Конспект урока по окружающему миру (А.А. Плешаков, 4 класс). Тема ""Жизнь древних славян. Восточные славяне.""
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Багаутдинова Валентина Юрьевна

"Жизнь древних славян. Восточные славяне."

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon no1.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:  Жизнь древних славян. Восточные славяне.

Цели урока: 

- сформировать у учащихся представление о жизни древних славян;

- познакомить с внешним видом, бытом, верованием славян;

- развивать устную речь, мышление, расширять кругозор;

- прививать интерес к истории Отечества, воспитывать умение слушать товарищей.

Оборудование: 

презентация «Жизнь древних славян», учебники, тетради с контурными картами, карточки с заданиями для работы по группам (раздать до урока).

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Повторение изученного материала. Постановка проблемы урока 

- Вы закончили изучение раздела «Страницы всемирной истории».

- Сейчас мы выясним, какими знаниями вы обладаете и как ориентируетесь во временном пространстве!

- Я вам  буду показывать предметы, относящиеся к тому или иному промежутку времени, а вы, пользуясь лентой времени, расположите данные картинки в определенной хронологической последовательности:

(картинка) Первобытная история – (картинка) Мир древности – (картинка) Средние века –  (картинка) Новое время –  (картинка) Новейшее время.

- Наверняка у многих из вас дома хранятся старые фотографии, книги, украшения. Можно ли сказать, что, разглядывая старые вещи, слушая рассказы бабушек и дедушек «про старину», мы словно заглядываем в прошлое, в те времена, когда наши родители были такими же, как вы сейчас? (Да, можно)

На доске появляется запись: «В прошлое возвратиться можно».

- Ребята, а вам хотелось бы на самом деле, по – настоящему побывать в прошлом, поиграть со своими, еще не выросшими родителями, увидеть бабушку и дедушку молодыми? (Да, хотелось бы)

- Можем ли мы это сделать по-настоящему ? (Нет, по-настоящему попасть в прошлое нельзя).

На доске появляется запись: «В прошлое возвратиться нельзя».

- Посмотрите на доску.

- Какое вы заметили противоречие?

- Давайте попробуем сформулировать эту проблему.

«Существует ли связь времен, связь между прошлым и настоящим?» (на доске весь урок)

3. Работа по группам

- Решить эту проблему мы попробуем на примере жизни древних славян.

- И тема нашего урока «Жизнь древних славян. Восточные славяне».

  Слайд 2

- Разделимся на три группы: 1 ряд-1 группа, 2 ряд-2 группа, 3 ряд – 3 группа.

- У всех на партах лежат карточки с заданиями. Переверните их.

- Читая все пункты по порядку,  вам в течение пяти минут нужно будет подготовиться к ответу.

- Я желаю вам успеха! У вас все обязательно получится!

- Приступаем. (Учитель в это время проверяет работу в классе, направляет).

Карточка – 1 группа

  1. Откройте учебник на стр. 34
  2. Рассмотрите рисунок.
  3. Попробуйте составить связный рассказ по вопросам карточки:

- Чем  занимались мужчины? (Все мужчины были охотниками и рыболовами, собирали мед диких пчел (бортничество))

- Чем занимались женщины? (Готовили пищу, ткали, пряли, готовили лекарственные снадобья из трав, т.е. вели домашнее хозяйство).

- Дружные были древние славяне? (Да)

- Трудная у них была жизнь? (Да)

- Как вы думаете, почему славяне жили племенами? (Сама жизнь этого требовала)

- Как сейчас живут современные люди? (Семьями, друг друга поддерживают, помогают).

Карточка – 2 группа

  1. Откройте учебник на стр. 37
  2. Рассмотрите рисунок на стр. 37
  3. Прочитайте отрывок:

Место для поселения древние славяне выбирали безопасное, пригодное для жилья,

вблизи реки, где-нибудь на  пригорке. Опасаясь недобрых пришельцев, селились на небольших притоках.

          Жильем служили землянки, выкопанные в земле.

В домах древних славян пол был на метр углублен в землю. Крыша была из веток, а на ней толстые слои соломы.

         Окна, прорубленные в стенах в холода, закрывали досками или соломой - ведь стекла тогда не было. В доме была печь из камней и глины, деревянные лавки и столы.  

         Печь топилась «по-черному» – это значит, что дымовой трубы не было, и печной дым выходил через дверь или отверстие в потолке. Это помогло сохранить тепло в помещении, но от этого все стены были в саже.

  1. Попробуйте составить связный рассказ по вопросам карточки:
  1. Какое место для поселения выбирали древние славяне? Почему? (Место для поселения древние славяне выбирали безопасное, пригодное для жилья,

вблизи реки, где-нибудь на  пригорке ).

  1. Как выглядело их жилье? (Жильем служили землянки, выкопанные в земле).
  2. Что было в доме кроме лавок и столов? (Печь).
  3. Что значит «топилась «по черному»? Объясните. (Это значит, что дымовой трубы не было, и печной дым выходил через дверь или отверстие в потолке. Это помогло сохранить тепло в помещении, но от этого все стены были в саже.)
  4. Можно ли сказать, что современные города тоже строятся вблизи рек, на прибрежных холмах? (Да)

Карточка – 3 группа

  1. Рассмотрите три пары одежды людей (современники, рыцарь с дамой, пара древние славяне)
  2. Вы должны выбрать одну пару одежды, которую носили древние славяне.
  3. Попробуйте составить связный рассказ по вопросам карточки:
  1. Что одевали на себя мужчины? (Одежда славян-мужчин состояла из длинной рубахи, сотканной из льна и украшенной вышивкой, штанов, пояса и лаптей. Разумеется, летом обходились вовсе без обуви).

-    Что одевали на себя женщины? (Одежда женщин включала длинное платье из льняной материи, также изукрашенное вышивками. Украшения из металлов, стек  ла, янтаря и полудрагоценных камней (височные кольца, перстни, гривны, бусы, привески, о которых шла речь выше) одевались только в торжественных случаях – во время праздников и свадебных обрядов).

  1. Где можно увидеть в настоящее время людей в таких костюмах? (На народных гуляньях, выступления русско-народных ансамблей).

  1. Проверка групп

- Время истекло! Представители  1 группы расскажите нам о занятиях древних славян и о жизни их. (По вопросам карточки)

Слайд 3

- Как сейчас живут современные люди? (Семьями, друг друга поддерживают, помогают)

- Откройте все учебник на стр. 35

- Рассмотрите карту.

- Что вы можете узнать с ее помощью о расселении славян? (Славяне населяли огромные пространства Восточной Европы по берегам рек)

- Найдите эти моря и реки, перечислите их! (Днепр, Западная Двина, Дунай, Висла, от берегов Черного моря до берегов Балтийского моря)

- Посмотрите на условные обозначения и скажите:

- На какие 3 объединения делятся славяне? (восточные славяне, западные славяне, южные славяне)

- Какое из племен занимало наибольшее пространство? (племя восточных славян)

- Позднее от восточных славян произошли русские, украинцы и белорусы.

  слайд 4

- 1 группа спасибо за работу! Молодцы!

- Представители 2 группы расскажите о том, какие места славяне выбирали для поселения. (По вопросам карточки)

  Слайды 5, 6

- Можно ли сказать, что современные города тоже строятся вблизи рек, на прибрежных холмах? (Да)

- А кто-нибудь из вас был на экскурсии в музее Тульские древности?

- Именно здесь находится экспозиция «Русская изба», где воссоздан быт того времени.

- Кто не был там, обязательно посетите этот музей.

- Спасибо за работу!

- Представители 3 группы расскажите  о внешнем виде древних славян. (По вопросам карточки)

Слайд  7

- Где можно увидеть в настоящее время людей в таких костюмах? (На народных гуляньях, выступления русско-народных ансамблей)

- Спасибо за работу!

  1. Верования славян (боги).  

 

- Орнамент народного костюма, связь с природой, лес и деревья, речки и ручейки, солнце и ветер- всё казалось славянам живым, одушевлённым. Так же, как и другие народы, славяне верили в богов. Они считали богов похожими на людей.

- Как вы считаете, почему древние славяне одушевляли явления природы? (Они не могли с научной точки зрения объяснить явления природы)

а) Каждый день выезжает из золотого дворца на огненных конях бог Солнца - Ярило. слайд  8

- Но бывает так, что солнце сердиться на человека, и тогда сохнут ручьи, реки, горят травы и посевы, голод губит людей и животных.

- А как бы вы объяснили это? (т.е. происходят стихийные бедствия)

б) Если черные тучи закрыли солнце, то разбушевался Перун.

Перун – бог грома и молнии. 

слайд  9

 -Он бьет дубиной – гремит гром; стрелами – молнии раскатывают тучи, поливает землю дождем.

- Страшен в гневе Перун, он посылает на землю бури и ливни, выбивает градом хлеба, поджигает жилища, убивает скот и людей.

  1. Славянские праздники.

- Как вы считаете, что могли делать славяне, чтобы боги были к людям благосклонны? (славяне устраивали в их честь праздники)

- Многие из них сохранились до наших дней.

- Как вы думаете, какие это праздники?

Масленица.

слайд  10

- Кто из вас знает, что это за праздник? Расскажите

Это праздник проводов зимы и встречи весны. Сначала провожали зиму: делали из соломы чучело, наряжали в женскую одежду и ставили на сани. Вокруг чучела водили хороводы, а потом сжигали его на костре. Встречая весну, славяне молили бога об урожае. До наших дней дошел обычай печь на масленицу блины.

- Как вы считаете, почему пекли именно блины? (Имеют круглую форму и желтоватый оттенок – символ Солнца)

Троица.

 Слайд 11

- Кто слышал об этом празднике?

 За неделю перед Троицей у славян отмечался девичий праздник. Этот

праздник в древности посвящался богу Солнца Яриле и Ладе, богине семейного согласия. В это время убирали лентами молодую березку и украшали березовыми ветками дома. Девушки шли в лес плести венки из цветов, водить хороводы и петь обрядовые песни. В последний день праздника березу срубали, а девичьи венки пускали по реке. У кого венок уплывет далеко — той скоро замуж.

- Сохранились ли эти праздники до наших дней?

- Славяне умели не только трудиться, но и веселиться.

- Во время праздников славяне любили поиграть (если ребята будут спокойные)

  Вот одна из таких игр:

Барашеньки крутороги.
Барашеньки крутороги (дети изображают рожки на голове)
По лесам ходили (ходьба с высоким подниманием стопы),
По степям бродили (ходьба на носочках),
На дудочке играли (изображаем игру),
Ваню потешали (улыбаются, строя рожицы друг другу).

7.  Вернуться к проблеме

- Давайте вернемся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня выяснить? (Существует ли связь времен, связь между прошлым и настоящим?)

- Какой же ответ вы можете дать на этот вопрос?                                                                     (Сейчас живут современные люди семьями, друг друга поддерживают, помогают, в настоящее время можно увидеть людей в народных костюмах на народных гуляньях, современные города тоже строятся вблизи рек, на прибрежных холмах).

8.  Закрепление, проверка полученных знаний. Подведение итогов урока.

- Р.т. стр. 14 №2, №4

9.  Подведение итогов урока.

- Кому что показалось трудным на уроке?

- Что на уроке было самым интересным?

10.  Домашнее задание

  на слайде 12


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по окружающему миру в 4 кл на тему "Жизнь леса"

Конспект урока «Жизнь леса. Лес – природное сообщество.» Окружающий мир. 4 класс Учитель Грицаева Людмила Андреевна...

Конспект урока по окружающему миру УМК "Перспектива" 3 класс. Тема: «Озеро Байкал»

Конспект урока по окружающему мируТема: «Озеро Байкал» Цели деятельности учителя: ознакомление с природным объектом Всемирного наследия озером Байкал.Планируемые результаты:Предметные...

Конспект урока по окружающему миру УМК "Перспектива" 3 класс. Тема: «Мудрость старости"

Конспект урока по окружающему миру Тема: ««Мудрость старости» ».  Цели деятельности учителя: формирование знания о общечеловеческих ценностях, принятые всеми народами; вос...

Конспект урока по окружающему миру УМК "Перспектива" 3 класс. Тема: «Путешествие а Египет"

Конспект урока по окружающему миру Тема: «Путешествие в Египет ».  Цели деятельности учителя: формирование представления об объектах Всемирного наследия Египта, внесение условных обоз...

Конспект по окружающему миру, УМК " Перспектива ", 4 класс, тема: Истоки Древней Руси

Цели деятельности учителя: формирование представлений о городах Древней Руси, о роли древних торговых путей в их развитии, о распространении  единой русской культуры в городах, форме правления в ...

Конспект урока по окружающему миру для учащихся 3 класса по теме: «Разнообразие животных. Многообразие животного мира. Классификация животных. Виды животных. Зоология – наука о животных»

Конспект урока по окружающему миру 3 классТема: «Разнообразие животных. Многообразие животного мира. Классификация  животных. Виды животных. Зоология – наука о животных»УМК &laq...

Конспект урока по окружающему миру с презентацией. 2 класс. Тема: "Опасные незнакомцы".

Конспект урока по окружающему миру с презентацией. 2 класс. Тема: "Опасные незнакомцы"....