Конспект урока
план-конспект урока по орксэ на тему
Предварительный просмотр:
МБОУ СОШ № 1 г.Тарусы
Тема:
«Совесть и раскаяние» (Тема № 10 по ОПК)
Учитель начальных классов
Богатова Ольга Львовна
2013г.
Цель урока: формирование у обучающихся понятия совести и раскаяния, как качествах характера, проявляющихся в поступках.
Задачи.
Образовательные:
- дать представление о том, что включают в себя слова “добро”, “зло”, “грех”, “совесть”, “раскаяние” в русской православной культуре;
- показать на примерах, как связаны между собой эти понятия; активизировать познавательную деятельность учащихся.
Развивающие: развивать умение чётко и грамотно выражать свои мысли.
Воспитательные: воспитывать внимательное отношение к своему внутреннему миру, желание работать дружно, участвовать в поисках нового.
Тип урока.
Урок изучения первичного учебного материала и закрепления полученных ранее знаний.
Ключевые понятия урока: добро, зло, грех, совесть, раскаяние, быть в ладу со своей совестью.
Используемые учебники и учебные пособия: учебник “Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры” (4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений) (Кураев А.В., Москва, Просвещение, 2010), стихотворение Агнии Барто «Может, это неспроста?»,
текст Г. Плетнёвой «История про Пиню»
.
Ход урока
1.Организационный момент.
Учитель: У нас сегодня урок, на котором мы вновь будем открывать для себя новые знания о мире православия, знания о человеке, будем рассуждать, оценивать поступки литературных героев .
2. Проверка домашнего задания.
Сегодня мы снова отправимся в мир православной культуры. На прошлом уроке мы беседовали о душе человека.
- Какие свойства человеческой души вы можете назвать?
- Какие качества человеческой души приближают человека к Богу?
- Как вы понимаете смысл слова “добро”? (Всё хорошее, положительное, полезное)
- В православии “добро” - это то, что:
- помогает росту души человека;
- помогает другим людям;
- радует Бога.
- Назовите антоним слова “добро”. (Зло)
Определение слова “зло”.
- Какой смысл вы вкладываете в это слово? (Нечто дурное, вредное)
- В православии у слова “зло” есть синоним. Как вы думаете, какой? (Грех)
- В православии грех – это:
- недобрые чувства;
- недобрые мысли;
- недобрые дела
Послушайте стихотворение Агнии Барто.
Стихотворение Агнии Барто «Может, это неспроста?»
Петя спал в своей кровати.
Вдруг проснулся он некстати,
И неясно, почему
Совесть прибыла к нему.
Для чего явилась совесть?
Это что-то неспроста!
Чепуха, ошибка то есть,
Совесть Петина чиста.
— Я хороший! Всё в порядке!
Вот Сергей мальчишка гадкий,
А Иван заснул на грядке,
А Козлов в своей тетрадке
Рисовал вчера осла…
А Петрова в нашем классе
На подругу донесла.
В общем, совесть восвояси
Тут от Пети и ушла —
Еле ноги унесла.
Может, это и к добру?
Для чего она Петру.
3.Тема урока.
Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке? (Мы будем говорить о совести.)
На доске -слово «Совесть».
Как вы думаете, что такое совесть? Ученики дают свои варианты ответов.
- А сейчас познакомимся с тем, как толкуется это слово в словарях.
Ожегов С.И. «Совесть - чувство ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом».
Даль В.И. «Нравственное чутье в человеке, внутреннее сознание добра и зла, тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка. Способность распознать качество поступка, чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее ото лжи и зла, невольная любовь к добру, истине»
Вывод: Мы вместе пришли к мнению, что совесть – это внутренний голос человека, который указывает нам на неправильные поступки.
Давайте вернёмся к нашему стихотворению.
Кто главный герой этого стихотворения?
Почему он проснулся? (Что-то его мучило.)
Для чего явилась совесть? (Чтобы его укорить.)
Чиста ли Петина совесть? Почему?
Почему автор пишет:
«В общем, совесть восвояси
Тут от Пети и ушла —
Еле ноги унесла.» (Совесть не смогла достучаться до его души.)
Нужна ли Петру совесть? (Нужна)
Для чего Петру совесть? (Чтобы он не совершал плохих поступков)
4. Работа с учебником
Откройте учебник на с.36
- Чтение отрывка статьи “Отречение Петра”.
- Кто такой апостол Пётр? (Самый близкий ученик Христа)
- Посмотрите на его портрет.
- Какое выражение лица у него? (Мученическое, так как он совершил грех)
- Какой грех он совершил? (Трижды отрёкся от своего учителя, предал его)
- Спокойно ли было у него на душе, когда апостол Пётр совершил грех, или же он мучился? (Мучился)
- Обоснуйте свой ответ.
- Какое внутреннее состояние толкало апостола Петра на мучения? (Совесть)
Совесть – это способность человека оценить свои поступки. Когда мы оцениваем свои поступки “по совести”, у нас тогда возникает чувство стыда.
“Стыд” - это чувство сильного смущения от сознания предосудительности поступка; позор, бесчестье.
- Испытывали ли вы когда-нибудь чувство стыда и почему? (Ответы детей)
- Вспомните, а было ли у вас так, что вы хотели совершить что-то плохое, а голос внутри вас останавливал и уберегал от плохого поступка.
- Как вы думаете, чей внутренний голос вы слышали? (Голос совести)
- Да, это был голос совести, так как совесть защищала вас от совершения греха.
- Прочитаем , как объясняет связь совести и греха православие.
- А как работает совесть? Узнаем, прочитав в учебнике.
- Какие важные дела совершает совесть?
1. Перед выбором совесть подсказывает, как должен поступить человек.
2. После ошибки совесть срабатывает, как тревога: “Так нельзя! Исправься!”.
- Какая особенность есть у совести? Если искренне не покаяться, совесть не даст забыть о проступке.
- Как можно покаяться? Какие слова могут в этом помочь? А верующие люди ходят исповедоваться в храм.
- Как же нужно поступать в жизни, чтобы не пришлось раскаиваться? Найдите ответ в учебнике. Главное в жизни человека – быть в ладу со своей совестью.
Работа с понятием “раскаяние”.
Легко ли поступать по совести? Что побуждает человека слушать голос совести?
Как, по вашему мнению, можно избавиться от терзаний совести? (Раскаяться)
Что главное в понятии “раскаяние” в православии? Чем раскаянье отличается от мучений совести? Узнаем, какие шаги существуют в раскаянии. Для этого прочитаем текст в учебнике на странице 38.
- Сколько шагов существует в раскаянии? (Три)
- В чём состоит первый шаг в раскаянии?
1. Согласие человека с протестующим криком своей совести. Как вы его понимаете? В чём состоит второй шаг в раскаянии?
2. Переворот своих стремлений. Как вы его понимаете? В чём состоит третий шаг в раскаянии?
3. Покаянные молитвы к Богу. Назовите самую простую молитву. (Господи, прости). Когда раскаяние действительно придёт? (Когда оно искреннее).
- Как вы думаете, почему для искреннего раскаяния важны все три составляющие?
Учитель: Найди дело, противоположное греху:
Украл? – Верни!
Солгал? – Наберись сил сказать правду.
Пожадничал? – Подари!
Сказал злое слово? – Попроси прощения.
Спешите делать ДОБРО!
5.Работа по группам.
Прочитайте текст и выполните задания.
История про Пиню
Плетнёва Галина Симоновна, город Великий Устюг
Однажды в одной добропорядочной муравьиной семье появился малыш. Он так быстро перебирал ножками, как будто пинался, за что его назвали Пиня. Рос он бойким, горластым и очень непослушным.Как-то утром он вышел из дома, прихватив остаток пирога, и отправился гулять. Идет, во весь голос орет. Выглянул Жук из-под листочка:
– Совесть у тебя есть? Все еще спят, а ты кричишь.
– У меня только кусочек сладкого пирога, а совести нет, – подумал Пиня, заглядывая в карман штанишек, и с визгом помчался дальше.
Заметив медленно идущего Червяка, решил подшутить. Дернул за листочек – вся холодная роса обрушилась из цветка на несчастного прохожего. Выронив от неожиданности тросточку, Червяк ойкнул и сжался от страха.
А Пиня прыгал вокруг дрожащего старичка и смеялся.
– Совсем совесть потерял! – сердито зажужжал шмель, пытаясь хлопнуть муравьишку крылом. Испугался проказник, понесся что было сил, не разбирая дороги, чуть в пруд не свалился. Спрятался за камешек, отдышался, заворчал с обидой:
– И ничего я не терял. А пирог – вот он.
Достал Пиня пирог и давай его уплетать. Нарядная Бабочка осторожно присела рядом, надеясь на угощение, но сладкие крошки мигом исчезли во рту муравьишки. Отдохнув, Пиня от нечего делать принялся бросать камешки в белые лилии. Ломаются с хрустом лепестки, а озорник хохочет на всю округу. Стрекоза хотела защитить нежные цветы, но камень угодил и в нее. Тут из воды Лягушка вынырнула, вслед за ней еще несколько, да как заквакают:
– Что ты делаешь, хулиган! Невежа! Как ты смеешь обижать беззащитные цветы? Вот бросим тебя в пруд, глядишь, и совесть у тебя проснется.
Вмиг очутился муравьишка в воде! А плавать-то не умеет. Захлебывается, маму на помощь зовет, только спасать его никто не торопится.
На его счастье мимо пролетал Вéтрушко, он-то и вытолкнул тонущего на берег. Лег тот на песочек, еле дышит, а Вéтрушко дознается, порхая над водой:
– Кто ты, откуда? Зачем в воду полез, коли плавать не умеешь? Почему один гуляешь? Отвечай, а то улечу, вдруг опять что-нибудь с тобой случится или обидит кто?
– Это он всех обижает! Никому от него покоя нет. Невоспитанный! Без совести живет! – зашумели жители водоема.
– Как это без совести? Быть такого не может! – удивился Вéтрушко.
– Никакой совести у меня не было, а только кусочек пирога, но я его съел. Живу я с мамой и папой, есть еще братья и сестрички, а никакая совесть с нами не живет! – в отчаянии закричал Пиня, по привычке топая ногами и взмахивая кулачками.
На шум вышла тетя Улитка, и все наперебой стали рассказывать о случившемся. Уважаемая тетушка покачала головой, вздохнула и, ласково поглаживая Пиню по спине, произнесла:
– Маленький ты еще, глупый, хотя уже должен понимать, что хорошо, а что плохо. Страшно было в воде? И другим бывает страшно, когда беда настигнет. Как же домой пойдешь, солнышко скоро закатится, темнота тропинка накроет, без провожатого не обойтись. Только вот кто тебе помогать будет. Залился малыш горючими слезами, но тут Вéтрушко зашуршал:
– Ладно, провожу тетя. Родители, поди, с ног сбились, ищут тебя, непутевого, плачут, переживают.
Вспомнил Пиня тут о маме и папе, почувствовал какой-то жар в груди и застонал.
– Это стыд жжет, он и совесть разбудит, – сказала тихо Улитка, наклоняясь к несчастному Пине. – Надо у всех, кого обидел, прощения попросить, тогда совесть никогда не покинет тебя, тогда и жить будешь правильно, по-совести.
– Я многих обидел. Успею ли до темноты всех обойти? – снова захныкал бедняга.
– Хватит хныкать! Беги за мамой! Вдвоем мигом управимся! Спасибо, добрая тетя Улитка! Спокойной ночи, друзья! – прошумел Вéтрушко и полетел, увлекая за собой Пиню.
Все жители муравейника вышли встречать пропавшего малыша, а Шмель, Червяк и Жук искренне простили его. С тех пор Пиня стал послушным, добрым, а если кого-то нечаянно обижал, – просил прощения, потому что в его муравьиной душе теперь жила Совесть.
1 гр. Задание: найдите описание плохих поступков, которые совершил Пиня. В чём он был неправ?
2 гр. Задание: выберите из текста предложения о совести.
3 гр. Задание: назовите шаги покаяния в этом рассказе.
6. Итог
Что такое совесть?
Что значит- быть в ладу со своей совестью?
Что такое раскаяние?
Почему покаяние называют лекарством для души? Как оно лечит?
7. Рефлексия.
- Наш урок подходит к концу.
- Какое открытие сделали вы для себя, мы узнаем с помощью предложений, которые я попрошу вас закончить:
- Теперь я знаю … . Теперь я умею … . Теперь я (буду) не буду … .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний. Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...
Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.
В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...
План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры
Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...
Конспект открытого урока русского языка в 6 классе по теме: "Этот удивительный мир.... фразеологизмов" план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Өсөнсө класс. Миҙгелдәр. Сифат темаһын ҡабатлау....
План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"
Урок литературного чтения в 1 классе «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...
Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса
Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема: Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...