Конспект учебного занятия по теме "Стыд, вина и извинение", модуль "Основы светской этики",4 класс
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Пурлушкина Светлана Владимировна

   Детям младшего школьного возраста, особенно 10-11 лет, очень трудно бывает признать свою вину и сформулировать извинение. Чувство стыда так и остается в виде скрытого внутреннего конфликта с самим собой.

  Учителю следует на основе примеров и жизненного опыта детей показать, насколько важно объективно анализировать свои поступки и признавать собственную вину, а также уважительно относиться к окружающим. Тема стыда, вины и извинения всегда сложна для восприятия, ведь не легко признать свои ошибки и уж тем более просить прощение.

А учитель на основе примеров и жизненного опыта детей должен показать, насколько важно объективно анализировать свои поступки и признавать собственную вину, а также уважительно относиться к окружающим.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект учебного занятия по теме «Стыд, вина и извинение» модуль «Основы светской этики»

Возраст учащихся

4 класс

Основное содержание темы, термины и понятия

Детям младшего школьного возраста, особенно 10-11 лет, очень трудно бывает признать свою вину и сформулировать извинение. Чувство стыда так и остается в виде скрытого внутреннего конфликта с самим собой. Учителю следует на основе примеров и жизненного опыта детей показать, насколько важно объективно анализировать свои поступки и признавать собственную вину, а также уважительно относиться к окружающим. Тема стыда, вины и извинения всегда сложна для восприятия, ведь не легко признать свои ошибки и уж тем более просить прощение. В результате это отрицательно сказывается на взаимоотношениях с окружающими. Поэтому важно прививать нормы правильных взаимоотношений с детских лет, и школа играет в этом процессе неоценимую роль. А учитель на основе примеров и жизненного опыта детей должен показать, насколько важно объективно анализировать свои поступки и признавать собственную вину, а также уважительно относиться к окружающим

Планируемый результат:

Предметные умения

Личностные задачи:

 - Способствовать воспитанию уважительного отношения друг к другу, к окружающим.

 - осмысление понятия личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;

Метапредметные задачи:

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров;

- работа над способностью адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

- побуждать учащихся к анализу текстов.

- создавать условия для рефлексии учащихся, организовывать работу в парах, группах

Предметные задачи: -

 познакомить школьников с нравственными понятиями стыд, вина, извинение;

-познакомить учащихся с нормами нравственного поведения человека в обществе.

Организация пространства

Межпредметные связи:

Приёмы и формы работы: «Мозговой штурм». «Ресурсный круг», «Собери пословицу»

Литературное чтение, русский язык, ОРКСЭ

Средства: слово, текст Л.Н. Толстого «Косточка», репродукция картины Ф. Решетникова «Опять двойка», толковый словарь С. И. Ожегова, мультимедийная презентация на тему «Стыд, вина и извинение», учебник «Основы светской этики. 4-5 кл.», карточки с заданиями.

I этап. Мотивация к деятельности

1. Организация деятельности учащихся по формулированию темы занятия. Выход на тему.

Чтение текста Л.Н. Толстого «Косточка». - Почему мальчик заплакал? - Какое чувство он испытал? - Было ли вам стыдно за свои поступки и поступки других людей? - Какие чувства вызывают такие поступки? - О каких чувствах мы будем говорить сегодня на уроке? (подводим к теме урока) - Сегодня будем говорить о понятиях «стыд», «вина», «извинение». Раскроем смысл этих слов. - На какие вопросы хотелось бы вам ответить? Что такое стыд? Что такое чувство стыда? Когда и как принято извиняться?

II этап. Познавательная деятельность. На данном этапе решается задача актуализации знаний и опыта учащихся.

1. Организация самостоятельной письменной деятельности учащихся по осмыслению темы занятия.

2. Беседа по теме. Беседа по картине. Согласование идей, соотнесение своих знаний со знаниями окружающих.

- Запишите на листочках «Стыд – это…». Продолжите это предложение. Кто желает, может прочитать своё высказывание. - Что может вызвать чувство стыда?

Работа с определением из словарей.

СТЫД - чувство сильного смущения от сознания предосудительности поступка, вины (сгорать от стыда, ни стыда, ни совести. - Существует множество причин для переживания чувства стыда. Назовите эти причины. Прочитаем в учебнике (стр.44).

 Работа над репродукцией картины «Опять двойка». 

- Ребята, внимательно рассмотрите картину. Давайте попробуем определить по репродукции картины А.Ф. Решетникова чувства каждого героя. - Обратите внимание на стр.45 учебника.

 -Что выражает взгляд матери?

- Что выражает взгляд сестры? Как она учится?

 - Что можете сказать о младшем брате?

- Кто является главным героем?

- Какие чувства испытывает мальчик?

- Как вы думаете, почему?

- Какие краски использовал художник, чтобы выразить чувства мальчика? -Когда хотят выразить чувство стыда, художники берут тёмные краски.

-Что ощущаете, когда испытываете чувство стыда?

- Испытываем чувство вины.

Работа с определением из словарей. 

ВИНА – это переживание человека по поводу своего несоответствия нормам, невыполнения долга перед самим собой.

-Как нужно поступить, если ты совершил поступок, за который стало стыдно? Признать свою вину, извиниться.

-Что значит прощать других людей? Прощать - это значит не держать обиды на другого человека.

-Что надо делать, чтобы избавиться от чувства вины?

 - Извиниться перед тем, кого обидел.

- Почему важно прощать других?

-Его тоже будут прощать.

Работа с определением из словарей.

ИЗВИНЕНИЕ - избавление от чувства вины перед человеком, которого обидели.

Работа в группах, парах.

Самоорганизация в деятельности Эвристическое задание

Задание на карточках «собери схему»:

Расположите слова по порядку: стыд, вина, раскаяние, извинение, прощение. (ученики собирают схему)

- Стыд связан с переживаниями страха, обиды, вины.

- В чем разница между стыдом и виной? -Стыд - ответственность перед людьми.

- Вина - ответственность перед собой.

- После признания чувства стыда, наступает раскаяние.

Раскаяться – это значит, не повторять больше ошибок.

- Чтобы избавиться от чувства вины, необходимо извиниться.

- Когда человек извиняется, наступает прощение.

- Давайте еще раз проговорим:

- Что значит прощать других людей? (не держать обиду)

- Что надо делать, чтобы избавиться от чувства вины? (попросить прощения ) - Почему важно прощать других? (его тоже будут прощать)

 -Ребята, когда принято извиняться?

- Какие слова можно сказать, извиняясь? (Извините, пожалуйста. -Я не хотел тебя обидеть. -Мне очень жаль, что так случилось. Обещаю, что это никогда не повторится и т. д.)

III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность

3. Социолизация Импровизационное задание. Работа в микрогруппах. Приём «Мозговой штурм»

- А теперь давайте составим памятку как правильно извиняться.

Результаты работы озвучиваются.

Пример:

• Делайте это искренне.

• Не оправдывайте свои действия.

 • Нужно уметь признать свою ошибку.

• Извиняться лицом к лицу.

• Сказать конкретно, о чем вы сожалеете.

- А теперь давайте рассмотрим шаги к правильному извинению Комментарий учителя. Каждый может выдать ложное извинение, и это принесет больше вреда, чем пользы. Если Вы занимаетесь объяснением того, почему Вы сделали то, что сделали, это начинает звучать так, что Вы и не извиняетесь вовсе. Это значит, что Вы не готовы принять ответственность. Не забудьте про фразу «Извини, я был не прав(а)». Как правило, признание своей неправоты очень действенно. Ни в коем случае не отрицайте факт того, что вам есть, за что извиниться. Перед тем как извиняться напрямую, обиженного необходимо слегка «разогреть». Для этого отправьте этому человеку письмо, открытку, да что угодно с извинениями. Прочитав послание, он вас конечно не извинит, но будет подготовлен и оценит настойчивость. Это самая главная часть, но это не означает, что она должна быть самой длинной. Будьте кратки. Если вы хотите, что ваши извинения  были приняты, вы должны быть честны полностью. Ваше извинение должно таким же четким и ясным, как и ваш поступок.

-Что ещё важно помнить при извинении?

- Извиняться надо чаще — это своеобразная культура общения.

- Улыбайтесь! Приятная улыбка и ваше извинение разрядят любую конфликтную ситуацию.

Не употребляйте слово «извините» в возвратной форме, т. е. не говорите — «извиняюсь».

- Если человек, которого вы обидели или оскорбили, протянет вам руку для рукопожатия — это и будет его ответом на ваше извинение.

Игра «Доскажи словечко» на закрепление материала.

Игра «Собери пословицу»

4. Итог Приём

«Ресурсный круг».

-Подводим детей к кульминации занятия:

от отношения к ближнему своему, зависит построение наших взаимоотношений в обществе, в коллективе, во всех сферах нашей жизни, а значит, и как сложится сама наша жизнь, во многом зависит от нас. –

Возьмемся за руки, друзья, Передадим частичку своего тепла друг другу. Попросим мысленно прощения, если вдруг обидели кого-то вольно или невольно. Благословенны будьте, травы И воды в зелени дубравы! Виновных нет, все люди правы, Но больше всех – простивший прав!

Учитель первый берет за руку ученика. Тот другого и так по цепочке

VI этап. Контроль и оценка результатов деятельности.

Ожидаемые результаты занятия.

- актуализированы знания и представления учащихся о сущности таких нравственных понятий как стыд, вина, извинение. -учащиеся приобрели опыт оценочных суждений по анализу жизненных ситуаций. -созданы условия для рефлексии учащихся, организации самостоятельной работы, работы в парах, в группах, для развития творческих способностей

Оценка результатов деятельности

7. Рефлексия.

(Осознание себя в роли познающего, движение собственной мысли).

 - Я знал, что…

- Я узнал, что…

- Мне осталось непонятным…

- Сегодняшнее занятие научило меня….

- Я задумался…..

8. Домашнее задание. 

1) Подобрать сказки, рассказы о стыде, вине и извинениях или составить самим рассказ.

 2) Подобрать пословицы и поговорки по теме нашего урока.

3) Прочитать стр.44-45 учебника, ответить на вопросы

4) Вместе с родителями выполните задания на карточках (приложение)

Приложение 

Вместе с родителями выполните задания. Постарайтесь устно аргументировать ваш ответ.

I. Отметь правильные, на твой взгляд, ответы.

1. Что значит прощать других людей?

 не держать обиды на другого человека, понять его.

  помогать друзьям по учёбе.

 уметь правильно наказывать людей за их проступки.

 Верны все варианты.

2. Что может вызвать у человека чувство стыда?

 Ссора.

 Верны все варианты.

  Обман.

 Невыполненное обещание.

3. Чтобы избавиться от чувства вины, надо:

 Почитать интересную книгу.

  Забыть о плохом поступке.

 Найти нового друга.

  Извиниться перед тем, кого обидел.

4. Если человек прощает других, то:

 Этот человек просто глупый.

  Он заслуживает наказания.

 Его тоже будут прощать.

 Этот человек слабый и беспомощный.

5. Какие из приведённых ниже словосочетаний могут быть связаны с переживанием чувства стыда?

 Хорошо подготовиться к уроку.

 Помочь отстающему ученику.

 Обмануть родителей.

 Обидеть младшего.

  Затеять ссору.

 Простить обидчика.

II. Вставьте пропущенное слово.

Легче на душе становится, когда тебя ___________

Прощение даёт нам свободу от чувства_____________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект учебного занятия по изобразительному искусству «Каждая птица своим пером красуется» 3 класс

Представлен подробный  план – конспект учебного занятия по изобразительному искусству по теме «Каждая птица своим пером красуется» 3 класс ...

План – конспект учебного занятия по технологии «Знакомство с циркулем. Изготовление пособия «Доли» 3 класс

Представлен подробный  план – конспект учебного занятия по технологии. Тема урока  «Знакомство с циркулем. Изготовление пособия «Доли»» (3 класс)....

Рабочая программа по комплексному учебному курсу "Основы религиозных культур и светской этики". Модуль "Светская этика", 4 класс

Данный материал будет полезен учителям, преподающим в 4 классе комплексный учебный курс "Основы религиозных культур и светской этики" по модулю "Светская этика". Рабочая программа разработана на основ...

Рабочая программа учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики», 4 класс.

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики» разработана для обучающихся 4  класса  в соответствии с...