Конспект урока по окружающему миру (А.А. Плешаков, 4 класс). Тема ""Жизнь древних славян. Восточные славяне.""
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
Предварительный просмотр:
Тема урока: Жизнь древних славян. Восточные славяне.
Цели урока:
- сформировать у учащихся представление о жизни древних славян;
- познакомить с внешним видом, бытом, верованием славян;
- развивать устную речь, мышление, расширять кругозор;
- прививать интерес к истории Отечества, воспитывать умение слушать товарищей.
Оборудование:
презентация «Жизнь древних славян», учебники, тетради с контурными картами, карточки с заданиями для работы по группам (раздать до урока).
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Повторение изученного материала. Постановка проблемы урока
- Вы закончили изучение раздела «Страницы всемирной истории».
- Сейчас мы выясним, какими знаниями вы обладаете и как ориентируетесь во временном пространстве!
- Я вам буду показывать предметы, относящиеся к тому или иному промежутку времени, а вы, пользуясь лентой времени, расположите данные картинки в определенной хронологической последовательности:
(картинка) Первобытная история – (картинка) Мир древности – (картинка) Средние века – (картинка) Новое время – (картинка) Новейшее время.
- Наверняка у многих из вас дома хранятся старые фотографии, книги, украшения. Можно ли сказать, что, разглядывая старые вещи, слушая рассказы бабушек и дедушек «про старину», мы словно заглядываем в прошлое, в те времена, когда наши родители были такими же, как вы сейчас? (Да, можно)
На доске появляется запись: «В прошлое возвратиться можно».
- Ребята, а вам хотелось бы на самом деле, по – настоящему побывать в прошлом, поиграть со своими, еще не выросшими родителями, увидеть бабушку и дедушку молодыми? (Да, хотелось бы)
- Можем ли мы это сделать по-настоящему ? (Нет, по-настоящему попасть в прошлое нельзя).
На доске появляется запись: «В прошлое возвратиться нельзя».
- Посмотрите на доску.
- Какое вы заметили противоречие?
- Давайте попробуем сформулировать эту проблему.
«Существует ли связь времен, связь между прошлым и настоящим?» (на доске весь урок)
3. Работа по группам
- Решить эту проблему мы попробуем на примере жизни древних славян.
- И тема нашего урока «Жизнь древних славян. Восточные славяне».
Слайд 2
- Разделимся на три группы: 1 ряд-1 группа, 2 ряд-2 группа, 3 ряд – 3 группа.
- У всех на партах лежат карточки с заданиями. Переверните их.
- Читая все пункты по порядку, вам в течение пяти минут нужно будет подготовиться к ответу.
- Я желаю вам успеха! У вас все обязательно получится!
- Приступаем. (Учитель в это время проверяет работу в классе, направляет).
Карточка – 1 группа
- Откройте учебник на стр. 34
- Рассмотрите рисунок.
- Попробуйте составить связный рассказ по вопросам карточки:
- Чем занимались мужчины? (Все мужчины были охотниками и рыболовами, собирали мед диких пчел (бортничество))
- Чем занимались женщины? (Готовили пищу, ткали, пряли, готовили лекарственные снадобья из трав, т.е. вели домашнее хозяйство).
- Дружные были древние славяне? (Да)
- Трудная у них была жизнь? (Да)
- Как вы думаете, почему славяне жили племенами? (Сама жизнь этого требовала)
- Как сейчас живут современные люди? (Семьями, друг друга поддерживают, помогают).
Карточка – 2 группа
- Откройте учебник на стр. 37
- Рассмотрите рисунок на стр. 37
- Прочитайте отрывок:
Место для поселения древние славяне выбирали безопасное, пригодное для жилья,
вблизи реки, где-нибудь на пригорке. Опасаясь недобрых пришельцев, селились на небольших притоках.
Жильем служили землянки, выкопанные в земле.
В домах древних славян пол был на метр углублен в землю. Крыша была из веток, а на ней толстые слои соломы.
Окна, прорубленные в стенах в холода, закрывали досками или соломой - ведь стекла тогда не было. В доме была печь из камней и глины, деревянные лавки и столы.
Печь топилась «по-черному» – это значит, что дымовой трубы не было, и печной дым выходил через дверь или отверстие в потолке. Это помогло сохранить тепло в помещении, но от этого все стены были в саже.
- Попробуйте составить связный рассказ по вопросам карточки:
- Какое место для поселения выбирали древние славяне? Почему? (Место для поселения древние славяне выбирали безопасное, пригодное для жилья,
вблизи реки, где-нибудь на пригорке ).
- Как выглядело их жилье? (Жильем служили землянки, выкопанные в земле).
- Что было в доме кроме лавок и столов? (Печь).
- Что значит «топилась «по черному»? Объясните. (Это значит, что дымовой трубы не было, и печной дым выходил через дверь или отверстие в потолке. Это помогло сохранить тепло в помещении, но от этого все стены были в саже.)
- Можно ли сказать, что современные города тоже строятся вблизи рек, на прибрежных холмах? (Да)
Карточка – 3 группа
- Рассмотрите три пары одежды людей (современники, рыцарь с дамой, пара древние славяне)
- Вы должны выбрать одну пару одежды, которую носили древние славяне.
- Попробуйте составить связный рассказ по вопросам карточки:
- Что одевали на себя мужчины? (Одежда славян-мужчин состояла из длинной рубахи, сотканной из льна и украшенной вышивкой, штанов, пояса и лаптей. Разумеется, летом обходились вовсе без обуви).
- Что одевали на себя женщины? (Одежда женщин включала длинное платье из льняной материи, также изукрашенное вышивками. Украшения из металлов, стек ла, янтаря и полудрагоценных камней (височные кольца, перстни, гривны, бусы, привески, о которых шла речь выше) одевались только в торжественных случаях – во время праздников и свадебных обрядов).
- Где можно увидеть в настоящее время людей в таких костюмах? (На народных гуляньях, выступления русско-народных ансамблей).
- Проверка групп
- Время истекло! Представители 1 группы расскажите нам о занятиях древних славян и о жизни их. (По вопросам карточки)
Слайд 3
- Как сейчас живут современные люди? (Семьями, друг друга поддерживают, помогают)
- Откройте все учебник на стр. 35
- Рассмотрите карту.
- Что вы можете узнать с ее помощью о расселении славян? (Славяне населяли огромные пространства Восточной Европы по берегам рек)
- Найдите эти моря и реки, перечислите их! (Днепр, Западная Двина, Дунай, Висла, от берегов Черного моря до берегов Балтийского моря)
- Посмотрите на условные обозначения и скажите:
- На какие 3 объединения делятся славяне? (восточные славяне, западные славяне, южные славяне)
- Какое из племен занимало наибольшее пространство? (племя восточных славян)
- Позднее от восточных славян произошли русские, украинцы и белорусы.
слайд 4
- 1 группа спасибо за работу! Молодцы!
- Представители 2 группы расскажите о том, какие места славяне выбирали для поселения. (По вопросам карточки)
Слайды 5, 6
- Можно ли сказать, что современные города тоже строятся вблизи рек, на прибрежных холмах? (Да)
- А кто-нибудь из вас был на экскурсии в музее Тульские древности?
- Именно здесь находится экспозиция «Русская изба», где воссоздан быт того времени.
- Кто не был там, обязательно посетите этот музей.
- Спасибо за работу!
- Представители 3 группы расскажите о внешнем виде древних славян. (По вопросам карточки)
Слайд 7
- Где можно увидеть в настоящее время людей в таких костюмах? (На народных гуляньях, выступления русско-народных ансамблей)
- Спасибо за работу!
- Верования славян (боги).
- Орнамент народного костюма, связь с природой, лес и деревья, речки и ручейки, солнце и ветер- всё казалось славянам живым, одушевлённым. Так же, как и другие народы, славяне верили в богов. Они считали богов похожими на людей.
- Как вы считаете, почему древние славяне одушевляли явления природы? (Они не могли с научной точки зрения объяснить явления природы)
а) Каждый день выезжает из золотого дворца на огненных конях бог Солнца - Ярило. слайд 8
- Но бывает так, что солнце сердиться на человека, и тогда сохнут ручьи, реки, горят травы и посевы, голод губит людей и животных.
- А как бы вы объяснили это? (т.е. происходят стихийные бедствия)
б) Если черные тучи закрыли солнце, то разбушевался Перун.
Перун – бог грома и молнии.
слайд 9
-Он бьет дубиной – гремит гром; стрелами – молнии раскатывают тучи, поливает землю дождем.
- Страшен в гневе Перун, он посылает на землю бури и ливни, выбивает градом хлеба, поджигает жилища, убивает скот и людей.
- Славянские праздники.
- Как вы считаете, что могли делать славяне, чтобы боги были к людям благосклонны? (славяне устраивали в их честь праздники)
- Многие из них сохранились до наших дней.
- Как вы думаете, какие это праздники?
Масленица.
слайд 10
- Кто из вас знает, что это за праздник? Расскажите
Это праздник проводов зимы и встречи весны. Сначала провожали зиму: делали из соломы чучело, наряжали в женскую одежду и ставили на сани. Вокруг чучела водили хороводы, а потом сжигали его на костре. Встречая весну, славяне молили бога об урожае. До наших дней дошел обычай печь на масленицу блины.
- Как вы считаете, почему пекли именно блины? (Имеют круглую форму и желтоватый оттенок – символ Солнца)
Троица.
Слайд 11
- Кто слышал об этом празднике?
За неделю перед Троицей у славян отмечался девичий праздник. Этот
праздник в древности посвящался богу Солнца Яриле и Ладе, богине семейного согласия. В это время убирали лентами молодую березку и украшали березовыми ветками дома. Девушки шли в лес плести венки из цветов, водить хороводы и петь обрядовые песни. В последний день праздника березу срубали, а девичьи венки пускали по реке. У кого венок уплывет далеко — той скоро замуж.
- Сохранились ли эти праздники до наших дней?
- Славяне умели не только трудиться, но и веселиться.
- Во время праздников славяне любили поиграть (если ребята будут спокойные)
Вот одна из таких игр:
Барашеньки крутороги.
Барашеньки крутороги (дети изображают рожки на голове)
По лесам ходили (ходьба с высоким подниманием стопы),
По степям бродили (ходьба на носочках),
На дудочке играли (изображаем игру),
Ваню потешали (улыбаются, строя рожицы друг другу).
7. Вернуться к проблеме
- Давайте вернемся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня выяснить? (Существует ли связь времен, связь между прошлым и настоящим?)
- Какой же ответ вы можете дать на этот вопрос? (Сейчас живут современные люди семьями, друг друга поддерживают, помогают, в настоящее время можно увидеть людей в народных костюмах на народных гуляньях, современные города тоже строятся вблизи рек, на прибрежных холмах).
8. Закрепление, проверка полученных знаний. Подведение итогов урока.
- Р.т. стр. 14 №2, №4
9. Подведение итогов урока.
- Кому что показалось трудным на уроке?
- Что на уроке было самым интересным?
10. Домашнее задание
на слайде 12
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по окружающему миру в 4 кл на тему "Жизнь леса"
Конспект урока «Жизнь леса. Лес – природное сообщество.» Окружающий мир. 4 класс Учитель Грицаева Людмила Андреевна...
Конспект урока по окружающему миру УМК "Перспектива" 3 класс. Тема: «Озеро Байкал»
Конспект урока по окружающему мируТема: «Озеро Байкал» Цели деятельности учителя: ознакомление с природным объектом Всемирного наследия озером Байкал.Планируемые результаты:Предметные...
Конспект урока по окружающему миру УМК "Перспектива" 3 класс. Тема: «Мудрость старости"
Конспект урока по окружающему миру Тема: ««Мудрость старости» ». Цели деятельности учителя: формирование знания о общечеловеческих ценностях, принятые всеми народами; вос...
Конспект урока по окружающему миру УМК "Перспектива" 3 класс. Тема: «Путешествие а Египет"
Конспект урока по окружающему миру Тема: «Путешествие в Египет ». Цели деятельности учителя: формирование представления об объектах Всемирного наследия Египта, внесение условных обоз...
Конспект по окружающему миру, УМК " Перспектива ", 4 класс, тема: Истоки Древней Руси
Цели деятельности учителя: формирование представлений о городах Древней Руси, о роли древних торговых путей в их развитии, о распространении единой русской культуры в городах, форме правления в ...
Конспект урока по окружающему миру для учащихся 3 класса по теме: «Разнообразие животных. Многообразие животного мира. Классификация животных. Виды животных. Зоология – наука о животных»
Конспект урока по окружающему миру 3 классТема: «Разнообразие животных. Многообразие животного мира. Классификация животных. Виды животных. Зоология – наука о животных»УМК &laq...
Конспект урока по окружающему миру с презентацией. 2 класс. Тема: "Опасные незнакомцы".
Конспект урока по окружающему миру с презентацией. 2 класс. Тема: "Опасные незнакомцы"....