Конспект урока в 4 классе "Дружба"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему
Предварительный просмотр:
КАСКАДНАЯ МОДЕЛЬ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГОВ ПО КУРСУ ОРКСЭ
ИТОГОВАЯ РАБОТА СЛУШАТЕЛЯ
Сведения об авторе | |
Фамилия, имя, отчество (полностью) | Морковкина Любовь Геннадьевна |
Район | Богородский |
Место работы | МБОУ Дуденевская СОШ |
Должность | Учитель начальных классов |
Общая информация | |
Модуль | Основы светской этики |
УМК | Перспективная начальная школа |
Тема урока | Дружба |
Тип урока | Изучение нового материала |
Цель, задачи | Цель урока: формирование у учащихся представления о дружбе как о важнейшей нравственной ценности. Задачи урока: Образовательные:
Развивающие:
Воспитательные:
|
Необходимое оборудование | ПК, мультимедиа. |
Дидактическое обеспечение | учебник «Основы светской этики», рабочая тетрадь ученика; карточки с пословицами, карточки с рассказами, фонограмма песни «Дружба» |
Планируемые результаты урока | |||
| Совершенствование способности самоопределяться в жизненных ценностях; совершенствование умения объяснять смысл своих оценок, мотивов, целей; развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей | ||
| Понимание ценности дружбы и дружеских отношений; выстраивание конструктивных отношений в обществе. | ||
| Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; умение осуществлять информационный поиск; готовность излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий, умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации | ||
Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения* | Взаимоконтроль, самоконтроль, текущий контроль |
Литература и Интернет-ресурсы | |||
Основная | учебник «Основы светской этики», | ||
Дополнительная | Сборник русских пословиц, «Толковый словарь» С.И. Ожегова, В.И.Даль «Толковый словарь»; «Справочник афоризмов и изречений для школьников» (составитель В.П. Павлов); «Словарь по этике» (под ред. О.Г. Дробницкого) | ||
Интернет-ресурсы | Сайты «Просвещение», «Открытый урок», «Начальная школа» | ||
ЭОРы | электронное пособие по курсу «ОРКСЭ. Светская этика» (медиатекст С. Погореловский «Друзья»); презентация к уроку |
План проведения занятия с обоснованием выбора технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся | |||||
Этап урока | Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы | Деятельность обучающихся с указанием форм организации | Формируемые УУД (с указанием конкретных действий) | ||
1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Этап предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке; создание условий для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), выделения содержательной области («могу»). | Учитель приветствует детей. Каким бы вы хотели видеть наш сегодняшний урок? С каким настроением вы его начинаете? «Просигнальте» мне, пожалуйста. Словесные методы | Приветствуют учителя, эмоционально настраиваются на работу. Дети поднимают карточку – «настроение» в виде разных смайликов. Фронтальная работа | Регулятивные УУД: волевая саморегуляция Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем | ||
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии. Этап предполагает создание мотивации к самостоятельному выполнению пробного учебного действия; актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий; тренировку соответствующих мыслительных операций; создание затруднения в индивидуальной деятельности учащихся, фиксируемое ими самими. | Организует просмотр слайдов с аудиозаписью стихотворения С. Погореловского «Друзья» (электронное приложение к учебнику «Основы светской этики»). Беседует с учащимися. -Какова тема стихотворения? Актуальна ли она для нашего класса? - Попробуйте определить, о чем пойдет речь на уроке? - Как вы думаете, на какие вопросы мы будем искать ответы в процессе изучения этой темы? (Слайд 1,2) Методы: наглядный, проблемно-поисковый. | Смотрят слайды и размышляют над содержанием стихотворения. Отвечают на вопросы. Фронтальная работа | Познавательные УУД: извлечение необходимой информации из текста; постановка и формулирование проблемы, умение строить речевое высказывание в устной форме | ||
3. Выявление места и причины затруднения. Этап предполагает выявление и фиксацию учащимися места, шага, где возникло затруднение; определение причины затруднения - каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого класса или типа. | Организует работу с учебником для выявления видов взаимоотношений между людьми и того, на основе чего строятся эти взаимоотношения. (стр.32, абзац 1) Ведет беседу – рассуждение о том, почему человек бывает одинок, кого можно назвать другом? (Слайд 3) Метод проблемно-поисковый. | Самостоятельно работают с текстом, затем обсуждают в парах. Отвечают на поставленные вопросы. Работа в парах. | Познавательные УУД: умение строить речевое высказывание в устной форме Коммуникативные УУД: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; аргументация своего мнения Личностные УУД: смыслообразование | ||
4. Построение проекта выхода из затруднения ("открытие" детьми нового знания). Этап предполагает обдумывание учащимися в коммуникативной форме проекта будущих учебных действий: постановку цели, построение плана достижения цели, выбор метода и средств разрешения проблемной ситуации (алгоритмы модели, учебник). | Фиксирует на доске высказывания учащихся в виде «Дерева предсказаний». (Приложение 1) Учитель подводит итог и дает определение слову «дружба» (Слайд 4) Метод проблемно-поисковый. | Высказывают свое мнение, называют слова – ассоциации и доказывают выдвинутое предположения, подбирают синонимы к слову «друг». Фронтальная работа | Познавательные УУД: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. Личностные УУД: смыслообразование; нравственно – этическая ориентация. Регулятивные УУД: прогнозирование | ||
5.Реализация построенного проекта. Этап предполагает решение исходной задачи (обсуждение различных вариантов, предложенных учащимися, выбор оптимального варианта); фиксацию преодоления затруднения; уточнение характера нового знания. | Организует работу в группах для соотнесения ответов детей с материалами словарей и справочников. Организует работу с учебником. (стр. 32) - Прочитайте определение «дружбы» в нашем учебнике и сравните его с найденным вами определением. Словесный метод | Работают в группах: 1 группа – «Толковые словари», 2 группа – «Словарь по этике», «Справочник афоризмов и изречений для школьников»; 3 группа – компьютерная сеть Интернет. Самостоятельно читают текст учебника, находят определение понятия, сравнивают. Работа в группах, самостоятельная работа | Познавательные УУД: поиск необходимой информации, её интерпретация, обобщение и структурирование; сравнение понятий. Коммуникативные УУД: умение участвовать в коллективном обсуждении Познавательные УУД: извлечение необходимой информации из текста | ||
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Этап предполагает усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи (фронтально, в парах или группах). | Работа с текстом учебника на странице 32-33. Работа в группах - Подготовьте сообщение об одной из отличительных черт дружбы. Подводит итог работы в группах, выясняет усвоение понятий отличительных черт дружбы: избирательности, бескорыстности, общность интересов и взаимной симпатии. (Слайд 5) Обобщает ответы детей. Словесный метод | Работают с текстом в группе Дают развернутый ответ на поставленный вопрос. Работа в группах | Познавательные УУД: извлечение необходимой информации из текста; анализ и объяснение понятий; умение строить речевое высказывание в устной форме Коммуникативные УУД: умение участвовать в коллективном обсуждении проблем, строить взаимодействие со сверстниками. | ||
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Этап предполагает самостоятельное выполнение учащимися задания с использованием нового способа действия, самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность. | Организует игру« Подбери пословицу по ключевым словам». Раздает учащимся дидактический материал «Пословицы». (Приложение 2) Проверяет правильность выполненного задания, используя интерактивную доску. (Слайд 6) Словесный метод | Собирают текст пословицы, обсуждают смысл. Устанавливают на доске соответствия между частями пословиц. Затем представители от каждой группы выступают, комментируя пословицы. Фронтальная работа | Регулятивные УУД: сличение способа действия и его результата с заданным эталоном, внесение необходимых изменений и корректив | ||
8. Включение в систему знаний и повторение. Этап предполагает выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности. | Игровое упражнение для объединения детей в группы. Учитель просит детей прикрыть глаза и не разговаривать друг с другом. Учитель прикалывает им на спину маленькие рисунки (сказочные герои). Учитель дает задание детям: - Найти «себе подобного» и занять свои места за столами. Разговаривать при этом нельзя. Учитель обращает внимание детей, что один ученик остался и обсуждает с ними вопрос: «Как чувствует себя тот, кто остался один и без друзей». - Какие трудности вы испытывали во время выполнения упражнения? (Слайд 7-8) - Смогли бы вы справиться без помощи и поддержки? Анализ проблемных ситуаций. Прочитайте и выскажите свое мнение. (Приложение 3) Методы: словесный, проблемно-поисковый | Ученики встают в круг. Садятся парами и объясняют, почему они образовали пару. Обсуждение сложившейся ситуации. Фронтальная работа Дети работают в группах. Ведут обсуждение, учатся четко формулировать вопрос, выражать свое мнение, учитывать другие точки зрения. Работа в группах | Коммуникативные УУД: адекватное использование различных средств для решения коммуникационных задач Личностные УУД: осознание ответственности за общее дело Познавательные УУД: извлечение необходимой информации из текстов; формулировка выводов на основе анализа проблемных ситуаций. Коммуникативные УУД: формулирование и аргументация своего мнения; учет разных мнений. | ||
9. Рефлексия учебной деятельности. Этап предполагает оценивание учащимися собственной деятельности, фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности, обсуждение и запись домашнего задания. | - Попробуйте соотнести всё, что вы узнали на уроке, с теми отношениями, которые существуют между вами и вашими друзьями. Оцените, насколько вы соответствуете понятию «настоящий друг» Организует работу со шкалой самооценки (Слайд 9) Фронтально просматривает результаты, сообщает детям, что многие не поставили себя на вершину шкалы, подводя к выводу, о необходимости самосовершенствования Затем предлагает учащимся подумать и записать то, что мешает им максимально соответствовать понятию «настоящий друг». Предупреждает, что содержание этих записей останется тайной для всех, кроме самого ученика. Я верю, что каждый из вас будет гордо нести звание «Настоящий друг», а гимном вашей жизни пусть будет песня «Дружба» Формулирует домашнее задание. (Слайд 10) Напишите небольшой рассказ о своем друге. Обсудите его с родителями. Нарисуйте портрет друга. Словесный метод | Обдумывают задание. Дают самооценку. Фиксируют свои качества, которые мешают дружбе. По просьбе учителя записку кладут в общую чашу. Слушают и смотрят видеоклип, эмоционально сопереживают его героям и содержанию Записывают домашнее задание. Фронтальная работа | Личностные УУД: смыслообразование, нравственно-этическая ориентация; Регулятивные УУД: прогнозирование, контроль, оценка процесса и результатов деятельности; Коммуникативные УУД: формулирование и аргументация своего мнения. |
Приложение № 1 «Дерево предсказаний»
Приложение № 2 «Пословицы»
- … – ищи, а нашел – …
- Не имей … … , а имей … ….
- Человек без …… , что дерево без ….
- … – как стекло разобьешь – не ….
- Недруг поддакивает, а …спорит.
Приложение № 3.
Рассказ «Друзья»
Однажды Саша принес в школу электронную игру «Футбол». К нему тут же подбежал Максим и закричал: «Мы же с тобой друзья, давай вместе играть!».
- Давай! – согласился Саша. Подошли и другие ребята, но Максим заслонил от них игру.
- Я – Сашин друг! – гордо сказал он. – Я буду с ним играть.
На другой день Денис принес в класс трансформеров. И опять первым возле него оказался Максим.
- Я – твой друг! – опять произнес он. – Будем вместе играть.
Но тут подошел Саша.
- И меня примите.
- Нет, не примем, - сказал Максим.
- Почему? – удивился Саша. – Ты же мой друг, сам вчера говорил.
- То вчера, - объяснил Максим. – Вчера у тебя игра была, а сегодня у него роботы. Сегодня я с Денисом дружу!
Рассказ «Одинаковые»
Жили две неразлучные подружки-первоклассницы. Обе они маленькие. Розовощекие, светловолосые, они очень походили друг на друга. Обеих мамы одевали в одинаковые платья, обе учились только на пятерки. - Мы во всем, во всем одинаковые!- с гордостью говорили девочки. Но однажды Соня, так звали одну из девочек, прибежала домой и похвалилась маме:
- Я получила по математике пять, а Вера – только тройку. Мы стали уже не одинаковые...
Мама внимательно посмотрела на дочку. Потом сказала грустно:
- Да, ты стала хуже...
- Я? – удивилась Соня. Но ведь тройку-то получила не я!
- Тройку получила Вера, но она ведь получила ее, потому что болела... А ты обрадовалась – и это значительно хуже.
Рассказ «До первого дождя»
Таня и Маша были очень дружны и всегда ходили в школу вместе. То Маша заходила за Таней, то Таня – за Машей. Один раз, когда девочки шли по улице, начался сильный дождь. Маша была в плаще, а Таня – в одном платье. Девочки побежали.
- Сними свой плащ, мы накроемся вместе, - крикнула на бегу Таня.
- Я не могу, я промокну! – нагнув голову с капюшоном, ответила ей Маша.
В школе учительница сказала:
- Как странно, у Маши платье сухое, а у тебя, Таня, совершенно мокрое. Как же это случилось? Ведь вы же шли вместе?
- У Маши был плащ, а я шла в одном платье, - сказала Таня.
- Так вы могли бы укрыться плащом, сказала учительница и, взглянув на Машу, покачала головой. – Видно, ваша дружба до первого дождя!
Обе девочки густо покраснели: Маша за себя, а Таня – за Машу.
ГБОУ ДПО «НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний. Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...
Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.
В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...
План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры
Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...
План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"
Урок литературного чтения в 1 классе «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...
Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса
Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема: Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...
План-конспект урока математики по теме "Сложение вида 61+7 и соответствующие случаи вычитания; план-конспект урока чтения по теме "Е. Пермяк. Случай с кошельком"
Возможно, урок в помощь начинающему педегогу коррекционной школы....