Рабочая программа по ОРКСЭ. Модуль "Основы православной культуры"
рабочая программа по орксэ (4 класс) на тему

Рабочая программа курса ОРКСЭ по учебному модулю «Основы православной культуры» для IV класса разработана на основе:

Ø  Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;

Ø  Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

Ø  Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Фёдоровская ООШ»;

Ø  примерной программы учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», авт. А.Я.Данилюк. – М.: Просвещение, 2012;

Ø  учебного пособия «Основы православной культуры», авт. А.В. Кураев. М.: Просвещение, 2010;

Ø  в соответствии с базисным учебным планом и годовым календарным учебным графиком: 35 учебных недель; по 1 часу в неделю; 35 ч. за год. 

Учебный модуль «Основы православной культуры» открывает новые возможности для диалога учителя с обучающимися, предоставляя возможность разнообразить формы и методы учебно–воспитательной работы,  выстраиваемой на изучении культурологических основ православия и понимания роли православной веры в становлении и развитии российской государственности. Предлагаемый к изучению материал содержит новуюинформацию, направлен на развитие логического и образного мышления детей, активизацию их творческих способностей, поиск самостоятельных решений. 

В  рамках  учебного  модуля  «Основы  православной  культуры»  курса  ОРКСЭ  формы  и  виды  учебной   деятельности основываются на  следующих методах обучения: вербальных, невербальных, практических, проблемно-поисковых, включая в себя: учебные занятия, экскурсии, беседы, написание творческих работ, подготовку творческих проектов, сюжетно-ролевые игры, чтение православной литературы, фотовыставки, просмотр видеофильмов на православные темы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orkse_prav.kult_.docx117.01 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

        Рабочая программа курса ОРКСЭ по учебному модулю «Основы православной культуры» для IV класса разработана на основе:

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования;
  • Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
  • Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Фёдоровская ООШ»;
  • примерной программы учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», авт. А.Я.Данилюк. – М.: Просвещение, 2012;
  • учебного пособия «Основы православной культуры», авт. А.В. Кураев. М.: Просвещение, 2010;
  • в соответствии с базисным учебным планом и годовым календарным учебным графиком: 35 учебных недель; по 1 часу в неделю; 35 ч. за год.

        Проблема воспитания толерантности и нравственной идентификации подрастающего поколения сегодня волнует общественность во всём мире и в нашей стране в частности. Вполне очевидно, что воспитательную составляющую наряду с научными знаниями, информацией об обществе, его интересах и законах, культуре и искусстве невозможно оставить вне рамок школьной программы без существенного ущерба для качества образования, становления личности.

Вопросы, связанные с введением в школьную программу информации об основах религиозной культуры, рассматриваемой в рамках культурологического подхода, имеют сегодня большое значение, поскольку характер светской школы определяется, в том числе и её отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса. Запрос на современное образование, решающее помимо прочего, задачи духовно-нравственного воспитания граждан России, достаточно высок, чтобы остаться без ответа. Значительно возросло внимание к духовной стороне бытия человека и православной культуры в России.

Нормативно-правовой основой разработки и введения в учебный процесс общеобразовательных школ комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (далее – Учебный курс ОРКСЭ) является Поручение Президента Российской Федерации от 2 августа 2009 г. (Пр-2009 ВП-П44-4632) и Распоряжение Председателя Правительства Российской Федерации от 11 августа 2009 г. (ВП-П44-4632)

Учебный курс ОРКСЭ включает в себя 6 модулей:

  1. Основы православной культуры;
  2. Основы исламской культуры;
  3. Основы буддийской культуры;
  4. Основы иудейской культуры;
  5. Основы мировых религиозных культур;
  6. Основы светской этики.

Один из модулей изучается обучающимися с его согласия и по выбору его родителей (законных представителей).

В образовательном учреждении МБОУ «Фёдоровская СОШ» на основе образовательных, культурных и религиозных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), а также возможностей организации образовательного процесса определён модуль учебного курса ОРКСЭ в 2014-2015 учебном году «Основы православной культуры».

Современный период в российской истории и образовании – это смена ценностных ориентиров. В этот период нарушается духовное единство общества, размываются жизненные ориентиры молодежи, происходит деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок.

В российском обществе стал ощущаться недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, согласия в вопросах корректного социального поведения, а также отсутствие созидательных ориентиров смысла жизни.

В Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования введена новая предметная область — «Основы духовно-нравственной культуры народов России».

Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственном воспитании молодежи. Новая российская общеобразовательная школа должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества. Поэтому в Стандарт начального общего образования включен курс «Основы религиозных культур и светской этики». Культура России исторически формировалась под воздействием Православия, произведения которой до сих пор высоко оцениваются во всём мире. Авторы как теоретических, так и практических разработок, в качестве важнейшего компонента национального содержания образования указывают на Православие, которое является историообразующим, культурообразующим, смыслообразующим элементом жизни русского народа. Православная церковь направляла и объединяла деятельность семьи, народа и государства и обеспечивало духовное единство народа.

Преподавать основы христианских ценностей в виде уроков духовно-нравственной культуры православия, значит постепенно открывать перед учениками и их родителями всю красоту и доброту христианских жизненных ценностей, которые лягут в основу их созидательного мировоззрения.  

Актуальность изучения основ православной культуры в общеобразовательных учреждениях обусловлена необходимостью комплексного и эффективного решения проблемы духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. «От нравственного состояния новых поколений зависит будущее России, не в меньшей степени, чем от политики или экономики. На фоне разрушительного влияния некоторых средств массовой информации, общего морального кризиса никто не заменит слова учителя – слова настойчивого, убедительного, подкреплённого личным примером и объясняющего детским душам, что порок всегда разрушителен, а верность незыблемым нравственным нормам приносит человеку истинное благо и подлинное счастье».

                                                       Патриарх Московский и всея Руси Алексий II

В нравственном становлении личности немаловажное место принадлежит культуре. Изучение русской культуры невозможно без основ православия, составившего его основу и стержень. Все богатейшее наследие православной культуры пронизано духом красоты и несет в себе огромное воспитательное содержание.

Курс ОРКСЭ носит светский характер. Состоит он из 6 модулей. Любой выбранный модуль позволит дать школьникам представление о многообразии и взаимопроникновении религиозной и светской культуры.

Курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у младших школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

ЦЕЛЬ: Формирование у младших школьников мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

ЗАДАЧИ: 

  • Знакомство учащихся с основами православной культуры и светской этики;
  • Развитие представлений младшего школьника о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
  • Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных учащимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы.

Принципы обучения:

  • диалогическое взаимодействие;
  • приоритет личностного развития учащихся, их интеллектуальной, духовно-нравственной и эмоциональной сферы;
  • актуальность;
  • опоры на самостоятельность мышления учащихся;
  • вариативность (возможность выбора на уровне вопроса, задания, интерпретации, способов деятельности и презентации образовательного результата);
  • деятельностное обучение, которое последовательно реализуется через соответствующий отбор содержания, форм, методов и видов учебной деятельности.
  • соблюдения баланса между теоретическим материалом и материалом для эмпирического и творческого освоения;
  • органичное и последовательное развитие навыков учебно-исследовательской деятельности.

Место модуля «Основы православной культуры» комплексного учебного курса

«Основы религиозных культур и светской этики» в  программе обучения

Учебный модуль «Основы православной культуры» курса ОРКСЭ предлагается изучать на переходной стадии от начальной к основной ступени общеобразовательной школы.  По содержанию и месту в учебном плане он служит важным связующим звеном между двумя этапами гуманитарного образования и воспитания школьников, так как дополняет обществоведческие аспекты предмета «Окружающий мир», с которым знакомятся обучающиеся начальной основной школы, и предваряет начинающееся в 5 классе изучение предмета «История». Таким образом, ознакомление с православными ценностями и нравственными идеалами духовных традиций России происходит в контексте, отражающем связь прошлого и настоящего.

Особенности учебного модуля «Основы православной культуры» курса ОРКСЭ

Учебный модуль «Основы православной культуры» открывает новые возможности для диалога учителя с обучающимися, предоставляя возможность разнообразить формы и методы учебно–воспитательной работы,  выстраиваемой на изучении культурологических основ православия и понимания роли православной веры в становлении и развитии российской государственности. Предлагаемый к изучению материал содержит новуюинформацию, направлен на развитие логического и образного мышления детей, активизацию их творческих способностей, поиск самостоятельных решений.

        Концепция учебника «Основы православной культуры» базируется на следующих принципах:

  • учебный материал расположен в порядке, соответствующем значимости и месту события;
  • исторические, культурологические, нравственные аспекты православного учения освещаются комплексно;
  • общеобразовательный характер преподавания является светским.

        В методическом плане основополагающими стали следующие положения:

  • раскрытие исторических, культурологических и нравственных аспектов курса через конкретные примеры (идеалы христианской нравственности могут быть представлены на примере жития конкретных святых);
  • отказ от изложения и интерпретации сложных богословских и религиоведческих вопросов;
  • объяснение новых понятий и терминов в контексте описательно-повествовательного изложения их сути в самом тексте учебника, а не путем введения сложных определений.

        Данный модуль дети могут изучать целым классом, без деления на группы согласно конфессиональной или/и иной ориентации. Для изучения необходимо разрешение родителей и желание самого ребёнка.  

Структура учебного модуля «Основы православной культуры» комплексного курса ОРКСЭ

        Структура модуля «Основы православной культуры» представлена четырьмя тематическими блоками (разделами).

Блок 1. Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества (1 час).  Тема: Россия – наша Родина. Содержательные акценты первого тематического блока – духовные ценности и нравственные идеалы в жизни каждого человека и общества в целом.

Блок 2. Основы православной  культуры, часть 1 (16 часов). Содержание: Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства.  Культура и религия. Священное Писание. Священное Писание и Священное Предание. Во что верят православные христиане. Что говорит о Боге и мире православная  культура. Что говорит о человеке православная культура. Христианское учение о спасении. Добро и зло в православной традиции. Христианская этика: заповеди блаженства. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Добродетели и страсти. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Спаситель. Жертвенная любовь. Победа над смертью.

Блок 3. Основы православной  культуры, часть 2 (13 часов). Содержание: Православие в России. Православный храм и другие святыни. Православные Таинства. Символический язык православной культуры. Христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство). Православный календарь, его символическое значение. Почитание святых. Праздники. Христианская семья и ее ценности.

        Второй и третий тематические блоки дополняют друг друга, представляя собой полное содержание учебного модуля «Основы православной культуры». 

        Блок 4. Духовные традиции многонационального народа России (5 часов).  Содержание: Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

        Четвертый блок является практическим, обобщающим и оценочным, так как предусматривает подготовку и презентацию проектов на основе изученного материала, что позволит оценить качество знаний обучающихся по предмету. В ходе подготовки своих проектов, которые  могут быть как индивидуальными, так и коллективными, дети получают возможность повторить и обобщить ранее изученный материал, но уже в творческо–деятельностной форме.

        Вся учебная программа по модулю «Основы православной культуры» построена на соразмерном сочетании теоретических и практических занятий.

Формы контроля и варианты его проведения

        Формы контроля, предполагающие отслеживание результата обученности по данному предмету, могут быть следующие:

  • контроль учителя: устный опрос, проверка выполнения домашней работы, самостоятельной работы;
  • взаимоконтроль: проверка работы по образцу/алгоритму, устный опрос (в парах, в группах);
  • самоконтроль;
  • фронтальная проверка знаний;
  • тестирование.

        Итоговой формой оценки деятельности обучающихся является выполнение творческой работы по индивидуальной теме или создание и презентация проекта в рамках учебного модуля «Основы православной культуры» курса ОРКСЭ.

Формы и виды учебной деятельности

В  рамках  учебного  модуля  «Основы  православной  культуры»  курса  ОРКСЭ  формы  и  виды  учебной   деятельности основываются на  следующих методах обучения: вербальных, невербальных, практических, проблемно-поисковых, включая в себя: учебные занятия, экскурсии, беседы, написание творческих работ, подготовку творческих проектов, сюжетно-ролевые игры, чтение православной литературы, фотовыставки, просмотр видеофильмов на православные темы.

Результаты изучения модуля «Основы православной культуры» курса ОРКСЭ

Личностные результаты:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за своё Отечество, народ, культуру и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; усвоение ценностей многонационального российского общества;
  • становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  • формирование отношения к иному мнению, вере, религии и культуре других народов;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания всем людям.

Предметные результаты:

  • готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
  • знакомство с основами православной культуры, понимание их значения для выстраивания конструктивных отношений в семье и обществе, осознания ценности человеческой жизни;
  • понимание значения духовности, веры для правильной жизненной ориентации, как  человека, так  и общества;
  • формирование первоначальных представлений о православии, их роли в становлении российской государственности, развитии культуры;
  • воспитание нравственного совершенства, основанного на свободе совести и вероисповедания, духовных традиций народов России.

Для успешности познавательной деятельности и творческой активности обучающихся в учебном процессе немалую роль играет внеурочная и внеклассная работа, которую необходимо проводить как для расширения общего кругозора детей, так и для развития их интереса к конкретной области знаний (в данном случае – к православию).

Духовно-нравственное воспитание младших школьников предполагает безусловное взаимопонимание и сотрудничество с родителями детей: установление контакта с семьей, выработку согласованных действий и единых требований в процессе преподавания и изучения модуля «Основы православной культуры» курса ОРКСЭ.

Метапредметные результаты:

  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий;
  • овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных) в соответствии с содержанием модуля «Основы православной культуры».

 

           Межпредметные связи: история, литература, музыка, изобразительное искусство.

Учебно-методическое обеспечение

  • Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4 – 5 классы.  Учебное пособие для общеобразовательных учреждений/А.В. Кураев. – М.: Просвещение, 201
  • Основы религиозных культур и светской этики. 4 – 5 классы. Книга для учителя/А.Я. Данилюк. –  М.: Просвещение 2010;
  • Основы религиозных культур и светской этики. 4 – 5 классы. Книга для родителей/А.Я. Данилюк. –  М.: Просвещение, 2010;
  • Электронное приложение к курсу Основы религиозных культур и светской этики. 4 – 5 классы. –  М.: Просвещение, 2010;
  • Интернет – ресурсы  –  http://www.pravoslavnoe-obrazovanie.ru/doc-archiv/func-startdown/54/

Материально – техническое обеспечение

Реализация главной цели курса ОРКСЭ в целом, и модуля  «Основы православной культуры» в частности, ставит перед учителем задачи, решения которых можно добиться при соответствующем материально-техническом обеспечении. Для полноценного изучения и усвоения учебного материала необходимы в наличии следующие объекты и средства материально-технического обеспечения:

  • оборудование: ученические столы и стулья по количеству учеников в классе, учительский стол, шкафы для

хранения учебников, дидактических материалов, пособий, настенные доски для вывешивания иллюстративного материала;

  • технические средства обучения: классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, схем, картинок; демонстрационное оборудование: компьютер, телевизор, музыкальный центр, включающий в себя устройство для воспроизведения аудиокассет, CD и DVD, мультипроектор, диапроектор, экспозиционный экран; вспомогательное оборудование и устройства, предназначенные для обеспечения эксплуатации учебной техники, удобства применения наглядных средств обучения, эффективной организации проектной деятельности;
  • экранно-звуковые пособия: электронное пособие к модулю «Основы православной культуры»; дополнительные мультимедийные образовательные ресурсы: аудиозаписи, видеофильмы, слайды, компьютерные презентации, тематически связанные с содержанием учебного модуля «Основы православной культуры»;
  • библиотечный фонд: учебно-методические комплекты, обеспечивающие изучение/преподавание учебного курса «Основ православной культуры»  (комплексная программа, учебные пособия для школьников, методическая литература для учителя и родителей); нормативные документы, регламентирующие взаимоотношения государства и РПЦ, отражающие правовые основы изучения в учреждениях системы общего образования основ православной культуры; дополнительные пособия для учителя, предназначенные для оказания информационной и методической помощи (учебники по религиоведению, культурологии, мировой художественной культуре); научно-популярные книги, содержащие дополнительный познавательный материал развивающего характера по темам изучаемого модуля; хрестоматийные материалы, включающие тексты художественных произведений, тематически связанные с содержанием изучаемого модуля; документальные источники (фрагменты текстов исторических письменных источников, в том числе и православных, дающих целостное представление об историческом развитии православия); энциклопедическая и справочная литература по православию; художественные альбомы, содержащие иллюстрации к основным разделам модуля;
  • печатные пособия: картографические издания, иллюстративные материалы, полиграфия.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема урока /тип урока/

Кол-во час.

Цель (конкретного урока)

Характеристика деятельности учащихся

Универсальные учебные действия и личностные результаты

Используемые ресурсы

Формы деятельности на уроке /домашнее задание/

1

Россия – наша Родина

Тип урока: вводное занятие

1

Развивать

коммуникативные

компетенции,

способствовать

воспитанию

национального

самосознания,

формированию интереса к

изучению предмета;

углубить знания

(государственная

символика, герои и

великие люди России).

Знакомятся с историей возникновения и распространения православной культуры

- осознавать чувство гордости за свою  Родину, свой народ;

- стремиться к осознанию своей принадлежности к многонациональному российскому обществу;

 - иметь представление о терминах и  понятиях: Россия = Родина = Отечество, патриотизм, государственная символика;

- знать государственную символику;

- иметь представление о содержании учебника «Основы православной культуры»;

- стремиться к усвоению принципов работы с учебником «Основы православной культуры»;

- проявлять достойное и уважительное отношение к иному мировоззрению, вере, историческому и культурному наследию.

Личностные результаты:           - осознание себя гражданином России;

- испытание чувства гордости за свою Родину, народ;

- знание государственной символики;

- уважительное отношение к мировоззрению, вере, мнению, культурному и историческому наследию других народов;

- усвоение принципов работы с учебником «Основы православной культуры».

Программа комплексного

учебного курса

«Основы православной культуры». Электронное приложение к учебнику. Урок № 1.

беседа с классом о России, государственной символике, ознакомление с содержанием учебника «Основы православной культуры», объяснение и отработка новых терминов и понятий, составление устного коллективного рассказа по теме «Россия – моя Родина».

Домашнее задание: вопросы и задания, стр.5 

2

Культура и религия

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельнос-ти (комбини-рованный)

1

Способствовать

формированию

первоначальных

представлений о православной культуре и её роли в современной России.

Знакомятся с историей возникновения и распространения православной культуры

- стремиться к осмыслению приоритета духовных ценностей над материальными;

- уметь сформулировать вопросы по прочитанному тексту  модуля «Основы православной культуры» и ответить на них;

- иметь представления о терминах и  понятиях: религия, духовность, культурные традиции, памятники культуры.

Личностные результаты:

- стремление к осмыслению приоритета духовных ценностей над материальными;

- умение сформулировать вопросы по прочитанному тексту  модуля «Основы православной культуры» и ответить на них.

Программа комплексного

учебного курса

«Основы православной культуры». Электронное приложение к учебнику. Урок № 2.

беседа с классом о культуре и религии, объяснение и отработка новых терминов и понятий, чтение текста учебника с опорой на иллюстративный материал, составление совместно с учителем по иллюстрациям небольших устных рассказов по темам «Древнерусские города и их памятники культуры», «Культурные традиции России», составление предложений с применением новых терминов и понятий,  выполнение заданий из  рабочей тетради.

Домашнее задание: вопросы и задания, стр.7.

3

Человек и Бог в Право-славии

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельнос-ти (комбини-рованный)

1

Способствовать

формированию

первоначальных

представлений о Боге и православии.

Изучают основы духовной традиции православия

- проявлять интерес к познанию Православия;

- иметь представления о терминах и  понятиях: Бог, Творец, Иисус Христос, Богочеловек, Богородица, духовный мир человека; 

- составлять план по изучаемой теме по имеющемуся алгоритму;

- уметь  работать в парах и группах, применяя правила сотрудничества.

Личностные результаты:

- стремление к изучению основных этапов  становления православной культуры на Руси;

- стремление к усвоению и осмыслению православных терминов и православных понятий;

- умение составить план  по изучаемой теме модуля «Основы православной культуры».

Программа комплексного

учебного курса

«Основы православной культуры». Электронное приложение к учебнику. Урок № 3.

беседа с классом о понимании Бога и человека в православном учении, объяснение и отработка новых терминов и понятий, составление устного рассказа по теме «Зачем Бог создал человека?» (5-6 предложений), вопросо-ответная форма работы в парах, самостоятельная работа с энциклопедической и справочной литературой с целью извлечения искомой информации по изучаемой теме.

Домашнее задание: вопросы и задания, стр.11.

4

Православ-ная молитва

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельнос-ти (комбини-рованный)

1

Познакомить детей с понятием «православная молитва».

Изучают основы духовной традиции православия

- проявлять познавательный интерес к новому учебному предмету;

- иметь представления о терминах и  понятиях: молитва, благодать, апостолы, святые;

- соотносить правильно дидактический материал, иллюстрации в учебнике с текстом (контекстом);

- уметь раскрыть авторский замысел картины (художественного произведения), с выделением основной мысли.

Личностные результаты:

- стремление к пониманию красоты звучания текста молитвы;

- стремление к развитию эмоциональной отзывчивости;

- стремление к усвоению и осмыслению православных терминов и православных понятий;

- умение раскрывать авторский замысел картины (художественного произведения), выделяя основную мысль.

Программа комплексного

учебного курса

«Основы православной культуры». Электронное приложение к учебнику. Урок № 4.

беседа с классом о православной молитве, объяснение и отработка новых терминов и понятий, ознакомление с рубрикой «Это   интересно», ознакомление с картиной С.Симакова «Святые Сергий Радонежский и Дмитрий Донской. Молитва перед боем», устное описание картины, прослушивание православных молитвословий и славословий  составление предложений с применением новых терминов и понятий.

Домашнее задание: вопросы и задания, стр.15; творческая беседа с членами семьи по теме «Знания о православной молитве».

5

Библия и Евангелие

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельнос-ти (комбини-рованный)

1

Познакомить детей с Библией и Евангелием.

Определение основных понятий православной культуры.

Дают определение основных понятий православной культуры

- иметь представления о терминах и  понятиях: Библия, Священное Предание, Священное Писание, Евангелие, евангелисты,  христиане;

- овладевать умением работы с карточками по определению и классификации новых терминов и понятий;

- уметь находить в текстах произведений библейские сюжеты.

Личностные результаты:

- стремление к пониманию и осознанию важности православной веры в повседневной жизни наших предков; 

- умение работать с карточками по определению и классификации новых терминов и понятий;

- умение слушать литературные  произведения с библейскими   сюжетами.

Программа комплексного

учебного курса

«Основы православной культуры». Электронное приложение к учебнику. Урок № 5.

беседа с классом о Священных Книгах, объяснение и отработка новых терминов и понятий, ознакомление с картиной В.Васнецова «Христос Вседержитель», вопросо-ответная форма работы по изучаемому тексту, работа с различными источниками справочной литературы, ознакомление с рубрики «Это интересно», выполнение заданий из  рабочей тетради, составление предложений с применением новых терминов и понятий.

Домашнее задание: вопросы и задания, стр.19.

6

Проповедь Христа

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятель-ности (комбини-рованный)

1

Познакомить детей с учением Иисуса Христа.

Взаимосвязь между религиозной (православной) культурой и поведением людей.

Учатся устанавливать взаимосвязь между религиозной (православной) культурой и поведением людей.

- овладевать умением сопоставлять  информацию, полученную из  различных источников;

- овладевать умением выделять значимую и существенную информацию в текстах учебника «Основы православной культуры»;

- иметь представления о терминах и  понятиях: учение Иисуса Христа, проповедь, новизна;

- осознавать ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственности, изложенных в Нагорной проповеди;

- уметь работать со сравнительными таблицами по изучаемому материалу.

Личностные результаты:

- умение выбрать нужную  информацию по изучаемой теме;

- стремление к пониманию и  осмыслению новизны отношений Бога и человека в проповеди Иисуса Христа.

- умение выделения значимой и существенной информации в тексте;

- умение работать со сравнительными таблицами по изучаемому материалу.

Программа комплексного

учебного курса

«Основы православной культуры». Электронное приложение к учебнику. Урок № 6. Справочные материалы для общеобразовательных учреждений. Книга для учителя.

беседа с классом о Нагорной  проповеди Иисуса Христа, ознакомление с картиной И. Макарова «Нагорная проповедь», устное описание картины, объяснение и отработка новых терминов и понятий, составление коллективного устного рассказа по теме «О чём говорил Иисус Христос людям в Нагорной проповеди?»,  работа со сравнительными  таблицами по теме «Заповеди Ветхого Завета и Нагорная проповедь Иисуса Христа», составле-ние предложений с применением новых терминов и понятий.

Домашнее задание: вопросы и задания, стр.23; написать мини-сочинение - размышление по теме « В чём же заключались  новые отношения Бога и человека?».

7

Христос и Его крест

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятель-ности (комбини-рованный)

1

Раскрыть значение православного креста.

Учатся устанавливать взаимосвязь между религиозной (православной) культурой и поведением людей

- знать основные события земной жизни Иисуса Христа;

 - иметь представления о терминах и  понятиях: крест, Голгофа, жертва Христа, распятие, символика;

- уметь выявлять элементы общечеловеческих ценностей;

 - уметь при помощи учителя определять нравственные принципы собственного развития.

Личностные результаты:

- умение выявлять элементы общечеловеческих ценностей;

- стремление к пониманию нравственных принципов собственного развития;

- закрепление  правил работы в парах, группах.

Программа комплексного

учебного курса

« Основы православной культуры». Электронное приложение к учебнику. Урок № 7. Справочные материалы для общеобразовательных учреждений. Книга для учителя.

беседа с классом о жертве Иисуса Христа, объяснение и отработка новых терминов и понятий, составление устного рассказа по теме «Мог ли Иисус Христос избежать казни?», объяснение новых терминов и понятий, написание общего мини-сочинения – размышления по теме урока, вопросо-ответная форма работы в парах и группах, чтение стихотворения А.Солодовникова «В яслях лежит Ребёнок» ознакомление с картинами И.Крамского «Христос в терновом венце»,                     В. Котарбинского «Христос в ожидании ареста», устное описание картин, составление предложений с применением новых терминов и понятий.

Домашнее задание: вопросы и задания, стр.27.

8

Христианс-кая семья

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельнос-ти (комбини-рованный)

1

Дать понятие семьи, венчания, обручального кольца; культурных традиций православных.

Учатся приводить примеры явлений православной традиции.

- иметь правильное представление о значимости семьи и семейных взаимоотношениях;

- стремиться к поддержанию добрых взаимоотношений в семье со всеми её членами;

- уметь отказываться ради них от своих личных желаний;

-  знать семейные традиции и стремиться к сохранению лучших из них;

- уметь самостоятельно подобрать пословицы и поговорки о семье;

- иметь представления о терминах и  понятиях: обычай, традиция, помолвка, заключение брака, таинство венчания, венец,  родословная, тактичность, семейная этика.

Личностные результаты:

- понимание значимости семьи для любого человека, взаимопомощи;

-  осознание уважительного отношения к родителям, родственникам и старшим по возрасту людям;

- умение доброжелательно общаться как с  членами своей семьи, так и со всеми людьми;

- стремление к сохранению и продолжению лучших семейных традиций.

Учебное пособие

«Основы православной

культуры». Электронное приложение к учебнику.

Урок № 27. Справочные материалы для общеобразовательных учреждений. Книга для учителя.

беседа с классом о христианской семье, групповая работа по составлению рассказа по теме «Православная семья. Какова она?», объяснение и отработка новых терминов и понятий, закрепление их в вопросо - ответной форме работы в парах,  размышление над проблемной ситуацией «Взаимопомощь в семье», просмотр фрагмента видеофильма А.Роу «Морозко» (сватовство невесты, свадьба), выполнение заданий из  рабочей тетради.

Домашнее задание: вопросы и задания, стр.87;  беседа с членами семьи по темам «Что бы мы хотели изменить в нашей семье?»; «Православная семья».

9

Православ-ное учение о человеке

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельнос-ти (комбини-рованный)

1

Раскрыть понятие образ Божий в человеке, помочь понять детям значение слова «душа». Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь православной культуры.

Знакомятся с

описанием основных

содержательных

составляющих

священных книг,

описанием священных сооружений,

религиозных

праздников и святынь

православной

культуры.

- стремиться к пониманию смысла православного учения о человеке;

- иметь представления о терминах и  понятиях: душа, образ Божий, предназначение человека, уникальность, неприкосновенность, ценность человеческой жизни;

- уметь отвечать на вопросы, заданные учителем и одноклассниками по изучаемой теме.

Личностные результаты:           - стремление к пониманию смысла православного учения о человеке;

- умение отвечать на вопросы, заданные учителем и одноклассниками по изучаемой теме.

Программа комплексного

учебного курса

«Основы православной культуры». Электронное приложение к учебнику. Урок № 9. Книга для родителей

беседа с классом о православном учении о человеке, объяснение и отработка новых терминов и понятий,  работа с различными источниками информации (совместно с учителем),  работа со сравнительными  таблицами по изучаемой теме, ознакомление с картиной В.Васнецова «Иван Грозный», устное описание картины, составление предложений с применением новых терминов и понятий, выполнение заданий в рабочей тетради, чтение рубрики «Это интересно».

Домашнее задание: вопросы и задания, стр.35.

10

Совесть и раскаяние

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельнос-ти (комбини-рованный)

Форма урока: круглый стол

1

Дать понятие о совести и раскаяние.

Знакомятся с

описанием основных

содержательных

составляющих

священных книг,

описанием священных сооружений,

религиозных

праздников и святынь

православной

культуры.

- иметь представления о терминах и  понятиях: совесть, отречение, раскаяние, покаяние;

- стремиться классифицировать  и оценивать свои поступки;

- уметь приводить примеры ситуаций, когда человеку бывает стыдно;

- развивать готовность слушать и слышать собеседника.

Личностные результаты:           - осознание собственных неблаговидных поступков;

- стремление к принятию решения не совершать плохих поступков; 

- развитие готовности слушать и слышать собеседника;

- умение объяснить выражение «совесть грызёт».

Программа комплексного

учебного курса

«Основы

православной культуры». Электронное приложение к учебнику. Урок № 10. Книга для родителей.

беседа с классом о понятиях «совесть» и «раскаяние», коллективное чтение текста учебника, ответы на вопросы по тексту учебника, работа с иллюстративным материалом,  сопоставление иллюстрации с контекстом, отработка новых терминов и понятий, составление кроссворда по изучаемой теме, продолжить предложение «Совесть – это…», ознакомление с рубриками «Это интересно», подготовка к тестированию по изученным темам.

Домашнее задание: вопросы и задания, стр.39;  подготовка к творческой работе (написать сочинение из 6-7 предложений по теме «Совесть и раскаяние»).

11

Заповеди

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельнос-ти (комбини-рованный)

1

Познакомить детей с понятием «заповеди православных», сопоставить заповеди с принятыми нормами в социуме.

Знакомятся с

описанием основных

содержательных

составляющих

священных книг,

описанием священных сооружений,

религиозных

праздников и святынь

православной

культуры.

- уметь правильно выбрать информативные источники для получения дополнительных знаний;

- иметь представления о терминах и  понятиях: заповедь, скрижали, гора Синай, пророк Моисей, нравственные требования;

- уметь подобрать к изучаемому термину его синоним или новое значение.

Личностные результаты:           - стремление сделать правильный предварительный отбор источников информации для поиска нового знания;

- стремление к усвоению и осмыслению новых терминов и понятий урока;

- умение добывать новые знания (информацию) из различных источников и разными способами.

Программа комплексного

учебного курса

«Основы

православной культуры». Электронное приложение к учебнику. Урок № 11. Книга для родителей.

беседа с классом о заповедях, включающих в себя нравственные требования к человеку, объяснение и отработка новых терминов и понятий, составление устного коллективного  рассказа по теме «Заповеди, по которым надо стремиться жить», ознакомление с картиной Г.Доре «Моисей с заповедями на горе Синай», устное описание картины, работа с источниками информации в поисках дополнительной информации по уроку (совместно с учителем), составление предложений с применением новых терминов и понятий.

Домашнее задание: вопросы и задания, стр.41.  

12

Милосердие и сострадание

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельнос-ти (комбини-рованный)

1

Показать, чем милосердие отличается от дружбы. Кого называют «ближним».

Знакомятся с

описанием основных

содержательных

составляющих

священных книг,

описанием священных сооружений,

религиозных

праздников и святынь

православной

культуры.

- понимать значимость милосердия, сострадания, сопереживания  в жизни каждого  человека;

- иметь представления о терминах и понятиях: сострадание, сопереживание, милосердие, милостыня, бескорыстие, благодушие, благожелательность;

- стремиться к совершению добрых и милосердных дел, оказанию взаимопомощи;

- проявлять заботу о родных и близких, нуждающихся людях.

Личностные результаты:

- стремление к развитию в себе таких личностных качеств, как сопереживание, сострадание и милосердие;

- стремление к эмоциональной  отзывчивости, пониманию и сопереживанию  чувствам  других людей;

- проявление гуманизма ко всему живому;

 - стремление к доброжелательному отношению к недостаткам и слабостям людей.

Программа комплексного

учебного курса

«Основы православной культуры». Электронное приложение к учебнику. Урок № 12. Книга для родителей.

беседа с классом о милосердии и сострадании, объяснение и отработка новых терминов и понятий, комментированное чтение учебного текста, выступление с сообщением  «Как я понимаю слово «милосердие», самостоятельная работа с энциклопедическим материалом, прослушивание притчи о добром самарянине, ознакомление  с рубрикой «Это интересно», выполнение заданий в рабочей тетради, составление предложений с применением новых терминов и понятий..

Домашнее задание: вопросы и задания, стр.45; написать (по желанию) сочинение  из 6-7 предложений по теме «Милосердие и сострадание».  

13

Золотое правило этики

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельнос-ти (комбини-рованный)

Форма урока: круглый стол

1

Познакомить с главным правилом человеческих отношений; что такое осуждение.

Знакомятся с

описанием основных

содержательных

составляющих

священных книг,

описанием священных сооружений,

религиозных

праздников и святынь

православной

культуры.

- уметь находить примеры применения  золотого правила этики в обыденной  жизни;

- уметь выделять  основные категории  золотого правила нравственности;

- иметь представления о терминах и  понятиях: золотое правило этики, не осуждение, доброжелательность, честность, искренность, тактичность;

- стремиться к выстраиванию  правильных взаимоотношений с родственниками, педагогами, одноклассниками, друзьями;

- стремиться к усвоению  общепринятых человеческих норм морали и нравственности.

Личностные результаты:

- стремление к усвоению основных  общепринятых норм морали и нравственности;

- стремление к усвоению основных категорий  золотого правила нравственности и их применение;

- стремление к правильному выстраиванию взаимоотношений со всеми людьми;

- уважительное отношение к людям иной национальности, веры, цвета кожи, взглядов, к не осуждению их.

Программа комплексного

учебного курса

«Основы

православной культуры». Электронное приложение к учебнику. Урок № 13. Книга для родителей.

беседа с классом о золотом правиле этики, комментированное чтение золотого правила этики, просмотр фрагмента видеофильма о золотом правиле нравственности, выполнение заданий в рабочей тетради, ознакомление с картиной В.Поленова «Христос и грешница», устное описание картины, составление предложений с применением новых терминов и понятий.

Домашнее задание: вопросы и задания, стр.47; беседа с членами семьи о золотом правиле нравственности,  написать мини – сочинение по теме «Как я понимаю золотое правило этики»).

14

Храм

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельнос-ти (комбини-рованный)

1

Познакомить с архитектурным строением православного храма; дать понятие значения храма в жизни в людей.

Учатся описывать различные явления православной духовной традиции и культуры.

- уметь сделать правильный личностный выбор в различных жизненных ситуациях;

- иметь представления о терминах и  понятиях: православный храм, приход, устройство храма, алтарь, клирос, священнослужители, благословение священника, церковное пение;

- уметь найти правильный ответ в тестовых заданиях по изучаемой теме;

Личностные результаты:

- стремление уважительно и  корректно вести себя в храме;

- умение найти правильный ответ в тестовых заданиях по изучаемой теме.

Программа комплексного

учебного курса

«Основы православной культуры». Электронное приложение к учебнику. Урок № 14. Книга для родителей.

беседа с классом о православном храме, чтение стихотворения «Идут года, теряют люди близких» Н.Веселовской, составление (совместно с учителем)  плана по теме «Устройство храма»,  составление по алгоритму коллективного устного рассказа по данной  теме, самостоятельная работа с источниками информации по теме «Православные храмы», прослушивание дисков с церковным пением, выполнение заданий из рабочей тетради.

Домашнее задание: вопросы и задания, стр.51.

15

Икона

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельнос-ти (комбини-рованный)

1

Познакомить детей со святынями православной культуры.

Показать отличие иконы от картин

Знакомятся с

описанием основных

содержательных

составляющих

священных книг,

описанием священных сооружений,

религиозных

праздников и святынь

православной

культуры.

- усваивать основы работы с текстами по теме «Иконопись»;

-  стремиться к осмыслению нового материала;

- иметь представления о терминах и  понятиях: икона, иконописцы, нимб, свеча, фрески, лик, православные праздники, церковнославянский язык.

Личностные результаты:

- умение отличать иконы от картин;

- стремление к осознанию уважительного отношения к иконам;

- стремление к приобретению умения классификации Господних и Богородичных  икон.

Программа комплексного учебного

Курса «Основы

православной культуры». Электронное приложение к учебнику. Урок № 15. Книга для учителя.

беседа с классом о православных иконах,  просмотр видеоряда «Православные праздничные иконы», составление письменного рассказа по теме «Почему православные люди почитают иконы?», ознакомление с  рубрикой «Это интересно», объяснение и отработка новых терминов и понятий, устное составление предложений с применением новых терминов и понятий урока, выполнение заданий в рабочей тетради, подготовка к написанию творческой работы по изученным темам.

Домашнее задание: вопросы и задания, стр.55.

16

Творческая работа (конкурс сочинений по изученным темам «Пра-вославная семья», «Со-весть и рас-каяние», «Милосердие и сострада-ние»,  «Как я понимаю зо-лотое прави-ло этики».

Тип урока: закрепление знаний и способов деятельнос-ти

1

Участвуют

в диспутах: учатся слушать собеседника и излагать своё мнение.

Готовят сообщение по выбранным темам (теме).

Знать значение православной культуры.

Излагают своё мнение

по поводу значения

православной культуры

в жизни людей, общества.

- определять цель учебной деятельности с помощью учителя;

- определять и формулировать самостоятельно цель деятельности;

- искать пути и средства её осуществления;

 - составлять план действий по написанию творческой работы;

- сверять свои действия с поставленной целью, работая по плану, и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.

Личностные результаты:

- определение темы  для индивидуальной творческой работы;

- самостоятельный  отбор необходимых словарей, энциклопедий и справочников для написания творческой работы.

Программа комплексного

учебного курса

«Основы

православной культуры». Электронное приложение к учебнику. Урок № 16

краткое повторение изученного материала по  темам: «Христианская семья», «Совесть и раскаяние», «Милосердие и сострадание»,  «Золотое правило этики», выделение основного  содержания, главных мыслей изученных тем,  повторение алгоритма составления плана для написания творческой работы.

17

Подготовка проектов   по темам  «Я понимаю православ-ную культуру как…», «Соотноше-ние понятий: душа – совесть – покаяние», «Суть право-славного поведения для меня со-стоит в сле-дующем…».

Тип урока: обобщение и система-тизация знаний и способов деятельнос-ти

1

Излагают своё мнение

по поводу значения

православной культуры

в жизни людей, общества.

- учиться выбору темы проекта с помощью учителя;

 - находить  решения проблем творческого и поискового характера выполнения проекта совместно с учителем;

- уметь составлять план выполнения этапов проекта;

- уметь выполнить презентацию своего проекта; 

- понимать причины неуспеха и находить способы выхода из подобной ситуации.

Личностные результаты:

- умение ответить на вопросы, касающиеся плана выполнения проекта;

- умение давать оценку результатов презентации проекта по имеющемуся алгоритму.

- умение работать в парах и группах для выполнения группового проекта.

Программа комплексного

учебного курса

«Основы православной культуры». Электронное приложение к учебнику. Урок № 17.

выбор тем индивидуальных и групповых проектов, формирование групп обучающихся (для выполнения групповых  проектов), определение содержания проектной работы, разработка плана работы над проектами (индивидуальными, групповыми).

18

Как хрис-тианство пришло на Русь

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельнос-ти (комбини-рованный)

1

Познакомить с развитием православной культуры в истории России.

Излагают своё мнение  по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества.

Знакомятся с развитием православной культуры в истории России

- иметь представления о терминах, понятиях, именах собственных: княгиня Ольга, князь Владимир Красное Солнышко, государство, образующая религия,  крещение, святая Русь, Киев, Новгород;

- принимать участие в ведении группового диалога;

- уметь правильно соотнести  разрозненные части  пословиц и поговорок по изучаемой теме;

Личностные результаты:

- умение верно соотнести  разрозненные части  пословиц и поговорок по темам «Русь» и «Христианство»;

- умение вести диалог с одноклассниками;

- запоминание и осмысление новых имён собственных,  терминов и понятий, введённых на уроке.

Учебное пособие

«Основы православной

культуры». Электронное приложение к учебнику.

Урок № 18

беседа с классом о  христианстве,   объяснение и отработка новых терминов и понятий, имён собственных, постановка вопросов по тексту учебника,  работа  с православным словарём, ознакомление с  рубриками «Это интересно», ознакомление с картинами В.Васнецова «Крещение Руси», Б.Кустодиева «Земская школа в Московской Руси», выполнение заданий в рабочей тетради, составление предложений с применением новых терминов и понятий, работа с карточками по определению значений слов и соотношений частей  пословиц и поговорок о Руси и христианстве.

Домашнее задание: вопросы и задания, стр.61.

19

Подвиг

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельнос-ти (комбини-рованный)

Форма урока: круглый стол

1

Познакомить с понятием «подвиг», дать понятие о жертвенности.

Учатся анализировать жизненные ситуации, нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры

 ( православной)

- творить добрые дела, полезные Отечеству, людям;

- понимать осмысленно значимость и ценность человеческой жизни;

- понимать разницу и сходство понятий «подвиг», «подвижничество»;

- иметь представления о терминах и понятиях: подвиг во имя других, жертвенность, подвижничество, подвижник;

- стремиться к правильному личностному выбору и принятию личной ответственности за совершаемые поступки.

Личностные результаты:

- понимание ценности каждой человеческой жизни;

- желание совершения добрых дел;

- стремление к правильному личностному выбору;

- стремление к личной ответственности за свои поступки.

Учебное пособие

«Основы православной

культуры». Электронное приложение к учебнику.

Урок № 19.Книга для учителя.

беседа с классом о понятии подвига, объяснение и отработка новых терминов и понятий, работа в группах (с элементами  размышления) над       проблемой:  «Как бы я повёл себя в ситуации, если было бы нужно совершить подвиг?», анализ ситуационных заданий, составление предложений со словами «подвиг», «подвижничество»; ознакомление с картиной И.Крамского «Христос в пустыне», устное описание картины, чтение художественной литературы о    подвиге, просмотр фрагмента видеофильма о подвиге, самостоятельная работа с источниками информации (справочники, православные словари, энциклопедии).

Домашнее задание: вопросы и задания, стр.63.

20

Заповеди блаженств

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельнос-ти (комбини-рованный)

1

Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры (православной и др.)

 

Учатся анализировать жизненные ситуации, нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры

 ( православной)

- иметь представление о заповедях блаженств;

- иметь представления о терминах и понятиях: нищие духом = смиренные, плачущие = скорбящие о грехах, кроткие, алчущие = желающие правды, милостивые,  чистые сердцем, миротворцы, изгнанные за правду, неправедно злословить;

-уметь формулировать разницу между понятиями «заповеди» и «заповеди блаженств»;

- учиться избегать конфликтов, находить компромиссный выход из любых спорных ситуаций;

- стремиться к осознанному построению речевых высказываний по теме урока;  

- приобретать навыки смыслового чтения изучаемого материала;

Личностные результаты:

- стремление к осмыслению и осознанному пониманию заповедей блаженств;

-  умение сформулировать разницу между понятиями «заповеди» и «заповеди блаженств»;

- стремление к умению избегать конфликтов, находить компромиссный выход из любых спорных ситуаций;

- стремление к осознанному построению речевых высказываний по теме урока

- первоначальное приобретение навыки смыслового чтения изучаемого материала.

Учебное пособие

«Основы православной

культуры». Электронное приложение к учебнику.

Урок № 20. Книга для учителя.

беседа с классом о заповедях блаженств, включающих в себя нравственные требования к людям, данные им Иисусом Христом, отработка новых терминов и понятий, составление коллективного  устного рассказа по теме «Схожи ли заповеди Нового Завета с ветхозаветными заповедями?», самостоятельная работа с источниками информации, ознакомление с рубриками «Это интересно», выполнение заданий в рабочей тетради.

Домашнее задание: вопросы и задания, стр.67.

21

Зачем творить добро?

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельнос-ти (комбини-рованный)

1

Способствовать

формированию у детей

представления о добре и зле;

раскрыть смысл понятий

«добро» и «зло».

Учатся анализировать жизненные ситуации, нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры

 ( православной)

- иметь представления о терминах и понятиях: даром приняли – даром отдавайте, искренность, честь, достоинство, сопричастность, самоотверженность, сопереживание;

- иметь представление о христианских воззрениях на суть борьбы добра и зла в мире;

- проявлять стремление к совершению добрых дел и поступков;

- оценивать свои поступки, классифицируя их как хорошие и плохие;

- иметь представление об опорном конспекте; 

- приобретать навыки  работы с опорным конспектом.

Личностные результаты:

- формирование  православного представления о добре и зле;

- умение отличать хорошие поступки от плохих;

- формирование умения работы с опорным конспектом;

- приобретение основных навыков  работы с опорным конспектом.

Учебное пособие

«Основы православной

культуры». Электронное приложение к учебнику.

Урок № 21

беседа с классом о добрых делах и стремлению совершать их,  объяснение и отработка новых терминов и понятий, работа с       иллюстративным материалом, коллективное размышление над проблемой: «Зачем творить добрые дела?», составление предложений с применением новых терминов и понятий урока (устно), работа со сравнительными таблицами, работа с опорным конспектом, ознакомление с рубрикой «Это интересно», выполнение заданий в рабочей тетради, составление предложений с применением новых терминов и понятий.

Домашнее задание: вопросы и задания, стр.69, написание сочинения по темам: «А какие добрые дела совершаю я?», «Мои добрые дела» (по желанию).

22

Чудо в жизни христиа-нина

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельнос-ти (комбини-рованный)

Форма урока: круглый стол

1

Познакомить детей с православной иконой, назначением иконы.

Учатся анализировать жизненные ситуации, нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры

 ( православной)

- иметь представления о терминах и понятиях: гимн любви, добродетель, порядочность, бескорыстие, взаимопонимание, долготерпение, не искать своего, не радоваться неправде;

- понимать разницу и сходство понятий «вера», «верность»;

- стремиться к выстраиванию добрых и хороших отношений с людьми (в семье, классе);

- стремиться к  бережному отношению ко всему, что создано природой и человеком;

- осознавать  значимость и жизненную ценность таких категорий как любовь, верность, дружба, доверие.

Личностные результаты:           - стремление к  бережному отношению ко всему живому;

- умение выстраивать дружеские отношения;

- стремление к проявлению дружеских отношений, доверию.

Учебное пособие

«Основы православной

культуры». Электронное приложение к учебнику.

Урок № 22

беседа с классом о христианских добродетелях, объяснение и отработка новых терминов и понятий, чтение текста учебника по ролям, соотнесение детских рисунков и иллюстраций с учебным материалом, продолжить предложение «Чудо в жизни христианина – это…», ответы на вопросы по тексту учебника, ознакомление с рубрикой «Это интересно», составление предложений с применением новых терминов и понятий, подбор синонимичных значений к изученным терминам, выполнение заданий в рабочей тетради.

Домашнее задание: вопросы и задания, стр.71.

23

Православие о Божием суде

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельнос-ти (комбини-рованный)

1

Учить толерантности, честности, справедливости.

Учатся анализировать жизненные ситуации, нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры

 ( православной)

- уметь объяснить происхождение понятия «Божий суд»;

- иметь представления о терминах и понятиях: Божий суд, бессмертие души, легенда;

- понимать значимость личной ответственности за совершаемые поступки;

- уметь самостоятельно выявлять в текстах библейские сюжеты;

- уметь  составить план урока с опорой на учебный материал.

Личностные результаты:

- понимание личной ответственности за совершаемые поступки;

- умение  составить план урока с опорой на учебный материал;

- стремление к умению самостоятельно выявлять в текстах библейские сюжеты.

Учебное пособие

«Основы православной

культуры». Электронное приложение к учебнику.

Урок № 23.Книга для родителей.

беседа с классом о христианских добродетелях, объяснение и отработка новых терминов и понятий, описание картин В Васнецова «Радость праведных о Господе»,  Б.Диркса «Святой Христофор», соотнесение детских рисунков и иллюстраций с учебным материалом, ответы на вопросы по тексту учебника, ознакомление с рубрикой «Это интересно»,  чтение стихотворения «Пока живу – Тебе молюсь» Д.Мережковского, составление предложений с применением новых терминов и понятий, подбор синонимичных значений к изученным терминам, выполнение заданий в рабочей тетради, работа с опорным конспектом.

Домашнее задание: вопросы и задания, стр.75.

24

Таинство Причастия (Евхарис-тия)

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельнос-ти (комбини-рованный)

1

Познакомить детей с понятиями: Причастие; церковное таинство.

Учатся толерантному отношению к представителям различных мировоззрений и культурных традиций.

- понимать суть православных таинств;

- иметь представления о православных терминах и понятиях: Тайная Вечеря, таинство, Евхаристия, литургия;

- стремиться к умению преобразовывать информацию из одной формы в другую, с  выбором наиболее удобную для усвоения и запоминания;

- овладевать умением самостоятельно анализировать сюжеты  текстов из учебника «Основы православной культуры»;

- составлять сложный план по учебному тексту.

Личностные результаты:

- понимание  сути православных таинств;

- стремление к умению преобразовывать информацию из одной формы в другую, с  выбором наиболее удобную для усвоения и запоминания;

- стремление к умению самостоятельно анализировать сюжеты  текстов из учебника «Основы православной культуры»;

- умение составления сложного плана по учебному тексту.

Учебное пособие

«Основы православной

культуры». Электронное приложение к учебнику.

Урок № 24. Справочные материалы для общеобразовательных учреждений. Книга для учителя.

беседа с классом о православных таинствах, таинстве  Евхаристии, объяснение и отработка новых терминов и понятий,  анализ изучаемого материала по имеющемуся алгоритму, просмотр видеофрагмента о совершении таинства Евхаристии,  обобщение полученных новых знаний по уроку, работа с опорным конспектом, выполнение заданий в рабочей тетради, ознакомление  с рубрикой «Это интересно».

Домашнее задание: вопросы и задания, стр.79.

25

Монастырь

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельнос-ти (комбини-рованный)

1

Дать понятие о том, кто такие монахи и от чего отказываются монахи.

Учатся толерантному отношению к представителям различных мировоззрений и культурных традиций.

- иметь представление о терминах и понятиях: монастырь, монашество, монах, насельник, послушание, мирская жизнь, монашеское облачение;

- составлять устный рассказа по изучаемой теме с опорой на вопросы и задания учебника;  

-  приобретать навыки работы с дополнительным текстом учебника через анализ по алгоритму;

- стремиться к умению оформлять  мысли в письменной речи;

- развивать эмоциональную отзывчивость.

 Личностные результаты:

- умение составить устный рассказа по изучаемой теме с опорой на вопросы и задания из учебного пособия;

-  формирование навыков работы с дополнительным текстом учебника через анализ по алгоритму;

- стремление к умению оформления  мыслей в письменной речи;

- правильное осознание понятия «свобода выбора»;

- стремление к развитию эмоциональной отзывчивости.

Учебное пособие

«Основы православной

культуры». Электронное приложение к учебнику.

Урок № 25. . Справочные материалы для общеобразовательных учреждений. Книга для учителя.

беседа с классом о монастыре, просмотр фрагмента видеофильма о монастыре, виртуальная экскурсия в монастырь, объяснение и отработка новых терминов и понятий,  чтение и ознакомление с рубриками «Это интересно», анализ рубрик по алгоритму, составление устного рассказа о монастыре по вопросам и заданиям из учебного пособия «Основы православной культуры», оформление рассказа в письменной речи, выполнение заданий в рабочей тетради.

Домашнее задание: вопросы и задания, стр.83.

26

Отношение христиа-нина к природе

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельнос-ти (комбини-рованный)

1

Прививать любовь к природе,

 К окружающей среде.

Учатся приводить примеры явлений православной традиции.

- иметь представления о терминах и понятиях: личная ответственность, экологический кризис, природоохранные зоны, праведник Ной, всемирный потоп;

- осознавать значимость и ценность всех форм жизни в природе;

- стремиться к умению уважительно и внимательно  слушать собеседника при ведении диалога;

- уметь самостоятельно отбирать нужную и полезную информацию  для выполнения заданий творческого характера.

Личностные результаты:

- ценностное отношение к природе и всем формам жизни;

- бережное отношение к животным и растениям;

- стремление к уважительному отношению к собеседнику при ведении диалога;

- уметь самостоятельно отбирать нужную и полезную информацию  для выполнения заданий творческого характера.

Учебное пособие

«Основы православной

культуры». Электронное приложение к учебнику.

Урок № 26. Книга для учителя.

беседа с классом об отношении христианина к природе, составление устного рассказа по теме «Как нужно относиться к природе» (групповая работа), самостоятельная работа с источниками информации по проблеме возникновения Вселенной, составление плана по теме урока, работа с опорным конспектом, ознакомление с рубрикой «Это интересно», ознакомление с картиной                  И. Айвазовского «Всемирный потоп».

Домашнее задание: вопросы и задания, стр.85.

27

Пасха

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельнос-ти (комбини-рованный)

1

Познакомить детей с православными праздниками и традициями.

Учатся устанавливать взаимосвязь между религиозной (православной) культурой и поведением людей

- иметь представления о терминах и  понятиях: Спаситель, Воскресение Христа, Пасха, пасхальный гимн, жертвенная любовь, любовь,  победившая смерть;

- стремиться к осознанному осмыслению материала, изученного на уроке;

- уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде;

-  овладевать приёмами монологической и диалогической речи;

- устанавливать причинно-следственные связи, выстраивая логическую цепочку рассуждений.

Личностные результаты:

- стремление к осознанию сути православных праздников;

- умение передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде;

- овладение приёмами монологической и диалогической речи;

- умение установить причинно-следственные связи, выстраивая логическую цепочку рассуждений.

Программа комплексного

учебного курса

«Основы православной культуры». Электронное приложение к учебнику. Урок № 8. Справочные материалы для общеобразовательных учреждений.

 

беседа с классом о самом главном православном празднике – Пасхе Христовой, объяснение и отработка новых терминов и понятий, чтение стихотворения «Повсюду благовест гудит» А.Майкова,  ознакомление с картиной Б.Кустодиева «Христосование», устное описание картины, ответы на вопросы по тексту учебника, просмотр видеосюжета  о праздновании светлого Христова Воскресения, слушание колокольного звона, составление предложений с применением новых терминов и понятий, работа с опорным конспектом, выполнение заданий в рабочей тетради.

Домашнее задание: вопросы и задания, стр.31; обсуждение с членами семьи важных моментов, касающихся празднования Пасхи.

28

Защита Отечества

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельнос-ти (комбини-рованный)

Форма урока: круглый стол

1

Познакомить детей с понятием «защитник отечества». Рассказать о святых защитниках Родины.

Учатся приводить примеры явлений православной традиции.

- иметь представления о терминах, понятиях, именах собственных: защита Отечества, вера, святые защитники, воин – христианин, миротворец, справедливая война, Дмитрий Донской, Сергий Радонежский, Илья Муромец, Александр Невский, Фёдор Ушаков;

- проявлять уважение к защитникам Отечества, ветеранам Великой Отечественной войны;

- уметь самостоятельно подготовить выступление по теме «Защитники Отечества»;

- брать на себя личную ответственность за содеянные поступки.  

Личностные результаты:

- уважительно относиться к защитникам Отечества, ветеранам Великой Отечественной войны;

- умение самостоятельно подготовить выступление по изучаемой теме;

- усвоение представлений о морали и нравственных нормах и ответственность за поступки, не соответствующие таковым категориям.  

Учебное пособие

«Основы православной

культуры». Электронное приложение к учебнику.

Урок № 28. Справочные материалы для общеобразовательных учреждений. Книга для учителя. Книга для родителей.

беседа с классом о защите Отечества, работа в группах, анализ ситуационных заданий, ознакомление с картинами В.Гурьянова «Святой Сергий Радонежский благословляет князя Дмитрия Донского на Куликовскую битву», М.Нестерова «Святой князь Александр Невский», В.Васнецова «Богатыри», прослушивание песен о Великой Отечественной войне, работа с опорным конспектом.

Домашнее задание: вопросы и задания, стр.91; беседа с членами семьи о защитниках Отечества, о родственниках, принимавших участие в боевых действиях (трудившихся в тылу).

29

Христианин в труде

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельнос-ти (комбини-рованный)

1

Способствовать

формированию основ

российской гражданской

идентичности, чувства

гордости за свою Родину,

российский народ и

историю России,

мотивировать на личную

ответственность за свои поступки на основе представлений о

нравственных нормах,

способствовать

укреплению веры в Россию.

Осуществляет поиск необходимой информации для выполнения заданий.

- осознавать значимость труда в жизни человека и общества.

- уметь уважительно относиться к любому общественно-полезному труду;

- проявлять уважительное отношение к чужому труду;

- стремиться к добросовестному исполнению поручений классного коллектива;

- овладевать навыками самообслуживающего труда.

 Личностные результаты:           - стремление к осознанию значимости труда в жизни человека и общества;

- формирование умения уважительно относиться к любому общественно-полезному труду;

- уважительное отношение к чужому труду;

- стремление к овладению основами самообслуживающего труда.

Учебное пособие

«Основы православной

культуры». Электронное приложение к учебнику.

Урок № 29. Справочные материалы для общеобразовательных учреждений. Книга для учителя.

беседа с классом о необходимости труде в жизни, ознакомление с рубрикой «Это интересно», объяснение и отработка новых терминов и понятий, вопросо-ответная форма работы в парах по изучаемому материалу, продолжить предложение «Христианин в труде – это  значит…», ознакомление с картиной М.Нестерова «Труды Сергия Радонежского», устное описание картины, выполнение заданий в рабочей тетради.

Домашнее задание: вопросы и задания, стр.93.

30

Любовь и уважение к Отечеству

1

Учить определять общую цель и пути ее достижения,

формировать умение

договариваться и

распределять роли в совместной деятельности,

способствовать развитию

способности принимать и

сохранять цели и задачи

учебной деятельности,

поиск средств ее

осуществления.

Осуществляет поиск необходимой информации для выполнения заданий. Участвуют в диспутах: учатся слушать собеседника и излагать своё мнение.

- испытывать чувство гордости за свою Родину;

- развивать патриотическое самосознание;

- стремиться к выбору активной жизненной позиции;

- понимать мотивацию собственных поступков;

Личностные результаты:

- осознание чувства гордости за Родину;

- стремление к развитию патриотического самосознания;

- стремление к выбору активной жизненной позиции;

- умение объяснить мотивацию собственных  поступков.

Учебное пособие

«Основы

православной

культуры». Электронное приложение к учебнику.

Урок № 30

беседа с классом о любви и уважении к Отечеству, объяснение и отработка новых терминов и понятий, составление устного рассказа по теме «Отечество – это все мы», оформление рассказа в письменной речи (5-6 предложений), работа с информативной литературой, словарями по поиску определений по  изучаемым терминам и понятиям, вопросо-ответная форма работы в парах и группах по закреплению учебного материала.

Домашнее задание: вопросы и задания, стр.95.

31

Подготовка   творческих работ (темы: «Моя семья», «Мой друг», «Моё Отечество», «Моё отношение к людям».

Тип урока: комплексное применение знаний и способов деятельнос-ти.

1

Способствовать развитию

умения слушать и

признавать возможность

существования различных

точек зрения и права

каждого иметь свою собственную точку зрения;

учить излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку

событий;

обобщить знания, понятия

и представления о

ценностно-смысловых

мировоззренческих основах,

обеспечивающих целостное

восприятие отечественной

истории и культуры.

Готовят сообщения по выбранным темам (теме)

- повторить новые понятия, термины, изученные на уроках «Основы православной культуры»;

- составить план выполнения творческой работы;

 - соотносить  результаты деятельности с поставленной целью, задачами;

- уметь оценить результаты деятельности;

- уметь договариваться и распределять роли в совместной деятельности.

 Личностные результаты:          - соотнесение  полученных результатов своей деятельности с поставленной целью, задачами;

- оценка результатов деятельности;

- умение договариваться и распределять роли в совместной деятельности.

Учебное пособие

«Основы православной

культуры». Презентации, доклады, сообщения.

краткая беседа с классом по материалу, изученному в течение учебного года, работа с информативными источниками (православные словари, энциклопедии, справочная литература), подготовка к написанию  творческой работы, повторение общего алгоритма написания плана, составление плана по выбранным темам, ответы на вопросы по написанию творческих работ, общие рекомендации для их написания.

Домашнее задание: беседа с членами семьи для подготовки к написанию творческой работы по выбранной теме.

32

Выступле-ние обучаю-щихся с творчес-кими работами

Тип урока: обобщение и систематиза-ция знаний и способов деятельности

1

- уметь излагать свое мнение, аргументировать свою точку зрения;

- уметь критично относиться к своему мнению, быть готовым изменить его;

- уметь уважительно относиться к чужому мнению;

- определять в диалоге с одноклассником и учителем степень успешности выполнения своей работы, работы других;

Личностные результаты            - умение излагать свое мнение, аргументировать свою точку зрения;

- умение критично относиться к своему мнению, быть готовым изменить его;

- умение уважительно относиться к чужому мнению;

- стремление к объективному оцениванию творческих работ одноклассников.

Представление обучающимися  своих творческих работ.

33

34

Подготовка творческих проектов (темы: «Пра-вославная вера», «С чего начина-ется Роди-на?», «Вклад моей семьи в благополу-чие и процве-тание нашей Отчизны», «Мой папа (дедушка) – защитник Родины»).

 Тип урока: закрепление знаний и способов деятельности

2

- уметь определять общую цель учебной деятельности, пути и задачи её достижения;

-  стремиться к умению  рационально планировать свою учебную деятельность;

- определять наиболее эффективные способы достижения результата;  

- вносить соответствующие коррективы в  выполнение проектной деятельности на основе оценки и учёта характера допущенных ошибок.

Личностные результаты:  

- умение определять общую цель учебной деятельности, определяя наиболее эффективные способы для достижения результата;

-  стремление к формированию умения  правильно планировать учебную деятельность;

- умение корректировать проектную деятельность.

краткая беседа с классом по материалу, изученному в течение учебного года, работа с информативными источниками (православные словари, энциклопедии, справочная литература), подготовка к выполнению  творческих проектов, повторение общих этапов работы над проектом, составление плана работы над проектом по выбранным темам, ответы на вопросы, возникшие  по подготовке выполнения творческих проектов, общие рекомендации для их выполнения.

Домашнее задание: привлечение  членов семьи для помощи в подготовке к выполнению творческого проекта по выбранной теме.

35

Праздник  «Диалог культур во имя граж-данского мира и согласия» 

Тип урока: проверка и оценка знаний и способов деятельности

1

- использовать полученную информацию в проектной деятельности под руководством  учителя;

- перерабатывать приобретённую информацию  для получения необходимого результата, в том числе и для создания нового продукта;

- признавать право каждого человека иметь  и отстаивать собственное мировоззрение;

- уметь договариваться с одноклассниками, согласуя с ними свои собственные  интересы и взгляды, для выполнения общего дела.

Личностные результаты:

- дружеское общение, взаимопомощь  в ходе подготовки творческих проектов (фотовыставка, конкурс рисунков, оформление помещения для проведения праздника «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия»;

- понимание и уважительное отношение к творчеству других народов, их культур, иных взгляды, интересов;

- стремление к умению организовать учебное взаимодействие для выполнения общего дела, договариваться с людьми, согласуя с ними свои собственные  интересы и взгляды.

Презентация обучающимися на празднике своих творческих проектов (различные виды народного творчества, стихи, песни, танцы, кухня народов России).

КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ урока

Тема урока

Кол-во час.

Дата проведения

план

коррект

1

Россия – наша Родина

1

2

Культура и религия

1

3

Человек и Бог в Православии

1

4

Православная молитва

1

5

Библия и Евангелие

1

6

Проповедь Христа

1

7

Христос и Его крест

1

8

Христианская семья

1

9

Православное учение о человеке

1

10

Совесть и раскаяние

1

11

Заповеди

1

12

Милосердие и сострадание

1

13

Золотое правило этики

1

14

Храм

1

15

Икона

1

16

Творческая работа (конкурс сочинений по изученным темам «Православная семья», «Совесть и раскаяние», «Милосердие и сострадание»,  «Как я понимаю золотое правило этики».

1

17

Подготовка проектов   по темам  «Я понимаю православную культуру как…», «Соотношение понятий: душа – совесть – покаяние», «Суть православного поведения для меня состоит в следующем…».

1

18

Как христианство пришло на Русь

1

19

Подвиг

1

20

Заповеди блаженств

1

21

Зачем творить добро?

1

22

Чудо в жизни христианина

1

23

Православие о Божием суде

1

24

Таинство Причастия (Евхаристия)

1

25

Монастырь

1

26

Отношение христианина к природе

1

27

Пасха

1

28

Защита Отечества

1

29

Христианин в труде

1

30

Любовь и уважение к Отечеству

1

31

Подготовка   творческих работ (темы: «Моя семья», «Мой друг», «Моё Отечество», «Моё отношение к людям».

1

32

Выступление обучающихся с творческими работами

1

33

34

Подготовка творческих проектов (темы: «Православная вера», «С чего начинается Родина?», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание нашей Отчизны», «Мой папа (дедушка) – защитник Родины»).

2

35

Праздник  «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» 

1

Список литературы (основной и дополнительной)

  1. Давыдова Н.В. «Мастера»: Книга для чтения по истории православной культуры.

М.: Издательский дом «Покров», 2004.

  1. Зеньковский В.В. «Психология детства». М.: Школа_Пресс, 1996.
  2.  Иванова С.Ф. «Введение во храм слова»: Книга для чтения с детьми в школе и дома. М.: Школа-Пресс, 1994.
  3.  Кураев, А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4 – 5 классы.  Учебное пособие для общеобразовательных учреждений. /А.В. Кураев. – М.: Просвещение, 2010.
  4. Ушинский К.Д. «Детский мир» и хрестоматия: В 2_х кн. М.: Лествица, 2003.
  5.  Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы: справочные материалы для общеобразовательных учреждений /под редакцией В.А.Тишкова, Т.Д.Шапошниковой. /.- М.:  Просвещение, 2012
  6. Электронное приложение к учебному пособию А.В.Кураева. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 класс
  7. Дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет–ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса.
  8. Энциклопедическая и справочная литература.
  9. Интернет - источники:

http://svetoch-opk.ru/load/serii/opk_a_kuraev/chudo_v_zhizni_khristianina/85-1-0-461

http://metodika.68edu.ru/metodtambov.html

http://wiki.iteach.ru/index.php/

http://pravoslav.at.tut.by/tain/prich.html

http://experiment-opk.pravolimp.ru/lessons/24

http://lib.pstgu.ru/icons/,  http://pravolimp.ru 

 http://zakonbozhiy.ru, http://azbyka.ru/tserkov/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по ОРКСЭ Основы православной культуры 4 класс

Настоящая рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта начального  общего образования. А также на осн...

Рабочая программа по ОРКСЭ, модуль "Православная культура"

В образовательном учреждении МБОУ «Романовская СОШ» на основе образовательных, культурных и религиозных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), а также возможностей организа...

Рабочая программа по ОРКСЭ. Модуль "Православная культура"

Рабочая программа по ОРКСЭ. Модуль "Православная культура"...

Рабочая программа по ОРКСЭ /основы православной культуры/ для 4 класса

Данный материал поможет в разработке своей рабочей программы по ОРКСЭ/Основы православной культуры/ для 4 класса...

Рабочая программа курса ОРКСЭ "Основы Православной Культуры"

Данная программа подготовлена к учебнику для 4 класса общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры» (авторы: O.JI. Янушкявичене, Ю.С. Васеч...

Рабочая программа по ОРКСЭ (Основам православной культуры). 4класс.

Пояснительная записка  по ОРКСЭ (Основам православной культуры). 4класс. "Школа России"...

Рабочая программа по ОРКСЭ (модуль Православная культура)

Рабочая программа  по основам религиозных культур и светской этики (модуль «Православная культура») разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта начального общег...