РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «Ознакомление с окружающим миром»
рабочая программа по окружающему миру (1 класс)
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, Федеральной адаптированной образовательной программы и адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования глухих обучающихся ГКОУ СКШИ № 65.
На основе АООП НОО глухие обучающиеся получают образование, сопоставимое по конечным достижениям, с образованием слышащих сверстников в пролонгированные сроки: пять лет - для детей, получивших дошкольное образование, способствующее освоению начального основного образования на основе данного варианта АООП.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 38.91 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА МОСКВЫ «СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ШКОЛА-ИНТЕРНАТ № 65»
Саратовская ул., д. 19, стр. 1, Москва, 109518
Телефон: (499)179-66-81 Факс: (499)177-67-66 E-mail: sk65@edu.mos.ru http://schuvc65.mskobr.ru/
ИНН/КПП 7722306978/772201001 ОКАТО 45290590000 ОГРН 1037700227157 ОКТМО 45395000
«Рассмотрено» «Утверждаю»
на заседании Методического совета.
Протокол № Директор ГКОУ СКШИ № 65
«______»_____________2024г ________________С.И. Перепелкина
«________»_______________2024 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ
«Ознакомление с окружающим миром»
НА 2024-2025 УЧЕБНЫЙ ГОД
1 «Е» класс
(2 год обучения)
Составитель программы:
учитель начальных классов
Самухина Марина Михайловна
2024 г.
Ознакомление с окружающим миром
- Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, Федеральной адаптированной образовательной программы и адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования глухих обучающихся ГКОУ СКШИ № 65.
На основе АООП НОО глухие обучающиеся получают образование, сопоставимое по конечным достижениям, с образованием слышащих сверстников в пролонгированные сроки: пять лет - для детей, получивших дошкольное образование, способствующее освоению начального основного образования на основе данного варианта АООП.
На основе ФГОС НОО ОВЗ вариант 1.2 предназначен для образования глухих детей, которые не достигают к моменту поступления в школу уровня развития, близкого возрастной норме, не имеют дополнительных ограничений здоровья, препятствующих получению НОО в условиях, учитывающих их общие и особые образовательные потребности, связанные, в том числе, с овладением словесной речью, жизненными компетенциями.
Данный вариант предполагает в большей степени развитие у обучающихся жизненной компетенции на основе планомерного введения в более сложную социальную среду, поэтапное формирование разных видов речевой деятельности, речевого поведения, расширения жизненного опыта, социальных контактов, в том числе со слышащими детьми на основе словесной речи.
Достижение планируемых результатов освоения АООП НОО определяются по завершению обучения в начальной школе. Реализация АООП (вариант 1.2) обеспечивает глухим обучающимся уровень начального общего образования, способствующий на этапе основного общего образования достижению итоговых результатов, сопоставимых с требованиями ФГОС основного общего образования, что позволяет им продолжить образование, получить профессиональную подготовку, содействует наиболее полной социальной адаптации и интеграции в обществе.
Цель изучения учебного предмета «Ознакомление с окружающим миром» в начальной̆ школе – формирование целостной̆ картины мира и осознание места в нем человека, опыта общения с людьми, обществом и природой.
Значение учебного предмета «Ознакомление с окружающим миром» состоит в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире. Курс позволяет проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Поэтому данный учебный предмет играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в развитии и воспитании личности.
- Планируемые результаты
Личностные результаты:
- осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою родину, российский народ и историю России; формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками (включая лиц с нормальным и нарушенным слухом) в разных видах учебной и внеурочной деятельности, различных социальных ситуациях; умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
- развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении (умение адекватно оценивать свои силы; пользоваться индивидуальными слуховыми аппаратами);
- овладение начальными умениями адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни (представления об устройстве домашней и школьной жизни; умения включаться в разнообразные повседневные бытовые и школьные дела, вступать в общение в связи с решением задач учебной и внеурочной деятельности);
Метапредметные результаты:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиском средств ее осуществления;
- освоение способов решения проблем поискового и творческого характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха (неуспеха) учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- активное использование доступных (с учетом особенностей речевого развития глухих детей) речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
- овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, логичного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
- готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, вести диалог, излагая свое мнение и аргументируя свою точку зрения и оценку событий;
- определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
- овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и других) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
- умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Предметные результаты:
- воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
- сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
- осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
- освоение доступных способов изучения природы и общества в условиях интересных и доступных обучающемуся видов деятельности;
- развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире (с учетом индивидуальных возможностей обучающегося).
- Место предмета в учебном плане
На изучение предмета «Ознакомление с окружающим миром» в 1 классе (2 год обучения) отводится 1 час в неделю. Предмет рассчитан на 33 часа (33 учебные недели).
- Содержание учебного предмета
Раздел | Содержание раздела |
Человек и общество | О себе Семья. Имена, отчества и фамилии членов своей семьи. Семейные взаимоотношения. События. Возрастные изменения человека. Внешность человека (рост, цвет и длина волос, форма носа и рта, цвет глаз, другие отличительные признаки). Сон и его польза. Правила подготовки ко сну. Витамины. Гигиена. Как правильно чистить зубы. Почему необходимо мыть руки. Я и школа Класс. Его оснащение. Помощь и взаимодействие в классе. Дни недели. Гигиена зрения, слуха, сна, приёма пищи. Соблюдение гигиены помещения (проветривание помещения, соблюдение чистоты и порядка в учебном и игровом уголках, в групповых комнатах). Обязанности дежурного по классу. Город, в котором я живу Москва-главный город страны. Столица. Основные достопримечательности города. Малая Родина. Культурно-просветительные учреждения города (библиотека, музей, театр, цирк, планетарий, зоопарк и др.). Средства связи: телефон (городской и мобильный), почта, электронная почта. Родная страна Наша Родина (элементарные сведения о населении, местоположении, истории родного края – на основе прочитанного и просмотренного материалах). Герб России. Флаг России. Народы России. Их различия и связь между собой. |
Человек и природа | Родная природа Смена дня и ночи на Земле. Время суток: сопутствующие явления и наблюдения за объектами (рассвет, закат, луна, месяц, звёзды). Форма солнца. Разнообразные формы луны и их названия. Камни (кремень, гранит, известняк). Их особенности и различия. Река и море, их сравнение. Река родного города. Сезонные изменения в природе. Образование снега и льда. Загрязнения природы. Смена времен года. Последовательность месяцев в году. Холодные районы Земли. Названия некоторых животных в холодных районах планеты. Жаркие районы Земли и их обитатели. Особенности проживания в холодных и жарких районах планеты. Природа ближайшего окружения. Бережное отношение к окружающей природе. Растения, его составные части. Растения ближайшего окружения в парке, на пришкольном участке, их названия. Сезонные изменения в природе. Сезонные изменения в природе и погода осенью, зимой, весной, летом. Ранняя и поздняя осень. Солнечные и пасмурные дни. Дождь и ветер причины их возникновения. Похолодание и потепление. Заморозки и оттепели. Выпадение снега и его таяние, ледоход, оттаивание почвы, распускание почек, появление насекомых, распространенных в данной местности, в тёплое время года, замерзание водоёмов и подготовка к зиме растений. Ведение календаря природы с фиксацией наблюдений за изменениями в природе, подведение итогов наблюдений за определенный отрезок времени. Звуки окружающего мира. Влияние звука на наш слух. Экология. Взаимосвязь человека и природы. Растительный мир Растение и его части. Названия нескольких комнатных растений, их отличительные признаки. Уход за ними. Названия цветов на пришкольном участке (астра, петуния, календула, бархатцы), травы. Растения ближайшего окружения (в парке, на пришкольном участке), их названия. Названия нескольких деревьев. Хвойные и лиственные деревья. Их сравнение. Листья. Хвоинки. Условия для жизни уличных и комнатных растений. Овощи и фрукты. Их польза для организма. Изменения в жизни растений в разное время года; листопад, цветение, созревание плодов и семян. Рост растений и их увядание (в саду, в лесу, на огороде). Правила поведения с растениями на природе. Животный мир Название нескольких насекомых. Их признаки и строение. Рыбы. Особенности внешнего вида рыб. Речные и морские рыбы. Названия птиц ближайшего окружения. Основные их признаки. Внешний вид. Зимующие птицы нашего края. Их пища зимой. Звери. Основные признаки. Их строение. Названия наиболее известных домашних и диких животных, их отличительные признаки. Зоопарк. Среда обитания животных. Пища животных и способы ее добывания. Жилища животных. Животные живого уголка, условия их содержания. Приятные эмоции от ухода за животными и растениями. Зимующие и перелетные птицы. Отлет перелетных птиц. Прилет и гнездование птиц. Подкормка птиц зимой, изготовление кормушек. Поведение птиц, наблюдение за птицами вблизи жилья. Детеныши домашних животных. Уход за домашними животными. Меры безопасности при уходе за домашними животными и общении с ними. Приятные моменты общения с домашними животными (на основе собственных впечатлений). Основные правила поведения в природе (не ловить насекомых, не рвать цветы, соблюдать тишину). Животные родного края: краткая характеристика на основе наблюдений. Поведение животных. Подготовка зверей к зиме. Жизнь и деятельность человека Предметы домашней обстановки. Их группы (мебель, посуда, техника и т.д.). Их назначения. Компьютер. Его части. Значение компьютера для человека. Ноутбук, его отличие от компьютера. Бытовая опасность. Опасные предметы в доме. Правила обращения с ними. Уличная опасность. Как правильно переходить дорогу. Светофор. Планета Земля. Ее форма. Глобус. Вода в доме. Экономичное ее использование. Загрязнение и очищение воды. Электричество в доме. Откуда оно появляется. Электрические приборы. Правила обращения с электричеством и электрическими приборами. Письмо. Путь от отправителя до адресата. Виды почтовых отправлений. Мусор. Его сортировка. Одежда, ее назначение. Основные виды одежды. Сезонная одежда. Велосипед и его устройство. Правила пользование велосипедом. Средства массовой информации их виды. Сходства и различия средств связи и средств массовой информации. Основные виды автомобилей, их назначения. Устройство автомобилей. Правила безопасности в автомобилях. Виды поездов, их назначения. Правила безопасного поведения в поездах и на железных дорогах. Виды судов. Строение, назначение. Правила безопасности. Спасательный жилет. Самолеты. Их строение и назначения. Правила безопасности в самолете. Космос. Первый человек в космосе. Элементарные представления о спутниках. |
- Тематическое планирование
№ | Наименование разделов и тем | Всего часов |
1 | Человек и общество | 5 |
Я и школа | 3 | |
Город, в котором я живу | 3 | |
Родная страна | 3 | |
2 | Человек и природа | 4 |
Растительный мир | 4 | |
Животный мир | 5 | |
Жизнь и деятельность человека | 6 | |
Итого: 33 ч. |
- Календарно-тематическое планирование
№ | Содержание темы | Количество часов |
Человек и общество (14 часов) | ||
1 | Семья | 1 |
2 | Внешность человека | 1 |
3 | Гигиена | 1 |
4 | Сон и его польза | 1 |
5 | Витамины | 1 |
6 | Класс | 1 |
7 | Соблюдение гигиены помещения | 1 |
8 | Обязанности дежурного по классу | 1 |
9 | Малая Родина | 1 |
10 | Москва-главный город страны | 1 |
11 | Основные достопримечательности города | 1 |
12 | Наша Родина | 1 |
13 | Флаг России. Герб России. | 1 |
14 | Народы Росии. | 1 |
Человек и природа (19 часов) | ||
15 | Время суток | 1 |
16 | Смена времен года | 1 |
17 | Природа ближайшего окружения | 1 |
18 | Экология | 1 |
19 | Растение и его части | 1 |
20 | Дерево и его части | 1 |
21 | Овощи и фрукты | 1 |
22 | Изменения в жизни растений в разное время года | 1 |
23 | Насекомые | 1 |
24 | Рыбы | 1 |
25 | Птицы | 1 |
26 | Звери | 1 |
27 | Детеныши животных | 1 |
28 | Предметы домашней обстановки | 1 |
29 | Планета Земля | 1 |
30 | Космос | 1 |
31 | Одежда | 1 |
32 | Транспорт | 1 |
33 | Мусор. Его сортировка | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету «Ознакомление с окружающим миром» по курсу предшкольной подготовки
Данная программа предусматривает тематическое планирование для учителей начальной школы по курсу предшкольной подготовки....

Технологическая карта урока по предмету «Ознакомление с окружающим миром» во 2 классе "Кто как весну встречает" по ФГОС
Конспект урока окружающего мира во втором классе "Кто как весну встречает" представлен в технологической карте с учетом требований ФГОС....

Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Ознакомление с окружающим миром» в соответствии с ФГОС НОО для глухих обучающихся 1 дополнительный класс
Рабочая программа (пояснительная записка, календарно-тематическое планирование)...

Рабочая учебная программа по курсу «Ознакомление с окружающим миром» УМК «Перспектива» в 4 классе, 2018-2019 учебный год
Рабочая программа по окружающему миру для 4 класса разработана в соответствии: с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования; с рекомендац...
урок по предмету "Ознакомление с окружающим миром" 1 класс 1 вид. тема "Деревья. Листья на деревьях"
Технологическая карта урока ознакомление с окружающим миром 1 класс школы глухих.тема урока "Деревья. Листья на деревьях"...

Рабочая программа по предмету (учебному курсу) окружающий природный мир, 1 класс.
АННОТАЦИЯРабочая программа по учебному предмету «ОКРУЖАЮЩИЙ ПРИРОДНЫЙ МИР» образовательной области «Окружающий мир» составлена в соответствии с учебным планом ГКОУ «Школа...
Рабочая программа по учебному предмету «Ознакомление с окружающим миром» 1 класс
Рабочая программа по учебному предмету «Ознакомление с окружающим миром» в 1а классе составлена в соответствии с ФГОС НОО для глухих детей на основе АООП НОО глухих детей (вариант 1....