Праздники христианства (конспект урока)
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему
Основы религиозных культур и светской этики. Модуль "Основы мировых религиозных культур" (урок 24)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_po_orkse_prazdniki_khristianstva.doc | 108.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА НИЖНЕГО НОВГОРОДА
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 19
Основы религиозных культур и светской этики
Модуль «Основы мировых религиозных культур»
урок № 24
Тема: Праздники христианства
Подготовила учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Нелюбова Людмила Николаевна
Город Нижний Новгород
2014 год
Цель урока:
- Формирование у ребенка понимания духовно-нравственных ценностей
Задачи урока:
- Познакомить детей с особенностями православных праздников;
- Приобщить учащихся к истории, культурному наследию нашей Родины;
- Развивать коммуникативные навыки учащихся.
Методы:
- словесные;
- частично-поисковый;
- методы самостоятельной работы;
- элементы творчества ;
- проблемно-диалоговый;
Формы организации познавательной деятельности:
- коллективная;
- фронтальная;
- групповая;
- тесты;
Оборудование:
- Мультимедийные средства;
- Православный календарь;
- Раздаточный материал;
- Оформленная доска.
Ожидаемые результаты:
- осозновать внутренний, духовно-нравственный смысл православных праздников,
- соблюдать русские национальные традиции.
План урока
Организационный момент | 1 мин |
Проблемная ситуация | 7 мин |
Осмысление темы | 10 мин |
Работа в группе | 19 мин |
Итоги занятия | 1 мин |
Рефлексия | 5 мин |
Домашнее задание | 2 мин |
Сценарий урока:
- Организационный момент.
(Коммуникативные УУД
Планирование общения, способов взаимодействия с учителем и одноклассниками)
Учитель: Здравствуйте.
Сядьте поудобнее и внимательно слушайте то, что я буду говорить. А последнее слово в предложении мы будем говорить вместе.
На уроке наши глаза внимательно смотрят и все ... (видят).
Уши внимательно слушают и все ... (слышат).
Голова хорошо ... (думает).
На уроке вас ожидает много интересных заданий. Вы готовы?
Тогда мы начинаем.
- Проблемная ситуация.
(Коммуникативные УУД
Планирование общения, способов взаимодействия с учителем и одноклассниками)
Учитель: Сегодня мы с вами будем работать в группах и прежде, чем начать урок, давайте вспомним правила групповой работы. (Ответы детей)
Учитель: Как вы думаете : что такое праздник?
Обсуждение домашнего задания «Какой день в вашей семье считается праздником?» ) (Ответы детей) СЛАЙД 8
(Познавательные УУД
Постановка и формулирование проблемы)
Чтение отрывка из романа И.Шмелева «Лето Господне» (ощущение праздника Масленицы мальчиком Ванечкой);
«Масленица…Я и теперь еще чувствую это слово, как чувствовал его в детстве: яркие пятна, звоны – вызывает оно во мне; пылающие печи, ухабистую снежную дорогу, уже замаслившуюся на солнце, с ныряющимипо ней веселыми санями, с веселыми конями в розанах, в колокольцах и бубенцах, с игривыми переборами гармоники… СЛАЙД 9
Учитель: У каждой группы на столах буквы. Составьте из букв слова, и вы узнаете тему нашего урока.
Дети составляют слово праздник, христианство
- Как будет звучать наша тема? (Праздники христианства)
- Сегодня на уроке мы познакомимся праздниками христианства.
СЛАЙД 10
- Осмысление темы.
(Познавательные и предметные УУД
Умение преобразовывать информацию из одной формы в другую; выполнение действий по алгоритму
Коммуникативные УУД
Планирование общения, способов взаимодействия с учителем и одноклассниками;
выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;
планирование учебного сотрудничества)
Чтение детьми учебного материала на стр.63-65
Учитель: Какие праздники существуют у христиан? (ответы детей)
СЛАЙД 12
Работаем в группах. Собираем пазл: ветка березы, крашеное яйцо, ветка вербы, рождественская ель, кулич - символы христианских праздников
(работы учеников выставляются на доску)
(Предметные УУД
Формирование представления детей об истории православного календаря)
Учитель: Я вас познакомлю с особенностями православного календаря
Календарь - это ритм, который призван объединить внешнее мироздание с внутренним человеком в некое гармоничное целое. Отношение ко времени свидетельствует не только об определенном уровне культуры, но и является выражением тех внутренних особенностей, которыми одна культура отличается от другой. Естественно, что отношение ко времени внутри отдельно взятой культуры сказывается прежде всего на календаре.
Однако календарь является не только ритмом, но и ритмической памятью человечества.
Даже самые древние из календарей, такие как Солнечный древнеегипетский календарь или Лунно-Солнечный календарь Вавилона с их периодически повторяющимися циклами религиозных праздников, всегда преследовали одну важную цель: быть, в первую очередь, надежными хранителями памяти о том, что лежало в первооснове каждой из культур.
Русский Православный Календарь также не является исключением из этого правила. Однако он обладает некоторыми особенностями, которые сделали его уникальной и неповторимой системой организации времени. Эти особенности заключены в конструктивных принципах Православного календаря, который представляет собою соединение так называемого Месяцеслова (или "Святцев") и Пасхалии.
Месяцеслов указывает на имена святых, чья память празднуется в тот или иной день месяца, а также непереходящие Православные праздники, которые имеют постоянную календарную дату.
Пасхалия определяет плавающую дату праздника Пасхи и всех, зависящих от нее переходящих праздников, которые не имеют постоянной даты в календаре, но перемещаются (“плавают”) в зависимости от дня празднования Пасхи.
Месяцеслов вплотную связан с Солнечным циклом, а Пасхалия - с Лунным календарем.
Учитель: А сей час, мы постараемся оформить таблицу «Христианские праздники»
(Коммуникативные УУД
Планирование общения, способов взаимодействия с учителем и одноклассниками;
выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;
планирование учебного сотрудничества Познавательные УУД
Умение преобразовывать информацию из одной формы в другую; выполнение действий по алгоритму
Регулятивные УУД
Осознание цели деятельности; последовательность действий)
СЛАЙД 13, 14
-Рождество Христово (7 января)
В этот день в небольшом городке Вифлееме произошло небывалое событие — родился в мир Богомладенец, Сын Божий. Иисус Христос родился сверхъестественным образом от Девы Марии, Богородицы.
СЛАЙД 15, 16
- Благовещение (7 апреля)
Название праздника – Благовещение – передает главный смысл его: возвещение Деве Марии благой вести о зачатии и о рождении Ею Богомладенца Христа
СЛАЙД 17
- Работа в группах.
Учитель: Пасха – самый торжественный православный праздник:
Пасха – Воскресение Христово
Событие Воскресения Христова — величайший христианский праздник. Это есть праздников Праздник и Торжество из торжеств, знамение победы над грехом и смертью и начало бытия мира, искупленного и освященного Господом Иисусом Христом.
Праздник этот называется еще Пасхою, это праздник победы Спасителя над злом, Жизни над грехом и смертью.
СЛАЙД 19,20
Учитель: Игра «Отгадай пословицу»; На пасху и воробей радуется СЛАЙД 21
(Познавательные УУД
Умение ориентироваться в тексте, находить ответы на поставленные вопросы, умение делать выводы в результате совместной работы
Коммуникативные УУД
Умение оформлять мысль в устной и письменной форме; умение слушать и понимать собеседника
Личностные УУД
Эмоциональность, чувство прекрасного, любовь и уважение к Отечеству, интерес к предмету, осознание того, что делаешь)
Работа с отрывками из текста И. Шмелева «Лето Господне» (глава «Пасха»)
В рассказе автор с нежностью и трепетом вспоминает праздник, подробно рассказывает о подготовке к нему. Давайте проследим по тексту, как к Пасхе готовились православные в старинной Москве.
- Учитель: Какая работа проводилась в городе? Во дворе?
-Какие слова передают общность, всеохватность подготовки к празднику?
(Очень старательно готовились люди к празднику Пасхи: долбили лёд на мостовой, до камушка, и увозили его, приносили из амбара паука, круглую щётку, обметать потолки. В булочных - белые колпачки на окнах с буквами Х.В. и карусельки с разноцветными яичками. Всюду вороха пасхальных роз для убранства икон, украшения пасхи и куличей. Готовятся гирлянды из свечей для украшения храма.)
- Учитель: Как украшали дом?
(Постлали пасхальный ковёр в гостиной, с пунцовыми букетами.)
- Учитель: С какой удивительной трогательностью Шмелёв изображает приготовление к празднику. Радость невозможна без труда. Труд является неотъемлемой частью жизни героев повести и высшей ценностью. Отец Вани постоянно в работе, Горкин – прекрасный плотник, знаток Священного Писания.
На Пасху двор, где живёт мальчик, преображается; люди в цветных пасхальных одеждах, их волосы помазаны маслом, они просят друг у друга прощение и радостно приветствуют.
- Учитель: А как Ваня готовился к празднику?
(Читал Евангелие в ходе Великого поста, ходил в церковь, а на страстной неделе принимал участие в покраске пасхальных яиц, зажигал свечи, рисовал кресты был на Крестном ходе.)
- Учитель: Что вы знаете о традициях празднования Пасхи?
( На Пасху готовят специальную обрядовую еду. Она включает в себя пасху из творога. Куличи и крашеные яйца.)
- Без пасхи, приготовленной из творога в деревянной форме, невозможно представить пасхальный стол.
Учитель: Как Шмелёв описывает приготовление пасхи?
(Горкин поправляет пасочницы (так называются формы), он ковыряет на дощечке и появляется виноград, потом вырезает священный крест, иродово копьё и лесенку на небо. Потом удивительную птичку и буковки ХВ. Вслед за этим у Воронина на погребнице мнут в широкой кадушке творог. Пекаря, засучив рукава, тычут красными кулаками в творог, сыплют в него изюму и сахарку, проворно вминают в пасочницы. Ваня помогает тереть творог на решете. Протирают всё – в пять решёт.)
- Не меньшее значение придается куличу – пасхальному хлебу. Считалось, что если кулич удался, то в семье все будет хорошо. Если же в печи он не подошел, растрескалась корка, то надо ждать несчастья.
- Учитель: Какие воспоминания Шмелева о куличе?
(На большом подносе темнеют куличи, белеют пасхи…)
- Главный символ праздника – крашеное яйцо. Вам, конечно, известен обычай, обмениваться на Пасху крашеными яйцами.
- Учитель: Как появилась традиция красить яйца?
Учащийся рассказывает легенду о Красном яйце.
(По преданию, Мария Магдалина преподнесла римскому императору Тиберию первое пасхальное яйцо и рассказала о воскрешении Христа. Но император усомнился: «В это так же трудно поверить, как и в то, что это белое яйцо станет красным». Пока он говорил эти слова, яйцо стало менять свой цвет: оно порозовело, потемнело и, наконец, стало ярко-красным. Так было подарено первое пасхальное яйцо. С этого времени люди стали обмениваться красными яйцами домашней птицы. Красный цвет яйца напоминает людям о кровавой жертве Христа).
- В старину, как и сейчас, яйца окрашивали в разные цвета, наносили на них рисунки, натирали маслом, чтобы они блестели. Особое значение предавали и цвету, в который разрисовывали яйца: красный – радость жизни, голубой – здоровье, зелёный – пробуждение природы.
- Учитель: Вспомните, каковы впечатления Вани о подаренных яйцах?
Прочитайте выразительно его воспоминания, передав интонацией чувства героя.
Россию нельзя представить без колокольного звона, как тройку без бубенцов или праздник без песен. Православный звон служит не только указанием времени богослужения, но и выражением радости, грусти, торжества. Отсюда и появились различные виды звона, и каждый звон имеет свое название и значение. Например, благовест, то есть благая весть, звучит один большой колокол. Заговорили все колокола – перезвон, бьют в каждый, один за другим, – трезвон. В Православном звоне заложена дивная сила, глубоко проникающая в человеческие сердца. Плывет, переливается в воздухе стройный, колокольный звон. Такой звон во все колокола, бывает только на Пасху, Светлое Христово Воскресение. В пасхальный день с древних времен принято звонить во все колокола.
- Учитель: Прочитайте воспоминания Шмелева о колокольном звоне.
(«И все накрыло великим гулом, чудесным звоном из серебра и меди. Звон в рассвете неумолкаемый. В солнце и звоне утро…»)
- На Пасху разрешалось всем желающим, в том числе и детям, звонить в церковные колокола. Давайте и мы послушаем звон колоколов.
- Учитель: Почему на Пасху звонили во все колокола?
(Великая радость)
- Чувства радости, счастья, весеннего обновления передавали в своих произведениях многие писатели, поэты. Послушайте стихотворения русского поэта Константина Фофанова, посвящённые приходу весны, которая неразрывно связана с православным праздников и колокольным звоном.
- Учитель: Как передается торжественность, величие праздника и благоговение ребёнка перед ним?
(Другое всё! – такое необыкновенное, святое; смотрю на святые огоньки и думаю; а это святая иллюминация, Боженька; Таинственный свет, святой).
- Учитель: Какие чувства переполняют мальчика?
(Радость, счастье. Пришел Христос. И все – для Него, что делаем.
- Итак, ликование везде! Автор передает мироощущение верующих русских людей, для которых светлее праздника Пасхи и не было. Мир мальчика расцвечен яркими красками и наполнен мелодичными звуками, так как в детстве мир воспринимается чистым и светлым.
Учитель: Найдите ключевое слово –радость души.
(Регулятивные УУД
Осознание цели деятельности; последовательности действий; предположение результата
Познавательные УУД
Умение преобразовывать информацию из одной формы в другую; умение делать выводы в результате совместной работы
Коммуникативные УУД
Планирование общения, способов взаимодействия с одноклассниками;
планирование учебного сотрудничества)
- Составление «цветовой радуги» в форме корзины с пасхальными яйцами;
- Тестирование – выберите из предложенных праздников только праздники христианства
- СЛАЙД 21
- Чтение стихотворения Л. Чарской «Дивные звуки». (на партах у учеников)
- Земля и солнце,
- Поля и лес —
Всё славит Бога:
Христос Воскрес! - В улыбке синих
Живых небес
Всё та же радость:
Христос Воскрес! - Как дивны звуки
Святых словес,
В которых слышно:
Христос Воскрес! - Земля и солнце,
Поля и лес —
Всё славит Бога:
Христос Воскрес! - СЛАЙД 22
Обратите внимание на духовный смысл праздника.
- Итоги урока.
- В чем же особенности православных праздников?
СЛАЙД 23
- Рефлексия
(Личностные УУД
Смыслообразование, самопознание и самоопределение,
нравственно-этическое оценивание
Познавательные УУД
Умение преобразовывать информацию из одной формы в другую; умение делать выводы в результате совместной работы
Регулятивные УУД
Осознание цели деятельности; последовательности действий;)
Учитель: О каких христианских праздниках мы сегодня говорили? Что вам запомнилось больше всего? (ответы детей)
СЛАЙД 24
Готовим подарок другу (оформление пасхального стола) Свои работы помещают на доску
- Домашнее задание
(Личностные УУД, Коммуникативные УУД, Регулятивные УУД
Познавательные УУД)
Создание совместно с родителями альбома-календаря «Праздники христианства»:
- Рассказ о празднике;
- Рисунок
- Сочинение-миниатюра «Праздник в моей семье»;
- Фото из семейного архива (если есть).
СЛАЙД 25
Литература
1.Учебник . Беглов А. Л. «Основы мировых религиозных культур» - М. Просвещение, 2012
2.«Книга для учителя» - Москва, Просвещение, 2012
3.Интернет-ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Праздники и календари. Праздники христианства и иудаизма.
Эта разработка урока к курсу "Основы мировых религиозных культур" в 4 классе к уроку №23-24....
Праздники и календари. Праздники буддизма и праздники христианства. (1-ый урок)
Конспект открытого урока по ОРКСЭ. ( "Основы религиозных культур и светской этики"...
Конспект урока в 4 классе "Как христианство пришло на Русь"
Цель урока: формирование представления о значимости для нашего Отечества Крещения, принятия православия, как этапа, с которого началось качественно иное развитие нашей государственности и культу...
конспект урока " Христианство на Руси"
Конспект урока для 4 класса по ОРКСЭ по теме: " Христианство на Руси"...
Конспект урока "Как христианство пришло на Русь"
Урок пригодится учителям ОРКСЭ....
Конспект урока «Принятие христианства на Руси» 3 класс
Цели деятельности учителя:Формирование у обучающихся культурного наследия и традиций наших предков, изучение обычаев, нравов восточных славян, раскрытие причин принятия христианства.Планируемые ...
Конспект урока по ОРКСЭ. Модуль "Мировые религии" Тема "Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира" (христианство и иудаизм)
Данный урок относится к курсу ОРКСЭ, модуль "Мировые религии". Тема "Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира" (христианство и иудаизм)...