конспект урока на тему "Боги древних славян" 3 класс УМК "Начальная школа ХХI века"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
Вся жизнь наших предков была связана с природой – лесом, рекой, землёй. А природа таила в себе много непонятного. Славяне не могли объяснить, почему грохочет гром во время бури, сверкают молнии, поражая людей и животных, почему день сменяется ночью, а зима – летом. Бедствием для людей были засухи и наводнения, болезни. Всё, что происходило в природе, в самом человеке, они приписывали таинственным силам – разным богам и духам.
Эта вера называлась ЯЗЫЧЕСТВО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bogi_drevnih_slavyan.doc | 103.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Во что верили славяне. Боги древних славян.
Цель: приобщение обучающихся к культурному наследию и традициям наших предков, изучение обычаев, нравов восточных славян, раскрытие причин многобожия.
Планируемые результаты:
Личностные:
- понимание значения изучения истории своего народа;
- ориентация на выполнение основных правил бережного отношения к природе на основе понимания особенностей взаимодействия человека и природы.
- уважительное отношение к людям других вероисповеданий;
Предметные:
Обучающиеся научатся:
- сравнивать и различать древнерусских богов и духов, характеризовать их роль в жизни наших предков;
- называть имена нескольких богов и духов.
Учащиеся получат возможность научиться:
- различать существенные и несущественные признаки богов и духов;
- приводить примеры добрых и злых духов, описывать их характер;
- рассказывать о жизни наших предков-славян, их верованиях.
Метапредметные:
Обучающиеся научатся:
- понимать цель познавательной деятельности;
- планировать свои действия при выполнении заданий;
- осуществлять текущий контроль и оценку результатов выполнения заданий;
- доказывать то или иное свойство изучаемого объекта;
- сравнивать и классифицировать изучаемые объекты по различным признакам;
- находить необходимую информацию в учебнике;
- получать информацию, используя тексты, таблицы, рисунки, схемы;
- выполнять индивидуальные и групповые задания;
- совместно изучать объекты, обсуждать результаты, делать выводы.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- самостоятельно планировать свои действия при выполнении учебных заданий;
- самостоятельно осуществлять текущий контроль и оценку результатов выполнения заданий;
- ставить цель собственной познавательной деятельности и планировать ее;
- распределять обязанности и контролировать друг друга при выполнении учебных заданий.
Оборудование:
- интерактивная доска, компьютер, мультимедийная презентация;
- раздаточный информационный материал.
Тип урока: комбинированный.
Форма урока: урок-поиск.
Ход урока.
1.Организационный этап, создание эмоционального настроя
- Ребята! Какой сегодня светлый, солнечный день? Какое у вас сегодня настроение?
А вы знаете, что нужно сделать, чтобы в любую погоду на душе было тепло и спокойно?
Надо просто улыбнуться! Я дарю вам свою улыбку и прошу, чтобы вы подарили мне свою!
У вас такие солнечные лучистые улыбки, что от них ярче становится день, а на душе теплее. Порадуйте своей улыбкой тех, кто рядом с вами! Улыбнитесь друг другу!
Меня зовут Константин Александрович.
Этот урок я проведу вместе с вами, надеюсь, вы поможете мне и своим друзьям. Пусть каждый из нас запомнит этот прекрасный весенний день и нашу встречу.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений
- На протяжении нескольких уроков вы совершали увлекательное путешествие по Древней Руси, много узнали о жизни и быте наших предков - славян. Давайте вспомним.
- Кого мы называем нашими предками? (Тех, кто жил перед нами, давно)
- Как было устроено жилище славян? Что вы можете сказать об их одежде?
(Слайд)
- Какое изображение на экране лишним? Что вы знаете об этом? А хотите узнать больше?
- Что делает этот старец? Кому он молится? Что вы знаете об этом? А хотите узнать больше?
3. Самоопределение к деятельности, формулирование темы постановка учебных задач
- Давайте попробуем догадаться о чём пойдет речь на нашем сегодняшнем уроке и сформулировать тему.
Тема нашего урока – БОГИ ДРЕВНИХ СЛАВЯН
- Как вы думаете, а почему речь пойдёт именно о Богах, а не о Боге?
Вся жизнь наших предков была связана с природой – лесом, рекой, землёй. А природа таила в себе много непонятного. Славяне не могли объяснить, почему грохочет гром во время бури, сверкают молнии, поражая людей и животных, почему день сменяется ночью, а зима – летом. Бедствием для людей были засухи и наводнения, болезни. Всё, что происходило в природе, в самом человеке, они приписывали таинственным силам – разным богам и духам.
Эта вера называлась ЯЗЫЧЕСТВО.
Славяне считали, что хороший урожай, здоровый скот, благополучие в доме, долгая жизнь человека – всё это зависит от воли богов и духов. Их представляли в образе, близком к человеческому, изображая их в виде деревянных фигур (идолов). Считая природные явления могущественными живыми существами, они обожествляли их и поклонялись им.
Злых духов надо задабривать, склонять на свою сторону. Для этого славяне молились духам и богам, угощали их хлебом, мясом и приносили им в жертву животных.
4. Построение проекта выхода из проблемной ситуации
- Давайте перенесемся в далёкое прошлое и представим, что мы ДРЕВНИЕ СЛАВЯНЕ, язычники. Вы, конечно, знаете, что славяне жили племенами. Мы создадим три племени (по рядам или группам). В каждом племени, был СТАРЕЙШИНА. Выберите себе его.
Мы с вами у развилки трёх дорог. Эти дороги - части славянской истории. Прошу старейшин выбрать ту, по которой пойдёт его племя. Дружно, все вместе, помогая и поддерживая друг друга. И тогда каждое племя легко справится с моими несложными заданиями.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
По дорожке мы шагали,
За природой наблюдали.
Вверх, на солнце посмотрели.
И нас лучики согрели.
Бабочки летали,
Крыльями махали.
Вот камень лежит у дороги,
Присядем и вытянем ноги.
5. Открытие «нового знания». Самостоятельная групповая работа
1 группа
Славянские боги – это высшие существа, которые управляли стихиями и были покровителями различных ремесел. Первому племени предстоит подробнее познакомиться с двумя богами – Перуном и Даждьбогом и рассказать о них всем нам.
Задание:
- Прочитайте текст учебника на с.60-61 о древних богах .
- Опишите богов Перуна и Даждьбога по плану:
Характер -
Какими силами природы управляет?
Как относится к человеку?
2 группа
Кроме богов славяне верили в духов – низших существ, наделенных сверхъестественными способностями. Со многими из них вы уже знакомы по сказкам – это Кикимора, Русалка, Кощей Бессмертный, Водяной, Баба-яга и другие.
Второе племя подготовит нам сообщение о Домовом и Лешем.
Задание:
- Прочитайте тексты
- Опишите Домового и Лешего по плану:
- Добрый дух или злой?
- Как он выглядит?
- Где живёт?
- Чем он занят?
Домовой – дух, который живёт в каждом доме, в каждом семействе. Не делает зла, а только шутит иногда, даже оказывает услуги, если любит хозяев. Если в доме беда какая – воет, иногда даже показывается кому-нибудь, стучит, хлопает дверями, предупреждая о несчастье. По общему поверью, живёт он по зимам около печки, или на печи, а если у хозяина есть лошади и конюшня, то помещается около лошадей. Если домовой полюбил домочадцев, то он караулит
дом и двор. В противном же случае – бьёт и колотит посуду, кричит, топает, мешает спать. Обычно представляли его в образе маленького старичка, обросшего шерстью, с большими ушами.
По представлениям славян, свой хозяин был не только в доме, но и в лесу. Здесь жил Леший – лесной дух. Косматый, зелёный, с остроконечной головой, с рожками. Жилищем ему служат густые камыши и лесные заросли. Лешему подчиняются все лесные обитатели. Да и сам он может обернуться любым зверем или птицей, грибом и даже человеком. Дух не злой, но проказливый. Может сбить путника с дороги, завести его в болото. Он угоняет скот у пастуха, лишает охотника добычи. Чаще показывается людям дряхлым старичком, у которого вся одежда вывернута наизнанку. Любит кричать в лесу, пугая народ, хохотать и хлопать в ладоши.
Задание:
3 группа
В Древней Руси духов задабривали при помощи ЗАГОВОРОВ, а к силам природы (земле, солнцу, небу, дождю, реке, грому и молнии, ветру) обращались, напевая заклички. Третье племя попробует показать нам - как это делали наши предки.
- Попробуйте «задобрить» домового и лешего, выразительно прочитав заговоры.
- Обыграйте одну их предложенных закличек.
Заговор домовому
Хозяюшка-батюшка,
Пожалуй в мой новый дом,
Тебе не тесно будет в нем,
Кушай, угощайся,
На меня не обижайся.
Счастье сберегай,
Дом охраняй,
Чужих выгоняй.
Заговор лешему
Будь здоров хозяин леса!
Приюти меня в тени,
Владенья покажи свои,
Покажи места грибные
Да поляны ягодные.
Водой родниковой напои
Да с миром отпусти,
С поклоном до матушки земли.
Что тебе в дар принести?
Заклички
Ой, весна моя,
Ты, весняночка!
Из-за тёмных лесов,
Из-за синих морей приходи!
Солнцем, светом озари!
Жаворонки, перепёлушки,
Птички ласточки!
Прилетите к нам!
Весну ясную, весну красную
Принесите нам!
Свети, солнышко, нам с неба,
Чтобы больше было хлеба;
Чтоб детишкам для потехи
В лесу выросли орехи.
Пеки нам в окно,
Пусть будет тепло!
6. Первичное закрепление учебного материала.
Выступление групп
Пора узнать как поработали наши племена. Сложно было справляться с заданиями? Ребята, слушайте друг друга внимательно. Ваши вступления помогут вам чуть позже справиться с викториной.
(группы выступают)
Вопрос после выступления первой группы:
- Какой же из богов был грозным, а какой добрым?
Вопрос после выступления второй группы:
- Что общего между Домовым и Лешим?
Вопрос после выступления третьей группы:
- Зачем люди обращались к солнцу, к весне? К каким силам природы люди ещё могли обращаться?
- Наши племена замечательно справились со всеми заданиями. Мы убедились, какие вы внимательные и дружные ребята.
Давайте немного отдохнём.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Если я буду назвать старинную одежду, обувь, головной убор – вы приседаете.
Если современную – подпрыгиваете.
Если затрудняетесь – разводите руки в стороны.
ТУЛУП, ЛАПТИ, КЕПКА, ШОРТЫ, КОКОШНИК, САРАФАН, ФУТБОЛКА, КУШАК
- А теперь нам пора снова становиться учениками 3 класса
- И сейчас я предлагаю вам посмотреть небольшой фильм о славянских богах.
Просмотр учебного фильма о богах
7. Включение новых знаний в систему. Работа с интерактивной доской
СЛАЙДЫ НА ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКЕ
«Угадай Бога» «Духи» «Собери пословицу»
8. Рефлексия деятельности
- Спасибо большое вам, ребята, за участие в уроке. Мне очень бы хотелось узнать ваше мнение о сегодняшнем занятии.
Слайд - Выбери любое начало фразы и закончи её.
- А сейчас я попрошу старейшин, посоветовавшись с общиной, выбрать тот смайлик, который соответствовал вашему настроению на уроке.
- мне хочется особо отметить ….., которые были наиболее активны, внимательны, остроумны…..
(Объявление оценок)
9. Информирование о домашнем задании, инструктаж по выполнению
Прочитать материал учебника с.60-62, выполнить задания в тетради с. 16-17
На выбор:
- подготовить сообщение об одном из древнерусских богов или духов
- изобразить мифическое существо
- найти информацию о славянских праздниках (Масленица, Иван Купала и др.)
10. Итог урока
- Сегодня мы с Вами говорили о многом, но это лишь маленькая частичка истории славян. Вы можете узнать больше, прочитав следующие книги …
(Слайд)
- Напоследок я хочу прочитать вам наказ наших предков. Вслушайтесь в слова народной мудрости.
Наказ предков.
В беде стойким будь!
В счастье рассудительным будь!
В битве храбрым будь!
В ученье усердным будь!
В славе скромным будь!
Вот природы главная суть,
Великих духов суть…
Так учили наши предки. Я желаю вам жить в ладу с природой и с собой, любить родную землю! Помните - без прошлого нет будущего. Мы обязаны знать обычаи прадедов, ведь отголоски язычества живы и по сей день в праздниках, традициях, фольклоре, приметах, в быту.
Наш урок окончен. Всем спасибо, до новых встреч!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка в 3 классе УМК "Школа 21 века". Тема. Учимся писать буквы о ,ё после шипящих в корне слова.
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по системе" Начальная школа 21 века" разработана в соответствии с требованиями ФГОС. На уроке дети учатся строить речевое высказывание...
"Наша страна - Россия". Конспект урока окружающего мира в 1 классе ("Начальная школа XXI века")
Конспект урока со слайдами презентации, карточками для фронтальной и парной работы и ссылками на задания в пространстве учителя....
"Умножение пяти и на 5". Конспект урока по математике во 2 классе. Начальная школа XXI века.
Конспект урока по математике во 2 классе с применением ИКТ и работой в информационом пространстве, по УМК "Начальная школа XXI века". В архиве находится флипчарт для интерактивной доске к конспекту ур...
Конспекты уроков по русскому языку, 4 класс, Начальная школа 21 века
Конспекты уроков по русскому языку предназначены для преподавания в 4 классе, УМК "Начальная школа XXI". Конспекты для удобства использования разбиты по полугодиям и четвертям....
План-конспект урока по русскому языку (3 класс, «Начальная школа XXI века») Тема урока: «Повторение правил правописания безударных гласных в корне слова».
Тема урока: «Повторение правил правописания безударных гласных в корне слова».Тип урока: урок актуализации изученного.Цель: создать условия на уроке для организации деятельност...
План-конспект урока по русскому языку (3 класс, «Начальная школа XXI века») Тема урока: «Изменение имен существительных по числам».
Тема урока: «Изменение имен существительных по числам».Тип урока: урок изучения новых знаний.Цель: создать условия на уроке для организации деятельности учащихся по знакомству с изменением...
План-конспект урока по русскому языку (3 класс, «Начальная школа XXI века») Тема урока: «Имена существительные одушевленные и неодушевленные».
Тема урока: «Имена существительные одушевленные и неодушевленные».Тип урока: урок изучения новых знаний.Цель: создать условия на уроке для организации деятельности учащихся по знакомству с...