Анализы текстов в рамках курса ОРКСЭ. Модуль: Основы светской этики.
материал (4 класс) по теме

Данный материал предлагается для работы с 4  классом по курсу ОРКСЭ, модуль Основы светской этики. Он поможет учащимся понять глубину нравственных поступков и предлагает вопросы для дискуссии по рассказу В.А.Осеевой "Сыновья" и притчи "Путники и медведица"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 3.analiztekstov_pritch_97_-_2003.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ притчи в рамках курса ОРКСЭ. Модуль: Основы светской этики.

Слово учителя:

Сегодня мне  бы хотелось , чтобы вы серьезнее задумались о смысле некоторых поступков. Для этого предлагаю вам послушать одну притчу (возможен вариант аудио или видео прослушивания или

Притча дается без названия

(Путники и медведица)

        Два приятеля шли по дороге, как вдруг навстречу им медведь. Один тотчас забрался на дерево и там спрятался. А другому бежать уж было поздно, и он бросился наземь и притворился мертвым. И когда медведица  придвинулась к нему мордой и стала его обнюхивать, то задержал дыхание, потому что говорят: мертвецов зверь не трогает

Ушла медведица прочь, опустился приятель с дерева и спрашивает, что это ему медведица шептала на ухо. А тот в ответ: Так что сказал один приятель другому, как вы думаете,?

-(Варианты ответов учащихся)  

 «Шептала: впредь не бери в дорогу таких приятелей, которые бросают в беде!»

В каком случае вы могли бы рассказать эту притчу?

 Подберите к этой притче подходящие по смыслу пословицы.

Как бы вы озаглавили эту притчу? Ваши варианты.

-А случалось ли у вас подобная ситуация и как повел в ней ваш друг (подруга)?

-Беседа с учащимися о настоящей  дружбе, о настоящем друге.

- Домашнее задание: Напишите небольшой рассказ о  вашем друге и порассуждайте, как бы ваш друг поступил в трудной ситуации, подобной притче  

 Выполнила: Яким Е.Р.,учитель МКОУ «СОШ №2 р.п.Дергачи»

Анализ рассказа для детей В.А.  Осеевой «Сыновья» в рамках курса ОРКСЭ.

Модуль: Основы светской этики.

На доске слова: Добрые дела человека красят.

Учитель: Сядьте ровно, расслабьтесь, закройте глаза, сосредоточьтесь на вашем сердце. Почувствуйте в нем маленький лучик света. Передайте эти лучи вашим одноклассникам, пусть они согреют их теплотой вашей, лаской, помощью. Посидим в тишине. Улыбнитесь друг другу.   Обратите внимание на слова Добрые дела человека красят и объясните его смысл.

Беседа . Мнения учащихся. Сегодня мы с вами будем беседовать о добрых, хороших делах.

-Как вы помогаете дома своим родителям?

- Кто заставляет вас это делать?

- Если бы добрая волшебница попросила вас подарить дары

доброты своим близким, чтобы вы подарили? (добрый характер, улыбку, мечту, любовь, умение прощать)

I – Случилось ли в вашей жизни так, чтобы вас просили о какой -  то помощи, а вы отказывались?

- Что вам мешало? (злость, лень, гнев, обида).

- Можно ли эти качества перебороть, что помогает это сделать?

(сердце, внутренний голос, душа).

Работа над  рассказом.( 1)вариант просмотра видеоролика или презентации)2) Прочтение рассказа « по цепочке» на распечатанных листах  , но окончания рассказа нет

Рассказ

Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И старенький старичок на камушек отдохнуть присел.

Вот говорит одна женщина другой:

- Мой сынок ловок да силен, никто с ним не сладит.

- А мой поёт, как соловей. Ни у кого голоса такого нет, - говорит другая.

А третья молчит.

- Что же ты про своего сына не скажешь? - спрашивают её соседки.

- Что ж сказать? - говорит женщина. - Ничего в нём особенного нету. Вот набрали женщины полные вёдра и пошли. А старичок - за ними. Идут женщины, останавливаются. Болят руки, плещется вода, ломит спину.

Вдруг навстречу три мальчика выбегают.

Один через голову кувыркается, колесом ходит - любуются им женщины. Другой песню поёт, соловьём заливается - заслушались его женщины. А третий к матери подбежал, взял у неё вёдра тяжёлые и потащил их.

Спрашивают женщины старичка:

- Ну что? Каковы наши сыновья?

- Так что же ответил старик, как вы думаете?( Мнения учащихся)

Теперь послушайте , что ответил старик:

- А где же они? - отвечает старик. - Я только одного сына вижу!

Беседа о прочитанном:

-Чем вам понравился или не понравился  рассказ?

- Кто вам больше всех понравился?

- Как бы вы поступили, если бы были на месте третьего мальчика?

- Ваше отношение к действиям первых ребят.

- Какие эпитеты можно подобрать к действиям третьего мальчика?

На доске-цветок  с чистыми лепестками, в них впишем  качества, свойственные третьему мальчику

     (Работа в группах)

-Где, находятся все эти качества? (в сердце).

- Ребята, мальчик совершил доброе дело, каким другим словом можно его заменить? (поступок).

-

Ведь, правда красивое слово, а красивое оно потому, что мальчик совершил добрый, благородный поступок.

- А что можно сказать о тех двух мальчиках? (они не совершили благородный поступок не потому, что они плохие, просто не  осознали , что надо помочь маме).

- Как мы будем к ним относиться? (мы их принимаем такие, какие они есть).

- Итог. А теперь, закройте глаза и обдумаем все, о чем мы говорили.. Храните в вашем сердце добрые поступки. Будьте великодушными ко всем окружающим, принимайте их такими, какие они есть. Постарайтесь сохранить все доброе в ваших сердцах. Спасибо.

Выполнила: Яким Е.Р.,учитель МКОУ «СОШ №2 р.п.Дергачи»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу ОРКСЭ модуль"Основы светской этики" 4 класс

На этой странице вы найдёте рабочую программу,календарно-тематическое планирование по новому курсу ОРКСЭ модуль"Основы светской этики" 4 класс...

конспект урока для 4 класса по курсу ОРКСЭ модуль "Основы светской этики" по теме "Дружба"

Данный конспект занятия подходит не только для урока по курсу ОРКСЭ, но прекрасно можно использовать и во внеклассной работе . Тема дружбы занимает большое значение в жизни каждого человека,не зависим...

Курс ОРКСЭ Модуль "Основы светской этики".

Тематическое  планирование - 4 класс.Курс  ОРКСЭМодуль "Основы  светской  этики"....

Урок по курсу ОРКСЭ, модуль "Основы светской этики". 4 класс. Тема: "Дружба"

Цель урока по курсу ОРКСЭ, модуль "Основы светской этики" на тему "Дружба": раскрытие сущности понятия "дружба", формирование представлений о качествах, которыми должен обладать настоящий друг. Формы ...

Конспект урока №1 по курсу ОРКСЭ, модуль Основы светской этики

Урок №1 по Основам светской этикитема "Россия - наша Родина"учебник издательства Просвещение...

План - конспект урока по теме:"Совесть" 4 класс (курс ОРКСЭ, модуль "Основы светской этики")

Методическая разработка урока, цель которого: способствовать формированию понятия совести у учащихся. В плане-конспекте есть задачи, ход урока с различными формами и видами работы в соответствии с тре...