Конспект урока по окружающему миру "ЖИЛИЩА ДРЕВНИХ СЛАВЯН И СОВРЕМЕННАЯ КВАРТИРА"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
Цель: Углубить знание детей об истории жилища человека, научить ориентироваться в прошлом и понимать, что человек постоянно стремится улучшить свое жилище.
Задачи:
• Обобщить и конкретизировать знание детей об истории жилища.
• Продолжать знакомить детей с жилищем наших предков:
- жилище первобытного человека – пещера
- жилище древних славян – шалаш, землянка
- жилище крестьян – изба.
- Познакомить с эволюцией в строительстве жилища: ПЕЩЕРА-ШАЛАШ-ЗЕМЛЯНКА-ИЗБА-СОВРЕМЕННАЯ КВАРТИРА.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 149.56 КБ |
Предварительный просмотр:
ЖИЛИЩА ДРЕВНИХ СЛАВЯН И СОВРЕМЕННАЯ КВАРТИРА
Тип урока: урок систематизации знаний.
Цель: Углубить знание детей об истории жилища человека, научить ориентироваться в прошлом и понимать, что человек постоянно стремится улучшить свое жилище.
Задачи:
• Обобщить и конкретизировать знание детей об истории жилища.
• Продолжать знакомить детей с жилищем наших предков:
- жилище первобытного человека – пещера
- жилище древних славян – шалаш, землянка
- жилище крестьян – изба.
- Познакомить с эволюцией в строительстве жилища: ПЕЩЕРА-ШАЛАШ-ЗЕМЛЯНКА-ИЗБА-СОВРЕМЕННАЯ КВАРТИРА.
- систематизация ранее изученных слов и выражений по теме;
- активизация грамматического материала (конструкция there is/there are);
- использование в речи предлогов места;
- тренировка навыков чтения, умения высказывать свое мнение по теме;
Прогнозируемые результаты:
Личностные:
- ценностное отношение к истории своего народа;
- осознание практической важности знания;
- ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу;
- осознание учащимися практической и личностной значимости результатов каждого этапа урока.
Метапредметные:
- умение принимать и сохранять цель урока;
- умение находить способы решения поставленной цели по расширению знаний о жизни предков и современного жилья;
- умение планировать, контролировать и оценивать свои действия;
- умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, правильно говорить;
- умение провести рефлексию своих действий на уроке.
Предметные:
- знание о жилищах древних славян, современной квартиры, их фасаде и внутреннем убранстве.
- повторить изученные ранее и усвоить во всех видах речевой деятельности новые лексические единицы по теме «My House»;
- практиковать в использовании конструкции there is/are в разных видах речевой деятельности.
Ход занятия:
- Орг. момент
Прозвенел звонок,
Начался урок.
Добрый день!
Знаем мы язык другой,
Иностранный, не родной.
Good afternoon!
- Формулирование темы урока, постановка задач СЛАЙД 1
HOME, SWEET HOME. | Мой дом-моя крепость. |
EAST OR WEST- HOME IS BEST. | Дом, милый дом. |
THERE IS NO PLACE LIKE HOME. | Нет места похожего на дом. |
MY HOME IS MY CASTLE | В гостях хорошо, а дома лучше. |
-You can see some English proverbs. Read them and try to guess their Russian equivalents. Work in pairs, please.
- Let`s check. Look at the screen.(читают и проверяем на экране)
-What is the topic of our lesson?
- Как думаете, о чём мы будем говорить на уроке?
- Мы сегодня поговорим о жилищах наших предков - славян, о современных квартирах.
- Какие вопросы помогут раскрыть тему урока.
Каково было внутреннее убранство жилища?
Как выглядели дома наших предков?
Как назывались жилища древних славян?
- Вспомним, как называются комнаты и мебель в современной квартире на английском языке.
- Молодцы. Отвечая на эти вопросы, мы решим задачи урока.
III. Обобщение и систематизация знаний.
-Ребята, а что значит «прошлое и настоящее»? (Прошлое-это то, что было давно, а настоящее – то, что существует сейчас)
СЛАЙД 2
-Ребята, как вы думаете, что это за жилище? (Пещера).
- Когда-то давно, в древние времена, люди жили в пещерах.
- Ребята, как вы думаете, древним людям было удобно жить в пещерах (нет)
-Почему? (Не было окон, дверей, было холодно ,дул ветер)
-Народы, которые кочевали с одного места на другое, строили шалаши. - Они защищали человека от ветра, солнца, холода и осадков. СЛАЙД 3
- Для их постройки, не требуется инструментов и специальных материалов. Это простое лёгкое укрытие из палок и веток, воткнутых в землю или прислонённых к дереву, камню. Сверху покрывается тем, что есть под рукой: тонкими ветками с листвой, травой, опавшими листьями, сеном, соломой, корой деревьев, шкурами животных, снегом и даже льдом
- Но назвать это настоящим домом нам сегодня трудно, скорее всего — убежищем.
- В древности люди, так же, как и животные, выкапывал землянки в лесах.
Землянка — дом в земле, прямоугольный или округлый, с перекрытием из брёвен, засыпанных землёй. Это один из древнейших и повсюду распространённых видов тёплого жилья. СЛАЙД 4
- Ребята, как называется это жилище? (Изба). СЛАЙД 5
В древнерусском языке слово ИЗБА писалось так ИСТБА и означало баня, теплое помещение. Значит, изба - это то место, где ТЕПЛО.
- Давным-давно жили люди на Руси в домах таких, как этот.
Давайте рассмотрим это жилище. (СЛАЙД 6 строения избы)
Кирпичей не было, а деревьев вокруг видимо-невидимо.
- Из чего же строили избы? (Из брёвен).
-Пойдут люди в лес, нарубят деревьев и начнут избу строить.
-Что есть у избы? Чем она отличатся от пещеры? (Есть крыша, окна, дверь).
-Вы заметили, что дверь маленькая? Почему? (Чтобы холод в дом не пробрался). Главной заботой было – сохранить тепло во время долгой зимы. Окна делали очень маленькими, двери – низкими, с высоким порогом.
- Ребята, как вы думаете, удобно людям было жить в деревянном доме? (Да, дождь не попадает в дом, ветер не страшен, тепло)
- Ребята, сколько людей могло жить в таком деревянном доме? (Мало, одна семья).
- Время шло, и люди научились строить дома, состоящие из нескольких этажей.
- Как ещё можно назвать эти дома? (Многоэтажные).
- Как вы думаете, зачем люди стали строить многоэтажные дома? (Чтобы много людей могло там жить).
-Какое бы не было жильё у человека, всё в нём должно лежать на своих местах. «Помогают» нам навести порядок маленькие слова.
- What prepositions do you know?
- Stand up! Let`s take a break!
https://www.youtube.com/watch?v=DHb4-CCif7U (физминутка)
- I suggest you to talk about our house. Listen to me and guess the room.
1. There is a cooker, a fridge, a dishwasher, some cupboards in this room. We cook here.
2. There is a big table and some chairs in this room. We have lunch here.
3. There is a sofa, some armchairs, a TV and shelves with books in this room. We can have a rest, watch TV and read books here.
4. There are a lot of flowers and fruit trees here.
5. There is a shower, a sink, a bath and washing machine in this room. We brush teeth, wash face and hands here.
6. There is a bed, a wardrobe and bedside tables in this room. We sleep there.
(прикрепить картинку с подписью на доску)
-Well done!
-Let`s play a game «Unscramble». You have got such cards. Do this task yourselves.
-Let`s check. What is the first word? Go to the blackboard and write it.
1. r, a, m, h, c, i, a, r armchair___________
2. r, m, i, r, r, o mirror______________
3. b, t, a, e, l table___________
4. e,i,f,r,g,d fridge_____________
5. o, f, s, a sofa______________
6. t, a, h, b bath________________
7. k,o,c,o,r,e cooker__________________
8. e, d, k, s desk_______________
9. w, n, o, i, d, w window_________________
-Excellent! What can you tell me about your flat\ room?
- Vasya wants to tell us about his room. Listen to him and try to colour the picture. Prepared your coloured pencils, please.
Let`s check. Look at the screen. (Слайд 7)
-What colour is the…?
IV.Применение знаний и навыков в новой ситуации.
-Ребята, вы сидите по группам.
- Первая группа «Историки», вторая «Исследователи», третья «Филологи». В конвертах перед вами лежит задание.
«Историки»
В каких домах жили на Руси? В каких живут сейчас в России? Чем они отличаются?
«Исследователи»
Прочитайте текст, найдите жилище, которое в нём упоминается, определите автора и название произведения.
«Филологи»
Read the text and fill in the missing words.
Our flat is very big. There is a , a bedroom, a and a bathroom. Our living room is and there is a a big in it . There are three there too. The are next to the . There is a behind an armchair. The armchair is yellow. The bedroom is white and . There are two beds. Our kitchen is orange. There is a cooker, a and a big .
V. Рефлексия учебной деятельности на уроке (самооценка)
- Ребята, что вам больше всего понравилось, запомнилось?
- Ребята, если бы вы отправились на «Машине времени» в прошлое, в какое время вы хотели бы попасть?
-Во времена древних людей: пожить в пещере, сходить на охоту, или во времена крестьян: пожить в русской избе, полежать на печи или что бы вы хотели изменить в современной квартире?
-Как вы думаете был ли сегодняшний урок полезным?
-У каждого есть на парте смайлики. Оцените, пожалуйста, вашу работу на уроке.
EXCELLENT VERY GOOD GOOD
VI. Информация о выполнении домашнего задания и инструктаж.
Нарисовать макет своей квартиры.
Резерв:
Мы расскажем вам о самых первых домах наших предков. Наши предки в 6 – 10 веках жили в _______________ - домах, выкопанных в земле. Стены сложены из тонких слоев _______________, очищенных от веток. Пол делался из _____________. Вход с земляными ступенями или лестницей. Двери были _____________________. В землянках не было ____________, дым выходил через вход в жилище. В углу находилась, сложенная из ____________ печь. В доме свободное место занимали __________________ ___________________________________________. В углу лежало несколько __________________ покрытых ____________________- это постели.
Наши предки в 6 – 10 веках жили в землянках, домах выкопанных в земле. Стены сложены из тонких слоев деревьев, очищенных от веток. Пол делался из глины. Вход с земляными ступенями или лестницей. Двери были узкими, маленькими. В землянках не было окон, дым выходил через вход в жилище. В углу находилась, сложенная из камня печь. В доме свободное место занимали стол и две-три деревянные лавки. В углу лежало несколько охапок сена, покрытых звериными шкурами - это постели.
Во времена древнерусского государства в 8-11 веках главным видом жилища была ______________. Строить ее начинали с того, что рыли большую квадратную яму глубиной примерно __________. Потом начинали сооружать _________________, он возвышался из земли тоже на метр. Дверь была _____________, чтобы лучше _________________. Окон ______________, дым из печки выходил через дверь. Делали печи _____________________________. Вдоль стен полуземлянки устраивались _______________ _______________.
Во времена древнерусского государства в 8-11 веках главным видом жилища была полуземлянка. Строить ее начинали с того, что рыли большую квадратную яму глубиной примерно в метр. Потом начинали сооружать деревянный сруб, он возвышался из земли тоже на метр. Дверь была узкая, чтобы лучше сохранить тепло. Окон не было, дым из печки выходил через дверь. Делали печи каменными или глиняными. Вдоль стен полуземлянки устраивались стол, лавки, скамьи.
Первые ____________________ у славян появляются около X –XI (10-11) века. Изба имела одну ___________, её делали как можно ___________. Были оконца — небольшие отверстия для освещения и выхода дыма, некоторые оконца затягивались ___________________. Полы в курных избах были ____________. Печь делали ___________, она не имела трубу. Поэтому дым выходил прямо ____________, и висел вверху толстым слоем, отчего потолок был всегда покрыт сажей.
Парадной частью избы был _________________. В самом углу помещали иконы. В красный угол всегда ставили _________. Вдоль стен шли ___________. На них сидели, спали, хранили вещи.
Первые наземные жилища у славян появляются около X –XI (10-11) века. Изба имела одну дверь, её делали как можно ниже. Были оконца — небольшие отверстия для освещения и выхода дыма, некоторые оконца затягивались бычьим пузырем. Полы в курных избах были земляные. Печь делали из глины, она не имела трубу. Поэтому дым выходил прямо в избу, и висел вверху толстым слоем, отчего потолок был всегда покрыт сажей.
Парадной частью избы был красный угол. В самом углу помещали иконы. В красный угол всегда ставили стол. Вдоль стен шли лавки. На них сидели, спали, хранили вещи.
С XV (15) века в городских домах в основном __________________________________ получают распространение _____________. А в 18 веке и деревнях. Такие дома стали называть __________. Полы стали _________________. Обычные окна, похожие на современные, стали появляться у ___________________. Их закрывали __________
______________ в зависимости от времени года. Двери были ________________, чтобы уберечь тепло в доме. Спали _______________________. Над входом между стеной и печью устраивали полати. Парадной частью избы был _____________________. В самом углу помещали _____________. В красный угол всегда ставили_________.
С XV (15) века в городских домах в основном, у князей, бояр, купцов получают распространение печи с трубами. А в 18 веке и деревнях. Такие дома стали называть белые избы. Полы стали деревянными. Обычные окна, похожие на современные, стали появляться у богатых людей. Их закрывали слюдой или бычьим пузырем, в зависимости от времени года. Двери были невысокие, чтобы уберечь тепло в доме. Спали на лавках или на полу. Над входом между стеной и печью устраивали полати. Парадной частью избы был красный угол. В самом углу помещали иконы. В красный угол всегда ставили стол.
V. Самостоятельная работа с проверкой (фронтальная работа)
А)
и | х | о | р | в | о | р |
з | б | а | о | д | ц | е |
т | е | ы | м | а | к | н |
е | р | з | е | м | л | я |
м | л | а | м | а | з | а |
п | а | т | ы | а | к | н |
«ИССЛЕДОВАТЕЛИ»
1. В это время в окно на него глядела царская дочь - Марья-царевна. Емеля увидал ее в окошке и говорит потихоньку:
- По щучьему веленью. по моему хотенью - пускай царская дочь меня полюбит...
И сказал еще:
- Ступай, печь, домой...
Печь повернулась и пошла домой, зашла в избу и стала на прежнее место. Емеля опять лежит-полеживает.
А у царя во дворце крик да слезы. Марья-царевна по Емеле скучает, не может жить без него, просит отца, чтобы выдал он ее за Емелю замуж. Тут царь забедовал, затужил и говорит опять набольшему вельможе:
- Ступай, приведи ко мне Емелю живого или мертвого, а то голову с плеч сниму.
Накупил набольший вельможа вин сладких да разных закусок, поехал в ту деревню, вошел в ту избу и начал Емелю потчевать.
Емеля напился, наелся, захмелел и лег спать. А вельможа положил его в повозку и повез к царю.
Царь тотчас велел прикатить большую бочку с железными обручами. В нее посадили Емелю и Марьюцаревну, засмолили и бочку в море бросили.
Долго ли, коротко ли - проснулся Емеля, видит - темно, тесно:
- Где же это я?
А ему отвечают:
- Скучно и тошно, Емелюшка! Нас в бочку засмолили, бросили в синее море.
- А ты кто?
- Я - Марья-царевна.
Емеля говорит:
- По щучьему веленью, по моему хотенью - ветры буйные, выкатите бочку на сухой берег, на желтый песок...
2. Стоит в поле теремок. Бежит мимо мышка-норушка. Увидела теремок, остановилась и спрашивает:
— Терем-теремок! Кто в тереме живет? Никто не отзывается. Вошла мышка в теремок и стала там жить.
Прискакала к терему лягушка-квакушка и спрашивает:
— Терем-теремок! Кто в тереме живет?
— Я, мышка-норушка! А ты кто?
— А я лягушка-квакушка.
— Иди ко мне жить! Лягушка прыгнула в теремок. Стали они вдвоем жить.
Бежит мимо зайчик-побегайчик. Остановился и спрашивает:
— Терем-теремок! Кто в тереме живет?
— Я, мышка-норушка!
— Я, лягушка-квакушка!
— А ты кто?
— А я зайчик-побегайчик.
— Иди к нам жить! Заяц скок в теремок! Стали они втроем жить.
Идет мимо лисичка-сестричка. Постучала в окошко и спрашивает:
— Терем-теремок! Кто в тереме живет?
— Я, мышка-норушка.
— Я, лягушка-квакушка.
— Я, зайчик-побегайчик.
— А ты кто?
— А я лисичка-сестричка.
— Иди к нам жить! Забралась лисичка в теремок. Стали они вчетвером жить.
Прибежал волчок-серый бочок, заглянул в дверь и спрашивает:
— Терем-теремок! Кто в тереме живет?
— Я, мышка-норушка.
— Я, лягушка-квакушка.
— Я, зайчик-побегайчик.
— Я, лисичка-сестричка.
— А ты кто?
— А я волчок-серый бочок.
— Иди к нам жить!
Волк влез в теремок. Стали они впятером жить. Вот они в теремке живут, песни поют.
Вдруг идет медведь косолапый. Увидел медведь теремок, услыхал песни, остановился и заревел во всю мочь:
— Терем-теремок! Кто в тереме живет?
— Я, мышка-норушка.
— Я, лягушка-квакушка.
— Я, зайчик-побегайчик.
— Я, лисичка-сестричка.
— Я, волчок-серый бочок.
— А ты кто?
— А я медведь косолапый.
— Иди к нам жить!
Медведь и полез в теремок. Лез-лез, лез-лез — никак не мог влезть и говорит:
— А я лучше у вас на крыше буду жить.
— Да ты нас раздавишь.
— Нет, не раздавлю.
— Ну так полезай! Влез медведь на крышу и только уселся — трах! — развалился теремок.
Затрещал теремок, упал набок и весь развалился. Еле-еле успели из него выскочить мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побе-гайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок — все целы и невредимы.
Принялись они бревна носить, доски пилить — новый теремок строить.
Лучше прежнего выстроили!
3. Жил в богатом Новгороде добрый молодец, по имени Садко, а по-уличному прозывался Садко-гусляр. Жил бобылём, с хлеба на квас перебивался – ни двора, ни кола, только гусли, звонкие, яровчатые, да талант гусляра-певца и достались ему в наследство от родителей.
А слава о нём рекой катилась по всему Великому Новгороду. Недаром звали Садка и в боярские терема златоверхие, и в купеческие хоромы белокаменные на пирах играть, гостей потешать.
Заиграет он, заведёт напев – все бояре знатные, все купцы первостатейные слушают гусляра, не наслушаются. Тем молодец и жил, что по пирам ходил. Но вот вышло так: день и два Садка на пир не зовут и на третий день не зовут, не кличут. Горько и обидно ему показалось.
Взял Садко свои гусельцы яровчатые, пошёл к Ильмень-озеру. Сел на берегу на синь-горюч камень и ударил в струны звонкие, завёл напев переливчатый. Играл на берегу с утра день до вечера. А на закате красного солнышка взволновалось Ильмень-озеро.
Поднялась волна, как высокая гора, вода с песком смешалася, и вышел на берег сам Водяной – хозяин Ильмень-озера. Оторопь гусляра взяла. А Водяной сказал таковы слова:
– Спасибо тебе, Садко-гусляр новгородский! Было у меня сегодня столованье-гулянье, почестей пир. Веселил ты, потешал гостей моих. И хочу я тебя за то пожаловать!
Позовут тебя завтра к первостатейному купцу на гуслях играть, именитых новгородских купцов потешать. Попьют, поедят купцы, похваляться станут, порасхвастаются. Один похвалится несчётной золотой казной, другой – дорогими товарами заморскими, третий станет хвастать добрым конём да шёлковым портом. Умный похвалится отцом с матерью, а неумный – молодой женой. Потом спросят тебя купцы именитые, чем бы ты, Садко, похвалиться мог, похвастаться. А я тебя научу, как ответ держать да богатым стать.
И поведал Водяной – хозяин Ильмень-озера гусляру-сироте тайну дивную.
4. Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Старик ловил неводом рыбу,
Старуха пряла свою пряжу.
Раз он в море закинул невод -
Пришёл невод с одною тиной.
Он в другой раз закинул невод -
Пришёл невод с травой морскою.
В третий раз закинул он невод -
Пришёл невод с одною рыбкой,
С не простою рыбкой - золотою.
Как взмолится золотая рыбка!
Голосом молвит человечьим:
"Отпусти ты, старче, меня в море!
Дорогой за себя дам откуп:
Откуплюсь чем только пожелаешь".
Удивился старик, испугался:
Он рыбачил тридцать лет и три года
И не слыхивал, чтоб рыба говорила.
Отпустил он рыбку золотую
И сказал ей ласковое слово:
"Бог с тобою, золотая рыбка!
Твоего мне откупа не надо;
Ступай себе в синее море,
Гуляй там себе на просторе".
ФИЗМИНУТКА
Строим дом.
| |
Раз, два, три, четыре, пять. | Дети выполняют прыжки на месте. Встают на носочки и тянутся руками вверх. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру (А.А. Плешаков, 4 класс). Тема ""Жизнь древних славян. Восточные славяне.""
quot;Жизнь древних славян. Восточные славяне."...
Конспект урока по окружающему миру на тему: "Проблемы современного города"
Конспект урока по окружающему миру на тему: "Проблемы современного города"...

конспект урока на тему "Боги древних славян" 3 класс УМК "Начальная школа ХХI века"
Вся жизнь наших предков была связана с природой – лесом, рекой, землёй. А природа таила в себе много непонятного. Славяне не могли объяснить, почему грохочет гром во время бури, сверкают молнии, пораж...