Рабочая программа учебного предмета «Мир природы и человека» для обучающихся 4 класса, вариант 1 АООП
рабочая программа по окружающему миру (4 класс)

Ольга Викторовна Бодрова

Рабочая программа ориентирована на использование учебника и рабочей тетради Н.Б.Матвеевой «Мир природы и человека» (4 класс) для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы - М.: Просвещение, 2020 (ФГОС ОВЗ) и обеспечивает реализацию требований адаптированной основной общеобразовательной программы в предметной области  «Естествознание» в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_mir_prirody_i_cheloveka.docx39.96 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение 1.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА  «МИР ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА»

№ п/п

Наименование раздела и темы урока

Кол-во часов

Виды работ

Основные понятия, словарная работа

Методическое обеспечение урока, оборудование

Коррекционная работа

СЕЗОННЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ПРИРОДЕ - 10 часов

Влияние Солнца на смену времён года. Признаки осени

1

Отгадывание загадок о временах года. Рассматривание рисунков и показ разных времен года, расположение их по порядку.

Наблюдение за высотой солнца над горизонтом в разное время года: направление солнечных лучей, количество тепла и света.

Работа по учебнику: чтение.  Беседа по прочитанному. Выполнение заданий в тетради.

Определение по схеме причин сезонных изменений (осень). Беседа о сезонных изменениях в природе. Нахождение и называние признаков сезона на иллюстрациях.

Просмотр сюжета о временах года – осень на мультимедийном оборудовании

EduQuest (раздел «Природа»).

Сравнение схемы с иллюстрацией, выделение осенних месяцев. Сравнение схем осенних месяцев. Заучивание последовательности осенних месяцев.

Осень.

Листопад.

Похолодание, заморозки, пасмурно, облачность, туман.

Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Календарь.

Учебник с.3-5, рабочая тетрадь.

Пиктограммы «Времена года». Иллюстрации с изображением осени, осенних месяцев.

Мультимедийное оборудование

EduQuest.

Календарь.

Развитие и коррекция мыслительных операций на основе упражнений  в выделении  некоторых существенных, общих и отличительных свойства при сезонных изменениях, осенних месяцев; внимания через наблюдение под руководством педагога за предметами и явлениями окружающей действительности;

коррекция связной речи через формирование умения составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений; расширение словаря.

Растения и животные осенью.

1

Дифференциация объектов природы: птицы, растения, животные.

Наблюдения за растениями осенью.

Работа по учебнику: чтение. Беседа об изменениях в жизни растений в осенние месяцы: увядание трав, цветов, листопад, созревание ягод, сбор грибов. Выполнение заданий в тетради.

Работа по мультимедийному оборудованию EduQuest (раздел «Во саду ли в огороде») - «Осенние деревья».

Беседа о пользе овощей, фруктов, ягод для человека.

Наблюдения за животными в разное время года: насекомые, рыбы,  звери, птицы.

Работа по учебнику: чтение. Беседа об изменениях жизни животных в осенние месяцы: перелет птиц,  впадение в спячку, смена цвета меха, заготовка пищи.

Выполнение заданий в тетради.

Астра, георгин. Уборка овощей.

Листопад.

Пчела, бабочка, стрекоза, муравьи.

Перелет птиц.

Запасы. Пастбище.

Учебник с.6-13, рабочая тетрадь.

Картинки с изображениями животных, растений.

Мультимедийное

оборудование

EduQuest

 

Развитие и коррекция внимания на основе наблюдений за предметами и явлениями живой и неживой природы, их взаимосвязи; мыслительных операций через умение обобщать и делать выводы при наблюдениях; речи, через умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Зима. Признаки зимы.

1

Выделение признаков зимы на предметных картинках. Нахождение и показ пиктограммы «Зима». Определение причин сезонных изменений по схеме. Наблюдение за погодой зимнего дня: состояние облачности, высоты солнца,  осадков, температуры.

Работа по учебнику: чтение, беседа по содержанию. Выполнение заданий в тетради.

Работа по мультимедийному оборудованию EduQuest (раздел «Природа») – просмотр сюжета о временах года: зима.

Сравнение схемы с иллюстрацией, выделение зимних месяцев. Заучивание последовательности зимних месяцев. Составление рассказов о погоде зимой. Повторение  правил безопасного поведения человека при наступлении морозов.

Зима. Осадки, снегопад,  вьюга, метель, оттепель. Ясно, пасмурно.

Декабрь, январь, февраль.

Учебник с.15-16, рабочая тетрадь.

Картинки с погодными явлениями. Пиктограммы «Времена года», «Месяцы».

Мультимедийное оборудование

EduQuest

Развитие словесно-логического мышления через умение делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; коррекция зрительной памяти, внимания при работе с иллюстрациями через умение находить картинку по заданию;  слухового внимания на основе умений слушать речь отвечающих и учителя; речи, умение вступать в диалог, на основе составления предложений по опорным словам, картинкам.

Растения и животные зимой.

1

Нахождение и название признаков зимы на картинке, схеме.

Дифференциация объектов природы: птицы, растения, животные.

Наблюдение за изменение растений в зимний период. Работа по учебнику: чтение материала. Беседа об изменениях в жизни растений в зимние месяцы. Выполнение заданий в тетради.

Рассматривание животных, птиц на иллюстрации, предположение об их питании зимой.

Работа по учебнику: чтение материала.

Беседа об изменениях жизни животных в зимние месяцы: зимовка животных; их образ жизни, питание. Подкормка птиц: беседа о помощи птицам зимой.

Выполнение заданий в тетради.

Работа по мультимедийному оборудованию EduQuest (раздел «Природа»):  игра «Назови зимующую птицу».

Составление рассказа о жизни растений        и животных зимой.

Похолодание. Снег, сугробы. Подкормка птиц. Голубь, ворона, снегирь.

Учебник с.17-20, рабочая тетрадь.

Предметные и сюжетные картинки по теме. Мультимедийное оборудование

EduQuest

Развитие внимания на основе наблюдений за предметами и явлениями живой и неживой природы, их взаимосвязи; мыслительных операций через умение обобщать и делать выводы при наблюдениях; речи, через умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, на основе составления предложений по опорным словам, картинкам.

Труд людей осенью и зимой.

Правила поведения в зимний период

1

Соотнесение иллюстраций занятости людей с временем года.

Работа по учебнику: чтение, беседа по содержанию. Беседа о сезонных работах в саду, огороде. Выполнение заданий в тетради.

Работа по мультимедийному оборудованию EduQuest (раздел «Во саду ли в огороде») – «Что растет у нас на грядке?», «Садовые инструменты».

Составление рассказа по иллюстрациям         о видах деятельности людей в осенний и зимний период.

Знакомство с правилами поведения в зимний период (снежная буря, катание на коньках). Нахождение и показ правильного поведения        в  различных ситуациях.

Сезонная работы.

Учебник с.13-14, 20-21, рабочая тетрадь. Предметные и сюжетные картины.

Мультимедийное

оборудование

EduQuest

Развитие мыслительных операций на основе упражнений  в выделении  некоторых существенных, общих и отличительных свойства хорошо знакомых предметов; коррекция связной речи через формирование умения составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений; расширение словаря.

Весна. Признаки весны.

1

Выделение признаков весны на картинках. Нахождение и показ пиктограммы «Весна».

Объяснение по схемам признаков весны.

Называние объектов природы по иллюстрациям (деятельность солнца; длительность дня, таяние льда).

Работа по учебнику: чтение, беседа по содержанию. Выполнение заданий в тетради.

Работа по мультимедийному оборудованию EduQuest (раздел «Природа») – просмотр сюжета о временах года: весна.

Сравнение схемы с иллюстрацией, выделение весенних месяцев. Сравнение схем месяцев. Заучивание весенних месяцев.

Выполнение заданий в тетради.

Составление рассказа о правилах поведения на реке в весенний период.

Весна, оттепель, сосульки, капель, ручьи, проталины, ледоход.

Март, апрель, май

Учебник с.22-24, рабочая тетрадь.

Сюжетные и предметные картинки по теме.

Мультимедийное оборудование. EduQuest

Развитие словесно-логического мышления через умение делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; коррекция зрительной памяти при работе с иллюстрациями через умение находить картинку по заданию;  внимания, на основе умений слушать речь отвечающих и учителя; памяти путем заучивания названий месяцев; речи, через умение вести диалог, на основе составления предложений по опорным словам, картинкам.

Растения и животные весной.

1

Называние объектов природы по иллюстрациям, дифференциация объектов природы: растения, животные, птицы, насекомые.

Дифференциация  растений: деревья,  кустарники, цветы. Рассматривание на картинках деревьев и кустарников весной: береза, тополь, сирень, верба.

Работа по учебнику: чтение. Беседа об изменениях в природе, жизни растений в весенние месяцы: набухание почек, цветение, распускание листвы, посадка семян.

Выполнение заданий в тетради.

Работа по мультимедийному оборудованию EduQuest (раздел «Природа»):  игра «Узнай и назови растение».

Работа по учебнику: чтение. Беседа об изменениях жизни животных в весенние месяцы: линька, размножение, образ жизни, прилет птиц.

Беседа о появлении насекомых.

Выполнение заданий в тетради.

Отгадывание загадок о животных.

Яблоня, вишни, груши. Нарциссы, тюльпаны.

Рассада, семена.

Перелетные  птицы: жаворонки, дрозды, соловьи. Линька, спячка,

Змеи, лягушки.

Потомство.

Насекомые: божья коровка, муравьи.

.

Учебник с.24-30, рабочая тетрадь.

Картинки с изображениями животных, растений, насекомых, птиц.

Мультимедийное оборудование

EduQuest

 

Развитие внимания на основе наблюдений за предметами и явлениями живой и неживой природы, их взаимосвязи; зрительной памяти через умение находить картинку по заданию; мыслительных операций через умение обобщать и делать выводы при наблюдениях; речи, через умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Лето. Признаки лета.

1

Определение признаков лета на изображениях, схемах. Нахождение и показ пиктограммы «Лето». Определение причин сезонных изменений по схеме.

Нахождение иллюстрации в соответствии с темой.

Работа по учебнику: чтение, беседа по содержанию.

Выполнение заданий в тетради.

Работа по мультимедийному оборудованию EduQuest (раздел «Природа») – просмотр сюжета о временах года: лето.

Сравнение схемы с иллюстрацией, выделение летних месяцев. Сравнение схем месяцев.

Определение последовательности объектов по рисунку.

Лето, июнь, июль, август.

День  длиннее, ночь короче.

Роса.

Гроза, молния, гром, ливень, радуга.

Учебник с.36-36, рабочая тетрадь.

Предметные и сюжетные картины по теме. Мультимедийное оборудование

EduQuest

Развитие словесно-логического мышления через умение делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; коррекция зрительной памяти при работе с иллюстрациями через умение находить картинку по заданию; внимания  на основе умений слушать речь отвечающих и учителя; речи, на основе составления предложений по опорным словам, картинкам.

Растения и животные летом.

1

Дифференциация  объектов природы по

иллюстрациям (птицы, растения, животные).

Работа по учебнику: чтение. Беседа об изменениях в жизни растений в летние месяцы: цветение, созревание, сбор ягод, фруктов; цветение цветов. Выполнение заданий в тетради. Отгадывание загадок о растениях.

Дифференциация  объектов природы по

иллюстрациям: насекомые, рыбы, птицы, насекомые, звери, животные).

Работа по учебнику: чтение. Беседа об изменениях жизни животных в летние месяцы: образ жизни, вскармливание детенышей.

Выполнение заданий в тетради.

Определение по рисунку способа питания и места проживания животных.

Полевые цветы: колокольчик, ромашка, садовые цветы: пионы, флоксы; травы, лесные ягоды, садовые ягоды.

Насекомые:  бабочка, оса, пчела, комар, стрекоза.

Откладывание икры, мальки.

Вскармливание.

Детеныши.

Учебник с.36-42, рабочая тетрадь.  Сюжетные картинки «Времена года».

Картинки с изображениями животных, растений. Мультимедийное оборудование

EduQuest

Развитие внимания на основе наблюдений за предметами и явлениями живой и неживой природы, их взаимосвязи; мыслительных операций через умение обобщать и делать выводы при наблюдениях; памяти через запоминание связной по смыслу информации;  речи, через умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Труд людей весной и летом. Проверочная работа №1 «Сезонные изменения в природе»

1

Беседа: сезонная одежда (почему и как следует одеваться).

Работа по учебнику: «Одежда, обувь»: называние видов одежды, обуви.

Беседа  о занятиях людей весной и летом.

Соотнесение иллюстраций занятости людей с временем года.

Проверочная работа №1 «Сезонные изменения в природе»

Сезонная одежда, обувь.

Учебник с.31-32,  43-47, рабочая тетрадь.  Предметные и сюжетные картины.

Развитие мыслительных операций на основе умения группировать предметы по их назначению, делать выводы;

развитие самостоятельности при выполнении работы;

самоконтроля.

НЕЖИВАЯ ПРИРОДА – 3 часа

Почва. Состав почвы. Обработка почвы.

1

Показ объекта природы (планета Земля) на рисунке.

Знакомство с элементарными представлениями о  составе и свойстве почвы. Беседа о почве, её значении в жизни растений, животных и человека; «Из чего образуется почва?».

Словарная работа (перегной, верхний слой почвы - плодородный слой земли).

Беседа об обработке и удобрении почвы; роли перегноя в почве.

Работа по учебнику: чтение.  Беседа по прочитанному. Выполнение заданий в тетради.

Повторение правил обращения с садовым инструментом.

Работа по мультимедийному оборудованию EduQuest (раздел «Во саду ли в огороде») – задание «Как вырастить растение?»

Планета Земля, почва, перегной, песок, глина, камни, плодородная почва.

Учебник с.48 - 51, рабочая тетрадь.  Предметные и сюжетные картины по теме. Мультимедийное оборудование

EduQuest

Коррекция и развитие мышления через выделение существенных, общих и отличительных свойств предметов;  зрительного и слухового восприятия, памяти при изучении учебного материала через рассказ учителя и наглядный материал, чтение текста; речи, через умение вступать в диалог (отвечать на вопросы, уточнять непонятное); обогащение словарного запаса.

Песок и глина. Камни.

1

Опыт: свойства песка (пропускает воду, сыпуч).

Работа по учебнику: чтение.  Беседа по прочитанному: песок в природе; зависимость между свойствами песка и его использованием;  использование песка человеком.

Выполнение заданий в тетради.

Опыт: свойства глины (не пропускает воду, пластичная, можно использовать для лепки). Работа по учебнику: чтение.  Беседа по прочитанному: глина в природе; зависимость между свойствами глины и его использованием;  использование глины человеком.

Составление рассказа о глине с использованием текста учебника.  Работа с рисунками (использование глины).

Знакомство с основными свойствами камня (твёрдость, не пропускают воду и воздух); драгоценные  камни (виды драгоценных камней).

Песок и его свойства: рыхлый, пропускает воду, сыпуч; глина и её свойства: не пропускает воду, пластична.

Учебник с.52 - 56, рабочая тетрадь.  Оборудование для опытов: стакан, воронка, фильтр, песок.

Оборудование для индивидуальной работы: разделочные доски, глина.

Развитие логического мышления через умение анализировать, обобщать изучаемый материал

выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов; коррекция зрительного восприятия при работе с наглядным материалом; слухового восприятия через рассказ учителя, ответы учащихся;  речи, на основе составления предложений по опорным словам, картинкам.

Рельеф. Горы, холмы, равнины, овраги.

Проверочная работа №2 «Неживая природа»

1

Показ на рисунке объектов природы (горы, холмы,  вершина).

Чтение текста учебника, ответы на вопросы.

Сравнение гор, холмов, нахождение сходства и различий.

Знакомство с растительным миром холмов.

Зарисовка в тетради гор и холмов, подпись названий.

Словарная работа (равнины, овраги).

Рассматривание объектов природы (равнины, овраги) на рисунках, ответы  на вопросы. Значение равнин для живого мира.

Образование оврагов. Зарисовка в тетради объектов природы  (равнина, овраг)

Проверочная работа №2 «Неживая природа»

Формы поверхности земли: равнины, низменности, холмы, горы, овраг. Вершина, рельеф.

Учебник с.56 - 59, рабочая тетрадь.  

Развитие мыслительных операций на основе умения группировать предметы по их назначению, делать выводы;

развитие самостоятельности при выполнении работы;

самоконтроля.

ЖИВАЯ ПРИРОДА –  19 часов

Растения – 7 часов

Огород. Овощи в питании человека.

1

Показ объекта на рисунке (поле, огород). Перечисление инструментов для перекопки земли.

Выявление и систематизация знаний об овощах. Беседа об овощах, основных признаках овощей, использовании овощей. Словарная работа (корнеплоды, овощеводы, теплица).

Чтение текста учебника, нахождение ответов на вопросы в тексте.

Выполнение заданий в рабочей тетради.

Беседа о значении овощей в питании человека.

Растения огорода, корнеплоды, овощеводы, теплица.

Учебник с.4 - 7, рабочая тетрадь.

Плакаты по теме урока. Муляжи. Сюжетные картинки с разновидностью овощей  

Развитие словесно-логического мышления через умение делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; коррекция внимания  на основе умений слушать речь отвечающих и учителя; речи, на основе составления предложений по опорным словам, картинкам.

Лес. Ориентировка в лесу.

1

Дифференциация  растений по

иллюстрациям (деревья, кустарник, травы).

Дифференциация предметов по признаку (деревья, кустарники).

Беседа о лиственных, хвойных и смешанных лесах, разновидность деревьев, строение деревьев.

Основные отличительные признаки лесов.

Работа по учебнику: чтение. Беседа о лиственных и хвойных деревьях.

Упражнения на ориентировку в пространстве (определение право, лево, сзади, спереди).

Рассматривание приборов   для   ориентировки   в   пространстве (компас). Практическое упражнение ориентирование по компасу, по природным объектам.

Растения: деревья, кусты, травы; деревья хвойные и лиственные, многолетние, однолетние, деревья, кустарники, компас. Много летние, однолетние.

Учебник с.7 - 8, рабочая тетрадь.

Плакаты. Предметные картинки по теме (презентация).  

Мультимедийное оборудование

EduQuest

Коррекция и развитие памяти через выяснение степени усвоения материала предыдущих уроков; коррекция зрительного восприятия при работе с наглядным материалом; слухового восприятия через рассказ учителя, ответы учащихся;  пространственной ориентации при работе с компасом.

Сад. Фрукты в питании человека.

1

Знакомство с фруктовыми деревьями: яблоня, груша, слива, вишня; кустарниками: смородина, малина, крыжовник.

Классификация растений сада, группирование их по признакам.

Работа по учебнику: чтение. Беседа о растениях сада. Словарная работа (многолетние, однолетние, клумбы, цветоводы).

Работа по мультимедийному оборудованию EduQuest (раздел «Во саду ли в огороде») - «Удивительные деревья».

Показ садовых инструментов на рисунках, определение их предназначения.

Составление рассказа о правилах использования садового инструмента на основе рисунков и текста.

Беседа о значении фруктов в питании человека.

Растения: деревья, кусты, травы; деревья хвойные и лиственные, многолетние, однолетние, деревья, кустарники, компас. Много летние, однолетние.

Учебник с.9 - 13, рабочая тетрадь.

Плакаты. Предметные картинки по теме (презентация).  

Мультимедийное оборудование

EduQuest

Коррекция мыслительной

деятельности через

формирование умения

называть характерные признаки изучаемого предмета с опорой на иллюстрацию;

речи, на основе составления предложений по опорным словам, картинкам, расширение словаря.

Растения культурные и дикорастущие.

1

Знакомство с культурными фруктовыми деревьями: яблоня, груша, слива, вишня;

кустарниками: смородина, малина, крыжовник.

Работа по учебнику: чтение. Беседа об

особенностях произрастания. Словарная работа (культурные, дикорастущие, сорт).

Дифференциация культурных и дикорастущий растений. Выполнение заданий в рабочей тетради.

Работа по мультимедийному оборудованию EduQuest (раздел «Во саду ли в огороде») – задания «Поездка на дачу»,  «Как растут растения».

Культурные, дикорастущие растения, сорт, семена. Фрукты, сад,  плод, ягода.

Учебник с.14 - 17, рабочая тетрадь.

Предметные и сюжетные картины по теме, муляжи фруктов. Мультимедийное оборудование

EduQuest

Развитие мыслительных операций на основе упражнений в нахождении и назывании сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе; коррекция зрительного восприятия при работе с наглядным материалом; памяти через воспроизведение прочитанного, услышанного;

коррекция речи через умение вступать в диалог (отвечать на вопросы, уточнять непонятное); обогащение словарного запаса.

Лекарственные растения. Красная книга

1

Называние объекта (травы),  дифференциация объектов: лекарственные и ядовитые растения.

Знакомство с лекарственными растениями и правилами сбора лекарственных растений, чтение названия и информации на аптечной упаковке, способом их применения, сроком годности.

Работа по учебнику: чтение текста, рассматривание иллюстраций, ответы на вопросы.

Работа в группе: нахождение в учебнике информации о пользе лекарственных растений в жизнедеятельности организма человека.

Знакомство с Красной книгой.

Рассматривание иллюстраций с редкими видами растений и животных, их описание по внешнему виду.

Беседа о редких животных - белый медведь, амурские тигры, образе жизни и повадках, внешних признаках.

Выполнение заданий в рабочей тетради.

Лекарственные растения: календула, зверобой, подорожник. Красная книга, охрана редких растений. Редкие,, исчезающие.

Учебник с.18 - 21, рабочая тетрадь.

Предметные и сюжетные картины по теме, муляжи фруктов. Мультимедийное оборудование

EduQuest

Развитие мыслительных операций на основе упражнений в нахождении и назывании сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе; коррекция зрительного восприятия при работе с наглядным материалом; памяти через воспроизведение прочитанного, услышанного;

коррекция речи через умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, обогащение словарного запаса.

Растения полей. Поле в разное время года.

1

Называние объекта (травы),  дифференциация объектов: культурные и дикорастущие растения.

Название культурных злаков.

Знакомство со строением злаковых  растений корень, стебель (соломина), листья, колос (метелка), зерна. Беседа о значении злаковых растений для человека, участие человека в выращивании культурных растений.

Беседа о работе человека в полях, переработке зерен. Знакомство с техникой при обработке полей, ее назначением: трактора, сеялки, комбайна, зернохранилище, мельниц, мукомольных комбинатов. Словарная работа (жатва, зернохранилище, озимые, соломина, колос, метелка).

Работа по учебнику: чтение текста (работа в поле в разное время года), беседа по рисункам.

Сравнение двух объектов (пшеница и рожь; овес и гречиха). Выполнение заданий в рабочей тетради.

Поле, жатва, зернохранилище, озимые, соломина, колос. Метёлка, пшеница, рожь, овёс, гречиха.

Учебник с.23 - 29, рабочая тетрадь.

Сюжетные  предметные картинки.

Развитие мыслительных операций на основе упражнений в нахождении и назывании сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе; коррекция зрительного восприятия при работе с наглядным материалом; памяти через воспроизведение прочитанного, услышанного;

коррекция речи через умение вступать в диалог (отвечать на вопросы, уточнять непонятное); обогащение словарного запаса.

Парки.

Проверочная работа №3 «Растения»

1

Рассматривание иллюстраций с изображением парков. Беседа по содержанию

Словарная работа (парк, аллея, сквер) Работа по учебнику: чтение текста беседа по содержанию.

Описание парка (сквера).

Называние известных детям парков, расположенных вблизи от местожительства.

Проверочная работа №3 «Растения»

Парк, аллея, сквер.

Учебник с.23, рабочая тетрадь.

Предметные и сюжетные картины по теме. Мультимедийное оборудование

EduQuest

Развитие  и  коррекция зрительного восприятия при работе с наглядным материалом; памяти через воспроизведение прочитанного, услышанного;

речи, через умения строить высказывания по условным обозначениям, наглядном материале; самостоятельности при выполнении работы; самоконтроля.

Животные – 7 часов

Домашние животные: лошадь, корова.

1

Отгадывание  загадки о животных.

Работа по учебнику: чтение текста, рассматривание иллюстраций. Беседа о внешнем виде, питании, повадках, образе жизни, детенышах.

Беседа о пользе домашних животных.

Выполнение заданий в рабочей тетради.

Работа по мультимедийному оборудованию EduQuest (раздел «Природа») – задания: «Семьи животных», «Где живут эти животные?», «Звериные дома»

Домашние животные: лошадь, корова; разведение человеком домашних животных; скакун, тяжеловоз, уход за животными.

Учебник с.30-33, рабочая тетрадь.

Предметные и сюжетные картины по теме. Мультимедийное оборудование

EduQuest

Развитие мыслительных операций через умение анализировать, обобщать, классифицировать на наглядном материале; коррекция внимания через способность понимать главное в воспринимаемом учебном материале;  устной речи через формирование умения строить высказывания; расширение словаря.

Свинья, овца. Правила ухода за домашними животными

1

Дифференциация  диких и домашних животных.

Работа по учебнику: чтение текста, рассматривание иллюстраций.

Беседа о внешнем виде, питании, названии детенышей, повадках, образе жизни, месте обитании.

Составление рассказа об использовании овцы, свиньи человеком. Выявление  необходимых условий для жизни животных.

Выполнение заданий в рабочей тетради.

Рассматривание предметов ухода за домашними животными.

Выполнение заданий в рабочей тетради.

Работа по мультимедийному оборудованию EduQuest (раздел «Природа») – «Мамы и детеныши»,  «Звуки животных».

Домашние животные: овца, свинья; поросёнок, ягнёнок.

Учебник с.34, рабочая тетрадь.

Предметные и сюжетные картины по теме. Мультимедийное оборудование

EduQuest

Развитие памяти через выяснение степени усвоения материала предыдущих уроков; логического мышления через умение анализировать, обобщать на наглядном материале; коррекция зрительного восприятия при работе с наглядным материалом; слухового восприятия через рассказ учителя, ответы учащихся;  речи, на основе составления предложений по опорным словам, картинкам.

Птицы. Польза и вред птиц. Водоплавающие птицы.

1

Рассматривание картинок, название птиц.

Беседа о внешнем виде, отличительных признаках, среде обитания, питании, образе жизни.

Работа по учебнику: чтение текста, рассматривание иллюстраций, ответы на вопросы.

Сравнение птиц по внешнему виду,

среде обитания. Составление рассказа по вопросам о пользе и вреде птиц. Рассматривание скворечника, кормушек, объяснение их назначения.

Выполнение заданий в рабочей тетради.

Зарисовка птицы.

Лебедь, яйца, перо, пух; скворечник, кормушка, водоплавающие.

Учебник с.35-39, рабочая тетрадь.

Предметные и сюжетные картины по теме.

Развитие мыслительных операций на основе упражнений в нахождении и назывании сходных признаков объекта, отнесенных к одной и той же изучаемой группе; зрительного восприятия при работе с наглядным материалом; памяти через воспроизведение прочитанного, услышанного;

коррекция речи через умение  вступать в диалог (отвечать на вопросы, уточнять непонятное); обогащение словарного запаса.

Дикие птицы.

1

Отгадывание  загадки о птицах.

Дифференциация птиц: дикие, домашние.

Рассматривание птиц на рисунках. Показ и называние знакомых объектов (утка, селезень). Словарная работа (утка, селезень).

Работа по учебнику: чтение текста, рассматривание иллюстраций. Беседа о внешнем виде, питании, повадках, образе жизни, детенышах.

Беседа о приспособлении диких животных к природным условиям.

Выполнение заданий в рабочей тетради.

Дикие птицы, гусь, утка, лебедь, птицы – друзья сада; охрана птиц; повадки, забота о потомстве.

Учебник с.39-41, рабочая тетрадь.

Предметные и сюжетные картины по теме.

Развитие мышление через сравнение и различение домашних и диких птиц;

речи через умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Домашние  птицы.

1

Рассматривание картинок с изображением домашних птиц.

Работа по учебнику: чтение текста, рассматривание иллюстраций. Беседа о внешнем виде, питании, повадках, образе жизни, детенышах.

Выполнение заданий в рабочей тетради.

Нахождение птиц на рисунках. Составление

описательного рассказа. Словарная работа (курица, петух, цыплята). Определение значения курицы для человека.

Сравнение диких и домашних птиц. Нахождение сходства и различий.

Домашние птицы, курица, петух, цыплята; птицы – друзья сада; охрана птиц; повадки, забота о потомстве.

Учебник с.41-45, рабочая тетрадь.

Предметные и сюжетные картины по теме.

Развитие мышление через сравнение и различение домашних и диких птиц;

Внимания путем  переключения с одного вида деятельности на другой;  речи через умение  вступать в диалог (отвечать на вопросы, уточнять непонятное).

Насекомые. Пчела. Насекомые-вредители

1

Отгадывание загадок о насекомых.

Нахождение известных насекомых на рисунках.

Работа по учебнику: чтение текста, рассматривание иллюстраций. Беседа по содержанию. Составление описательного рассказа о насекомом по плану.Запись названий насекомых в тетрадь, зарисовка насекомого.  

Рассматривание изображения пчелы. Определение частей тела пчелы. Знакомство с повадками пчёл, разведение пчёл человеком. Определение пользы  пчелы для человека. Правила поведения на пасеках.

Слушание рассказа о насекомых - вредителях. Рассматривание рисунка.

Насекомые, внешний вид, образ жизни, питание; полезные и вредные насекомые; разведение и использование пчёл; пасека.

Учебник с.45-49, рабочая тетрадь.

Предметные и сюжетные картины по теме.

Развитие памяти через выяснение степени усвоения материала предыдущих уроков; внимания через умение ориентироваться в задании, представленном в наглядной форме;

 речи, на основе составления предложений по опорным словам, картинкам.

Насекомые.

Проверочная работа №4 «Животные»

1

Отгадывание загадок о насекомых.

Нахождение известных насекомых на рисунках.

Знакомство с образом жизни муравьёв, пользой, которую они приносят лесу.

 Проверочная работа №4 «Животные»

Насекомые, внешний вид, образ жизни, питание; полезные и вредные насекомые; разведение и использование пчёл; пасека.

Учебник, рабочая тетрадь.

Предметные и сюжетные картины по теме

Развитие  зрительного восприятия через узнавание объектов по характерным существенным признакам; памяти через воспроизведение прочитанного, услышанного; речи, через умения строить высказывания по условным обозначениям, наглядном материале; выработка навыка самостоятельной работы, самоконтроля.

Человек – 4 часа

Человек. Мозг человека. Профилактика травм головного мозга.

1

Показ        на схеме частей тела человека.

Работа по учебнику: чтение текста, рассматривание иллюстраций. Беседа по содержанию.

Выполнение заданий в рабочей тетради.

Сравнение мозга собаки и лягушки по рисункам.

Определение правил профилактики травм. Запись правил профилактики в тетрадь. Работа по мультимедийному оборудованию EduQuest (раздел «Детки-конфетки») – задания: «Мое тело».

Объяснение по рисункам правильного и неправильного поведения.

Зарисовка иллюстрации правильного поведения

Голова и мозг человека. Профилактика травматизма головного мозга.

Учебник с.50-54, рабочая тетрадь.

Предметные и сюжетные картины по теме Мультимедийное оборудование

EduQuest

Развитие памяти через повторение и  запоминание изучаемого материала,   воспроизведение прочитанного, услышанного; коррекция внимания через способность понимать главное в воспринимаемом учебном материале; речи, через  умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; обогащение словарного запаса.

Режим дня. Часы. Профилактика переутомления.

1

Работа со схемой частей суток.

Определение занятий в разное  время  суток.  Работа по учебнику: чтение текста, рассматривание иллюстраций. Беседа по содержанию. Выделение ответов на вопросы в тексте учебника. Выполнение заданий в рабочей тетради.

Составление рассказа о любимом занятии вечером.

Рассматривание часов. Определение предназначения часов (будильник, настенные, ручные, песочные).

Практическая работа по определению времени.

Составление режима дня, запись в тетрадь. Практическое        разучивание физкультминутки для профилактики переутомления

Режим дня, части суток, будильник, настенные, ручные, песочные часы; предупреждение перегрузок, правильное чередование труда и отдыха. Физкультминутки, динамические паузы, гимнастика.

Учебник с.55-59, рабочая тетрадь.

Предметные и сюжетные картины по теме

Развитие и  коррекция зрительного восприятия при работе с наглядным материалом схемой режима дня; слухового восприятия через рассказ учителя, ответы учащихся;  речи, на основе составления предложений по опорным словам, картинкам.

Загрязнение воздуха, воды, почвы.

1

Выявление причин  загрязнения воздуха по рисункам. Определение действий человека по очистке воздуха.  

Чтение текста учебника, выделение ответов на вопросы.

Выполнение заданий в рабочей тетради.

Придумывание пиктограмм, условных знаков,

запрещающих        загрязнение воздуха.

Выявление причин загрязнения воды по рисункам. Определение действий человека по очистке воды.

Чтение         текста учебника, выделение ответов на вопросы.  Выполнение заданий в рабочей тетради.

Придумывание пиктограмм, условных знаков, запрещающих загрязнение воды.

Выявление причин загрязнения почвы по рисункам. Определение действий человека по очистке почвы.        

Чтение текста учебника, ответы на вопросы. Выполнение заданий в рабочей тетради.

Придумывание пиктограмм, условных знаков, запрещающих загрязнение почвы, зарисовка в тетрадь.

Состояние природы и её влияние на здоровье человека; забота человека о чистоте воды, воздуха, забота о земле.

Учебник с.59-63, рабочая тетрадь.

Предметные и сюжетные картины по теме

Развитие мыслительных операций на основе упражнений в анализа изучаемого материала, умении делать выводы; зрительного восприятия при работе с наглядным материалом; памяти через воспроизведение прочитанного, услышанного;

коррекция речи через умение  вступать в диалог (отвечать на вопросы, уточнять непонятное); обогащение словарного запаса.

Заповедники. Зоопарк. 

1

Определение        понятия  заповедник.

Работа по учебнику: чтение текста, рассматривание иллюстраций. Беседа по содержанию.

Выполнение заданий в рабочей тетради.

Составление рассказа о занятиях людей, работающих        в заповедниках, лесничествах. Словарная работа (заповедник, лесничество).

Виртуальная экскурсия в зоопарк. Слушание рассказа учителя о животных зоопарка.

Рассматривание объектов, зарисовка в тетрадь.

Охрана редких растений и исчезающих животных. Зоопарк, Заповедник. Лесничество.

Учебник с.64-68, рабочая тетрадь.

Предметные и сюжетные картины по теме

Развитие  и  коррекция мышления через умение анализировать, группировать предметы по их назначению, делать выводы;

речи, через умения строить высказывания по условным обозначениям, наглядном материале.

Безопасное поведение – 3 часа

Правила        

поведения        в быту, в школе        

        .

1

Определение правильного поведения по иллюстрациям.

Работа по учебнику: чтение текста, рассматривание иллюстраций. Беседа по содержанию.

Выполнение заданий в рабочей тетради.

Составление рассказа о безопасном поведении.

Выбор правильного поведения в стихотворном тексте. Разыгрывание ситуаций по правилам поведения в школе. Составление рассказа по правилам

Заучивание телефонов экстренной помощи.

Правила поведения с незнакомыми людьми, в незнакомом месте; телефоны экстренных служб.

Учебник с.69-72, рабочая тетрадь.

Предметные и сюжетные картины по теме, презентация по теме урока.

Развитие словесно-логического мышления через умение анализировать, делать простейшие обобщения  на наглядном материале; коррекция зрительной памяти, внимания при работе с иллюстрациями через умение находить картинку по заданию;  слухового внимания на основе умений слушать речь отвечающих и учителя; речи через умение вступать в диалог, на основе составления предложений по опорным словам, картинкам.

ПДД.        Дорога.

Пешеходный

Переход

Проверочная работа №5 «Человек. Безопасное поведение»

1

Определение частей дорог по рисунку.

Работа с опорными словами (проезжая часть, полоса движения, трамвайные пути, тротуар).

Работа по учебнику: чтение текста, рассматривание иллюстраций. Беседа по содержанию. Нахождение предложения в тексте по заданию учителя.  Выполнение заданий в рабочей тетради.

Рассматривание иллюстраций по ПДД,  разучивание правил поведения на дороге.

Практическая        отработка  правил поведения на дороге.  Чтение правил перехода по «зебре» (по очереди, по цепочке).

Практическая        отработка навыков перехода дороги        по пешеходному переходу, светофору.

Проверочная работа №5 «Человек. Безопасное поведение»

Изучение ПДД: сигналы светофора, пешеходный переход,

правила нахождения ребенка на улице (сопровождение взрослым, движение по тротуару, переход

улицы        по пешеходному

переходу): движение группой; правила нахождения ребёнка на улице.

Учебник с.73-75, рабочая тетрадь.

Предметные и сюжетные картины по теме.

Развитие словесно-логического мышления через умение анализировать, делать простейшие обобщения изучаемого материала; памяти через воспроизведение прочитанного, услышанного; речи, через умения строить высказывания по условным обозначениям, наглядном материале; выработка навыка самостоятельной работы, самоконтроля.

Транспорт. Мы – пассажиры.

1

Работа по мультимедийному оборудованию EduQuest (раздел «Мир вокруг меня») – задания: «Мир транспорта».

Работа с опорными словами (пассажирский транспорт, автобус, троллейбус, трамвай, метро, водитель, кондуктор).

Нахождение объектов на иллюстрациях. Работа по учебнику: чтение текста, рассматривание иллюстраций. Беседа по содержанию. Чтение правил поведения в общественном транспорте.

Выполнение заданий в рабочей тетради.

Практическая отработка правил поведения в транспорте и общественных местах.

Правила поведения в общественном транспорте.

Учебник с.76-77, рабочая тетрадь.

Предметные и сюжетные картины по теме, презентация по теме урока. Мультимедийное оборудование

EduQuest

Развитие словесно-логического мышления через умение анализировать, делать простейшие обобщения  на наглядном материале; коррекция зрительной памяти, внимания при работе с иллюстрациями через умение находить картинку по заданию;  слухового внимания на основе умений слушать речь отвечающих и учителя; речи через умение  вступать в диалог (отвечать на вопросы, уточнять непонятное); обогащение словарного запаса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету " Мир природы и человека", 1 (доп) класс вариант 8.3

Рабочая программа по предмету " Мир природы и человека", 1 доп класс вариант 8.3 для детей с РАС...

РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ПО ПРЕДМЕТУ «МИР ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА» 4 «В» КЛАССА

РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ПО ПРЕДМЕТУ «МИР ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА» 4 «В» КЛАССА...

Адаптированная рабочая программа учебного предмета «Мир природы и человека» начальное общее образование (для обучающихся с легкой умственной отсталостью, вариант 1) класс 3-4

Адаптированная рабочая программа по предмету составлена на основе требований к планируемым результатам Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихс...

Рабочая программа учебного предмета "Мир природы и человека"

Календарно-тематическое планирование по мир природы и человеку 1-2 классы...

Программа учебного предмета «Мир природы и человека» 1-4 класс

1. Пояснительная записка Программа  по предмету «Мир природы и человека» разработана  в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного ста...

Рабочая программа по предмету "Мир природы и человека" для обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) 2 класс, вариант 1.

Программа для образовательных учреждений, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы. Поограмма входит в предметную область "Обществознание" и относится к обязательной...

Рабочая учебная программа по предмету "Мир природы и человека" для 2 класса вариант 8.3.

Актуальность предмета «Мир природы и человека» заключается в том, что в процессе формирования представлений о живой и неживой природе ребенок получает знания о явлениях...