ОРКСЭ Модуль"Основы светской этики"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему
Проект урока ОРКСЭ. Модуль основы светской этики. Учебник: Н.И.Ворожейкина, Д.В.Заяц Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики и мировых религиозных культур.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект ОРКСЭ Основы светской этики Урок Жизнь дана на добрые дела | 22.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Марченкова Инна Викторовна учитель начальных классов первая категория МБОУ СОШ №6 города Смоленска |
Проект урока по «Основам религиозных культур и светской этики»
(модуль «Основы светской этики»)
Тема урока: «Жизнь дана на добрые дела»
Тип урока: урок ознакомления с новым учебным материалом
Форма: урок
Цели: формировать представление о понятиях «доброта», «сострадание», «терпимость», «дружелюбие», «духовно-нравственные качества» и «духовно-нравственные ценности»; формировать умение анализировать поступки людей, литературных героев с точки зрения их соответствия духовно-нравственным ценностям человека; развивать речь и мышление младших школьников средствами учебных заданий на анализ ситуаций, связанных с поступками людей; воспитывать у младших школьников чувство ответственности за свои поступки.
Оборудование: учебник: Н.И.Ворожейкина, Д.В.Заяц Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики и мировых религиозных культур. – «Ассоциация XXI век, 2012; запись стихотворения Е.Королева «Добрые дела», листок для записи, проектор и компьютер, фрагмент мультфильма «Цветик-семицветик», бумажные цветы с 7 лепестками для каждого ученика, музыкальное сопровождение.
Ход урока
- Оргмомент
-Как называется наш урок?
-Что мы на нём изучаем?
- Сообщение темы, постановка целей
-Послушайте стихотворение. О чём оно? (Слушание стихотворения «Добрые дела» Е.Королева)
-Каждый день вы тоже совершаете огромное количество поступков, дел. Они могут быть «хорошие» и «плохие». Вспомните свои дела и поступки за эту неделю, запишите их. Используйте для записи словосочетания глагол + им. существительное или короткие предложения.
- Объединитесь в пары. Подумайте, какие поступки доставили радость окружающим, близким людям. Выделите их красным цветом. Как можно назвать такие дела? (Злыми)
- Какие поступки могли огорчить окружающих или близких вам людей? Выделите их синим цветом. (Добрыми)
-Каких дел (поступков) оказалось больше? Всегда ли в вашей жизни так бывает?
-А как вы думаете, человек живёт, чтобы творить добро или зло? Объясните свой выбор.
-Для каких же дел дана человеку жизнь?
-Кто может сформулировать тему нашего урока? (Ответы детей)
- Откройте учебник на стр.73, прочитайте тему урока, как она сформулирована в учебнике. (Жизнь дана на добрые дела)
-Почему название темы дано в кавычках? (Это пословица)
-В чём её смысл?
-Итак, тема урока «Жизнь дана на добрые дела». Какова цель нашего урока? (Узнать…,понять…,объяснить…, оценить…)
Физминутка (песня «Доброта» ансамбль «Барбарики»)
III. Объяснение нового материала.
-Сегодня вы будете сами узнавать, без каких качеств человек не сможет совершать добрые дела (поступки). Результаты своих поисков вы будете заносить в схему, в центре которой будут наши «добрые дела».
-Прочитайте 1 абзац в учебнике (стр.73).
- Какую пословицу вы встретили в тексте. (Добра желаешь – добро делай). Как вы её понимаете?
-Какие духовно-нравственные качества встретились вам в этой части текста? Нужны ли они человеку, который будет совершать добрые дела. Какие это могут быть дела? (Например, сострадание – помощь больному, доброта – ласковое обращение с людьми, забота, терпимость – не оскорблять людей, которые отличаются от тебя).
-Внесём эти духовно-нравственные качества человека в нашу схему.
- Всегда ли человек совершает только добрые дела? Прочитайте 2 абзац учебника, дай оценку поступкам детей. (Текст о домашних питомцах)
-Какая фраза, по-вашему мнению, отражает главную мысль этой части? («Мы в ответе за всех, кого приручили»)
-О каком качестве человека здесь идёт речь? (Ответственность). Внесём его в схему.
-Прочитайте 3 абзац, где дана стаья из газеты «Комсомольская правда» о незрячем человеке и его собаке.
-Кто стал членом семьи для Алексея? (Собака поводырь Берта)
-Что мы узнали о них из статьи газеты? (Инвалид по зрению Алексей пошёл работать, чтобы заработать деньги на операцию своей собаки, которая могла потерять зрение).
-Какие нравственные качествахарактеризуют поступок Алексея? (Сострадание, доброта, ответственность).
-Вывод: важно не быть эгоистом, делающим всё только для себя, не думающим, не заботящимся о других (4 абзац).
-А как вы проявляете заботу о членах своей семьи?
- Прочитайте 5 абзац. Вспомните концовку сказки В. Катаева «Цветик-семицветик». (Просмотр фрагмента мультфильма «Цветик-семицветик», «Союзмультфильм», 1948год, просмотр с 16 минуты)
-Какие нравственные качества помогли Жене сделать выбор последнего желания? (Ответы детей сравниваем со схемой на доске)
-Почему старушка сказала, что только последний лепесток вернулся к ней и из него можно вырастить новый цветик-семицветик? (Добрые дела могут к тебе вернуться и дать начало новым добрым поступкам).
IV. Закрепление
-В нашей сказке из доброго поступка Жени вырос новый цветик-семицветик.
-А как бы вы использовали лепестки волшебного цветка, запишите свои желания. Свои цветы прикрепит к доске с помощью магнитов – у нас получится «Поляна наших желаний». (Во время работы звучит мелодия ансамбля «Золотое кольцо» «Добрые дела»)
- Зачитаю некоторые ваши желания. Какие человеческие качества проявились в этом поступке? Это духовно-нравственные качества человека или эгоистические, т.е. полезные лишь автору этого желания?
-Вспомните свои желания. Кто загадал желания не только для себя, но и для самых близких, родных людей? А для всех людей в мире?
- Поступки и дела, которые мы совешаем руководствуясь духовно-нравственными качествами, на благо окружающих нас людей являются ценностью для каждого из нас. Всё это – духовно-нравственные ценности.
V. Самостоятельная работа.
-Прочитай сказку Валентины Алексанровны Осеевой «Добрая хозяюшка» стр.75-77. Подготовься ответить на вопросы на стр.77 (работайте в паре).
1. Почему на ваш взгляд , автор назвала сказку «Добрая хозяюшка»?
2. Как вы считаете , нужны ли для дружбы такие качества , как доверие, честность, верность? Если сможете, то дополните список.
-Как можно дополнить нашу схему, какие нравственные качества мы в неё внесём?
VI. Подведение итогов урока.
-Посмотрите на нашу схему. Без каких нравственных качеств нельзя представить себе настоящего человека, который стремится совершать в своей жизни добрые поступки?
-Без этих качеств невозможно сохранить духовно-нравственные ценности человека – уважение, жизнь, семья, дружба, справедливость, доброта, ответственность, личность человека, милосердие и другие ценности.
-Какой вывод вы сделали для себя из нашего урока? (Ответы детей).
-Прочитаем вывод на стр.77 в синей рамке. Какие слова на ваш взглядздесь самые главные? (Надо уметь «различать добро и зло, оценить поступки людей с позиций добра. Но прежде, чем оценить других людей, попробуйте оценить себя: подумай о своих недостатках, постарайся их исправить»)
VII. Домашнее задание.
Стр. 78 «Подготовься к проверке знаний». По желанию выбери задание из раздела «Узнай, расспроси у взрослых»
- Имеются ли у твоего народа пословицы и поговорки о гостеприимстве, дружбе, труде, уважении старших? Поделись ими со своими одноклассниками.
- Приведи примеры из литературы и жизни(читал в газете, видел по телевизору, был свидетелем того или иного случая, рассказали родители) доброты, сострадания,справедливости.
VIII. Рефлексия.
-Посмотрите на нашу цветочную поляну. Какие чувства вызывают яркие цветы?
-А добрые дела людей?
-Какие чувства испытываешь ты, совершая добрые дела? А что чувствуют окружающие тебя люди?
- Какое настроение у тебя сейчас?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу ОРКСЭ модуль"Основы светской этики" 4 класс
На этой странице вы найдёте рабочую программу,календарно-тематическое планирование по новому курсу ОРКСЭ модуль"Основы светской этики" 4 класс...
конспект урока для 4 класса по курсу ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" по теме "Дружба"
Данный конспект занятия подходит не только для урока по курсу ОРКСЭ, но прекрасно можно использовать и во внеклассной работе . Тема дружбы занимает большое значение в жизни каждого человека,не зависим...
Курс ОРКСЭ Модуль "Основы светской этики".
Тематическое планирование - 4 класс.Курс ОРКСЭМодуль "Основы светской этики"....
Урок 15. (ОРКСЭ, модуль -Основы светской этики. Тема урока "Что значит быть моральным"
Урок 15. (Орксэ, модуль "Основы светской этики") Тема урока: "Что значит быть моральным"...
Урок по курсу ОРКСЭ, модуль "Основы светской этики". 4 класс. Тема: "Дружба"
Цель урока по курсу ОРКСЭ, модуль "Основы светской этики" на тему "Дружба": раскрытие сущности понятия "дружба", формирование представлений о качествах, которыми должен обладать настоящий друг. Формы ...
Анализы текстов в рамках курса ОРКСЭ. Модуль: Основы светской этики.
Данный материал предлагается для работы с 4 классом по курсу ОРКСЭ, модуль Основы светской этики. Он поможет учащимся понять глубину нравственных поступков и предлагает вопросы для дискуссии по ...
Рабочая программа по ОРКСЭ (модуль "Основы светской этики")
Рабочая программа по ОРКСЭ для 4 класса на 2012-13 уч.год....