Урок по светской этике. Стыд, вина и извинение.
презентация к уроку по орксэ (4 класс) на тему
Тема урока | |||||
| |||||
Актуальность данного урока | |||||
Тема стыда, вины и извинения всегда сложна для восприятия, ведь не легко признать свои ошибки и уж тем более просить прощение. В результате это отрицательно сказывается на взаимоотношениях с окружающими. Поэтому важно прививать их людям еще с детских лет, и школа играет в этом процессе неоценимую роль. А учитель на основе примеров и жизненного опыта детей должен показать, насколько важно объективно анализировать свои поступки и признавать собственную вину, а также уважительно относиться к окружающим. | |||||
Цель | |||||
Создать условия для формирования этических норм поведения в обществе и общения друг с другом, развить нравственные ценности учащихся.
| |||||
Задачи |
| ||||
1. Продолжить формирование важнейших нравственных ценностей: стыд, вина, раскаяние, прощение, извинение. 2. Развивать умения анализировать собственные поступки и признавать собственные ошибки, уметь отличать их ложные проявления. 3. Воспитывать уважительное отношение к окружающим. | |||||
Тип урока Место проведения Продолжительность | комбинированный классное помещение 45 минут. | ||||
Оборудование | |||||
Электронное приложение к учебному пособию «Основы религиозных культур и светской этики». Модуль «Основы светской этики» в виде компакт-диска, фонограмма по рассказу Л.Н.Толстого «Косточка», репродукция картины А. Ф. Решетникова «Опять двойка», толковый словарь С. И. Ожегова, мультимедийная презентация на тему «Стыд, вина и извинение», учебник «Основы светской этики. 4-5 кл.», карточки с заданиями. | |||||
Основные термины и понятия | |||||
Стыд, вина, извинение, раскаяние, прощение. | |||||
Виды деятельности | |||||
Беседа, устный рассказ на тему, работа с иллюстрированным материалом, самостоятельная работа, участие в учебном диалоге, групповая работа. | |||||
Ожидаемые результаты | |||||
1. Знакомство со значением понятий: стыд, вина, раскаяние, прощение, извинение. 2.Умение просить прощение, прощать других и отличать стыд от ложного стыда. 3. Уважительное отношение к окружающим. | |||||
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema_uroka._styd_vina_i_izvinenie.doc | 186 КБ |
urok_stydvina.ppt | 1.38 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока | ||
Актуальность данного урока | ||
Тема стыда, вины и извинения всегда сложна для восприятия, ведь не легко признать свои ошибки и уж тем более просить прощение. В результате это отрицательно сказывается на взаимоотношениях с окружающими. Поэтому важно прививать их людям еще с детских лет, и школа играет в этом процессе неоценимую роль. А учитель на основе примеров и жизненного опыта детей должен показать, насколько важно объективно анализировать свои поступки и признавать собственную вину, а также уважительно относиться к окружающим. | ||
Цель | ||
Создать условия для формирования этических норм поведения в обществе и общения друг с другом, развить нравственные ценности учащихся. | ||
Задачи | ||
1. Продолжить формирование важнейших нравственных ценностей: стыд, вина, раскаяние, прощение, извинение. 2. Развивать умения анализировать собственные поступки и признавать собственные ошибки, уметь отличать их ложные проявления. 3. Воспитывать уважительное отношение к окружающим. | ||
Тип урока Место проведения Продолжительность | комбинированный классное помещение 45 минут. | |
Оборудование | ||
Электронное приложение к учебному пособию «Основы религиозных культур и светской этики». Модуль «Основы светской этики» в виде компакт-диска, фонограмма по рассказу Л.Н.Толстого «Косточка», репродукция картины А. Ф. Решетникова «Опять двойка», толковый словарь С. И. Ожегова, мультимедийная презентация на тему «Стыд, вина и извинение», учебник «Основы светской этики. 4-5 кл.», карточки с заданиями. | ||
Основные термины и понятия | ||
Стыд, вина, извинение, раскаяние, прощение. | ||
Виды деятельности | ||
Беседа, устный рассказ на тему, работа с иллюстрированным материалом, самостоятельная работа, участие в учебном диалоге, групповая работа. | ||
Ожидаемые результаты | ||
1. Знакомство со значением понятий: стыд, вина, раскаяние, прощение, извинение. 2.Умение просить прощение, прощать других и отличать стыд от ложного стыда. 3. Уважительное отношение к окружающим. |
План урока
I. Организационный момент……………………….…3 мин.
II. Проверка домашнего задания …………………….4 мин.
III. Актуализация знаний……………………………..2 мин.
IV. Создание проблемной ситуации…………………3 мин.
V. Сообщение темы урока…………………………….1 мин.
VI. Получение новой информации…………………. .20мин.
VII. Закрепление……………………………………….7 мин.
IX. Домашнее задание…………………………………2 мин
VIII. Рефлексия - подведение итогов урока…………..3 мин.
.
Ход урока.
Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и всё нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он всё ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел.
Перед обедом мать сочла сливы и видит, одной нет. Она сказала отцу.
За обедом отец и говорит:
— А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?
Все сказали:
— Нет.
Ваня покраснел, как рак, и сказал тоже:
— Нет, я не ел.
Тогда отец сказал:
— Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо; но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрёт. Я этого боюсь.
Ваня побледнел и сказал:
— Нет, я косточку бросил за окошко.
И все засмеялись, а Ваня заплакал.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Купила мама слив и хотела их дать детям после обеда. Ваня никогда не ел слив и все нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он все ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел. Перед обедом мать сочла сливы и видит, одной нет. Она сказала отцу. За обедом отец и говорит: - А что, дети, не съел ли кто-нибудь сливу? Все сказали: -Нет. Ваня покраснел как рак, и тоже сказал: -Нет, я не ел. Тогда отец сказал: - Что съел кто-нибудь из вас, это не хорошо ; но не в том беда. Беда в том что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрет. Я этого боюсь. Ваня побледнел и сказал: -Нет, я косточку бросил за окошко. И все засмеялись, а Ваня заплакал. Л.Н.Толстой "Косточка"
Что такое стыд? Что такое чувство вины? Когда и как принято извиняться? Стыд, вина и извинение Тема урока
Ф.Решетников. Опять двойка. -Что выражает взгляд матери? Что выражает взгляд сестры? Как она учится? Что можете сказать о младшем брате? - Кто является главным героем? -Какие чувства испытывает мальчик? Как вы думаете, почему? -Какие краски использовал художник, чтобы выразить чувства мальчика?
Что такое стыд? Стыд - чувство сильного смущения от сознания предосудительности поступка, вины перед окружающими. Стыд переживается как неудовлетворенность собой, самоосуждение или самообвинение.
Вина, извинение. Извинение - ключ к примирению. Вина – это переживание человека по поводу своего несоответствия норм, невыполнение долга перед самим собой. Извинение - избавление от чувства. вины перед человеком, которого обидели. Стыд - ответственность перед людьми. Вина - ответственность перед собой.
Стыд Вина Раскаяние Извинение Прощение Собери схему - Стыд связан с переживаниями страха, обиды, вины. - После признания чувства стыда, наступает раскаяние. - Чтобы избавиться от чувства вины, необходимо извиниться. - Когда человек извиняется, наступает прощение.
Делайте это искренне. Не оправдывайте свои действия. Примите обязательство измениться. Выражайте свои извинения осторожно. Будьте готовы к неловкости и неудобству. 5 шагов к правильному извинению А перед кем Вам нужно извиниться сегодня ?
Извиняться надо чаще — это своеобразная культура общения. Улыбайтесь! Приятная улыбка и ваше извинение разрядят любую конфликтную ситуацию. Не употребляйте слово «извините» в возвратной форме, т. е. не говорите — «извиняюсь». Если человек, которого вы обидели или оскорбили, протянет вам руку для рукопожатия — это и будет его ответом на ваше извинение. Как принято извиняться?
Игра «Доскажи словечко» Легче на душе становится, когда тебя Прощение дает нам свободу от чувства Какие из приведенных ниже словосочетаний могут быть связаны с переживанием чувства стыда? понимают вины обмануть родителей обидеть младшего помочь отстающему ученику простить обидчика затеять ссору хорошо подготовиться к урокам … …
Собери пословицы даже перед собакой - Доброму человеку бывает стыдно - Стыд и честь — как платье: чем больше потрёпаны - Стыд перед людьми — хорошее чувство - Когда человек краснеет - Нет стыда признаться человеку но лучше всего стыд перед самим собой начинается его более благородное я в своей ошибке тем беспечнее к ним относишься
Подобрать сказки, рассказы о стыде, вине, извинениях или составить самим рассказ. Домашнее задание
интересно плюс минус
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по теме «Стыд, вина и извинение»
1. Знакомство со значением понятий: стыд, вина, раскаяние, прощение, извинение.2.Умение просить прощение, прощать других и отличать стыд от ложного стыда.3. Уважительное отношение к окружающим....
Конспект занятия "СТЫД, ВИНА И ИЗВИНЕНИЕ" (Модуль «Основы светской этики»).
Предлагаемый конспект может быть использован как и на уроках курса ОРКСЭ, так и на более ранних этапах в качестве пропедевтики, например, уроках развития речи в 3 классе, при написании сочинения в 4 к...
Урок по учебному курсу "Основы светской этике" 5 класс Тема: "Стыд, вина и извинение"
Урок разработан для обучающихся в 5 классе....
Конспект урока по курсу ОРКСЭ модуль "Светская этика" "Стыд, вина, извинения"
материал содержит конспект урока и призентацию...
Презентация к занятию по ОРКСЭ модуль"Светская этика" "Стыд, вина, Извинения
призентация к уроку №21 модуля "Светская этика" "Стыд, вина, извинения"...
Конспект учебного занятия по теме "Стыд, вина и извинение", модуль "Основы светской этики",4 класс
Детям младшего школьного возраста, особенно 10-11 лет, очень трудно бывает признать свою вину и сформулировать извинение. Чувство стыда так и остается в виде скрытого внутреннего конфликт...
конспект урока по светской этике в 4 классе "Стыд.Вина.Извинение"
4 класс Урок № 21 Модуль «Основы светской этики»Тема: «Стыд, вина и извинение»Цель: Создать условия для формирования этических норм по...