конспект урока по Ом
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Ялаева Алсу Амировна

разработка для учителя начальных классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon eko_bez.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Урок окружающего мира в 3-м классе по теме "Экология и экономика"

Ход урока

Цель: повторить и обобщить знания детей об экологии и экономики.

Задачи:

    1.Образовательные: познакомить учеников с экологическими проблемами нашей планеты в XXI веке, с задачами экологии и двумя сторонами экономики.

   2. Развивающие: развивать познавательную активность, умения работать в группах, вести диалог, развивая коммуникативные способности детей; развивать устную речь, активизировать мыслительную деятельность.

   3. Воспитательные: продолжать воспитывать экологическую культуру, экологическое сознание и мышление, бережное отношение к природе, как норму поведения людей любого возраста.

.

1. Организационный момент. (слайд №1)

- Встаньте, повернитесь, поздоровайтесь с гостями кивком головы.

- Подровнялись. Сделали глубокий вдох, выдох, вдох, выдох.

- Спокойно сели.

- Пока вы сосредотачиваетесь на уроке, я познакомлю наших гостей с целями урока, (подхожу к гостям и быстро проговариваю цели, чтобы они знали: на что обращать внимание).

2. Вступление (вдалеке звучит спокойная музыка, Приложение 1).

Учитель: сегодня у вас очередной урок окружающего мира. Начну я его словами великого педагога Василия Александровича Сухомлинского. Вы внимательно послушайте и скажите, какие мысли у вас возникают после прослушивания это высказывания.

- На экране слайд № 2 и мелодия звучит сильнее. Я читаю: “Человек стал человеком, когда услышал шёпот листьев, песню кузнечика, журчание весеннего ручья, звон серебряных колокольчиков, жаворонка в бездонном летнем небе, шорох вьюги за окном, ласковый плеск воды и торжественную тишину ночи - услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет эту чудесную музыку жизни”.

- Итак, какие же мысли у вас возникли?

Дети: Что человек без природы не может существовать.

Учитель: Чем займемся сегодня? Сейчас узнаем. За окном весна, оживает природа ото сна. А это побуждает людей к активному образу жизни, к творчеству. Я думаю, и вас тоже. Скажите, а какими бы вы хотели “видеть” себя на уроке?

Дети: любознательный, внимательный, старательный, сообразительный, активный, творческий... (по ходу перечисления к доске прикрепляются таблички).

Учитель: Молодцы! Я знаю, что ваши прогнозы (ожидания) оправдаются.

3. Формулирование темы.

- А сейчас, внимание!

- Откройте учебник на странице 81, ( Слайд№3 ) посмотрите на иллюстрацию, а затем посмотрите на экран. Закройте глаза и представьте, что вы находитесь в одном из этих мест.

- Что вы видите? ….. (говорят).

- Что видите на слайде №3?

- Закройте глаза и представьте себя рядом.

- Что общего у этих изображений?

Д: Случилась беда.

- Как можно озаглавить их?

Д: Экологическая катастрофа. (на экране слайд №4 - экологическая катастрофа).

- Кто же в этом виноват?

Д: Человек.

- Да. Но почему же человек допустил такое?

Д: Он привык все брать для себя не думая, что будет дальше.

- Какая наука занимается предотвращением этого?

Д: Экология (в тетрадях пишут, а один из учеников записывает на доске: во время письма похвалить “Как красиво!”).

-Посмотрите на следующий слайд № 5 (изображения дымящих труб (анимация + рабочие, деньги).

-Что видите?

-Вредит ли дым, окружающий среде, людям?

-При чем здесь изображение денег?

-Как можно озаглавить данный слайд! (если затрудняются ответить, то в учебнике посмотреть подсказку на стр. 39 в рубрике “Для любознательных“).

Д: Экономика.

-Что помогло догадаться?

Д: дым вредит окружающей среде, значит, человек делает что-то для себя, не экономит топливо... Промышленность наносит вред не только природе, но и здоровью.

К доске вызывается ученик, он пишет: “экономика” рядом с “экологией”. Похвалить за письмо; все пишут в тетрадях.

- Над какой же темой будем работать?

Д: (хором) экология и экономика. Слайд 6. Тема на слайде.

4. Повторение пройденного.

- Да. Верно. Начнём по порядку. Первая часть темы: “Экология”.

- Что известно об экологии?

Д: Это наука о связях между живыми существами и окружающей средой, между человеком и природой.

- Какая бывает природа?

Д: Живая и неживая.

- По каким же признакам живую природу отличают от неживой?

Назовите признаки живой природы.

Д: Движение, размножение, дыхание, питание, умирают.

-Давайте решим задачу: перед вами слова, записанные в 2 столбика:

(слайд № 7).

Цветок        Солнце

Бабочка         Осадки

Человек        Почва.

- Скажите, в 1-ом столбике перечислены объекты живой или неживой природы?

Д: Живой.

- А во 2ом тогда?

Д: Неживой.

- Назовите, как объекты живой природы зависят от неживой.

- I ряд выясняет, с каким объектом неживой природы связан цветок?

- II ряд: с каким объектом связана бабочка?

- III ряд: с каким объектом связан человек?

(когда один человек с каждого ряда отвечает, все остальные выражают свое согласие или несогласие кивком головы)

Проверка:

I ряд: Цветок - почва, солнце, осадки.

II ряд: Бабочка - почва, солнце, осадки.

III ряд: Человек - почва, солнце, осадки.

(По ходу появляются на слайде стрелки).

Молодцы, мы с вами выяснили, что в природе все взаимосвязано.

А сейчас давайте вместе найдем ответ на вопрос: «Как человек влияет на изменения в природе».

- Внимательно посмотрите на доску. Перед вами условные обозначения: таблички (синий - потребители, оранжевый - экономисты, зелёный - экологи). Первая колонка (синий) -потребители, вторая (оранжевый) – экономисты, третья (зеленый) – экологи. Раздать фишки.

- Давайте займёмся поиском ответа на вопрос: “ Хорошо или плохо рвать полевые цветы, (слайд №8) Отвечайте со своих позиций. Скоро лето, и такая ситуация может случиться.

Д (потребители): Нарвать красивых цветов это хорошо. Их можно подарить кому-нибудь, они хорошо пахнут. Когда в комнате стоят цветы, становится уютно.

Д (экономисты): Рвать цветы можно, но разумно. Это выгода, так  как их можно продать, будут деньги, а на деньги можно купить что хочешь.

Д (экологи): Природу нужно беречь, нельзя забывать о правилах поведения в природе, нужно поступать так, чтобы не нанести ей вред!

- Какой же мы сделаем вывод?

Д: Потребители и экономисты ищут выгоду для себя. Экологи поступают правильно, по законам природы.

5. Объяснение темы.

- А если не будем соблюдать правила природы, то будут происходить экологические катастрофы, а они опасны для всего живого на земле. 26 апреля исполнится 26 лет, как прогремел взрыв на Чернобыльской атомной электростанции. Из нашего района в ликвидации последствий принимало участие 3 человека. (Слайд 9 и видеоролик)

Сообщение рассказывает ученик…

- А что еще считается экологической катастрофой?

Д: Землетрясения, наводнения, цунами и т.д.

- Конечно же, после таких катастроф люди очень долгое время приходится восстанавливать разрушенное хозяйство, очищать окружающую природу, а также лечиться.

6. Работа по учебнику.

- Мы с вами сегодня говорим; что может вредить экологии, а что помогает.

Откройте учебник, стр. 86.

- Что же нам приготовил автор учебника в рубрике “Для любознательных” 1 человек читает вслух.

- О чём же говорится?

Д: О нефтеналивных танкерах.

- Правильно. Я тоже приготовила вам интересные факты.

- Внимание! (Слайд №10) Прочитайте самостоятельно и сделайте выводы по прочитанному.

Д: всё в природе взаимосвязано. (Слайд №11)

7. Физкультурная минутка (Обычная зарядка).

8. Творческая работа.

- Мы говорили: "Всё в природе взаимосвязано, особенно человек напрямую связан с природой. Природа в опасности! Подумайте и ответьте на вопрос (слайд №11) "Что я могу сделать для экологического благополучия своего села?" (даю 1 минуту на раздумье).

- Что же у вас получилось?

Д: 1-2 уч-ся спросить.

- Хорошо. Я думаю, ваши предложения станут вашими правилами поведения в дальнейшей жизни.

- Экология и экономика тесно связаны друг с другом. Экология помогает нам бережно относиться к природе, а экономика всё бережно расходовать.

9. Работа по учебнику.

- А сейчас, давайте откроем учебник на стр. 82.

- Прочитаете заголовок.

Д: Две стороны экономики.

- Как думаете, какие же могут быть эти стороны?

Д: Положительная и отрицательная.

- Исходя из этих позиций, ответьте на вопрос: "Какой вред хозяйственная деятельность людей наносит воздуху, воде, почве, растениям, животным, людям?"

Д: Воздух загрязняется, вода и почва тоже, растения не растут, животные гибнут, люди болеют.

- Для подтверждения прочитаем: I в. - стр. 82, а II в. - стр. 83. (Даю время).

- Какой же вред?

Д: Читают...

- Какие примеры это доказывают?

Д: Читают (или говорят).

- Скажите, а какую пользу приносит человеку экономика?

Д: Без неё человеку не прожить.

- Одной из важнейших задач для человечества 21 века - это сделать экономику как можно более безопасной для людей и для всей природы.

- Каждый из нас заинтересован в этом, а теперь давайте мы с вами вспомним правила поведения на природе. (один ученик читает слайд №12)

Д: Не ломать ветки; не рвать цветы; не сорить; не жечь костры; не собирать не знакомые грибы; не разорять гнёзд, муравейников; не забирать животных домой; не вырубать молодые леса...

- Что нужно делать для того, чтобы охранять почву, воду, воздух.

Д: Почва: не вырубать лес, не мусорить, правильно вспахивать землю, сажать на склонах деревья.

Вода: ставить очистные сооружения на заводах и фабриках, сажать деревья вокруг водоемов.

Воздух: ставить фильтры на заводские трубы, сажать деревья.

10. Работа в группах над ситуациями.

- Внимание! Перед вами примеры экологических катастроф. Хочется услышать ваши рассуждения. (слайд №13). 

В одной стране фермеры, с целью сохранения домашних животных, решили уничтожить всех хищных зверей. Что произойдёт в природе, если они это сделают?

Слайд № 14.

На берегу озера было решено построить завод, в отходах которого содержится ртуть. Какую опасность это производство представляет для природы?

- Кто готов, покажите значком.

11. Проверка работы.

12. Итог урока.

- Над чем данный урок заставил вас задуматься?

Д: Гибнет природа, а ее нужно сохранить потомкам.

- На что посмотрели по-другому?

Д: Жизнь на земле возможна благодаря взаимосвязи живого и неживого. К природе нужно относиться бережливо.

- Вспомните, какими же вы были на уроке, оправдывались ли ваши ожидания?

-Вы все были: любознательные, внимательные, старательные, сообразительные, активные, творческие.

- Какой же вывод сделаем по данному уроку?

Д: Всему живому нужен воздух, почва, солнце, река; а чтобы это сохранить, нужно бережно относиться к природе. Слайд № 15.

- Посмотрите на слайд. Сравните свои ответы с теми, что видите.

- Совпали? Молодцы.

13. Домашнее задание. Слайд №16.

 Открыли дневники.

- с.81-86 (выразительное чтение)

-Выполнить иллюстрацию в тетрадях на тему “Что делает наше село красивым. Наш урок подошел к концу.

- Хочу поблагодарить всех за работу, ( оценки).

16. Лирическое отступление.

- В завершение я хочу прочитать стихотворение, которое подтверждает то, что нужно бережно относиться к природе (слайд №17).

 Пусть живёт с человеком природа,

 Как с хорошим соседом всегда.

 Будут чистыми для народа.

 Луг и поле, земля и вода.

 Берегите землю! Берегите!

 Жаворонка в голубом зените,

 Бабочку на листьях повилики,

 На тропинке солнечные блики...

 Ястреба, парящего над полем,

 Ясный месяц над речным покоем

 Ласточку, мелькающую в жите,

 Берегите Землю! Берегите! ...

- Спасибо за урок (обращение к детям).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...