Технологическая карта урока окружающего мира "Совместный труд. Семейный бюджет, доходы и расходы семьи" УМК "Школа России" 3 класс
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: создать условия для формирования у обучающихся представлений о семейном бюджете и его составных частях.

Задачи урока

 

Планируемые результаты

Дидактические:

1.Познакомить  обучающихся с понятием «семейный бюджет»;

2. Узнать из чего складывается семейный бюджет;

Предметные:

1. Понимать определение «семейный бюджет»;

2. Знать из чего складывается семейный бюджет и уметь применять полученные знания на практике.

Развивающие:

1. Развивать умения поиска необходимой информации и анализа полученной информации;

2. Развивать у обучающихся умения выделять главное.

Личностные:

1. Определять личностный смысл учения;

2. Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и одноклассниками.

Воспитательные:

1. Совершенствовать навыки сотрудничества;

2. Воспитывать адекватное понимание причины успеха/неуспеха в учебной деятельности.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Дата: 08.11.2024

Школа: МАОУ «Многопрофильный лицей №148» 

Класс:

Урок: 1

Время: 14:00-14:20 Кабинет: 223

Студент: Кондратенко Варвара Евгеньевна

Группа: 41

Учитель: Савчук Кристина Сергеевна

Методист: Горячева Светлана Леонидовна

Тема урока: «Совместный труд. Семейный бюджет, доходы и расходы семьи».

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: создать условия для формирования у обучающихся представлений о семейном бюджете и его составных частях.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1.Познакомить  обучающихся с понятием «семейный бюджет»;

2. Узнать из чего складывается семейный бюджет;

Предметные:

1. Понимать определение «семейный бюджет»;

2. Знать из чего складывается семейный бюджет и уметь применять полученные знания на практике.

Развивающие:

1. Развивать умения поиска необходимой информации и анализа полученной информации;

2. Развивать у обучающихся умения выделять главное.

Личностные:

1. Определять личностный смысл учения;

2. Организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и одноклассниками.

Воспитательные:

1. Совершенствовать навыки сотрудничества;

2. Воспитывать адекватное понимание причины успеха/неуспеха в учебной деятельности.

УМК: учебник  А.А. Плешаков «Окружающий мир» 3 класс 2 часть, раздаточный материал, презентация.

ЭТАПЫ УРОКА

Этап

Образова-тельная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося



Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

 Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Вкл. в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Ф

Словесный: беседа.

Приёмы: организация учебного общения.

Проверяет готовность обучающихся к уроку, настраивает класс на продуктивную деятельность.

-Здравствуйте, ребята, меня зовут Варвара Евгеньевна  и сегодня я проведу у вас урок окружающего мира.

-Чтоб начать наш урок предлагаю вам повернуться к соседу и пожелать хорошей продуктивной работы.

Приветствуют учителя и выполняют самооценку     готовности к уроку.

Р: проявлять мотивацию к изучению нового учебного материала.

 Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового

способа действий

Ф, И, П

Словесный: беседа.

Практический: 

Повторение.

Приёмы: организация учебного общения

Взаимоконтроль

Актуализирует опыт обучающихся, подготавливает к изучению нового материала.

- Ребята, а вы знаете, что такое бюджет?

-Бюджет – это денежные поступления (доходы) и денежные затраты (расходы) за определенный промежуток времени.

-Существует несколько видов бюджета.

Один из них это государственный бюджет.

-Государственный бюджет состоит из доходов и расходов государства.

-Такой план должен быть в каждой стране.

-Ребята, а может ли быть другой бюджет, кроме государственного?

- Как вы думаете, как он называется?

Вопросы: 

1.Деньги, которые тратят, а те или иные нужды (расход). 

2.Стоимость одной вещи (цена). 

3.Правила, законы ведения хозяйства это – (экономика). 

4.  Особый  товар,  который  можно  обменять  на  любые  другие  товары  и

услуги (деньг

(денежная) сумка.

(денежная) сум

Отвечают на вопросы поставленные учителем.

-Нет.

-Да.

-Семейный.

Р:планировать свою деятельность в соответствии с предъявленной информацией.

П:систематизировать, обобщить изученное, делать выводы; использовать вопросы как исследовательский инструмент познания.

К: принимать цель  совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению.

Р: признавать своё право на ошибку и такое же право другого.

Учебная презентация

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф

Словесный: беседа.

Наглядный: презентац.

Приёмы: организация учебного общения

Проводит подводящий диалог для формулирования  обучающимися  целей урока.

- Верно!

- Ребята, это и будет темой нашего сегодняшнего урока.  

- Что должны узнать сегодня на уроке?

Узнать…

-Теперь давайте составим план урока, по которому будем изучать новую тему.

(Составление плана урока)

1. Изучим…

2. Выполним…

3. Сделаем …

Ставят перед собой цель.

- узнать, что такое семейный бюджет.

-Изучим составляющие семейного бюджета; выполним самостоятельную работу; сделаем выводы.

К: воспринимать и формулировать цели и задачи.

Р: проявление мотивации учебно-познавательной деятельности.

П: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока.

Учебная презентация

"Открытие" детьми нового знания
 (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Ф, Г

Практический: выполнение задания.

Приёмы: наблюдение.

Внешний контроль

Знакомство с новым понятием

-Ребята, вы знаете, что такое бюджет семьи? А из чего складывается семейный бюджет?

-Давайте посмотрим небольшой видеофрагмент и узнаем об этом.

- Итак, послушав про семейный бюджет, ответьте на вопрос, что же это такое?

-Верно, а что имеет каждая семья?

-Правильно, на какой период может составляться бюджет семьи?

-Из чего складываются доходы, другими словами, откуда в семье берутся деньги?

- Да, всё верно. Что еще может приносить доход семье?

- Правильно. У вас на столах лежит карточка с определением. Давайте попробуем записать недостающие слова и прочитаем его.

Семейный бюджет или бюджет … –………. описывающий возможности и потребности всех членов ….

-На выполнение этого задания у вас будет 30 секунд.

-Время вышло.

-Давайте прочитаем какое определение у нас получилось.

- Всё верно!

-Мы с вами узнали, что такое семейный бюджет и какие бывают доходы в семье.

-Теперь, подумайте и скажите, что такое расходы в семье?

-Верно. А какие могут быть расходы?

-Хорошо, предлагаю вам выполнить задание. Его вы будете выполнять в парах.

-Давайте вспомним правила работы в парах.

-Все верно. Давайте приступим к заданию.

-Я предлагаю вам заполнить таблицу «Доходы и расходы семьи».

-На его выполнение у вас будет 1 минута. Можете начинать.

-Время вышло. Давайте проверим, что у вас получилось.

-Спасибо вам за ответы. Теперь посмотрите на экран и посмотрите, что получилось у меня.

-Молодцы, вы все верно написали.

-Какой пункт плана мы сейчас выполнили?

-Отлично, давайте продолжим!

Открывают новое знание.

-Нет.

-Бюджет семьи – это деньги, которые семья зарабатывает и расходует.

-Каждая семья имеет доходы и расходы.

-Самый удобный срок - на месяц.

-Из зарплаты, стипендии, пенсии.

- Государственные дотации: пособия, субсидии; доход от акций, доход от приусадебного хозяйства; от сдачи жилья, машины, дачи в аренду и другие.

- Семейный бюджет или бюджет семьи план доходов, расходов, описывающий возможности и потребности всех членов семьи.

-Это все то, на что тратят деньги в семье.

-Расходы могут быть, на одежду, продукты, лекарства и т.д.

- Обращаться друг к другу по имени, спокойно, не повышая голоса.

Помогать товарищу.

Не стесняться попросить помощи, совета, задавать вопросы.

Выслушать мнение партнёра, предложить свой вариант.

Внимательно прочитать задание.

-Первый пункт плана.



П: выявление причинно- следственных связей, представление о овощах и фруктах и витаминах;

К: ответственно выполнять свою часть работы; уметь обобщать свое мнения и нескольких людей.

Р: умение оценивание своей работы на уроке.

Учебная презентация

Первичное закрепление
(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Ф, Г

Словесный:

беседа.

Наглядный:

Вывод.

 Приёмы: организация учебного общения.

Организует работу обучающихся по первичному закреплению полученных знаний.

- Сейчас задание вы будете выполнять в группах. Давайте вспомним правила работы в группах.

- Здорово! Слушаем информацию и после у вас будет 1, 5 минуты на заполнение.

- Что вы вписали в пропуски?

Объясняют выполнение своей работы в группах.

- Стипендия, гонорар, премия, пособия, дополнительный доход, проценты от вклада (накопления).

П: устанавливать существенный признак сравнения.

К: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения.

Р: умение оценивания своей работы на уроке.

Учебная презентация

Физкультминутка (1 мин) – видеофрагмент

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Ф, И

Практический: выполнение заданий в рабочей тетради.

Приемы:

Организация учебного общения.

Организует выполнение самостоятельной работы.

 -Ребята, какой пункт плана мы с вами выполнили?

- Верно, какой следующий пункт плана?

- На столе вы можете увидеть карточки, в этих карточках тест. Ваша задача выполнить его самостоятельно за 4 минут. Время пошло.

1. Деньги, которые накапливают – это ….

А) доход

Б) расход

В) бюджет

2. Что относится к доходам семьи?

А) покупка продуктов         Б) ремонт обуви

В) стипендия                        Г) покупка одежды

3.  Что НЕ является доходом семьи?

А) зарплата        Б) выигрыш в лотерее

В) пенсия           Г) оплата за Интернет  

4.  Кто из членов семьи НЕ пополняет семейный бюджет?

А) папа       Б) дедушка        В) сын-школьник       Г) мама

5. Деньги, которые тратят – это ….

А) доход            Б) расход            В) бюджет

-Итак, время вышло, сейчас мы обмениваемся карточками с соседом по парте и проверяем. Правильные ответы вы можете увидеть на экране.

- На экране так же вы видите критерии оценивания.

0 ошибок-5

1 ошибка-4

2 ошибки-3

Выполняют задание и обмен. тетрадями для взаимопроверки.

- Изучили составляющие семейного бюджета

-Выполнить самостоятельную работу

1)А

2)В

3)Г

4)В

5)Б

Р: оценивать правильность выполнения действия на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

П: ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания).

К: воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя.

Учебная презентация

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Ф, П

Словесный:

беседа.

Приёмы: организация учебного общения.

Внешний контроль.

Организует повторение и закрепление ранее изученного на уроке.

-Ребята, у вас на партах лежат листочки с названиями товаров и услуг. Расставьте товар так, на что бы вы могли потратить свой месячный семейный бюджет. В первую очередь выберите те товары, которые вы посчитаете необходимыми приобрести на месяц. Не забудьте, что существует ряд услуг, которыми мы пользуемся каждый месяц. Отметьте галочкой.

Лекарства – 2 р.

Продукты – 50 р.

Одежда – 10 р.

Обувь – 5 р.

Бытовая химия – 5 р.

Транспорт – 10 р.

Велосипед – 20 р.

Музыкальная (спортивная) школа – 10 р.

Книги – 1 р.

Компьютер – 40 р.

Игрушки – 3 р.

Платежи и налоги – 10 р.

Диски с мультфильмами – 3 р.

Посещение театра, цирка – 6 р.

Посещение боулинга - 6 р

Туристическая поездка – 80 р.

Поход в кино - 4 р.

Мороженное, конфеты - 5 р.

-После этого  переверните листочки и подсчитайте, какая сумма расходов у вас получилась.

-Предлагаю вам выполнить это задание в парах. Правила мы с вами уже вспоминали. Для этого задания у вас будет 2 минуты.

После чего мы с вами проверим.

- Итак время вышло, какая пара хочет ответить?

- Ребята, вы согласны? Как вы думаете, что должно стоять на первом месте в этом списке?

-На экране вы можете увидеть мой вариант.

-Ребята, как вы думаете, в вашем семейном бюджете образовался дефицит или экономия? Значение этих слов вы можете увидеть на экране.

Дефицит – превышение расходов бюджета над доходами; экономия – бережливое ведение хозяйства.

-Что мы будем делать, если у нас получился дефицит? А если экономия?

-Все верно, молодцы!

Выполняют задание.

1.Лекарства – 2 р.

2.Продукты – 50 р.

3.Одежда – 10 р.

4.Обувь – 5 р.

5.Бытовая химия – 5 р.

6.Транспорт – 10 р.

7.Велосипед – 20 р.

8.Музыкальная

(спортивная) школа – 10 р.

9.Книги – 1 р.

10.Компьютер – 40 р.

11.Игрушки – 3 р.

12.Платежи и налоги – 10 р.

13.Диски с мультфильмами – 3 р.

14.Посещение театра, цирка – 6 р.

15.Посещение боулинга - 6 р

16.Туристическая поездка – 80 р.

17.Поход в кино - 4 р.

18.Мороженное, конфеты - 5 р.

Если экономия – отложим сбережения, если дефицит – нужно на чём-то сэкономить.

П: выявление причинно- следственных связей.
К: принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению.
Р: осознанно относиться к другому человеку, его мнению; признавать своё право на ошибку и такое же право другого.

Учебная презентация

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Ф

Словесный:

беседа.

Приёмы: организация учебного общения.

 Организует подведение итога урока, рефлексию, оценку результатов деятельности обучающихся.

- Ребята, наш урок подходит к концу. Все ли пункты плана мы выполнили?

-Правильно, давайте вспомним, какая тема была нашего урока?

- Какую цель мы ставили на урок?

-Правильно, на экране вы можете увидеть фразы, кто желает продолжить их?

Сегодня на уроке я научился…

Своей работой на уроке я …

Мне было трудно…

-Мы с вами очень хорошо с поработали и успели выполнить все пункты плана.

-На этом наш урок подошёл к концу, до свидания.

Осуществляют самооценку своей учебной деятельности соотносят цель и результат.

-Нет, мы не подвели итоги

-Семейный бюджет

- узнать, что такое семейный бюджет

П: использовать вопросы как исследовательский инструмент познания.
К: уметь оценивать свои достижения на уроке.
Р: признавать своё право на ошибку и такое же право другого.

Учебная презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока окружающего мира "Город, в котором мы живём" в 1 классе ("Школа 2100")

Данная технологическая карта урока разработана в соответствии с требованиями ФГОС на основе технологии деятельностного метода....

технологическая карта урока окружающий мир по теме "Что такое деньги?"в 3 классе

Цель этого урока:формирование у учащихся основ экономических знаний о деньгах, истории их появления....

Технологическая карта урока окружающего мира на тему "Неживая и живая природа" 2 класс

Материал расчитан для обучающихся 2 класса УМК "Школа России". Урок соответствует  требованиям ФГОС. В технологической карте прописаны планируемые УУД. В течении урока обучающиеся сами формулирую...

Технологическая карта урока литературного чтения.Тема "Семейное чтение. Притча". УМК "Перспектива" (3 класс)

Тема урока «Семейное чтение. Притча»Цель урока: формирование читательской компетентности младших школьников через чтение и анализ притчиДидактическиеОрганизовать работу по осмысленному чте...

Технологическая карта урока окружающего мира. Тема:"Государственный бюджет"(3 класс, УМК "Школа России").

Тип урока: открытие “нового” знания.Цель урока: создание условий для знакомства учащихся с понятием “государственный бюджет”.Задачи урокаДидактические:Познакомить с определения...

Технологическая карта урока окружающего мира. Тема:"Семейный бюджет"(3 класс, УМК "Школа России").

Тип урока: открытие “нового” знания.Цель урока: создание условий для знакомства учащихся с понятием “семейный бюджет”.Задачи урокаДидактические:Познакомить с определениями: &qu...

Технологическая карта урока окружающего мира тема «Семейный бюджет»

Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: формирование элементарных экономических представлений о бюджете семьи, о правилах ведения домашнего хозяйства. Задачи урокаДидакти...