Разработка урока-исследования "Монастырь"
план-конспект урока по орксэ (4 класс) на тему
На уроке мы будем заниматься исследовательской работой, из которой узнаем о первых монастырях и первых монахах, которые не только молились за весь мир, но и защищали страну, когда она была в опасности, занимались благотворительностью, открывали при монастырях больницы и лечебницы, попробуем ответить на главный вопрос, который давно интересовал человечество: в чем смысл жизни человека?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Разработка урокак-исследования Монастырь | 80.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Лобановская СОШ № 11»
Монастырь
Урок по основам религиозных культур и светской этики
в 4 Б классе
Автор: Тулина Людмила Петровна,
учитель начальных классов
I. Орг. момент.
- Встаньте ровно, давайте зарядимся положительной энергией, а для этого улыбнемся друг другу и тихо-тихо сядем.
II. Сообщение темы и целей урока.
- Сегодня у нас необычный урок, урок-исследование. Мы будем заниматься исследовательской работой, из которой узнаем о первых монастырях и первых монахах, которые не только молились за весь мир, но и защищали страну, когда она была в опасности, занимались благотворительностью, открывали при монастырях больницы и лечебницы, попробуем ответить на главный вопрос, который давно интересовал человечество: в чем смысл жизни человека?
- Ребята, а теперь прочитайте эпиграф к нашему уроку:
«Мы всегда должны думать не о своих личных делах и удобствах, а о пользе ближним, которую можем принести» Александра Федоровна Романова.
III. Проверка домашнего задания.
Слово учителя: Для людей естественно жить вместе, создавать семьи, давать жизнь детям. Поэтому одна из странных и удивительных страниц истории человечества – это появление монахов.
Сейчас вам нужно будет решить кроссворд и отгадать ключевое слово.
1. | М | О | Н | О | С | ||||||||||
2. | О | Д | И | Н | |||||||||||
3. | П | О | С | Л | У | Ш | А | Н | И | Е | |||||
4. | М | А | Н | Т | И | Я | |||||||||
5. | С | В | Я | Т | О | С | Т | Ь | |||||||
6. | Ч | Ё | Т | К | И | ||||||||||
7. | О | Б | Е | Т | Ы | ||||||||||
8. | П | О | С | Т | Р | И | Г | ||||||||
9. | М | О | Л | И | С | Ь |
- От какого греческого слова произошло слово «монах».
- Что означает это слово.
- Работы по монастырскому хозяйству, помощь при богослужении.
- Облачение, окутывающее все тело, знак под Божией защитой.
- Быть монахом – очень нелегкий путь, но это самый прямой путь к … .
- Бусинки-узелки, их перебирание помогает монаху сосредоточиться на молитве.
- При принятии послушника в монахи он приносит … .
- Церковный обряд, совершаемый при посвящении в монашество.
- Одно слово из главного правила монашеской жизни.
- Молодцы, правильно. Какое же ключевое слово получилось, прочитайте его (монастырь).
- Правильно, ребята. Сегодня речь на уроке пойдет о монастырях и монахах.
Физкультминутка.
III. Работа над новым материалом.
- Как вы думаете. О чем мы будем говорить сегодня?
Дети: Сегодня наша исследовательская работа посвящена монастырям и монашеству, мы узнаем, что не только молитвенный подвиг совершали монахи, но и защищали страну от врага, занимались благотворительностью, помогали населению во время голода.
Учитель: Попробуем ответить на главный вопрос, который давно интересует человечество: в чем смысл жизни человека?
- Перед вами план, который нам будет помогать при исследовательской работе и карточка, которую вы будете заполнять по ходу исследования.
- Прочитайте первый пункт нашего плана.
- Первые монахи и первые монастыри на Руси.
- Кто занимался исследованием этого вопроса?
Первый ученик:
- Я узнал, что основателем первого монастыря на Руси были пр. Антоний и Феодосий Печерские. Когда Преподобный Антоний пришел в Киев, здесь уже было несколько монастырей, основанных по желанию князей греками. Но святой Антоний не избрал ни одного из них, поселился в пещере. Это было в 1051 г. Здесь Антоний продолжал подвиги строгой иноческой жизни, которыми славился на Афоне; пищей его был черный хлеб через день и вода в крайне умеренном количестве. Многие приходили к нему за духовным советом и благословением. Некоторые стали проситься к нему на жительство. Первым был принят некто Никон, вторым пр. Феодосий.
Второй ученик: детство Феодосия прошло в Курске. Мальчик словно родился для монашества: его бывало из церкви никак не вытащишь. Когда исполнилось 13 лет умер отец. Феодосий старший сын, теперь на него вся надежда, а надежды никакой. Однажды проходили мимо странники, путь их лежал в Иерусалим, так Феодосий с ними убежал. Мать догнала, схватила за волосы, да в чулан. Два дня ни есть, ни пить не давала. А едва утих гнев матери – Феодосий опять в храм. В храме попросил благословения у батюшки печь просфору, так стал Феодосий просфорником. А когда мать хотела заставить Феодосия жениться, ушел в монастырь. Ушел Феодосий в Киев-град. Там, говорят, на высоком берегу Днепра живет в пещере монах Антоний. Где он только не побывал и каких святынь не видал! В самой Византии, на святой горе Афон, даже дважды. Вот и образовался монастырь – Печерский. Четыре года мать ничего не знала о сыне, а потом сказали, что стал он монахом. Чтобы ближе к сыну быть раздала она имущество свое и ушла в женский монастырь в Киев. Частенько она приходила в Печерский монастырь к своему сыну. Подружилась с юным летописцем Нестором и любира рассказывать ему о детстве своего Феодосия.
Учитель: Хорошо, спасибо. Вы прослушали сообщение о первых монахах и наверняка поняли, какой строгий образ жизни они вели и неустанно молились. Но русское монашество сочетало в себе не только служение миру молитвой за всех страждущих, обездоленных, заблудших, но и помогали во время нашествия врага.
Чтение стихотворения наизусть «А помните». (Фильшин Николай)
- Прочитайте второй пункт нашего плана.
- Помощь монастырей в защите страны от врага.
- Кто занимался исследованием этого вопроса?
Третий ученик: Князь Александр Невский – великий воин. Он одерживал победы и над шведами, и над княжескими рыцарями, когда те вторгались в пределы Руси. Но еще князь – великий миротворец. «Не в силе Бог, а в правде», - любил повторять князь. В 1262 г. Правитель Орды послал своих воинов для участия в походе в далекую Персию. Тогда князь поехал в Орду. Там на переговорах он одержал величайшую из своих побед: хан отказался от призыва российских воинов на свою войну, и тысячи жизней были спасены. Возвращаясь из Орды, он тяжело заболел, принял схиму и скончался в Городецком монастыре. (Схима – высшая степень монашеского подвига).
- Ребята, может из вас кто-нибудь хочет что-то дополнить к этому сообщению?
Ученик: Он мог бы ездить по балам, показывая свои награды ордена, но он поселился в Городецком монастыре и в молитве провел последние дни жизни.
Учитель: Александр Невский был причислен к лику святых как человек высокой нравственности и духовной жизни.
Четвертый ученик: А я хочу рассказать о Федоре Ушакове. Он провел десятки морских сражений и ни одного не проиграл. Более того, он не потерял ни одного судна и не отдал в плен ни одного матроса. Выйдя в отставку, он поселился рядом с Санаксарским монастырем в Мордовии и в молитве провел последние годы жизни.
Пятый ученик: А я хочу рассказать о богатыре Илье Муромце. В русских былинах сохранились предания о подвигах богатыря Ильи Муромца. После воинских подвигов он провел последний год жизни монахом Киево-Печерской Лавры. Он прославлен церковью, как святой преподобный воин, сменивший меч воина на духовный. Его мощи покоятся в древнем городе Киеве.
Учитель: Преподобный Илья почивает, сложив пальцы правой руки, как это принято в Православной церкви, для крестного знамения. А на левой руке его видны следы раны от удара копьем.
Вывод ученика: Богатырь Илья Муромец мог бы вести жизнь полную развлечений, утех, но он уходит в монастырь и молитвой продолжает служить народу.
Шестой ученик: В 1380 г. Войско монгольского хана Мамая шло на Москву. Князь Дмитрий Донской поехал в подмосковный Троицкий монастырь, основанный Сергием Радонежским. Святой благословил великого князя, военачальников и воинов на великий подвиг. И отправил с ними Пересвета и Ослабя, бывших воинов, ставших монахами.
Вывод ученика: Пересвет и Ослабя в трудную для Родины минуту из монастыря снова вышли на поле боя – это было поле Куликово.
Учитель: Именно как монахи хорошо знали слова Христа: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за ближних своих».
Седьмой ученик: Троицкий монастырь выдержал осаду, гетманов Сапеги и Лисовского. При этом никакого воинского гарнизона в монастыре не было. Осадив крепости, поляки начали бомбардировку из орудий, длившуюся 1 год, 3 месяца и 20 дней. Но захватить крепость штурмом интервентам не удалось. Отчаявшись взять монастырь приступом, поляки начали вести подкоп. В один из таких вылазок, два монаха забрались в подкоп и взорвали его вместе с собой.
Вывод ученика: Обитель с недостаточными силами, благодаря лишь стойкости и мужеству оборонявшихся, успешно выдержали осаду.
Восьмой ученик: Псково-Печерский монастырь и его противостояние польско-литовскому войску. Летом в 1581 году стотысячная польско-литовская армия двинулась на Псков. В крепости – монастыре находились сторожевые войска, которые перехватили неприятельские отряды, обозы с оружием, шедшие к осажденному городу. Разгневанный король Стефан Баторий обстрелял монастырь из пушек и разбил стену возле Благовещенского храма. Теперь уже только одна военная сила не могла спасти обитель. И тогда иноки принесли к пролому главную святыню – древнюю икону Успение Божией Матери. Все осажденные горячо молились. Заступница услышала их молитвы. Битва продолжалась до глубокой ночи, но все приступы были отражены.
Вывод ученика: Видя, что одной только силы и мужества недостаточно для защиты монастыря, монахи прибегают к своему духовному орудию – молитве.
- Прочитайте следующий пункт плана.
- Появление при монастырях первых больниц.
Девятый ученик: Первые больницы появились при монастырях в XI веке. В 1091 году первые больницы появились в Переяславе. Позднее больницы появились в Новгороде, Смоленске. При монастырях часто содержались больничные палаты. В первой половине XVI века была основана больница при Соловецком монастыре. Здесь монахи занимались не только практической медициной, перепиской и хранением рукописей, но и переводили греческие и латинские книги медицинского содержания.
Вывод ученика: Русское монашество и монастыри не только возглавляли оборону, выделяя монахов для русского войска, но и занимались устройством больниц.
Девятый ученик: А я хочу рассказать о свято-казанском монастыре, построенном в селе Колюпаново Тульской области, в честь святой Ефросинии, лечившей от многих болезней и недугов. Ефросинья, родилась в семье знатных родителей, закончила Смольный институт в Петербурге , знала несколько языков. По окончании института была при дворе Екатерины II, но в самую цветущую пору своей жизни она покидает дворец, раздает свое имущество бедным и начинает странствовать. Она побывала в нескольких монастырях, где несла разного рода послушание. В начале 40-х годов она переехала на постоянное жительство в село Колюпаново, где и осталась до конца жизни. Ефросинья лечила от холеры, рака, душевные болезни, болезни ног и многие другие болезни. Со всех уголков страны к ней шли люди, чтобы получить исцеление.
Учитель: Да и сейчас в Свято-Казанском монастыре у раки с мощами Ефросиньи люди продолжают получать исцеление.
Вывод (обобщение по третьей части плана): На протяжении веков велика была роль монахов и монастырей. Они принимали активное участие во всех сферах жизни страны: и в политической, и в духовной, в развитии здравоохранения.
- Обратимся к четвертому пункту плана.
- Благотворительная помощь монастырей.
- Кто нашел материал по этой подтеме?
Одиннадцатый ученик: Благотворительная деятельность монастырей начинается с Киево-Печерского монастыря. Еще преподобный Феодосий Печерский благословил отчислять на бедных 10-ю долю доходов монастыря, построил отдельный двор, где жили нищие, калеки, больные. Каждую субботу из обители воз хлеба посылали в тюрьмы. В голодные годы монастыри кормили окрестных жителей.
Двенадцатый ученик: Большую помощь во время голода оказывал и Кирилло-Белозерский монастырь. Однажды случился в тех краях голод. Народ стал стекаться к обители, прося хлеб. Запасы монастырские были рассчитаны только на скудное пропитание братии. Однако игумен Кирилл велел давать хлеб всем приходящим. И чем больше раздавали хлеб, тем больше умножались монастырские запасы.
Учитель: В петровские времена во время войны со шведами мужской монастырь в честь Вознесения Господня Печерский также оказывал помощь государству средствами в строительстве корабля «Орел» и отправил царю колокол на пушки.
Учитель: Наше исследование закончено.
- А сейчас возьмите в руки свои карточки и давайте обобщим весь материал, который мы исследовали и попробуем ответить на главный вопрос, который давно интересовал человечество.
Ответы детей:
1 ученик: Смысл жизни человека в служении ближнему. На примере Федора Ушакова. Александра Невского, Ильи Муромца мы видим, что они могли жить в достатке, потому что имели большую славу, могли ездить на балы, вести приемы, а они уходят в монастырь, чтобы еще раз послужить ближнему молитвой за него.
2 ученик: Монахи не только молитвой служат народу, но и когда страна оказалась в опасности, они встали на ее защиту, не жалея своей жизни.
3 ученик: Монахи часто отдавали последнее, на примере Кирилло-Белозерского монастыря, мы видели, что во время голода монахи последний хлеб отдают населении. Лечили людей, открывали больницы.
Вся их жизнь направлена на служение ближнему.
Учитель: Прочитайте еще раз эпиграф, можно ли на наш вопрос ответить словами Александры Федоровны Романовой.
Ученики: Да, можно.
Звучит песня «Молитва»
Учитель: Во время звучания песни «Молитва», наверное, каждый присутствующий здесь человек думал в этот момент о себе, о своей жизни и о той пользе, которую каждый из нас может принести ближнему.
- А теперь давайте вспомним наше паломничество (слайд 22-45)
- Урок закончен. Всех благодарю за работу на уроке. Разрешите на память об уроке преподнести вам небольшие подарочки. ПОДАРКИ ГОСТЯМ!!!
Источники материалов:
- http://blogs.pravkamchatka.ru/glas/files/2010/08/1.jpg
- http://img-fotki.yandex.ru/get/6423/37366204.10b/0_9545b_28f774c0_XL
- http://clipartus.ru/rastr/3246-klipart-png-angelochki.html
- http://blagosloven.ru/wp-content/uploads/2011/07/Prp.-Antoniy-Pecherskiy.jpg
- http://www.nikolski.kz/img/nb569446.jpg
- http://jalita.com/guidebook/temple_of_yalta/images/nevskiy_lg.jpg
- http://www.gift-for-man.ru/assets/images/ikona-fedora-ushakova-bolshaja-big.jpg
- http://www.tunnel.ru/userfiles/ck/images/2672/281.jpg
- http://i023.radikal.ru/1111/ea/85608b175c6b.jpg
- http://eleusa.ru/images/icon_gallery/5_temple_icon/eleusa.ru_28_peresvet_osliabe.jpg
- http://img-fotki.yandex.ru/get/4001/a70cn190.7/0_1a5f9_9858706a_XL
- http://www.matrony.ru/wp-content/uploads/DSCF0031_2.jpg
- http://www.loversplanet.com/russian-brides-blog/wp-content/uploads/2008/03/russian-women.jpg
- http://image.lang-8.com/w0_h0/45227d6e1501e8dd3e24338a2add2d3c5e366773.jpg
- http://ukhov.fastsite.ru/wp-content/uploads/2011/04/KirilloBelozerskyMonastery-View_thumb.jpg
- http://forum.2108.kiev.ua/uploads/monthly_09_2010/post-13674-1283405492.jpg
- Первые монахи и монастыри Древней Руси.
- Помощь монастырей в защите страны.
- Создание первых больниц при монастырях.
- Благотворительная помощь монастырей.
- Подведение итогов. Ответ на главный вопрос: в чем смысл жизни человека.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка разработка: "Рабочая тетрадь по экономике", 1 год обучения.
Рабочая тетрадь в двух частях....
Разработка программМетодическая разработка реализации первой части программы «Разговор о правильном питании»
Разработка рабочей программы по курсу Правильное питание. 1 часть . 2 класс...
Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»
Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...
Методическая разработка педагога ДО Романовской А.Л. по теме: "Разработка сценария интегрированного занятия "Ярмарка" (художественное слово, театр, музыка и ДПИ) для детей первого года обучения (7-8 лет) в объединении ДПИ "Радуга""
данное методическое пособие рассказывает о том как разработать сценарий интегрированного занятия по ДПИ с использованием синтеза искусств...
"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №1:"Письмо букв 1-й группы и ш й И Ш Й". Методическая разработка урока №2: "Письмо строчных букв п т р г"
Содержание методической разработки занятий нацелено на понимание обучающимися того, что язык это основное средство человеческого общения, формированию правильной устной и пись...
"Развитие графомоторных навыков у дошкольника и младшего школьника". Методическая разработка урока №3:"Письмо строчных и заглавных букв". Методическая разработка урока №4: "Письмо строчной буквы "я" и Заглавных "А Я""
Содержание методической раработки занятий нацелено на формирование навыка скорого, каллиграфического письма и выстроения взаимосвязи между звуковым восприятием, моторным навыком и графическим изображе...
2016 г. Конкурс "Авторские методические разработки" Методическая разработка "Можно жить без ссор"
Детские конфликты – это не просто негативные явления в детской жизни, это особые, значимые ситуации общения. И от того, насколько взрослые (педагоги и родители) будут готовы к правильному руково...