Конспект урока по окружающему миру, 4 класс: Жизнь Древних Славян
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
Предварительный просмотр:
Дата: 09.04.19 ФИО учителя: Максимова Н.А__________
Школа: 141 ФИ студента: Шерстобитова Д.
Класс: 4 «В» ФИО методиста: Мухина И.Г
Кабинет:
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
Тема: «Жизнь древних славян»
Цели деятельности учителя: создать условия для формирования у учащихся представлений о жизни древних славян, их внешним видом, бытом, верованием славян; прививать интерес к истории Отечества, воспитывать умение слушать товарищей, умение работать в группах, оценивать себя.
Планируемые результаты
Предметные:
-знать: значение жизни древних славян на дальнейшее историческое развитие России;
-уметь рассказывать о жизни древних славян, используя учебник и информацию, полученную на уроке.
Личностные:
-принимать и осваивать социальную роль обучающегося;
-проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
-осознавать личностный смысл учения.
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Оборудование: УМК «Школа России», учебник Окружающий мир: 4кл., 2 ч., стр.24-29; учебная презентация
Челябинск, 2019
Этап урока Методы и приемы | Хроно- метраж | Содержание урока | Формируемые УУД | |
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||
I. Этап самоопределения к деятельности Психологический настрой | 1 мин | Проверьте, все ли готово к началу урока? Садитесь! Прикоснитесь ладошками друг к другу! Подарите чувство уверенности в том, что сегодня у нас все получится! Поддержите друг друга, перед предстоящей работой! Опустите ладошки. Что подарили своему соседу? Улыбнитесь друг другу, чтобы наш класс наполнился радостью, светом, счастьем, улыбками! Чему мы учимся на уроках? Верно! | -Радость, удачу, уверенность. -Мы учимся не только добывать знания, но и сотрудничать друг с другом. | Р:саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий |
II. Актуализация знаний и мотивация Словесный: фронтальный вопрос | 8 мин | Ребята, какой раздел мы закончили изучать? Давайте узнаем, что вы помните из изученного по этому разделу. Для этого я предлагаю вам пройти тест. Чтобы дать ответ на вопрос, вам нужно поднять руку. За правильный ответ вы получите жетон. Тот, кто наберет больше жетонов, чем остальные, получит отметку. ТЕСТ 1.Какая эпоха в истории человечества была самой долгой? а) история новейшего времени; б) история древнего мира; в) первобытная история. 2.В глубине пещер первобытный человек изображал: а) Животных; б) людей; в) растительность. 3.На берегах, какой реки возникло Египетское государство? а) Нил; б) Дон; в) Нева. 4.Кто, согласно легенде, основал город Рим? а) Рем; б) Ромул; в) Марс. 5.В Средневековье буддизм возник а) в Европе; б) в Индии; в) на Ближнем Востоке. 6.Средневековье, воина на коне, закованного в латы, в шлеме, с мечом и щитом называли: а) рыцарь; б) ковбой; в) оруженосец. 7.Какой материк называют Новым Светом? а) Африка; б) Америка; в) Антарктида. 8.Кто написал картину «Сикстинская мадонна»? а) Рафаель Санти; б) Леонардо да Винчи; в) Даниэль Дефо. 9.Это техническое изобретение ХХ века: а) паровоз; б) автомобиль; в) компьютер. 10.Какая эпоха в истории человечества является самой короткой? а) история Средних веков; б) история Новейшего времени; в) история Древнего мира. 28.Кто был первым космонавтом? а) Алексей Леонов; б) Юрий Гагарин; в) Валентина Терешкова. Спасибо за ваши ответы, я вижу, что вы очень многое знаете! | -Мы закончили изучать раздел «Страницы Всемирной истории» (участвуют в викторине) | П: построение речевого высказывания Р:саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий |
III. Постановка учебной задачи Практический: чтение перевёрнутого предложения Словесный: подводящий диалог | 2 мин | Послушайте, пожалуйста, стихотворение и скажите, о ком оно. Слава нашей стороне! Слава нашей старине! И про эту старину Я рассказывать начну, Чтобы дети знать могли О делах родной земли. Времена теперь другие, Как и мысли и дела – Далеко ушла Россия От страны, какой была. Умный, сильный наш народ Далеко глядит вперёд, А преданья старины Забывать мы не должны. О ком и о чём пойдёт речь на нашем уроке? Верно. Колесо истории возвращает нас примерно в 6 век нашей эры и мы начинаем раздел «СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА», о чём мы в нем узнаем? А кто такие предки? Может кто-то знает, кто были нашими предками? Сформулируйте, пожалуйста, тему урока. Посмотрите на доску, что бы вы хотели узнать о своих предках? Кто? Где? Как? Чем? Какие? Итак, ребята, сформулируйте цели нашего урока: -узнать… -познакомиться… -научиться… Желаю вам достичь сегодня успехов в достижении целей! | -Речь пойдет о наших предках. -Как жили наши предки. -Предки – это люди, которые жили до нас. -Нашими предками были славяне. -Тема урока «Жизнь древних славян». Кто такие славяне? Где жили? Как жили? Чем занимались? Какие верования и праздники у древних славян? (формулируют цели урока) | П: построение речевого высказывания Р: целеполагание П: построение речевого высказывания Р: целеполагание |
IV. Открытие нового знания Литературоведческий анализ: толкование термина Наглядный: предъявление термина на слайде Наглядный: анализ картины Словесный: беседа по картине Словесный: обобщение | 8 мин | Ребята, сегодня мы с вами будем проводить исследование темы в группах. Напомните мне правила работы в группах. Итак, у вас на столах лежат карточки с цифрами. Найдите сейчас ребят с таким ж номером, как у вас, и образуйте группу. Для каждой группы у меня есть карточка с заданием. Вам нужно будет изучить текст на карточке, ответить на вопросы и рассказать о вашем исследовании классу. 1)Поселения славян Славяне заселяли обширные земли по живописным берегам рек. Места были водные, охотничьи, медовые. Огромные луга гарантировали обильный корм скоту. Но не только это привлекло первых поселенцев. Время тогда было беспокойное: очень много воевали. Поэтому славяне селились в труднодоступных местах, окруженных крутыми склонами, глубокими оврагами, водой, густым лесом и непроходимыми болотами. На крутых пригорках создавались укрепленные поселения. Жили славяне родами и племенами. Выжить в суровых природных условиях, защититься от врагов легче сообща. Поэтому семьи объединялись в рода, а те в свою очередь в племена. -- Как жили славяне? – Что такое род? – Что такое племя? 2)Занятия славян. Почему славяне были крепкими, выносливыми? Каждый день их был полон трудовых забот. Их налаженную жизнь могло потревожить появление недругов, какое-либо бедствие. Чем занимались мужчины? Все мужчины были охотниками, рыболовами. На кого они охотились? Охотились они на кабанов, медведей, косуль. Так же славяне занимались бортничеством. Кто такие бортники? Они собирали мёд диких пчёл. Чем занимались женщины? Женщины готовили пищу, разводили огороды, ткали, пряли, шили. Многие из них занимались врачеванием, готовили лекарственные снадобья из трав. Древние славяне жили племенами, сообща занимались земледелием. Чтобы расчистить землю под пашню, приходилось вырубать лес. -Чем занимались мужчины? -Чем занимались женщины? -Почему славяне были крепкими и выносливыми? 3)Жильё древних славян Время было беспокойное, жители соседних поселков часто воевали между собой, поэтому селились славяне обычно в местах, окруженных крутыми склонами, глубокими оврагами или водой. Они возводили вокруг своих поселений земляные валы, копали рвы (глубокие канавы), ставили частокол. Частокол строился из крепких брёвен. Для этого срубали дерево, обрубали сучья, обтёсывали, заостряли, а потом обжигали на огне. Брёвна надо было обтесать гладко, врыть глубоко в землю, чтобы они плотно прилегали друг к другу. Поэтому такая изгородь и называлась частоколом. Она была крепкой и стояла долго. В домах древних славян пол был на метр углублён в землю, стены сложены из тонких слоёв деревьев-жердей, очищенных от веток и коры. Жерди соединены между собой деревянными шипами, связанны для прочности гибкой корой. Крыша тоже из жердей, а на ней – толстый слой соломы. Внутри такого дома всегда было прохладно, темно и сыро. Окошки, прорубленные в стенах, на ночь и в холода закрывали досками или соломой – ведь стёкол тогда не было. В углу находилась, сложенная из камня, печь – она обогревала дом, на ней же готовили еду. Печь топилась по – чёрному – это значит, что дымовой трубы не было, и печной дым выходил через оконца, двери, отверстия в кровле. В доме почти все свободное место стол и две-три деревянные лавки. В углу лежало несколько охапок сена, покрытых звериными шкурами – это постели. Как ни просто устроено жильё, в нём можно было укрыться от непогоды и дикого зверя, согреться и печи и сварить еду. В каждом посёлке обычно жили родственники, которые нередко вели хозяйство вместе. -Как славяне защищались от недругов? -Как выглядело жилище славян? 4)Боги Не безоблачной была жизнь древних славян. Часто случались засухи, наводнения, болезни, неурожаи. Кроме того, славяне не могли объяснить многие явления природы: гром, молнию, дождь, лето, зиму, ночь, день. Поэтому все, что происходило в природе, самом человеке они приписывали таинственным силам. Славяне считали, что лес и деревья, речки и ручейки, солнце и ветер – все это живое и всеми повелевают боги. Давайте подумаем: чтобы вырастить урожай, накормить скот, какие условия необходимы? (свет, влага, тепло) Вот славяне и верили, что есть бог солнца, бог грома и молнии, огня, бог неба и богиня земли. По мнению славян, боги похожи на людей, и у них есть родословная. Небо и Землю славяне считали супружеской парой, чья любовь породила всё живое на земле. Великий Сварог – богу неба и богиня Земли Макошь и их сыновья – Даждьбогу и Стрибогу – богам солнца и ветра. Со временем все большую роль начинает играть Перун – бог грозы, “творец молний”, который особенно почитался как бог войны и оружия Перун – славянский Бог грозы, Бог грома и молнии. Его представляли немолодым, разгневанным мужем с рыжей бородой и чёрно – серебряными волосами. Рука его управляла громом и молнией. Славяне видели своего Бога мчавшимся среди туч в повозке. Отчаянно гремят колёса по неровностям туч – вот откуда появляется гром. Это были высшие боги, от которых зависела жизнь людей и все их занятия. Мы узнали не обо всех богах, ведь ещё были: Бог скота – Велес Бог весны – Ярило Бог лета – Купала Богиня красоты – Лада -Почему древние славяне считали, что всеми явлениями природы повелевают боги? -Славян называют язычниками. Что такое язычество? -Каким богам поклонялись славяне? 5)Праздники древних славян Чтобы боги были добрее к людям, славяне устраивали в их честь праздники. Главному богу – Солнцу – посвящали Масленицу. Это праздник проводов зимы и встречи весны. Сначала провожали зиму: делали из соломы чучело, наряжали в женскую одежду и ставили на сани. Вокруг чучела водили хороводы, а потом сжигали на костре. Встречая весну, славяне молили бога об урожае. До наших дней дошел обычай печь на масленицу блины – символ Солнца. Самый большой праздник – Иванов день, или Иван Купала, проходили в ночь с 23 на 24 июня. Парни и девушки собирались у реки, надевали на головы венки, водили хороводы, пели песни в честь Солнца. Ночью прыгали через костры – славяне верили, что огонь очищает. Затем все бросали в воду свои венки, с песнями входили в реку и купались. А в жаркие июльские дни для славян был особенно страшным Перун – ведь он мог уничтожить урожай, и тогда люди погибли бы от голода. Поэтому 20 июля, в день Перуна, парни и девушки не водили веселых хороводов, не пели песен – они молили о милости грозное божество. -Что такое Масленица? -Что делали на праздник Ивана Купала славяне? -Почему в день Перуна девушки не пели и не водили хороводы? Итак, ребята, давайте посмотрим, что у вас получилось. По два представителя от группы прошу к доске, чтобы рассказать нам о своем исследовании. Спасибо, ребята, вы замечательно поработали! | (формируют группу) (работают в группах) (выступают перед классом) | П: смысловое чтение, построение речевого высказывания П: смысловое чтение, поиск и выделение информации П: построение рассуждения; П: анализ объектов П: выделение необходимой информации П: построение рассуждения; |
V. Первичное закрепление Практич: заполнение табл Литературоведческий анализ: толкование термина Наглядный: предъявление термина на слайде | 5 мин | Откройте, пожалуйста, рабочую тетрадь на странице 14. Самостоятельно выполните задание 2. Скажите, какое утверждение было неверным и почему? Абсолютно верно. Выполним задание 4. Скажите, какие из предметов являются характерными для славян? Правильно, вы молодцы. | -Неверным было 6 утверждение, потому что у богов древних славян не было голов животных, это характерно для Египта. -Гребень, глиняная посуда, пряжки, утюг. | К: работа в группах П: смысловое чтение, поиск и выделение информации П: подведение под понятие П: осознанное построение речевого высказывания |
1 мин | Динамическая пауза -Одно из прав человека – право на здоровье. Минутка для отдыха наших глаз. Напишите при помощи ваших глаз слово – правда. |
(Повторяют движения) | Р:саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий | |
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой Частично-поисковый: поиск правильных ответов Практич.: решение теста | 5 мин | Сейчас, ребята, возьмите листочки и подпишите их. Я буду читать вам утверждения, если вы согласны, пишите «да», если наоборот – «нет». Славяне жили племенами( да) Большую роль играли дары леса?( да) Славяне носили одежду из хлопка( нет) Главный бог славян-Себек( нет) Перун- бог дождя?(нет) Духи природы были добрыми и злыми( да) Праздники славяне устраивали в честь богов( да) Мужчины занимались бортничеством( да) Дома делали из камня( нет) Славяне были язычниками( да) 10 б-«5» 9,8 б-«4» 7, 6, 5б-«3» Передайте свои листочки вперед. Позже я проверю их и поставлю вам отметки. | (выполняют задание самостоятельно на листочках) | П: анализ объектов с выделением сущ-х признаков; К: умение полно и точно выражать мысли; |
VII. Включение в систему знаний, повторение Словесный: постановка вопросов, формулирование выводов, обобщений. | 2 мин | Сейчас объединитесь в пары и решите задание на карточке. Найди взаимосвязь между словами и соединить их стрелками. Земледелие дикие пчёлы дым дом печь мёд воск сено звериные шкуры постель бортничество подсечно-огневое хлеб славяне восточные племена Теперь поменяйтесь карточками с парой сзади и проверьте их ответы с опорой на слайд. | (работают в парах) | П: построение рассуждения; П: выделение необходимой информации Р: оценка результатов; |
VIII. Рефлексия деятельности Практический: рефлексия на листочке | 4 мин | Ребята, вспомните тему нашего урока. Для чего мы знакомились с жизнью древних славян? Что вас заинтересовало сегодня на уроке? Что бы вы хотели узнать в дальнейшем? Сможете ли вы поделиться полученной информацией? С кем? Посмотрите на слайд, на нем изображена лестница. Поставьте себя на верхнюю ступеньку, если вы достигли всех учебных целей на уроке, вам все было понятно и вам было легко работать. Поднимите руку. Поставьте себя на среднюю ступень, если вы считаете, что достигли не всех целей или вам было не совсем комфортно работать сегодня. Поднимите руку. Поставьте себя на нижнюю ступень, если считаете, что сегодня не достигли ни одной цели и вам было очень некомфортно работать в команде. Поднимите руку. Откройте дневники и запишите домашнее задание: Учебник, страница 24-29, читать. РТ, страница 13, контурная карта. Спасибо за урок, до свидания! | -Тема нашего урока: «Жизнь древних славян» -Чтобы знать историю своего Отечества. (делятся мнениями) (выполняют самооценку деятельности) (записывают домашнее задание) -До свидания! | Р: осуществление итогового контроля |
В данном конспекте применяется технология проблемного обучения и технология КСО (Дьячков)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по окружающему миру (А.А. Плешаков, 4 класс). Тема ""Жизнь древних славян. Восточные славяне.""
quot;Жизнь древних славян. Восточные славяне."...
Конспект урока по окружающему миру 4 класс "Жизнь древних славян"
Окружающий мир 4 класс...
Конспект урока по окружающему миру "Во времена Древней Руси", 4 класс
Конспект урока разработан в соответсвии с требованиями ФРОС НОО....
Конспект урока по окружающему миру «Зимняя жизнь птиц и зверей», 2 класс УМК "Перспектива"
Цели урока: показать, что зимой жизнь животных полностью не замирает: обобщить материал о зимующих птицах, о способах приспособления к зимним условиям зверей, о питании птиц и зверей зимой.Планируемые...
Конспект урока по окружающему миру + презентация "Жизнь улицы" (УМК "Система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова", 1 класс)
Цель деятельности учителя: формирование знаний о правилах дорожного движения, о роли безопасного поведения на улице.Планируемые результаты:Предметные:Знать правила дорожного движения;Знать правила без...
Конспект урока по окружающему миру «Во времена Древней Руси. Князь Владимир и крещение Руси» 4 класс (УМК «Школа России»)
Тема: «Во времена Древней Руси. Князь Владимир и крещение Руси.»Цели деятельности учителя: формирование представлений о Древней Руси, первых князьях, о крещении Руси и значении принятия хр...
Конспект урока по окружающему миру "Зимняя жизнь птиц и зверей"
Цели деятельности учителя: формирование представления о жизни птиц и зверей зимой;Планируемые результатыПредметные:- знать зимний образ жизни и питания зимующих птиц;- знать зимний образ жизни и питан...