Предмет: окружающий мир
Класс: 4б
Тема урока: Жизнь древних славян
Цели урока: знакомство с жизнью древних славян
Планируемые результаты:
- Предметные: сформировать представления учащихся о жизни древних славян; воспитывать любовь и уважение к истории.
- Личностные: развивать навык сотрудничества в работе, развивать познавательный интерес, память.
Тип урока: открытия новых знаний
Оборудование: Учебник 2 ч., рабочая тетрадь 2 ч. УМК ШР., компьютер, презентация, иллюстрации.
Этап урока. Методы и приемы | Хронометраж | Содержание урока | Планируемые результаты (УУД) |
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1.Этап самоопределения к деятельности Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся к усвоению учебного материала | 1 мин. | - Приветствие. – Сегодня на уроке мы перенесемся с вами в прошлое, в XII век, в Киево-Печерский монастырь, где в тихой келье при свете лампады (небольшой сосуд с фитилем, наполненный маслом и зажигаемый перед иконами) неустанно пишет свой труд монах (человек, который уходил от людской суеты и давал обещание посвятить свою жизнь молитвам) Нестор, образованнейший человек своего времени. Скрипит гусиное перо в руке старца, выводя заглавие книги. На доске записан текст, учитель читает: «Се повести временных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве начал первое княжити, и откуда Русская земля стала есть». – Летописец Нестор сообщает в «Повести временных лет» о славянских племенах, их происхождении, об образовании первых славянских княжеств, о нашествии кочевников. Нестор помещал в летопись народные предания и легенды | Приветствовать учителя, настраиваться на урок. | Коммуникативные: высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями. Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность |
2.Актуальность знаний и мотивация Закрепление изученного материала: фронтальный опрос | 2 мин. | – Какой раздел окружающего мира мы с вами изучаем? (Историю: как жили наши предки.) – Что изучает наука история? (Жизнь наших предков.) – Какие пять эпох в истории выделяют ученые? (Первобытность, древний мир, средние века, новое время, новейшее время) – Какая из них самая длинная?(Средние века) – Какая самая короткая? (Новейшее время) – Новейшая история – это какое время? (Почему ее называют «жестоким временем», «мудрым временем»?) | Отвечать на вопросы учителя | Познавательные: осуществляют логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию; самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; осуществляют поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач, планирование, прогнозирование; структурирование знаний; осознанно и произвольно строят речевое высказывание; владеют способами решения проблем поискового характера; используют различные способы поиска информации
|
3. постановка учебной задачи Целеполагание.
| 2 мин. | Подведение к определению темы урока – Мы продолжаем путешествие по дороге истории. Путь наш лежит по страницам истории нашего Отечества. – Эпиграфом нашего сегодняшнего урока будет стихотворение Н. Кончаловской из произведения «Наша древняя столица»(на слайде): Слава нашей стороне! Слава нашей старине! И про эту старину Я рассказывать начну, Чтобы дети знать могли О делах родной земли… Времена теперь другие, | Как и мысли и дела. Далеко ушла Россия От страны, какой была… Умный, сильный наш народ Далеко глядит вперед, А преданья старины Забывать мы не должны. |
- Давайте определим тему нашего урока (Жизнь древних славян) – Историки считают, что государство у наших предков появилось в IX веке. А как они жили до этого времени? Где жили? Чем занимались? Во что верили? На эти вопросы нам предстоит ответить сегодня на уроке. | Слушать вступительные слова учителя, настраиваться на урок, усваивать тему раздела. |
4. Открытие нового знания Рассказ учителя.
Работа по учебнику, работа с учебной картой.
Самостоятельная работа в печатной тетради. | 9 мин | Объяснение нового материала. – Найдите на карте нашей страны Восточно-Европейскую равнину. Что означает слово «равнина»? Что о поверхности равнины говорят цвета на карте? (Встречаются возвышенности.) Мы знаем, что Восточно-Европейская равнина умеренного климатического пояса, и только ее северная часть заходит в холодный пояс. Здесь берут начало такие крупные реки, как Днепр, Волга, Дон. – Именно эти территории начали заселять в VI веке восточные славяне, от которых произошли русские, украинцы, белорусы. Заселение шло по берегам реки Днепр и его притокам. Работа с учебной картой. - Рассмотрите карту расселения славян. – Найдите и прочитайте на карте названия славянских племен. – Обратите внимание на то, как появились названия некоторых славянских племен: Ильменские славяне – жители у озера Ильмень. Вятичи – основатель рода Вятко. Поляне – жители полей. Древляне – жили среди «дерев». Дреговичи – догадайтесь, если слово «дрягва» означает «болото». – Значит, они жили у… (болот). Организация работы в печатной тетради - Давайте откроем рабочие тетради на странице 13 и прочитаем первое задание. Можете приступать к выполнению. | Работать с географической картой. Отвечать на вопросы учителя.
Работать с картой в учебнике, находить названия племён, анализировать названия.
Выполнять работу в рабочей тетради. | Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности. Коммуникативные: достигают договоренности и согласования общего решения; осуществляют постановку вопросов; |
5. Первичное закрепление во внешней речи Работа по учебнику.
.
Работа по учебнику.
Рассказ учителя Работа в печатной тетради | 15 мин. | Организация поискового чтения по учебнику. – Так кто же они такие, славяне? – Слово «славяне» означает «люди, живущие у воды». – Попробуем найти ответ на этот вопрос в документе, письменном источнике древних византийских путешественников. Прочтите этот текст на стр. 36-38 – Так какие же были наши предки? Опишите их внешний вид. – А какие они были по характеру? – Если они были радушными, гостеприимными, то могли ли они постоять за себя и близких? Жили славяне родами и племенами. – Что такое род? Что такое племя? Выжить в суровых природных условиях, защититься от врагов легче сообща. Поэтому семьи объединялись в рода, а те в свою очередь в племена. – Как вы думаете, живя у воды, чем могли заниматься славяне? (Ловили рыбу.) – Чем еще могли заниматься предки русских, белорусов, украинцев? – Объясните значения слов «собирательство», «бортничество». (Бортничество – сбор меда и воска диких пчел.) – Еще раз назовите занятия славян, с которыми вы познакомились. – Узнаем, как жили наши предки – древние славяне (приложение 1). Организация работы в печатной тетрадь. - Сейчас проверим, насколько вы внимательно слушали, самостоятельно выполним задание 2. - Давайте проверим. | Работать с текстом учебника. Отвечать на вопросы по прочитанному тексту.
Объяснять значение слов.
Слушать и понимать дополнительный материал.
Выполнять задание в тетради. | Личностные: оценивают усваиваемое содержание с нравственно-этической точки зрения; осознают ответственность за общее дело; проявляют познавательный интерес к изучению предметного курса; испытывают чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознают свою национальную принадлежность; имеют целостный социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; формулируют и аргументируют свое мнение в коммуникации; учитывают разные мнения, координируют в сотрудничестве разные позиции; используют критерии для обоснования своего суждения |
6. Самостоятельная работа с самопроверкой Тестирование.
| 6 мин. | Организация усвоение новых знаний –А сейчас выполним небольшой тест по данной теме. 1. Славяне жили: а) в пустыне; б) по берегам рек и озер, в лесу и лесостепной зоне; в) в горах. 2. Что такое бортничество? а) изготовление бочек из дерева; б) выдалбливание лодок; в) собирание меда диких пчел. 3. Какие орудия использовали наши предки во время охоты? а) Ружье; б) лук со стрелами; в) саблю. 4. Как называлось жилище древних славян? а) землянка; б) чум; в) пещера. 5. Древние славяне были: а) язычниками; б) христианами; в) мусульманами. – Проверьте тест в парах, обменяйтесь с соседом по парте тетрадями, оцените его работу.
|
| Познавательные: осуществляют логические действия, поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач, планирование; структурирование знаний. Регулятивные: осуществляют волевую саморегуляцию в ситуации затруднения; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки. Коммуникативные: умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы |
7. Включение в систему знаний Фронтальный опрос | 3 мин. | - Давайте подведем итоги урока: 1. Каким образом была связана с природой жизнь древних славян? 2. Во что верили славяне? 3. Чем занимались восточные славяне? 4. Опишите жилища восточных славя.
| Осуществлять контроль полученных знаний | Познавательные: осуществляют логические действия, поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач, |
8. Рефлексия деятельности Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа. Выставление оценок.Комментарий учителя | 2 мин. | – Над какой темой работали? – Что интересного вы узнали из жизни своих предков? – Какая информация показалась для вас наиболее значимой? – Как вы оцениваете свою работу? А теперь записываем домашнее задание: 1. Сделать рисунки к изученному периоду родной истории. 2. Подготовить сообщение о первых русских князьях, русских богатырях. 3. Рассказать о русской одежде | Осуществлять контроль полученных знаний, оценивать свою деятельность, получать домашнее задание. | Регулятивные: осуществляют контроль и оценку процесса и результатов деятельности. Личностные: понимают причины успеха / неуспеха в учебной деятельности |
Министерство образования и науки Челябинской области государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Челябинский педагогический колледж № 1»
Технологическая карта урока Окружающий мир
Выполнила студентка 45гр. Могилёва Виктория Проверил: ______________________ Отметка: _______________________ Дата: __________________________
Челябинск, 2018 |
Ресурсный материал
Рассказ учителя о жизни древних славян
Ученым-археологам удалось восстановить внешний вид жилищ, в котором жили наши предки. Каменных домов совсем не было, да и деревянные-то избы строились кое-как, больше на шалаши походили. Жилища почти до половины уходили в землю. Крышу землянки делали из тонких стволов деревьев. Сверху слоями укладывали ветви елей или сухую траву, смешанную с глиной. Снаружи жилище было похоже на зеленый холм. Рядом в загонах и хлевах держали домашний скот.
Неприхотливым было убранство дома: деревянные лавки, столы, печь из камней и глины. Топилась изба по-черному, без трубы. Дым выходил наружу через дверь и небольшие открытые окошки (от холода их прикрывали досками, соломой, ветками) и низенькую дверь.
Посудой служили глиняные горшки да сковороды, деревянные бочонки.
Древние славяне носили одежду из льна и шерсти. И мужчины, и женщины носили рубахи из грубого холста (льняной ткани). Рубахи украшались вышивкой. Рубаху подпоясывали узким поясом.
Женский народный костюм – это прежде всего сарафан. Для изготовления сарафанов использовали льняную ткань. Сарафан украшался тесьмой, а низ сарафана – разноцветными лентами.
Основной обувью у большинства русского населения были лапти своего плетения. Женщины носили их с шерстяными чулками, мужчины – с портянками.
Небезоблачной была жизнь древних славян. Часто случались засухи, наводнения, болезни, неурожаи. Кроме того, славяне не могли объяснить многие явления природы: гром, молнию, дождь, лето, зиму, ночь, день. Поэтому все, что происходило в природе, самом человеке они приписывали таинственным силам. Славяне считали, что лес и деревья, речки и ручейки, солнце и ветер – все это живое и всеми повелевают боги.
Славян называют язычниками. Что такое язычество? Каким же богам поклонялись славяне? Давайте подумаем: чтобы вырастить урожай, накормить скот, какие условия необходимы? (Свет, влага, тепло.) Вот славяне и верили, что есть бог солнца, бог грома и молнии, огня, бог неба и богиня земли. По мнению славян, боги похожи на людей, и у них есть родословная. Древние славяне считали Небо и Землю супружеской парой, чья любовь породила все живое на свете. Бога неба называли Сварогом, а богиню земли – Макошью, их сыновей – Даждьбога и Стрибога – богами солнца и ветра. Со временем все большую роль начинает играть Перун – бог грозы, «творец молний», который особенно почитался как бог войны и оружия.
Перун – славянский бог грозы, бог грома и молнии. Его представляли немолодым, разгневанным мужем с рыжей бородой и черно-серебряными волосами. Рука его управляла громом и молнией. Славяне видели своего Бога мчавшимся среди туч в повозке. Отчаянно гремят колеса по неровностям туч – вот откуда появляется гром.
Это были высшие боги, от которых зависела жизнь людей и все их занятия. Мы узнали не обо всех богах, ведь еще были: бог скота – Велес, бог весны – Ярило, бог лета – Купала, богиня красоты – Лада.
Чтобы боги были добрее к людям, славяне устраивали в их честь праздники. Главному богу – Солнцу – посвящали Масленицу. Это праздник проводов зимы и встречи весны. Сначала провожали зиму: делали из соломы чучело, наряжали в женскую одежду и ставили на сани. Вокруг чучела водили хороводы, а потом сжигали на костре. Встречая весну, славяне молили бога об урожае. До наших дней дошел обычай печь на Масленицу блины – символ Солнца.
Самый большой праздник – Иванов день, или Иван Купала, проходил в ночь с 23 на 24 июня. Парни и девушки собирались у реки, надевали на головы венки, водили хороводы, пели песни в честь Солнца. Ночью прыгали через костры – славяне верили, что огонь очищает. Затем все бросали в воду свои венки, с песнями входили в реку и купались.
А в жаркие июльские дни для славян был особенно страшным Перун – ведь он мог уничтожить урожай, и тогда люди погибли бы от голода. Поэтому 20 июля, в день Перуна, парни и девушки не водили веселых хороводов, не пели песен – они молили о милости грозное божество.