Урок по светской этике. Стыд, вина и извинение.
презентация к уроку по орксэ (4 класс) на тему

Гихель Полина Николаевна

Тема урока

 

 
 Стыд, вина, извинение.

 

 

 


Актуальность данного урока

       Тема стыда, вины и извинения всегда сложна  для восприятия, ведь не легко признать свои ошибки и уж тем более просить прощение. В результате это отрицательно сказывается на взаимоотношениях с окружающими. Поэтому важно прививать их людям еще с детских лет, и школа играет в этом процессе неоценимую роль. А учитель на основе примеров и жизненного опыта детей должен показать, насколько важно объективно анализировать свои поступки и признавать собственную вину, а также уважительно относиться к окружающим.      

Цель

        Создать условия для формирования этических норм поведения в обществе и общения друг с другом, развить нравственные ценности учащихся.

 

     Задачи

 

1. Продолжить формирование важнейших нравственных ценностей: стыд, вина, раскаяние, прощение, извинение.

2. Развивать умения анализировать собственные поступки и признавать собственные ошибки, уметь отличать их ложные проявления.

 3.  Воспитывать уважительное отношение к окружающим.

Тип урока

Место проведения

Продолжительность

комбинированный

классное помещение

45 минут.

Оборудование

     Электронное приложение к учебному пособию «Основы религиозных культур и светской этики». Модуль «Основы светской этики»  в виде компакт-диска, фонограмма по рассказу Л.Н.Толстого «Косточка», репродукция картины А. Ф. Решетникова «Опять двойка», толковый словарь С. И. Ожегова, мультимедийная презентация на тему «Стыд, вина и извинение», учебник «Основы светской этики. 4-5 кл.», карточки с заданиями.

Основные термины и понятия

        Стыд, вина, извинение, раскаяние, прощение.

Виды деятельности

       Беседа, устный рассказ на тему, работа с иллюстрированным материалом, самостоятельная работа, участие в учебном диалоге, групповая работа.

Ожидаемые результаты

1. Знакомство со значением понятий: стыд, вина, раскаяние, прощение, извинение.

2.Умение просить прощение, прощать других и отличать стыд от ложного стыда.

3. Уважительное отношение к окружающим.

   

 

 

           

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tema_uroka._styd_vina_i_izvinenie.doc186 КБ
Office presentation icon urok_stydvina.ppt1.38 МБ

Предварительный просмотр:

Тема урока

Актуальность данного урока

       Тема стыда, вины и извинения всегда сложна  для восприятия, ведь не легко признать свои ошибки и уж тем более просить прощение. В результате это отрицательно сказывается на взаимоотношениях с окружающими. Поэтому важно прививать их людям еще с детских лет, и школа играет в этом процессе неоценимую роль. А учитель на основе примеров и жизненного опыта детей должен показать, насколько важно объективно анализировать свои поступки и признавать собственную вину, а также уважительно относиться к окружающим.      

Цель

        Создать условия для формирования этических норм поведения в обществе и общения друг с другом, развить нравственные ценности учащихся.

     Задачи

1. Продолжить формирование важнейших нравственных ценностей: стыд, вина, раскаяние, прощение, извинение.

2. Развивать умения анализировать собственные поступки и признавать собственные ошибки, уметь отличать их ложные проявления.

 3.  Воспитывать уважительное отношение к окружающим.

Тип урока

Место проведения

Продолжительность

комбинированный

классное помещение

45 минут.

Оборудование

     Электронное приложение к учебному пособию «Основы религиозных культур и светской этики». Модуль «Основы светской этики»  в виде компакт-диска, фонограмма по рассказу Л.Н.Толстого «Косточка», репродукция картины А. Ф. Решетникова «Опять двойка», толковый словарь С. И. Ожегова, мультимедийная презентация на тему «Стыд, вина и извинение», учебник «Основы светской этики. 4-5 кл.», карточки с заданиями.

Основные термины и понятия

        Стыд, вина, извинение, раскаяние, прощение.

Виды деятельности

       Беседа, устный рассказ на тему, работа с иллюстрированным материалом, самостоятельная работа, участие в учебном диалоге, групповая работа.

Ожидаемые результаты

1. Знакомство со значением понятий: стыд, вина, раскаяние, прощение, извинение.

2.Умение просить прощение, прощать других и отличать стыд от ложного стыда.

3. Уважительное отношение к окружающим.

           

План урока

             I. Организационный момент……………………….…3 мин.

            II. Проверка домашнего задания …………………….4 мин.

                 III. Актуализация знаний……………………………..2 мин.

         IV. Создание проблемной ситуации…………………3 мин.

                 V. Сообщение темы урока…………………………….1 мин.

                 VI. Получение новой информации…………………. .20мин.

                 VII. Закрепление……………………………………….7 мин.

                 IX. Домашнее задание…………………………………2 мин

                VIII. Рефлексия - подведение итогов урока…………..3 мин.

        . 

Ход урока. 

Этапы урока

Действия учителя

Действия учащихся

№ слайдов презентационного материала.

I.

Организационный момент.     

 Звучит музыка Татьяны Мухаметшиной «Песня о доброте»

-Улыбнулись? Как приятно смотреть на человека, который улыбается приветливой улыбкой! Мы все улыбнулись, и жизнь, пусть на малую капельку, стала радостнее и добрее.

Учащиеся улыбаются друг другу

Рассаживаются на свои места.

Исполнение 1 куплета и припева песни «Песня о доброте»

(слайд 1)

(слайд 2)

                                       

II.

 Проверка домашнего задания.

Тестирование по теме «Золотое правило нравственности»

(слайд 3)

III. Актуализация знаний.

-Почему в жизни важно соблюдать золотое правило нравственности?

- В жизни важно соблюдать золотое правило нравственности:

 в этом правиле заключается добро человеческих отношений;

это даёт людям добро и радость и т.д.

IV. 

Создание проблемной ситуации

  1. Прослушивание фонограммы Л. Н. Толстого «Косточка». Обсуждение фонограммы.

- Почему мальчик заплакал?

- Как вы понимаете слово стыд?

- О каком чувстве мы будем говорить сегодня на уроке? (подводим к теме урока)

- Потому что ему стало стыдно.

Учащиеся предлагают варианты.

-О чувстве стыда.

(слайд 4)

V.  

Сообщение темы урока.

    -На уроке мы будем говорить о таких нравственных понятиях как стыд, вина, извинение, раскроем смысл этих слов.

-Что может вызвать у человека чувство стыда?

-Ссора, обман, невыполненное обещание и т. д.

(слайд 5)

Комментирование учителя.

VI

Получение новой информации. 

1. Работа над репродукцией картины «Опять двойка». 

- Ребята, внимательно рассмотрите картину. Давайте попробуем определить по репродукции картины А.Ф.Решетникова чувства каждого героя.

-Что выражает взгляд матери?

- Что выражает взгляд сестры? Как она учится?

   - Что можете сказать о младшем брате?

 

 

- Кто является главным героем?

   - Какие чувства испытывает мальчик?

   - Как вы думаете, почему?    

- Какие краски использовал художник, чтобы выразить чувства мальчика?

   - Когда хотят выразить чувство стыда, художники берут тёмные краски.

   -Какие поступки вызывают  чувство стыда?

- Испытывали ли вы похожие чувства и при каких ситуациях?

- На стуле сидит мама с грустным лицом.

- Осуждающим взглядом смотрит сестра.

-На трехколесном велосипеде едет младший брат, смотрит на старшего   ехидным взглядом.

-Мальчик

-Стыд, вину, огорчение, обиду.

-Он получил двойку, а из портфеля торчат коньки — причина двойки. 

- Серые, тёмные, мрачные.

-Когда сделаешь что-то плохое.

- Да комментирование нескольких детских ситуаций)….

(слайд 6)

2. Работа с понятиями: стыд, вина, раскаяние,  извинение, прощение.

Работа со значением слова «стыд» с помощью словаря.

- А что такое « ложный стыд»?

-Приведите ещё такие примеры.

-Что ощущаете, когда испытываете чувство стыда?

-Как нужно поступить, если ты совершил поступок, за который стало стыдно?

-Что значит прощать других людей?

-Что надо делать, чтобы избавиться от чувства вины?

- Почему важно прощать других?

3. Исполнение сценки заранее подготовленными учащимися «Ют пиллĕк» («Чужая пятёрка»)

(Распознавание стыда от ложного его проявления)

4.Вывод. Работа по схеме:

Расположите слова по порядку

- Стыд связан с переживаниями  страха, обиды, вины.

-Стыд- ответственность перед людьми.

- Вина- ответственность перед собой.

- После признания   чувства стыда, наступает раскаяние. Раскаяться – это значит, не повторять больше ошибок.

- Чтобы избавиться от чувства вины, необходимо извиниться.

- Когда человек извиняется, наступает прощение.

5. Работа над этикетными словами.

- Вежливые слова.

-Ребята, когда принято извиняться?  

- Какие слова можно сказать извиняясь?

- А теперь давайте рассмотрим

- 5 шагов к правильному извинению

Комментирование   учителя

  • Каждый может выдать ложное извинение, и это принесет больше вреда, чем пользы. 
  • Если Вы занимаетесь объяснением того, почему Вы сделали то, что сделали, это начинает звучать так, что Вы и не извиняетесь вовсе. Это значит, что Вы не готовы принять ответственность. 
  • . Если Вы не измените своей привычки приходить домой поздно, то не стоит говорить своей матери: «Извини за то, что поздно пришел». Это будет пустым и безрезультатным извинением.
  • Удостоверьтесь, что другой человек знает, за что Вы извиняетесь. «Я проходил мимо и решил зайти, чтобы извиниться» это совсем не то, что «Я пришел, чтобы извиниться, потому что беспокоюсь о наших отношениях».
  • Некоторые люди будут вести себя равнодушно, некоторые будут встречать Вас холодно, а некоторые будут реагировать откровенно враждебным способом.

Что ещё важно помнить при извинении?

- Извиняться надо чаще — это своеобразная культура общения.

- Улыбайтесь! Приятная улыбка и ваше извинение разрядят любую конфликтную ситуацию. Не употребляйте слово «извините» в возвратной форме, т. е. не говорите — «извиняюсь».

- Если человек, которого вы обидели или оскорбили, протянет вам руку для рукопожатия — это и будет его ответом на ваше извинение.

СТЫД - чувство сильного смущения от сознания предосудительности поступка, вины (сгорать от стыда, ни стыда, ни совести)

Читают пример на с. 45 уч., рассуждают

Заслушиваются примеры учащихся.

-Испытываем чувство вины.

-Признать свою вину, извиниться.

-Прощать -это значит не держать обиды на другого человека.

-Извиниться перед тем, кого обидел.

-Его тоже будут прощать.

Составляют схему. Записывают  в тетрадь.

Высказывают свои мнения

-Извините, пожалуйста?

-Я не хотел тебя обидеть?

-Мне очень жаль, что так случилось. Обещаю, что это никогда не повторится и т. д.

Читают по очереди.

  • Делайте это искренне.

  • Не оправдывайте свои действия.

  • Примите обязательство измениться

  • Выражайте свои извинения осторожно.

  • Будьте готовы к неловкости и неудобству.

(слайд 7)

(слайд 8)

(слайд 9)

(слайд 10)

(слайд 11)

VII.

Закрепление

1.Игра «Доскажи словечко»

-Легче на душе становится, когда тебя ….  

 -Прощение дает нам свободу от чувства…

-Какие из приведенных ниже словосочетаний могут быть связаны с переживанием чувства стыда? (Обмануть родителей, обидеть младшего, помочь отстающему ученику, простить обидчика, затеять ссору, хорошо подготовиться к урокам

2. Работа в группах. Составление пословиц и объяснение их.

 -Доброму человеку бывает стыдно

-Стыд и честь — как платье: чем больше потрёпаны 

-Стыд перед людьми — хорошее чувство

-Когда человек краснеет

 -Нет стыда признаться человеку

…прощают

…вины

…обмануть родителей, обидеть младшего, затеять ссору

-но лучше всего стыд перед  самим  собой 

-начинается его более благородное я

-в своей ошибке

 -даже перед собакой

-тем беспечнее к ним относишься

(слайд 12)

Карточки приготовлены заранее

(слайд 13)

VIII.

Домашнее задание

Подобрать сказки, рассказы о стыде, вине, извинениях или составить самим рассказ.

Записывают задание в дневник

(слайд 15)

IX. Рефлексия- подведение итогов

урока

+

-

интересно

Работа по таблице Эдварда де Боно .

Плюс-понравилось на уроке,

минус – не понравилось,

интересно- все любопытные факты урока.

Высказывают свои впечатления об уроке.

(слайд 14)

Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и всё нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он всё ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел.
   Перед обедом мать сочла сливы и видит, одной нет. Она сказала отцу.
   За обедом отец и говорит:
   — А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?
   Все сказали:
   — Нет.
   Ваня покраснел, как рак, и сказал тоже:
   — Нет, я не ел.
   Тогда отец сказал:
   — Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо; но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрёт. Я этого боюсь.
   Ваня побледнел и сказал:
   — Нет, я косточку бросил за окошко.
   И все засмеялись, а Ваня заплакал.
 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Модуль "Основы светской этики" Основы религиозных культур и светской этики

Слайд 2

Купила мама слив и хотела их дать детям после обеда. Ваня никогда не ел слив и все нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он все ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел. Перед обедом мать сочла сливы и видит, одной нет. Она сказала отцу. За обедом отец и говорит: - А что, дети, не съел ли кто-нибудь сливу? Все сказали: -Нет. Ваня покраснел как рак, и тоже сказал: -Нет, я не ел. Тогда отец сказал: - Что съел кто-нибудь из вас, это не хорошо ; но не в том беда. Беда в том что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрет. Я этого боюсь. Ваня побледнел и сказал: -Нет, я косточку бросил за окошко. И все засмеялись, а Ваня заплакал. Л.Н.Толстой "Косточка"

Слайд 3

Что такое стыд? Что такое чувство вины? Когда и как принято извиняться? Стыд, вина и извинение Тема урока

Слайд 4

Ф.Решетников. Опять двойка. -Что выражает взгляд матери? Что выражает взгляд сестры? Как она учится? Что можете сказать о младшем брате? - Кто является главным героем? -Какие чувства испытывает мальчик? Как вы думаете, почему? -Какие краски использовал художник, чтобы выразить чувства мальчика?

Слайд 5

Что такое стыд? Стыд - чувство сильного смущения от сознания предосудительности поступка, вины перед окружающими. Стыд переживается как неудовлетворенность собой, самоосуждение или самообвинение.

Слайд 6

Вина, извинение. Извинение - ключ к примирению. Вина – это переживание человека по поводу своего несоответствия норм, невыполнение долга перед самим собой. Извинение - избавление от чувства. вины перед человеком, которого обидели. Стыд - ответственность перед людьми. Вина - ответственность перед собой.

Слайд 7

Стыд Вина Раскаяние Извинение Прощение Собери схему - Стыд связан с переживаниями страха, обиды, вины. - После признания чувства стыда, наступает раскаяние. - Чтобы избавиться от чувства вины, необходимо извиниться. - Когда человек извиняется, наступает прощение.

Слайд 8

Делайте это искренне. Не оправдывайте свои действия. Примите обязательство измениться. Выражайте свои извинения осторожно. Будьте готовы к неловкости и неудобству. 5 шагов к правильному извинению А перед кем Вам нужно извиниться сегодня ?

Слайд 9

Извиняться надо чаще — это своеобразная культура общения. Улыбайтесь! Приятная улыбка и ваше извинение разрядят любую конфликтную ситуацию. Не употребляйте слово «извините» в возвратной форме, т. е. не говорите — «извиняюсь». Если человек, которого вы обидели или оскорбили, протянет вам руку для рукопожатия — это и будет его ответом на ваше извинение. Как принято извиняться?

Слайд 10

Игра «Доскажи словечко» Легче на душе становится, когда тебя Прощение дает нам свободу от чувства Какие из приведенных ниже словосочетаний могут быть связаны с переживанием чувства стыда? понимают вины обмануть родителей обидеть младшего помочь отстающему ученику простить обидчика затеять ссору хорошо подготовиться к урокам … …

Слайд 11

Собери пословицы даже перед собакой - Доброму человеку бывает стыдно - Стыд и честь — как платье: чем больше потрёпаны - Стыд перед людьми — хорошее чувство - Когда человек краснеет - Нет стыда признаться человеку но лучше всего стыд перед самим собой начинается его более благородное я в своей ошибке тем беспечнее к ним относишься

Слайд 12

Подобрать сказки, рассказы о стыде, вине, извинениях или составить самим рассказ. Домашнее задание

Слайд 13

интересно плюс минус


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по теме «Стыд, вина и извинение»

1. Знакомство со значением понятий: стыд, вина, раскаяние, прощение, извинение.2.Умение просить прощение, прощать других и отличать стыд от ложного стыда.3. Уважительное отношение к окружающим....

Конспект занятия "СТЫД, ВИНА И ИЗВИНЕНИЕ" (Модуль «Основы светской этики»).

Предлагаемый конспект может быть использован как и на уроках курса ОРКСЭ, так и на более ранних этапах в качестве пропедевтики, например, уроках развития речи в 3 классе, при написании сочинения в 4 к...

Презентация к занятию по ОРКСЭ модуль"Светская этика" "Стыд, вина, Извинения

призентация к уроку №21 модуля "Светская этика" "Стыд, вина, извинения"...

Конспект учебного занятия по теме "Стыд, вина и извинение", модуль "Основы светской этики",4 класс

 Детям младшего школьного возраста, особенно 10-11 лет, очень трудно бывает признать свою вину и сформулировать извинение. Чувство стыда так и остается в виде скрытого внутреннего конфликт...

конспект урока по светской этике в 4 классе "Стыд.Вина.Извинение"

4 класс Урок № 21 Модуль «Основы светской этики»Тема: «Стыд, вина и извинение»Цель:        Создать условия для формирования этических норм по...