Методическая разработка урока по теме «Стыд, вина и извинение»
методическая разработка (4 класс) на тему
1. Знакомство со значением понятий: стыд, вина, раскаяние, прощение, извинение.
2.Умение просить прощение, прощать других и отличать стыд от ложного стыда.
3. Уважительное отношение к окружающим.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА | 72 КБ |
презентация | 1.87 МБ |
самоанализ урока | 36 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА
Учитель: Новикова Марина Петровна, соответствие
ОБЩАЯ ЧАСТЬ | |||
Предмет | Светская зтика | Класс | 4 |
Тема урока | Стыд, вина, извинение. | ||
Планируемые образовательные результаты | |||
Предметные | Метапредметные | Личностные | |
формирование первоначальных представлений о светской этике, понимание значения норм светской морали в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе | овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров; работа над способностью адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; | развитие этических чувств как регуляторов морального поведения, принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; | |
Решаемые учебные проблемы | 1. Знакомство со значением понятий: стыд, вина, раскаяние, прощение, извинение. 2.Умение просить прощение, прощать других и отличать стыд от ложного стыда. 3. Уважительное отношение к окружающим. | ||
Основные понятия, изучаемые на уроке | Стыд, вина, извинение, раскаяние, прощение. | ||
Вид используемых на уроке средств ИКТ | Модуль «Основы светской этики» в виде компакт-диска, фонограмма по рассказу Л.Н.Толстого «Косточка», репродукция картины А. Ф. Решетникова «Опять двойка», мультимедийная презентация на тему «Стыд, вина и извинение», учебник «Основы светской этики. 4-5 кл.», карточки с заданиями, печатная тетрадь « Основы светской этики» набор цветной бумаги, таблица Эдварда де Боно. | ||
Образовательные интернет-ресурсы | |||
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА | |||
1. ЭТАП 1 Актуализация знаний Тема стыда, вины и извинения всегда сложна для восприятия, ведь не легко признать свои ошибки и уж тем более просить прощение. В результате это отрицательно сказывается на взаимоотношениях с окружающими. Поэтому важно прививать их людям еще с детских лет, и школа играет в этом процессе неоценимую роль. А учитель на основе примеров и жизненного опыта детей должен показать, насколько важно объективно анализировать свои поступки и признавать собственную вину, а также уважительно относиться к окружающим. | |||
Деятельность учителя -Улыбнулись? Как приятно смотреть на человека, который улыбается приветливой улыбкой! Мы все улыбнулись, и жизнь, пусть на малую капельку, стала радостнее и добрее. Карточки-задания по теме «Золотое правило нравственности» | Деятельность обучающихся - Учащиеся улыбаются друг другу и учителю. Рассаживаются на свои места. Вспоминают, изученный ранее материал (понятия, факты) которые связаны с формулировкой проблемы . | ||
2. ЭТАП Создание проблемной ситуации | |||
Деятельность учителя
- Почему мальчик заплакал? - Как вы понимаете слово стыд? - О каком чувстве мы будем говорить сегодня на уроке? (подводим к теме урока) | Деятельность обучающихся - Потому что ему стало стыдно. Учащиеся предлагают варианты. -О чувстве стыда. | ||
3. ЭТАП целеполагания: -На уроке мы будем говорить о таких нравственных понятиях как стыд, вина, извинение, раскроем смысл этих слов. -Что может вызвать у человека чувство стыда? | |||
Деятельность учителя 1. Работа над репродукцией картины «Опять двойка». - Ребята, внимательно рассмотрите картину. Давайте попробуем определить по репродукции картины Ф.П..Решетникова чувства каждого героя. -Что выражает взгляд матери? - Что выражает взгляд сестры? Как она учится? - Что можете сказать о младшем брате? - Кто является главным героем? - Какие чувства испытывает мальчик? - Как вы думаете, почему? - Какие краски использовал художник, чтобы выразить чувства мальчика? - Когда хотят выразить чувство стыда, художники берут тёмные краски. -Какие поступки вызывают чувство стыда? - Испытывали ли вы похожие чувства и при каких ситуациях? | Деятельность обучающихся - На стуле сидит мама с грустным лицом. - Осуждающим взглядом смотрит сестра. -На трехколесном велосипеде едет младший брат, смотрит на старшего ехидным взглядом. -Мальчик -Стыд, вину, огорчение, обиду. -Он получил двойку, а из портфеля торчат коньки — причина двойки. - Серые, тёмные, мрачные. -Когда сделаешь что-то плохое. - Да комментирование нескольких детских ситуаций)…. | ||
4. ЭТАП планирования работы. Основные задачи учителя. 1. Продолжить формирование важнейших нравственных ценностей: стыд, вина, раскаяние, прощение, извинение. 2. Развивать умения анализировать собственные поступки и признавать собственные ошибки, уметь отличать их ложные проявления. 3. Воспитывать уважительное отношение к окружающим. | |||
Деятельность учителя 2. Работа с понятиями: стыд, вина, раскаяние, извинение, прощение. -Что ощущаете, когда испытываете чувство стыда? -Как нужно поступить, если ты совершил поступок, за который стало стыдно? -Что значит прощать других людей? Что надо делать, чтобы избавиться от чувства вины? - Почему важно прощать других? Вывод. Работа по схеме: Расположите слова по порядку - Стыд связан с переживаниями страха, обиды, вины. -Стыд- ответственность перед людьми. - Вина- ответственность перед собой. - После признания чувства стыда, наступает раскаяние. Раскаяться – это значит, не повторять больше ошибок. - Чтобы избавиться от чувства вины, необходимо извиниться. - Когда человек извиняется, наступает прощение. | Деятельность обучающихся. СТЫД - чувство сильного смущения от сознания предосудительности поступка, вины (сгорать от стыда, ни стыда, ни совести) Читают пример на с. 45 уч., рассуждают Заслушиваются примеры учащихся. -Испытываем чувство вины. -Признать свою вину, извиниться. -Прощать -это значит не держать обиды на другого человека. -Извиниться перед тем, кого обидел. -Его тоже будут прощать. Составляют схему с комментированием. | ||
5 ЭТАП Изучение нового материала. Основные задачи учителя: Формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить общее, закономерности, отличное; развитие способности к обобщению;
| |||
Деятельность учителя Работа над этикетными словами. - Вежливые слова. -Ребята, когда принято извиняться? - Какие слова можно сказать извиняясь? А теперь давайте рассмотрим - 5 шагов к правильному извинению Комментирование учителя
Что ещё важно помнить при извинении? - Извиняться надо чаще — это своеобразная культура общения. - Улыбайтесь! Приятная улыбка и ваше извинение разрядят любую конфликтную ситуацию. Не употребляйте слово «извините» в возвратной форме, т. е. не говорите — «извиняюсь». - Если человек, которого вы обидели или оскорбили, протянет вам руку для рукопожатия — это и будет его ответом на ваше извинение. Как называют человека, который может простить, забыть обиды? (Чтение последнего абзаца учебника). -Великодушие – отсутствие злопамятства, умение прощать людей за ошибки, сила и величие души. -Работа в печатной тетради | Деятельность обучающихся Читают по очереди.
| ||
6 ЭТАП Учебные действия по реализации плана. Применение нового знания. | |||
Деятельность учителя 1. Игра «Доскажи словечко» -Легче на душе становится, когда тебя …. -Прощение дает нам свободу от чувства… -Какие из приведенных ниже словосочетаний могут быть связаны с переживанием чувства стыда? (Обмануть родителей, обидеть младшего, помочь отстающему ученику, простить обидчика, затеять ссору, хорошо подготовиться к урокау.). 2. Работа в группах. Составление пословиц и объяснение их. -Доброму человеку бывает стыдно -Стыд и честь — как платье: чем больше потрёпаны -Стыд перед людьми — хорошее чувство -Когда человек краснеет -Нет стыда признаться человеку | Деятельность обучающихся …прощают …вины …обмануть родителей, обидеть младшего, затеять ссору но лучше всего стыд перед самим собой -начинается его более благородное я -в своей ошибке -даже перед собакой -тем беспечнее к ним относишься | ||
7 ЭТАП Рефлексия (итог урока). | |||
Основные задачи учителя: Формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока. Вызывать сопереживания в связи с успехом или неудачей товарищей. | |||
Деятельность учителя «Стыд перед людьми – хорошее чувство, но лучше всего стыд перед самим собой» Л.Н.Толстой - О каких чувствах мы говорили на уроке? (стыд, вина, извинение) (ответы детей) А сейчас подведём итог нашего урока. Посмотрите на слайд и продолжите предложение : Я узнал, что ... . 1 Работа по таблице Эдварда де Боно -Перед вами на столах лежит таблица, вам необходимо её заполнить и показать мне.
| Деятельность обучающихся Комментируют высказывание. Высказывают свои впечатления об уроке. | ||
8 ЭТАП Домашнее задание 1.Стр. 44-45 учебник, читать, отвечать на вопросы. 2. Подберите пословицы и поговорки по теме нашего урока. 3. Подобрать сказки, рассказы о стыде, вине, извинениях или составить самим рассказ. 4. Печ. т.: стр. 21, ур.21, задание 3,4. |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Самоанализ урока светской этики.
Тема: «Стыд, вина и извинение» (модуль ОСЭ)
4 класс, учебное пособие для обучающихся «Основы светской этики 4-5 классы»
Планируемые образовательные результаты | ||
Предметные | Метапредметные | Личностные |
формирование первоначальных представлений о светской этике, понимание значения норм светской морали в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе | овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров; работа над способностью адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; | развитие этических чувств как регуляторов морального поведения, принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; |
Тип урока - комбинированный, объяснение нового материала. Данный урок соответствует календарно-тематическому планированию, место проведения - классная комната, продолжительность 45 минут, соответствует психологическим особенностям детей данного возраста.
Выбранный ход урока считаю логичным и наиболее оптимальным,
создана проблемная ситуация; урок построен в виде диалога учитель-ученик, ученик-учитель.
При построении урока использовались принципы проблемности, наглядности, активности, доступности, систематичности и последовательности.
На уроке проводилась работа над такими понятиями и терминами как стыд, вина, раскаяние, извинение.
Для реализации целей использовала продуктивные методы обучения. В ходе урока учащиеся повторяли и изучали новый материал, учились анализировать ошибки других, опираясь на жизненный опыт. Используемые технологии повышали мотивацию учения, эффективность и продуктивность учебной деятельности, что обеспечило работу всего класса, позволило учащимся раскрыть свои способности, «раскрепостить мышление».
Были избраны следующие технологии: ИКТ, проблемное обучение.
Уместно на уроке был реализован компонент «социальное взаимодействие» т.е. каждому ученику на уроке была предоставлена возможность проявить свои знания, умения в практической деятельности и получить одобрение педагога и одноклассников. Данный компонент помог ребятам постоянно находиться в процессе мыслительной деятельности, что благоприятно влияет на развитие учащихся.
Обеспечение самоконтроля и анализа своей деятельности, а также рефлексии, повышает ответственность учащихся за результат своего труда.
Урок цели достиг, т. к. достиг каждый из его этапов.
Я думаю, что мне удалось решить поставленные задачи, избежав при этом перегрузки и переутомления, сохранив продуктивную мотивацию к учению.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация по ОРКСЭ на тему: "Стыд, вина и извинение."
развивать умение анализировать поступки и соотносить их со своими, с общими человеческими ценностями;развивать навыки сотрудничества со сверстниками.воспитывать у школьников чувство доброжелательности...
Использование современных технологий на уроке математики. Методическая разработка урока по теме "Решение задач на движение" 4 класс
Открытый урок с применением мультимедийного оборудования по теме "Решение задач на движение" в 4 классе был проведен для учителей района . 2012-2013 уч.г....
Урок по учебному курсу "Основы светской этике" 5 класс Тема: "Стыд, вина и извинение"
Урок разработан для обучающихся в 5 классе....
Презентация к уроку на тему "Стыд, вина и извинение"
Цель. Воспитывать чувств доброты, совестливости, отзывчивости, ответственности к своим поступкам, толерантного отношения к мнению другого человека.Задачи: расширить представление учащихся о значении с...
Конспект урока на тему "Стыд, вина и извинение"
Цель. Воспитывать чувств доброты, совестливости, отзывчивости, ответственности к своим поступкам, толерантного отношения к мнению другого человека.Задачи: расширить представление учащихся о значении с...
Методическая разработка урока по теме "Килограмм"с использованием интерактивного оборудования "Волшебная доска" (с использованием интерактивной приставки MimioTeach) Номинация «Лучший урок начальной школы»
Данный урок входит в серию уроков математики 1 класса по учебнику М.И.Моро (УМК «Школа России»), объединенные одной темой «Числа от 1 до 10 и число 0. Сложение и вычитани...
Конспект учебного занятия по теме "Стыд, вина и извинение", модуль "Основы светской этики",4 класс
Детям младшего школьного возраста, особенно 10-11 лет, очень трудно бывает признать свою вину и сформулировать извинение. Чувство стыда так и остается в виде скрытого внутреннего конфликт...