулок): уступит место маленьким и пожилым, за причинённые неудобства, неприятности надо извиниться.
Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым, доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «Вы», говорить «спасибо» и «пожалуйста» и.д.
Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке, театре и т.д.): не мешать другим людям, соблюдать очередь, чётко и громко высказывать обращение, просьбу.
Универсальные учебные действии:
- использовать доброжелательный тон в общении.
- оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах.
Требования к уровню подготовки учащихся:
Должны знать:
- правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой.
- приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество.
- школьные перемены как время активного отдыха, игры.
- поведение в столовой, правила поведения за столом.
- доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим;
- добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к родителям, близким (конкретные жизненные ситуации).
- практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без конфликтов.
- пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины).
- нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), оценка ситуации.
- элементы культуры труда.
- стимулирование оценки учащимися собственного отношения к труду.
- способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей.
- пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности).
- правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия.
- оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации.
Должны уметь:
- воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации;
- оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене).
- использовать в речи слова вежливости;
- участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания;
- высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений);
- создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный);
- описывать сюжетную картинку (серию);
- оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты;
- самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.
- проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его;
- оценивать свои действия во время уроков, дежурств.
- воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях;
- оценивать внешний вид человека.
- использовать доброжелательный тон в общении;
- оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах.
Содержание тем курса:
1 класс.
№ п/п | Наименованиераздела | Кол-во часов | Универсальные учебные действия |
1 | Школьный этикет | 6 | |
1 | Мы пришли на урок | 2 | Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество. Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков с помощью художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям жизненных ситуаций (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике вежливых слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими. Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника; виды труда детей в школе и дома (начальные представления). Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке. Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. |
2 | Зачем нужны перемены? | 2 | |
3 | Мы в школьной столовой. | 2 | |
Правила общения | 11 | ||
4 | Зачем нужны вежливые слова (доброжелательность)? | 3 | |
5 | Мои товарищи: вежливое обращение к сверстникам. | 2 | |
6 | Мой учитель. | 2 | |
7 | Думай о других: сочувствие, как его выразить? | 2 | |
8 | Моя семья. | 2 | |
О трудолюбии | 5 | ||
9 | Что помогает учиться лучше (старательность)? | 1 | |
10 | Как мы трудимся: в школе и дома. | 3 | |
11 | Бережливость: каждой вещи своё место (береги свои школьные вещи). | 1 | |
Культура внешнего вида | 5 | ||
12 | Основные правила Мойдодыра. | 2 | |
13 | Каждой вещи своё место. | 3 | |
Внешкольный этикет | 6 | ||
14 | Правила поведения на улице, в транспорте. | 4 | |
15 | «Спасибо» и «пожалуйста». | 2 | |
Итого: | 33 ч. |
Содержание тем курса:
2 класс.
№ п/п | Наименование раздела | Кол-во часов | Универсальные учебные действия |
1 | Школьный этикет | 7 | |
1 | Дисциплина в школе и классе. | 2 | Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество. Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков с помощью художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям жизненных ситуаций (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике вежливых слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими. Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника; виды труда детей в школе и дома (начальные представления). Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке. Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. |
2 | В библиотеке: люби книгу. | 2 | |
3 | Твоя школа, твой класс: соблюдение чистоты и порядка. | 3 | |
Правила общения | 7 | ||
4 | Сопереживание, помощь друзьям. | 3 | |
5 | Дал слово — держи его. | 2 | |
6 | Диалоги со сверстниками. | 2 | |
О трудолюбии | 8 | ||
7 | Учусь всё делать сам. | 2 | |
8 | Взаимопомощь дома и в школе. | 3 | |
9 | Беречь результаты труда. | 3 | |
Культура внешнего вида | 6 | ||
10 | Правила личной гигиены | 3 | |
11 | Бережное отношение к своей одежде. | 3 | |
Внешкольный этикет | 6 | ||
12 | Правила поведения в общественных местах. | 4 | |
13 | Бережное отношение к природе. | 2 | |
Итого : | 34 ч. |
Содержание тем курса:
3 класс.
№ п/п | Наименованиераздела | Кол-во часов | Универсальные учебные действия |
1 | Школьный этикет | 7 | |
1 | Взаимопомощь: учёба и труд. | 3 | Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество. Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков с помощью художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям жизненных ситуаций (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике вежливых слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими. Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника; виды труда детей в школе и дома (начальные представления). Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке. Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. |
2 | Школьное имущество надо беречь. | 4 | |
Правила общения | 6 | ||
3 | Время надо беречь. | 2 | |
4 | Слово лечит, слово ранит. | 2 | |
5 | Я и мои друзья (справедливость, коллективизм). | 2 | |
О трудолюбии | 8 | ||
6 | Труд кормит, а лень портит. | 4 | |
7 | Как организовать свой труд. | 4 | |
Культура внешнего вида | 6 | ||
8 | Уход за своими вещами. | 3 | |
9 | Одежда будничная и праздничная. | 3 | |
Внешкольный этикет | 7 | ||
10 | Разговор по телефону. | 2 | |
11 | Поведение в гостях. | 2 | |
12 | Я пишу письмо. | 1 | |
13 | Поведение на природе. | 2 | |
Итого : | 34 ч. |
Содержание тем курса:
4 класс.
№ п/п | Наименованиераздела | Кол-во часов | Универсальные учебные действия |
1 | Школьный этикет | 7 | |
1 | Отношение к учителю, одноклассникам, окружающим. | 3 | Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество. Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков с помощью художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям жизненных ситуаций (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике вежливых слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими. Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника; виды труда детей в школе и дома (начальные представления). Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке. Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. |
2 | Забота о младших. | 2 | |
3 | Самоконтроль: оценка, самооценка, самоконтроль. | 2 | |
Правила общения | 7 | ||
4 | Игра «Город вежливости» | 3 | |
5 | Вежливый ли я дома? | 4 | |
О трудолюбии | 7 | ||
6 | Культура физического и умственного труда. | 3 | |
7 | Золотые руки. | 2 | |
8 | Герои труда. | 2 | |
Культура внешнего вида | 6 | ||
9 | Что такое культура внешнего вида? | 2 | |
10 | Одежда и осанка. | 2 | |
11 | Вежливость и внешний вид | 2 | |
Внешкольный этикет | 7 | ||
12 | Готовимся к празднику. | 3 | |
13 | Осваиваем правило «так нельзя» | 4 | |
Итого : | 34 ч. |
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ:
1. Голованов В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования : учеб.пособие. — М. :Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС,2004.
2. Казаренков В.И. Основы педагогики: интеграция урочных и внеурочных занятий школьников: учеб.пособие. — М.: Логос, 2003.
3. Михайлова Е.В.Формирование нравственных ценностей у младших школьников во внеурочной деятельности. — М.: Экон-Информ, 2009.
4. Организация и развитие ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении : учебно - методическое пособие / под общ.ред. А.С. Прутченкова– М. : Изд. дом «Новый учебник», 2003.
МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
- Компьютер, проектор;
- музыкальная фонотека;
- диски с мультфильмами и детскими кинофильмами.
- памятки для каждого ученика,
- художественные рисунки и иллюстрации, плакаты,
- художественная литература,
- настольные игры, предметы, необходимые для конкурсов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности: "Этика: азбука добра"
Программа расчитана на учеников 1 классов....
Сценарий урока в курсе "Основы светской этики" 4 класс ("Перспектива") по теме "Добро и зло" (2 урок "Как отличить добро от зла? Где граница добра и зла?")
Второй урок по теме "Добро и зло" из курса ОРКСЭ ("Перспектива"), проводимый в 4 классе....
Рабочая программа: Добрый мир (1-3 класс).
Рабочие программы по внеурочной деятельности....
Методическая разработка "Интеграция духовно-нравственного образования и воспитания учащихся начальной школы через реализацию проекта "Добро - это ты! Добро - это я! Добро это общая наша земля!""
Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны понима...
Рабочая программа по внеурочной деятельности по курсу «Добрая сказка» о добрых качествах: для занятий с детьми младшего школьного возраста
Рабочая программа по внеурочной деятельности по курсу«Добрая сказка»о добрых качествах: для занятий с детьми младшего школьного возраста...
Рабочая программа "Доброе слово" по дополнительному образованию
Актуальность данной программы заключается в том, что духовно-нравственное воспитание гармонизирует и развивает все духовные способности человека. Нравственные чувства детей играют огромную роль в их ж...
Рабочая программа «Добрые дела - добрые сердца»
Процесс социализации ребенка, его формирования и развития, становления как личности происходит во взаимодействии с окружающей средой, которая оказывает на этот процесс решающее влияние....