Технологическая карта урока окружающего мира тема «Семейный бюджет»
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: формирование элементарных экономических представлений о бюджете семьи, о правилах ведения домашнего хозяйства.
Задачи урока
Дидактические:
- Формировать представление о структуре семейного бюджета;
- Познакомить учащихся с экономической жизнью семьи, правилами ведения домашнего хозяйства.
- Повторить изученные экономические понятия.
Развивающие:
- Развивать устную монологическую речь;
- Развивать память;
- Закреплять навыки самостоятельной работы.
Воспитательные:
- Воспитывать любовь к родному языку;
- Воспитывать бережное отношение к учебнику;
- Воспитывать внимание, усидчивость.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта урока окружающего мира тема «Семейный бюджет» | 102 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
Дата: 15.04.22 Школа: МАОУ СОШ № 104 Класс: 3 «Т» Урок: 4 Время: 10:40 – 11:20 Кабинет: 211 | Студент: Гончаренко Александра Группа: 23 Учитель: Моцная Наталья Викторовна Методист: Горячёва Светлана Леонидовна |
Тема урока «Семейный бюджет»
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: формирование элементарных экономических представлений о бюджете семьи, о правилах ведения домашнего хозяйства.
Задачи урока
Дидактические:
- Формировать представление о структуре семейного бюджета;
- Познакомить учащихся с экономической жизнью семьи, правилами ведения домашнего хозяйства.
- Повторить изученные экономические понятия.
Развивающие:
- Развивать устную монологическую речь;
- Развивать память;
- Закреплять навыки самостоятельной работы.
Воспитательные:
- Воспитывать любовь к родному языку;
- Воспитывать бережное отношение к учебнику;
- Воспитывать внимание, усидчивость.
Оборудование: 1. Учебник «Окружающий мир» Плешаков А.А. 3 класс, 2 часть (УМК «Школа России»), 2. рабочая тетрадь Плешаков А.А. 3 класс, 2 часть, 3.учебная презентация.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап | Образовательная цель этапа урока | Формы, (Ф, Г,П,И) методы и приемы | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося (ответы) |
| Дидактические средства и интерактивное оборудование |
Самоопределение к деятельности | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Ф Словесный: беседа | 1. Проверяет готовность обучающихся к уроку . 2. Создание эмоционального настроя. 3. Налаживание контакта с классом. - Прозвенел звонок веселый, Мы урок начать готовы! Будем думать, рассуждать И друг другу помогать. - Ребята, я знаю такой ключ, который открывает все «замки» в душах людей. Это улыбка. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь мне, друг другу. Мы спокойны, добры, приветливы. Я желаю вам хорошего настроения! | Показывают свою готовность. Слушают учителя. | Р: личностное включение в учебную деятельность П: воспринимать речь учителя. | Учебная презентация |
Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Ф Словесный: опрос, беседа. | 1. Повторение пройденного материала. - Мы продолжаем изучать экономику, и сегодня вы узнаете что-то новое. - Ребята, отгадайте зашифрованное слово на слайде? - С каким бюджетом познакомились на прошлом уроке? - Что такое бюджет? - Как называются деньги, которые поступают в бюджет? - Как называются деньги, которые тратятся из бюджета? - Как называются платежи, которые граждане и организации обязаны вносить в бюджет государства? - На что государство расходует деньги? - Зачем нужен в каждом государстве бюджет? - А может ли быть другой бюджет, кроме государственного? 2. Проблемная ситуация. - Как называются люди, которые живут вместе и ведут общее хозяйство? - Может ли у семьи быть свой бюджет? | Отвечают на поставленные учителем вопросы. - бюджет. - с государственным бюджетом. - план доходов и расходов государства. - доходы. - расходы. - налоги. - на образование, здравоохранение, содержание армии, полиции, науки и культуры, охрану природы и другие цели. - чтобы вести хозяйство страны, планировать, вести экономику. - да. - семья. - да. | Предметные: повторить уже пройденный материал. Метапредметные: Р: выработать учебную мотивацию, П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; | Учебная презентация |
Постановка учебной задачи | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Словесный: беседа. Наглядный: презентация | 1. Формулирует вместе с детьми тему урока. - Как вы думаете, над какой темой мы будем сегодня работать на уроке? 2. Организует игру «Верите ли вы?» -Начнём работу по теме урока с игры под названием «Верите ли вы?» -У вас на столах лежат листочки, на которых начерчена таблица. Цифрами я указала № вопросов. Я вам читаю вопросы, которые начинаются со слов «Верите ли Вы, что». Вы обсуждаете ответы в парах. Если вы верите, то во второй строке поставьте знак «+», если нет, то «-». Вопросы: Верите ли вы… 1. Что семейный бюджет складывается из доходов и расходов семьи? 2. Что лучшим считается бюджет, в котором доходы меньше расходов? 3. Что налогоплательщики это люди, которые платят налоги? 4 . Что дефицит – это превышение расходов бюджета над доходами? 5. Что экономия – это расточительное ведение хозяйства? - Ребята, возникли ли у вас какие – либо трудности при ответах на вопросы? - Были ли такие задания, которые вызвали у вас вопросы и затруднения? - Встретились ли вам новые понятия? - Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке? - Какие задачи мы сегодня ставим перед собой на уроке?
| Отвечают на поставленные учителем вопросы. - семейный бюджет. Участвуют в игре. Отвечают на поставленные учителем вопросы. - да, возникли некоторые трудности. - новые понятия встретились, например «расточительное». - что такое семейный бюджет, из чего он складывается, что такое дефицит и экономия. - понять, зачем и для чего нужен семейный бюджет; узнать, как распланировать семейный бюджет. | Предметные: уметь формулировать тему и цель урока Метапредметные: П: строить речевые высказывания в устной форме, К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса. Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; | Учебная презентация |
Динамическая пауза ( | Отдых от умственных нагрузок, смена деятельности | Ф Практический :выполнение упражнений | Проводит физминутку - Вы наверное устали, давайте отдохнем | Выполняют упражнения. | Учебная презентация | |
"Открытие" детьми нового знания | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Словесный: беседа. Наглядный: презентация | 1. Открытие для учеников новых сведений. - Вы уже знаете, из чего складывается государственный бюджет, а как вы думаете, из чего складывается семейный бюджет? - Что же такое бюджет семьи? - А как вы думаете, на какой период может составляться бюджет семьи? - Какие доходы могут быть в семье? - Если в семье работает мама, папа, есть бабушка и дедушка, маленькие дети и студенты, то в такой семье доходы сложатся из зарплаты родителей, пенсии, пособий и стипендии. - Могут ли в семье появиться незапланированные доходы? Один из них подскажут вам рисунки в учебнике на с.77. - А непредвиденные расходы? - А сейчас давайте вставим пропущенные слова в предложения. (прибыль, процент, гонорар) Если папа – писатель, то за свои книги он получает авторское вознаграждение –…. Предположим, папа предприниматель, имеет собственную фирму. Тогда он будет получать не зарплату, а … от работы фирмы. Семья может иметь сбережения. Если они хранятся в банке, то банк регулярно выплачивает за это определенную сумму - … | Отвечают на поставленные учителем вопросы. - из доходов и расходов. - это деньги, которые семья зарабатывает и расходует. - на месяц. - зарплата мамы, папы, пенсия бабушки, дедушки, стипендия студента. - премия, гонорар, наследство. - срочная операция, покупка лекарств, ремонт автомобиля. Выполняют задание. - гонорар. - прибыль. - процент. | Предметные: уметь самостоятельно добывать новые знания. Метапредметные: Р: выработать учебную мотивацию, П: строить речевые высказывания в устной форме, К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; | Учебная презентация, учебник |
Первичное закрепление | Усвоение нового способа действий | П Словесный метод: диалог Наглядный метод: презентация | 1. Закрепление с детьми полученных знаний на уроке. - У вас на партах лежат листочки с названиями товаров и услуг. Выберите то, на что потратите свой месячный семейный бюджет. Выберите те товары, которые вы посчитаете необходимыми приобрести на месяц. Не забудьте, что существует ряд услуг, которыми мы пользуемся каждый месяц. Отметьте галочкой. Лекарства – 2 ш. Продукты – 50 ш. Одежда – 10 ш. Обувь – 5 ш. Бытовая химия – 5 ш. Транспорт – 10 ш. Велосипед – 20 ш. Музыкальная (спортивная) школа – 10 ш. Книги – 1 ш. Компьютер – 40 ш. Игрушки – 3 ш. Платежи и налоги – 10 ш. Диски с мультфильмами – 3 ш. Посещение театра, цирка – 6 ш. Посещение боулинга - 6 ш. Туристическая поездка – 80 ш. Поход в кино - 4 ш. Мороженное, конфеты - 5 ш. - А сейчас переверните листочки и подсчитайте, какая сумма расходов у вас получилась. – Как вы думаете, что должно стоять на первом месте в этом списке? - Бюджет вашей семьи в месяц составляет 100 ш. У кого сумма больше этой цифры? У кого меньше 100 школяриков? - В вашем семейном бюджете образовался дефицит или экономия? Значение этих слов вы найдете на карточках — подсказках. - Что в этом случае нам делать? - А что такое экономия? - Экономия – это когда бережно относишься ко всему, что тебя окружает, потому что это экономит твоё время, силы, здоровье и деньги. В каждой семье должна быть экономия, мы должны бережно относиться к вещам, бытовым приборам. - Как же вы думаете, что нужно, для того, чтобы доходы семейного бюджета были больше, чем расходы? - Совершенно верно!
| Выполняют задание. Подсчитывают сумму. - лекарства, продукты, книги. - если экономия – отложим сбережения, если дефицит – нужно на чём-то сэкономить. Отвечают на вопросы. Слушают учителя. - не покупать лишних вещей, бережно относиться к своим вещам, экономно расходовать воду, планировать расходы. | Предметные: уметь правильно формулировать свои мысли по теме урока. Метапредметные: Р: выработать учебную мотивацию, П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план К: строить понятные для партнёра высказывания, Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; | Учебная презентация, раздаточный материал |
Самостоятельная работа с самопроверкой | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | Ф Словесный: беседа Наглядный: демонстрация слайдов | Организует самостоятельную работу учащихся. - А теперь давайте закрепим наши знания и напишем небольшой тест. 1. Из чего складывается семейный бюджет? а) из пенсии, стипендии; б) из доходов и расходов; в) из денег. 2. Деньги, которые поступают в бюджет семьи,- это..... я) расходы; е) проценты; ю) доходы. 3. Авторское вознаграждение — это.... б) зарплата; г) налог; д) гонорар. 4. Деньги, которые тратятся из бюджета семьи, -это....... ш) доходы; ж) расходы; х) прибыль. 5. Правильным ведением бюджета считается то, при котором доходы …. е) больше расходов; и) равны расходам; а) меньше расходов. 6. Зарплата, пенсия, стипендия — это разные виды...... т) доходов; п) расходов; к) гонорара. - Теперь давайте проверим себя. Посмотрите на слайд, здесь правильные ответы. - Поднимите руки те, у кого нет ошибок. А у кого 1 ошибка? У кого 2? А у кого три и более? - Оцените себя в соответствии с таблицей оценки. - Вы большие молодцы! | Работают самостоятельно. Проверяют себя. Оценивают себя. | Предметные: уметь самостоятельно работать над заданиями. Метапредметные: Р: выработать учебную мотивацию, П: работать по предложенному плану, выдвигать свой план К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; | Учебная презентация |
Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин) | Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Словесный: беседа | 1. Обобщение материала урока. 2. Вопросы на повторение теоретического материала. - Посмотрите на экран. Нужно закончить предложения. 1. Для исполнения желаний всех членов семьи должно быть больше … 2. Расходы не должны превышать …. 3. По доходам и …. - А что нужно делать, чтобы в семье было больше доходов? - Послушайте одну историю о мальчике, который не работал, но смог найти деньги на подарок для мамы. Саша, друг мой, изменился, Саша экономным стал, Так, как раньше, не считая, Деньги тратить перестал. Себе не покупает он Жевательной резинки И даже самой яркой Переводной картинки. Что стало с ним? Во всем дворе никто не понимает, А тем, кто задает вопрос, Наш Саша отвечает: «Я покупаю только то, Что мне необходимо. А если вещь мне не нужна, Пройду, не глядя, мимо. Чтоб мог ко дню рождения Купить подарок маме я, Нужна мне эта строгая, Ребята, экономия». - Что значит экономить? - Чем отличается экономный человек от жадного? - А сейчас подумайте, на чем вы бы могли сэкономить в своей семье? - А на чем экономить нельзя? . | Ответы детей на вопросы учителя. - доходов. - доходы. - расход. - хорошо работать, хорошо учиться, экономить. Слушают учителя. - жадный — стремящийся получить побольше, не желающий делиться тем, что имеет, а экономный — бережливо расходующий что-либо. - на игрушках, на развлечениях, сладостях. - на отдыхе, на еде, здоровье. | Предметные: уметь правильно отвечать на вопросы учителя по теме урока. Метапредметные: Р: выработать учебную мотивацию, П: строить речевые высказывания в устной форме К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; | Учебная презентация |
Домашнее задание | Ф практический | Дает комментарий к домашнему заданию. - Запишите домашнее задание. Представьте, что на день рождения вам подарили 2000 рублей. Составьте план своих расходов | Записывают домашнее задание. | Учебная презегнтация | ||
Рефлексия деятельности (2-3 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Словесный: беседа | 1. Подводит итоги. - Какая тема сегодняшнего урока? - Узнали ли вы что то новое для себя сегодня? - Будете ли вы применять в своей жизни правила семейного бюджета, которые узнали сегодня? 2. Организует самооценивание. - Поднимите руки те, кто легко справлялся сегодня на уроке с заданиями? - Спасибо за урок. Вы отлично потрудились | Отвечают на вопросы учителя. - «семейный бюджет» - да! Участвуют в рефлексии. | Метапредметные: Р: выработать учебную мотивацию, К: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса Личностные: принимать и осваивать социальную роль обучающегося; | Учебная презентация |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока окружающего мира. Тема: «Семейный бюджет». 3 класс (УМК Школа России)
Тема урока: «Семейный бюджет»Цели урока: ознакомить с понятиями: семейный бюджет, прибыль, гонорар, рента; воспитывать ответственного, законопослушного гражданина страны....
Конспект урока окружающего мира. Тема: «Семейный бюджет». 3 класс (УМК Школа России)
Тема урока: «Семейный бюджет»Цели урока: ознакомить с понятиями: семейный бюджет, прибыль, гонорар, рента; воспитывать ответственного, законопослушного гражданина страны....
Технологическая карта урока окружающего мира. Тема:"Государственный бюджет"(3 класс, УМК "Школа России").
Тип урока: открытие “нового” знания.Цель урока: создание условий для знакомства учащихся с понятием “государственный бюджет”.Задачи урокаДидактические:Познакомить с определения...
Технологическая карта урока окружающего мира. Тема:"Семейный бюджет"(3 класс, УМК "Школа России").
Тип урока: открытие “нового” знания.Цель урока: создание условий для знакомства учащихся с понятием “семейный бюджет”.Задачи урокаДидактические:Познакомить с определениями: &qu...
Квест-урок «Финансовая грамотность на уроке окружающего мира тема: «Семейный бюджет» Тема: «Семейный бюджет»
Тема: Семейный бюджеттип урока: Урок изучения новых знаний.Учащиеся, опираясь на наблюдения из личного опыта и знания, полученные ранее, знакомятся с финансовыми понятиями и учатся сравнивать, кл...
Технологическая карта урока окружающего мира Тема урока: «Путешествие по планете»
Знакомство обучающихся с понятием «физическая карта мира»; сравнить глобус и карту; познакомить с океанами и материками Земли....
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА Тема: «Животноводство» 3 класс Тема: «РАСТЕНИЕВОДСТВО»
Создать условия для обобщения знаний учащихся о растениеводстве; формирования представлений о животноводстве, его отраслях; ознакомления с особенностями разведения и содержания домашних животных, отра...