Рабочая программа "Азбука добра"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Миленченко Алла Федоровна

Рабочая программа "Азбука добра"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_etika_azbuka_dobra.docx49.73 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа «Азбука добра» составлена на основе программы для внеурочной деятельности младших школьников  духовно-нравственного направления «Этика: азбука добра»  И.С.Хомяковой, В.И.Петровой в соответствии с требованиями ФГОС.

Необходимость нравственного образования в школе, начиная с начальных классов, основывается на потребности общества в нравственно зрелой личности, способной следовать принятым в социуме нормам и правилам общения, нести моральную ответственность за свои действия и поступки. Нравственное взросление младших школьников связано, прежде всего, с тем, что идеи добра и справедливости, проблемы общения – наиболее интересны для детей данного возраста.

Основная цель – формирование у детей нравственных ориентиров при построении деятельности, общения и взаимоотношений, основ мировоззрения и самовоспитания.

Задачи:

  • развитие личности, обладающей качествами  воспитанного человека– добротой, честностью,  бережливостью, аккуратностью, трудолюбием, ответственностью;
  • расширение знаний о нормах и правилах отношений со сверстниками, родными и близкими и просто окружающими людьми;
  • воспитание уважения к людям, традициям;
  • усвоение норм и правил поведения в школе, на улице, в общественных местах.

Общая характеристика

        Нравственное развитие личности школьника как приоритетная цель начальной школы предполагает организацию нравственного образования младших школьников как в процессе изучения учебных предметов («Литературное чтение», «Окружающий мир», «Основы духовно-нравственной культуры народов России»), так и во внеурочной деятельности школьников в форме факультатива «Краски жизни».

Принцип гуманизмалежит в основе отбора содержания нравственного образования, методов его реализации в учебно-воспитательном процессе. Оно направлено, прежде всего, на развитие нравственного сознания как основы морального поведения, его мотивации, эмоциональной отзывчивости; на формирование умения осуществлять нравственный выбор.

Для этого используются разнообразные методы работы с детьми:

  • личностно - направленные, когда содержание становится актуальным для каждого ребёнка;
  • стимулирующие, когда через диалог поддерживается свобода высказываний, что способствует раскованности, пробуждению у детей интереса к нравственным проблемам и созданию общественного мнения;
  • развивающиенравственное сознание;
  • активизирующие, пробуждающие творческие способности личности, его эмоциональную сферу.

Содержание ориентировано на игровые, творческие формы, проектную деятельность, работу с фольклорной и художественной литературой. Это позволяет в яркой форме довести до сознания ребёнка представления о внутреннем мире человека: его переживаниях, мотивах, сопровождающих выбор действия и являющихся двигателями поступков. Всё это в реальной жизни скрыто от внимания ребёнка, а использование художественного произведения позволит учителю использовать эмоционально образную форму народных произведений и художественной детской литературы в целях развития личностно значимого поведения.


Описание места учебного курса в плане.

Программа «Краски жизни» рассчитана на учащихся 1-4 классов. Занятия проводятся  один раз в неделю. Во 2-4 классах всего 34часа в год. В 1 классе всего 33 часа в год.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.

Содержание программы раскрывает правила нравственного поведения и тот внутренний механизм, который определяет их сущность (потребность выполнять правила на основе понимания их необходимости; мотивация поведения, поступка, т.е. желание, стремление делать людям добро и не причинять зла, неудобства, неприятности). Развитие нравственного сознания младшего школьника идёт от класса к классу в следующей логике:

        1 класс. Развитие способности увидеть нравственную ситуацию.  Осознание нравственных правил как ориентира поступка: ситуация – поведение – правило; от правила – к поведению. Оценка нравственных поступков.

        2 класс:Внутреннее принятие правил и норм нравственного поведения. Стремление к выполнению норм. Переход от социального контроля (учитель, родители, дети) к самоконтролю. Формирование у детей понимания, что их нравственное взросление идёт от поступка к нравственным качествам на основе правил.

        3 класс. Ознакомление с внутренней сутью нравственного поступка – мотивом. Третьеклассники подводятся к пониманию ответственности за выбор поведения, ознакомлению с нравственными качествами человека, формирующимися на основе поведения по нравственным нормам.

        4 класс. Систематизация, обобщение работы по осмыслению мотивов поведения, качеств личности, нравственного выбора. Норма как стимул нравственного поведения и опора торможения нежелательных (безнравственных) действий.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса

В процессе освоения материалов ученик получает знания о характере взаимоотношений с другими людьми, что становится предпосылкой воспитания доброжелательного и заботливого отношения к людям, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, сочувствия, толерантности, формирования нравственного сознания младшего школьника. Знакомясь с нравственным содержанием пословиц о добре, труде, учении, младшие школьники начинают осознавать базовые гуманистические ценности, характер отношений между людьми, необходимость бережного отношения к людям и предметам их труда. Обсуждение сказок, их инсценировка; обсуждение произведений художественной литературы – всё это нацелено на воспитание первоначальных этических представлений обучаемых (понятия добра и зла, значение «слов вежливости», правил вежливого поведения и их мотивации), развитие их эмоционального восприятия. Система вопросов и заданий, носящая диагностический и тренинговый характер, позволяет решать задачи самооценки и самопроверки, повторять, уточнять и формировать начальные нравственные представления, знакомить с нравственными понятия (например, «Что такое добрый поступок?», «Какой нравственный выбор сделал герой?», «Что можно посоветовать в этой ситуации?Как её изменить?», «Бывает ли так в реальной жизни?»).         

Для овладения метапредметными результатами (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификация по родовидовым признакам, установление аналогий и причинно-следственных связей) в материалах содержатся упражнения, способствующие активизации интеллектуальной деятельности учащихся. В них предлагается установить соответствие поступков нравственным правилам; сопоставить, сравнить героев, их поведение; классифицировать материал по разным основаниям (определить группы пословиц по теме – о добре, трудолюбии, отношении к учёбе); сравнить иллюстрации с текстом для определения эмоционального состояния героев.

        В целях формирования коммуникативных УУД (ведение диалога, признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражение своего мнения и аргументация своей точки зрения; уважительное восприятие других точек зрения) в материалах для занятий представлены задания, их формирующие. Так, с учащимися организуются коллективные обсуждения, предлагаются вопросы «открытого» типа, например: «Почему?.. Как?..», которые помогают детям высказывать свою точку зрения, выслушать мнение одноклассников, т.е. работать коллективно или в группах, парах, а также задания на выбор ответа, альтернативного решения и др. Использование художественной литературы и работа в библиотеке помогает обучаемым учиться использовать различные способы поиска информации в библиотеке, Интернете. Тематика заданий этой рубрики позволяет учащимся научиться работать в библиотечном пространстве с целью решения информационных и коммуникативных задач.

К 4-ому классу учащиеся полностью умеют ориентироваться в школьной библиотеке, находить нужную информацию по нравственной тематике с помощью различных каталогов.

Учебно - тематическое планирование

Класс

Название разделов

Количество часов

Теория

Практика

Всего

 1 класс

1

Школьный этикет

4

2

6

2

Правила общения

5

6

11

3

О трудолюбии

3

2

5

4

Культура внешнего вида

3

2

5

5

Внешкольный этикет

3

3

6

Итого:

18

15

33

 2 класс

1

Школьный этикет

4

3

7

2

Правила общения

4

3

7

3

О трудолюбии

5

3

8

4

Культура внешнего вида

4

2

6

5

Внешкольный этикет

4

2

6

Итого:

21

13

34

3 класс

1

Школьный этикет

2

2

4

2

Правила общения

5

4

9

3

О трудолюбии

3

3

6

4

Культура внешнего вида

3

2

5

5

Внешкольный этикет

6

4

10

Итого:

19

15

34

4класс

1

Школьный этикет

3

4

7

2

Правила общения

3

4

7

3

О трудолюбии

4

3

7

4

Культура внешнего вида

3

3

6

5

Внешкольный этикет

4

4

7

Итого:

17

17

34

Итого:

73

62

135


Содержание учебного курса

Школьный этикет (понятие об основных правилах поведения в школе).

Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход вшколу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество.

Школьные перемены как время активного отдыха, игры.

Поведение в столовой, правила поведения за столом.

Универсальные учебные действия:

- воспроизводитьправила поведения в конкретной жизненной ситуации.

- оцениватьсвоё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене).

Правила общения (взаимоотношения с другими людьми).

Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков при помощи художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям ситуаций жизни (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике «вежливых» слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими.

Доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим; добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения кродителям, близким (конкретные жизненные ситуации). Практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, безконфликтов. Пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины).

Нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), их оценивание.

Универсальные учебные действия:

 - использовать в речи слова вежливости.

 - участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по обсуждаемой теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания.

- высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений).

- создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный), описывать сюжетную картинку (серию).

- оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты.

- самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.

О трудолюбии.

Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника, виды труда детей в школе и дома (начальные представления).Прилежание и старательность в учении и труде. Трудолюбие как главная ценность человека.

Элементы культуры труда. Стимулирование оценки учащихся собственного отношения к труду. Способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей.

Пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности).

Анализ и оценка своих действий во время приготовления уроков, труда, дежурства.

Универсальные учебные действия:

- проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его.  

- оценивать свои действия по подготовке домашних заданий, труда, дежурств.

Культура внешнего вида.

Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке.

Правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия.

Оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации.

Универсальные  учебные действия:

  • воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в  практических и жизненных ситуациях.
  • оценивать внешний вид человека.

Внешкольный этикет.

Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека. Особенности вежливого поведения в разных жизненных ситуациях (на улице, в транспорте, во время прогулок): уступит место маленьким и пожилым, за причинённые неудобства, неприятности надо извиниться.

Правила вежливости в общении с ближайшим окружением: здороваться первым, доброжелательно отвечать на вопросы; взрослых называть на «Вы», говорить «спасибо» и «пожалуйста» и.д.

Правила поведения в общественных местах (в магазине, библиотеке, театре и т.д.): не мешать другим людям, соблюдать очередь, чётко и громко высказывать обращение, просьбу.

Универсальные учебные действии:

- использовать доброжелательный тон в общении.

- оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах.

Требования к уровню подготовки учащихся:

Должны знать:

  • правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой.
  • приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество.
  • школьные перемены как время активного отдыха, игры.
  • поведение в столовой, правила поведения за столом.
  • доброе, терпимое отношение к сверстнику, другу, младшим;
  • добрые и вежливые отношения в семье, проявление элементарного уважения к родителям, близким (конкретные жизненные ситуации).
  • практическое знакомство с правилами коллективных игр, позволяющих играть дружно, без конфликтов.
  • пути выхода из конфликтной ситуации (преодоление ссор, драк, признание своей вины).
  • нравственное содержание ситуации (литературной, жизненной), оценка ситуации.
  • элементы культуры труда.
  • стимулирование оценки учащимися собственного отношения к труду.
  • способы бережного отношения к вещам, созданным трудом других людей.
  • пути и способы преодоления лени, неумения трудиться (избавление от неорганизованности, недисциплинированности).
  • правила опрятности и их значение для здоровья, уважения окружающих, собственного хорошего самочувствия.
  • оценка внешнего вида человека, критерии такой оценки: аккуратность, опрятность, удобство, соответствие ситуации.

Должны уметь:

  • воспроизводить правила поведения в конкретной жизненной ситуации;
  • оценивать своё поведение и поведение окружающих (на уроке, на перемене).
  • использовать в речи слова вежливости;
  • участвовать в диалоге: высказывать свои суждения по теме, анализировать высказывания собеседников, добавлять их высказывания;
  • высказывать предположение о последствиях недобрых поступков (в реальной жизни, героев произведений);
  • создавать по иллюстрации словесный портрет героя (положительный, отрицательный);
  • описывать сюжетную картинку (серию);
  • оценивать адекватно ситуацию и предотвращать конфликты;
  • самостоятельно формулировать правила коллективной игры, работы.
  • проводить хронометраж дня, анализировать свой распорядок дня, корректировать его;
  • оценивать свои действия во время уроков, дежурств.
  • воспроизводить основные требования к внешнему виду человека в практических и жизненных ситуациях;
  • оценивать внешний вид человека.
  • использовать доброжелательный тон в общении;
  • оценивать характер общения (тон, интонацию, лексику), поведения в общественных местах.

Содержание тем курса:

1 класс.

п/п

Наименованиераздела

Кол-во

часов

Универсальные учебные действия

1

Школьный этикет

6

1

Мы пришли на урок

2

Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество.

Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков с помощью художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям жизненных ситуаций (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике вежливых слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими. Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника; виды труда детей в школе и дома (начальные представления). Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность

в человеке. Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека.

2

Зачем нужны перемены?

2

3

Мы в школьной столовой.

2

Правила общения

11

4

Зачем нужны вежливые слова (доброжелательность)?

3

5

Мои товарищи: вежливое обращение к сверстникам.

2

6

Мой учитель.

2

7

Думай о других: сочувствие, как его выразить?

2

8

Моя семья.

2

О трудолюбии

5

9

Что помогает учиться лучше (старательность)?

1

10

Как мы трудимся: в школе и дома.

3

11

Бережливость: каждой вещи своё место (береги свои школьные

вещи).

1

Культура внешнего вида

5

12

Основные правила Мойдодыра.

2

13

Каждой вещи своё место.

3

Внешкольный этикет

6

14

Правила поведения на улице, в транспорте.

4

15

«Спасибо» и «пожалуйста».

2

Итого:

33 ч.

Содержание тем курса:

2 класс.

п/п

Наименование раздела

Кол-во

часов

Универсальные учебные действия

1

Школьный этикет

 7

1

Дисциплина в школе и классе.

2

Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество. Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков с помощью художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям жизненных ситуаций (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике вежливых слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими. Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника; виды труда детей в школе и дома (начальные представления). Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке. Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека.

2

В библиотеке: люби книгу.

2

3

Твоя школа, твой класс: соблюдение чистоты и порядка.

3

Правила общения

7

4

Сопереживание, помощь друзьям.

3

5

Дал слово — держи его.

2

6

Диалоги со сверстниками.

2

О трудолюбии

8

7

Учусь всё делать сам.

2

8

Взаимопомощь дома и в школе.

3

9

Беречь результаты труда.

3

Культура внешнего вида

6

10

Правила личной гигиены

3

11

Бережное отношение к своей одежде.

3

Внешкольный этикет

6

12

Правила поведения в общественных местах.

4

13

Бережное отношение к природе.

2

Итого :

34 ч.

Содержание тем курса:

3 класс.

п/п

Наименованиераздела

Кол-во

часов

Универсальные учебные действия

1

Школьный этикет

7

1

Взаимопомощь: учёба и труд.

3

Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество. Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков с помощью художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям жизненных ситуаций (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике вежливых слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими. Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника; виды труда детей в школе и дома (начальные представления). Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке. Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека.

2

Школьное имущество надо беречь.

4

Правила общения

6

3

Время надо беречь.

2

4

Слово лечит, слово ранит.

2

5

Я и мои друзья (справедливость, коллективизм).

2

О трудолюбии

8

6

Труд кормит, а лень портит.

4

7

Как организовать свой труд.

4

Культура внешнего вида

6

8

Уход за своими вещами.

3

9

Одежда будничная и праздничная.

3

Внешкольный этикет

7

10

Разговор по телефону.

2

11

Поведение в гостях.

2

12

Я пишу письмо.

1

13

Поведение на природе.

2

Итого :

34 ч.

Содержание тем курса:

4 класс.

п/п

Наименованиераздела

Кол-во

часов

Универсальные учебные действия

1

Школьный этикет

7

1

Отношение к учителю, одноклассникам, окружающим.

3

Правила поведения в школе, на уроке, на перемене, в столовой. Приход в школу без опозданий, правильная организация работы на уроке, учебное сотрудничество. Правила вежливости, элементарные представления о добрых и недобрых поступках. Знакомство с образом этих поступков с помощью художественных произведений, сказок, фильмов; посредством анализа близких детям жизненных ситуаций (школьного коллектива, семьи). Активное освоение в речевой и поведенческой практике вежливых слов, их значения в установлении добрых отношений с окружающими. Значение труда в жизни людей. Учение как основной труд и обязанность школьника; виды труда детей в школе и дома (начальные представления). Культура внешнего вида как чистота, опрятность, аккуратность в человеке. Вежливое отношение к людям как потребность воспитанного человека.

2

Забота о младших.

2

3

Самоконтроль: оценка, самооценка, самоконтроль.

2

Правила общения

7

4

Игра «Город вежливости»

3

5

Вежливый ли я дома?

4

О трудолюбии

7

6

Культура физического и умственного труда.

3

7

Золотые руки.

2

8

Герои труда.

2

Культура внешнего вида

6

9

Что такое культура внешнего вида?

2

10

Одежда и осанка.

2

11

Вежливость и внешний вид

2

Внешкольный этикет

7

12

Готовимся к празднику.

3

13

Осваиваем правило «так нельзя»

4

Итого :

34 ч.


ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ:

1. Голованов В.П. Методика и технология работы педагога дополнительного образования : учеб.пособие. — М. :Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС,2004.

2. Казаренков В.И. Основы педагогики: интеграция урочных и внеурочных занятий школьников: учеб.пособие. — М.: Логос, 2003.

3. Михайлова Е.В.Формирование нравственных ценностей у младших школьников во внеурочной деятельности. — М.: Экон-Информ, 2009.

4. Организация и развитие ученического самоуправления в общеобразовательном учреждении : учебно - методическое пособие / под общ.ред. А.С. Прутченкова– М. : Изд. дом «Новый учебник», 2003.

МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  • Компьютер, проектор;
  • музыкальная фонотека;
  • диски с мультфильмами и детскими кинофильмами.
  • памятки для каждого ученика,
  • художественные рисунки и иллюстрации, плакаты,
  • художественная литература,
  • настольные игры, предметы, необходимые для конкурсов.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности: "Этика: азбука добра"

Программа расчитана на учеников 1 классов....

Рабочая программа: Добрый мир (1-3 класс).

Рабочие программы по внеурочной деятельности....

Методическая разработка "Интеграция духовно-нравственного образования и воспитания учащихся начальной школы через реализацию проекта "Добро - это ты! Добро - это я! Добро это общая наша земля!""

Сухомлинский считал, что «незыблемая основа нравственного убеждения закладывается в детстве и раннем отрочестве, когда добро и зло, честь и бесчестье, справедливость и несправедливость доступны понима...

Рабочая программа по внеурочной деятельности по курсу «Добрая сказка» о добрых качествах: для занятий с детьми младшего школьного возраста

Рабочая программа по внеурочной деятельности по курсу«Добрая сказка»о добрых качествах:  для занятий с детьми младшего школьного возраста...

Рабочая программа "Доброе слово" по дополнительному образованию

Актуальность данной программы заключается в том, что духовно-нравственное воспитание гармонизирует и развивает все духовные способности человека. Нравственные чувства детей играют огромную роль в их ж...

Рабочая программа «Добрые дела - добрые сердца»

Процесс социализации ребенка, его формирования и развития, становления как личности происходит во взаимодействии с окружающей средой, которая оказывает на этот процесс решающее влияние....