УРОК ПО ОРКСЭ "СОВЕСТЬ И РАСКАЯНИЕ"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) по теме
УРОК ПО ОРКСЭ "СОВЕСТЬ И РАСКАЯНИЕ"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_po_opk_murashkinoy_o.v.docx | 24.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока по ОРКСЭ (модуль «Основы православной культуры»)
по теме
«Совесть и раскаяние»
Мурашкиной Оксаны Вениаминовны
МБОУ СОШ №1 г. Волжского
Тема: «Совесть и раскаяние».
Цель: дать представление о роли покаяния в духовной жизни человека.
Задачи:
* узнать значение и связь слов «грех», «совесть», «раскаяние» в русской православной культуре; узнать, из каких этапов состоит действие раскаяния.
- стимулировать самооценку у учащихся и их самоконтроля в повседневном поведении.
- формировать у учащихся культуру общения (коммуникативные умения);
- развивать умение высказывать свое мнение, отстаивать его, а также умение признавать свои ошибки, анализировать их и делать выводы.
Формы организации познавательной деятельности:
- коллективная;
- фронтальная;
- групповая;
Ожидаемые результаты:
• Дети смогут составить представление о таких понятиях как «совесть», . «грех», «раскаяние», осознать, что различать добро и зло человеку помогает совесть;
осознать разницу между покаянием и признанием ошибки;
• Научатся анализировать поступки людей в разных жизненных ситуациях, высказывать свою точку зрения, отстаивать собственное мнение; принимать чужое.
• Осознавать, для чего людям нужны совесть , раскаяние, понять, что значит жить в ладу со своей совестью.
Ключевые понятия: грех, совесть, раскаяние, покаянные молитвы.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация «Совесть и раскаяние», учебник «Основы православной культуры» авт. А. В. Кураев.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Определение темы и задач урока. Работа над понятием «совесть».
- Сегодня мы снова отправимся в мир православной культуры.
- Прочитаю небольшой рассказ. Сделайте предположение о чём мы будем говорить В одном городе жила небольшая семья: папа, мама, их сын Петя и бабушка. Папа и мама допоздна работали, а бабушка ухаживала за Петей. И вот однажды бабушка заболела.
- Петенька, купи мне, пожалуйста, молока! – попросила бабушка, - только недолго ходи, у меня очень болит горло.
Петя быстро оделся и убежал.
Проходит час, другой, а Пети всё нет. Наконец-то раздался звонок в дверь.
Бабушка открывает дверь, на пороге стоит Петя.
- Петя, где ты так долго был? – переживая, спросила бабушка.
- Гулял с мальчишками из соседнего двора! – весело ответил Петя.
- А молоко купил?
- Нет, у меня не было времени. Мы так заигрались во дворе, что я совсем забыл о твоей просьбе.
И бабушка, заплакав, сказала:
- А я так на тебя надеялась!
И тут у Пети внутри все будто похолодело…Непонятные чувства и мысли переполняли его…
- Как вы думаете, какие же чувства переполняли Петю? О чём же мы будем с вами сегодня говорить? (о совести)
( Слайд 1)
II. Тема урока: Совесть и раскаяние.
Сегодня на уроке вы узнаете
- О подсказках совести.
- Как исправлять ошибки.
- Подумайте и скажите, что же такое совесть по - вашему мнению (варианты ответов)
(Слайд 2)
Мы вместе пришли к мнению, что совесть – это внутренний голос человека, который указывает нам на неправильные поступки.
- Зачем человеку совесть?
- Совесть человека помогает ему отличать добро от зла. С самого раннего возраста вам знакомы эти понятия. Как вы понимаете смысл слова «добро» (ответы детей)
(Слайд 3)
- В Толковом словаре Ожегова написано: «Добро – нечто положительное, хорошее, полезное».
- Назовите антоним слова «добро». (Зло).
- Какой смысл вы вкладываете в это слово?. (нечто дурное, вредное)
(Слайд 4 )
- В православии у этого слова есть синоним. Как вы думаете, какой? (грех)
(Слайд 5)
В русском языке слово «грех» по значению соответствовало понятию «ошибка».
- Давайте узнаем, как в православии объясняют толкование этих слов. Прочитаем об этом на с. 36 вашего учебного пособия. чтение
- Какой же сделаем вывод? Что значит «добро» в православии?
На доске.
• это то, что способствует росту души,
• помогает людям,
• радует бога.
- А зло наоборот:
• это то, что удаляет от этих добрых целей.
- Грех – это недоброе чувство, мысль или дело.
Работа в парах : определить добрые и недобрые дела
III.
- В народе говорят «совесть заговорила».
- О чём говорит совесть с человеком?
- Обычно совесть ругает, укоряет нас, когда мы что-то делаем не так. Со словом совесть есть очень много выражений. Люди говорят: «совесть спать не дает», «испытывать угрызения совести», «мучает совесть».
-Легко ли человеку жить, когда его мучает совесть? Почему?
(Он не может заснуть, всё думает о плохом поступке; вздыхает; ходит с поникшей головой).
Стр 37
- Ребята, посмотрите на портрет апостола Петра. Какое выражение лица у него? Почему? Найдём ответ на этот вопрос в учебнике (мученическое, так как он совершил грех).
- Что же послужило причиной его грусти, муки? (ответы детей)
-Как вы думаете, можно ли как -нибудь избавиться от мучений и терзаний совести?
( Слайд 8)
- Работа над ключевыми понятиями урока на основе отрывка из Евангелие «Отречение Петра».
- Чтение библейской истории «Отречение Петра».
-Откройте учебники и найдите ее на 36 стр. нашего учебника. При чтении я прошу вас особенно обратить внимание на внутреннее состояние, переживания Петра.
(читают дети)
-Для того , чтобы защитить человека от греха совесть должна выполнить свою работу. Какую же работу должна выполнить совесть, как вы думаете?
(Слайд 8, 9)
- Найдите раздел статьи учебника «Работа совести» на стр. 37. Прочитаем, чтобы узнать, какую же работу выполняет совесть.
2) Выборочное чтение.
-Найди и прочитай какое первое дело поручил Творец совести.
- Какое второе важное дело поручил Творец совести?
- Какая важная особенность у совести?
(ЕСЛИ забыть о нанесенных ею ранах, они никогда не зарастут)
- Что же является главным в жизни человека?
(Жить в ладу со своей совестью. Надо уметь её слышать и поступать по её подсказкам, исправляя свои прошлые ошибки.)
Самое важное в жизни человека – быть в ладу со своей совестью.
Три шага в раскаянии.
-Как же человеку исправить ошибки, которые он совершил?
- Откройте 38 стр учебника, прочитаем 2 абзац статьи «Раскаяние» ПРО СЕБЯ чтобы узнать , какие шаги существуют в раскаянии.
(Чтение текста детьми)
а) Первый шаг в раскаянии.
- Прочитай, чём состоит первый шаг в раскаянии?
(Согласие человека с протестующим криком своей совести.)
- Как вы его понимаете?
-Вернемся к истории отречения Петра. Найдите в тексте слова, в которых описывается первый шаг в его раскаянии?
( И тут петух пропел утреннюю зарю... Петр вспомнил, что еще вечером Христос сказал ему слова, оказавшиеся пророчеством: «истинно говорю тебе, что в эту ночь, прежде нежели пропоет петух, трижды отречёшься от Меня». Тогда Петр мужественно ответил: «хотя бы надлежало мне и умереть с Тобою, не отрекусь от Тебя». Теперь же при крике петуха Петр вспомнил это предсказание Христа и заплакал от горького стыда.)
б) Второй шаг в раскаянии.
- Прочитай, в чём состоит второй шаг в раскаянии?
(Переворот своих стремлений.)
- Как вы его понимаете?
(Готовность исправить свой поступок)
-Вернемся к нашему герою. Найдите и прочитайте эпизод, в котором описан второй шаг в раскаянии Петра.
(В этих слезах обновилась его душа. Впредь он не будет бояться ничего, будет проповедовать учение Христа и за это будет казнен.)
в) Разница между покаянием и признанием своей ошибки.
- Мы должны понять, что покаяние совсем не похоже на признание своих математических или орфографических ошибок, которые бывают в школьных тетрадках. Допустил ошибку при выполнении задания, исправил ее, и все в порядке – можешь работать дальше. Когда речь идет о злых поступках, при покаянии надо не просто признать свою ошибку, а даже разозлиться на нее. Кающийся человек именно ненавидит свой недавний поступок. Выталкивает его из своей жизни, из своей души, из своего сердца. Даже плачет. Вслед за переменой в самооценке должна произойти и внешняя перемена. Я предлагаю вам выполнить задание, в котором вы должны
исправить ошибку делом.
( Слайд 11)
г) Третий шаг в раскаянии.
-Мы с вами назвали два шага в раскаянии, у христиан есть и третий шаг в раскаянии.
-Прочитаем об этом в учебнике на с. 39, только 4 абзац.
(У христиан есть и третье средство раскаяния: покаянные молитвы к Богу. Самая простая из них – «Господи, прости!» )
- Какой третий шаг в раскаянии вы узнали?
(Покаянные молитвы)
- Назовите самую простую покаянную молитву. (Господи, прости).
- Вы , наверное, слышали такое выражение «Слёзы раскаяния». У христиан считается:
( Слайд 13, 14)
д) Храм – место покаянной молитвы.
-Для православных людей место покаянной молитвы - храм.
Закрепление и осознание новых понятий на основе литературного произведения.
V. Итог урока. Рефлексия.
- Мы обсуждали сегодня такие важные для всех понятия, как совесть и раскаяние. Конечно, разговор на эту тему не заканчивается, впереди у вас вся жизнь, которая тоже будет вас учить разбираться, что такое хорошо и что такое плохо. Сейчас я прошу вас продолжить предложения.
Продолжи предложения
- Сегодня на уроке я узнал …
- Больше всего мне запомнилось …
- Я задумался …
- Надеюсь, что этот урок не прошел для вас даром. Мне бы очень хотелось, чтобы вы всегда помнили о том, что жизнь дана на добрые дела.
( Слайд 15)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздаяния". Конспект урока (методическая разработка) по курсу ОРКСЭ в 4-м классе по модулю ОМРК.
Методическая разработка (план-конспект) урока по курсу ОРКСЭ в 4-м классе по модулю "Основы мировых религиозных культур". Тема "Добро и зло. Понятие греха, раскаяния и воздания". Урок-беседа....
ОПК Урок № 10 "Совесть и раскаяние"
Урок по теме "Совесть и раскаяние"...
Конспект урока ОПК "Совесть и раскаяние" 4 класс.
Конспект урока ОПК "Совесть и раскаяние" 4 класс....
Презентация к уроку ОПК "Совесть и раскаяние" 4 класс
Основы православной культуры. Презентация к уроку "Совесть и раскаяние" 4 класс...
Презентация к уроку ОРКСЭ "Совесть и раскаяние".
Презентация к уроку ОПК "Совесть и раскаяние"....
Конспект урока ОСЭ 4 класс Тема урока: «Совесть и раскаяние»
Цель урока: Формирование мотивации к осознанному нравственному поведению детей через знакомство с понятиями «совесть», «раскаяние».Задачи урока:- дать представление о нравственных понятиях ...
Конспект урока ОРКСЭ "Совесть и раскаяние"
Конспект урока ОРКСЭ, 4 класс, по теме "Совесть и раскаяние" с использованием ИКТ. Конспект включает в себя приложения....