Конспект урока по ОРКСЭ. Модуль "Мировые религии" Тема "Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира" (христианство и иудаизм)
план-конспект урока по орксэ (4 класс)
Данный урок относится к курсу ОРКСЭ, модуль "Мировые религии". Тема "Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира" (христианство и иудаизм)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_religiya_i_moral.docx | 30.75 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2
г. ДЕСНОГОРСКА СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Урок по курсу ОРКСЭ. Модуль «Мировые религии»
Тема: Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира (христианство и иудаизм).
Учитель начальных классов
первой категории
Луценко Людмила Николаевна
Пояснительная записка
Данный урок предназначен при изучении курса «ОРКСЭ» в 4 классе, модуль «Основы мировых религиозных культур» к теме «Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира (христианство и иудаизм)
Ф.И.О. педагога: Луценко Людмила Николаевна, учитель начальных классов
Место работы: МБОУ « Средняя школа №2» г. Десногорска
Модуль: Основы мировых религиозных культур
Класс: 4 класс
Тема: Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира (христианство и иудаизм)
Количество часов:1 час
Цели: дать представление о нравственных заповедях ведущих религий мира (христианство и иудаизм);
Задачи:
Обучающие:
выявить сущность понятий: религия, мораль, заповедь, притча, нравственность;
узнать, что общего существует в учениях всех религий, в чём состоят нравственные заповеди в иудаизме и христианстве.
Развивающие:
развивать речь, логическое и ассоциативное мышление обучающихся, способствовать развитию коммуникативных способностей, умению аргументировано отстаивать свою точку зрения.
Воспитывающие: воспитывать толерантность, уважительное отношение к разным религиозным культурам и их нравственным заповедям.
Формирование УУД
Познавательные УУД: актуализировать имеющиеся знания и представления;
содействовать пробуждению познавательного интереса к изучаемой теме; расширить кругозор, развивать умения извлекать информацию из текстов, словарей; выявлять сущность, особенности; на основе обобщения знаний делать выводы.
Коммуникативные УУД: развивать умение слушать и понимать других; строить речевое высказывание на основе поставленной задачи; оформлять свои мысли в устной речи, используя термины и понятия; развивать умение работать в группе.
Личностные результаты: содействовать формированию мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; развивать положительные эмоции и чувства, связанные с темой урока;
содействовать формированию духовно-нравственных качеств;
Регулятивные УУД: развивать умения оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Методы: публичные выступления учащихся, беседа, взаимные вопросы, самостоятельное чтение с приёмом insert, рассказ и чтение учителя, групповая дискуссия, составление словаря терминов и понятий, фотогалерея.
Технологии: технология развития критического мышления, интерактивные технологии, коммуникативные технологии, здоровье сберегающие технологии;
Формы: словесные, наглядные, практические, проблемно-поисковые, самостоятельная работа, репродуктивные, игра «Соломенная шляпка».
Виды деятельности: индивидуальная работа, работа в паре, работа в группе, коллективное обсуждение.
Технические средства и наглядность: учебное пособие А. Л. Беглов «Основы мировых религиозных культур», текст притчи «Ворота сада», мультимедийная презентация урока, таблицы «Синквейн» (для работы в группах), карточка-помощница, репродукции картин.
Ожидаемые учебные результаты:
учащиеся познакомятся с понятиями: религия, мораль, заповедь, притча, нравственность;
узнают, что общего существует в учениях всех религий, в чём состоят нравственные заповеди в иудаизме и христианстве; запомнят «золотое» правило нравственности;
вспомнят, что они уже знают о религиях и заповедях; освоят новые лексические единицы и смогут их использовать в собственной устной и письменной речи;
осмыслят и обсудят притчу; смогут объяснять понятия «библия», «коран», «тора», «типитака», «заповеди», сделают выводы о ценности мудрых книг; смогут назвать несколько духовно – нравственных качеств, смогут высказать собственное мнение о ценности и пользе этого курса; проявят интерес к данной теме, вспомнят истории бескорыстных поступков других людей, станут духовно богаче и добрее друг к другу, к своим родителям, близким.
№ урока: 25
Аннотация: Данный урок является 25-м в модуле «Основы мировых религиозных культур».
Тип урока – изучение нового материала.
Форма урока – рассказ с элементами беседы и с использованием презентации Power Point. Основные виды деятельности обучающихся: коллективная, групповая, индивидуальная.
Виды деятельности: беседа, комментированное чтение, работа с притчей, творческий рассказ, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, игра, психотерапевтическое упражнение, подготовка творческой беседы с членами семьи.
Основные термины и понятия: культура, религия, православие, иудаизм, Ветхий Завет, заповеди.
Оборудование: мультимедийное оборудование (интерактивная доска), презентация «Культура и религия», учебник «Основы мировых религиозных культур» А.Л.Беглов и другие.
План урока
- Организация деятельности обучающихся.
- Обсуждение результатов выполнения домашнего задания.
- Актуализация знаний обучающихся.
- Творческий рассказ учителя с элементами беседы.
- Игра и физкультминутка.
- Комментированное чтение слайдов и статьи из учебника. Ответы на вопросы.
- Работа с притчей «Ворота сада»
- Психотерапевтическое упражнение «Соломенная шляпа».
- Работа в группах. Самостоятельная работа.
- Речевая разминка
- Закрепление пройденного. СИНКВЕЙН
- Рефлексия.
- Домашнее задание.
Конспект урока
I. Организация деятельности обучающихся
Приветствие. Создание положительного эмоционального настроя.
II. Обсуждение результатов выполнения домашнего задания
Примерные вопросы к обучающимся:
1. Что нового узнали для себя на прошлом уроке?
2.Какие религиозные праздники принято отмечать в вашей семье?
3. Чтение сочинений-миниатюр на тему: «Праздник в моей семье».
III. Актуализация знаний обучающихся. Сообщение темы и задач урока.
У. Прочитаем тему урока.
«Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира». Слайд 1.
Примерные вопросы для беседы:
-Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?
(Учитель сообщает цель урока) Слайд 2
-Какие задачи будем решать?
-Как вы понимаете значение слов «религия» и «мораль»? (Зачитываем толкование из толкового словаря)
(Дополняем из книги стр. 68) Узнаем, что общего существует в учениях всех религий и в чём состоят нравственные заповеди в иудаизме и христианстве,
IV. Вступительное слово учителя и небольшой творческий рассказ с элементами беседы.
Слайд 3. Религия – форма культуры, в которой находят свое выражение красота, добро, истина и справедливость. К этим духовным ценностям человек должен стремиться в своем творчестве, в своей культуре.
Сегодня вы увидите в презентации фотографии, которые отражают красоту нашего города, нашего края, нашей родины. Постараемся их правильно назвать.
Слайд 4. Все великие религии мира основаны на двух величайших нравственных заповедях: любовь к Богу и любовь к человеку.
Человек остается человеком до тех пор, пока заботится о других.
Учитель напоминает детям о важном событии в Десногорске, о приезде патриарха Кирилла и об открытии храма. Назовите этот храм?
Слайд 5. «Мудр кто знает нужное, а не многое»…
Знания можно разделить на: необходимые, важные, нужные, ненужные, несвоевременные, вредные.
Священник Александр Захаров пишет:
«Нужнейшее для человека знание - как ему жить? … Может и полезно и нужно знать, как живут рыбы, звери, птицы и всякие букашки – но всего полезней и нужней знать: как мне надобно жить?»
-Какие знания на ваш взгляд необходимые и нужные?
-А как об этом пишет Священник Александр Захаров?
Слайд 6. _ Какие религии учат как нам жить? (повторяем)
Слайд 7. А знаете ли вы важный принцип всех религий?
Каждая религия отвечает на вопрос о том, в чем ценность каждого отдельного человека и как мы все должны относиться к своему ближнему.
Важным принципом всех религий является принцип ценности и сохранения человеческой жизни.
Слайд 8. В каких книгах мы можем прочитать об этом? (повторяем)
Ценность человека постоянно упоминается в священных книгах разных религий, в высказываниях мудрецов и добродетельных людей.
(Читаем хором) Человеку предписывается никогда не делать своему ближнему того, что он не хотел бы, чтобы сделали ему самому.
-Чему же учат эти мудрые книги?
Повторение пройденного по таблице. ( Учащиеся вспоминают названия книг, их перевод, из каких разделов состоят книги, о чём они)?
V. Игра и физкультминутка одновременно «Да – нет»
( на вопрос нет –руки вверх, на вопрос да - поворот к соседу и хлопок руками с ним)
Рождество и Пасха - главные праздники христиан?
Праздник Курбан-байрам – праздник иудеев?
Тора – священная книга иудеев?
Праздник Мавлид–это праздник буддистов?
Праздник Сагаалган – это праздник мусульман?
Коран состоит из 3 частей?
В состав Библии входит Новый завет?
Библия означает «учебник»?
Библия рассказывает о жизни Иисуса Христа?
Типитака состоит из 3 частей?
Коран – священная книга мусульман?
Бог дал людям Тору через Моисея?
VI.Комментированное чтение слайдов и статьи из учебника (вставим пропущенные слова)
У.Будем внимательны к каждому слову текста, чтобы прокомментировать те представления, которые мы уже имеем, и добавить новые знания.
9 слайд. Библия рассказывает… три с лишним тысячи лет назад пророк Моисей и его народ видели, как задымилась и затряслась гора…. Моисей поднялся на дымящийся…, чтобы там встретить Бога и получить от него заповеди…(стр.69)
10 слайд. Христиане считают, что человек должен любить своего ближнего как самого себя и заботиться даже о тех, кто отступил от общепринятых правил.
-В какой причте описано очень ярко отношение Бога к грешному человеку?
11 слайд. «Мудрые мысли из священных книг религий мира» (читают ученики)
Иудаизм : «И изрёк Бог слова сии: " ...почитай отца твоего и мать, ...не убий, не прелюбодействуй, не кради..."».
12 слайд. Древнееврейский мудрец говорил: «Если я только для себя – зачем я? (чего я стою?)». Он хотел сказать, что жизнь человека теряет всякий смысл, если он живет только для себя одного. Иудейский закон в двух словах: «Не делай ближнему того, что неприятно тебе». Вот суть всей Торы. Именно такое понимание иудейского закона– было усвоено христианством. Иисус даже усилил его. Он говорил…(читаем в учебнике стр.69-70)
13 слайд. Христианство:
«Не судите, да не судимы будете ... И так во, всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».
-Как вы понимаете эти слова?
14 слайд. Проповеди Иисуса Христа (работа с иллюстративным материалом)
Рассмотрите коллаж. Что изображено? Что говорит Иисус?
(Читаем все) Возлюби ближнего твоего, как самого себя.
VII. Работа с притчей.
Учитель. Послушайте притчу и подумайте, как бы вы её назвали. (Ворота сада) О чём она?
В каких строчках заключается мудрость?
Чему она может научить?
Кто сможет рассказать её дома?
VIII. 15 слайд. Психотерапевтическое упражнение «Соломенная шляпа».
Учитель. Поупражняемся в честности. (Ученик одевает шляпу, учащиеся задают ему 5 вопросов, на которые ученик даёт правдивые ответы)
IX. Работа в группах. Самостоятельная работа.
Обсуждение и озвучивание ответа на вопрос:
-Нужны ли сейчас современному человеку данные Богом заповеди? Поясните.
X.Речевая разминка (Читаем хором «золотое» правило нравственности и мудрость Омара Хайяма)
16-17 слайд. Поступай с людьми так, как ты бы хотел, чтобы они поступали с тобой.
Других не зли и сам не злись.
Мы гости в этом бренном мире.
И если что не так – смирись,
Будь умнее – улыбнись,
Холодной думай головой,
Ведь в мире всё закономерно:
Зло, излучённое тобой, к тебе вернётся непременно… (Омар Хайям)
18 слайд . Главное — в любых условиях оставаться человеком. А вы знаете истории бескорыстных поступков других людей? (Рассказы детей)
XI.Закрепление пройденного. 19 слайд .
-Что общего существует в учениях всех религий?
-Что такое заповеди? Чему они учат?
-О чём рассказывается в одной из причт?
-Как учил Христос относиться к людям?
-Какие заповеди самые главные?
20 слайд.
Учитель. Вам надо ответить из какой мудрой книги эти слова.
1. Иисус Христос передал ученикам Свое учение в беседах, проповедях. Но люди боялись забыть что-то из того, что открыл им Бог. Некоторые из них записали то, что узнали. Однако писали они не сами по себе, но с помощью самого Бога. Дух Святой помогал им, вдохновлял их, хотя они писали своим языком и были людьми своего времени.
2. «Кто не встает, когда время вставать; кто исполнен лени, несмотря на молодость и силу, у кого решимость и мысль подавлены – тот не найдёт пути к мудрости»
3. «И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: примите, ядите: сие есть тело Моё».
4. Хвала Аллаху,
Кто небеса и землю создал,
Устроил мрак и свет!
И все же те, кто не уверил,
Других придумывают в равные Ему.
21-22слайды. СИНКВЕЙН
XII. Рефлексия.
23 слайд. Вы видите смайлики. Поднимите руки те у кого настроение на уроке соответствовало первому смайлику (смайлик улыбается), а у кого настроение после урока соответствует другому смайлику (грустный смайлик).
XIII. Домашнее задание.
Спросить у родителей, как в нашей жизни отражены нравственные заповеди.
Собрать пословицы и поговорки, касающиеся заповедей. ( Например: «На лжи далеко не уйдешь). Обсудить с родителями вопросы из учебника.
24 слайд. Заключительные слова учителя.
Спасибо за сотрудничество! Молодцы!
Давайте следовать моральным заповедям: быть доброжелательными, прилежными, честными, уважать окружающих, помогать близким и стремится совершать только добрые поступки».
25 слайд. А сейчас мы зажжём свечу, чтобы чистое пламя жизни горело и не угасало и давало только хорошее направление всем нашим мыслям, желаниям и стремлениям.
Приложение
Притча «Ворота сада»
Жил-был юноша с дурным характером. Отец дал ему полный мешок гвоздей и сказал: «Забивай один гвоздь в ворота сада каждый раз, когда потеряешь терпение или поругаешься с кем-либо».
В первый день он забил 37 гвоздей в ворота сада. В последующие дни научился контролировать количество забитых гвоздей, уменьшая его изо дня в день: понял, что проще контролировать себя, чем забивать гвозди.
Наконец, наступил день, когда юноша не забил ни одного гвоздя в ворота сада. Тогда он пришел к отцу и сказал ему эту новость.
Отец сказал юноше: «Вынимай из ворот один гвоздь каждый раз, когда не потеряешь терпения».
Наступил день, когда юноша смог сказать отцу, что вытащил все гвозди.
Отец подвел сына к садовым воротам: «Сын, ты прекрасно себя вел, но посмотри, сколько дырок осталось на воротах! Никогда они уже не будут такими как раньше. Когда ты с кем-то ругаешься и говоришь ему неприятные вещи, ты оставляешь ему раны, как те, что на воротах. Можешь вонзить в человека нож, а потом вытащить его, но всегда останется рана... И будет неважно, сколько раз ты попросишь прощения – рана все равно останется. Рана, принесенная словами, причиняет ту же боль, что и физическая».
Использованная литература
1.Беглов А.Л. «Основы мировых религиозных культур». 4 класс. Учебник.
2.Ресурсы сети Интернет
3.Материал из Википедии. Образовательный портал Слово
4.Структура урока ОРКСЭ составленная по материалам Иоффе А.Н., доктора пед. наук АПК ППКРО.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по ОРКСЭ "Религия и мораль.Нравственные заповеди в религиях мира"
Кейс - технология. Фрагмент урока....
Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира
Разработка урока по основам мировых религий и светской этики 4 класс, УМК "Школа 2100"...
Технологическая карта урока “Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира.”,
Цель урока: организация совместной деятельности учащихся с целью систематизации знаний по теме «Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира .» и формирование нравственного совершенствовани...
презентация к уроку по теме Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира.
Тема урока: Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира....
Конспект урока по ОРКСЭ «Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира»
Тема урока: «Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира»Цель: сформировать представление учащихся о нравственных заповедях ведущих религий мира.Задачи урока:- учебные:- ...
Презентация к уроку ОРК и СЭ по теме:"Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира".
Презентация к уроку ОРК и СЭ по теме:"Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира"...
Конспект урока -ОРКСЭ 4 класс Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира.
Дать представление о нравственных заповедях ведущих религий мира....