Конспект урока по окружающему миру 4 класс "Жизнь древних славян"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Саитхужина Виктория Сергеевна

Окружающий мир 4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhizn_drevnih_slavyan.docx35.16 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: окружающий мир

Класс:

Тема урока: Жизнь древних славян

Цели урока: знакомство с жизнью древних славян

Планируемые результаты:

  • Предметные: сформировать представления учащихся о жизни древних славян; воспитывать любовь и уважение к истории.
  • Личностные: развивать навык сотрудничества в работе, развивать познавательный интерес, память.

Тип урока: открытия новых знаний

Оборудование: Учебник 2 ч., рабочая тетрадь 2 ч. УМК ШР., компьютер, презентация, иллюстрации.

Этап урока.

Методы и приемы

Хронометраж

Содержание урока

Планируемые

результаты

(УУД)

Деятельность

учителя

Деятельность

ученика

1.Этап самоопределения к деятельности

Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся

к усвоению учебного
материала

1 мин.

- Приветствие. 

– Сегодня на уроке мы перенесемся с вами в прошлое, в XII век, в Киево-Печерский монастырь, где
в тихой келье при свете лампады (небольшой сосуд
с фитилем, наполненный маслом и зажигаемый перед иконами) неустанно пишет свой труд монах (человек, который уходил от людской суеты и давал обещание посвятить свою жизнь молитвам) Нестор, образованнейший человек своего времени. Скрипит гусиное перо в руке старца, выводя заглавие книги.

На доске записан текст, учитель читает:

«Се повести временных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве начал первое княжити, и откуда Русская земля стала есть».

– Летописец Нестор сообщает в «Повести временных лет» о славянских племенах, их происхождении, об образовании первых славянских княжеств, о нашествии кочевников. Нестор помещал в летопись народные предания и легенды

Приветствовать учителя, настраиваться на урок.

Коммуникативные: высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями.

Личностные: понимают значение знаний для человека
и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность

2.Актуальность знаний и мотивация

Закрепление изученного материала: фронтальный опрос

2 мин.

– Какой раздел окружающего мира мы с вами изучаем? (Историю: как жили наши предки.)

– Что изучает наука история? (Жизнь наших предков.)

Какие пять эпох в истории выделяют ученые? (Первобытность, древний мир, средние века, новое время, новейшее время)

– Какая из них самая длинная?(Средние века)

– Какая самая короткая? (Новейшее время)

– Новейшая история – это какое время? (Почему ее называют «жестоким временем», «мудрым временем»?)

Отвечать на вопросы учителя

Познавательные:

осуществляют логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогию; самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; осуществляют поиск
и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач, планирование, прогнозирование; структурирование знаний; осознанно и произвольно строят речевое высказывание; владеют способами решения проблем поискового характера; используют различные способы поиска информации

3. постановка учебной задачи

Целеполагание.

2 мин.

Подведение к определению темы урока

– Мы продолжаем путешествие по дороге истории.
Путь наш лежит по страницам истории нашего Отечества.

– Эпиграфом нашего сегодняшнего урока будет стихотворение Н. Кончаловской из произведения «Наша древняя столица»(на слайде):

Слава нашей стороне!

Слава нашей старине!

И про эту старину

Я рассказывать начну,

Чтобы дети знать могли

О делах родной земли…

Времена теперь другие,

Как и мысли и дела.

Далеко ушла Россия

От страны, какой была…

Умный, сильный наш народ

Далеко глядит вперед,

А преданья старины

Забывать мы не должны.

- Давайте определим тему нашего урока (Жизнь древних славян)

– Историки считают, что государство у наших предков появилось в IX веке. А как они жили до этого времени?

Где жили? Чем занимались? Во что верили? На эти вопросы нам предстоит ответить сегодня на уроке.

Слушать вступительные слова учителя, настраиваться на урок, усваивать тему раздела.

4. Открытие нового знания

Рассказ учителя.

Работа
по учебнику, работа с учебной картой.

Самостоятельная работа в печатной тетради.

9 мин

Объяснение нового материала.

– Найдите на карте нашей страны Восточно-Европейскую равнину. Что означает слово «равнина»? Что о поверхности равнины говорят цвета на карте? (Встречаются возвышенности.) Мы знаем, что Восточно-Европейская равнина умеренного климатического пояса, и только ее северная часть заходит в холодный пояс. Здесь берут начало такие крупные реки, как Днепр, Волга, Дон.

– Именно эти территории начали заселять в VI веке восточные славяне, от которых произошли русские, украинцы, белорусы. Заселение шло по берегам реки Днепр и его притокам.

Работа с учебной картой.

- Рассмотрите карту расселения славян.

– Найдите и прочитайте на карте названия славянских племен.

– Обратите внимание на то, как появились названия некоторых славянских племен:

Ильменские славяне – жители у озера Ильмень. Вятичи – основатель рода Вятко. Поляне – жители полей. Древляне – жили среди «дерев». Дреговичи – догадайтесь, если слово «дрягва» означает «болото».

– Значит, они жили у… (болот).

Организация работы в печатной тетради

- Давайте откроем рабочие тетради на странице 13 и прочитаем первое задание. Можете приступать к выполнению.

Работать с географической картой.

Отвечать на вопросы учителя.

Работать с картой в учебнике, находить названия племён, анализировать названия.

Выполнять работу в рабочей тетради.

Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля
и успешно используют его в решении учебной задачи; принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности.

Коммуникативные: достигают договоренности и согласования общего решения; осуществляют постановку вопросов;

5. Первичное закрепление во внешней речи

Работа
по учебнику.

.

Работа
по учебнику.

Рассказ учителя

Работа в печатной тетради

15 мин.

Организация поискового чтения по учебнику.

– Так кто же они такие, славяне?

– Слово «славяне» означает «люди, живущие у воды».

– Попробуем найти ответ на этот вопрос в документе, письменном источнике древних византийских путешественников. Прочтите этот текст на стр. 36-38

– Так какие же были наши предки? Опишите их внешний вид.

– А какие они были по характеру?

– Если они были радушными, гостеприимными, то могли ли они постоять за себя и близких?

 Жили славяне родами и племенами.

– Что такое род? Что такое племя? Выжить в суровых природных условиях, защититься от врагов легче сообща. Поэтому семьи объединялись в рода, а те в свою очередь в племена.

– Как вы думаете, живя у воды, чем могли заниматься славяне? (Ловили рыбу.)

– Чем еще могли заниматься предки русских, белорусов, украинцев?

– Объясните значения слов «собирательство», «бортничество». (Бортничество –

сбор меда и воска диких пчел.)

– Еще раз назовите занятия славян, с которыми вы познакомились.

Узнаем, как жили наши предки – древние славяне (приложение 1).

Организация работы в печатной тетрадь.

- Сейчас проверим, насколько вы внимательно слушали, самостоятельно выполним задание 2.

- Давайте проверим.

Работать с текстом учебника. Отвечать на вопросы по прочитанному тексту.

Объяснять значение слов.

Слушать и понимать дополнительный материал.

Выполнять задание в тетради.

Личностные: оценивают усваиваемое содержание с нравственно-этической точки зрения; осознают ответственность за общее дело; проявляют познавательный интерес к изучению предметного курса; испытывают чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознают свою национальную принадлежность; имеют целостный социально ориентированный взгляд на мир
в его органичном единстве

Коммуникативные:

выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью; формулируют
и аргументируют свое мнение в коммуникации; учитывают разные мнения, координируют в сотрудничестве разные позиции; используют критерии для обоснования своего суждения

6. Самостоятельная работа с самопроверкой

Тестирование.

6 мин.

Организация усвоение новых знаний

–А сейчас выполним небольшой тест по данной теме.

1. Славяне жили:

а) в пустыне;

б) по берегам рек и озер, в лесу и лесостепной зоне;

в) в горах.

2. Что такое бортничество?

а) изготовление бочек из дерева;

б) выдалбливание лодок;

в) собирание меда диких пчел.

3. Какие орудия использовали наши предки во время охоты?

а) Ружье;   б) лук со стрелами;   в) саблю.

4. Как называлось жилище древних славян?

а) землянка;     б) чум;     в) пещера.

5. Древние славяне были:

а) язычниками;    б) христианами;    в) мусульманами.

– Проверьте тест в парах, обменяйтесь с соседом по парте тетрадями, оцените его работу.

Познавательные: осуществляют логические действия, поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач, планирование; структурирование знаний.

Регулятивные: осуществляют волевую саморегуляцию в ситуации затруднения; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки.

Коммуникативные:

умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы

7. Включение в систему знаний

Фронтальный опрос

3 мин.

- Давайте подведем итоги урока:

1. Каким образом была связана с природой жизнь древних славян?

2. Во что верили славяне?

3. Чем занимались восточные славяне?

4. Опишите жилища восточных славя.

Осуществлять контроль полученных знаний

Познавательные: осуществляют логические действия, поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач,

8. Рефлексия деятельности

Обобщение полученных на уроке сведений.

Заключительная беседа.

Выставление оценок.Комментарий учителя

2 мин.

– Над какой темой работали?

– Что интересного вы узнали из жизни своих предков?

– Какая информация показалась для вас наиболее значимой?

– Как вы оцениваете  свою работу?

А теперь записываем домашнее задание:

1. Сделать рисунки к изученному периоду родной истории.

2. Подготовить сообщение о первых русских князьях, русских богатырях.

3. Рассказать о русской одежде

Осуществлять контроль полученных знаний, оценивать свою деятельность, получать домашнее задание.

Регулятивные: осуществляют контроль
и оценку процесса
и результатов деятельности.

Личностные: понимают причины успеха / неуспеха в учебной деятельности 

Министерство образования и науки Челябинской области

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Челябинский педагогический колледж № 1»

Технологическая карта урока

 Окружающий мир

Выполнила студентка 45гр.

Могилёва Виктория

Проверил: ______________________

Отметка: _______________________

Дата: __________________________

Челябинск, 2018

Ресурсный материал

Рассказ учителя о жизни древних славян

Ученым-археологам удалось восстановить внешний вид жилищ, в котором жили наши предки. Каменных домов совсем не было, да и деревянные-то избы строились кое-как, больше на шалаши походили. Жилища почти до половины уходили в землю. Крышу землянки делали из тонких стволов деревьев. Сверху слоями укладывали ветви елей или сухую траву, смешанную с глиной. Снаружи жилище было похоже на зеленый холм. Рядом в загонах и хлевах держали домашний скот.

Неприхотливым было убранство дома: деревянные лавки, столы, печь из камней и глины. Топилась изба по-черному, без трубы. Дым выходил наружу через дверь и небольшие открытые окошки (от холода их прикрывали досками, соломой, ветками) и низенькую дверь.

Посудой служили глиняные горшки да сковороды, деревянные бочонки.

Древние славяне носили одежду из льна и шерсти.  И  мужчины,  и  женщины  носили рубахи из грубого холста  (льняной ткани). Рубахи украшались вышивкой. Рубаху подпоясывали узким поясом.

Женский народный костюм – это прежде всего сарафан. Для изготовления сарафанов использовали льняную ткань. Сарафан украшался тесьмой, а низ сарафана – разноцветными лентами.

Основной обувью у большинства русского населения были лапти своего плетения. Женщины носили их с шерстяными чулками, мужчины – с портянками.

Небезоблачной была жизнь древних славян. Часто случались засухи, наводнения, болезни, неурожаи. Кроме того, славяне не могли объяснить многие явления природы: гром, молнию, дождь, лето, зиму, ночь, день. Поэтому все, что происходило в природе, самом человеке они приписывали таинственным силам. Славяне считали, что лес и деревья, речки и ручейки, солнце и ветер – все это живое и всеми повелевают боги.

Славян называют язычниками. Что такое язычество? Каким же богам поклонялись славяне? Давайте подумаем: чтобы вырастить урожай, накормить скот, какие условия необходимы? (Свет, влага, тепло.) Вот славяне и верили, что есть бог солнца, бог грома и молнии, огня, бог неба и богиня земли. По мнению славян, боги похожи на людей, и у них есть родословная. Древние славяне считали Небо и Землю супружеской парой, чья любовь породила все живое на свете. Бога неба называли Сварогом, а богиню земли – Макошью, их сыновей – Даждьбога и Стрибога – богами солнца и ветра. Со временем все большую роль начинает играть Перун – бог грозы, «творец молний», который особенно почитался как бог войны и оружия.

Перун – славянский бог грозы, бог грома и молнии. Его представляли немолодым, разгневанным мужем с рыжей бородой и черно-серебряными волосами. Рука его управляла громом и молнией. Славяне видели своего Бога мчавшимся среди туч в повозке. Отчаянно гремят колеса по неровностям туч – вот откуда появляется гром.

Это были высшие боги, от которых зависела жизнь людей и все их занятия. Мы узнали не обо всех богах, ведь еще были: бог скота – Велес, бог весны – Ярило, бог лета – Купала, богиня красоты – Лада.

Чтобы боги были добрее к людям, славяне устраивали в их честь праздники. Главному богу – Солнцу – посвящали Масленицу. Это праздник проводов зимы и встречи весны. Сначала провожали зиму: делали из соломы чучело, наряжали в женскую одежду и ставили на сани. Вокруг чучела водили хороводы, а потом сжигали на костре. Встречая весну, славяне молили бога об урожае. До наших дней дошел обычай печь на Масленицу блины – символ Солнца.

Самый большой праздник – Иванов день, или Иван Купала, проходил в ночь с 23 на 24 июня. Парни и девушки собирались у реки, надевали на головы венки, водили хороводы, пели песни в честь Солнца. Ночью прыгали через костры – славяне верили, что огонь очищает. Затем все бросали в воду свои венки, с песнями входили в реку и купались.

А в жаркие июльские дни для славян был особенно страшным Перун – ведь он мог уничтожить урожай, и тогда люди погибли бы от голода. Поэтому 20 июля, в день Перуна, парни и девушки не водили веселых хороводов, не пели песен – они молили о милости грозное божество.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по окружающему миру "Жизнь древних славян" 4 класс.

-  Колесо истории возвращает нас в обратную сторону и переносит нас в средние века, примерно в VI век нашей эры. - Начинаем изучать раздел «Страницы истории Отечества»....

Разработка урока по окружающему миру "Жизнь древних славян", с презентацией , 4 класс. УМК "Школа России".

Урок окружающего мира по теме "Жизнь древних славян", с презентацией, 4 класс. УМК "Школа России"....

Проект урока по окружающему миру "Жизнь древних славян 4 класс"

1-й  урок в разделе «Страницы истории Отечества»Цель: формировать представление о жизни древних славян и выявить  особенности их занятий и быта....

Конспект урока по окружающему миру" Жизнь древних славян"

Конспект урока по окружающему миру " Жизнь древних славян"...

Конспект урока по окружающему миру "Жизнь древних славян", УМК "Школа России", 4 класс

Цели деятельности учителя: формирование  представления о жизни древних славянПланируемые результатыПредметные:-знать, как  и где жили древние славяне, о быте и их  веровании,-уметь дава...