Конспект урока "Как христианство пришло на Русь"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему

Ворцепнева Дарья Владимировна

Урок пригодится учителям ОРКСЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opk_urok_18.docx40.82 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 18. Как христианство пришло на Русь.

Цель: заложить представление о значимости для нашего Отечества Крещения, принятия православия, этапа, с которого началось качественно иное развитие личности, нашей государственности и культуры.

Задачи

Обучающая: узнать исторические обстоятельства, связанные с  Крещением Руси.

Развивающая: понять, какое  значение имеет Крещение в жизни отдельного человека и целой страны

Воспитательная: осознать, что представление о Святой  Руси – это представление о  России, стремящейся к святости.

Ключевые понятия: Церковь, Крещение, Святая Русь.

Оборудование: Мультимедийный проектор, доска, карта, карточки с ключевыми понятиями.

Ход урока.

  1. Организационный момент. (1 мин).

Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые гости. Мы рады приветствовать вас сегодня в нашей школе. Перед  тем, как начать знакомство с новой темой, хотелось бы, чтобы ребята поделились своими знаниями и достижениями, вспомнили, что им особо запомнилось в прошлом полугодии, мы актуализировали наши знания и продуктивно поработали по новой теме.

  1. Актуализация знаний. (8  мин.) 

Просмотр фильма – исследовательского мини-проекта. Обсуждение. Темы мини-проектов : «Библия и Евангелие», «Проповедь Христа», «Христос и Его Крест», «Пасха».  Ребята, мне было очень интересно помогать вам в работе над  вашими проектами. Спасибо. Радостно, что так много вы уже знаете.

Если бы у вас спросили: « В Кого и во что верует православный христианин?»

« Что радует тебя в этой религии?» Что вы ответите?

Ответы учеников.

3. Знакомство с новой темой (26 мин.).

Работа с картой (4 мин.)

Вспомним, где проповедовал Спаситель? (В Иудее). Скажите, а кто разносил благую весть о Спасителе по разным странам? (Апостолы). Совершенно верно. Апостол Филипп, например, проповедовал в Галилее и  Аравии, апостол  Павел – отправился в Рим, апостол Иоанн Богослов  - в Малой Азии, а апостол Андрей Первозванный нес благую весть в Армению и Скифию. (По карте передвигаются фигуры апостолов).Посмотрите, ребята, ни один из апостолов не дошел до Руси. А наша страна стала все-таки исповедовать христианство. Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке? ( О том, как христианство пришло на Русь).

Апостолы, совершая свои путешествия, основывали церкви. Кто из вас знает, что такое Церковь?

 (Ответы детей).

Работа с учебником (3 мин.)

Давайте обратимся к учебнику, и узнаем , что в самом деле обозначает это слово(учебник, стр.60, рубрика «Это интересно»). Итак, дети делают вывод:

На доске – схема.

Рассказ учителя (5мин.)

В то время, как многие страны уже приняли христианство, на Руси люди по-прежнему поклонялись языческим богам. Сейчас мы совершим историческое путешествие  и окажемся в стольном граде Киеве в 988г. Презентация 1

Тогда территория нашей страны была много меньше и называлась она Киевской Русью. А столица ее была в Киеве. Правил ею грозный князь Владимир. Он покорил и объединил под власть Киева многие племена. Одно было нехорошо – в каждом племени поклонялись своему божеству- Даждьбогу – богу солнца, Перуну – богу грозы, Стрибогу – богу ветра. Как вы думаете, почему князю это не нравилось? ( Ответы детей). Князь Владимир был мудрым правителем и понимал, что его люди должны почитать единого бога, это объединит разрозненные племена. Он решил отправить послов в Константинополь – православную Византийскую столицу.

Исследовательская работа в парах (4 мин.).

А сейчас, попробуем ответить на вопросы (на доске):

– С каким ответом вернулись послы к князю?  

 - Как это повлияло на выбор князя?

Для этого прочитайте самостоятельно текст на стр.59  второй и третий абзац сверху, а потом обсудите в парах, делегируйте лидера. Отвечать следует так «По-нашему мнению, на выбор князя повлияло…».

(Ответы детей)

В 988  году князь Владимир призвал всех киевлян креститься на Днепре. Давайте вспомним. С какой целью человек принимает Крещение? (Ответы детей).

Работа с учебником (2 мин.)

Лиза, прочитай, пожалуйста, на стр.  59, как определяет Крещение автор учебника. Итак, какое значение имеет Крещение? ( Через него человек присоединяется к Церкви).

Валерия, прочитай на стр.61 в рубрике «Это интересно», какое еще значение имеет Крещение. (Через него подается очищение от грехов)

Работа в четверках. (7мин)

Ребята, осталось ответить на последний и очень важный вопрос сегодняшнего урока: «Что христианство принесло на Русь?» Для этого обратимся к учебнику. Прочитаем и обсудим (стр. 59). ( Дети читают, обсуждают, пишут ответы на карточках, делегируют лидера). Примерные карточки:

Рассуждение о личности  князя Владимира (5 мин.)*

А сейчас хотелось бы обратиться к творчеству замечательного русского поэта Якова Полонского, который в своем стихотворении «День Крещения Руси» описывает, как изменился князь Владимир. (У учеников на партах текст, читает учитель).

Я прочту отрывок:

Князь киевский, когда-то гневный,

В союзе с греческой царевной,
В златом венце и на своем
Великокняжеском престоле
Для пахаря в далеком поле,

Для гусляра на вольной воле
И для дружинника с копьем —
Для всех стал другом и отцом
И красным солнышком желанным...
Пришла Андреем Первозванным
Предвозвещенная пора:
Взыграли омуты Днепра,
Славян пугающие боги

Разбились об его пороги…

 Известно, что до крещения князь Владимир был жестоким правителем, но после крещения он изменился - заботился о том, чтобы никто не голодал,  стал милосердным, начал строить храмы.

  1. Подведение итогов (5 мин.)

Итак, давайте подведем итоги. Посмотрите на доску и ответьте на вопросы теста.

https://docs.google.com/forms/d/1bZGm3YQzgVqYtHk8SFwqoPp4xADywJYVpZHH1TH2AH0/viewform?sid=17e444195fd7a5b8&token=4Uaz0jwBAAA.kp_Exw_xoNKCYsv9hirJgg.15F0W5g1eDqN1-Sx_sXr-w

  1. Домашнее задание (4мин.)

После Крещения  русские люди старались жить свято. Отсюда и стали называть русь Святою. Много на русской земле просияло святых людей. Очень часто в творчестве русских писателей и поэтов Русь называли Святой, многие художники изображали на своих полотнах храмы и монастыри, верующих людей.

Закончить наш урок хотелось бы прослушиванием песни неизвестного автора «Русь называют святою».

Домашнее задание – прочитать высказывание русского писателя А. И. Солженицына и, обсудив с родителями его слова, ответить на вопросы.

https://docs.google.com/forms/d/1E02pxBhfImOcTRghQA1IftbXwRUl-eOyt8LBSfrJgIQ/viewform?sid=7c44718f4332e5af&token=Gfu30jwBAAA.kp_Exw_xoNKCYsv9hirJgg.ta0fxmZwtE69tMPlzXixOw

Большое спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как христианство пришло на Русь

методическа разработка урока по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" модуль "Основы православной культуры"...

Как христианство пришло на Русь.

конспект урока по ОРКСЭ модуль- основы православия...

Методическая разработка урока по программе «Основы религиозных культур и светской этики» Тема: Как христианство пришло на Русь. для учащихся 4-го класса

Данный урок знакомит с  верованиями древних славян и принятием христианства на Руси, произведениями живописи на библейские сюжеты....

Конспект урока в 4 классе "Как христианство пришло на Русь"

Цель урока: формирование представления о значимости для нашего Отечества Крещения, принятия православия, как этапа, с которого началось  качественно иное развитие нашей государственности и культу...

План-конспект, презентация к уроку №18 по основам православной культуры." Как христианство пришло на Русь"

План-конспект, презентация к уроку №18 по основам православной культуры." Как  христианство пришло на Русь"...

Конспект и презентация к уроку ОРКСЭ модуль ОПК "Как христианство пришло на Русь"

Подробная технологическая карта урока (с УУД), раздаточный материал, презентация...

Конспект урока. Как христианство пришло на Русь.

Конспект урока по курсу«Основы религиозных культур и светской этики»Модуль: «Основы православной культуры»Тема урока: «Как христианство пришло на Русь».Цель: углубл...