конспект урока на тему "Боги древних славян" 3 класс УМК "Начальная школа ХХI века"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему

Смирнов Константин Александрович

Вся жизнь наших предков была связана с природой – лесом, рекой, землёй. А природа таила в себе много непонятного. Славяне не могли объяснить, почему грохочет гром во время бури, сверкают молнии, поражая людей и животных, почему день сменяется ночью, а зима – летом. Бедствием для людей были засухи и наводнения, болезни. Всё, что происходило в природе, в самом человеке, они приписывали таинственным силам – разным богам и духам.

Эта вера называлась ЯЗЫЧЕСТВО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bogi_drevnih_slavyan.doc103.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:  Во что верили славяне. Боги древних славян.

Цель: приобщение обучающихся к культурному наследию и традициям наших предков, изучение обычаев, нравов восточных славян, раскрытие причин многобожия.

Планируемые результаты:

Личностные:

  1. понимание  значения изучения истории своего народа;
  2. ориентация на выполнение основных правил бережного отношения к природе на основе понимания особенностей взаимодействия человека и природы.
  3. уважительное отношение к людям других вероисповеданий;

Предметные:

Обучающиеся научатся:

  1. сравнивать и различать древнерусских богов и духов, характеризовать их роль в жизни наших предков;
  2. называть имена нескольких богов и духов.

Учащиеся получат возможность научиться:

  1. различать существенные и несущественные признаки богов и духов;
  2. приводить примеры добрых и злых духов, описывать их характер;
  3. рассказывать о жизни наших предков-славян, их верованиях.

Метапредметные:

Обучающиеся научатся:

  1. понимать цель познавательной деятельности;
  1. планировать свои действия при выполнении заданий;
  2. осуществлять текущий контроль и оценку результатов выполнения заданий;
  3. доказывать то или иное свойство изучаемого объекта;
  4. сравнивать и классифицировать изучаемые объекты по различным признакам;
  5. находить необходимую информацию в учебнике;
  6. получать информацию, используя тексты, таблицы, рисунки, схемы;
  7. выполнять индивидуальные и групповые задания;
  8. совместно изучать объекты, обсуждать результаты,  делать выводы.

Обучающиеся получат возможность научиться:

  1. самостоятельно планировать свои действия при выполнении учебных заданий;
  2. самостоятельно осуществлять текущий контроль и оценку результатов выполнения заданий;
  3. ставить цель собственной познавательной деятельности и планировать ее;
  4. распределять обязанности и контролировать друг друга при выполнении учебных заданий.

Оборудование:

  1. интерактивная доска, компьютер, мультимедийная презентация;
  2. раздаточный информационный материал.

Тип урока:  комбинированный.

Форма  урока:  урок-поиск. 

Ход урока.

1.Организационный этап, создание эмоционального настроя

- Ребята! Какой сегодня  светлый, солнечный день? Какое у вас сегодня настроение?

А вы знаете, что нужно сделать, чтобы в любую погоду на душе было тепло и спокойно?

Надо просто улыбнуться! Я дарю вам свою улыбку и прошу, чтобы вы подарили мне свою!

У вас такие солнечные лучистые улыбки, что от них ярче становится день, а на душе теплее. Порадуйте своей улыбкой тех, кто рядом с вами! Улыбнитесь друг другу!

Меня зовут Константин Александрович.

Этот урок я проведу вместе с вами,  надеюсь, вы поможете мне и своим друзьям. Пусть каждый из нас запомнит этот прекрасный весенний день и нашу встречу.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднений

- На протяжении нескольких уроков вы совершали увлекательное  путешествие по Древней Руси, много узнали о жизни и быте наших предков - славян. Давайте вспомним.

- Кого мы называем нашими предками? (Тех, кто жил перед нами, давно)

- Как было устроено жилище славян? Что вы можете сказать об их одежде?

(Слайд)

- Какое изображение на экране лишним? Что вы знаете об этом? А хотите узнать больше?

- Что делает этот старец? Кому он молится? Что вы знаете об этом? А хотите узнать больше?

3. Самоопределение к деятельности, формулирование темы постановка учебных задач

- Давайте попробуем догадаться о чём пойдет речь на нашем сегодняшнем уроке и сформулировать тему.

Тема нашего урока – БОГИ ДРЕВНИХ СЛАВЯН

- Как вы думаете, а почему  речь пойдёт именно о Богах, а не о Боге?

Вся жизнь наших предков была связана с природой – лесом, рекой, землёй. А природа таила в себе много непонятного. Славяне не могли объяснить, почему грохочет гром во время бури, сверкают молнии, поражая людей и животных, почему день сменяется ночью, а зима – летом. Бедствием для людей были засухи и наводнения, болезни. Всё, что происходило в природе, в самом человеке, они приписывали таинственным силам – разным богам и духам.

Эта вера называлась ЯЗЫЧЕСТВО. 

Славяне считали, что хороший урожай, здоровый скот, благополучие в доме, долгая жизнь человека – всё это зависит от воли богов и духов. Их представляли  в образе, близком к человеческому, изображая их в виде деревянных фигур (идолов). Считая природные явления могущественными живыми существами, они обожествляли их и поклонялись им.  

Злых духов надо задабривать, склонять на свою сторону. Для этого славяне молились духам и богам, угощали их хлебом, мясом и приносили им в жертву животных.

4. Построение проекта выхода из проблемной ситуации

- Давайте перенесемся в далёкое прошлое и представим, что мы ДРЕВНИЕ СЛАВЯНЕ, язычники. Вы, конечно, знаете, что славяне жили  племенами. Мы создадим три племени (по рядам или группам). В каждом племени, был СТАРЕЙШИНА. Выберите себе его.

 Мы с вами у развилки трёх дорог. Эти дороги - части славянской истории.  Прошу старейшин выбрать ту, по которой пойдёт его племя. Дружно, все вместе, помогая и поддерживая друг друга. И тогда каждое племя легко справится с моими несложными заданиями.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

По дорожке мы шагали,

За природой наблюдали.

Вверх, на солнце посмотрели.

И нас лучики согрели.

Бабочки летали,

Крыльями махали.

Вот камень лежит у дороги,

Присядем и вытянем ноги.

5. Открытие  «нового знания». Самостоятельная  групповая  работа

1 группа

Славянские боги – это высшие существа, которые управляли стихиями и были покровителями различных ремесел. Первому племени предстоит подробнее познакомиться с двумя богами – Перуном и Даждьбогом и рассказать о них всем нам.

Задание:

  1. Прочитайте текст учебника на с.60-61 о древних богах .
  2. Опишите богов Перуна и Даждьбога по плану:

Характер -

Какими силами природы управляет?

Как относится к человеку?

2 группа

Кроме богов славяне верили в духов – низших существ, наделенных сверхъестественными способностями. Со многими из них вы уже знакомы по сказкам – это Кикимора, Русалка, Кощей Бессмертный, Водяной, Баба-яга и другие.

Второе племя подготовит нам сообщение о Домовом и Лешем.

Задание:

  1. Прочитайте тексты
  2. Опишите Домового и Лешего по плану:

- Добрый  дух или злой?

- Как он выглядит?

- Где живёт?

- Чем он занят?

Домовой – дух, который живёт в каждом доме, в каждом семействе. Не делает зла, а только шутит иногда, даже оказывает услуги, если любит хозяев. Если в доме беда какая – воет, иногда даже показывается кому-нибудь, стучит, хлопает дверями, предупреждая о несчастье. По общему поверью, живёт он по зимам около печки, или на печи, а если у хозяина есть лошади и конюшня, то помещается около лошадей. Если домовой полюбил домочадцев, то он караулит

дом и двор. В противном же случае – бьёт и колотит посуду, кричит, топает, мешает спать. Обычно представляли его в образе маленького старичка, обросшего шерстью, с большими ушами.

По представлениям славян, свой хозяин был не только в доме, но и в лесу. Здесь жил Леший – лесной дух. Косматый, зелёный, с остроконечной головой, с рожками. Жилищем ему служат густые камыши и лесные заросли. Лешему подчиняются все лесные обитатели. Да и сам он может обернуться любым зверем или птицей, грибом и даже человеком. Дух не злой, но проказливый. Может сбить путника с дороги, завести его в болото. Он угоняет скот у пастуха, лишает охотника добычи. Чаще показывается людям дряхлым старичком, у которого вся одежда вывернута наизнанку. Любит кричать в лесу, пугая народ, хохотать и хлопать в ладоши.

Задание:

3 группа

В Древней Руси духов задабривали при помощи ЗАГОВОРОВ, а к силам природы (земле, солнцу, небу, дождю, реке, грому и молнии, ветру)   обращались, напевая заклички.  Третье племя попробует показать нам -  как это делали наши предки.

  1. Попробуйте «задобрить» домового и лешего, выразительно прочитав заговоры.
  2. Обыграйте одну их предложенных закличек.

Заговор домовому

Хозяюшка-батюшка,
Пожалуй в мой новый дом,
Тебе не тесно будет в нем,
Кушай, угощайся,
На меня не обижайся.

Счастье сберегай,
Дом охраняй,
Чужих выгоняй.

Заговор лешему

Будь здоров хозяин леса!

Приюти меня в тени,

Владенья покажи свои,

Покажи места грибные

Да поляны ягодные.

Водой родниковой напои

Да с миром отпусти,

С поклоном до матушки земли.

Что тебе в дар принести?

Заклички

Ой, весна моя,

Ты, весняночка!

Из-за тёмных лесов,

Из-за синих морей приходи!

Солнцем, светом озари!

Жаворонки, перепёлушки,

Птички ласточки!

Прилетите к нам!

Весну ясную, весну красную

Принесите нам!

Свети, солнышко, нам с неба,

Чтобы больше было хлеба;

Чтоб детишкам для потехи

В лесу выросли орехи.

Пеки нам в окно,

Пусть будет тепло!

6. Первичное закрепление учебного материала.

Выступление групп

Пора узнать как поработали наши племена. Сложно было справляться с заданиями? Ребята, слушайте друг друга внимательно. Ваши вступления помогут вам чуть позже справиться с викториной.

(группы выступают)

Вопрос после выступления первой группы:

- Какой же из богов был грозным, а какой добрым?

Вопрос после выступления второй группы:

- Что общего между Домовым и Лешим?

Вопрос после выступления третьей группы:

- Зачем люди обращались к солнцу, к весне? К каким силам природы люди ещё могли обращаться?

- Наши племена замечательно справились со всеми заданиями. Мы убедились, какие вы внимательные и дружные ребята.

Давайте немного отдохнём.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Если я буду назвать старинную одежду, обувь, головной убор – вы приседаете.

Если современную – подпрыгиваете.

Если затрудняетесь – разводите руки в стороны.

ТУЛУП, ЛАПТИ, КЕПКА, ШОРТЫ, КОКОШНИК, САРАФАН, ФУТБОЛКА, КУШАК

- А теперь нам пора снова становиться учениками  3 класса

- И сейчас я предлагаю вам посмотреть небольшой фильм о славянских богах.

Просмотр учебного фильма о богах 

7. Включение новых знаний в систему. Работа  с интерактивной доской

СЛАЙДЫ НА ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКЕ

«Угадай Бога»  «Духи» «Собери пословицу»

8. Рефлексия деятельности

- Спасибо большое вам, ребята, за участие в уроке.  Мне очень бы хотелось узнать ваше мнение о сегодняшнем занятии.

Слайд  - Выбери любое начало фразы и закончи её.

- А сейчас я попрошу старейшин, посоветовавшись с общиной, выбрать тот смайлик, который соответствовал вашему настроению  на уроке.

- мне хочется особо отметить ….., которые были наиболее активны, внимательны, остроумны…..

(Объявление оценок)

9. Информирование о домашнем задании, инструктаж по выполнению

Прочитать материал учебника с.60-62, выполнить задания в тетради с. 16-17

На выбор:

  1. подготовить сообщение об одном из древнерусских богов или духов
  2. изобразить мифическое существо
  3. найти информацию о славянских праздниках (Масленица, Иван Купала и др.)

10. Итог урока

- Сегодня мы с Вами  говорили о многом, но это лишь маленькая частичка истории славян. Вы можете узнать больше, прочитав следующие книги …

(Слайд)

- Напоследок я хочу прочитать вам наказ наших предков. Вслушайтесь в слова народной мудрости.

               Наказ предков.

        

        В беде стойким будь!

        В счастье рассудительным будь!

        В битве храбрым будь!

        В ученье усердным будь!

        В славе скромным будь!

        Вот природы главная суть,

        Великих духов суть…

Так учили наши предки. Я желаю вам жить в ладу с природой и с собой, любить родную землю! Помните - без прошлого нет будущего. Мы обязаны знать обычаи прадедов, ведь отголоски язычества живы и по сей день в праздниках, традициях, фольклоре, приметах, в быту.

Наш урок окончен. Всем спасибо, до новых встреч!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 3 классе УМК "Школа 21 века". Тема. Учимся писать буквы о ,ё после шипящих в корне слова.

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по системе" Начальная школа 21 века" разработана  в соответствии с требованиями ФГОС. На уроке дети учатся строить речевое высказывание...

"Наша страна - Россия". Конспект урока окружающего мира в 1 классе ("Начальная школа XXI века")

Конспект урока со слайдами презентации, карточками для фронтальной и парной работы и ссылками на задания в пространстве учителя....

"Умножение пяти и на 5". Конспект урока по математике во 2 классе. Начальная школа XXI века.

Конспект урока по математике во 2 классе с применением ИКТ и работой в информационом пространстве, по УМК "Начальная школа XXI века". В архиве находится флипчарт для интерактивной доске к конспекту ур...

Конспекты уроков по русскому языку, 4 класс, Начальная школа 21 века

Конспекты уроков по русскому языку предназначены для преподавания в 4 классе, УМК "Начальная школа XXI". Конспекты для удобства использования разбиты по полугодиям и четвертям....

План-конспект урока по русскому языку (3 класс, «Начальная школа XXI века») Тема урока: «Повторение правил правописания безударных гласных в корне слова».

Тема урока: «Повторение правил правописания безударных гласных в корне   слова».Тип урока: урок актуализации изученного.Цель: создать условия на уроке для организации деятельност...

План-конспект урока по русскому языку (3 класс, «Начальная школа XXI века») Тема урока: «Изменение имен существительных по числам».

Тема урока: «Изменение имен существительных по числам».Тип урока: урок изучения новых знаний.Цель: создать условия на уроке для организации деятельности учащихся по знакомству с изменением...

План-конспект урока по русскому языку (3 класс, «Начальная школа XXI века») Тема урока: «Имена существительные одушевленные и неодушевленные».

Тема урока: «Имена существительные одушевленные и неодушевленные».Тип урока: урок изучения новых знаний.Цель: создать условия на уроке для организации деятельности учащихся по знакомству с...